УДК 101
А. Ю. Евдокимов
доктор технических наук, кандидат культурологии, академик РАЕН, профессор кафедры теологии факультета гуманитарных наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ И ТОЛЕРАНТИЗМ
В статье рассматривается пагубное влияние идеологии толерантизма на современное российское общество; понятие «толерантность» ведет к разрушению национального самосознания и к нарастанию хаоса в обществе и государстве.
Ключевые слова: веротерпимость; толерантность; глобализм; Россия; православие; этические ценности; патриотизм; национализм.
A. Yu. Evdokimov
Doctor of Engineering, Ph.D. (CuLturoLogy), Academician of Russian Academy of NaturaL Sciences (RANS), Professor, Department of TheoLogy, FacuLty of the Humanities, MSLU; e-maiL: [email protected]
LATTITUDE IN RELIGION AND TOLERANCE
The detrimentaL effect of the ideoLogy of toLerantiski on the modern Russian society; the concept of "toLerance" Leads to the destruction of nationaL identity and to the increasing chaos in society and the state.
Key words: toLeration; toLerance; gLobaLism; Russia; Orthodoxy; ethicaL vaLues; patriotism; nationaLism.
«Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят»
Г. К. Честертон
Современность можно охарактеризовать двумя важнейшими процессами - глобализацией и глобальным экологическим кризисом.
Глобализация означает интеграцию в политической, технико-экономической, религиозной и культурной областях, формирование так называемой поликультуры («мультикультуры») и культуры мира. На основе этого объективного процесса развивается глобализм - идеология, исповедующая утопическую идею создания планетарного государства, с единым управляющим наднациональным центром, прообразом которого является Организация Объединенных
Наций. Планетарное государство предполагает обеспечение экономического благосостояния своего «населения» (но никак не «народа») и юридической справедливости, что отчасти реализовано в США как основной «модели» такого государства.
Важнейший аспект глобализационных процессов - религиозный; из множества существующих религий мыслится создание некоего суррогата, включающего в себя важнейшие положения трех мировых религий с добавлением оккультизма и эзотерики.
Важнейшую роль в глобализационных процессах играет понятие толерантность и ярко выраженная тенденция замены им православного понятия веротерпимость. Именно замены, а не противопоставления. В связи с этим необходимо ясное понимание сути этих понятий и их жесткого разграничения.
Веротерпимость есть уважение к личности и неосуждение отдельных людей и групп людей за принадлежность к другому вероисповеданию, но никоим образом не согласие с чуждым миропониманием (православная позиция). Важнейшие положения сформулированы еще в XI в. преподобным Феодосием Печерским.
Толерантность (лат. Мегапйа - терпение, способность переносить) - «либеральная веротерпимость», предполагающая обязанность признания (а в идеале и принятия) духовных и этических ценностей иных идеологий, религий и псевдорелигий (вплоть до терроризма, нацизма и сатанизма), ведущая к отрицанию собственной культуры и размыванию этических ценностей, нарастанию культурного хаоса. В научном понимании толерантность может иметь двоякий смысл: в экологии толерантность означает устойчивость живых организмов к воздействию факторов окружающей природной среды, в медицине и фармакологии - способность переносить воздействие лечебных доз лекарств без заметного терапевтического или токсического эффекта. В психиатрии о терапевтической толерантности говорят в неподдающихся лечению случаях психических заболеваний. В социальном контексте толерантность есть «противоестественное, иррациональное поведение человека или общества, выражающееся в терпимости к нарушению принятых в обществе этических норм, традиций, к попранию его ценностей, а также к навязыванию чуждых этических норм, традиций и ценностей». Полная толерантность есть смерть, как в биологическом, так и в духовном смысле. Таким образом, при
распространении смысла сказанного на общество как систему более высокого порядка, видно, что толерантность - отсутствие способности общества противостоять внедрению враждебных идеологий1.
Веротерпимость - это сдержанность к чужим порокам. Толерантность - это принятие чужих пороков, неспособность видеть в них грех, терпимость ко греху и, в конечном счете, принятие его как модели поведения. Христианство - религия любви, но потакание заблуждениям и порокам других людей проявлением любви не является. Настоящая христианская любовь заключается в том, чтобы вылечить заблуждающихся словом истины, избавить их от заблуждений, а не потакать им.
Под веротерпимостью православие понимает, повторим, не вседозволенность, не похвалу чуждых мировоззрений и никак не согласие с ними, но не осуждение людей - носителей иной культуры, уважение чужой культуры, не притеснение народа, ее носителя. Толерантность, по словам одного из ее главных идеологов А. Г. Асмолова, «это признание ценностей инаких. Когда вы встречаете иного, вы не сводите его к общему знаменателю, а признаете его ценность» [Асмолов 2002]. Возражая можно лишь спросить: а возможно ли православному человеку признать ценности, в частности, галахических или буддистских положений и остаться при этом православным? Вопрос чисто риторический.
Важнейший аспект человеческого бытия - необходимость формирования устойчивого миропонимания, мировоззрения на базе традиционной культуры. Без этого человек теряет свою культурную и цивилизационную идентичность (народ) и становится безликим элементом глобализационных процессов (население, масса), начало которых уходит своими корнями в глубокую древность. Наивно было бы предполагать, что эти явления - признак современности - достаточно вспомнить цивилизации Вавилона и эллинизма, вероятно одними из первых, провозгласившие глобалистские идеи. Идея Бога здесь реализуется в понимании Его как безликой субстанции, в силу своего всемогущества дающей всем «по потребностям» (каковыми бы они
1 Толерантность // Традиция : русская энциклопедия. URL : traditio.wiki /%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8 2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения 12.04.17).
не были) и защищающей «население» от негативных последствий реализации некоторых своих «потребностей». Все перечисленное в той или иной степени и реализуется в рамках так называемого нового религиозного движения (далее - НРД).
Веротерпимость от латинского «Мегапйа» отличается еще и тем, что терпимость - это милосердие, снисхождение, понимание. Толерантность - это равнодушие, вседозволенность, отсутствие какой-либо позиции. Это - теплохладность, о которой говорится в Апокалипсисе. Сравним: «Таким образом он (мудрец. - А. Е.) недоступен любви и также недоступен вражде. ... И поэтому он почитаем всем миром» (Лао-цзы). Толерантизм нам предлагает согласиться именно с этим.
Следствием веротерпимости является многообразие культур, иными словами - сложность социоестественных систем и их высочайшая стабильность (общая теория систем). Толерантность ведет к обратному - структурному упрощению систем и росту их нестабильности, т. е. к подготовке прихода антихриста.
Толерантное общество вводит запрет на высказывание правды относительно зла, недопущение вынесения оценок всему противоестественному, возвеличивание пороков за счет унижения добродетелей, высмеивание совести, целомудрия и нравственности.
Толерантность проповедует лицемерное признание «равенства» всех религий и мировоззрений - аналог буддийской картины мира, где «истин столько, сколько опавших листьев» (Будда). Даже поверхностное изучение различных религий говорит о том, что все они, с одной стороны, содержат в себе общечеловеческую мудрость, сформулированную различными культурами независимо друг от друга (не убей, не укради и т. п. в так называемых «религиях ума»). С другой стороны, различные религии ориентированы подчас на диаметрально противоположные этические ценности и, указывая совершенно различные нравственные идеалы, в этом плане абсолютно не «равны». Вспомним, что заповеди Декалога содержат два первых положения, естественным образом не входящих ни в одну другую религию: «Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов» и «Не делай себе кумира» (Исх 20:2,3). Это - Откровение, которое было дано избранному народу, но никак не «религия ума».
Поэтому лицемерное провозглашение под личиной гуманизма «равенства» религий (которое может быть только юридическим, но
никак не духовно-нравственным) неизбежно ведет к размыву этических ценностей отдельной личности и всего общества в целом. Здесь уместно вспомнить слова В. Гюго «Порокам льстит, когда во главе их стоит добродетель» (роман «93-й год»).
Оторванность человека от естественных нравственных позиций пытаются заглушить призывами к соблюдению толерантности. Под этот термин, значение которого не определено четко, подводят самые постыдные поступки. «К сожалению, о толерантности больше всего и громче всего говорят проповедники так называемой светской духовности, которые до недавнего времени были совершенно иными ораторами и проповедниками <...>. В результате защищается и пропагандируется право на безобразие, на кощунство, на аморальное поведение, и, следовательно, как вторая составляющая этого права, -безопасность от негативного осуждения со стороны общества»1.
Веротерпимость означает терпение людей иных убеждений (ибо и они - образ и подобие Божие), но самих людей, а не их верований, как того требует толерантность. Никакой компромисс между православной верой и ложными верованиями и убеждениями невозможен: «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6:14-16).
Хорошо сказал по этому поводу святитель Николай Сербский: «Если бы апостолы были толерантны, то на них бы и закончилась история христианства»; «Ибо если нетолерантностью считают несогласие равно принимать два различных мнения, каждое из которых претендует на исключительную истинность, если нетолерантностью называют убеждение человека, что только его вера или философия истинна среди прочих, ложных и ошибочных вер и философий, то тогда и отцы Церкви были нетолерантны, нетолерантны и апостолы, и христианские миссионеры, нетолерантен и Сам Христос»; «Если бы Христос проповедовал допустимость и других вер наряду со Своей, допустимость еврейского фарисейства, римского идолопоклонства, вавилонской мифологии и т. д., то Он не был бы осуждён на крест - равно как и не воскрес бы»; «Если бы отцы Церкви были толерантны ко всем
1 Религиозная безопасность России. URL : www.stolica.narod.ru/amoral/ demogr/009.htm (дата обращения 12.04.17).
религиям и ересям своего времени, то их не за что было бы называть отцами»; «Если бы святые Кирилл и Мефодий были толерантны к Перуну и Стрибогу наряду со Христом, то и доныне в славянских горах и долинах курились бы старые языческие алтари»; «Рим был толеран-тен ко всем верам своей империи - и сошел в могилу неотпетым.. .»^
Возражением против римской толерантности могут стать известные гонения на христиан, но это всего лишь обратная сторона толерантности. Невозможность для христиан одновременно принять Христа и поклонение императору как божеству, вызывало естественную реакцию общества и властей - ненависть и террор. Аналогичное явление назревает и в условиях современности - нас пугают фантомом «русского фашизма», которого нет и быть не может в силу православного менталитета нашего общества, православного вне зависимости от убеждений конкретных его членов, усвоенного на генетическом уровне за более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси.
Еще один исторический пример: монгольское нашествие; монголы - язычники, считавшие все религии одинаково истинными, одинаково связующими людей с Богом [Карташев 2009, Т. 1, с. 279]. Религиозные отношения такого рода были узаконены в Ясе - своде законов Чингисхана. Перед самыми дверями шатра великого хана Гуюка находилась христианская часовня, где открыто при стечении множества монголов совершались богослужения и раздавался звон колоколов. Аналогично - и у великого хана Менгу [Карташев 2009, Т. 1, с. 281]; ответ хана французскому послу Рубруку на предложение принять христианство вполне естествен с позиций толерантизма: «Все люди обожают одного и того же Бога, и всякому свобода обожать его как угодно. Благодеяния же Божии, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других» [Карташев 2009, Т. 1, с. 279].
Рубрук так описывает Менгу: «у него в обычае, чтобы в те дни, в которые его шаманы назначают быть праздникам, или на которые, как на праздники, укажут ему священники несторианские, приходили к нему сначала священники христианские в своем облачении
1 Святитель Николай Сербский. URL : klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/51351/svyatitel-nikolay-serbskiy-rim-byil-toleranten-ko-vsem-veram-svoey-imperii-i-soshel-v-mogilu-neotpetyim/ (дата обращения 11.04.17)
и молились за него и благословляли его кубок, чтобы по удалению их приходили муллы сарацинские и делали то же, и чтобы после этих приходили жрецы языческие и делали опять то же. И говорил мне монах (несторианский, находившийся при дворе хана), что верит хан только христианам, хотя желает, чтобы все молились за него. Но монах обманывался, потому что хан никому не верит; все следуют за двором его, как мухи за мёдом, и всем он оказывает благоволение и все думают, что он есть именно особенный их покровитель и все предрекают ему благополучие» [Карташев 2009, Т. 1, с. 280].
Хан Золотой Орды Менгу-Тимур первым выдал ярлык на митрополию митрополиту Кириллу III с просьбой молиться и за татар: «а кто неправым сердцем молится - на том грех». Но и здесь - обратная сторона толерантности проявилась в фактах убийства русских князей, не желавших поклоняться в Орде языческим идолам. Достаточно одного примера святого благоверного князя Михаила Черниговского.
Марко Поло писал о последнем великом монгольском хане Хуби-лае: «в день Пасхи, зная, что это один из главных христианских праздников, великий хан велел всем христианам явиться к нему и принести с собой то священное писание, в котором заключается Четвероевангелие; окурив торжественно ладаном эту книгу, он благоговейно поцеловал ее; то же должны были сделать по его приказанию и все бывшие тут вельможи; это у него всегдашний обычай при всяком большом празднике у христиан, в Рождество и в Пасху. То же соблюдал он и в праздники сарацин, иудеев и язычников; когда спросили его, зачем он делает это, он отвечал: "есть четыре пророка почитаемых и обожаемых четырьмя различными племенами мира: христиане почитают Иисуса Христа, сарацины Мухаммеда, иудеи - Моисея, а у язычников самый высший Бог Согоном-бар-кан, а я почитаю всех четырех и молю о помощи себе того, кто в самом деле выше всех из них"» [Карташев 2009, Т. 1, с. 280]. Но результатом политической деятельности Хубилая явился фактический развал монгольской империи (предательство национальных интересов) и принятие буддизма как государственной религии в уже китайской империи Юань.
Либерально ориентированная часть российского общества в условиях доминирования толерантизма проявляет даже «заботу» о православии и иных религиях на территории нашего государства: «Как сделать традиционные религии конкурентоспособными на рынке
религиозных услуг», - комментарии к этой фразе излишни. 17 февраля 2009 г. в Московском центре Карнеги состоялась научная дискуссия о новых религиозных движениях1. Справедливо обозначив начало массового распространения НРД в России с рубежа 1980-1990-х гг. как «религии кризиса», была высказана мысль, что в условиях нового кризиса НРД будет еще более востребовано и у него «хорошие перспективы». Было отмечено, что сегодня меняется научный подход к НРД: если раньше его изучали как «врагов», то теперь его стоит расценивать как «параллельную религию». Причина распространения и популярности НРД видится в том, что «большие религии до конца не срабатывают, утрачивают притягательность». В связи с этим у НРД очень большие шансы на будущее. «Чем дальше, тем больше будет приверженцев НРД не только в России, но и на постсоветском пространстве» и тем актуальнее становится их научное исследование. Этот вывод, с позиций иной идеологии, по сути лишь подтверждает все вышесказанное - ведь «большие шансы на будущее», это ничто иное, как действие объективных законов природы; любая система - от экологической, до социальной, стремится к состоянию с наименьшей потенциальной энергией, т. е. к собственному упрощению. Идеология НРД, как уже говорилось, обеспечивает человеку оправдание собственной порочности - вот откуда «большие шансы на будущее».
Несмотря на то, что основной массой российского общества «новые» духовные ценности были отринуты или восприняты скептически, активная деятельность всякого рода миссионеров, инициированная в большинстве случаев из-за рубежа, привела в России к значительному росту числа сект, которые угрожают безопасности и стабильности российского общества.
Постоянный вопрос: что делать? Начинать с малого: необходимо само понятие и слово «толерантность» выводить из нашего лексикона, но не механически заменяя его на «веротерпимость», что будет абсолютно неверным, а заменяя подходящими русскими терминами «уважение», «дружба», «любовь».
Защитной реакцией общества, ответом его иммунной системы на болезнь, являются патриотизм и национализм, противостоящие упадку и разрушению. Именно националисты выступают против
1 Дискуссия об НРД. URL : http://www.bogoslov.ru/text/386015/index.html (дата обращения 12.04.17).
«болезни государства», ставя своей целью его возрождение (в том числе увеличение рождаемости коренного населения, восстановление обороноспособности, национализацию награбленного и т. д.). Философ И. А. Ильин называл русским национализмом любовь к исторически сложившемуся духовному облику русского народа, волю к расцвету и самобытному величию грядущей России. При этом Ильин признавал существование «больных» форм национализма, которые фокусируются на внешних, а не на духовных проявлениях народной жизни (экономизм, империализм), либо отрицают и презирают чужую культуру [Ильин 2006; Платонов 2010].
Известный либеральный взгляд на этот вопрос: патриот есть человек, любящий свою родину, а националист - ненавидящий другие народы и страны; а также: «патриотизм - последнее прибежище негодяя» (афоризм, тенденциозно и неверно трактуемый1). Отнесем это на счет самих либералов.
Как следствие, закончить статью уместно словами митрополита Иоанна (Снычева): «Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической ереси, либо выродится в неоправданную национальную спесь. И то и другое для России - гибель. Не видеть этой опасности может лишь слепой» (из статьи «Державное строительство»)2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М. : Независимый институт коммуникавистики, 2002. С. 16-21.
1 Patriotism is the last refuge of a scoundrel (англ.) - афоризм, произнесенный доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 г. и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона в 1791 г. Джонсон говорил о британцах, которые, совершив преступления, во избежание тюремного заключения (или даже смертной казни), использовали «патриотический» акт; ссылка на него позволяла «негодяю» получить помилование и отправиться в британские колонии.
2 Державное строительство. Митрополит Иоанн (Снычев). URL : www. odigitria.by/2011/10/31/derzhavnoe-stroitelstvo-mitropolit-ioann-snychev/ (дата обращения 12.04.14).
Ильин И. А. О России. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 224 с. (Духовное наследие Русского зарубежья.) Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. Т. 1. М. : Изд-во
Сретенского монастыря, 2009. 686 с. Платонов О. А. Битва за Россию. М. : Алгоритм, 2010. 544 с.