ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
ХАЗАРСКАЯ МИССИЯ КОНСТАНТИНА ФИЛОСОФА: О ВОЗМОЖНОЙ ПРОПОВЕДИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Е.А. Черных
Кафедра истории России Московский педагогический государственный университет ул. Малая Пироговская, 1-1, Москва, Россия, 119991
В отечественной и зарубежной историографии нередко поднимается вопрос о времени принятия христианства восточными славянами и возможной миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия среди восточных славян. В статье собраны и проанализированы имеющиеся в распоряжении ученых факты, свидетельствующие о проповеди солунских братьев, и аргументированно показано, что Крещение Руси могло произойти в 861 г., во время их так называемой «хазарской миссии».
Ключевые слова: история православной церкви, восточные славяне, хазарская миссия, Древняя Русь, кирилло-мефодиевистика, Кирилл и Мефодий, крещение Руси.
В рамках кирилло-мефодиевской проблематики, одним из направлений исследования которой является история становления письменной христианской культуры у славянских народов, речь о Руси заходит обычно в связи с проникновением из Болгарии на Русь в конце Х-Х1 в. кирилло-ме-фодиевского письменного наследия, его укоренением и дальнейшим развитием на русской почве. И редко поднимается вопрос о возможности просветительской деятельности равноапостольных Кирилла (Константина Философа) и Мефодия среди восточных славян во время хазарской миссии, о возможном месте Руси в рамках собственно хазарской миссии Константина Философа и Мефодия в начале 60-х гг. IX в.
К вопросу о пребывании Константина и Мефодия на Руси во время хазарской миссии обращались многие ученые (1), однако большинство из них не согласились и сейчас ставят под сомнение прямую связь между кирилло-
мефодиевской миссией и крещением Древней Руси. Это происходит из-за недостатка источникового материала и вследствие трудностей, возникающих при истолковании уже имеющихся скудных данных немногочисленных источников. Однако ход развития исторических событий способствует поиску прямой связи между кирилло-мефодиевской миссией в Хазарии и Русью времен Рюрика.
Согласно данным письменных источников во второй половине IX в., в конце правления императора Михаила III (842-867) и в первое патриаршество Фотия (858-867), заметно активизировалась миссионерская деятельность Византийской империи на севере. Среди фактов, доказывающих подобную активизацию внешнецерковной деятельности империи, можно назвать следующие: в конце 860 или в начале 861 г. византийское посольство было отправлено в Хазарию, в 863 г. с миссией в Моравию отправились Константин Философ и Мефодий, в 864 г. произошло крещение болгарского хана Бориса. Примерно в то же время, согласно свидетельствам византийских авторов («Окружное Послание» («Энциклик») патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам, хроника Продолжателя Феофана, «Обозрение Истории» Георгия Кедрина), «так называемый (народ) рос» вместе с христианством принял греческого (архи)епископа (2). Такое оживление внешнеполитической миссионерской деятельности византийской церкви стало своего рода ответом на поразившее греков нападение Руси на Константинополь в июне 860 г. (3).
Согласно византийским, европейским и древнерусским источникам, русский флот впервые осадил Константинополь 18 июня 860 г. во времена правления императора Михаила III и патриарха Фотия. В это время императора не было в городе - он с войском выступил против арабов. Спасая город, патриарх Фотий взял хранившуюся во Влахернском храме величайшую реликвию Константинополя - ризу Пресвятой Богородицы, прошел с ней по стенам города и омочил ее край в водах Босфорского пролива. После этого напавшие на город росы внезапно покинули окрестности Константинополя.
В отличие от древнерусских летописей, в которых поход Руси на Царь-град 866 г. (6374) приписывается Аскольду и Диру или одному «Оскольду» (Иоакимовская летопись), византийские источники не указывают предводителей похода, зато описывают его последствия. Так, в «Окружном послании» (Энциклике) патриарха Фотия (нач. 867 г.) и хронике Продолжателя Феофана (ок. 950 г.) сообщается, что вскоре после набега 860 г. в Константинополь прибыло посольство от росов с просьбой о крещении и, согласно Энциклике, патриарх Фотий направил к росам епископа, и они приняли христианство.
В конце 860 г. или в начале 861 г., а именно сразу после похода Руси на Константинополь, император Михаил III отправил в Хазарию с важным дипломатическим поручением посольство, в котором приняли участие два бра-
та из византийского города Фессалоники (Солуни) - Константин (Кирилл) Философ и Мефодий. Согласно свидетельствам сохранившихся источников хазарский каган через послов извещал византийского императора об усилиях мусульман и евреев обратить хазар в свою веру, просил его прислать в их землю ученого мужа («мужа книжна»), который наставил бы их в истинной вере (4). Император, посоветовавшись с патриархом (5), направил в Хазарию Константина Философа, «инь бо никтоже неможеть достоино сего творити» (6). Константин взял с собой в качестве помощника своего старшего брата Мефодия (7) Таким образом, как следует из источников, хазарская миссия была вызвана прибытием в Константинополь посольства от хазар. Послы говорили, что евреи и мусульмане стараются обратить хазар в свою веру, и просили прислать к ним христианского проповедника, который смог бы переспорить и тех и других, и обещали в случае победы христиан в религиозном диспуте принять христианство. Солунские братья направились в Хазарию в качестве полномочных представителей Византии (8).
Примечательно, что хазарская миссия отправилась в путь в конце 860 или в начале 861 г., сразу после похода Руси на Константинополь 18 июня 860 г.
По дороге в Хазарию Константин прибыл в Крым и посетил пограничный с хазарской землей Херсонес (9).
В Херсонесе по одним данным Кирилл изучал хазарский язык (10), а по другим - изучил еврейский, с помощью молитвы научился читать «самарян-ские книги» (11), нашел и читал Священное Писание - «Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами» (12), научился читать и говорить на том языке, обрел святые мощи папы Римского Климента I, убедил хазарского «воеводу» снять осаду с расположенного близко к Херсонесу христианского города (13). Затем Константин Философ сел на корабль и «направился в Хазарию к Меотскому озеру» (Азовскому морю) и к Каспийским воротам Кавказских гор (Дербентскому проходу) (14).
Дипломатическая деятельность солунских братьев в Хазарии сочеталась с миссионерской (15). Согласно текстам Жития Константина, добравшись до Каспийских ворот в Кавказских горах, тот участвовал в богословском диспуте при дворе хазарского хана, победил своих противников, после чего крестил 200 человек. Каган с почетом принял Константина, лично участвовал в прениях о вере, дал разрешение своим людям креститься, но сам воздержался от принятия христианства. Воздав Константину высокие почести и освободив по его просьбе 20 (в другой рукописи 200) пленных греков, каган написал византийскому императору благодарственное письмо, после чего Константин вернулся в Константинополь.
Приблизительная синхронность начала «хазарской» миссии славянских первоучителей и «первого крещения Руси», их совокупность в рамках миссионерских усилий Константинополя 860-х гг. обращает на себя внимание исследователей, заставляет искать связи между этими событиями.
Из сопоставления посольств «от руссов» и «из Хазарии», вызвавших миссию Константина (Кирилла) и Мефодия «в Хазарию», ряд ученых пришел к выводу, что братья во время своей миссии крестили руссов (16). Так, например, академик В.И. Ламанский, изучив моравские Жития Кирилла и Мефодия, впервые пришел к выводу, что «хазарская» миссия солунских братьев осуществлялась не к хазарам, а к киевским руссам. Историк церкви А.В. Карташев обратил особое внимание на содержащиеся в Житиях Кирилла и Мефодия несоответствия хазарской обстановке. Крупнейший современный православный богослов, мыслитель и церковный историк протоиерей Лев Лебедев предположил, что первое массовое крещение на Руси осуществили именно Кирилл и Мефодий в 861-862 гг. при князьях Аскольде и Дире, вскоре после их набега на Царьград в 860 г., причем местом крещения мог быть только Киев (17).
По мнению Л. Лебедева, большинство исследователей не решаются отнести христианизацию к Древнерусскому государству, к Киеву, именно из-за упоминания Хазарии в Житиях Кирилла и Мефодия, и полагают, что крестились русские, жившие в Крыму или Азово-Черноморской Руси.
Историк сопоставил описанное в Житии Кирилла «посольство от хазар» с «посольством от руссов», которое, согласно свидетельствам хроники Продолжателя Феофана и «Окружного послания» патриарха Фотия 867 г., побывало в Византии вскоре после 860 г., отметил, что цели этих «посольств» в точности совпадают, и предположил, что в Житии произошло смешение русского «посольства» с хазарским (18). Также он заметил, что в Житии описание приема хазарского двора, следующее за географическим указанием подлинной Хазарии, не соответствует Хазарии. Вместе с тем историк М. И. Артамонов отмечал, что нет никаких оснований полагать, что около 860 г. у кагана и его двора могли быть колебания в выборе веры и связанные с этим религиозные диспуты (19).
Протоиерей Л. Лебедев дополнил доводы В. И. Ламанского и А. В. Кар-ташева новой деталью, указав на соответствие текста хазарского диспута отрывку из Повести временных лет по поводу выбора веры. Вслед за Ламан-ским и Карташевым Лебедев подчеркнул, что Константин убедил «хазар» в истинности христианства и заключил, что народный совет принял немыслимое для подлинной Хазарии решение: «Не враги мы сами себе и так повелеваем, что с этого дня понемногу, кто может, пусть крестится по своей воле, если пожелает. А тот из вас, кто на запад кланяется, или еврейские молитвы читает, или держится веры сарацинской, скоро смерть от нас примет» (20). Л. Лебедев отметил, что решение «идти на службу» для Хазарии того времени выглядит нелепо, поскольку и до того хазары были верными союзниками Византии и участвовали в ее походах.
Константин Философ отказался от богатых даров кагана, взамен попросил выдать ему «пленных греков», с которыми проповедник вернулся в Византию.
Протоиерей Л. Лебедев привел ряд аргументов в пользу того, что во время «хазарской миссии» просветители славян крестили именно русских, а не хазар. Например, во времена Кирилла и Мефодия византийцы называли все земли к северу от Чёрного моря Хазарией, как раньше называли их Скифией. О русских у византийцев часто были представления как о тавроски-фах, живших в Крыму, принадлежавшего тогда (за исключением греческих колоний) Хазарии. В 861 г. в Византии еще не знали о русском государстве, и русским это было известно, поэтому на первый же вопрос «посольству руссов» в Константинополе в 860-861 гг., откуда они прибыли, мог быть дан вполне оправданный ответ: «Оттуда, где Хазария, или: из земли, которая рядом с Хазарией».
Хазария была известна византийцам и могла служить точным ориентиром. Также надо учитывать, что долгое время для сохранения мира Русь платила дань Хазарии, которая выдавала за подвластные ей земли, платившие дань. В продолжение какого-то времени в Византии могли полагать, что народ «руссов» живет в Хазарии. В самой Хазарии не могло быть пленных греков, так как постоянная и верная союзница Византии Хазария не воевала с ней.
Также примечательно, что вплоть до XI в. русские князья назывались на Руси на манер хазарских - каганами. Слова послания кагана византийскому императору, переданные через Кирилла, о дружбе и готовности идти к нему на службу совпадают со словами «Окружного послания» патриарха Фотия, согласно которому русские поставили себя в число подданных и друзей Византии, и с тем историческим фактом, что после этого русским было разрешено поступать на воинскую службу в византийскую армию.
Таким образом, Л. Лебедев допустил возможность, что посольство руссов в некоторых источниках могло получить название посольства из Хаза-рии, и вслед за А.В. Карташевым предложил учесть все несоответствия собственно хазарской обстановке, которые встречаются в текстах Житий Кирилла и Мефодия о путешествии в так называемую «Хазарию».
По мнению Л. Лебедева, сообщение Жития об осаде в присутствии Кирилла Херсонеса «хазарским полководцем с войском» является очередным недоразумением, так как хазары не нападали на византийские владения. Лебедев допустил, что описанное нападение на Херсонес могли совершить русские, и представляет возможный в таком случае ход событий. «Получив обещание русских креститься, Кирилл и Мефодий отправились в Киев, здесь спорили с иудейскими и мусульманскими проповедниками, крестили тех, кто пожелал, а затем отправились в собственно Хазарию» (21).
По мнению ученого-богослова, пока нет оснований утверждать, что они вообще не побывали там с дипломатической миссией, цель которой могла заключаться в том, чтобы оповестить хазар, что русские совершенно примирились с Византией и теперь Хазария может не беспокоиться об их «усмирении», как делала она прежде, исполняя союзнические обязательства перед Византией.
Лебедев считал необходимым признать, учитывая подробности бесед «во дворце кагана» и советов старейшин и народа, что проповедь христианства и крещение русских происходили в их столице - Киеве.
Ученый-богослов пришел к выводу, что еще до знаменитой великомо-равской миссии 863 г. просветители славян Кирилл и Мефодий проповедовали на Руси и совершили здесь первое массовое крещение. Это обстоятельство, по его мнению, могло стать камнем преткновения для составителей текстов Житий Кирилла и Мефодия - моравлян или моравлянина, пожелавших подчеркнуть «первенство» Моравии среди тех славянских земель, в которых проходила просветительская деятельность славянских первоучителей. Оба Жития возникли в конце 885 г. в обстановке острой политической борьбы, что объясняет определенную направленность в освещении фактов, их тенденциозность (22). Также с этим, по мнению Лебедева, может быть связана замена названия «Русь» названием «Хазария».
В пользу возможной проповеди солунских братьев у восточных славян во время хазарской миссии высказывался историк церкви В.И. Петрушко. Согласно его точке зрения, ко времени дипломатической миссии Кирилла и Мефодия хазары покорили многие племена восточных славян. В связи с этим вполне допустимо, что Кирилл мог вести христианскую проповедь среди покоренных хазарскими иудеями восточных славян или что находившиеся в орбите влияния Хазарии восточные славяне могли впервые познакомиться с христианством именно после проповеди Константина (23).
Рассмотрим возможность проповеди Кирилла и Мефодия у восточных славян во время хазарской миссии. Особое значение для разъяснения проблемы проповеди святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия на Руси во время хазарской миссии имеет проблема славяно-хазарских отношений накануне образования Древнерусского государства. Для этого необходимо предпринять краткий экскурс в историю славяно-хазарских отношений.
Мнения исследователей о дате утверждения хазарской власти над частью восточных славян и о границах хазарского господства на заселенных восточными славянами землях не однозначны и основываются только на предположениях (24).
Со второй половины VIII в. начинает активно развиваться торговля мусульманских стран с Восточной Европой, а через нее - с Западной. Развитие экономических связей вело к смягчению политических противоречий и сокращению числа военных конфликтов. Тогда же, в середине VIII в., от единого Арабского государства отделились испанские владения и Кордовский эмират. Средиземное море находилось под контролем враждебной арабам Византии. В сложившихся условиях торговля Востока с Западом должна была идти иными путями. Мусульманские купцы начали торговать через хазарские владения, а хазарские власти, не будучи заинтересованными в допуске мусульманских купцов на просторы Восточной Европы, искали пути
для усиления своего контроля над торговыми артериями - реками Восточной Европы. В отличие от арабов хазары не были мореходами, им оставалось продвигать свое господство и влияние в глубь восточноевропейских территорий, лесостепной и лесной полос, богатых пушниной, спрос на которую в мусульманских странах продолжал расти. В итоге в состав Хазарии были включены земли буртасов, волжских булгар; хазарскими данниками стали окраинные славянские племена: поляне, вятичи, северяне, радимичи.
Таким образом, хазары контролировали торговлю по Волге почти до ее верховьев и до устьев ее главных притоков - Камы и Оки. Особое значение имела земля радимичей - через нее можно было выйти на Днепр, отрезав северных славян от южных.
Под 859 г., накануне призвания варягов, с которым связывается образование Древнерусского государства, составитель Повести временных лет сообщил, что варяги «из заморья» собирали дань с чуди, словен (ильменских), мери и «со всех кривичей», а хазары - с полян, северян и вятичей. Когда прекратилось подчинение хазарам, летописцу было известно далеко не обо всех подвластных им восточнославянских племенах. В частности, о полянах таких сведений не было. Таким образом, ко времени дипломатической миссии Константина и Мефодия хазары покорили многие племена восточных славян. В связи с этим возникла гипотеза о возможной проповеди Константина среди зависимых от хазар восточных славян.
Благодаря выгодному в плане торговли географическому расположению полянская земля стала важнейшим восточнославянским центром. Именно сюда сходились с севера - по Днепру и северо-востока - с Оки на Десну важнейшие торговые пути. Как отметил А. Новосельцев, и такие общества, как тогдашнее славянское, в силу присущего той эпохе естественного географического разделения труда становились для более развитых обществ поставщиком ряда товаров, прежде всего пушнины и рабов, что создавало основу для транзитной торговли восточных стран и Византии, охватывавшей не только Восточную, но и большую часть Западной Европы. Особое значение в данных условиях приобретал Киев, роль которого возрастала в 1Х-Х вв. в процессе освоения Днепровского пути («пути из варяг в греки») (25).
Хотя зависимость полян от хазар в летописи обозначена в общих чертах -летописец не приводит реальных фактов хазаро-полянских отношений, но даже из имеющихся сведений видно, что поляне какое-то время находились под властью хазар, от которой их могли освободить в 862 г. прибывшие в Киев и овладевшие землей полян варяги Аскольд и Дир (26).
Как следует из вышесказанного, ко времени дипломатической миссии Кирилла и Мефодия хазары покорили многие племена восточных славян. В связи с этим вполне допустимо, что Кирилл мог вести христианскую проповедь среди покоренных хазарскими иудеями восточных славян или что находившиеся в орбите влияния Хазарии восточные славяне могли впервые познакомиться с христианством именно после проповеди Константина.
В любом случае находившиеся в орбите Хазарии восточные славяне могли впервые познакомиться с христианством именно после проповеди Константина Философа. Прямые последствия этого события могли быть незначительны, однако результаты просветительской деятельности солунских братьев среди южных и западных славян оказались очень важными для Руси. Перевод текстов Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык относится к восточным славянам так же, как к южным и западным. Он был совершен в то время, когда в новообразовавшееся царство начало проникать христианство, и подготовил почву для скорейшего распространения христианства в Киевской Руси.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См.: Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий. - М., 1984; Гильфер-динг А.Ф. О Кирилле и Мефодии // Он же. Собрание сочинений: В 2 т. - СПб., 1868. - Т. 1; Ламанский В.И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник // Журнал министерства народного просвещения. - 1903. - Апрель. - С. 345-385; Май. - С. 136-161; Июнь. -С. 350-388; Декабрь. - С. 370-405; 1904. - Январь. - С. 137-173; Апрель. -С. 215-239; Май. - С. 131-168; Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956; Голубинский Е.Е. История церкви. - М., 1901. - Т. 1. - Ч. 1.; Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - Париж, 1959. - Т. I; Рапов О.М. Русская церковь в XI - первой трети XII в. - М., 1988.
(2) «Энциклик» Патриарха Фотия Восточным Патриаршим престолам (начало 867 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джак-сон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. - М., 2010. - Т. II. Византийские источники. Сост.: М.В. Бибиков. - С. 131-132.
(3) Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. - М., 2001. - С. 52; Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. - Сергиев Посад, 2005. - С. 60-80.
(4) Legenda Italica Vita cum Translatione S. Clementis. Cap. 1 // Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий по западным легендам. - СПб., 1871. - С. 220.; Legenda Moravica. Legenda sanctorum Cyrilli et Methodii Patronorum Moraviae Cap. 1 // Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. - С. 228-229; Житие Константина Философа. VIII // Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. -Л., 1930. - С. 48-49; Житие Мефодия. IV // Лавров П.А. Материалы по истории. -C. 71; Успение св. Кирилла // Лавров П.А. Материалы по истории. - С. 155.
(5) Legenda Italica. Cap. 1 // Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. - С. 220.
(6) Житие Константина Философа. VIII // Лавров П.А. Материалы по истории. -С. 48-49; Цит. по: Житие Константина Философа. VIII // Лавров П.А. Материалы по истории. - С. 48.
(7) Житие Мефодия. IV // Лавров П.А. Материалы по истории. - C.71.
(8) АртамоновМ.И. История хазар. - Л., 1962. - С. 331.
(9) См.: Ягич И.В. Новое свидетельство о деятельности Константина Философа // Записки Академии наук. - 1893. - T. LXXII. - Приложение № 6. - С. 6-7, 10;
Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. по РХ. Памятники христианского Херсонеса, III. - М., 1903. - С. 50.
(10) См.: Leg. Ital. Cap. 2 // Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий... - С. 221.
(11) Цит. по: Житие Константина Философа. VIII // Лавров П.А. Материалы по истории. -С. 49; Успение св. Кирилла // Лавров П.А. Материалы по истории. - С. 155.
(12) Цит. по: Житие Константина Философа VIII // Лавров П.А. Материалы по истории. - С. 49; Упомянутые в тексте Жития Константина «русские письмена» остаются предметом научных споров. См.: Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. - СПб., 2000. - С. 223-227.
(13) Житие Константина Философа VIII // Лавров П.А. Материалы по истории. - С. 49.
(14) Там же. См.: Магомедов М.Г. Древние политические центры Хазарии // Советская археология. - 1975. - № 3. - С. 70; Флоря Б.Н. Указ. соч. - С. 230.
(15) Назаренко А.В. Древняя Русь. - С. 52.
(16) См.: Ламанский В.И. Славянское житие св. Кирилла.; Карташев А.В. Очерки по истории. - С. 75-92; Лебедев Л. Крещение Руси. - М., 1987. - С. 65-67, 77-78; Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления Патриаршества. - М., 2007. - С. 8-9.
(17) Лебедев Л. Крещение Руси.
(18) Там же. - С. 67.
(19) АртамоновМ.И. История хазар. - С. 332.
(20) Там же.
(21) Там же. - С. 71.
(22) Там же.
(23) Петрушко В.И. История Русской Церкви.
(24) Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М., 1990. - С. 200.
(25) Там же. - С. 202-205.
(26) Там же.
REFERENCES
(1) Bernshteyn S.B. Konstantin-Filosof i Mefodiy [Constantine Philosopher and Methodius]. Moscow, 1984; Gil'ferding A.F. Sobranie sochineniy [Collected Works]. St-Petersburg, 1868, vol. 1; Lamanskiy V.I. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya - Journal of the Ministry of Public Education, 1903, April', pp. 345-385; May, pp. 136-161; June, pp. 350-388; December, pp. 370-405; 1904, January, pp. 137-173, Aprel, pp. 215-239; May, pp. 131-168; Golubinskiy E.E. Istoriya tserkvi [Ecclesiastica historia]. Moscow, 1901, vol. 1, part 1; Kartashev A.V. Ocherki po istorii Russkoy Tserkvi [Essays about the history of the Russian Church]. Paris, 1959, vol. 1; Rapov O.M. Russkaya tserkov' v XI -pervoy tretiXIIv. [The Russian Church in XI - first third XII centuries]. Moscow, 1988.
(2) Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov. Khrestomatiya [Ancient Rus in the light of foreign sources. Reader]. Ed. by T.N. Dzhakson, I.G. Konovalovoy, A.V. Podo-sinova. Moscow, 2010, vol. 2, pp. 131-132;
(3) Nazarenko A.V. Drevnyaya Rus' na mezhdunarodnykh putyakh: Mezhdistsiplinarnye ocherki kul'turnykh, torgovykh, politicheskikh svyazey IX-XII vv. [Ancient Russia on the international ways: Interdisciplinary essays cultural, trade and political contacts IX-XII centuries]. Moscow, 2001, p. 52; Takhiaos A.-E. N. Svyatye brat'ya Kirill i Mefodiy, prosvetiteli slavyan [Ss. brothers Cyril and Methodius, Apostles of the Slavs]. Sergiev Posad, 2005, pp. 60-80.
(4) Bil'basov V.A. Kirill i Mefodij po zapadnym legendam [Cyril and Methodius on the Western legends]. St. Petersburg, 1871, p. 220; Ibid., pp. 228-229; Lavrov P.A. Materi-aly po istorii vozniknovenija drevnejshej slavjanskoj pis'mennosti [Materials for the history of the origin of the earliest Slavic writing system]. Leningrad, 1930, pp. 48-49; Ibid., p. 155.
(5) Bil'basov V.A. Kirill i Mefodij po zapadnym legendam [Cyril and Methodius on the Western legends], p. 220.
(6) Lavrov P.A.Materialypo istorii... [Materials for the history.], pp. 48-49; Ibid., p. 48.
(7) Ibid., p. 71.
(8) Artamonov M.I. Istorija hazar [The history of Khazars]. Leningrad, 1962, p. 331.
(9) Jagich I.V. Zapiski Akademii Nauk - Notes of Academy of Sciences, 1893, vol. LXXII, appendix 6, pp. 6-7, 10.
(10) Bil'basov V.A. Kirill i Mefodij po zapadnym legendam [Cyril and Methodius on the Western legends], p. 221.
(11) Lavrov P.A. Materialy po istorii vozniknovenija drevnejshej slavjanskoj pis'mennosti [Materials for the history of the origin of the earliest Slavic writing system], pp. 48; Ibid., p. 155.
(12) Ibid., p. 49; Florja B.N. Skazanija o nachale slavjanskoj pis'mennosti [Legends of the beginning of the Slavic writing system]. St. Petersburg, 2000, pp. 223-227.
(13) Lavrov P.A. Materialy po istorii vozniknovenija drevnejshej slavjanskoj pis'mennosti [Materials for the history of the origin of the earliest Slavic writing system], p. 49.
(14) Magomedov M.G. Sovetskaja arheologija - Soviet archeology, 1975, no. 3, p. 70; Florja B.N. Skazanija o nachale slavjanskoj pis'mennosti [Legends of the beginning of the Slavic writing system], p. 230.
(15) Nazarenko A.V. DrevnyayaRus'na mezhdunarodnykhputyakh... [Ancient Russia on the international ways.], p. 52.
(16) Lamanskij V.I. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija [Journal of the Ministry of Public Education]; Kartashev A.V. Ocherki po istorii Russkoy Tserkvi [Essays about the history of the Russian Church], pp. 75-92; Lebedev L. Kreshhenie Rusi [Christiani-zation of Rus'], Moscow, 1987, pp. 65-67, 77-78; Petrushko V.I. IstorijaRusskoj Cerkvi s drevnejshih vremen do ustanovlenija Patriarshestva [The history of Russian Church from the earliest times till establishment of the patriarchate]. Moscow, 2007, pp. 8-9.
(17) Lebedev L. Kreshhenie Rusi [Christianization of Rus'].
(18) Ibid., p. 67.
(19) Artamonov M.I. Istorija hazar [The history of Khazars], p. 332.
(20) Ibid.
(21) Ibid., p. 71.
(22) Ibid.
(23) Petrushko V.I. Istorija Russkoj Cerkvi s drevnejshih vremen do ustanovlenija Patriarshestva [The history of Russian Church from the earliest times till establishment of the patriarchate].
(24) Novosel'cev A.P. Hazarskoe gosudarstvo i ego rol' v istorii Vostochnoj Evropy i Kavkaza [Khazar state and its part at the history of the Eastern Europe and Caucasus]. Moscow, 1990, p. 200.
(25) Ibid., pp. 202-205.
(26) Ibid.
KHAZAR MISSION OF CONSTANTINE THE PHILOSOPHER: ON POSSIBILITY OF CYRIL AND METHODIUS' PREACHING AMONG EAST SLAVS
E.A. Chernykh
Department of Russian History Moscow State Pedagogical University M. Pirogovskaya Str., 1-1, Moscow, Russian Federation, 119991
In Russian and foreign historiography there is often raised the question of the timing of Christianity adoption by Eastern Slavs and the possible missionary activity of Cyril and Methodius among Eastern Slavs. The author collected and analysed available evidence of preaching of brothers from Salonika, and convincingly showed that the Christianization of Rus could have happened in 861, during their so-called «Khazar mission».
Key words: history of the Orthodox Church, East Slavs, Khazar mission, Early Rus, Cyril and Methodius, the Christianization of Rus.