Научная статья на тему 'Научные детерминанты воспитания толерантности'

Научные детерминанты воспитания толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
519
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ / PHENOMENON OF TOLERANCE / ТРАКТОВКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / INTERPRETATION OF NOTION OF TOLERANCE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE COMPONENTS / ФУНКЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE EDUCATION / TOLERANCE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Е. В.

Статья содержит концептуально-теоретические основы толерантности как феномена, а также компоненты, виды, типы, уровни и формы толерантности и критерии их выделения применительно к педагогике высшей школы. На основе анализа психолого-педагогических источников в области проблем развития толерантности выделены существующие подходы в развитии толерантности. Приведены все основные парадигмы рассмотрения толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scientific Determinants of Tolerance Education

The article contains conceptual and theoretical basics of tolerance as the phenomenon and also the components, kinds, types, levels and forms of tolerance and the criteria of marking out of them in respect to pedagogy of higher education. The appropriate approaches in tolerance development were marked out on the base of analysis of psychological and pedagogical sources in the field of tolerance development problems. All the main paradigms of tolerance examination are scrutinized in this article.

Текст научной работы на тему «Научные детерминанты воспитания толерантности»

Литература

1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии// М.:

Издательство Университета РАО, 2009.

2. Берулава Г. А. Психодидактика// - М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2006.

3. Берулава Г. А. Методологические основы развития системы высшего

образования в информационном обществе// Педагогика, №№4,- 2010, С. 11.-18

4. Берулава Г.А. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности// Москва:Гуманитарная книга, 2010

5. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования// М.: Гелиос, 2000.

6. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности// М.:Изд-во Университета РАО, 2009.

7. Берулава Г. А. Методология современной психологии// М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2009.

8. Лейбин В.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным// Вопросы философии, .№6,- 2011.

9. Практический интеллект /Р. Дж. Стернберг и др// СПб.: Питер, 2002.

10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология// М.: Тривола, 1996.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности// М., 1997.

12. Berulava G. Psychology in Practice// Seattle, USA, 2008.

Проблемы высшего образования

Беляева Е.В.

Научные детерминанты воспитания толерантности

Формирование толерантности приобрело особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни населения России, в результате чего актуализируются межличностные и межгрупповые проблемы.

Идеи толерантности в российской дореволюционной педагогике получили свое развитие в педагогической концепции Н. И. Пирогова (1810-1881), который видел цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором и был сторонником общечеловеческого воспитания на основе христианских ценностей. Во II половине XIX - начале ХХ вв. были заложены фундаментальные научные основания современной педагогики. Педагогическая деятельность приобрела законосообразный характер, а идея толерантности, помимо аспекта личности, стала рассматриваться в аспекте индивидуальности (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, А. А. Корф, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).

В советской педагогике проблема толерантности решалась в рамках воспитания детей в духе интернационализма (Н. К. Крупская, Л. В. Метелица, В. П. Пряникова, М. А. Терентий, З. К. Шнекендорф и др.). Отмечая гуманистическую направленность советского интернационализма, следует сказать, что толерантность здесь рассматривалась лишь в контексте межнациональных отношений, проблемы нетерпимости и дискриминации в сфере религии, политики, субкультур игнорировались. При этом межнациональные отношения рассматривались в основном с классовых позиций.

В западных странах принято говорить о толерантности к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности (М. Уолцер), что нашло отражение в теории и практике поликультурного образования (Дж. Бэнкс, Я. Пэй, М. Уолцер, К. Э. Эпплайя).

В последние годы и в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования (А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. Я. Ершов, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова), исследуются проблемы мультикультурной среды школы и самоопределения в ней ребенка (Н. Б. Крылова), изучается опыт зарубежных стран (А. Н. Джуринский, М. Л. Воловикова, Н. В. Кудряшова, З. А. Малькова, К. И. Салимова).

Существующая в настоящее время феноменологическая, содержательная и ситуационная множественность форм проявления толерантности обуславливает необходимость обозначения и анализа детерминант его формирования именно в молодёжной среде.

В силу маргинальности молодежи, её возрастных психологических особенностей, студенты являются социальной группой, требующей пристального внимания педагогов-исследователей: формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде. Именно в юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды.

Заслуга самой постановки проблемы изучения студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит Б. Г. Ананьеву [1] и его психологической школе (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. А. Сластенин). Так, В. Т. Лисовский пишет: «Молодежь представляет собой специфическую социально-демографическую группу, которой присущи свои социально-психологические особенности».

Исследуя понимание толерантности в разное историческое время и в разных культурах, авторы (А. Г. Асмолов, Б. Э. Риэрдон, Г. У. Солдатова, О. Д. Шарова, Л. А. Шайгерова и др.) отмечают общие признаки - уважение каждого человека, признание за ним права быть иным. Вместе с тем, исследователи, в

соответствии с контекстом изучения проблемы, рассматривают различные аспекты толерантности. Так, А. Г. Асмолов считает, что толерантность - это, в первую очередь, самовоспитание и развитие в себе способности к самоограничению, отношения к «другому» (иному, не такому, как «я») с позиций равного. В процессе воспитания и развития заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого (С. К. Бондырева). Особое направление составляет изучение проблемы в контексте «Я» и «Другой» (Л. В. Байбородова, Р. Р. Валитова, М. И. Рожков, К. Уэйн). В этом случае феномен толерантности раскрывается через понимание «другого», сочувствие «другому», настроенность на диалог с «другим».

Феномен толерантности неразрывно связан с идентичностью, самоидентификацией (Э. Эриксон), поскольку в оппозициях «мы - они», «Я -ТЫ» обнаруживает себя толерантный и интолерантный типы отношений. При этом самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, идентичности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я», что приводит к повышению интереса к вопросам культурной принадлежности. Поэтому именно в студенческом возрасте педагогам необходимо уделить серьезное внимание формированию толерантности.

Человек, преодолевая неопределенность личных смыслов, своего положения в обществе, осознает свою принципиальную позицию. Установлено, что в основе осознания того, что «я принципиально толерантен», должен быть ряд установок, относящихся к пониманию человека и познанию: независимость и автономность индивида, личная ответственность за свои поступки и убеждения, недопустимость силового навязывания идей, какими бы хорошими и привлекательными эти идеи ни казались (В. А. Лекторский). Способность принять иную точку зрения становится одной из характеристик человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, готового усваивать и перерабатывать информацию, разумно участвовать в политической жизни.

Люди с более высокой толерантностью имеют значимо более высокую самооценку и более низкий показатель комплекса недостаточности, значимо выше оцениваются другими (Е. Г. Луковицкая). Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, в деятельности ориентированы на себя, готовы выслушать точку зрения другого (О. АПроП).

В зависимости от парадигмы, которая положена в основу педагогической деятельности, выделяются три возможных понимания толерантности.

1. Толерантность как конвенция (примирение), где основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотношений разных обществ и культур считается согласие в понимании основных моральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке).

2. Толерантность как компромисс (взаимная уступка). Здесь человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосходящей другие системы,

потому, что, с его точки зрения, его система лучше решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались.

3. Толерантность как консенсус (согласие). Необходимым условием развития собственных взглядов личности, принимаемых ценностей и концептуальных рамок является допущение того, что в каких-то отдельных моментах человек признает, что может заблуждаться или что его взгляды могут быть неполными. Совместный поиск истины на основе взаимного изменения позиций (в некоторых случаях — изменения индивидуальной и культурной идентичности) находит свое выражение в критическом диалоге. Это толерантность не во имя сохранения своей неизменности, непохожести, неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития, взаимного совершенствования взаимодействующих сторон.

Основой педагогической деятельности может служить Декларация принципов толерантности [2], в которой говорится (ст. 4), что в воспитании необходимо:

- обучать людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы;

- поощрять систематические и рациональные методы обучения, вскрывающие различные источники нетерпимости;

- формировать навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Однако многозначность и противоречивость понятия «толерантность» затрудняет постановку конкретных педагогических целей. Ориентирами для педагога в их определении могут служить знания о том, что воспитание толерантности:

- связано с волевыми усилиями человека (выдержка, самообладание), формируемыми в процессе воспитания, т.к. первая реакция толерантного человека заключается в устойчивости, сдерживании отрицательных эмоций и побуждений. В связи с этим у студентов необходимо развивать представления о проявлении основных черт темперамента в поведении человека;

- связано с групповой идентификацией, т.к., став некоторой частичкой «МЫ», человек получает в готовом виде права и обязанности, усваивает нормы и традиции той общности, с которой он себя идентифицировал, а коллективная вера в их истинность и ценность подпитывает индивидуальную веру, что затрудняет усвоение нового, провоцирует негативизм и интолерантность в отношении этого нового. В связи с этим у студентов необходимо развивать представления о взаимозависимости людей, навыки и умения работы в малых группах на основе сотрудничества и автономности;

- затрудняют стереотипное мышление и деструктивные установки. В силу того, что стереотипы упрощают восприятие социального окружения, в них есть и определенная опасность, т.к. в случае реального конфликта стереотип становится оправданием агрессии. В связи с этим у студентов необходимо развивать критическое мышление и умение взглянуть на всякую «истину» с нескольких точек зрения [5].

А. М. Байбаков выделяет следующие функции толерантности:

- функция устойчивости, заключающаяся в формировании у молодого человека адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающим;

- побуждающая функция толерантности заключается в том, что позволяет студенту обеспечить формирование представлений о себе, заняться самосознанием и самовоспитанием;

- адаптационная функция позволяет развивающейся личности выработать в процессе коллективной (групповой) деятельности положительное отношение к самой деятельности, способствует сглаживанию у молодой личности рассогласованности течения процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы.

- оценочно-прогностическая функция толерантности позволяет личности в условиях возрастающих требований со стороны окружающих, расширения деятельности конструктивно взаимодействовать с окружающими;

- интегрирующая функция является ведущей и направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям (присутствующим в процессе развития и существования малых групп), угрожающим сохранности группы, и обеспечивает стабильность группы, стимулируя дальнейшее нравственное развитие и самоопределение личности студента в общении и взаимодействии, осуществляемых в коллективе.

М. А. Викулина и Е. А. Пугачёва выделяют данные функции как компоненты структуры толерантности в следующем соотношении:

Таблица 1

Сравнительный анализ соотношения функций (по А. М. Байбакову) и компонентов толерантности (по М. А. Викулиной, Е. А. Пугачёвой)

Функции толерантности (по А. М. Байбакову)

Компоненты толерантности (по М. А. Викулиной, Е. А. Пугачёвой)

Функции устойчивости - подразумевает формирование у молодого человека

адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающим

Самооценка подразумевает формирование в сознании личности студента адекватной оценки своих возможностей и места среди других на основе статусных отношений, признаваемых всеми членами группы норм поведения.

Побуждающая функция - определяет состав и силу мотивации социальной деятельности, поведения и образования, способствует расширению кругозора

Самосознание как смысловой компонент предполагает наличие у личности целей и мотивов, побуждающих реально проявлять толерантность в межличностных отношениях

Адаптационная функция - тесно связана с волевыми усилиями (саморегуляция, самообладание, выдержка)

Саморегуляция как волевой компонент

подразумевает положительное, эмоционально-устойчивое отношение в общении между индивидами

Оценочно-прогностическая функция - обсспсчиваст в дальнейшей жизнедеятельности отношение молодой личности относиться к окружающим на основе ценностно-ориентационного единства Самоопределение характеризуется устойчивыми межличностными отношениями взаимодействующих субъектов малых групп, не связанных совместной деятельностью, а опосредованных содержанием и ценностями деятельности

Интегрирующая функция - направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям, угрожающим сохранности группы Обретение человеком нравственного идеала характеризуется на основе анализа собственных действий усвоить и освоить нравственные знания, чувства и выработать соответствующее поведение

Анализ источников в области разработки проблемы толерантности в педагогике и вышеперечисленные функции позволил выделить несколько подходов в развитии толерантности.

1. Толерантность рассматривается как противоядие интолерантности: от людей требуется обуздание негативных, агрессивных или враждебных реакций, на них налагается ответственность. В международных стандартах прав человека, в законах, уставах школ содержатся конкретные формулировки такого рода ограничений. Они выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди скатываются к нетерпимости. Этими стандартами также определяется, какие социальные условия являются недопустимыми и от каких форм поведения следует отказаться (Б. Э. Риэрдон).

2. Создание условий для осуществления прав человека. В воспитании это означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и продвигаться от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий (Б. Э. Риэрдон).

3. Толерантность как способность человека - критерий или уровень индивидуально-личностного развития, способствующий формированию самооценки, саморегуляции, автономии личности и, в конечном счете, её социализации [3].

Расширяя границы концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г. У Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса:

- как психологической устойчивости,

- как системы позитивных установок,

- как совокупности индивидуальных качеств,

- как системы личностных и групповых ценностей.

На основании такого подхода детерминанты толерантности можно объединить в три группы:

- психофизиологические (обеспечивают устойчивость),

- психологические (включают качества личности),

- социально-ролевые (выбор и содержание социальных ролей опирается на позитивные установки и ценности личности).

Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом словаре смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Б. Г.Ананьев проводит параллель толерантности с выносливостью по отношению к фрустраторам, отсутствием тяжелых и длительных страданий при их действии, а в качестве факторов, от которых зависит толерантность, выделяет поддержку, моральную помощь, соучастие и сочувствие других людей, а также -солидарность группы.

Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию и инакодействию.

Е. Ю. Клепцова предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т.п., и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту... Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту». Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью».

Проблему соотнесения понятий «доверие» и «толерантность» ставит и пытается решить Т. П. Скрипкина. По ее определению, доверие - это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во

взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее в ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность - это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор [7].

Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:

- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;

- толерантность как культурологическая норма (иными словами -толерантность внешнего выражения);

- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;

- толерантность к тому, кто наносит нам вред;

- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.

По наблюдениям Г. Л. Бардиера, наиболее часто в литературе встречается парадигма рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки [7]. Он делает вывод о том, что, во-первых, толерантность распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального взаимодействия. Во-вторых, толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие - конативные реакции).

Преобладающая часть эмпирического материала по исследованию толерантности получена с использованием инструментально-технологической парадигмы, базирующейся на методах массовых опросов (преимущественно в рамках социологии, политологии, экономической психологии).

В психолого-педагогических исследованиях активно используется довольно ограниченный набор относительно новых отечественных и относительно недавно переведенных зарубежных психологических тестов, нацеленных на исследование тех или иных аспектов, видов или типов толерантности. Данных об использовании для исследования толерантности метода эксперимента в литературе совсем мало (преимущественно в рамках исследований по педагогической психологии). Количественно-ориентированные исследовательские парадигмы явно преобладают над парадигмами, имеющими

в своей основе качественные методы исследования. Исследователи приходят к выводу, что на сегодняшний день накоплен достаточно богатый, но пока очень трудно сопоставимый эмпирический материал, в частности, в области политической, этнической и межкультурной, межконфессиональной, гендерной толерантности, толерантности в детской среде и толерантности к неопределенности.

Литература

1. Ананьев Б. С. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев / / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - Вып. 2. -3-15 с.

2. Декларация принципов толерантности. Утв. Резолюцией 5.61 Генеральной конф. ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Науч.-публиц. вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - Вып. 1-2. - 131-138 с .

3. Байбаков А. М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп / А. М. Байбаков: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2003. - 17 с.

4. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования: Учебник для вузов / М. Н. Берулава. - М., Гелиос, 2000. - 340 с.

5. Берулава Г. А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г. А. Берулава // Вестник практической психологии. -2010. - № 4. - 0,5 п. л.

6. Викулина М. А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов: монография / М. А. Викулина, Е. А. Пугачёва. - Набережные Челны: Издательско - полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2007. - 148 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бардиер Г. Л. Научные основы социальной психологии толерантности: учеб. пособие / Г. Л. Бардиер. - СПб: Изд-во «МИРС», 2007. - 100 с.

8. Борытко Н. М. Введение в педагогику толерантности: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).

9. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность / Е. В. Швачко // Прикладная психология. - 2000. - № 5. - 17-27 с.

10. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.

11. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.

12. Анисимов О. С. Методологические аспекты создания педагогики толерантности / О. С. Анисимов, С. Н. Глазачев // ЭКО: Экология. Культура. Образование. - Ставрополь, 2002. - № 6. - 13-19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.