Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к проблеме толерантности'

Концептуальные подходы к проблеме толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1153
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТРУКТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / CONCEPTUAL APPROACHES / THE CONCEPT AND THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS / THE STRUCTURE OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна, Силина Людмила Анатольевна

Теоретический анализ понятия «толерантность» с точки зрения разнообразных научных подходов позволил конкретизировать его категориально-понятийное содержание. Обнаружена связь толерантности с рядом понятий, которые составляют базу таких психологических направлений, как психоаналитическое, когнитивистское и бихевиористическое. Анализ понятия толерантности в контексте гуманистической психологии дал нам возможность соотнести его с понятием самоактуализации, в результате чего нами был сделан вывод о том, что толерантность тесно связана с адаптацией человека к жизни в многогранном окружающим его мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF TOLERANCE

Theoretical analysis of the concept of “tolerance” from the point of view of various scientific approaches has allowed to specify the categorical-conceptual content of the concept of tolerance. The correlation of tolerance with a number of concepts that constitute the basis of such psychological areas as psychoanalytic, cognitivist and behaviorist. An analysis of the concept of tolerance in the context of humanistic psychology gave us an opportunity to relate it with the concept of self-actualization, as a result it was concluded by us that tolerance is closely connected with human adaptation to life in the multifaceted world around him.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к проблеме толерантности»

сгладить нарушения семейного воспитания и повысить уровень субъектных свойств личности подростков, то есть снизить степень социально-педагогической запущенности.

Список литературы

1 Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. : в 6 т. - Т.4. - Москва : Педагогика, 1984. - С.244-328.

2 Ермолаева Е. Г. Изменение ценностно-смысловых ориентаций родителей как фактор коррекции нарушений семейного воспитания подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Курган, 2008. - 169 с.

3 Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. -Москва : Гардарики, 2006. - 320 с.

4 Курманова Н. С. Психологическая коррекция детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков : дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2003. - 233 с.

5 Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. - Курган : Изд-во Курганского государственного университета, 2008. - 365 с.

6 Петровский А. В. Дети и тактика семейного. -Москва, 1981. - 76 с.

7 Реан А. А. Психология подростка : учебник / под общ. ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 480 с.

8 Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 656 с.

9 Baumrind, D. Parenting styles and adolescent development //Lerner P.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J. Encyclopedia of adolescence. - Vol. 2. - N.Y., 1991. - P.746-758.

УДК 316.6

Овчарова Р.В., Силина Л.А.

Курганский государственный университет,

Курган

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация. Теоретический анализ понятия «толерантность» с точки зрения разнообразных научных подходов позволил конкретизировать его категориально-понятийное содержание. Обнаружена связь толерантности с рядом понятий, которые составляют базу таких психологических направлений, как психоаналитическое, когнитивистское и бихевиористическое. Анализ понятия толерантности в контексте гуманистической психологии дал нам возможность соотнести его с понятием самоактуализации, в результате чего нами был сделан вывод о том, что толерантность тесно связана с адаптацией человека к жизни в многогранном окружающим его мире.

Ключевые слова: толерантность, концептуальные подходы, понятие и сущностные характеристики, структура толерантности.

Ovcharova R.V., Silina L.A. Kurgan State University, Kurgan

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF TOLERANCE

Abstract. Theoretical analysis of the concept of "tolerance" from the point of view of various scientific approaches has allowed to specify the categorical-conceptual content of the concept of tolerance. The correlation of tolerance with a number of concepts that constitute the basis of such psychological areas as psychoanalytic, cognitivist and behaviorist. An analysis of the concept of tolerance in the context of humanistic psychology gave us an opportunity to relate it with the concept of self-actualization, as a result it was concluded by us that tolerance is closely connected with human adaptation to life in the multi-faceted world around him.

Keywords: tolerance, conceptual approaches, the concept and the essential characteristics, the structure of tolerance.

Актуальность проблемы, обсуждаемой в данной статье, обусловлена тем, что на процесс социальных взаимодействий в современном мире как на уровне личность-личность, личность-группа, так и на уровне государство-государство влияет степень толерантности людей, не снижающая их уровень самостояния как субъектов взаимодействия. Все конфликтные социальные взаимодействия связаны с неразвитостью этой ценности и свойства личности, порождающей цинизм, агрессию, жестокость и насилие в обществе. Поэтому необходимо понять сущность этого феномена, его проявления, условия и факторы формирования. При этом в психологической науке существует обилие концептуальных подходов, которые интересны сами по себе, но не дают целостного представления о феномене толерантности.

Обратившись к этимологическим корням слова «толерантность», мы обнаруживаем, что оно берет свое начало от латинского tolerantia, что означает «терпение, терпеливость и выносливость» [9]. Некоторую специфику это слово приобретает в английском языке - tolerance, что означает готовность уважать высказанное другими людьми мнения и принимать своеобразие их образа жизни, обладая, таким образом, свободой от предубежденности. С французского языка (tolerance) слово переводиться как уважение, проявляемое к свободе другого, восприятию его образа жизни, мысли, поведения, а также принятие его, как политических, так и религиозных взглядов [3, с.8-18]. В испанском языке (^^^аа) толерантность означает способность признавать разнообразные, возможно, полностью противоположные от своих собственных идеи [7], а в немецком (toleranz) -принятие как заслуживающими внимание и понимание убеждений, привычек, которые разительно

отличаются от собственных. В китайском (kuan rong) означает проявление широкого великодушия по отношению к другим людям [20], с арабского (tasamul) переводится как прощение, снисходительность, терпение и расположенность к окружающим [1, с.8], с персидского языка - терпение, выносливость и готовность к примирению [1, с.9].

В.И. Даль в своем словаре указывает значение слова «толерантность» как терпимость, которой обладает человек, т. е. его свойство, способность или качество, «терпеть» кого-либо или что-либо, проявляя тем самым «милосердие, снисхождение» [8, с.128]. А в ряде словарей иностранных слов понятие «толерантность» соотносится с терпимостью к чужому мнению, содержащей значительную степень снисходительности.

А.Г. Асмолов в своих работах подчеркивает, что употребление слова «толерантность» в русском языке изначально использовалось в медицине и в ряде гуманитарных наук [2, с.3-13]. Термин исчез из обращения в середине 30-х годов XX века, сохранившись лишь в некоторых словарях в качестве иностранного слова.

В одном из изданий «Большой Советской энциклопедии» термин «толерантность» упоминался со ссылкой на его медицинское происхождение в связи с тем, что понятие было введено английским иммунологом П.Б. Медаваром (1953 г.) после открытия явления приобретённой иммунотоле-рантности. В своем исследовании П.Б. Медавар рассматривал толерантность как степень терпимости иммунной системы человека к трансплантируемым инородным тканям [13].

Неоднозначность толкования понятия «толерантность» связана с его междисциплинарностью. С целью более полного раскрытия сущности понятия «толерантность» обратимся к разнообразным научным исследованиям, авторы пытались выявить его характерные особенности, значение и специфическую направленность в различных областях научных знаний. Примером тому могут служить исследования А.Г. Асмолова, который рассматривает толерантность в разнообразных контекстах: биологическом, политическом и психологическом [4, с. 4-7].

Если рассматривать толерантность с точки зрения эволюционно-биологического подхода, то обнаруживается, что она опирается на сложившиеся представления о «норме реакции». Речь идет об оптимально допустимом диапазоне разнообразных вариантов реагирования, которые присущи конкретному виду и не нарушают его генотип (И.А. Васюкова, И.Х. Дворецкий, М.И. Еникеев, М. Кордуэлл, Л.П. Крысин, Н.Н. Мельникова, С.И. Ожегова, А. Ребер и др.). Как правило, в данном контексте исследовались проблемы в сфере физиологической совместимости различных органов и тканей, а также некоторые вопросы формирования толерантности к определенным лекарственным препаратам и т.д.

В гуманитарных науках толерантн ость 86 -

рассматривается как устойчивость к разнообразным по характеру стрессовым ситуациям, фрустрациям и различным негативным внешним влияниям, в том числе экстремальным условиям окружающей среды. Подобная устойчивость достигается посредством напряженного состояния в процессе привыкания к многообразному миру. Толерантный субъект характеризуется высокой степенью устойчивости к сохранению себя как высоконравственной личности с небезразличным отношением к окружающему его миру (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.А. Лабунская, М. Уолцер, Ю. Хабермас и др.).

С точки зрения этики толерантность представляет свод норм цивилизованного компромисса, существующего между разнообразными конкурирующими культурами, с обязательным условием к принятию иных, возможно, коренным образом отличающихся взглядов. Таким образом, толерантность выступает условием, следование которому направленно на сохранение всего разнообразия непохожестей.

«Декларация принципов толерантности», утвержденная ЮНЕСКО, трактует толерантность как уважение, принятие и понимание всего многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, свободы её мысли, совести и убеждений. Толерантность выступает не в качестве уступки или снисхождения, а прежде всего как активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [10, с.131-138].

Г.Л. Бардиер, опираясь на базовые принципы Декларации, выделила основные синонимы понятия «толерантность», к которым отнесла взаимопонимание, открытость, отказ от догматизма, ненавязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, право отличаться друг от друга, открытый диалог, чуткость, ответственность, разрешение конфликтов ненасильственными методами. Автором введено и противоположное понятие - интолерантность, которую она определяет такими синонимами, как снисхождение, оправдание посягательств, отказ от своих убеждений, уступка чужим убеждениям [6, с.32].

С политической точки зрения толерантность рассматривается как способность воспринимать чужое мнение и возможность в любом конфликте, носящем политический характер, найти оптимальный компромисс (А.А. Галкин, И.М. Дзялошинский и др.). Толерантность выступает таким качеством личности, которое способствует умению противопоставлять личность стереотипности и авторитаризму, а также выступает значимым условием наиболее успешной адаптации личности к новым ситуациям, из чего следует, что люди, которые не обладают необходимым уровнем сформированности толерантности, способны проявлят ь же ст кую катего р и ч н о сть и о к а-

зываются практически полностью не способными к разнообразным изменениям [14, с.88-98].

В педагогике, рассматривая толерантность в качестве личностной черты, под её формированием подразумевают приобщение молодого поколения к жизни в окружении мира, наполненного непохожими людьми и идеями (В.Н. Алешин, А.Г. Асмолов, А.А. Реан, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.).

М.С. Мириманова, рассматривая толерантность в рамках культуры, определяет её в как цель и результат воспитания, в процессе которого происходит ее формирование как ценности и качества личности, способных проявляться в поведении и поступках [15, с.104-115]. В этой связи толерантность является социальной нормой, которая определяет степень устойчивости к разнообразным по своему характеру конфликтам в межкультурном обществе [4, с.4-7]. М.С. Мириманова и А.С. Обухов считают толерантность неким фактором, стабилизирующим уже сформированную, как внутри, так и снаружи личность, способствующим направлять межличностные отношения в социуме в правильное русло и способным связать индивидов с нормами и культурой [14, с.88-98].

Р.Г. Апресян, изучив семантику таких понятий, как терпимость и терпение, отмечает, что в слове «толерантность» по сравнению со словом «терпимость больше снисхождения или примирения. В русском зыке само слово «терпение», как правило, связано с горечью, однако может означать настойчивость и выносливость. В этой связи терпение, с одной стороны, определяет способность человека стойко переносить различные жизненные неприятности и уверенно действовать в достижении своей цели (настойчивость), а с другой -способность к проявлению кротости и умению надеяться на лучшее.

Согласно мнению А.Г. Асмолова, за понятием «толерантность» стоит богатейший житейский опыт, полученный в результате поиска путей гармоничного преодоления разнообразных разногласий и нахождения компромиссов, принадлежащих либеральным и демократическим обществам. Однако существует и другое восприятие и понимание этого слова, которое ассоциируется с более привычным для нас и наиболее часто употребляемым в повседневной речи, с пассивным принятием окружающей нас реальности. Понятие «толерантность» употребляется в более широкой сфере общественно - политических интересов, в то время как «терпимость» выступает тем термином, который берет свое начало из сферы межличностного общения [1, с.4-7].

В.М. Соколов подчеркивает значимость разнесения понятий «терпимость» и «терпение» с точки зрения социального понимания, обусловливая это тем, что терпимость - это качество, которое принадлежит не столько отдельно взятой личности, сколько социальной группе в целом, и сп о со б н о п роя влят ься п р и в ст рече с ч е м-то и

«иным». Таким образом, это некая нравственно-психологическая установка принятия, либо непринятия чужих мыслей, идей, культуры и т.д. А «терпение» - это психологический порог восприятия личностью (социальными группами) чуждых ей социальных и духовных воздействий, за пределами которого она способна потерять свою психологическую устойчивость и может быть готова к непредсказуемым действиям [19, с.54-63].

Таким образом, было бы неправильным понимать «терпимость» как олицетворение пассивной позиции, а толерантность как наличие отстраненности, эмоциональной холодности и безразличия личности, обладающей ею. Толерантность в первую очередь подразумевает активную жизненную позицию, которая проявляется в уважении к мнению, идеям и поступкам другого человека.

В психологии понятие толерантности рассматривается как терпимость, устойчивость к разнообразным стрессовым факторам и к некоторой двусмысленности. Также, толерантность определяется, как желание принимать различные формы поведения окружающих людей. Однако, несмотря на то, что исследуемое понятие в работах различных авторов трактуется по-разному, все трактовки имеют одно объединяющее начало -толерантность является одним из условий нормального функционирования социума.

Обращение к современным источникам отечественной психологии позволяет выделить два основных аспекта исследования толерантности: внешней толерантности, заключающей в себе убеждение, что некий «Другой» может обладать своей точкой зрения и внутренней толерантности, определяющей способность личности к принятию самостоятельных решений и обдумыванию проблемы без учета возможных последствий для себя. М.С. Мириманова и А.С. Обухов выявили, что наиболее высокой внешней толерантностью обладают лидеры, способные позитивно воспринимать задачу и принимать быстрые решения в условиях создавшегося дефицита времени и информации [14, с.88-98]. В то время как низкий уровень внешней толерантности связан с высоким уровнем тревоги и чрезмерным желанием избежать неудачи.

Приверженцы первого аспекта рассматривают толерантность как терпимость, основанную на установках личности [11, с.167-169; 15, с.104-115; 19, с.54-63] и как непосредственно качество самой личности.

Второй аспект полагает толерантность важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, обладающей своими ценностями и интересами, готовой к их защите, одновременно проявляя уважение к позициям и ценностям другого человека. В этой связи толерантность рассматривается им как понятие, вобравшее в себя три пересекающихся значений, среди которых он выделяет устойчивость, терпимость и допустимое откло н ен и е . Из это го следует, что толе ра нт ные

87

установки проявляются в качестве активной жизненной позиции, занимаемой личностью, которая предполагает защиту прав другого человека, а также само отношение личности к любым проявлениям нетерпимости как недопустимым [4, с.4-7].

П. Николсон конкретизирует компонент отклонения: отклонение, моральная возможность наличия подобного отклонения, моральное несогласие объекта толерантности с этим отклонением, силу субъекта толерантности для осуществления воздействия на это отклонение, отказ от применения этой самой силы, толерантность по отношению к «Другому».

А.А. Реан, также рассматривая толерантность с точки зрения социальной зрелости личности, определяет её основу как совокупность, включающую в себя ответственность, саморазвитие, терпимость, положительное мышление и позитивное отношение к миру [17]. Рассматривая терпимость, А.А. Реан обособляет два её вида: сенсуальную и диспозиционную. Первую он связывает с классической и с психофизиологической толерантностью, т.е. с завышенным порогом чувствительности к разнообразным воздействиям со стороны социальной среды, включая воздействия субъектов в межличностном взаимодействии. Диспозиционная терпимость, с точки зрения автора, способна проявляться лишь в процессе социальных взаимодействий. Основу этого вида терпимости составляют конкретные установки личности, система её отношений к окружающей действительности. Такой вид терпимости воспроизводит положительное мировосприятие личности, проявляемое посредством чувствительности и эмпатийности, способности сопереживать и сочувствовать.

Многообразие определений сущности понятия «толерантность» обусловливают и разнообразие её компонентов, которыми наполняют данное понятие авторы ряда исследований. Т.В. Поштарева выделяет четыре компонента толерантности: признание, принятие, уважение и понимание. Согласно мнению автора, они могут наиболее полно «вскрыть» феномен толерантности [16]. При определении основной смысловой нагрузки компонентов, выделенных ею, она использует ряд определений, взятых с толкового словаря В.И. Даля, а именно: «признать» означает брать за истину, принимать убеждение, «принимать» в свою очередь означает брать во внимание или признавать причиной [8]. С точки зрения гуманистических позиций, выражение «принятие другого таким, каков он есть» следует рассматривать как начальную ориентацию на человека и его ценность как личность. Это, в свою очередь, говорит о готовности к положительному взаимодействию с другим человеком, а значит признание его прав на обладанием им своих личных интересов, обязательный учет всех его индивидуальных особенностей, а также допущение возможного отличия его от остал ь н ых о кружаю щих л юд е й . Так и м о б раз о м 88

«принять» следует понимать как веру в человека, готовность впустить его в свой внутренний мир, а также обязательно соотносить все свои действия с интересами и поведением «Другого» [21, с.272].

Следующим компонентом толерантности является уважение. В целях раскрытия сущности данного понятия обратимся к определению, высказанному Т.В. Поштаревой [16], которая считает, что «уважение» - это такое чувство, которое основано на принятии достоинств, заслуг и качеств другого человека.

Субъективное понимание выступает в качестве психологического состояния, которое выражается посредством правильности принятого решения и сопровождается чувством собственной уверенности в точности, либо восприятия, либо интерпретации события или явления [16]. С этой позиции понимание является необходимой составляющей, без которой невозможно конструктивное их взаимодействие. Само понимание зависит в первую очередь как от психологических способностей личности, так и от разнообразия коммуникативных систем, в котором происходит процесс жизнедеятельности.

Наиболее глубоко содержание таких понятий, как принятие и понимание, раскрыто В.Н. Куницыной, которая считает, что принятие и эмпатия выступают ведущими механизмами межличностного понимания, функционирующие на неосознанном уровне и обеспечивающие базовый фундамент дальнейшего логического анализа. Таким образом, принятие другой личности определяется наличием или отсутствием неосознанных психологических барьеров по отношению к нему [12, с.321].

Теоретический обзор результатов научных исследования позволил выявить, что толерантность выступает важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, проявляемая как безусловное принятие и уважение другого индивидуума как личности. Сформированная толерантность позволяет человеку без выраженной личностной тревожности и догматичности мышления находить наиболее оптимальные пути к пониманию и сотрудничеству с окружающими его людьми, способствует выработке высокой самооценки личности и наличию внутреннего локус-контроля.

Таким образом, толерантность - это ценность и качество личности, ценность и качество личности, которое проявляется в её поступках и поведении и определяет построение гармоничных взаимоотношений. Она выражается в уважительном отношении ко всем окружающим людям; высокой степени терпимости к отличным от собственных убеждениям и взглядам; способности в совокупности видеть, понимать и соотносить разнообразные точки зрения, которые могут не совпадать с собственными взглядами; в умении владеть собой, нести ответственность как перед самим собой, так и перед обществом; в высоком уровне осознания личностных жизненных принципов и гото в н ости сл ед о в ат ь и м.

Под толерантным поведением мы склоны понимать особую форму деятельности, характеризуемую активным отношением к «Другому», основу которого составляет уважение, принятие уникальности каждого.

Толерантность определяется активной жизненной позицией личности. Она выступает требованием современного социума и значимым условием осуществления успешного межличностного взаимодействия. Толерантность можно рассма-

тривать как цель и результат воспитания.

Ообозначим концептуальные подходы к

трактовке толерантности в табличном варианте, приняв в качестве параметров анализа следующие: автор, концепция или теория; понятия, которые могут быть соотнесены с толерантностью; содержательное наполнение понятий; возможные механизмы функционирования толерантности (таблицы 1-5).

Автор, концепция или теория Понятия, которые могут быть соотнесены с толерантностью Содержательное наполнение понятий Возможные механизмы функционирования толерантности

Традиционный психоанализ Фрейда Защитные механизмы, среди которых реакции, процессы преодоления экстремальных ситуаций, вызванных конфронтацией важных отношений личности с противостоящими им обстоятельствами Реакции, переживаемые как внутренний конфликт, или как угроза целостности личности Происходит приспособление человека к окружающим его обстоятельствам, однако противоречия не принимаются, а компенсируются на неосознаваемом уровне

Процессуальная концепция Лазаруса и Фолкмана Копинг-стратегии Конфронтативный копинг Агрессия и готовность к риску

Поиск социальной поддержки Приобретение эмоционального комфорта и получение информации от окружающих

Организация поиска решения проблемы Видоизменение ситуации, посредством аналитического подхода

Самоконтроль Самостоятельное регулирование собственных чувств и действий

Дистанцирование Когнитивные усилия, направленные на отстранение от ситуации и уменьшение ее значимости

Положительная переоценка Создание позитивного значения, акцентирование внимания на саморазвитии личности

Принятие ответственности Признание значимости своей роли в решении сложившейся проблемы

Бегство - избегание Мысленное устремление и характерное поведение, которые направлены к избеганию возможных проблем

Концепция невро-тичекой личности Хорни Механизмы самоотчуждения в межличностных отношениях Направленность движения к людям, от людей и против людей Чувство «коренной тревоги», которая заставляет стремиться к зоне безопасности

Концепция жизненных кризисов Эриксона Психосоциальная идентичность Чувство постоянной самотождественности либо «потеря самого себя» Трансформация социокультурных условий жизнедеятельности личности

Таблица 1 - Понятие толерантности в рамках психоаналитического направления

Автор, концепция или теория Понятия, которые могут быть соотнесены с толерантностью Содержательное наполнение понятий Возможные свойства толерантности Возможные механизмы функционирования толерантности

Теория социальных представлений Московичи Социальные представления Когнитивные системы, которые обладают собственной логикой и языком Проектируют реальную действительность различных социальных групп, способствующая детерминации индивидуального поведения её членов Играет роль «идентификаторов», которые позволяют соотнести «других» к определенной социальной группе, выполняя интерпретирующую функцию и насыщая социальный мир индивида определенными аффективными и нормативными компонентами

Теория каузальной атрибуции Хьюстона Сценарий как схематическое отображение окружающей реальности Перечень событий с вычленением наиболее значимых, требующих немедленного объяснения Схемы-сценарии, носящие социальный характер Социальная категоризация, которая выстраивается на том, что если модель поведения не ложится в предполагаемую схему, то происходит использование человеком атрибуции - «конструктивной» и «контрастной» в случае интерпретации действий как противоположных социальной норме

Теория самокатегоризации Тернера Самокатегории Когнитивные группирования свойственных самому себе признаков Активность, компара-тивность, вариабельность, соотнесенность с конкретной системой отсчета Сравнение и наличие двух уровней социальной идентичности, а именно: личностного и группового

Теория социальной ответственности Атрибуция ответственности Приверженность общепризнанным нормам Нормативность Уровни личной ответственности: ассоциация, причинность, предвидение, намерение, оправдание

Теория когнитивного диссонанса Фестингера Когнитивный диссонанс Негативное побудительное состояние Субъективно переживаемый дискомфорт Изменение отношения к самому себе; трансформация отношения к воспринимаемому объекту; падение социальной значимости происходящего события

Традиционная концепция аттитюдов Смысловая установка Проявление происходит при соприкосновении личности с одинаково значимыми объектами (ситуациями) Инструментальная функция, функция самозащиты; ценностно-экспрессивная функция; познавательная функция

Концепция социальных стереотипов Стереотипы как элементы повседневного осознания Упрощенные образы социальных объектов как истинные или ложные Возникновение в результате отсутствия либо ограничения информации Предубеждения

Социальная перцепция Эффекты социального восприятия Субъективные искажения образа социального объекта (ситуации) Тенденция восприятия объекта максимально однородным и непротиворечивым Эффекты ореола, первичности и новизны

Таблица 3 - Понятие толерантности в рамках поведенческой психологии

Автор, концепция или теория Понятия, которые могут быть соотнесены с толерантностью Содержательное наполнение понятий Возможные свойства толерантности Возможные механизмы функционирования толерантности

Концепция Вольпе Социальные страхи Страхи: критики, отвержения, быть в центре внимания, быть неполноценным, начальства, экстремальных ситуаций, озвучивать претензии, не уметь отказывать, предъявлять требования, говорить «нет» Способно быть причиной неврозов; распространения социальных страхов на смежные социальные ситуации и объекты Вызов непредусмотренных ассертивных реакций, социальной агрессии, проявляемой в поведении посредством аверсив-ных стимулов

Теория оперантно-го обусловливания Скиннера Удовлетворение потребностей Потребности: материальные, социальные, поведенческие, символические Наказание способно лишь на время подавить нежелательное поведение, но не устранить его полностью Парадокс: надежны лишь позитивные целенаправленные дифференциальные подкрепления

Теория Шютца Удовлетворение социальных потребностей Потребности: во включенности, контроле и расположении

Мульти-модальная модель BASIC ID Лазаруса Поведенческий репертуар Поведение, аффект, ощущения и восприятие, воображение и представления, когниции, социальные связи и отношения, физиологические переменные Последовательность действия параметров индивидуальна, однако для эффективного освоения социальной действительности необходимо включение всех Полнота - дефицит поведения

Метод D&I -Diversity & Inclusion Способность к принятию разнообразия (Diversity), включенность (Inclusion) Сферы: управленческая, гендерная, межпо-коленческая, межличностная, межкультурная, социально-экономическая Приведение к совместности, достижение общих целей, условия справедливости Развитие уважения к индивидуальным различиям, полнота раскрытия человеческого потенциала

Таблица 4 - Понятие толерантности в рамках гуманистической психологии

Автор, концепция или теория Понятия, которые могут быть соотнесены с толерантностью Содержательное наполнение понятий Возможные свойства толерантности Возможные механизмы функционирования толерантности

К. Роджерс Самоактуализация Сложность, самодостаточность, зрелость, компетентность; дифференциация «Я»; стремление к различению; терпимость к другим Стремление к добру; сохранность «Я» человека; подвижность, приспосабливаемость; эмоциональность, рефлексивность, доверие к себе; свобода выбора; ответственность за последствия этого выбора Парадокс: не снижение, а увеличение напряжения; преодоление препятствий; подвижность; открытость; независимость; опора на себя; дивергент-ность - конвергентность

Таблица 5 - Понятие толерантности в рамках кросс-культурной психологии

Автор, концепция или теория Понятия, которые могут быть соотнесены с толерантностью Содержательное наполнение понятий Возможные свойства толерантности Возможные механизмы функционирования толерантности

Кросс-культурная психология Беррпа Сходства и различия Связь различий с социокультурными, экологическими и ан-тропопологическими особенностями Изменение различий

Идеи Фестингера, Тэрнера, Мид, Кули, Мертона Беккера и др. Идентичность Личностная и социальная идентичности; тождественность; разделение мира на похожих и не похожих на себя; организация жизненного опыта; адаптация; совокупность ролей; ценность; чувство принадлежности к группе Динамичность Вариативность социального опыта и социально-групповых принадлежностей

Диалектический психологический подход Бёрьесона Ощущение идентичности Представление о самом себе, состоящее из простого портрета и его многочисленных опровержений Диалектичность Выбор альтернативного истолкования своего существования или принятие опровержения в качестве своего актуального подхода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция культурного шока Ньюстрома, Дэвис, Лебедева, Берри, Мартина, Накаямы, и др. Культурный шок Чувство растерянности, тревоги, вызванные экстремальной окружающей средой; личностный опыт человека; дезориентация; дискомфорт Стадиальность, сила, начальная значимость; степень межкультурных различий коммуникантов; сформиро-ванность Я-концепция; самооценка, гибкие аттитюды и поведение, комплексность и гибкость в определениях по отношению к окружающим людям Оптимальность структурирования непонятной ситуации; уверенность в своей позитивной групповой идентичности

Вывод

Теоретический анализ понятия «толерантность» с точки зрения разнообразных научных подходов позволил конкретизировать категориально-понятийное содержание данного понятия, а также выдвинуть ряд концептуальных предположений. Нам удалось обнаружить связь толерантности с рядом понятий, которые составляют базу таких психологических направлений, как психоаналитическое, когнитивистское и бихевиористиче-ское. Анализ понятия толерантности в контексте гуманистической психологии дал нам возможность соотнести его с понятием самоактуализации, в результате чего нами был сделан вывод о том, что толерантность достаточно тесно связана с адаптацией человека к жизни в многогранном окружающим его мире. Благодаря чему мы смогли выявить, что толерантность можно рассматривать как стремление человека к самоактуализации. Анализ толерантности с позиций кросс-культурной психологии позволил вскрыть важный механизм развития толерантности - идентичность. На осно-вани и г ров ед е н н о й л о гичесго й цеп оч ки возм ожн о 92

научное обоснование трактовки толерантности и интолерантности как дивергентной и конвергентной стратегии реагирования на существующие различия между людьми. Исходя из этого, могут быть выделены ряд компонентов толерантного поведения личности, в числе которых активность, способность к рефлексии, уважение, принятие значимого Другого и самообладание.

Список литературы

1 Асмолов А. Г. Солдатов Г.У., ШайгероваЛ.А. О смыслах понятия толерантность //Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва : МГУ, 2001. -Вып.4. - С.8-18.

2 Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 3-13.

3 Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. -Москва : Смысл, 2000. - 255 с.

4 Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности : Научно-публицистический вестник. - Москва : МГУ, 2001. - Вып.4. - С.4-7.

5 Бардиер Г. Л. О соотношении понятий «толерантность» и «идентичность» // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / под ред.

О.Ю. Малиновой и А.Ю. Сунгурова. - Санкт-Петербург : Норма, 2005. - С.72-80.

6 Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности // С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - С. 32.

7 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - Москва : МГУ, 1982. - 199 с.

8 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. - Москва : Русский язык, 2002. - Т.4. - 688 с.

9 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: Ок. 200000 слов и словосочетаний. - 6-е изд., стер. - Москва : Русский язык, 2000. - 843 с.

10 Декларация принципов толерантности // Век толерантности : научно-публицистический вестник. -Москва : МГУ, 2001. - Вып.1. - С.131.

11 Карлинская И. М. и др. О построении типологии толерантности / И.М. Калинская, Е.И. Шлягина,

А.Б. Щербакова // Тезисы III Съезда РПО. - Т.4. - Санкт-Петербург, 2003. - С.167-169.

12 Куницына В. Н. и др. Межличностное общение: Учеб. для вузов / В.Н. Куницына - Санкт-Петербург : Питер: Питер бук, 2001. - С.128-321.

13 Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования (Электронный ресурс): научно -публицистический вестник «Век толерантности». -Москва : МГУ, 2003. - Вып.3-4. URL: http://www.tolerance.ru.

14 Мириманова М. С., Обухов А. С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник/ сост. и ред. А. С. Обухов. -Москва : Народное образование, 2001. - С. 88-98.

15 Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002. - №2. -С.104-115.

16 Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Владикавказ, 2009. -393 с.

17 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб. для вузов. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 432 с.

18 Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // СОЦИС. - 2003. - №8. - С.54-63.

УДК 159.99. Падурина Е.А.

Курганский государственный университет, Курган

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ «КУРГАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА»)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональной деятельности психолога в отделении медико-социальной помощи. Проанализированы результаты трехлетней работы психологов отделения медико-социальной помощи ГБУ «Курганская детская поликлиника».

Ключевые слова: психолог, отделение медико-социальной помощи, функциональные обязанности, консультирование, диагностика, психокор-

рекция, социально-психологический патронаж. Padurina E.A.

Kurgan state University, Kurgan

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PSYCHOLOGIST ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF HEALTH AND SOCIAL CARE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS (ON THE EXAMPLE OF THE STATE BUDGETARY INSTITUTION «KURGANSKAYA DETSKAYA POLIKLINIKA»)

Abstract. In the article the peculiarities of professional activity of the psychologist in the department of health and social care are considered. We have analyzed the results of three years of work of psychologists department of health and social care of the state budgetary institution «Kurganskaya detskaya poliklinika».

Keywords: psychologist, department of health and social care, functional responsibilities, counselling, diagnostics, psychological correction, social-psychological patronage.

ГБУ «Курганская детская поликлиника» осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности, порядками оказания медицинской помощи в рамках медицинской деятельности, в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) и утвержденными стандартами медицинской помощи. Поликлиника осуществляет оказание медицинской помощи детям, состояние которых не требует круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения. Объединенная Курганская детская поликлиника состоит из главного корпуса и восьми филиалов. Всего в Курганской детской поликлинике работают четыре психолога.

Отделение медико-социальной помощи (МСП) является структурным подразделением поликлиники и функционирует в ней с сентября 2012 года. Отделение было создано на базе трех медико-социальных кабинетов детских поликлиник города, работающих с 2010 года.

Цель отделения медико-социальной помощи состоит в сохранении и укреплении здоровья детского населения (дети в возрасте от 0-10 лет, и подростки в возрасте от 10-17 лет) посредством реализации медико-социальных мероприятий и оказание медико-социальной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также их семьям в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактики социально значим ых и социально обусловленных

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.