Научная статья на тему 'Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого- педагогических исследованиях'

Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого- педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1372
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КСЕНОФОБИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприенко Тарас Павлович

В статье изложены различные подходы к определению понятий толерантности и толерантной личности некоторых отечественных и зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куприенко Тарас Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого- педагогических исследованиях»

УДК 159.9

Куприенко Тарас Павлович

аспирант кафедры педагогики и психологии

Московского педагогического государственного университета

kalikagai@gmail. com

Taras P. Kuprienko

graduate student of the Department

of Pedagogy and Psychology Professional Education Faculty of Pedagogy, psychology and the federal Moscow State Pedagogical University" kalikagai@gmail. com

Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого-педагогических

исследованиях

The problem of studying the phenomenon of tolerance in the domestic and foreign psychological and pedagogical studies

Аннотация. В статье изложены различные подходы к определению понятий толерантности и толерантной личности некоторых отечественных и зарубежных исследователей.

Ключевые слова: толерантность, ксенофобия, личностная и профессиональная компетенция.

Abstract. The article describes the different approaches to the definition of the concepts of tolerance and tolerant person of some Soviet, Russian and foreign researchers.

Key words: tolerance, xenophobia, personal and professional competence.

В современном мире жизнедеятельность человека сопряжена с широким спектром факторов различной природы, дисгармонирующих развитие личности, будь то социально-политические, экономические или межличностные потрясения, которые объединяют индивидов, не справляющихся со сложной жизненной ситуацией, в группы риска. Одним из этих факторов являются устойчивые системы ксенофобических установок личности.

Исходя из гуманистической парадигмы образования, становится очевидным тот факт, что дисгармоничная личность, пребывающая в сложной жизненной ситуации и потенциально относящаяся к группе риска, нуждается в компетентной помощи, эффективном гармонизирующем взаимодействии, психолого-педагогической поддержке, которые могут и должны обеспечиваться специалистами психолого-педагогических профилей.

Одним из необходимых условий эффективности такой поддержки является поликомпонентная профессиональная готовность данных специалистов, фундаментальным ядром которой является личностная

проработка, минимализация, преодоление собственных ксенофобических установок.

В настоящее время проблема феноменов ксенофобии и, как следствие, толерантности предстает особенно остро: расизм и национализм, сексизм и гетеросексизм, эйджизм и иные формы ксенофобии оказывают значительное влияние на жизнедеятельность человека, в частности, и всего общества в целом.

В массовом сознании со второй половины XX века толерантность понимается как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Тем не менее, на сегодняшний день в научном сообществе однозначного и общепринятого определения данного понятия не существует.

В работах отечественных философов XIX-XX вв. толерантность рассматривается в контексте духовности, поскольку духовность содержит в себе нравственность, ценностно-ориентационную сферу личности и смыслообразование. H.A. Бердяев отмечал, что «общение мучительно трудно,потому что личности представляют разные и таинственные миры, лишь частично соприкасаюшиеся и друг другу открывающиеся. В мире духовном личности входят в единую родственную атмосферу Царства Божьего» [4, с.373]. Другими словами, толерантность в философии H.A. Бердяева можно определить как межличностные проявления духовности человека. B.C. Соловьев в своих работах утверждает фактор доброты как важнейшее условие толерантного отношения к другом человеку: «истинная сущность жалости, или сострадания, вовсе не есть непосредственное отождествление себя с другим, а признание за другим собственного (ему принадлежащего) значения - права на существование и возможное благополучие» [13].

Изучение вопроса толерантности можно также обнаружить и в трудах зарубежных психологов XX в. - очевидно, данный вопрос рассматривается в контексте исследования межличностного взаимодействия. В соответствии с этим, можно выделить несколько подходов: когнитивно-бихевиоральный и экзистенциально-гуманистический. В бихевиоральном понимании толерантность формируется при организации соответствующих условий -повторения, упражнений и переноса способа действия в другие ситуации, т.е. при формировании паттерна поведения. Толерантность при этом рассматривается через диаду «агрессивность-неагрессивность». Некоторые основные принципы и механизмы, сформулированные представителями бихевиоральной психологической школы, применяются в программах обучения толерантному поведению и в настоящее время.

Когнитивные психологи рассматривают феномен толерантности через призму социальных установок, стереотипов и возникающего в качестве следствия когнитивного диссонанса, провоцирующего, в частности, агрессивное поведение субъекта. Так, С. Московичи утверждает, что социальные представления конструируют реальность социальных групп, которая детерминирует индивидуальное поведение их членов и их субъективные установки по отношению к позиции «чужого» [8].

В экзистенциально-гуманистической психологии толерантность трактуется как стремление личности к самореализации. Согласно К.Роджерсу, для гармонично развитой личности характерны открытость, коммуникабельность, социабельность и при этом независимость (самодостаточность), терпимость к другим и доверие к себе, а гуманность является принципом построения межличностных взаимоотношений. Личность, находящаяся в процессе самореализации, направлена на взаимодействие с другими, их понимание и принятие, то есть истинно толерантна [9].

Э. Фромм формулирует несколько систем социальных ориентаций человека: неплодотворные и плодотворные. К неплодотворным он относит рецептивную (получение удовольствия из внешнего мира), эксплуататорскую (получение удовольствия из внешнего мира через использование силы и насилия), стяжательскую (изоляция удовольствия исключительно в себе) и рыночную ориентации (восприятие себя как товара). Плодотворную социальную ориентацию Э. Фромм возводит в цель человеческого развития, «к которой способно каждое человеческое существо, не искалеченное ментально и эмоционально». Таким образом, человек, по Э. Фромму, плодотворен в своей жизнедеятельности и толерантен тогда, когда является ответственным, непредвзятым, разделяет деятельную и разумную любовь с окружающими, испытывает доверие к другим, активен и свободен [14, с. 60].

Среди работ отечественных психологов необходимо указать исследования Х1Х-ХХ вв., в которых формулируются сущностные характеристики толерантной личности.

Так, взаимоотношения человека с другими людьми, их качественные характеристики, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, являются определяющими в формировании личности: «...на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения - к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т.п.» [10, с. 554]. «Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [11, с. 262]. Позиция С.Л. Рубинштейна, бесспорно, является актуальной и в настоящие дни, особенно в контексте происходящих социально-экономических изменений, а также реформ образования и профессиональных стандартов подготовки специалистов.

Понимание нравственности (толерантности) как системной характеристики межличностных взаимоотношений встречается и в работах Б.Г. Ананьева. Он определяет жизнь человека как смену определенных фаз, связанных с изменениями в образе жизни и системе человеческих отношений, в центре которых располагается нравственность индивида.

Именно благодаря работам Б.Г. Ананьева формируется социально-психологическое понимание толерантности как терпимости к отличиям, эмпатии [1].

Следует отдельно заметить, что определение толерантности как основополагающего принципа построения взаимоотношений приводится и в «Декларации принципов толерантности», согласно которой толерантность -это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность» [5, с. 183].

А.Г. Асмолов в своих исследованиях отмечает, что толерантностью обладает полноценная личность, имеющая свои ценности и интересы и, одновременно с этим, уважающая позиции других. Он интерпретирует толерантность как некую норму, определяющую «диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности» [2, с. 5]. Содержательно толерантность А.Г. Асмоловым определяется как устойчивость, терпимость и допустимое отклонение. Толерантность, возникшая в процессе жизнедеятельности человека, становится ценностью для него самого и обнаруживает себя во взаимодействии с другими людьми.

Г.У. Солдатова рассматривает толерантность «как способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического состояния, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» [12, с. 64].

Г.Л. Бардиер рассматривает толерантность как установку личности, имеющую три составляющие - когнитивную, эмоциональную и поведенческую [3]. По Г.Л. Бардиер, детерминантой толерантности является свобода выбора идентичности: «...толерантность по своей сути определяется способностью и возможностью человека к изменению (смене) своей идентичности, что осуществляется им как смена выбора «альтернативного истолкования своего существования» [12, с. 16]. Обобщая философские и психологические подходы, Г.Л. Бардиер определяет толерантность как способность человека позитивно реагировать на окружающие его различия по трем основным сферам - социальных взаимотношений, социального познания и социального поведения. Толерантность, таким образом, понимается как специфическое свойство личности, условно возникающее при столкновении различий между субъектами взаимодействия.

Толерантность специалистов различного профиля рассматривают и в структуре социальных компетенций. Так, например, И.А. Зимняя называет среди важнейших качеств специалиста социальной сферы, и психолого-педагогического профиля в том числе, коммуникативный контроль, способы реагирования в конфликте, способность к эмпатии, самооценку, уважение и

принятие другого человека и т.п. [7]. Ю.М. Забродин к характеристикам личности (личностным компетенциям) эффективного консультанта относит аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, силу личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубину отношений с другими людьми, постановку реалистичных целей, эмпатию [6].

Представленные выше концепции понимания толерантности отражают динамику развития социально-психологических исследований данного феномена - от духовных качеств личности до профессиональной и общественной значимости в системе отношений, признания активности, субъектности в процессах личностного и профессионального становления. Тем не менее, во всех подходах толерантность рассматривается как внутриличностная характеристика, актуализирующаяся в процессе взаимодействия субъектов, имеющих значимые различия. Толерантность специалиста психолого-педагогического профиля, как социально-психологический феномен, проявляется в профессиональном взаимодействии и определяется взаимосвязью толерантных качеств личности, с одной стороны, и личностными ксенофобическими установками - с другой.

Толерантность педагога-психолога, социального педагога и социального работника - это результат его профессионального становления. Именно по этой причине мы считаем актуальной разработку специализированного модульного курса по преодолению собственных ксенофобических установок для студентов психолого- и социально-педагогических направлений подготовки. Создание подобного спецкурса будет способствовать повышению общего уровня профессиональной готовности будущих специалистов психолого-педагогического профиля (которые, в свою очередь, и являются активными общественными трансляторами гуманистических ценностей и конструктивных профессиональных установок) и снижению уровня их ксенофобии не только в данной сфере, но и в непосредственной практике работы со стигматизированной личностью и стигматизированными социальными группами вообще (например, с представителями притесняемых национальных меньшинств, социально неодобряемых субкультур и т.п.), через формирование понимания сущности ксенофобии и процессов деструктивной социальной стереотипизации.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. -

282 с.

2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. -СПб.:Издательство СПбГУ, 2005. - 120 с.

3. Бердяев H.A. Дух и реальность: Основы благочеловеческой духовности. Я. И мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 381 с.

4. Декларация принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

5. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360 с.

6. Зимняя И.А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов -комплексный объект мониторингового исследования // Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России: Сб. науч. тр. - М., 2000. - С. 5-11.

7. Московичи С. Век толп. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.

8. На пути к толерантному сознанию // Отв. ред. А.Г. Асмолов. -М.:Смысл, 2000. - 255 с.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.:Прогресс, 1994. - 480 с.

10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. -

328 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.713 с.12. Психодиагностика толерантности личности. / Под ред. Г.У.Солдатовой. -М.: Смысл, 2008. -172 с.

13. Соловьев B.C. Оправдание добра. - М.: Академический проект,2010. - 671 с.

14. Фромм Э. Человек для себя. Революция надежды. Иметь или Быть.-М.; ACT: ACT МОСКВА, 2007. - 602 с.

Literature

1 . Ananyev B. G. Chelovek as knowledge subject. - SPb: St. Petersburg, 2001. -282 pages.

2 . Bardiyer G. L. Social psychology of tolerance. - SPb St.Petersburg State University.:izdatelstvo, 2005. -120pages.

3 . Berdyaev H.A. Spirit and reality: Bases of blagochelovechesky spirituality. Ya. I world of objects: Experience of philosophy of loneliness and communication. - M.: ACT: ACT MOSCOW: KEEPER, 2007. - 381 pages.

4 . The declaration of the principles of the tolerance approved by the resolution 5.61 General conferences of UNESCO from November 16, 1995.

5 . Zabrodin Yu.M. Psikhologiya of the personality and management of human resources. - M.: Finstatinform, 2002. - 360 pages.

6 . Winter I.A. valuable and motivational orientations of students - complex object of monitoring research//Valuable motivational orientations of students of higher education institutions in modern Russia:- M, 2000. - Рage 5-11.

7 . Московичи S. Vek of crowds. - M.: "Psychology and psychotherapy center", 1998. - 480pages.

8 . On a way to tolerant consciousness//Otv. edition A.G. Asmolov. -M.-.Смысл, 2000. - 255pages.

9 . Rogers K. Vzglyad on psychotherapy. Formation of the person. -M.:Прогресс, 1994. - 480pages.

10 . Rubenstein S. L. Life and consciousness. - M.: Publishing house of Academy of Sciences of the USSR, 1957. -328 pages.

11 . Rubenstein S. L. Fundamentals of the general psychology. - SPb. : St. Petersburg, 2005. - 713 pages 12. Psychodiagnostics of tolerance of the personality. / Under the editorship of G. U. Soldatova. - M.: Sense, 2008. - 172 pages.

13 . Nightingales B.C. Good justification. - M.: Academic project, 2010. -671 pages.

14 . Fromm E. Chelovek for itself. Hope revolution. To have or be. - M.; ACT: ACT MOSCOW, 2007. - 602 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.