Научная статья на тему 'Проблема толерантности и интолерантности в современном мире'

Проблема толерантности и интолерантности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6858
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / КСЕНОФОБИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ФУНКЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / INTOLERANCE / XENOPHOBIA / EXTREMISM / FUNCTIONS OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сагалакова Галина Анатольевна

Анализируется проблема толерантности и интолерантности в современном мире. Рассматриваются различные подходы к определению толерантности, ее виды и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Problem of Tolerance and Intolerance in the Modern World

In the article a problem of tolerance and intolerance in the modern world is analyzed. Different concepts, types and functions of tolerance are discussed.

Текст научной работы на тему «Проблема толерантности и интолерантности в современном мире»

философия, социология и культурология

ББК 87.61

Г.А. Сагалакова

Проблема толерантности и интолерантности в современном мире

G.A. Sagalakova

A Problem of Tolerance and Intolerance in the Modern World

Анализируется проблема толерантности и интолерантности в современном мире. Рассматриваются различные подходы к определению толерантности, ее виды и функции.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, ксенофобия, экстремизм, функции толерантности.

In the article a problem of tolerance and intolerance in the modern world is analyzed. Different concepts, types and functions of tolerance are discussed.

Key words: tolerance, intolerance, xenophobia, extremism, functions of tolerance.

Проблема толерантности и интолерантности, терпимости и нетерпимости занимает особое место в истории России. С ней связаны как времена расцвета, прогресса, объединения народов, так и периоды социальной и культурной деградации, геноцида, гражданских и мировых войн. Вопрос о толерантности приобретает особую актуальность в современной науке; в последние несколько лет количество конференций, симпозиумов, научных монографий, посвященных проблеме толерантности, резко возросло, и большинство стран мира обратилось к созданию различных программ по выработке рекомендаций в области политики толерантности [1]. 2001-2010 гг. были объявлены ООН Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Причины роста интереса среди ученых, политических и общественных деятелей к проблеме толерантности и интолерантности в современном мире очевидны. Это и усиление экстремистских и террористических тенденций, и расширение экономических, политических, культурных связей между странами мира, и необходимость сосуществования и взаимодействия различных культур, традиций, религиозных направлений в рамках одного государства или мирового сообщества в целом, и необходимость профилактики и преодоления международных и локальных конфликтов, и многие другие проблемы.

Глобализация ставит человечество перед необходимостью решения ряда мировых проблем, в частности роста ксенофобии, нетерпимости, экстремизма и терроризма в современном мире. С. Хантингтон утверждает, что одной из наиболее актуальных проблем современности является ситуация столкновения цивилизаций, принципиально противоположных систем ценностей, культурных традиций, мировоззренческих ориентаций. Анализируя современную ситуацию в мире, ученый приходит к выводу о неизбежности конфликта между западной и незападными цивилизациями, причем главную

опасность, по его мнению, может представлять конфуцианско-исламский блок — гипотетическая коалиция Китая с исламскими государствами. Экспансия ценностей, принципов, институтов западной цивилизации, во многом противоположных ценностям других цивилизаций, является одной из главных причин роста фундаменталистских настроений, экстремизма и терроризма в мире. По мнению некоторых исследователей, терроризм — продукт не дефицита западной цивилизации, а ее «избыточности», поскольку он распространился в мире вместе с процессом глобализации, с принятием в качестве общечеловеческих цивилизационных норм западного общества. П. Бергер утверждает, что глобализация и формирование глобальной культуры — неизбежные процессы, однако на культурном уровне они превращаются в серьезный вызов со стороны плюрализма: ломаются традиции, системы ценностей, обычаи. Западный ученый отмечает, что зарождающаяся глобальная культура находится под сильным влиянием ценностей западной цивилизации, и прежде всего американской.

Активная экспансия Запада неизбежно ведет к росту националистических и экстремистских настроений как естественной ответной реакции на уничтожение традиционных форм жизни и культуры, религии. Негативные последствия глобализации послужили стимулом для развития антиглобалистского (или аль-терглобалистского) движения, которое в последние годы приобретает все большую популярность. Это движение носит интернациональный характер, имеет интерклассовую структуру, представляет людей разного возраста и пола. Альтернативой глобализации «по-американски» могут служить арабская цивилизация, объединившая государства на основе экономической интеграции и ислама, и КНР, которая на сегодняшний день представляет собой реальную силу на мировой арене, стремящуюся к реализации своих интересов и целей, сохранению норм, ценностей и институтов китайского общества.

Одной из наиболее опасных на сегодняшний день форм религиозного экстремизма является исламский фундаментализм, который можно считать реакцией на стремление уничтожить традиционные формы жизни и морально-этические основы мусульманского общества. Религиозный фундаментализм характерен для всех религиозных конфессий, однако особенно ярко эти тенденции выражены в исламе. Исламские фундаменталисты фанатично борются за сохранение чистоты веры, активно используя любые формы насилия для достижения своих целей.

Крайним проявлением исламского фундаментализма является терроризм, противостоять которому в современных условиях крайне сложно. Мировое сообщество пока не выработало эффективные механизмы борьбы с международным терроризмом, который представляет серьезную опасность для всего человечества. Борьба с терроризмом требует комплексного подхода к данной проблеме, однако очевидно одно: без уважения к чужой культуре невозможен нормальный диалог культур, а следовательно, и профилактика нетерпимости, ксенофобии и экстремизма.

Все более актуальными становятся идеи и концепции, обосновывающие уникальность и самоценность каждой культуры, указывающие на негативные аспекты глобализации и универсализации, на недостижимость построения общечеловеческой цивилизации в ущерб национальным культурам и традициям. К. Леви-Стросс писал о том, что нет и не может быть мировой цивилизации, поскольку цивилизация подразумевает сосуществование разнообразных культур, систем ценностей. Совершенно очевидно, что своеобразие и уникальность каждой культуры являются теми непреходящими ценностями, которые нужно беречь. Каждая культура имеет свои ключевые доминанты, особенности бытия, которые качественно отличают ее от других культур. Для Э. Гуссерля это «те-лос» или «центральное сущностное ядро» культуры, для В. Соловьева — это Божественная идея-предназначение, для М. Вебера, Ф. Тенниса, В. Зомбарта — это духовно пронизывающий и социально организующий принцип, для О. Шпенглера — «душа культуры», для Н. Я. Данилевского — «начала» культурно-исторических типов, для Ю. М. Лотмана — «семиотическое ядро» культуры. Однако полностью изолированное существование культуры является большой редкостью; открытость, диалог, взаимодействие, вза-имообогащение, взаимовлияние — вот необходимые условия существования и гармоничного развития любой культуры.

Процессы расширения связей между различными странами являются неизбежными, и в этих условиях особенно важно предотвратить возникновение конфликтов на основе соприкосновения принципиально противоположных систем ценностей, норм, образцов поведения. Толерантность является социо-

лингвокультурологической категорией в том смысле, что она получает различное осмысление в разных языках, и каждый язык привносит с собой множество национальных, исторических и культурных оттенков и смыслов. Вместе с тем толерантность является коммуникативной категорией, так как она реализуется в практике межличностного, социального, межэтнического, межконфессионального общения [2].

Этимологически «толерантность» восходит к лат. слову tolerantia — терпение, терпимость. Толерантность можно определить как мировоззренческую и нравственно-психологическую установку личности на то, как и в какой степени ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, традиции, культуру, нормы поведения. Ее суть — терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть характерно как для отдельной личности, так и для коллектива, социальной группы, общества в целом. При этом под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, нравы, поступки, обряды, ведущие к деградации и разрушению личности и общества. Толерантность не означает терпимости к социальной несправедливости, нарушению прав человека. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, дискуссии, от собственных убеждений [3]. Толерантное отношение предусматривает уважение к другому человеку, признание его универсальных прав и свобод [4]. Некоторые исследователи связывают утверждение культуры толерантности, универсальных прав и свобод человека с насаждением ценностей западной цивилизации, которые во многом несовместимы с ценностями других цивилизаций.

Таким образом, проблема установления и защиты универсальных прав и свобод человека тесно связана с проблемой уважения к ценностям других культур, религиозных традиций, нравов. При установлении культуры толерантности речь идет не об отказе от собственной культуры, а лишь о признании первичности общечеловеческих гуманистических ценностей, прав человека, солидарности народов. Это понятие не противоположно патриотизму как естественной любви к своей родине, культуре, народу. Фактически любое убеждение может привести к нетерпимости, если не остается сомнений в непогрешимости и незыблемости идей, в которые верит человек, и в неприемлемости тех идей, против которых он выступает. Это может быть крайне опасно, поскольку, как показывает история, рассмотрение каких бы то ни было идей в качестве абсолютной истины может приводить к конфликтам, войнам, массовым убийствам, репрессиям.

Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, определяет его отношение с другими людьми. Уровень толерантности общества можно рассматривать как один из критериев его

философия, социология и культурология

духовно-нравственного, экономического, социального, политического развития.

В Декларации принципов толерантности 1995 г. толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [1]. Необходимо различать понятия «терпимость» и «терпение» в их социальном понимании. Терпение означает уровень восприятия личностью или социальной группой неблагоприятных для нее воздействий и последствий. Понятие «терпимость» тоже не отражает всей полноты смысловых оттенков толерантности, но и может быть противоположно ему. Понятие терпимости имеет негативную окраску, поскольку терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, существенно не влияющее на ситуацию нетерпимости и насилия. В Декларации принципов толерантности говорится о том, что толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка [1].

Понятие толерантности часто соотносят с термином «ненасилие», однако это не тождественные категории. Слово «ненасилие» в современных европейских языках (ср. английское nonviolence, немецкое Gewaltlosiqkeit) восходит к санскритскому achimsa — «невреждение». В древнеиндийских философско-религиозных школах этот термин означал непричине-ние вреда живому. В контексте современной культуры под ненасилием понимается отказ от нанесения вреда в процессе разрешения общественных конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Р. Г. Апресян отмечает, что как характеристику действия насилием следует считать «все то, что неправомерно понижает нравственный (духовный), социальный (в том числе правовой) и жизненный статус человека, а также угрозу его действия». Под «неправомерностью» понимается несоответствие действующему праву и, прежде всего, основным правовым нормам, зафиксированным в ключевых международных документах. «Понижение статуса» означает лишение жизни и имущества, нанесение ущерба здоровью, имуществу, социальному и правовому положению, попрание прав, т. е. любое нарушение статус-кво. Ненасилие же означает такое отношение к другому, при котором другому не причиняется вред, права другого не нарушаются, и таким образом соблюдается минимальная справедливость. Это лишь невреждение, непричинение вреда другому [5]. Однако «понятое абсолютно и принятое безусловно, требование ненасилия в условиях столкновения с яв-

ным и непосредственно угрожающим злом может оказаться лишь средством адаптивного, конформистского или эскапистского поведения» [5].

Этика ненасилия должна быть ограничена этикой справедливости, одним из ключевых принципов которой является недопущение несправедливости, зла. Непротивление злу как тип поведения в сознании людей часто предстает как выражение таких качеств, как аполитичность, трусость, безразличие, бессилие, нигилизм, недомыслие, неведение, вера в спасительное чудо и ожидание того, что все придет в норму само собой. История свидетельствует, что зло и насилие часто являются порождением равнодушия, попустительства, непротивления злу [6]. Толерантность, в отличие от ненасилия, включает в себя деятельность и ответственность за цели деятельности, а в отличие от насилия — ответственность за средства достижения цели [2].

Для того чтобы толерантность могла действенно выполнять свои функции, она должна включать в себя существенные элементы нетерпимости. К. Поппер сформулировал эту мысль как «парадокс терпимости», который заключается в том, что неограниченная терпимость должна приводить к нетерпимости. События последнего времени свидетельствуют о том, что иногда только военными средствами можно бороться с тираническими режимами, с авторитаризмом, терроризмом, экстремизмом [4].

Толерантность выполняет в обществе определенные функции. Для социальных институтов в качестве таких функций могут выступать: поддержание стабильности общества и профилактика социальных конфликтов; возможность включения в систему ценностей современной гуманистической этики, устранение противоречий между этическими требованиями современных международных документов и реальной деятельностью в политической, идеологической и культурной сферах; создание ценностно-нормативной базы для воспитательной и образовательной работы, формирования положительных идеалов и позитивного отношения к жизни у подрастающего поколениям; создание условий для интеграции общества, для диалога и понимания между различными группами в обществе. Для группы в качестве основных функций толерантного взаимодействия можно выделить следующие: предотвращение межгруппо-вых и внутригрупповых конфликтов, формирование и поддержание стабильности группы; создание имиджа стабильной и сплоченной группы; создание базиса для привлечения в группу социально адаптированных новых членов; повышение эффективности деятельности группы за счет минимизации противоречий между ее членами и создания условий для интеграции членов группы; создание условий для установления благоприятного психологического климата в группе. Для личности функции толерантности на-

правлены на резкое изменение числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формирование позитивного отношения к жизни, предотвращение агрессивных форм межличностного взаимодействия, в том числе и противоправного характера, формирование таких качеств личности, как эмпатичность, открытость, готовность к диалогу, альтруизм, ответственность. Интолерантность также выполняет определенные функции как для личности, так и для группы и общества в целом. Здесь может идти речь о таких функциях, как формирование границ группы, создание образа врага, рост сплоченности группы, интеграция группы, простота и четкость групповой и личностной идентификации, построение жестких иерархических отношений в группе. Указанные функции могут меняться в зависимости от социально-исторических условий и специфики функционирования института или группы. Интолерантность характерна для абсолютного большинства человечества и может рассматриваться, с одной стороны, как естественное явление любого социума, как своеобразная защитная реакция общества на возможность негативного воздействия внешних факторов, а с другой стороны, как деструктивное яв-

ление, представляющее собой источник насилия, конфликтов, экстремизма, дискриминации в современном мире. Ксенофобия внутренне присуща любому сообществу, поскольку оппозиция «мы — они», «свой — чужой» является необходимым элементом группового самосознания, оформления социальных границ, защиты своей территории от врагов.

Современные процессы расширения и углубления связей между различными странами, плюрализации, тесного взаимодействия и соприкосновения различных культурных традиций являются неизбежными и объективными. Они имеют как положительные, так и негативные черты. Мир не заканчивается на нашем горизонте или на пороге нашего дома, и современные процессы глобализации и плюрализации дают нам возможность почувствовать это в полной мере. Современный человек живет в универсуме, в котором одновременно соприкасается множество уникальных культурных миров, и его задача заключается в том, чтобы научиться принимать этот мир различий, не противостоять ему, а уважать и стремиться к диалогу и пониманию других культур, поскольку именно это является залогом гармоничного развития как отдельного индивида, так и всего общества.

Библиографический список

1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. — URL : www.tolerance.ru / dedar.html.

2. Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л. М. Дробижева. — М., 2003.

3. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. — 2003. — № 8.

4. Толерантность против ксенофобий. Международный и российский опыт противодействия этнической ин-

толерантности / под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. — М., 2005.

5. Апресян Р. Г. Небезусловность ненасилия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusoir.ru/print/05/04/index. html.

6. Гараджа В. И. Идея ненасилия в современном контексте [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusoir. ru/index_print.php?url= / 03print/05/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.