Научная статья на тему '«Выбора веры» в средневековых источниках как отражение межконфессиональных отношений в Восточной Европе в IX-X вв'

«Выбора веры» в средневековых источниках как отражение межконфессиональных отношений в Восточной Европе в IX-X вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Выбора веры» в средневековых источниках как отражение межконфессиональных отношений в Восточной Европе в IX-X вв»

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

С. В. Цветков

СЮЖЕТ «ВЫБОРА ВЕРЫ» В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСТОЧНИКАХ КАК ОТРАЖЕНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ в 1Х-Х вв.

Сюжет «Выбора веры» известен нам из таких источников, как «Повесть временных лет», Хазаро-еврейские документы X в. (в частности, так называемый текст Шехтера) и Паннонийского жития святого Кирилла, и неоднократно привлекал внимание исследователей, как в России, так и за рубежом. Несмотря на легендарный и, подчас, тенденциозный характер средневековых повествований, они, вместе с тем, отражают сложный характер миссионерской деятельности религиозных конфессий и взаимоотношений трех мировых монотеистических религий: христианства (в западном и восточном вариантах), ислама и иудаизма.

Роль Восточной Европы, как арены межконфессиональных религиозных диспутов и споров, где в средние века велась ожесточенная борьба трех мировых религий, еще недостаточно оценена исследователями. В своем докладе «“Выбор веры” и поход русов на Константинополь в 860 году», сделанном на конференции «Христианизация Киевской Руси во времена князя Осколда: 1150 лет», прошедшей в Чернигове в ноябре 2010 г., я уже отмечал, что уникальность территории Восточной Европы состояла в том, что существовавшие на ее землях государства и межплеменные союзы не только представляли довольно пеструю картину в плане религиозных представлений — основным ее отличием от других регионов Европы, население которых уже в большинстве исповедовало христианство, а языческое меньшинство активно и подчас насильно подвергалось христианизации, было присутствие и влияние на населявших ее жителей трех мировых монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма'. На этой территории постоянно сталкивались не только политические и торговые интересы, но и религиозные. Прекрасный пример тому — Хазарский каганат, где к середине VIII в. насчитывалось семь различных религиозных епархий, а в IX в. только две2.

1 Цветков С. В. «Выбор веры» и поход русов на Константинополь в 860 году // Труды международной конференции «Христианизация Киевской Руси во времена князя Осколда: 1150 лет».— Чернигов, 2011 (в печати).

2 Архипов А. К изучению сюжета о выборе веры. «Повесть временных лет» и «еврейско-хазарская переписка» // Jews&Slavs, V. I.— Jerusalem — St. Petersburg.— 1993.— P. 37.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 2

7

Хазария была первым государством в Восточной Европе, перед которым возник вопрос выбора веры. По словам М. И. Артамонова, еще в первой половине VIII в. перед правительством Хазарии встала дилемма — либо христианство, либо ислам. Однако, «Хазары, как известно, выбрали третью религию, которая обеспечивала им вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами, т. е. исламом и христианством, а именно, иудаизм»3. Не считая, что это был сознательный, строго обдуманный выбор, М. И. Артамонов, вместе с тем, утверждает: «Возведение иудаизма в государственную религию имело значение политического самоутверждения, демонстрации не только независимости, но и равенства Хазарского каганата с Византийской империей и Арабским халифатом и явилось ответом на попытки с той и другой стороны подчинить хазар своим интересам. Внешнеполитически это был в высшей степени эффективный акт»4.

В результате можно констатировать, что через восемь веков после уничтожения Израиля на карте мира появилось новое и достаточно мощное по тем временам государство, где иудаизм был государственной религией. Случай единственный и беспрецедентный. Но, вместе с тем, как всякое исключение из правил, хазарский иудаизм был готов к распространению своей религии и среди соседних народов. Это была претензия на превращение иудаизма в мировую религию. Важнейшим соперником-соседом Хазарии была Русь.

Перед языческой Русью также рано или поздно должен был встать вопрос выбора монотеистической веры, без которой на государственном уровне было бы трудно войти в мировое сообщество. Три главных политических игрока в этом регионе (Византия, Арабский Халифат и Хазарский каганат) представляли и три главных религиозных силы, чего не было ни в одном регионе мира в то время. Это необходимо учитывать, понимая, что нарождавшееся древнерусское государство постоянно находилось под воздействием всех трех главных мировых религий, и государства, их представляющие, были торговыми и политическими партнерами русов. Выбор веры был еще и выбором главного политического союзника.

Можно себе только представить, какая бурная миссионерская деятельность происходила с VIII по X в. в Восточной Европе, куда были устремлены и политические, и религиозные интересы в первую очередь Византии и Арабского Халифата, которые посылали в эту самую языческую часть Европы смешанные дипломатические и религиозные миссии. Необходимо отметить, что в те времена иных и не было — часто в качестве послов отправляли высокопоставленных священнослужителей и в Византии5, и в Халифате, где классическим примером служит посольство халифа ал-Муктадира (908-932), в котором ибн Фалдан исполнял роль секретаря и наставника в вероучении. Посольство было отправлено в ответ на просьбу правителя волжских булгар Алмуша о помощи против хазар, об укреплении в вере ислама тех булгар, которые уже стали мусульманами, и об обращении в ислам еще неверующих6. Западное христианство в миссионерской деятельности здесь не отставало от Восточного. Зальцбургское архиепископство, руководимое ирландскими монахами, активно занималось миссионерской деятельностью среди славян. По версии А. Г. Кузьмина, именно они

3 Артамонов М. И. История хазар.— СПб., 2002.— С. 274.

4 Там же.

5 Люттвак Э.Н. Стратегия Византийской империи.— М., 2010.— С. 152.

6 Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия.— Том III.— М., 2009.— С. 65.

создали первый славянский алфавит глаголицу и, возможно, перевели тексты Святого писания на славянский язык'. По сообщению ряда западноевропейских источников (Регинон Прюмский, «Квендлинбургские анналы», «Хильдесхаймские анналы», «Аль-тайские анналы», Ламперт Херсфельдский) в 960 г. состоялось неудачное посольство на Русь епископа Адальберта, посланного папской курией с миссионерской целью8. Не исключено, что эта миссия Западной церкви оказала отрицательное воздействие при выборе веры князем Владимиром. Уже после крещения Руси на Русь вновь прибыло посольство папы Римского. Крест, полумесяц и звезда Давида боролись за огромную территорию, населенную многочисленными племенами и народами, где к тому же проходили главные торговые пути, соединяющие Запад, Восток, Юг и Север. То, какая вера будет главенствующей на этой территории, какое вероисповедание на государственном уровне будет принято Русью, играло стратегическую роль в расстановке политических сил не только в этом регионе, но и на всем евразийском пространстве.

Классическим примером конфессионального разнообразия может служить Хазарский каганат, где на протяжении всего VIII в. шла напряженная борьба христианства и ислама. М. И. Артамонов пишет по этому поводу: «Еще в 737 г. Мервану удалось принудить хазарского кагана принять мусульманство. Однако вынужденное обращение было непрочным. Хазарский каган очень скоро отказался от религии своих врагов, что, впрочем, не помешало мусульманству распространяться среди населения Хазарии. Связанное с Византией христианство издавна и широко было распространено в подвластных Хазарии областях Крыма и Кавказа, и давление на хазар с этой стороны было, без сомнения, если не столь грубым и прямолинейным, как со стороны арабов-мусульман, но зато более постоянным»9. После принятия иудаизма, скорее всего в конце VIII — начале IX в., новая религия не вытеснила «ни старого язычества, ни христианства, ни мусульманства. Веротерпимость хазар представляется исключением из обычной средневековой религиозной практики, но она и в Хазарии не возводилась в теорию, не была принципом внутренней политики хазарского правительства. Объясняется веротерпимость хазар чрезвычайной пестротой Хазарского государства в социально-экономическом отношении, и в особенности тем, что ко времени превращения иудейства в религию центрального правительства Хазарии в наиболее передовых частях этого государства уже прочно утвердилось христианство. Мусульманство также находило себе немало сторонников среди связанного с Востоком городского населения Хазарии, а равным образом среди ее полукочевой феодальной знати, жизненному укладу которой оно больше соответствовало, чем христианство и иудаизм»10. Подобная, как сказали бы сегодня «толерантность» была вызвана еще и тем, что принявшая иудаизм и состоящая, в основном, из евреев верхушка хазарского общества не могла распространять эту религию среди коренных жителей, поскольку это запрещала сама иудейская религия. Характерным примером здесь является зависимая от Хазарии Волжская Булгарин — там главенствующей религией стал ислам.

7 Цветков С. В. Поход русов на Константинополь в 860 году и начало Руси.— СПб., 2010,— С. 176.

8 Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия.— Том IV.— Западноевропейские источники. М., 2010.— Сс. 45, 84, 105-106, 109, 115.

9 Артамонов М. И. Указ. соч.— С. 272.

10 Там же. С. 276.

Хазарский царь Иосиф в письме к испанскому сановнику, давая описание свой столицы Итиль, пишет: «и живут в нем иудеи, исмаилитяне и христиане; проживают в нем также и другие народы из других племен» п. В городе были синагоги, церкви и около тридцати квартальных мечетей, где находились медресе. Жили там также славяне и русы12. Ибн Хаукал, описывая древнюю столицу хазар Семендер, сообщает, что там находились «мечети, церкви и синагоги»13. Он также сообщает, что среди булгар есть христиане и мусульмане14. Ал-Мас’уди дает замечательное свидетельство веротерпимости хазар, говоря, что в хазарской столице семь судей: «Два из них — для мусульман; два — для хазар, судят законом Торы; два для тех, кто (есть) в ней из христиан, судят законом Евангелия; а один из них (судей) — для славян, русов и других идолопоклонников, судят языческим законом, а это — право разума...»15 Так что славяне и русы, главным занятием которых была международная торговля, издавна имели представление о трех мировых монотеистических религиях. Существует свидетельство Ибн Хордадбеха (ок. 820 — ок. 890) о том, что русские купцы в Багдаде утверждали, что они христиане1б. Он также описывает пути еврейских купцов из Испании и Франции, которые попадают в Хазарию, скорее всего, двумя путями: из Закавказья по черноморскому побережью, Приазовью, рекам Дон, Северский Донец и через переволоку на Волгу и в Хазарию; вторая дорога по линии Регенсбург-Краков-Киев и далее в Хазарию и на Каспий. Основной их целью был Китай17. Они прекрасно понимали стратегическое значение Хазарии и, конечно же, во многом способствовали тому, чтобы в Хазарии восторжествовал иудаизм. Не следует забывать, что и в Киеве существовала еврейско-хазарская диаспора. Далеко не случайно, когда выбор веры, нашедший свое отражение в Повести временных лет, встал перед князем Владимиром, иудаизм был среди тех же трех главных монотеистических религий, представленных в Восточной Европе, что и в середине IX в. Понятно, что языческой Руси необходим был свой выбор, который когда-то уже был сделан после похода на Константинополь в 860 г. (Многие славянские племена Центральной и Южной Европы к тому времени были уже частично крещены, либо находились в стадии крещения, что не могло не сыграть своей роли при выборе веры русами). Ранее уже отмечалось, что одной из целей этого похода было принятие христианства, а то, что при этом применялись военные действия, являлось традиционной для того времени демонстрацией своей силы перед принятием новой веры от могущественного соседа18. Мы можем предполагать, что на Русь оказывалось религиозное давление как со стороны ислама, так и иудаизма. Помимо сюжета «Выбора веры» в Повести временных лет, мы можем судить опосредовано о влиянии иудаизма, опираясь на текст «Слова на обновление Десятинной церкви», где сказано: «Потому и мы, отказавшись от законной благодати (то есть ветхозаветного “Закона”, что отметил А. Г. Кузьмин),

11 Там же. С. 396.

12 Там же. С. 399.

13 Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия.— T. III.— Восточные источники.— М., 2009.— С. 93.

14 Там же. С. 94.

15 Там же. С. 113.

16 Там же. С. 31.

17 Там же. С. 32.

18 Цветков С. В. «Выбор веры» и поход русов на Константинополь в 860 году...

славим и хвалим, и кланяемся в Троице хвалимому Богу...»19 Исследователей неоднократно привлекала схожесть сюжетов «Выбора веры» в Повести временных лет и Хазаро-еврейских документах. Сравнивая оба источника, А. Архипов замечает, что в сюжете обращения хазар, как и русов «тоже есть: 1) состязание вер; 2) изложение Св. Писания христианскими священниками (инерция этого мотива тем ощутимее, что в “неофициальной версии” Писание излагают еврейские мудрецы); 3) мотив страшного суда отсутствует (может быть, просто как чисто христианская тема), но... он встречается в сюжетах, соотносимых как с хазарами, так и с прениями о вере; 4) премудрая жена — Серах, которая, как княгиня Ольга, является носительницей веры среди безверия...» Есть в хазарских документах и сюжет осады города, который мотивирован как добыча средств для строительства храма и изготовления утвари, и мотив династического брака20. Есть и отличия в обоих сюжетах, но они не играют роли для данного исследования.

Схожие мотивы есть и в Житии святого Кирилла, где описан трехдневный диспут о вере в присутствии кагана. Исследователи, неоднократно обращали внимание на темные, непонятные места жития, на его явную тенденциозность и попытку скрыть за хазарской миссией солунских братьев ее истинную цель — крещение русов, которые сами испросили святого крещения после похода на Константинополь в 860 г. Впервые эта версия была озвучена академиком В. И. Ламанским в его ставшем уже классическим труде «Славянское Житие св. Кирилла, как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник»21. Впоследствии эту тему поддержал и дал ей новое развитие известный исследователь истории православия A.B. Карташев, который резюмирует, что «хазарская миссия в центр страны, в столицу, к кагану, не исключала для Константина Философа, а включала в себя и его особую “провинциальную” миссию в русскую часть Хазарии, к тем руссам, которые недавно напали на греков, а сейчас слали к ним послов, ища мира и даже единоверия»22. Он также обратил внимание на смешение двух крещений Руси (IX и X веков) и пришел к вполне обоснованному выводу, что «862-й год не год начала русского государства, а год начала русской церкви с епископом во главе»23. Не отсюда ли возникла и знаменитая фраза князя Олега, что Киев будет «мати градомъ русьскимъ»24. Ведь калька с греческого «метрополия» и есть «мать городов», что указывает, что к моменту вокняжения Вещего Олега в Киеве здесь находился глава русской церкви. Эту версию подтверждает также «Слово на обновление Десятинной церкви»: «и венец преукрашенный славному и честному граду нашему и великой митрополии же, матери городам»25. На Руси, с приходом князя Олега в Киев, вновь утвердилось язычество.

По дороге в Хазарию Кирилл и Мефодий никак не могли миновать Русский каганат. Ведь Дон, по которому из Черного моря следовали в Итиль, расположенный в дельте Волги, был естественной границей Руси и Хазарии. Не исключено, что их переговоры о крещении русов скрывались от хазар, которые вовсе не были заинтересованы, чтобы

19 Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.— М., 2004.— С. 308.

20 Архипов А. Указ. соч.— С. 26, 30.

21 Журнал Министерства Народного Просвещения.— 1903-1904 гг.

22 Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви.— Т. 1.— М., 1993.— С. 82.

23 Там же. С. 92.

24 Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.— М., 2004.— С. 204.

25 Хрестоматия... С. 308.

Византия вступила в более тесные дипломатические и, тем более, конфессиональные отношения с Русью26.

Необходимо отметить, что на протяжении VIII-X вв. для населения Древней Руси большую и, во многом, определяющую для внешней политики роль играла международная торговля, начальный этап которой был связан, особенно для северной части Руси, с Арабским Востоком. Но после похода русов на Константинополь в 860 г. все большее значение приобретал путь из «варяг в греки», и с этого времени взаимоотношения с Византийской империей становились все теснее. Анализ кладов арабских дирхемов, найденных на территории Древней Руси, показывает, что пик торговли с арабами приходится на вторую четверть X в. (X в. вообще характерен пиком дирхемной торговли — 61 % всех кладов!). После 1025 г. наступает снижение поступления куфических монет27. Не исключено, что это связано не только с переориентацией международной торговли на Византию, но и с крещением Руси. Если в походе русов на Константинополь в 860 г. арабы были союзниками, и этот поход был согласован с военными действиями арабов против Византии, то в дальнейшем, практически после заключения очередного договора с Византией, русы отправлялись в поход на арабов и хазар либо участвовали в совместных действиях с греками против тех же народов.

Что сыграло решающую роль для Руси в выборе христианской веры? 1) Сходство с языческими обрядами и представлениями: крещение водой — здесь налицо совпадение праздника Купалы с рождеством крестителя Иоанна Предтечи, что позволило В. В. Грицкову сделать предположение, что крещение киевлян произошло в этот общий для христиан и язычников праздничный день. «Обряд крещения в реке язычников должен был восприниматься как продолжение и разновидность купальских праздников»28. 2) Сходство других языческих представлений с библейскими: образ Древа жизни, сюжет змееборчества, представление о рае как о саде (Ибн Фалдан) и многое другое. 3) Проведение богослужения на родном славянском языке, который был признан апостольским, а не на арабском или еврейском. К тому же многие славянские государства уже к тому времени приняли христианство. 4) Выгоды экономические и политические от союза с Византией, которая не навязывала своего протектората в случае принятия христианства. 5) Эстетические мотивы — посланников Владимира поразило величие и красота византийского богослужения.

Историческая ситуация на протяжении 1Х-Х вв. показывает, что на фоне ожесточенных межконфессиональных споров и борьбы за сферы религиозного влияния происходила активная борьба за обладание торговыми путями. Не исключено, что именно евреи — торговцы по сути совершили религиозный и государственный переворот в Хазарии. Это давало им огромное преимущество в международной торговле и позволяло практически контролировать всю евразийскую торговлю, что, конечно же мешало русам, торговые интересы которых были ущемлены. Не случайно, именно Хазария подвергалась многочисленным нападениям русских дружин: через два года после овладения Киевом Вещий Олег начинает активную борьбу с Хазарским Кага-

26 Цветков С. В. Поход русов на Константинополь в 860 году и начало Руси.— СПб., 2010,— С. 198.

27 Цветков С. В., Черников И. И. Торговые пути и корабли кельтов и славян.— СПб., 2008.— С. 201. Кирпичников А. Н. Великий Волжский путь и евразийские торговые связи в эпоху раннего Средневековья // Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья.— СПб., 2002.— С. 48-49.

28 Грицков В. В. Крещение Руси.— М., 2009.— С. 168.

натом; в 912 г. он осуществляет поход в Закавказье; в 943 г. князь Игорь осуществляет победоносный поход на прикаспийские территории Закавказья; в 965 г. основывается на Таманском полуострове город Тьмутаракань, и происходят походы князя Святослава в Волжскую Булгарию и Хазарию, итогом которых явился разгром каганата, а походу Святослава предшествовало завоевание Хазарии Хорезмом и обращение хазар в ислам; поход князя Владимира в 985 г. на булгар; завершение падения Хазарии как государства при сыне князя Владимира Ярославе — византийский писатель Кедрин сообщает, что в 1016 г. С помощью Сфенга, брата князя Владимира, хазары были полностью разгромлены29.

Союз Византии и Руси, к тому же основанный теперь на единстве веры, принес свои плоды — с карты Восточной Европы навсегда исчезло могущественное прежде, но раздираемое религиозными противоречиями многоконфессиональное государство Хазарский Каганат. Путь по Волжскому пути стал свободен, но, как ни парадоксально, торговля с Арабским Востоком начинает затихать и к концу XI в. практически сходит на нет. Зато все тесней происходит обоюдовыгодная торговля и культурный обмен с Византией, укрепляются союзнические отношения. Возрастают также экономические и культурные отношения с Западной Европой. Христианская Русь заняла прочное место среди мировых держав того времени.

Именно православие, которое на протяжении тысячи лет главенствовало на Руси и, впоследствии, в Российской империи, веротерпимо относясь к другим конфессиям, создало ту духовную и нравственную базу для развития государства и общества, благодаря которой крепла мощь государства. Необходимо отметить, что эта веротерпимость была характерна для первых веков христианства на Руси. «Милостынею же милуй, не токмо своея веры, нъ и чюжея. Аще ли видиши нага, ли голодна, ли зимою, ли бедою одьржи-ма, аще ти будет ли жидовинъ, ли сорочининъ,ли болгаринъ, ли еретикъ, ли латининъ, ли от поганыхъ — всякого помилуй и от беды избави, якоже можеши, и мьзды от Бога не погрешиши»,— рекомендует киевскому князю Изяславу Ярославичу ревнитель веры преподобный Феодосий Печерский (XI в.). В некоторых древнерусских памятниках покаянной дисциплины были предусмотрены даже церковные наказания (епитимьи) за негуманное обращение с язычниками на поле боя30. Веротерпимость изначально была укоренена в православном сознании. И в тяжелые для Руси времена татаро-монгольского владычества именно вера помогла выстоять, вера и веротерпимость.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: 1. На протяжении УП-Х вв. в Восточной Европе происходила активная миссионерская деятельность трех главных религиозных конфессий: христианства, ислама и иудаизма, нашедшая свое отражение в сюжете «Выбора веры», представленная в средневековых источниках. 2. Наиболее ярко межконфессиональные отношения в этом регионе проявились в Хазарском каганате, где были представлены все три мировые монотеистические религии, что во многом привело к гибели это государство. 3. Выбор Русью правосла-

29 Цветков С. В., Черников И. И. Указ. соч. С. 223-224.; Артамонов Указ. соч. С. 434, 437.

30 Лавушкин А. В. Регулирование контактов христиан с нехристианами в Древней Руси (Х1-ХШ вв.) // Сборник Русского исторического общества.— Т. 7.— Россия и мусульманский мир.— М., 2003.— С. 38; Библиотека литературы Древней Руси.— СПб., 1997.— Т. 1.— С. 450; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины // Чтения в обществе истории и древностей Российских.— М., 1912.— Кн. 3 (242).— С. 141 (пр. 5,6, 15), 149 (пр. 50), 401-403 (комментарий).

вия как государственной религии при веротерпимом отношении к другим религиям привел к ее усилению, как в политическом, так и в социальном отношении, послужив нравственной и духовной основой для объединения ее племен и народов.

Исторический опыт необходимо учитывать при осмыслении религиозной ситуации в современной России, в частности, при анализе взаимоотношений христианства и ислама, тем более, что ситуация конца XX — начала XXI в. имеет схожие черты с событиями, происходившими на Руси тысячу лет назад. Когда распался Советский Союз, и на Россию обрушилось нашествие миссионеров всех конфессий, перед россиянами опять встал вопрос выбора веры. Огромная и недооцененная проблема сегодня — неоязычество, которое, когда-то привело Германию к фашизму Велико количество тоталитарных сект, действующих в стране. Общество увлечено изотерикой, экстрасенсорикой, магией различных направлений. Деградация нравственного сознания — вот с чем необходимо бороться, вот один из основных векторов борьбы за души людей, вот то направление, в котором христианство и ислам в России являются союзниками, при веротерпимом отношении друг к другу.

Сегодня понятие веротерпимости все чаще подменяют толерантностью. Но это не синонимы. Ведь толерантность подразумевает и конфессиональное равенство, которое, в свою очередь, может привести и к диктату меньшинства и, в итоге, к развалу государства. Толерантная империя Александра Македонского стала разваливаться сразу после его смерти. Толерантной в религиозном отношении была Римская империя в языческие времена — она не просуществовала и трехсот лет. Толерантным был Хазарский каганат — его постигла та же участь. Толерантной в отношении религии была Монгольская империя, и она скоро распалась. Но есть и другая крайность. Не слишком веротерпимы были арабы, и их Халифат развалился в течение трех веков. Зато объединенная христианством и веротерпимая Византийская империя просуществовала тысячу лет. Русь, объединенная православием, превратилась в конечном итоге в империю. Февраль 1917 г. принес толерантность и либеральные ценности, и империя рухнула. По-видимому, в интересах как российских христиан, так и мусульман сохранить единство России. Толерантная Европа, пересматривая христианские ценности, подвергается вспышкам национализма и межрелигиозным потрясениям. Россия может избежать той же участи при условии, если православие займет подобающее ему главенствующее место в духовной жизни страны, станет главной составляющей столь искомой сегодня национальной идеи. Русское православие доказало свое веротерпимость на протяжении тысячелетия, способность мирно уживаться с другими конфессиями, но сегодняшняя толерантность больше всего ущемляет интересы религии большинства населения России — православия. Низкий уровень религиозного, нравственного, политического сознания чреват распадом России. Такой итог подсказывает вся предшествующая история не только нашего государства, но и тех, которые избрали толерантность вместо веротерпимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов М. И. История хазар.— СПб., 2002.

2. Архипов А. К изучению сюжета о выборе веры. «Повесть временных лет» и «еврейско-хазарская переписка» // Jews&Slavs, V. I.— Jerusalem — St. Petersburg.— 1993.

3. Библиотека литературы Древней Руси.— СПб., 1997.— Т. 1.

4. Грицков В. В. Крещение Руси.— М., 2009.

5. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия.— T. III.— Восточные источники.— М., 2009.

6. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия.— T. IV.— Западноевропейские источники. М., 2010.

7. Журнал Министерства Народного Просвещения.— 1903-1904 гг.

8. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви.— Т. 1.— М., 1993.

9. Кирпичников А. Н. Великий Волжский путь и евразийские торговые связи в эпоху раннего Средневековья // Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья.— СПб., 2002.

10. Лавушкин А. В. Регулирование контактов христиан с нехристианами в Древней Руси (XI—XIII вв.) // Сборник Русского исторического общества.— Т. 7.— Россия и мусульманский мир.— М., 2003.

11 Люттвак Э. Н. Стратегия Византийской империи.— М., 2010.

12. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины // Чтения в обществе истории и древностей Российских.— М., 1912.— Кн. 3 (242).

13. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.— М., 2004.

14. Цветков С. В. «Выбор веры» и поход русов на Константинополь в 860 году // Труды международной конференции «Христианизация Киевской Руси во времена князя Осколда: 1150 лет».— Чернигов, 2011 (в печати).

15. Цветков С. В. Поход русов на Константинополь в 860 году и начало Руси.— СПб., 2010.

16. Цветков С. В., Черников И. И. Торговые пути и корабли кельтов и славян.— СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.