УДК 316.6 К. И. Локтев
Толерантность как симулякр: от идеологии
ПРОТИВОРЕЧИЙ — К ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ (ОБЗОР ПОЗИЦИЙ)
В статье представлен взгляд на толерантность как на явление противоречивое, с «размытыми» этимологическими границами, в связи с чем предлагается отказаться от внедрения в общественное сознание идеологии толерантности в пользу идеологии развития духовности.
Ключевые слова: толерантность, симулякр, духовность.
Konstantin I. Loktev
TOLERANCE AS SIMULACRUM: FROM IDEOLOGY OF CONTRADICTIONS — TO IDEOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPIRITUALITY
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The concept of tolerance is presented in article as the inconsistent phenomenon, with «indistinct» etymological borders. It is offered to refuse the idea of introduction ideology of tolerance in public consciousness in favor of introduction ideology of spirituality development.
Key words: tolerance, simulacrum, spirituality.
Симулякр (фр. — псевдовещь) — одно из ключевых понятий, характеризующее художественный образ (постмодернизм). Симулякр — это образ отсутствующей действительности, подобие, лишенное подлинника, некий фантом, за которым нет никакой реальности, просто пустая форма, знак. Фактически, все, что мы видим на экранах телевизоров, кинотеатров, читаем в школьных учебниках по гуманитарным дисциплинам, слышим в выступлениях политиков и «экспертов» сегодня — это симулякры [2].
Симулякры имеют претензию на неоспоримость. Особенно опасна содержательная размытость симулякров, затрагивающих нравственноэтические проблемы. Многие исследователи считают толерантность типичным симулякром. Анализ концептуальных подходов, представленных в литературе, показал, что в настоящее время научные основы психологии толерантности отсутствуют, а отдельные концепции толерантности отличаются пестротой, противоречивостью и несогласованностью [1].
Локтев Константин Иванович — старший преподаватель кафедры сервиса, рекламы и социальной работы (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан), e-mail: [email protected]
© Локтев К. И., 2013
Статья публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 14.В37.21.0509
Понятие «толерантность» произошло от латинского слова Ш1егаШа. Термин «толерантность» имеет медицинское происхождение и означает невосприимчивость организма к антигену. Например, пораженный метастазами организм на четвертой стадии рака идеально толерантен. «Толерантность» — полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом животного способности вырабатывать антитела. В выше обозначенном смысле толерантность ведет к смерти организма. В социологическом и психологическом смысле подход к пониманию толерантности варьируется более вольно. Вот как трактуется понятие tolerance в учебном пособии Бэтти Э. Риэрдон (англ.): «готовность быть терпимым, снисходительность» [3]. Tolerate (англ. «терпеть») трактуется как: «допускать, разрешать (осуществления практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, ... признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации (Concise Oxford Dictionary of Current English)» [3]. Не менее интересен синоним к данному понятию — indulgence (Declaration of Indulgence- Декларация религиозной терпимости в Англии в 1672 г.), который имеет следующее значение — «снисхождение, потакание, потворство, привилегия, милость» [3].
В Преамбуле Устава ООН толерантность раскрывается как «проявление терпимости и жизнь вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» [6]. В Декларации ЮНЕСКО отмечено: «Терпимость — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» [6]. Это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека» [6]. На наш взгляд, в настоящее время практикуемая Западом вольная трактовка толерантности (Декларация ЮНЕСКО) и навязываемая под эгидой толерантности идеология вполне может оправдать и гей-парад, и даже, если потребуется — некрофилию» [6].
Идеология толерантности (исходя из этимологии) заключает логику двойных стандартов и благоприятную почву для подмены проявлений «терпимости» — «готовностью», без сопротивления воспринимать все без исключения явления социальной действительности, в том числе, все, что не соответствует нравственным и культурным представлениям, традициям.
К примеру, провозглашаемая толерантность в отношении так называемых сексуальных меньшинств оборачивается подлинными извращениями общественного сознания в форме легализации однополых браков, публичных демонстрациях сексуальных перверсий. Брезгливое отношение к извращенцам — естественная реакция нормального человека, и ее подавление под лозунгами толерантности производит впечатление
перегиба в другую сторону. Принципы толерантности можно выразить следующим образом. Нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании, что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, вне зависимости от этого, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец [6]. Странная ситуация потворства пороку. Русский философ И. Ильин в этом смысле заметил: «Если я, не вмешиваясь, предоставляю свободу злодею духовно губить и кощунствовать, то я соучаствую в его злодеяниях» [6]. Далее И. Ильин отмечает: «Где расточенная доброта попирается свирепыми животными (ср.: Мф. 7:6), там необходимы гроза, страх, меч и страдание, а не говорить злу ни да, ни нет — значит сказать ему «да», поэтому прячущийся вовсе не выжидает, а предает, ибо молчанием предается Бог» [6].
А. В. Кошарный, изучающий социально-психологические аспекты толерантности, пишет: «Проявляясь внешне как толерантное, поведение индивидуума по сути может быть связано с конформностью, социальной трусостью, безынициативностью, безразличием или даже пренебрежением к партнеру по взаимодействию. При неправильном формировании толерантности могут подавляться индивидуальность, активная жизненная позиция, стремление к самовыражению и самореализации. Толерантность может быть внешней, лишь демонстрируемой, и внутренней, связанной с невысоким уровнем нравственной и духовной зрелости» [Цит. по 7].
Авторитетный философ, член-корреспондент РАН В. А. Лекторский дает четыре возможные модели проявления толерантности исходя из особенностей личностной зрелости: 1) как безразличие, содержащее существование мнений, истинность которых не может быть доказана; 2) как невозможность взаимопонимания, которая ограничивает возможность взаимодействовать; 3) как снисхождение, подразумевающее превосходство в сознании человека собственной культуры, возможное терпение, но и одновременное презрение другой; 4) как расширение собственного опыта и критический диалог, позволяющий и уважать чужую позицию, и при этом изменять свою в результате критического диалога [7].
«Приходится констатировать, — пишет В. М. Сторчак, — что идеология толерантности подвергается сейчас все большей критике» [9]. Согласно В. М. Сторчак критика основывается на следующих положениях:
1. Внедряемая в России идеология толерантности противоречит Конституции РФ. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (Конституция РФ ст. 13., ч. 1, 2.).
2. Международные, государственные, общественные организации и структуры не вправе диктовать гражданину свое мнение и отношение к различным светским и религиозным идеям и представлениям, не вправе навязывать ему свое видение их культурных и ценностных характеристик и тем более не вправе призывать к уважению и принятию их морально-нравственных позиций и мировоззренческих установок.
3. Идеология толерантности воспитывает равнодушного к безнравственным идеям и поступкам гражданина, космополитичного и оторванного от своих традиционных корней человека.
Против существующей толерантной идеологии выступают не только представители некоторых светских и научных кругов, но также и представители конфессий. Например, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин
З. Л. Коган заявил: «Навязывание еврейским детям чуждых им религиозных вероучений есть принуждение их к участию в чуждых для них религиозных действах, есть скрытая форма их духовно-культурного геноцида и проявление антисемитизма» [9].
Широкий резонанс в обществе получило открытое обращение епископа Пермского и Соликамского Иринарха с предложением вникнуть в существо проблемы навязывания толерантности нашему народу, опасности этой экспансии не только для духовной и национальной, но и для государственной безопасности. Мы не можем, пишет епископ Иринарх, позволить превратить нашу страну в дом псевдодуховности. Сегодня под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом и якобы содействия развитию гражданского общества в России нам пытаются навязать некую толерантность, то есть вместо любви к ближнему как образу и подобию Божию в межнациональной сфере и вместо культивирования свободы совести в духовной сфере пытаются навязать некую терпимость и, следовательно, исподволь трансформировать нашу отечественную православную культуру по своим западным меркам и представлениям. Неужели не понятно, что это прямая экспансия против российской государственности, что сегодня и происходит. Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию и другие [8].
Естественен вопрос: зачем прививать идеологию толерантности в стране, где имеется своя, проверенная веками самобытная духовная традиция налаживания гармоничных отношений? В настоящее время существует миф о том, что толерантная культура зародилась исключительно на Западе. Россия же в своей истории, как в дореволюционное время, так и в советский период, не знала, что такое толерантность. Обращаясь к истории российской империи, мы видим, что в ее политике всегда присутствовали принципы толерантности. Явление толерантности, в том смысле, в котором ее многие преподносят, органично ценностям и смыслам русской ментальности, для которой исторически всегда были присущи идеи справедливости, милосердия и любви. Эти принципы можно даже проследить в колониальной политике России. Сформированный за всю многотысячелетнюю историю характер русского человека исключительно толерантен. Возьмем, к примеру склон-
ность к отзывчивости и всепримирению, в противовес романо-германской склонности к жестокости; способность к долготерпению, всепрощению, жертвенности, кротости и добросердечию; всечеловеч-ность; способность русского человека усваивать дух и идеи чужих народов, перевоплощаться в духовную суть всех наций. Достоевский Ф. М. верил, что только такой народ, наделенный такими душевными качествами и добродетелями, способен «послужить человечеству», вывести на путь добра и правды [9].
В заключение следует подчеркнуть: «Для того, чтобы быть действительно «толерантными», мы должны противопоставить наше нравственное и духовное сопротивление, иметь мужество проявлять свое неодобрение, чтобы не сотрудничать в неправедных действиях» [4].
Лучше оставаться спокойным и в нужный момент использовать свою способность убеждать. Надо приложить усилия, помогая человеку со слепым интеллектом увидеть истинную природу его действий, т. е. зло и его последствия [4].
Необходимо обладать духовной силой, развитой духовностью, чтобы преобразить «каменные сердца», стараться прикоснуться исцеляющим словом к ментально и нравственно больным людям, уметь и быть способным утешать, не теряя при этом собственные нравственные чувства, не проявляя вражды и мести. В этом истинная сила любви и терпимости, человечности в отношениях, духовности человека [4].
Следовательно, не идеология толерантности с двойными стандартами, а идеология развития духовности как никогда актуальна для России сегодня. Знаменитый кинорежиссер Кшиштоф Занусси заметил, давая интервью журналу «Фома»: «Я часто и с удовольствием противопоставляю себя тому культу, который сегодня развился на Западе, — культу толерантности» [5]. К. Занусси утверждает: «Формула „ко всему надо относиться толерантно" кажется недостаточной, ведь терпимость — это только первый шаг, и если я не смогу найти другой ценности, которые я полюбил бы, то толерантное отношение — не больше, чем самоограничение., толерантность невозможна без любви» [5].
Список литературы
1. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис. ... док. психол. наук, по спец. 19.00.05. — СПб, 2007. 45 с.
2. Вертиклимов Н. В. О подлогах и фальшивках в истории и культуре. 2011 —
2012 год. [Электронный ресурс]. URL: http://usachi.narod.ru/simul/
simulakra.htm (дата обращения: 18.11.2012).
3. Внедрение «толерантного сознания». [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvpt.ru/?page=analytics051 (дата обращения: 24.12.2012).
4. Духовность и толерантность [Электронный ресурс]. URL: http://www.brahmakumarisru.com/article/tolerance.html (дата обращения: 18.07.2012).
1GG
5. Занусси К. Толерантность невозможна без любви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.foma.ru/article/index.php?news=1889 (дата обращения: 18.01.2013).
6. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою; Pro et Contra: полемика вокруг идей И. А. Ильина о сопротивлении злу силою. М., 2007. С. 568 — 572.
7. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдито-риал УРСС, 2001. 256 с.
8. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // © 1991—2013 Interfax [Электронный ресурс] URL: [email protected]
9. Сторчак В. М. Толерантность в социокультурном и политическом простран-
стве современной России / / Электронное издание «Человек без границ» [Электронный ресурс] URL: http://www.manwb.ru/articles/world_today/
tolerance/
•Jc -Jc -Jc