Научная статья на тему 'Толерантность как социально значимая ценность'

Толерантность как социально значимая ценность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7334
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамян Ашот Карленович

Автором статьи проведен теоретический анализ различных аспектов толерантности и анализ нормативных документов (Декларации принципов толерантности). Обобщая в научной литературе понимания толерантности, автор отмечает, что толерантность рассматривается как моральное качество личности, принцип (условие) взаимоотношений между людьми, характеризующееся терпимостью, пониманием, стремлением к диалогу с Другим. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность как социально значимая ценность»

Раздел I. Философия А.К. Абрамян

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ЦЕННОСТЬ

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к взглядам, нравам, привычкам иного рода. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции1.

Сущностные характеристики толерантности как целостного личностного образования выявляются на основе анализа философской, психологической, педагогической, социальной, биологической, медицинской точек зрения.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском -«уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском - быть толерантным означает «проявлять великодушие в отношении других, позволять, допускать». В арабском языке - толерантность - «прощение, снисхождении, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». В русском языке

2

существует два слова со сходным значением - толерантность и терпимость .

Понятие «толерантность» появилось в русском языке сравнительно недавно: в 1907 г. в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова «толерантность» - производное от французского tolerant - терпимый3. Понятие толерантность и терпимость рассматривается чаще всего как синонимичные. В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию,

4

снисхождению» .

Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей. Так, «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «...терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо»5.

В большом энциклопедическом словаре толерантность трактуется как «.терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению»6.

В современной философской литературе толерантность понимается по-разному.

В.А. Лекторским рассматриваются четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие и существующие философские концепции7.

Первое понимание толерантности («толерантность как безразличие»), анализируемое В.А. Лекторским, историческим было первым и в некоторых отношениях считается «классическим». Оно связано с именами Бэйля и Локка, классической либеральной традицией. «Согласно этому пониманию истина, основные моральные нормы, основные правила политического общежития могут быть неоспоримо и убедительно для всех установлены и обоснованы. В этих вопросах бессмысленно

1 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 457.

2 Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ. 2001. С.8.

3 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. С. 726.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Репринтное воспроизведение издания 1903-1909 гг. / под ред. профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1994. Т. 4. С. 755.

5 Современный словарь иностранный слов. СПб., 1994. С. 610.

6 Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1991. Т. 2.

7 Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 48-54.

говорить о толерантности, так как доказательство, рациональное обоснование убедительны для всех. Однако люди не только разделяют истинные утверждения, но также придерживаются различных мнений»1. Истинность некоторых из них «может быть впоследствии установлена», а некоторых «никогда не может быть установлена бесспорно». К числу последних относятся, прежде всего, «религиозные убеждения, метафизические утверждения, мировоззренческие установки, специфические ценности разных культур, этнические верования и убеждения, некоторые личные предпочтения и т.д.». «Эти мнения принимаются людьми на внерациональных основаниях и связаны, прежде всего, с самоидентификацией: культурной, этнической, личной». Данные мнения и «соответствующую им практику вполне можно допустить в тех случаях, когда они не вступают в противоречие с основами цивилизованного общежития»2.

Таким образом, «толерантность, при таком ее понимании, выступает как, по существу, безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве невозможных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество»3.

Второе понимание толерантности, выделяемое В.А. Лекторским («толерантность как невозможность взаимопонимания») «опирается на результаты современных культурно-антропологических исследований, на некоторые результаты анализа истории науки, социального исследования научного познания, на некоторые современные концепции в философии науки. Согласно данному пониманию, религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для общества, а определяют сам характер этой деятельности и способ развития той или иной культуры. Плюрализм этих взглядов, ценностей и способов поведения неустраним, так как связан с природой человека и его отношениями с реальным миром. Толерантность в данном случае выступает как уваже-

4

ние к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать» .

Третье понимание толерантности, рассматриваемое ученым («толерантность как снисхождение») исходит из того, что не существует «равноправия» и «несоизмеримости». «На самом деле между разными системами ценностей, разными традициями, разными концептуальными каркасами идет постоянное соревнование...»5. «В случае данного понимания толерантность выступает как как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним»6. Например, «я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать. Вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла. Вместе с тем, я, надеясь, что мои взгляды в будущее будет приняты всеми другими».

И, наконец, четвертое понимание толерантности, анализируемое автором, «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Оно исходит из положения, что в реальной действительности «каждая культура, ценностная и познавательная система не только вступает в борьбу с другой системой, но так или иначе пытается учесть опыт другой системы, расширяя тем самым горизонты собственного опыта»7. «Необходимо видеть в иной позиции, другой системе ценностей, чужой культуре не то, что враждебно собственной позиции, а и то, что может помочь решению проблем. В этом диалоге не только отдельные люди, но и культуры могут менять свою идентичность»8. «Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с

„ 9

установкой на взаимное изменение чужой позиции в результате критического диалога» .

В философском толковании толерантность человека основывается на его уверенности в своих позициях и проявляется в терпимости к иным взглядам, нравам, привычкам, при этом не боясь сравнения и конкуренции различных точек зрения, а также способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды10.

1 Там же, с. 48.

2 Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 49.

3 Там же.

4 Там же, с. 49-50.

5 Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. N° 11. С. 50.

6 Там же, с. 51.

7 Там же, с. 51.

8 Там же, с. 53.

9 Там же, с. 54.

10 Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

А.А. Гусейнова и И.С. Кон рассматривают «терпимость как моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснении и убеждения...»1.

В социальной философии толерантность фактически выступала в смысловых эквивалентах умеренности и смирения, любви и согласия, разумности и прощения2. Социологическое понимание толерантности предполагает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, идеям, чувствам, верованиям, различным мнениям, непредубежденность в оценке людей, наций и событий3. Р.Г. Апресян4, уточняя понятие «толерантность», рассматривает целесообразность различения терпимости и толерантности в силу специфики того социального опыта, который сегодня просматривается за словом «толерантность», - а именно, опыт демократических, либеральных обществ по преодолению разногласий, решению конфликтов, согласованию социально-политических интересов.

Толерантность понимается в либерализме как выражение внешней и внутренней свободы, как средство воспитания способности к продуманному выбору между альтернативными мнениями, способами поведения. Некоторые же философы видели в ней лишь «зачаточную форму» истинно-социальной ценности - свободы, в частности религиозной свободы.

Большинство ученых трактуют толерантность как единство негативного внутреннего отношения к объекту (неприятие, осуждение) и позитивного внешнего действия в его адрес (принятие, допущение). Показательным является определение толерантности С. Мендас как «намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям рассматриваемым. как ложные с моральной точки зрения». По нашему мнению, такая трактовка несколько ограничивает использование одного из подходов в развитии толерантности в обществе, проявляющегося в качестве «противоядия» нетерпимости5, когда от людей и целых обществ требуется обуздание негативных, агрессивных или враждебных реакций.

По мнению Р.Р. Валитовой, «.толерантность предполагает заинтересованное отношение в Другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем-то не похожее на собственное восприятие действительности. . Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости». Толерантность не предписывает воздержание от действий. Толерантность - позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другими»6.

По мнению О. Хеффе, толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и

7

традиций, признание самоценности других культур .

Психологами толерантность понимается как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию8. В частности толерантность к тревоге проявляется в выдержке и самообладании. Это традиционное понимание толерантности в психологии сугубо психофизиологическое. В конечном счете, толерантность приводит к повышению устойчивости («терпимости») к некоторому неблагоприятному фактору9.

Как подчеркивает А.Г. Асмолов10, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.

Толерантность оказывается связанной с активностью, поступками. Исследователи отмечают, что терпимость «обычно путают с пассивным воздержанием от действия», хотя толерантность

1 Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М., 1989. С.351.

2 Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. № 5. С. 17-27.

3 Современная западная социология: словарь. М., 1990. С. 350.

4 Апресян Р.Г. Социальное партнерство как важнейшее условие воспитания толерантности: Материалы рабочего совеща-

ния. Волгоград, 2001.

5 См.: Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: дис. ... канд. филос. наук. М., 1997.

6 Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996.

№ 1. С. 33-34.

7 Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. 1991. № 12. С. 16-28.

8 См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

9 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

10 На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г. Асмолов. М., 2000.

может требовать весьма серьезного внутреннего усилия, гораздо более серьезного, чем требуется для открытых действий.

Толерантность, по мнению В.А. Тишкова1, находит свое выражение на психологическом уровне и политическом. На психологическом уровне она выражается в виде внутренней установки и отношения личности и коллектива. Причем как установка, толерантность должна носить характер добровольного выбора индивида. Она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт.

Толерантность рассматривается сегодня в контексте вопросов, связанных с укреплением мира и взаимопонимания в обществе. Теория культуры мира, толерантности и ненасилия начала разрабатываться чуть более десяти лет назад. Миссию по продвижению идей культуры мира и ненасилия взяла на себя Организация Объединенных Наций - единственный коллективный орган, где сегодня возможно обсуждение проблем глобального развития всей планеты, влияние на правительства и формирование совместных решений.

В рамках мандата ООН ЮНЕСКО была разработана концепция «Культуры мира» и принята «Декларация принципов толерантности» (16 ноября 1995 г.). 1995 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом толерантности, а 16 ноября - ежегодно отмечаемым Международным день, посвященный толерантности.

«Декларация принципов толерантности» опирается на целый ряд международных актов, среди которых - Всеобщая декларация прав человека (1949); Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках и др.

Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», исходит, в первую очередь, из социального (социокультурного) подхода и поднимает одновременно его значение в этическом индивидуальном плане. С этих позиций, «толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов проявления человеческой индивидуальности... . Толерантность - это гармония в многообразии. Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование»2. Таким образом, по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии.

«Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека, . толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»3.

Таким образом, требование толерантности связано сегодня с проявлением форм толерантности в обществе, государстве, на уровне личности; толерантность не может быть сведена только к социально-психологическим свойствам человека.

Декларация указывает на границы допустимости толерантности. «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое право за другим. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность»4.

1 Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Междунар. науч. конф. ЮНЕСКО

«Толерантность и согласие») / Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 256-274.

2 Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО /http://www.culture.of.peace.ru/tolerance/document/tol.htm

3 Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО /http://www.culture.of.peace.ru/tolerance/document/tol.htm

4 Там же.

Толерантность представляет собой признак культуры ума, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям1. К. Уэйн2 подчеркивает, что толерантность - это не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, а «признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас». В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Для многонационального государства, каким является Россия, такой взгляд на толерантность особенно актуален, поскольку объектом терпимости являются представители разнообразных этнических групп.

Обобщая в научной литературе понимания толерантности, необходимо отметить, что толерантность рассматривается как моральное качество личности, принцип (условие) взаимоотношений между людьми, характеризующееся терпимостью, пониманием, стремлением к диалогу с Другим. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно метола-ми разъяснения и убеждения.

Толерантность нельзя отождествлять с индифферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения - чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим. Толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его «инаковость», которое побуждает к работе разум уже потому, что мироощущение Другого иное, отличное от собственного. Такое понимание способствует расширению собственного социального опыта и обогащение новым культурным достоянием. Толерантность на пассивна, она активна. Она не означает отказ от собственных взглядов и убеждений. Толерантность свидетельствует об открытости участников диалога, об их «взаимопроницаемости». Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов выше, твой образ жизни, группа, к которой принадлежишь, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, просто, что он существует иначе.

Исходя из позиции авторов, определяющих плодотворность толерантности в современном мире готовностью к диалогу, И.В. Крутова выделила следующие уровни проявления толерантности3:

1. Уровень сдерживания негативного реагирования на нравственно значимый фактор, исключает насилие (уровень проявления терпимости). При этом следует учитывать, что терпимость является выражением свободной эмпатии, не может порождаться угрозой, мольбой, подражанием. За терпимость ошибочно могут быть приняты: замедленность реакции, нерешительность, неспособность к ценностному различению, упование на автоматизм судьбы, циничное равнодушие.

2. Уровень готовности к взаимопониманию и пониманию другого на основе общечеловеческих, а также признание за ним права на существование.

3. Уровень критического диалога и расширение собственного опыта на основе критического осмысления.

В результате теоретического анализа различных аспектов толерантности и анализа нормативных документов (Декларации принципов толерантности) можно сформулировать следующее определение толерантности: толерантность - это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды. Она выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия методом разъяснения и убеждения.

1 Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова.

Л., 1987. С. 114.

2 Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. № 2. С. 14-28.

3 Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обуче-

нии гуманитарным предметам: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.

В структуре акта толерантности (отдельное проявление толерантности) можно выделить следующие составляющие: субъект толерантности (тот, кто проявляет толерантность), адресат (в отношении кого она проявляется), предмет толерантности (по какому поводу) (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура акта толерантности

В самом широком понимании субъектом толерантности является неодинаковость отдельных людей и человеческих сообществ по самым различным критериям: этнический (национальный) признак; религиозные убеждения; политические взгляды человека и/или группы людей; позиция власти; научные воззрения; социальное положение человека и/или группы (социальный статус, материальный достаток, принадлежность к той или иной субкультуре); культурная (цивилиза-ционная) разность человеческих сообществ.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что при переходе к индустриальному, информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в межэтнической толерантности. Поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частных ситуаций осложнения, межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды.

Необходимость формирования межэтнической толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальной задачей многонациональной школы.

Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.

В. Таланов отмечает, что «воспитание культуры терпения (толерантности) и согласия должно стать одной из центральных тем образования наступившего века»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.М. Филиппов отмечает, что «толерантность по своему смысловому значению шире, чем

межэтническая терпимость, для поликультурного общества сфера отношений между людьми раз-

2

ных национальностей, религий, воспитание уважения к другому народу имеют ключевое значение» .

Б.С. Гершунский указывает, что воспитание толерантности в человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке3.

По мнению исследователя4, образование является сферой жизнедеятельности учащихся и вводит их в систему разнообразных межличностных отношений, которые способствуют формированию нравственных качеств личности и последовательному закреплению этих качеств в дальнейшей учебе и труде. С нравственными требованиями: совесть, долг - связано проявление толерантности.

Толерантность является основой оптимальной адаптации человека к существующим общественным отношениям. «Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Внешнее проявление в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воз-

1 Таланов В. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 13-19.

2 Филиппов В.М. Говорят, что. // Учительская газета. 2002. 19 нояб.

3 Гершунский Б.С. Толерантность в системе целостно-целевых приоритетов образования // Духовно-нравственная культура

преподавателя высшей колы XXI века: Мат-лы Междунар. науч-практ. конф. М., 2002.

4 Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001.

действия без снижения адаптивных возможностей»1. Проблема адаптации для учащихся общеобразовательных полиэтнических школ связана с приспособительными процессами формирующейся личности. Как известно, адаптация личности в социальной среде включают социальную и социально-психологическую адаптацию, которая осуществляется на разных уровнях общества, трудового коллектива и т.д. Социально-психологическая адаптация личности неразрывно связана с социальной адаптацией, которая является и условием и показателем ее успешности. Как отмечается в ряде исследований, социальная адаптация, с которой напрямую связывают «терпимость», имеет свои пределы2. Они обусловлены возможностями человека осваивать социально-культурные и морально-нравственные нормы социального поведения. Ведущая роль в данном процессе отводится необходимости подчиняться требованиям дисциплины, а при установлении контактов, в процессе взаимодействия с другими и налаживания взаимоотношений - учитывать желания и стремления других. Таким образом, адаптация личности обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. В данном случае мы можем говорить о том, что успешность адаптации определяется сформированной установкой на толерантность и, как было отмечено ранее, возможность ее проявления в виде трех подструктур: когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой. Можно сказать, что толерантность является и условием, и формой для успешной адаптации человека.

Важно подчеркнуть, что в последние годы произошла переориентация всей системы образования в России в направлении гуманизации и направленности на общечеловеческие ценности. Навык толерантности как характеристики образованного человека способствует спокойному освоению любых знаний, занятий и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. «Толерантность - это не врожденное или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерант-ностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и педагогику толерантности»3.

Обучение толерантности, по мнению Бетти Э. Риэрдона4, включает следующие направления педагогической деятельности:

1. Толерантностью признание прав других на жизнь и достоинство.

2. Узнавание. Доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителя других культур.

3. Отношение к различиям. Признание позитивных аспектов разнообразия.

4. Понимание уникальности. Умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.

5. Дополнительность как принцип отношения к различиям. Способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения.

6. Взаимность как основание для стремления к сотрудничеству. Способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения.

7. Культура мира. Признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей: осуществление усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп5.

Таким образом, одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является образование, в котором плодотворно используется диалог, сотрудничество, уважение между обучающей и обучаемой стороной.

1 Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., исправ. и доп. М., 1990. С. 401-402.

2 Золотухин В.М. «Терпимость» как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Кемерово, 1999. С. 7-10. Вып. 2.

3 Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Междунар. науч. конф. ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») / Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 261.

4 Бэтти Э. Риэрдон Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

5 Бэтти Э. Риэрдон Толерантность - дорога к миру. М., 2001. С. 52-53.

Бэтти Э. Риэрдон высказывается о желании помочь детям выработать в себе понимание трех фундаментальных принципов толерантности: «разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно; для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений»1.

Выделяют следующие критерии толерантности:

- равноправие;

- взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношений к представителям различных групп и группам в целом;

- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинство;

- возможность следовать своим традициям;

- свобода вероисповедания;

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений, отношений между полами.

Критерии толерантности и интолерантности позволяют определить основные направления формирования толерантности учащихся в учебном процессе. Обратимся в Новозеландской модели, в которой представлены формы поведения в толерантности и интолерантном классах2.

Таблица 1

Толерантный класс Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание Игнорирование

Совет, предложение Отстранение

Похвала, согласие Обзывание

Подбадривание Обвинение, упреки

Благожелательность Осуждение, критика

Утешение Морализирование, проповедь

Уважение Угрозы

Эмпатия Предостережение, предупреждение

Поддержка Приказ, указание

Из таблицы 1 видно, что интолерантный класс характеризуется холодным, деспотичным отношением к индивиду, не признающим ценность и самобытность другого. В толерантном классе наблюдается сердечное, теплое общение, основанное на взаимоуважении и эмпатии. Следовательно, в каждом классе необходимо создавать благоприятную атмосферу для формирования толерантных установок. А образовательным учреждением необходимо собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их.

А.М. Байбаков3 выделяет следующие функции толерантности.

Функция устойчивости заключается в формировании у школьников адекватного отношения к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и окружающих. Формированию у школьника правильного отношения к действительности необходимо придавать первостепенное значение (Крутецкий). Но сам процесс индивидуально-личностного становления в школьном возрасте сложен и противоречив. Уверенность своих позиций должна соответствовать занимаемому статусу индивида, иначе не будет реализовываться принцип признания автономии человека, тем самым сохраняется его свобода, обеспечивается возможность осуществления дальнейшего диалога и совместной деятельности.

1 Бетти Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 7.

2 Бэтти Э. Риэрдон Толерантность - дорога к миру. М., 2001. С. 47.

3 Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. С. 27-30.

Данная функция подготавливает почву для ассимиляции информации взаимодействующих субъектов, так как конструктивное взаимодействие возможно на основе адекватной самооценки, относясь к ядру личности; она (адекватная самооценка) является важным регулятором поведения.

Побуждающая функция толерантности заключается в том, что позволяет школьникам обеспечить формирование представлений о себе. Одним из важнейших мотивов в развитии личности в школьном возрасте является формирование самосознания, возникновение потребности в самовоспитании. Стремление к познанию и оценке морально-психологических качеств людей, вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни, потребность сравнить себя с другими, оценивать себя. Потребность оценивать свои возможности возникает под влиянием растущих требований со стороны окружающих в процессе учения, в общественно-трудовой деятельности, но далеко не всегда школьники способны адекватно оценить себя и свои возможности, нередко допускают ошибки, делают случайные и необоснованные выводы. Здесь необходимо тактично помочь им дать правильную оценку своей личности.

Толерантность определяет состав и силу мотивации социальной деятельности и поведения, и учения, способствует расширению кругозора и развитию жизненного опыта, так как опять позволяет личности принять другие точки зрения и видение решения проблем.

Адаптационная функция толерантности позволяет развивающееся личности выработать в процессе коллективной (групповой) деятельности положительное, эмоциональное, устойчивое отношение к самой деятельности, которую осуществляет школьник, к объекту и субъекту совместных отношений. Сильные и слабые раздражители (обращение в грубой форме или в доброжелательной, оценка, шутка, жест, событие) могут вызвать одинаковые по силе ответные реакции, но может быть и по-другому: сильные раздражители вообще не вызывают ответа (так называемая рефрактерность - невосприимчивость), а на слабые реакции есть.

Благодаря толерантности обеспечивается более успешная целенаправленная социализация (совпадающая с целями воспитания) личности, то есть успешное присвоение позитивного взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы.

Оценочно-прогностическая функция толерантности позволяет школьникам в условиях возрастающих требований со стороны окружающих, расширения контактов, диалогов, деятельности конструктивно взаимодействовать с окружающими. Оценка для самого себя - совершенно необходимое условие развития личности. Осуществляя такие взаимодействия, школьник учится оценивать, планировать свою собственную деятельность, прогнозировать ее результаты, оценивать свою точку зрения и сопоставлять ее с иной точкой зрения.

В общении - что очень важно для становления человека - складываются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы, правила общественно-приемлемого поведения (Хрипкова). Под влиянием товарищей школьник может иногда измениться самым неожиданным образом, но данная функция толерантности позволяет сгладить эти изменения (колебания).

Сама деятельность, в большинстве случаев, не будет основана на общих интересах, мотивах. Толерантность, развития а эти годы, позволяет школьнику в отношении с окружающих руководствоваться собственными ценностными ориентациями.

Интегрирующая функция толерантности является ведущей и направлена на противодействие внешним и внутренним столкновениям (присутствующим в процессе развития и существования малых групп), угрожающим сохранности группы, и обеспечивает стабильность группы на основе функции устойчивости. Побуждающая и адаптационная функции имеют прямое отношение к результату дифференциации, происходящей как специализация и иерархизация деловых и эмоциональных отношений (взаимосвязей) членов группы и соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях, образующих группу учеников, нарушению групповой динамики (Петровский).

Выделенные функции, по мнению А.М. Байбакова1, помогают определить ее содержание и внутреннюю структуру. Реализовать перечисленные функции позволяют следующие компоненты: самооценка, самосознание, саморегуляция, самоопределение, выделенные в структуре толе-

1 Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. С. 31-32.

рантности индивида, в результате теоретического анализа и осмысления ее функциональных свойств как способности, с учетом психофизиологических задатков индивида (свойства нервной системы) и наследственной детерминации поведения в ходе его социализации.

И.В. Лапшина, А.В. Алексеева

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ КАК СПОСОБ ПРИНУЖДЕНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

К элементам социальных практик общества на протяжении исторического развития человечества относятся разнообразные художественные средства, через призму которых может рассматриваться история развития общественных отношений. Известным фактом является то, что ядром общественных отношений выступает способность власти влиять на народ, подчинять его своей воле, используя при этом, как позитивные, так и негативные способы воздействия. Вместе с убеждением, всегда использовался весь диапазон средств психического и физического принуждения. Например, З. Фрейд утверждал: «Как нельзя отказаться от принуждения, так нельзя отказаться и от власти меньшинства над большинством, ибо масса ленива и несознательна. [и более того -И. Л., А. А.] культурные установления можно удержать только при помощи известной меры принуждения» [8, 102]. В плане данных рассуждений важна коммуникационная функция искусства: «искусство не только включено в процесс человеческого общения, но является его незаменимым средством, и в то же время оно само есть общение в его самоценности» [7, 314].

Еще в древности общественные отношения развивались как форма деятельности направленная в поддержку имиджа отдельной личности или государства. Если согласиться с тем, что принуждение в обществе есть буквально - оказание давления [6, 348], то исходя, из данного мы можем сказать, что еще с давних пор средствами живописи, скульптуры и архитектуры возвышалась правящая элита над простыми смертными, способная влиять на народ, убеждать и вынуждать его с целью подчинения своей воле, что становится существенным моментом общественной жизни и политической борьбы. Шедевры архитектуры, скульптуры и живописи вызывали восхищение, которое только усиливала ассоциировавшаяся с ними аура власти и богов. Здесь ключевым моментом является возвышенное. В частности, в изобразительном искусстве - это монументальное творчество. Нас интересует применение художественных средств в плане психологического и морального воздействия на членов общества. Иными словами - социально-прагматическое использование искусства. Далее на конкретных примерах посмотрим, как художественными средствами оказывалось психологическое давление на людей, а также в некоторой степени вызывало в них гнев или апатию, прилив отвращения, ужас или ненависть.

В основе искусства Древнего Востока то, что Бог является высшим пределом человеческой мысли. Искусство эпохи бронзы - мегалитическая архитектура. Здесь впервые определенная идея нашла выражение в монументальной форме, которая призвана, была воздействовать на ум и воображение людей. Одним из первых примеров создания имиджа государства является Плита фараона Нармера - одного из первых фараонов в Египте (около 3000 г. до н.э.) - созданная в ознаменование объединения этим царем долины Нила в единое государство. «На плите Нармера выбито пять поясами отделенных друг от друга изображений. В центральной сцене показан человек со всеми атрибутами верховной власти: он в высокой короне правителя южного Египта, со звериным хвостом, пришитым к переднику, и в сопровождении человека, несущего за ним сандалии. Это и есть фараон Нармер. Он заносит тяжелую булаву нал головой поверженного на колени пленника. Сцена сопровождена пиктограммой: «Царь вывел 6000 пленников из равнинной страны». Названа и страна: «Озеро гарпуны». Это территория северного Египта. Мы понимаем, что речь идет о завоевании южным Египтом Египта северного, благодаря надписи сцена неравного поединка двух людей приобретает обобщающий смысл и за ней вырастает образ конкретного сражения» [2, 9, 13]. Фараонов возвеличивали посредством росписей на стенах храмов и гробниц. «А на стенах храмов и гробниц фараона изображают в сценах священных рядом с божествами - эти сцены ут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.