Научная статья на тему '«Религиоведение» как учебная дисциплина в Московской Духовной академии'

«Религиоведение» как учебная дисциплина в Московской Духовной академии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
440
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (МДА) / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / MOSCOW ECCLESIASTICAL ACADEMY / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Дмитрий Владимирович

В статье представлен анализ практики преподавания учебной дисциплины «Религиоведение» в конфессиональном образовательном учреждении. В приложении представлена учебная программа курса «Религиоведение», реализуемая в МДА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious studies as an academic discipline at the Moscow Ecclesiastical academy

The article gives the analyses of practical experience in teaching of the educational discipline Religious studies in confessional educational institution. The appendix contains the curriculum of the Religious studies course, carried out by the Moscow Ecclesiastical academy.

Текст научной работы на тему ««Религиоведение» как учебная дисциплина в Московской Духовной академии»

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Д. В. Сафонов

Курс «Религиоведение» читается студентам Богословского отделения Московской Духовной академии (МДА) с 2003 г. Этот курс появился в результате реформы духовных школ, в соответствии с которой четырехлетняя академия, чьи учебные дисциплины во многом дублировали семинарский курс, стала трехлетней, с выделением четырех специализаций. Отдельно студентам Богословского отделения читается курс «Философия религии», поэтому данная часть религиоведения в нашем курсе специально не рассматривается. Цель курса - ознакомление студентов с религиоведением как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, историей религий, современными проблемами государственно-церковных отношений, законодательством, касающимся религиозных организаций, и другими вопросами (см. приложение - с. ...).

Студенты знакомятся с оценками той или иной религии в контексте православной богословской традиции; в программе курса были учтены наработки кафедры религиоведения (ныне - государственно-конфессиональных отношений) РАГС.

Рассмотрим в общих чертах основные темы курса. Во вводной его части изучаются различные определения религиоведения, его предмет, рассматриваются понятие «религия» и его толкование в разных религиоведческих школах, формулируются цели, задачи и функции религиоведения, принципы религиоведения как науки.

При изучении методологических вопросов студенты обращаются к материалам конференции, которая состоялась в РАГС в октябре 2003 г. и носила название: «Философско-методологические проблемы изучения

религии»1. Этим материалам посвящается семинар по методологии религиоведения. Подобные семинары, включающие доклады студентов, проводятся по всем темам курса. Особенно большой интерес представляет состоявшаяся на вышеназванной конференции дискуссия между М.О. Шаховым и его оппонентом, покойным А.Н. Красниковым. Изучая историю и методологию религиоведения, в том числе западного, нельзя обойтись без работ этого ученого. Прежде всего речь идет об учебном пособии и хрестоматии, выпущенных его трудами2.

Одним из примеров серьезного изучения западного религиоведения выпускниками МДА является защищенная в стенах нашей академии диссертация иером. Варлаама (Горохова), посвященная трудам М. Элиаде, выполненная под научным руководством прот. П. Великанова (ее автореферат опубликован на научно-богословском портале «Богослов.Яи»).

Особенно востребованными при изучении религиоведения в МДА оказываются справочные издания, выпущенные издательством «Академический проект», - это прежде всего энциклопедический словарь

3

«Религиоведение» и «Энциклопедия религий» . Серьезным подспорьем для ознакомления с новой литературой являются рецензии и библиографические обзоры, публикующиеся на научно-богословском портале «Богослов .Яи».

Особенный акцент в нашем курсе делается на современном состоянии религиозных организаций в России. Значительное влияние уделяется межрелигиозному диалогу, принципы которого изложены нами в соавторстве

1 См.: Философско-методологические проблемы изучения религии: Мат-лы научной конференции (28-29 октября 2003 г., РАГС). М., 2004; Шахов М.О. Научен ли «методологический атеизм» // Религиоведение. 2004. № 2. С. 136-141; Он же. Реализм как общая основа религиозного и научного знания // Вопросы философии. 2008. № 10; Он же.

Об иррациональном безбожии и «рациональных» атеистах // http://www.bogoslov.ru/text/396084 ; и др.

Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Уч. пособие. М., 2007; Религиоведение: Хрестоматия / сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2000; и др.

История развития отечественного религиоведения представлена в серии РАГС - см.: Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения: сб. в 4 ч. / сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. М., 2009.

Религиоведение: Энциклопедич. словарь / под ред. Е.С. Элбакян и др. М., 2006; Энциклопедия религий / под ред. Е.С. Элбакян и др. М., 2008.

с прот. В. Чаплиным и преподавателем Московской Духовной семинарии Ю.В. Максимовым в недавней публикации4.

Большое внимание уделяется изучению ислама. При этом необходимо учесть, что все студенты Академии прослушали в семинариях курс «История религий», поэтому с историей ислама и других религий знакомы. При изучении ислама (как и других мировых религий) особенно востребованными оказываются статьи, опубликованные в Православной энциклопедии (ПЭ). Получили освещение в этом фундаментальном издании и некоторые вопросы шариата5.

При изучении современных исламских структур в России востребованы работы Р.А. Силантьева6. Курс содержит также темы о положении и деятельности мусульманских общин в Европе7.

Конечно, востребованы работы, которые под руководством А.А. Игнатенко осуществляет Институт религии и политики . Акцент в нашем курсе делается на современном состоянии ислама, большое место уделяется изучению ваххабизма. Изучается также история православного исламоведения, которое до 1917 г. было развитым направлением науки.

Подробно рассматривается история взаимоотношений государства и исламского сообщества в дореволюционный период. Курс на политику веротерпимости, причем внутри страны, в первую очередь по отношению к исламу и мусульманам, был взят в 1773 г., когда веротерпимость была провозглашена в указе Екатерины II, разрешившем строительство мечетей для мусульман России.

Признав право мусульманской общины России на религиозную самобытность, государственная власть стала более активно, чем раньше, встраивать ее в систему государственного устройства империи. К началу XX

4 Чаплин В., прот., Максимов Ю.В., Сафонов Д.В. О православном взгляде на нехристианские религии // Церковный вестник. № 24 (397); интерент-доступ: http://www.e-vestnik.rU/rubric/8/373

5 См.: Иджтихад // Православная Энциклопедия (далее - ПЭ). Т. XXI. М., 2009; Джинны // Там же. Т. XIV. М., 2006. С. 538; Джихад-_//-_Там же.-_С.-_578-579;-_Закят-_//-_Там же. -_Т. XIX.-_М.,-_2008.-_С.-_578-579; и др.

6 Силантьев Р.А. Краткая история исламского сообщества в России. М., 2005; Он же. Илам в России: энциклопедия. М., 2008.

См.: Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009.

www.i-r-p.ru

в. сложилась практически законченная система мусульманских духовных учреждений на территории страны.

В вопросе соотношения государственной власти и религиозной идеологии существовала доктрина «ограниченной веротерпимости» по отношению к мусульманам, допускавшая исповедание ислама, но препятствовавшая его распространению и укреплению, практически повторявшая модель отношения власти к иноверцам, которая была в мусульманском праве. Заслуживает внимания также использование государством традиционных мусульманских правовых и социальных институтов, а также неисламских идеологем (например, идеологемы о «Белом Царе») для более эффективного управления мусульманским населением.

Изучение иудаизма также занимает значительное место в нашем курсе. Этапы истории и содержание учения иудаизма подробно рассматриваются в курсе «История религий», который в МДС в прошлые годы читал прот. П. Иванов, а в настоящее время - Ю.В. Максимов. В связи с этим в нашем курсе основное внимание уделяется не столько истории, сколько религиозному содержанию иудаизма. Православное христианство и иудаизм сближает признание Ветхого Завета как богооткровенного Священного Писания, стремление соблюсти нравственные принципы, данные Богом Моисею на горе Синай. Церковь решительно осудила и отвергла маркионитство, утверждавшее, что Бог Нового Завета не может быть тождествен Богу Ветхого Завета. Святые отцы всегда защищали Ветхий Завет как Слово Божие. Ни одна другая религия не имеет такого, как в индуизме, важного пункта пересечения с христианством.

В то же время православная традиция настаивает на различеиние понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Православное отношение к иудаизму основано на богословском вйдении конечных судеб еврейского народа, как это изложено в 9-11-й главах послания св. апостола Павла к Римлянам и как это понимается у святых отцов Православной Церкви. Церковь Христова молится об «Израиле во спасение» (Рим. 10: 1). Апостол Павел не мог представить себе конечного спасения человечества без спасения остатка народа Израиля: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число

язычников; и так весь Израиль спасется. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11: 25-32). При этом апостол говорил: «Израиль ищет спасения не в вере, а в мертвых делах закона» (Рим. 10: 32), не уразумев, что «конец закона Христос к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 4).

Изучая историю формирования иудейской традиции, мы рассматриваем следующие основные вопросы: предпосылки формирования раввинистического иудаизма в ветхозаветный период; разрушение Иерусалимского храма и еврейское рассеяние и др.

Подробно рассматриваются процесс формирования Талмуда и его содержание. В качестве учебного материала используются некоторые статьи из ПЭ, в частности, недавно опубликованная статья, содержащая историю иудейского образования9.

В курсе рассматриваются: трактовка иудейской традицией писаний Ветхого Завета; течения в современном иудаизме (ортодоксальное, консервативное, реформистское) и их влияние на российский иудаизм; иудейские религиозные традиции и праздники. Особое внимание обращается на религиозно-философское содержание хасидизма; состояние современных иудейских религиозных объединений и деятельность их лидеров. Прослеживаются этапы и результаты христианско-иудейского диалога на Западе.

Следует отметить, что Русская Православная Церковь в лице ее официальных представителей не раз заявляла, что готова к взаимоуважительному диалогу с иудаизмом.

При изучении буддизма используется учебный материал, подготовленный для духовных школ К. Смоляром10. Подробный обзор географии распространения буддизма и данные о его особенностях

9 Амораи // ПЭ. Т. II. М., 2001; Гемара // Там же. Т. X. М., 2005; Галаха // Там же; Иешива // Там же. Т. XXI. М., 2009; и др.

10 Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. (Серия. Православное религиоведение). М., 2006.

представлены в ПЭ11. Значительный интерес для студентов-богословов

представляет сравнительный анализ христианства и буддизма, предпринятый

12

проф. МДА протодиаконом А. Кураевым . При изучении современного российского буддизма значительный интерес представляют работы проф. Е.С. Сафроновой13.

В курсе «Религиоведение», который читается в МДА, не изучается собственно «Православие», потому что этому здесь посвящены основные курсы. Но изучение старообрядчества занимает значительное место в нашем курсе. Студенты изучают работы М.О. Шахова «Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция» (М., 2001) и «Философские аспекты староверия» (М., 1998), которые воплощают единственную на сегодняшний день попытку философского осмысления старообрядческой традиции. ПЭ имеет очень большой объем материалов по истории и современному состоянию различных согласий старообрядчества14. Должное место отводится литературе, которая выпускается современными старообрядческими авторами. Глубокое изучение современного старообрядчества призвано помочь налаживанию взаимоуважительного диалога с представителями этой религиозной традиции.

Конечно, нельзя обойти вниманием такое направление христианства, как протестантизм. Мы ушли, по крайней мере в курсе религиоведения, от использования относительно традиционного российского протестантизма понятия «секта». Необходимо разделять «новые религиозные движения» (НРД) и российский традиционный протестантизм. Историю российского

11 Буддизм // ПЭ. Т. VI. М., 2003; Далай-лама // Там же. Т. XIII. М., 2006.

12

Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1. Ч. 4. М., 1997.

13

См., напр.: Сафронова Е.С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2 (36-37). С. 160-172; Она же. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Там же. 2009. № 1. С. 73-79; Она же. Буддизм в России (российские буддологи о буддизме в России) // Там же. 2010. № 1. С. 140-164; Она же. Новые тенденции в современном западном буддизме // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антологии отечественного религиоведения. Ч. 4. М., 2009. С. 427-438.

14 Беспоповцы // ПЭ. Т. IV. М., 2002; Беглопоповцы // Там же; Белокриницкая иерархия // Там же; Древлеправославная Поморская Церковь // Там же. Т. XVI. М., 2007; Единоверие // Там же. Т. XVIII. М., 2008.

протестантизма ХХ в. помогает изучать работа Т.К. Никольской15. Весьма интересна фундаментальная статья о баптизме в ПЭ16.

История протестантизма в России начинается с лютеранства, представители которого образуют и нынешние религиозные общины -Церковь Ингрии и др. Истоки и современное состояние англиканства и кальвинизма в России также представляют определенный интерес. Однако, наибольшее внимание уделяется изучению баптизма, а также особенностей вероучения и практики российских пятидесятников.

Тема «Новые религиозные движения» рассматривается применительно к современности, так как историю НРД студенты изучали в семинариях в курсе «Сектоведение». Основные проблемы изучения НРД: различные подходы, терминология в российском и зарубежном религиоведении. Вопрос о НРД в современной богословской и религиоведческой науке активно дискутируется, и эти проблемы также становятся предметом рассмотрения курса. Сравниваются концепции, сложившиеся в отношении к НРД: доцента МДА Р.М. Коня, проф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного

17

университета А.Л. Дворкина, И.Я. Кантерова и др. Анализируются причины роста численности НРД в 90-х гг. ХХ в.

Большое место отводится теме, которая обычно не включается в курс религиоведения, - деятельности религиозных объединений и групп, именующих себя православными. Это Богородичный центр, различные «истинно-православные» движения, так называемые катакомбники и т.д. Предлагается классификация этих движений и их история, современное состояние, идеология. В настоящее время в России действует не менее пятнадцати подобных структур, каждая из которых заслуживает определенного внимания.

В нашем курсе есть раздел, посвященный межрелигиозному диалогу, в котором изучается не только опыт диалога западных христиан с представителями иных религий, но опыт Русской Церкви, столь важный для практики отношений с иноконфессиональным миром и его субъектами.

15 Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009.

16 Баптизм // ПЭ. Т. IV. М., 2002.

17

Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 2008; Дворкин А.Л. Сектоведение. М., 2002; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения. М., 2007.

Значительный объем курса занимает раздел «Государственно-конфессиональные отношения»; большое внимание уделяется изучению современного российского законодательства в этой сфере. Комментарии к законодательству, касающемуся религиозных организаций, изменений, которые происходят в области имущественных отношений, налоговой политики, появляются на официальном сайте Русской Церкви «Патриархия .ру» усилиями преподавателя МДАиС инокини Ксении

(Чернеги) и также используются при изучении данной проблематики. На наш

18

взгляд, не утратила актуальности книга И.А. Куницына . Достаточно полный обзор событий, происходивших в сфере государственно-церковных отношений в 90-х гг., представлен в одной из недавно опубликованных статей ПЭ19.

Должное внимание уделяется такому аспекту государственно-конфессиональных отношений, как взаимодействию конфессий с государством в области преподавания знаний о религии в государственных школах и вузах, рассматриваются вопросы истории этих взаимоотношений, современного состояния. Изучается процесс подготовки к аккредитации учебных заведений Русской Православной Церкви.

Важен раздел, посвященный социологии религии. Роль религии в жизни современного российского общества изучается на основе различных социологических исследований20.

В процессе изучения курса студенты осваивают методологию современного религиоведения, знакомятся с широким спектром отечественной и зарубежной литературы, часть которой предоставляется в электронном виде, учатся анализировать современные процессы, происходящие в обществе; на семинарах формируют способность выступать в научном сообществе, овладевают методами научной полемики, поиска информации, знакомятся с наиболее значимыми интернет-ресурсами по религиозной и религиоведческой проблематике; наконец, приобретают необходимые знания в различных областях современного религиоведения,

18

Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

19 Никишин Д.Н. Ельцин Б.Н. (Религиозная политика в РФ в 1990-1999 гг.) // ПЭ. Т. XVIII.

М., 2008. С. 426-432.

20

См., например: Фурман Д., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е гг. XX -начале XXI в. // Старые церкви, новые верующие. М., 2007.

изучают современное состояние религиозных организаций в России и за рубежом; знакомятся с позицией Церкви в вопросах межрелигиозного диалога.

Приложение

Программа дисциплины «Религиоведение» Московской Духовной академии Московского Патриархата

Раздел I. Методология религиоведения

Тема 1. Религиоведение как наука

Различные определения религиоведения и его предмета. Понятие «религия» и его понимание в различных религиоведческих традициях. Цели, задачи и функции религиоведения. Принципы религиоведения как науки. Различные методы, применяемые в религиоведении. Основные разделы религиоведения.

Основная литература Религиоведение. энциклопедич. словарь / под ред. Е.С. Элбакян и др. М., 2006.

Доп. литература

Религиоведение: уч. пособие / науч. ред. А.В. Солдатов. СПб., 2003. С. 6-35. Энциклопедия религий / под ред. Е.С. Элбакян и др. М., 2008.

Тема 2. Развитие методологии религиоведения в западной науке

Предпосылки научного изучения религии. Этапы становления религиоведения. Изучение религии в XVIII - первой половине XIX в. Зарождение религиоведения как науки. Труды Ф.М. Мюллера. Появление «науки о религии». Теология и раннее религиоведение. Методология религиоведения второй половины XIX - начала XX в. Концепции У. Джемса, М. Вебера и др. Пересмотр методов раннего религиоведения в половине XX в. «Теологическое» религиоведение. Работы еп. Н. Зедерблома, свящ. В. Шмидта. Теория прамонотеизма и ее современное осмысление. Методология феноменологии религии. Р. Отто, Г. Ван дер Леув. Основные тенденции религиоведения второй половины XX в. Ж. Ваарденбург и

неофеноменология религии. Методологические проблемы истории религий. М. Элиаде. Экология религии.

Основная литература Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения: сб. в 4 ч. / сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. М., 2009. Последующие выпуски. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: уч. пособие. М., 2007.

Религиоведение: Хрестоматия / сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2000. Религиоведение: Энциклопедич. словарь / под ред. Е.С. Элбакян и др. М., 2006.

Доп. литература

Варлаам (Горохов) иером. Мирча Элиаде (1907-1986): интеллектуальная

биография // http://www.bogoslov.ru/text/print/291497.html Варлаам (Горохов) иером. Религиоведческая проблематика Мирчи Элиаде: автореферат дис. ... канд. богословия. МДА, 2008; интернет-доступ: http://www.bogoslov.ru/text/318739.html Варлаам (Горохов) иером. Феноменология религии против методов позитивизма в западном религиоведении XX века // http://www.bogoslov.ru/text/print/259282.html Красников А.Н. Становление герменевтического подхода к изучению религии // Философско-методологические проблемы изучения религии: Мат-лы научной конференции (28-29 октября 2003 г., РАГС). М., 2004. Мюллер Ф.М. // Религиоведение: Энциклопедич. словарь / под ред. Е.С.

Элбакян и др. М., 2006. ЭдиадеМ. Священное и мирское. М., 1994.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. / пер. с фр. Н.Н.

Кулаковой и др. М., 2001. Яблоков И.Н. Философия религии. М., 2008.

Тема 3. Проблемы современного российского религиоведения

Религиоведение в современной России. Основные религиоведческие центры России. Направления современного российского религиоведения. Наследие «научного атеизма» и его место в российском религиоведении. Религиоведение как учебная дисциплина в вузах и средних учебных

заведениях. Значение русской религиозной философии в формировании российского религиоведения. Религиоведение и богословие (теология). Основные религиоведческие научные центры в современной России. Периодические издания, затрагивающие религиоведческую проблематику.

«Методологический атеизм» и полемика вокруг него в современном российском религиоведении.

Основная литература Овсиенко Ф.Г. Религиоведение и теология: проблема установления объектов дисциплин и их постижения // Философско-методологические проблемы изучения религии: Мат-лы научной конференции (28-29 октября 2003 г., РАГС) М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шахов М. О. Альтернативные философские предпосылки изучения религии // Философско-методологические проблемы изучения религии: Мат-лы научной конференции (28-29 октября 2003 г., РАГС). М., 2004.

Доп. литература

Религиоведение: хрестоматия / сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2000. Справочник религиоведа. Вып. I: Религиоведческие образовательные, научные и общественные институты современной России и Украины / отв. ред. Т.А. Фолиева, О.Я. Муха и др. Волгоград, 2009. Шахов М.О. Научен ли «методологический атеизм» // Религиоведение. 2004. № 2. С. 136-141; интернет-доступ:

http://www.bogoslov.ru:80/biblio/text/361470/index.html Шахов М.О. Об иррациональном безбожии и «рациональных» атеистах //

http://www.bogoslov.ru/text/396084.html 04 апреля 2009 Шахов М. О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания // Вопросы философии. 2008. № 10; интернет-доступ: http://www.bogoslov.ru:80/text/390307.html

Раздел II. Мировые религии

Тема 1. Иудаизм

Предпосылки формирования иудаизма в ветхозаветный период. Различие понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Разрушение Иерусалимского храма и еврейское рассеяние. Трактовка иудейской традицией Ветхого Завета.

Литература эпохи Талмуда (общий обзор и изучение отдельных текстов). Мидраш как особый тип толкования. Значение мидраша для литературы эпохи Талмуда, его восприятие в последующие эпохи, история научного изучения. Галаха и агада. Формирование раввинистического иудаизма. Структура и состав еврейского закона. Формирование института раввинов. Две ветви еврейства: сефардская и ашкеназская. Течения в современном иудаизме: ортодоксальное, консервативное, реформистское.

Иудейские религиозные традиции и праздники. Иудейская антропология. Каббала.

История еврейского народа в России. Конец XVIII в. - переход в подданство России после распада и раздела Польши значительной части населения, исповедующего иудаизм. Особенности распространения иудаизма в России, правовые аспекты взаимоотношений Российского государства с еврейским населением и его вероисповеданием.

Хасидизм. Предшественники хасидов в Средние века. Основные этапы истории хасидизма. Роль цадика в жизни хасидов. Лидеры хасидизма: Баал-Шем-Тов, Шнеур-Залман. Появление бреславских хасидов. Философия Хабад. Любавичские хасиды. М.-М. Шнеерсон.

Современные иудейские религиозные объединения и их лидеры. Федерации еврейских общин России. Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России.

Основная литература История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Православная энциклопедия. Статьи: Агада (т. I.); Амораи (т. II.); Галаха (т.

X); Гемара (т. X); Зилоты (т. XVIII); Иешива (т. XXI). Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Чаплин В., прот., Максимов Ю.В., Сафонов Д.В. О православном взгляде на нехристианские религии // Церковный вестник. № 24 (397); интернет-доступ: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 Доп. литература

Иудаизм // Современная религиозная жизнь в России: опыт систематического описания. Т. III / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005.

Крылов А.В. Иудаизм // История религий: в 2 тт. / под ред. И.Н. Яблокова. М.,

2005. Т.1. С. 448-463. Кураев А., диакон. Как делают антисемитом. М., 1998.

Филипп (Рябых), иером. Православно-иудейский диалог и его перспективы //

http://www.bogoslov.ru/persons/492725/index.html Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990.

Тема 2. Ислам

Мухаммед и возникновение ислама. Проблема источников мусульманской религии. Ранняя история ислама: становление уммы, эпоха «праведных халифов». Коран: происхождение, структура и содержание. Тафсир. Сунна. Главные догматические положения ислама. «Пять столпов веры». Джихад. Шариат. Исламский мистицизм, суфизм. Основные течения в исламе: суннизм, шиизм и др. Мусульманское сектантство. Модернизм и фундаментализм в современном исламе. Мусульманские праздники и обряды. Роль ислама в мировой культуре. Ислам в современном мире. Политический ислам: ваххабизм. Ислам в Европе.

История ислама в России. История взаимоотношений государства и исламского сообщества в дореволюционный период. Указ Екатерины II 1773 г., строительство мечетей в России. Складывание системы мусульманских духовных учреждений на территории страны. Доктрина «ограниченной веротерпимости» по отношению к мусульманам. Ислам в 1917-1929 гг. Политика Совета по делам культов/религий в отношении исламских религиозных организаций.

Ислам в условиях современной России. Исламские религиозные объединения в России. Мусульманские духовные управления: принципы их образования. Роль и значение духовных управлений в этнокультурной жизни мусульман. Развитие российских исламских религиозных организаций в 1991-2009 гг. Организации мусульман Северного Кавказа. Исламские религиозные лидеры в современной России. Объединительные тенденции в исламском сообществе России.

Исламские политические партии и движения в России. Влияние ислама и состояние исламских организаций в основных российских регионах.

Деятельность международных исламских организаций: Всемирной исламской лиги, Организации Исламская конференция (ОИК), Всемирной Ассоциации по сближению мазхабов и др.

Крупные образовательные и научные центры исламского мира: университет Аль-Азхар (Египет), исламские университеты в Иране и др.

Основная литература Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009. Ислам // Современная религиозная жизнь в России: Опыт систематического

описания. Т. III / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005. История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Православная энциклопедия. Статьи: Абу Ханифа (т. I); Ади ибн Зайд аль Ибади (т. I); Али бен Аби Талиб (т. II.); Аллах (т. III.), Бистами (т. V); Бухари (т. VI); Вали (т. VI); Варака (т. VI); Гассаниды (т. X); Джафариты (т. XIV); Джинны (т. XIV); Джихад (т. XIV), Друзы (т. XVI); Друзско-маронитский конфликт (т. XVI); Закят (т. XIX); Зайд бен Али (т. XIX); Зайдиты (т. XIX); Зиммии (т. XX); Иджма (т. XXI); Иджтихад (т. XXI). Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Религиоведение: энциклопедич. словарь. Статьи: Исламские ритуалы; Исмаилиты (с. 431-432); Мазхаб (с. 602); Маликиты (с. 605.); Мазхаб (с. 602); Намаз (с. 671-672); Сунна (с. 1022); Ураза (с. 1098); Хаджж (с. 1136); Ханбалиты (с. 1141-1142); Шариат (с. 1194-1195); Шиизм (с. 1200-1201).

Силантьев Р.А. Илам в России: энциклопедия. М., 2008. Силантьев Р.А. История исламского сообщества России. М., 2005. Чаплин В., прот., Максимов Ю.В., Сафонов Д.В. О православном взгляде на нехристианские религии // Церковный вестник. № 24 (397); интернет-доступ: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 Доп. литература

Арапов Д. Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи

(законодательные акты, описания, статистика). М., 2001. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 2000. Журавский А. Ислам. М., 2004.

Ибрагим Т.К. Коранические чтения. М.; Н.Новгород, 2008.

Ибрагим Т.К. На пути к кораниченской толерантности. Н.Новгород, 2007.

Игнатенко А.А. ЮТЕЯтеррор в России: Улики. М., 2005.

Игнатенко А.А. Зеркало ислама. М., 2004.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

Тема 3. Буддизм

Зарождение и распространение буддизма. Жизнь Будды. Религиозная доктрина буддизма. Утверждение об ошибочности представлений о верховном Боге-Творце. Учение о безначальности видимого мира.

Канонические тексты буддизма. Социальная организация буддийской общины (сангхи). Распространение буддизма в различных странах. Буддийские праздники.

Буддизм на территории России. Буддизм в Забайкалье в XVIII в. Развитие буддизма в России в XIX в. Распространение буддизма в Калмыкии. Буддизм в современной России вне традиционных ареалов распространения. Буддийские религиозные организации в России и их лидеры. Буддизм в западных странах. Христианство и буддизм.

Основная литература Буддизм // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003.

Буддизм // Современная религиозная жизнь в России: опыт систематического

описания. Т. II / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2003. История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Сафронова Е.С. Буддизм в России (российские буддологи о буддизме в России) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 140-164.

Сафронова Е. С. Новые тенденции в современном западном буддизме // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антологии отечественного религиоведения. Ч. 4. М., 2009. С. 427-438.

Сафронова Е.С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 73-79. Сафронова Е.С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2 (36-37). С. 160-172. Смоляр К. Буддизм // Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение). Доп. литература Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994. Ермакова Т.В. и др. Введение в Буддизм. СПб., 1999. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999. Жизнь Будды. М., 1990.

Жуковская Н.Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. М., 1997.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: уч. пособ. для вузов. М., 2002. Кураев А., диакон. Христианство и Буддизм // Кураев А., диакон. Сатанизм

для интеллигенции Т. 1. Ч. 4. М., 1997. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М., 1998.

Раздел III. Христианские конфессии в России

Тема 1. Старообрядчество

Причины и обстоятельства возникновения раскола. Формирование доктрины и культовой практики в старообрядчестве. Политика властей в отношении старообрядцев. Беглопоповцы: история и развитие, характеристика мировоззрения, современное положение. Белокриницкая иерархия: история и современное состояние. Расцвет старообрядчества в начале XX в. Русская Православная Старообрядческая Церковь. Беспоповцы. Возникновение движения и полемика с беглопоповцами. История толков в беспоповстве. Отношения Русской Православной Церкви со старообрядцами в настоящее время. Решения Поместного Собора 1971 г. История и современное состояние единоверия.

Старообрядческое мировоззрение. Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества. Отличия старообрядчества в

доктрине и обрядности от Русской Православной Церкви. Религиозно-философские основы старообрядческого мировоззрения и раскол. Основные направления их развития после раскола. Развитие историософско-эсхатологического учения в старообрядческой доктрине. Онтологические основы старообрядческой доктрины. Проблемы современного старообрядчества. Деятельность синодальной комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Основная литература История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Православная энциклопедия. Статьи: Беглопоповцы (т. IV); Белокриницкая иерархия (т. IV); Беспоповцы (т. IV); Древлеправославная Поморская Церковь (т. XVI); Единоверие (т. XVIII). Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2001. Доп. литература

Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и

символы: опыт энциклопедического словаря. М., 1996. Кожурин К.Я. Культура русского старообрядчества (XVII-XX вв.): уч.

пособие. СПб., 2007. Сенатов В. Философия истории старообрядчества. М., 1995.

Тема 2. Католическая Церковь в России

Римо-Католическая Церковь в России с X в. до реформ Петра I. Положение и правовой статус Католической Церкви в XVIII - начале XIX в. «Русские католики» в XIX - начале XX в. Римо-Католическая Церковь в СССР. «Руссикум». Католицизм в современной России, католический прозелитизм. Православно-католические отношения. Перспективы католичества в России.

Основная литература История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Овсиенко Ф.Г. Католицизм: уч. пособие. М., 2005.

Петрушко В.И. Краткий очерк истории Католической церкви в России. Ч. 1 //

http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus1.htm. Петрушко В.И. Краткий очерк истории Католической церкви в России. Ч. 2 //

http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus2.htm. Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Доп. литература

Католический прозелитизм среди православного населения России: (Справка,

подготовленная ОВЦС МП) Ливцов В.А., Филонов В.И., Лепилин А.В. Взаимоотношения православия и католичества в истории России в контексте идеи единства Церкви. М., 2006.

Тема 3. Религиозные организации протестантского происхождения в

России

Основные особенности вероучения протестантизма. Истоки протестантизма в России. Российский традиционный протестантизм и новые религиозные движения протестантского направления.

Лютеранство в России: история и современное положение. Евангелическо-лютеранская церковь, Церковь Ингрии и другие лютеранские религиозные объединения в России. Истоки и современное состояние англиканства и кальвинизма в России.

Появление баптизма-евангелизма в России. Распространения баптизма в конце XIX - начале XX в. Баптизм-евангелизм в советский период. Отношение советской власти к баптизму-евангелизму. Основные формы организации баптизма-евангелизма в современной России: Российский Союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ, союзные); Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ); Союз церквей евангельских христиан (СЦ ЕХ, прохановцы); Евангелическая русская (российская) церковь; Российская ассоциация независимых церквей ЕХБ; Ассоциация «Духовное Возрождение»; Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ); Совет церквей евангельских христиан России (СЦЕХ); автономные зарегистрированные и незарегистрированные общины евангельских христиан-баптистов.

Особенности вероучения и практики пятидесятников и харизматов. История пятидесятничества в конце XIX - начале XX в. Пятидесятничество в советский период. Пятидесятники и харизматы в современной России: Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП); Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП); Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятников (ОЦХВЕ) (федотовцы); Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ) и др. Духоборцы.

Методизм в России: зарождение и современное состояние. Российская объединенная методистская церковь (РОМЦ). Деятельность в России «Армии Спасения».

Основная литература Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 2008.

Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 19051991 годах. СПб., 2009. Православная Энциклопедия. Статьи: Баптизм (т. IV), Духоборцы (т. XVI). Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Современная религиозная жизнь в России: опыт систематического описания. Т. ^^ / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2002-2005.

Тема 4. Псевдоправославные и антииерархические движения

Церковь Божией Матери Державной (Богородичный центр), Российская Православная автономная церковь, различные направления так называемой Истинно-православной церкви. Рафаил Прокопьев (Мотовилов) и другие лидеры псевдоправославных движений. Численность, деятельность и происхождение основных псевдоправославных движений. Движения, происходящие от УАПЦ, движения, восходящие к РПЦЗ, «катакомбники». Антииерархические движения и методы их преодоления.

Основная литература Современная религиозная жизнь в России: опыт систематического описания.

Т. I / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2002. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.

Раздел IV. Новые религиозные движения

Тема 1. Проблема НРД в современном религиоведении

Различные походы к терминологии: секты, культы, НРД и т.д. Вопрос о НРД в современной богословской и религиоведческой науке. Дискуссионные проблемы в вопросе об НРД. Различные подходы к НРД в сектоведении. Концепции Р.М. Коня, А.Л. Дворкина.

Основная литература Кантеров И.Я. Новые религиозные движения. М., 2007. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 2008.

Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009. Доп. литература Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. Дворкин А.Л. Сектоведение. М., 2002.

Тема 2. Неоязычество в России

Религиозные верования восточных славян. Проблема реконструкции древнего славянского язычества. «Велесова книга». Доказательства подложности «Велесовой книги». Ю.П. Миролюбов. Появление славянского неоязычества в СССР. Первый этап славянского неоязычества (70-е -середина 80-х гг. ХХ в.): Анатолий Иванов (Скуратов), Валерий Емельянов (Велимир), Алексей Добровольский (Доброслав). Второй этап развития неоязычества (вторая половина 80-х - 1997 г.): славяно-горицкая борьба: А. Белов (Селидор), Виктор Безверхий (Остромысл). Регистрация неоязыческих организаций. Третий этап: 1997 г. - по настоящее время. Закон 1997 г. и неоязычество. «Союз Славянских Общин "Славянская Родная Вера"». Появление общероссийских объединений славянских неоязычников: объединение «Круг Языческой традиции» и др. Лидеры российского неоязычества. «Изведник». Неоязычество и национализм. Причины распространения язычества в молодежной среде. Антихристианские проявления в славянском неоязычестве.

Язычество финноугорских народов: язычество в Карелии, Мордовии, Мари Эл. Язычество алтайцев и якутов. Шаманизм. Языческие верования народов Северного Кавказа.

Основная литература История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Современная религиозная жизнь в России: опыт систематического описания.

Т. IV. / отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2005. Что думают ученые о «Велесовой книге». СПб., 2004. Доп. литература

Антоненко С. Нежить: Размышление о современном язычестве // Москва.

1996. № 9. С. 157-165. Асеев О. В. Неоязычество в современной России // Государство, религия,

Церковь в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 58-67. Книга Велеса / пер. и комм. А.И. Асова. М., 1997.

Неоязычество на просторах Евразии / ред. и сост. В. Шнирельман. М., 2001. Религия и общество: очерк религиозной жизни современной России / под

ред. С.Б. Филатова. М., СПб., 2002. Щипков А.В. Во что верит современная Россия: Религиозные проблемы в постперестроечной России. СПб., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 3. Основные направления НРД в современной России

Основные тенденции развития и характеристика деятельности НРД в России. НРД и проблема их взаимоотношений с общинами традиционных религий, а также органами власти и управления (в центре и на местах). Феномен Нью Эйдж. Рерихианство. Причины роста численности НРД в 90-х гг. ХХ в. Проблема подсчета численности последователей НРД. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».

Основная литература Кантеров И.Я. Новые религиозные движения. М., 2007. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 2008.

Религии России: учебное, справочно-аналитич. пособ. по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М., 2009.

Доп. литература: Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. Дворкин А.Л. Сектоведение. М., 2002.

Живая Этика // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008.

Раздел V. Межрелигиозный диалог: история и современность

Тема. 1. Межрелигиозный диалог и западное христианство

Христианско-иудейский диалог на Западе и его результаты. Различие позиции Православной Церкви и позиции западного христианства по отношению к христианско-иудейскому диалогу. Вторая мировая война и пересмотр отношения к иудаизму западным христианским сообществом. Иудаизм; создание западными богословами новой христологии. Отказ от употребления ряда богослужебных текстов. Второй Ватиканский собор о других религиях. Диалог Католической Церкви с исламом и иудаизмом. Послание исламских духовных лидеров Папе Римскому Бенедикту XVI. Оценка других религий в протестантском богословии.

Основная литература Христиане и мусульмане: проблемы диалога: Хрестоматия / сост. А.В.

Журавский М., 2000. Христианско-иудейский диалог: хрестоматия: Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. 2-е изд., испр. М., 2002.

Тема. 2. Участие Русской Православной Церкви в межрелигиозных организациях

Межрелигиозный совет России, Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств и Всемирная конференция (Всемирный совет) религий за мир. Деятельность Европейского совета религиозных лидеров. Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Православие -Ислам»: основные итоги деятельности за 1997-2010 гг. Всемирный саммит религиозных лидеров в 2006 и 2010 гг. Консультативная группа по межрелигиозному диалогу при ЮНЕСКО. Разработка Концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви. Темы межрелигиозного диалога: этика социальных и межнациональных взаимосвязей; государственное и общественное устройство; соотношение

религиозного и светского права; общественная нравственность; отношение к различным порокам; брак, семья, связь поколений и воспитание детей; война и мир; этика хозяйствования; отношение к НРД.

Тема 3. Диалог Русской Православной Церкви с исламским

сообществом

Исторический опыт православно-мусульманского диалога. Православное исламоведение в дореволюционной России. Изучение ислама в Казанской Духовной академии. Профессор КазДА Н.И. Ильминский, Н.П. Остроумов. Принципы диалога. Общие моменты вероучений: признание необходимости следования воле Божией, вера в воскресение мертвых и суд Божий, отвержение многобожия и идолопоклонства и др. Диалог между мусульманскими и православными богословами об учении о Боге-Троице, отношении к Иисусу Христу и Библии. Отношение Церкви к насильственному распространению ислама, преследованию христиан в мусульманских странах, бракам мусульман и христианок. Православно-мусульманские дискуссии в СМИ. Дискуссия вокруг преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики».

Опыт диалога с мусульманами свящ. Даниила Сысоева. Святейший Патриарх Кирилл о диалоге с исламом. Диалог Патриарха с верховным муфтием Т. Таджуддином, председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде.

Основная литература Anastasios (Yannolatos). Facing the word: Orthodox Christian essays on global

concerns. Geneva, 2003. Чаплин В., прот., Максимов Ю.В., Сафонов Д.В. О православном взгляде на нехристианские религии // Церковный вестник. № 24 (397); интернет-доступ: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 Доп. литература

Баширов Л.А. Православно-исламские взаимоотношения в современной

России: проблемы и перспективы диалога // Регионология. 2008. № 3. С. 267-279.

Голдин П.Ф. Православие и ислам - неизбежность диалога. Пятигорск, 2008.

Тема 4. Диалог Русской Православной Церкви с иудейским

сообществом

Принципы диалога. Общие моменты вероучений: признание Ветхого Завета как богооткровенного Священного Писания, стремление соблюсти нравственные принципы, данные Богом Моисею на горе Синай. Учение св. ап. Павла о судьбах Израиля в послании к Римлянам. Исторический опыт православно-иудейского диалога. Позиция представителей Русской Православной Церкви на международных конференциях, посвященных иудео-христианскому диалогу.

Основная литература Anastasios (Yannolatos). Facing the word: Orthodox Christian essays on global

concerns. Geneva, 2003. Чаплин В., прот., Максимов Ю.В., Сафонов Д.В. О православном взгляде на нехристианские религии // Церковный вестник. № 24 (397); интернет-доступ: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373

Раздел VI. Государственно-конфессиональные отношения

Тема 1. Российское государство и религиозные объединения: этапы становления взаимоотношений

Шесть этапов государственно-конфессиональных отношений в советский период - 1917 по 1991 г. Разработка и принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), его основные положения.

Первый этап формирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации и становления государственной вероисповедной политики (октябрь 1990 - декабрь 1993 г.). Основные принципы и содержание Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г.). Упразднение прежних организационно-управленческих структур по делам религий.

Динамика изменений в конфессиональном пространстве и в межконфессиональных отношениях в Российской Федерации. Просчеты и слабости Закона «О свободе вероисповеданий». Борьба вокруг внесения дополнений и изменений в Закон. Конституция России (1993 г.) о свободе совести и свободе вероисповеданий. Основные факторы, влияющие на

государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации и на государственную вероисповедную политику.

Второй этап развития государственно-конфессиональных отношений (1994 - октябрь 1997 г.). Новые тенденции в формировании конфессионального пространства постсоветской России, новые формы взаимоотношений органов власти с религиозными объединениями. Образование организационно-управленческих структур по связям с религиозными объединениями на федеральном уровне и в субъектах Федерации. Передача религиозным организациям имущества культового назначения.

Третий этап развития государственно-конфессиональных отношений (октябрь 1997 г. - наст. время). Разработка и принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). Религиозная ситуация и характер государственно-конфессиональных отношений в России после принятия Закона.

Поиск новых форм сотрудничества государства с религиозными организациями: основные сферы взаимодействия, успехи и трудности. Проблема выработки концептуальных основ вероисповедной политики государства. Социальная позиция российских религиозных организаций. Тенденции и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений.

Основная литература

Вероисповедная политика Российского государства: учебн. пособие / отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003.

Государственно-конфессиональные отношения: учебно-методич. комплекс / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.К. Пинкевича, В.В. Шмидта. М., 2009.

История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. М., 2004.

Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

Никишин Д.Н. Ельцин Б.Н. (Религиозная политика в РФ в 1990-1999 гг.) // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008. С. 426-432.

Шахов М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации; уч. пособие. М., 2005.

Тема 2. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях

Состав российского законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Основные виды федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с защитой и регулированием права на свободу совести, с деятельностью религиозных объединений. Конституция Российской Федерации (1993 г.) о свободе совести и свободе вероисповеданий. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в Конституции Российской Федерации. Законодательство субъектов Федерации: основные виды законов и иных нормативно-правовых актов. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о свободе совести: правовые основы и механизм реализации. Правовые аспекты межконфессиональных отношений.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: структура, основные положения и практическая реализация. Значение преамбулы. Общие положения: о праве на свободу совести и свободу вероисповедания, о взаимоотношениях государства и религиозных объединений, о религиозном образовании. Основное содержание глав закона: «Религиозные объединения», «Права и условия деятельности религиозных организаций», «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Изменения, внесенные в Закон с 1997 г. по настоящее время. Проблемы совершенствования действующего Закона.

Современное законодательство в области передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. Реализация прав Русской Православной Церкви в отношении имущества религиозного назначения.

Гражданское право и его влияние на религиозные объединения. Юридические нормы Уголовного и Уголовно-процессуального права по отношению к религиозным организациям. Действие правовых норм Налогового кодекса РФ по отношению к религиозным организациям.

Основная литература Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие / отв. ред.

М.О. Шахов. М., 2003.

Государственно-конфессиональные отношения: учебно-методич. комплекс / под общей редакцией О.Ю. Васильевой, В.К. Пинкевича, В.В. Шмидта. М., РАГС, 2009.

История религий в России: учебник / под. общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А.

Трофимчука. М., 2004. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. Религиоведение: уч. пособие / науч. ред. А.В. Солдатов. СПб., 2003.

Тема 3. Государство и религиозные объединения в современной России

Цель и задачи вероисповедной политики государства. Принципы политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий. Методы осуществления политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий. Проблемы вероисповедной политики в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации в формировании и реализации государственной вероисповедной политики. Специализированные структуры по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте, Правительстве, в федеральных министерствах и ведомствах, направления их деятельности.

Основные сферы взаимодействия органов власти и религиозных объединений в современных условиях. Практика заключения соглашений о сотрудничестве между государственными ведомствами и религиозными организациями. Особенности взаимодействия органов власти субъектов Федерации с религиозными объединениями, создание специализированных структур, проблема координации с федеральной вероисповедной политикой. Основные аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с религиозными объединениями.

Религиозные организации и центры об альтернативной службе. Проблема призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации духовенства и учащихся духовных учебных заведений. Военное духовенство в современной России.

Основная литература Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие / отв. ред.

М.О. Шахов. М., 2003.

Государственно-конфессиональные отношения: учебно-методич. комплекс /

под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.К. Пинкевича, В.В. Шмидта. М., 2009. Залужный А.Г. Право, религия, закон. М., 2008.

Чаплин В., прот. Церковь в России: обстоятельства места и времени. М., 2008.

Тема 4. Религия и образование

Дискуссия в обществе о содержании и направленности религиоведческого и религиозного образования, о светском и церковном характере государственного образования. Федеральный закон «Об образовании» и реализация его норм и положений в деятельности Министерства образования и его органов на местах. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) о принципах светскости государственного образования, порядке и условиях организации религиозного обучения. Конфессиональные образовательные учреждения. Взаимодействие Русской Православной Церкви и образовательных учреждений. Преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики». Практика лицензирования образовательных учреждений религиозных объединений и светских (государственных и негосударственных) образовательных учреждений. Государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям «Религиоведение», «Теология»: основные положения, опыт практической реализации. Положение духовного образования в современной России, вопрос об аккредитации духовных школ. Дискуссия вокруг преподавания в школах «Основ православной культуры» и духовно-нравственного компонента учебных программ.

Основанная литература Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие / отв. ред.

М.О. Шахов. М., 2003. Понкин И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. М., 2003.

Тема 5. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы

Типология моделей государственно-конфессиональных отношений.

Англия: Основы государственно-церковных отношений. Особый статус и привилегии государственной церкви Англии. Положение иных конфессий. Религия и образование. Реализация права на свободу совести военнослужащих и заключенных.

Швеция. Лютеранская церковь Швеции. Положение иных конфессий. Религия и система образования.

Италия. Основы государственно-конфессиональных отношений. Особый статус и привилегии Католической церкви. Положение иных конфессий. Религия и образование. Религия и Вооруженные силы. Религия и государственное финансирование.

Германия. Различия в статусе религиозных объединений на территории Германии. Религия и образование в ФРГ. Религия и Бундесвер. Греция. Положение Православной Церкви. Положение иных конфессий. Основная литература Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009. Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие / отв. ред. М.О. Шахов. М., 2003.

Раздел VII. Религия и общество

Тема 1. Социология религии

История становления социологии религии. Предмет и сущность социологии религии.

Основная литература Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005.

Классики религиоведения: религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Тема 2. Религия в жизни современного общества

Роль религии в жизни современного российского общества. Динамика общественного мнения о религии и религиозных организациях. Религиозность российского общества 1991-2009 гг. Религия и глобальные проблемы современности. Богословская оценка особенностей развития современного мира. Религиозно-этическая интерпретация взаимоотношения человека и природы. Церкви и деноминации о современном экологическом

кризисе и путях выхода из него. Религия и проблемы предотвращения войн, выживания и самосохранения человечества. Религия и проблемы народонаселения. Влияние религиозного фактора на демографические процессы. Проблемы регулирования рождаемости в современных религиях.

Религия и межнациональные отношения. Влияние религии на развитие этнических процессов. Религия, национальная психология и национальное самосознание. Религия, национализм и патриотизм.

Основная литература Религия и общество: Очерк религиозной жизни современной России / под

ред. С.Б. Филатова. М., СПб., 2002. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании

постсоветской России. М., СПб., 2000. Фурман Д., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е гг. XX - начале

XXI в. // Старые церкви, новые верующие. М., 2007. Щипков А.В. Во что верит современная Россия: Религиозные проблемы в постперестроечной России. СПб., 1998.

Тема 3. Нерелигиозные системы мысли

Основные формы «свободомыслия»: атеизм, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, натурализм, деизм, пантеизм. Атеизм в истории. Атеизм в античной культуре, осмысление атеизма в эпоху Возрождения, атеизм Нового времени, атеизм на рубеже XIX-XX вв. Разновидности атеистических воззрений в XX вв. Атеизм в советском государстве. Воинствующий атеизм и его борьба с религией в СССР. «Научный атеизм». Атеизм в постсоветской России: современные атеистические организации в России. Феномен квазирелигий, «светский гуманизм», толерантность и «толерантизм». Секулярные религии в светском обществе. Секуляризм и христианство в современной Европе. Позиция Русской Православной Церкви в отношении секуляризма.

Основная литература Иларион (Алфеев), еп. Православное свидетельство в современном мире: Доклады, интервью, слова. СПб., 2006 (Ч. 3: Христианство и секуляризм).

Понкин И.В. Секулярные религии в светском государстве. М., 2003. Православная энциклопедия. Статья: Атеизм (т. III).

Чаплин В., прот. Very urgent: необходим диалог между религией и секуляризмом об устройстве общества //

http://www.religare.ru/article40970.htm Шохин В.К. Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы // Альфа и Омега. 2008. № 3; интернет-доступ: http://www.bogoslov.ru/text/390531 .html

© Сафонов Д.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.