Литература
1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии// М.:
Издательство Университета РАО, 2009.
2. Берулава Г. А. Психодидактика// - М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2006.
3. Берулава Г. А. Методологические основы развития системы высшего
образования в информационном обществе// Педагогика, №№4,- 2010, С. 11.-18
4. Берулава Г.А. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности// Москва:Гуманитарная книга, 2010
5. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования// М.: Гелиос, 2000.
6. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности// М.:Изд-во Университета РАО, 2009.
7. Берулава Г. А. Методология современной психологии// М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2009.
8. Лейбин В.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным// Вопросы философии, .№6,- 2011.
9. Практический интеллект /Р. Дж. Стернберг и др// СПб.: Питер, 2002.
10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология// М.: Тривола, 1996.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности// М., 1997.
12. Berulava G. Psychology in Practice// Seattle, USA, 2008.
Проблемы высшего образования
Беляева Е.В.
Научные детерминанты воспитания толерантности
Формирование толерантности приобрело особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни населения России, в результате чего актуализируются межличностные и межгрупповые проблемы.
Идеи толерантности в российской дореволюционной педагогике получили свое развитие в педагогической концепции Н. И. Пирогова (1810-1881), который видел цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором и был сторонником общечеловеческого воспитания на основе христианских ценностей. Во II половине XIX - начале ХХ вв. были заложены фундаментальные научные основания современной педагогики. Педагогическая деятельность приобрела законосообразный характер, а идея толерантности, помимо аспекта личности, стала рассматриваться в аспекте индивидуальности (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, А. А. Корф, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
В советской педагогике проблема толерантности решалась в рамках воспитания детей в духе интернационализма (Н. К. Крупская, Л. В. Метелица, В. П. Пряникова, М. А. Терентий, З. К. Шнекендорф и др.). Отмечая гуманистическую направленность советского интернационализма, следует сказать, что толерантность здесь рассматривалась лишь в контексте межнациональных отношений, проблемы нетерпимости и дискриминации в сфере религии, политики, субкультур игнорировались. При этом межнациональные отношения рассматривались в основном с классовых позиций.
В западных странах принято говорить о толерантности к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности (М. Уолцер), что нашло отражение в теории и практике поликультурного образования (Дж. Бэнкс, Я. Пэй, М. Уолцер, К. Э. Эпплайя).
В последние годы и в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования (А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. Я. Ершов, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова), исследуются проблемы мультикультурной среды школы и самоопределения в ней ребенка (Н. Б. Крылова), изучается опыт зарубежных стран (А. Н. Джуринский, М. Л. Воловикова, Н. В. Кудряшова, З. А. Малькова, К. И. Салимова).
Существующая в настоящее время феноменологическая, содержательная и ситуационная множественность форм проявления толерантности обуславливает необходимость обозначения и анализа детерминант его формирования именно в молодёжной среде.
В силу маргинальности молодежи, её возрастных психологических особенностей, студенты являются социальной группой, требующей пристального внимания педагогов-исследователей: формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде. Именно в юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды.
Заслуга самой постановки проблемы изучения студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит Б. Г. Ананьеву [1] и его психологической школе (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, В. А. Сластенин). Так, В. Т. Лисовский пишет: «Молодежь представляет собой специфическую социально-демографическую группу, которой присущи свои социально-психологические особенности».
Исследуя понимание толерантности в разное историческое время и в разных культурах, авторы (А. Г. Асмолов, Б. Э. Риэрдон, Г. У. Солдатова, О. Д. Шарова, Л. А. Шайгерова и др.) отмечают общие признаки - уважение каждого человека, признание за ним права быть иным. Вместе с тем, исследователи, в
соответствии с контекстом изучения проблемы, рассматривают различные аспекты толерантности. Так, А. Г. Асмолов считает, что толерантность - это, в первую очередь, самовоспитание и развитие в себе способности к самоограничению, отношения к «другому» (иному, не такому, как «я») с позиций равного. В процессе воспитания и развития заложена идея добровольного, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого (С. К. Бондырева). Особое направление составляет изучение проблемы в контексте «Я» и «Другой» (Л. В. Байбородова, Р. Р. Валитова, М. И. Рожков, К. Уэйн). В этом случае феномен толерантности раскрывается через понимание «другого», сочувствие «другому», настроенность на диалог с «другим».
Феномен толерантности неразрывно связан с идентичностью, самоидентификацией (Э. Эриксон), поскольку в оппозициях «мы - они», «Я -ТЫ» обнаруживает себя толерантный и интолерантный типы отношений. При этом самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, идентичности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я», что приводит к повышению интереса к вопросам культурной принадлежности. Поэтому именно в студенческом возрасте педагогам необходимо уделить серьезное внимание формированию толерантности.
Человек, преодолевая неопределенность личных смыслов, своего положения в обществе, осознает свою принципиальную позицию. Установлено, что в основе осознания того, что «я принципиально толерантен», должен быть ряд установок, относящихся к пониманию человека и познанию: независимость и автономность индивида, личная ответственность за свои поступки и убеждения, недопустимость силового навязывания идей, какими бы хорошими и привлекательными эти идеи ни казались (В. А. Лекторский). Способность принять иную точку зрения становится одной из характеристик человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, готового усваивать и перерабатывать информацию, разумно участвовать в политической жизни.
Люди с более высокой толерантностью имеют значимо более высокую самооценку и более низкий показатель комплекса недостаточности, значимо выше оцениваются другими (Е. Г. Луковицкая). Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, в деятельности ориентированы на себя, готовы выслушать точку зрения другого (О. АПроП).
В зависимости от парадигмы, которая положена в основу педагогической деятельности, выделяются три возможных понимания толерантности.
1. Толерантность как конвенция (примирение), где основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотношений разных обществ и культур считается согласие в понимании основных моральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке).
2. Толерантность как компромисс (взаимная уступка). Здесь человек придерживается некоторой системы взглядов, норм, ценностей не просто потому, что это его система, а потому, что он считает ее превосходящей другие системы,
потому, что, с его точки зрения, его система лучше решает те проблемы, с которыми люди до сих пор сталкивались.
3. Толерантность как консенсус (согласие). Необходимым условием развития собственных взглядов личности, принимаемых ценностей и концептуальных рамок является допущение того, что в каких-то отдельных моментах человек признает, что может заблуждаться или что его взгляды могут быть неполными. Совместный поиск истины на основе взаимного изменения позиций (в некоторых случаях — изменения индивидуальной и культурной идентичности) находит свое выражение в критическом диалоге. Это толерантность не во имя сохранения своей неизменности, непохожести, неповторимости, как в предыдущем случае, а толерантность во имя развития, взаимного совершенствования взаимодействующих сторон.
Основой педагогической деятельности может служить Декларация принципов толерантности [2], в которой говорится (ст. 4), что в воспитании необходимо:
- обучать людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы;
- поощрять систематические и рациональные методы обучения, вскрывающие различные источники нетерпимости;
- формировать навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Однако многозначность и противоречивость понятия «толерантность» затрудняет постановку конкретных педагогических целей. Ориентирами для педагога в их определении могут служить знания о том, что воспитание толерантности:
- связано с волевыми усилиями человека (выдержка, самообладание), формируемыми в процессе воспитания, т.к. первая реакция толерантного человека заключается в устойчивости, сдерживании отрицательных эмоций и побуждений. В связи с этим у студентов необходимо развивать представления о проявлении основных черт темперамента в поведении человека;
- связано с групповой идентификацией, т.к., став некоторой частичкой «МЫ», человек получает в готовом виде права и обязанности, усваивает нормы и традиции той общности, с которой он себя идентифицировал, а коллективная вера в их истинность и ценность подпитывает индивидуальную веру, что затрудняет усвоение нового, провоцирует негативизм и интолерантность в отношении этого нового. В связи с этим у студентов необходимо развивать представления о взаимозависимости людей, навыки и умения работы в малых группах на основе сотрудничества и автономности;
- затрудняют стереотипное мышление и деструктивные установки. В силу того, что стереотипы упрощают восприятие социального окружения, в них есть и определенная опасность, т.к. в случае реального конфликта стереотип становится оправданием агрессии. В связи с этим у студентов необходимо развивать критическое мышление и умение взглянуть на всякую «истину» с нескольких точек зрения [5].
А. М. Байбаков выделяет следующие функции толерантности:
- функция устойчивости, заключающаяся в формировании у молодого человека адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающим;
- побуждающая функция толерантности заключается в том, что позволяет студенту обеспечить формирование представлений о себе, заняться самосознанием и самовоспитанием;
- адаптационная функция позволяет развивающейся личности выработать в процессе коллективной (групповой) деятельности положительное отношение к самой деятельности, способствует сглаживанию у молодой личности рассогласованности течения процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы.
- оценочно-прогностическая функция толерантности позволяет личности в условиях возрастающих требований со стороны окружающих, расширения деятельности конструктивно взаимодействовать с окружающими;
- интегрирующая функция является ведущей и направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям (присутствующим в процессе развития и существования малых групп), угрожающим сохранности группы, и обеспечивает стабильность группы, стимулируя дальнейшее нравственное развитие и самоопределение личности студента в общении и взаимодействии, осуществляемых в коллективе.
М. А. Викулина и Е. А. Пугачёва выделяют данные функции как компоненты структуры толерантности в следующем соотношении:
Таблица 1
Сравнительный анализ соотношения функций (по А. М. Байбакову) и компонентов толерантности (по М. А. Викулиной, Е. А. Пугачёвой)
Функции толерантности (по А. М. Байбакову)
Компоненты толерантности (по М. А. Викулиной, Е. А. Пугачёвой)
Функции устойчивости - подразумевает формирование у молодого человека
адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающим
Самооценка подразумевает формирование в сознании личности студента адекватной оценки своих возможностей и места среди других на основе статусных отношений, признаваемых всеми членами группы норм поведения.
Побуждающая функция - определяет состав и силу мотивации социальной деятельности, поведения и образования, способствует расширению кругозора
Самосознание как смысловой компонент предполагает наличие у личности целей и мотивов, побуждающих реально проявлять толерантность в межличностных отношениях
Адаптационная функция - тесно связана с волевыми усилиями (саморегуляция, самообладание, выдержка)
Саморегуляция как волевой компонент
подразумевает положительное, эмоционально-устойчивое отношение в общении между индивидами
Оценочно-прогностическая функция - обсспсчиваст в дальнейшей жизнедеятельности отношение молодой личности относиться к окружающим на основе ценностно-ориентационного единства Самоопределение характеризуется устойчивыми межличностными отношениями взаимодействующих субъектов малых групп, не связанных совместной деятельностью, а опосредованных содержанием и ценностями деятельности
Интегрирующая функция - направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям, угрожающим сохранности группы Обретение человеком нравственного идеала характеризуется на основе анализа собственных действий усвоить и освоить нравственные знания, чувства и выработать соответствующее поведение
Анализ источников в области разработки проблемы толерантности в педагогике и вышеперечисленные функции позволил выделить несколько подходов в развитии толерантности.
1. Толерантность рассматривается как противоядие интолерантности: от людей требуется обуздание негативных, агрессивных или враждебных реакций, на них налагается ответственность. В международных стандартах прав человека, в законах, уставах школ содержатся конкретные формулировки такого рода ограничений. Они выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди скатываются к нетерпимости. Этими стандартами также определяется, какие социальные условия являются недопустимыми и от каких форм поведения следует отказаться (Б. Э. Риэрдон).
2. Создание условий для осуществления прав человека. В воспитании это означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и продвигаться от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий (Б. Э. Риэрдон).
3. Толерантность как способность человека - критерий или уровень индивидуально-личностного развития, способствующий формированию самооценки, саморегуляции, автономии личности и, в конечном счете, её социализации [3].
Расширяя границы концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г. У Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса:
- как психологической устойчивости,
- как системы позитивных установок,
- как совокупности индивидуальных качеств,
- как системы личностных и групповых ценностей.
На основании такого подхода детерминанты толерантности можно объединить в три группы:
- психофизиологические (обеспечивают устойчивость),
- психологические (включают качества личности),
- социально-ролевые (выбор и содержание социальных ролей опирается на позитивные установки и ценности личности).
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом словаре смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
Б. Г.Ананьев проводит параллель толерантности с выносливостью по отношению к фрустраторам, отсутствием тяжелых и длительных страданий при их действии, а в качестве факторов, от которых зависит толерантность, выделяет поддержку, моральную помощь, соучастие и сочувствие других людей, а также -солидарность группы.
Преобладающее большинство авторов, указывая на сложности смыслового перевода термина, тем не менее широко пользуются категорией «терпимость», соотнося толерантность с терпимостью к инакомыслию и инакодействию.
Е. Ю. Клепцова предпринимает попытку разграничения понятий «терпимость» и «толерантность». В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т.п., и проявляющееся в повышении сензитивности к объекту... Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п., и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту». Автор считает, что терпимость и толерантность выполняют разные функции и обеспечиваются разными ведущими механизмами. По мнению автора, ведущим механизмом толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), что дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Принятие как другой механизм толерантности отступает на второй план и в ряде случаев может вообще не актуализироваться. Ведущим же механизмом терпимости, наоборот, становится принятие чего-либо как данности (понимание, эмпатия, ассертивность), но терпение, отступая на второй план, не утрачивает при этом своего потенциала и активно используется личностью».
Проблему соотнесения понятий «доверие» и «толерантность» ставит и пытается решить Т. П. Скрипкина. По ее определению, доверие - это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во
взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким «количественным» показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее в ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность - это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор [7].
Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т. П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности:
- толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому;
- толерантность как культурологическая норма (иными словами -толерантность внешнего выражения);
- толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному;
- толерантность к тому, кто наносит нам вред;
- толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела.
По наблюдениям Г. Л. Бардиера, наиболее часто в литературе встречается парадигма рассмотрения толерантности как социального отношения или социальной установки [7]. Он делает вывод о том, что, во-первых, толерантность распространяется на сферы социальных отношений, социального познания и социального взаимодействия. Во-вторых, толерантность включает в себя такие структурные компоненты как переживание (эмоциональные реакции), понимание (когнитивные реакции), поведение (намерение, действие - конативные реакции).
Преобладающая часть эмпирического материала по исследованию толерантности получена с использованием инструментально-технологической парадигмы, базирующейся на методах массовых опросов (преимущественно в рамках социологии, политологии, экономической психологии).
В психолого-педагогических исследованиях активно используется довольно ограниченный набор относительно новых отечественных и относительно недавно переведенных зарубежных психологических тестов, нацеленных на исследование тех или иных аспектов, видов или типов толерантности. Данных об использовании для исследования толерантности метода эксперимента в литературе совсем мало (преимущественно в рамках исследований по педагогической психологии). Количественно-ориентированные исследовательские парадигмы явно преобладают над парадигмами, имеющими
в своей основе качественные методы исследования. Исследователи приходят к выводу, что на сегодняшний день накоплен достаточно богатый, но пока очень трудно сопоставимый эмпирический материал, в частности, в области политической, этнической и межкультурной, межконфессиональной, гендерной толерантности, толерантности в детской среде и толерантности к неопределенности.
Литература
1. Ананьев Б. С. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев / / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - Вып. 2. -3-15 с.
2. Декларация принципов толерантности. Утв. Резолюцией 5.61 Генеральной конф. ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Науч.-публиц. вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - Вып. 1-2. - 131-138 с .
3. Байбаков А. М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп / А. М. Байбаков: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2003. - 17 с.
4. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования: Учебник для вузов / М. Н. Берулава. - М., Гелиос, 2000. - 340 с.
5. Берулава Г. А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г. А. Берулава // Вестник практической психологии. -2010. - № 4. - 0,5 п. л.
6. Викулина М. А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов: монография / М. А. Викулина, Е. А. Пугачёва. - Набережные Челны: Издательско - полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ, 2007. - 148 с.
7. Бардиер Г. Л. Научные основы социальной психологии толерантности: учеб. пособие / Г. Л. Бардиер. - СПб: Изд-во «МИРС», 2007. - 100 с.
8. Борытко Н. М. Введение в педагогику толерантности: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).
9. Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность / Е. В. Швачко // Прикладная психология. - 2000. - № 5. - 17-27 с.
10. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.
11. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.
12. Анисимов О. С. Методологические аспекты создания педагогики толерантности / О. С. Анисимов, С. Н. Глазачев // ЭКО: Экология. Культура. Образование. - Ставрополь, 2002. - № 6. - 13-19 с.