ББК 60.545.1
Г.А. Сагалакова
Проблема толерантности и интолерантности в современной России
Ключевые слова: толерантность, интолерантность. Keywords: tolerance, intolerance, législative documents, recommendations, reasons of intolerance.
Российская Федерация - страна со сложным этническим и религиозным составом населения. В ряде регионов страны достаточно остро стоит вопрос, связанный с напряженностью в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Проблема толерантности и интолерантности, терпимости и нетерпимости занимает особое место в истории России. С ней связаны как времена расцвета, прогресса, объединения народов, так и периоды социальной и культурной деградации, геноцида, гражданских и мировых войн.
Этимологически слово « толерантность» восходит к лат. tolerantia - терпение, терпимость. Толерантность можно определить как мировоззренческую и нравственно-психологическую установку личности на то, в какой степени ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, традиции, культуру, нормы поведения. Ее суть - терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть характерно как для отдельной личности, так и для коллектива, социальной группы, общества в целом. При этом под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, нравы, поступки, обряды, ведущие к деградации и разрушению личности. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, дискуссии, от собственных убеждений [1]. Майкл Уолцер утверждает: «Сама по себе терпимость часто недооценивается, ее склонны считать наименьшим из того, что мы можем сделать для окружающих нас людей и на что они имеют право рассчитывать. <...> Она нужна для защиты самой жизни, ибо преследование часто доводится до смерти; кроме того, она обеспечивает общественную жизнь, жизнь тех разнообразных сообществ, в которых живем мы все. Толерантность делает возможным существование различий; различия же обусловливают необходимость терпимости» [2, с. 13-14]. Толерантное отношение предполагает уважение к другому человеку, признание его универсальных прав и свобод.
Некоторые исследователи связывают утверждение культуры толерантности, универсальных прав и свобод человека с насаждением ценностей западной цивилизации, которые во многом несовместимы с ценностями других цивилизаций. Таким образом, проблема установления и защиты универсальных прав и свобод человека тесно связана с проблемой
уважения к ценностям других культур, религиозных традиций, нравов. При установлении культуры толерантности речь идет не об отказе от собственной культуры, а лишь о признании первичности общечеловеческих гуманистических ценностей, прав человека, солидарности народов. Это понятие не противоположно патриотизму как естественной любви к своей родине, культуре, народу. Толерантность включает в себя деятельность и ответственность как за цели деятельности, так и за выбор средств достижения цели. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, определяет его отношения с другими людьми. Уровень толерантности общества можно рассматривать как один из критериев его духовно-нравственного, экономического, социального, политического развития.
Однако для того, чтобы толерантность могла действенно выполнять свои функции, она должна включать в себя существенные элементы нетерпимости. К. Поппер сформулировал эту мысль как «парадокс терпимости», который заключается в том, что неограниченная терпимость должна приводить к нетерпимости [3]. Однако вопрос о границах нетерпимости является одним из самых сложных и трудноразрешимых. События последнего времени свидетельствуют о том, что иногда только военными средствами можно уничтожать тиранические режимы, бороться с авторитаризмом, терроризмом, экстремизмом.
Интолерантность является основой для распространения в обществе ксенофобий, этнофобий, развития экстремизма. Под ксенофобией понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие»; страхи, направленные против определенных этнических общностей или религиозных групп. Этнофобии - это страхи, неприязнь, направленные против определенных этнических общностей [3]. Ксенофобии являются одним из основных источников экстремизма. Согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г., а также ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» 2007 г., под экстремизмом понимается: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; публичное оправдание терроризма
и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4].
На сегодняшний день эта проблема приобретает особую значимость как для России, так и для всего человечества. Необходимость противостояния терроризму и экстремизму во всем мире определяет современные тенденции консолидации усилий государств на международной арене с целью достижения мира и согласия, формирования атмосферы терпимости по отношению к чужой культуре, религиозной конфессии, этносу, гармоничного взаимодействия различных народов и наций.
Актуальность исследования проблемы толерантности и выработки специальных программ по формированию культуры толерантности в современной России обусловлена рядом факторов.
Во-первых, формирование свободного и сильного гражданского общества в России определяет на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания отдельными людьми и социальными группами своего места в обществе, в новой системе социальных, культурных, межконфессиональных, этнических отношений. Этот процесс предполагает столкновение различных культур, систем ценностей, обычаев, традиций, форм мышления, идеологий, порождающее проблему восприятия и принятия чужой культуры, конфессии, этнической группы. Необходимость сопоставления систем ценностей и целей отдельного индивида или социальной группы с ценностями и целями иных социальных групп чаще всего сопровождается появлением в массовом сознании различных предрассудков, националистических настроений, дискриминации, нетерпимости, что в свою очередь сопровождается ростом экстремизма, агрессивных акций в отношении представителей определенных этнических групп или религиозных конфессий, усилением социальной напряженности в обществе.
Во-вторых, росту нетерпимости активно способствую различного националистические и экстремистские движения и организации, провоцирующие возникновение религиозных и межнациональных конфликтов в современном обществе. Национальная нетерпимость - всегда проявление более широкой социальной нетерпимости, за которой стоит идеология национализма, фундаментализма, фашизма. Несмотря на то, что деятельность подобных организаций запрещена Конституцией РФ (ст. 13, 29), многие политические партии, движения, общественные и политические лидеры под совершенно безобидными лозунгами официально пропагандируют идеи, способствующие росту нетерпимости и экстремизма в российском обществе. С конца 1990-х гг. активную политическую деятельность развернули русские националистические организации, которые являются массовыми и быстро растущими отрядами национальных движений России. В частности, резко выросла численность таких молодежных группировок, как скинхеды. Если в 1991 г. в стране их насчитывалось несколько десятков человек, то в 2001 г., по данным правоохранительных органов, их было уже более
10 тыс., а в 2004 г. - 33 тыс. [3]. Все более очевидным становится террористический потенциал скинхедов. Только в Петербурге они подозреваются как минимум в трех взрывах или в их подготовке в 2007 г. Как минимум в двух подобных инцидентах в Москве в 2007 г. также подозреваются неонацисты. Кроме того, в 2007 г. примерно 632 человека пострадали от проявлений расистски и неонацистски мотивированного насилия, в числе которых 67 погибших. В 2006 г. было 564 пострадавших, 61 из которых погиб. Таким образом, рост числа пострадавших от нападений на почве национальной вражды и не-
терпимости составил в 2007 г. 12% по сравнению с предыдущим годом и, скорее всего, количество жертв в последующие годы будет расти. Это лишь минимальная оценка насилия, из которой исключены события, происходящие в Северокавказском регионе (в том числе и в Ингушетии, в которой в 20062007 гг. зафиксирован целый ряд явно избирательных нападений на этнических русских), исключены массовые драки, нападения с корыстным мотивом и с применением огнестрельного оружия (кроме случаев, когда расистский мотив признан правоохранительными органами) [5]. Вместе с тем в 2007 г. было отмечено существенное сокращение темпов преследования насилия, совершенного на почве национальной вражды. Если до 2007 г. отмечался двукратный ежегодный прирост обвинительных приговоров по делам, учитывающим мотив ненависти, то в 2007 г. ситуация изменилась. Это вызывает особую тревогу, поскольку темпы роста самого насилия на почве национальной вражды не снижаются [5].
Идеология русского национализма на сегодняшний день характерна для представителей различных политических партий - как социалистической и коммунистической направленности, так и сторонников радикальных рыночных реформ. Растет число радикальных политических организаций, действующих нелегально. Среди них следует назвать такие партии, как «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально-державная партия России» (НДПР), «Партия Свободы», «Русский общенациональный союз» (РОС), «Русская гвардия» и др. [3]. В июне 2008 г. в Москве в гостинице «Космос» прошла объединительная конференция ряда националистических движений в Русское национальное движение. Соответствующий «Пакт 8 июня» был подписан представителями незарегистрированной партии «Великая Россия» (глава - Андрей Савельев), «Движения против нелегальной эмиграции» (ДПНИ) (глава - Александр Белов), русского освободительного движения «Народ» (лидеры - Алексей Навальный и Сергей Гуляев) и Русского общественного движения (РОД) (глава -Константин Крылов) на конференции «Новый политический национализм». По итогам конференции были подписаны Пакт (соглашение о сотрудничестве) и Меморандум (Политическое заявление организаторов конференции).
Один из лидеров НДПР А.Н. Севастьянов был официальным экспертом Государственной думы по национальным проблемам. В мае 2004 г. он явился инициатором проведения Всероссийского конкурса сочинений школьников на тему «Что значит быть русским сегодня». Министерство образования не препятствовало проведению этого конкурса. Среди учредителей этой акции был Комитет Государственной думы по культуре и туризму [3]. Таким образом, система образования, призванная способствовать фор-
мированию терпимости у молодежи, иногда является проводником идей националистического толка. По мнению некоторых исследователей, школа является одним из важных источников формирования интоле-рантных установок, поскольку главной идеологией при изложении цивилизационных и исторических событий является идеология конфликта. Таким образом, идеология национализма представляет собой тот фундамент, на котором основаны ксенофобские настроения и нетерпимость в обществе: «Современный национализм черпает себя из опыта ксенофобии, т. е. культурного, цивилизационного, психологического отторжения «чужого», «не нашего», получающего религиозную санкцию <...>. Национализм в своем стремлении быть сутью, ценностным ядром культуры и цивилизации представляет собой силу, угрожающую их воспроизводству» [6, с. 37-40].
В период проведения выборов в Государственную думу 2007 г. ультраправые националисты предприняли несколько неудачных попыток официально зарегистрироваться. Первая попытка осталась незамеченной, а вторая вызвала широкий общественный резонанс. Зимой 2007 г. были поданы документы на регистрацию Партии защиты русской конституции (ПЗРК) «Русь», организованной на базе осколков Русского национального единства. Однако в регистрации партии было отказано [5] В 2007 г. были и другие попытки создать политические партии националистического толка, однако все они закончились неудачно. В результате к сентябрю 2007 г. ультраправые имели в своем распоряжении лишь партию Сергея Бабурина, которая в марте была реорганизована из «Народной воли» в «Народный союз», консолидировав в своих рядах группу ультраправых организаций православномонархического толка. Предоставить места в предвыборном списке ультраправым кандидатам согласилась партия «Патриоты России». 28 октября «Народному союзу» было отказано в регистрации списка из-за фальсификации части подписей. Ультраправая часть «Патриотов России» не участвовала в активной борьбе за электорат, сочувствующий ксенофобным настроениям [5].
В -третьих, средства массовой информации в значительной степени способствуют формированию атмосферы нетерпимости в российском обществе, формируя отрицательный образ иной культуры, этноса, религии. Пропаганда в СМИ насилия, деструктивных аспектов взаимоотношений между людьми, социальными, религиозными и политическими группами обусловливает рост нетерпимости в российском обществе: «В масс-медиа доминирует «язык вражды». Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в 5 городах России (выборка - 586 человек). Фокус-группы с московскими студентами,
черпающими информацию из СМИ, обнаружили, что их оценки количества приезжих в Москве фантастичны - от 17 до 60% населения Москвы. Большинство приезжих, по мнению информантов, - люди другой национальности. Чаще всего назывались такие этнические группы, как грузины, армяне, азербайджанцы, - «они все на одно лицо» [7, с. 63].
В-четвертых, присутствие интолерантных установок в массовом сознании россиян во многом обусловлено всей историей развития отечественной социально-политической мысли, теми традициями и представлениями, которые связаны с гипертрофией значения русского (позже - российского) государства и его идеологии, пропагандой мессианских и великодержавных идей. К таким концепциям можно отнести концепцию «Москва - третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», славянофильство и другие политические теории.
В-пятых, приток мигрантов в Россию определяет рост социальной напряженности в обществе. Негативное отношение к мигрантам и прежде всего к кавказцам обусловлено их экономической (торговой и предпринимательской) деятельностью и особенностями поведения мигрантов. В силу своей предприимчивости кавказцы легко приспосабливаются к новым рыночным отношениям, извлекая из них финансовую выгоду. Уроженцы Кавказа традиционно занимают выгодные позиции в сфере торговли, где стремятся диктовать свои условия. Крайне раздражает и сплоченность мигрантов, а также относительно замкнутый образ жизни некоторых этнических общин. С мигрантами, и особенно с кавказцами, связан также и рост преступности. Кроме того, негативное восприятие мигрантов обусловлено ухудшением социальной обстановки, санитарно-эпидемиологических условий, дестабилизацией рынков труда, жилья и другими факторами [7].
В-шестых, определенные просчеты и недостатки национальной политики России и СССР, во многом, определили проблемы во взаимоотношениях между различными этносами и народами, проживающими на территории бывшего СССР, в том числе и проблемы нетерпимости, роста ксенофобии, экстремистских настроений. Так, несмотря на официально провозглашаемые в СССР принципы дружбы народов, интернационализма, движения к неким абсолютным социальным и духовным идеалам, ксенофобские тенденции присутствовали как на государственном, так и на бытовом уровне. Одной из наиболее распространенных в СССР фобий была религиозная фобия, принявшая форму государственного атеизма: верующий рассматривался как чужой и наделялся негативными чертами. Антисемитизм на государственном уровне камуфлировался борьбой против национализма, космополитизма, сионизма. На словах провозглашалась недопустимость принудительного
ассимиляторства. На практике же проводилась линия на принудительную ассимиляцию малых народностей и ликвидацию организаций, занимавшихся национальными делами. Так, в середине 30-х гг. было ликвидировано 250 национальных районов, в том числе Немецкий национальный район на Алтае, 5300 национальных сельских советов. В докладе Сталина о проекте Конституции утверждалось, что в стране существует 60 этносоциальных общностей, хотя во время Всесоюзной переписи 1926 г. были учтены 194 этноса. В 40-х гг. были ликвидированы автономии немцев Поволжья, калмыков, крымских татар, балкарцев, ингушей, чеченцев-акинцев и других народов, а сами они принудительно выселены с этнических территорий с лишением гражданских прав. Политика гласности в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. привела к тому, что старые обиды и неравенство в экономическом развитии большинства регионов послужили основой для развития национализма, а затем и общественно-политических движений за отделение от СССР. Таким образом, определенные просчеты и недостатки в национальной политике СССР явились основой для развития ксенофобских и этнофобских настроений как на территории России, так и в республиках бывшего СССР [8].
В-седьмых, социально-экономическое, культурное и политическое развитие страны зависит от успешного формирования толерантной среды, культуры переговоров, продуктивной конкуренции между финансово-промышленными группами, взаимодействия различных политических партий, противоположных идеологий, систем ценностей. Таким образом, развитие политической, экономической, социальной, духовной сфер во многом зависит от формирования толерантного, т.е. терпимого отношения друг к другу представителей различных социальных, религиозных, этнических групп.
В-восьмых, необходимо формирование законодательной базы, регулирующей вопросы, связанные с проявлениями национальной, религиозной нетерпимости, насилия, обеспечивающей правовые гарантии формирования толерантного сознания россиян. Включение России в международное правовое пространство предполагает участие в разработке основных международных правовых документов, формирующих правовые основы толерантности, противодействия экстремизму, фашизму, терроризму, дискриминации, их ратификацию и реализацию. К международным правовым документам, регулирующим вопросы прав человека, можно отнести: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцию о правах ребенка, Конвен-
цию 1951 г. о статусе беженцев и протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека, Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене, Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования. Базовым правовым документом, в котором сформулированы основные принципы толерантности, является Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. В этом документе дается определение толерантности, формулируются основные принципы толерантности, рассматриваются вопросы, связанные с реализацией этих принципов на разных уровнях общественной жизни. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии, это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Однако проявления толерантности вовсе не означают терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признавать такое же право за другими [9]. 2001-2010 гг. были объявлены ООН Международным Десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
В РФ существует правовая база в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы против фашизма и дискриминации. В частности, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», законами о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о политических партиях, о выборах депутатов Государственной думы, Кодексом об административных правонарушениях и другими законодательными актами. Однако необхо-
димо вносить поправки в законодательство, поскольку многие законы по вопросам межконфессионального и межнационального взаимодействия не предусматривают пунктов, касающихся ответственности за различные формы нетерпимости. Антиэкстре-мистское законодательство РФ до сих пор остается несовершенным, хотя ведется активная работа по его улучшению. 2007 г. был отмечен несколькими законодательными инициативами, направленными на противодействие экстремизму. Здесь в первую очередь следует назвать законопроект, внесенный в феврале 2007 г. группой депутатов от «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. Он содержал длинный список изменений в комплекс антиэкстре-мистских законов, направленных главным образом на серьезное (в полтора-два раза) ужесточение наказания за экстремистские преступления и расширение списка этих преступлений (в частности, мотив ненависти, причем не только этнической и религиозной, а также социальной, политической и идеологической, предлагалось внести в ст. 212 - «Организация и участие в массовых беспорядках», что немедленно ставило под угрозу уголовного преследования любого участника акций политической оппозиции). Однако после того как законопроект был принят в первом чтении 16 мая 2007 г., он не просто подвергся существенной доработке, а был изменен радикально. Ко второму чтению в конце июня вышел фактически новый документ, в котором не только было убрано большинство неразумных и необоснованно репрессивных предложений, но и существенно улучшено само определение экстремистской деятельности. Именно этот, существенно улучшенный, хотя тоже не лишенный серьезных недостатков вариант и превратился в августе 2007 г. в новый закон. 10 мая 2007 г. вступили в силу поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (законопроект, инициированный правительством России весной
2006 г.). Они ввели в ст. 214 УК («Вандализм») мотив ненависти как квалифицирующий признак (срок наказания - до 3 лет лишения свободы), ужесточили наказание за кладбищенский вандализм (ст. 244, срок наказания теперь - до 5 лет лишения свободы) и дополнили состав ст. 20.3 КоАП, помимо публичной демонстрации нацистской символики, ее изготовлением и сбытом. Другая законодательная инициатива касалась введения запрета на упоминание этничности в криминальной хронике. Этот законопроект получил значительное количество негативных заключений. Еще один законопроект, внесенный в Государственную думу в конце апреля 2007 г. Президентом, предусматривает прямое возложение на Росрегистрацию обязанностей вести Реестр экстремистских материалов и организаций и выносить предупреждения последним за соответствующую деятельность. К концу 2007 г. законопроект прошел лишь первое чтение [5]. В июле
2007 г. был принят закон, ограничивающий членство в Общественной палате по признаку экстремизма. Этот закон предусматривает запрет на выдвижение кандидатов в Палату организациями, признанными экстремистскими, и организациями, имеющими неснятые предупреждения за экстремистскую деятельность [5].
Государство берет на себя обязательства по обеспечению равного доступа к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства, регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации мигрантов и представителей национальных меньшинств. СМИ должны предоставлять адекватную информацию, отражающую интересы различных групп российского общества. Ключевую роль в борьбе с дискриминацией правозащитники отводят таким организациям, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы.
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», рассчитанная на 2001-2005 гг, была призвана обеспечить реализацию проекта по формированию установок толерантности в российском обществе. Задачи документа - разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней системы образования. Начиная с 2004 г. федеральные власти частично отстранились от разработки и реализации этнической политики, перенеся часть ответственности на региональные власти. Так, в 2004 г. была ликвидирована должность министра без портфеля, ответственного за вопросы национальной политики и координирующего деятельность федеральных органов, была прекращена реализация Федеральной целевой программы толерантности. На сегодняшний день можно говорить об относительно эффективной реализации региональных программ толерантности в некоторых субъектах РФ. В частности, «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы» (кратко - «Толерантность») была принята правительством Санкт-Петербурга 11 июля 2006 г. (постановление правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006, №848). Программа предусматривает организацию ряда мероприятий по укреплению толерантности в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными, межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, воспитание
культуры мира, профилактику экстремизма. При разработке этой программы учитывался опыт реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Основной целью программы является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. Реализация этой программы рассчитана на два этапа. Задачами первого этапа (2006 г.) явились: 1. Разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитание культуры мира, формирование толерантного сознания и поведения. 2. Обобщение и развитие имеющегося конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира.
3. Мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии.
4. Широкое информирование жителей о целях, задачах и содержании программы через СМИ. 5. Привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций. 6. Проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
Задачами второго этапа (2007-2010 гг.) являются:
1. Реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтничекими, межкультурными, межконфесси-ональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге.
2. Создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы. 3. Реализация накопленного опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира.
4. Внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения во всех сферах жизни общества.
5. Мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии.
6. Обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.
Достижение целей и задач программы обеспечивается выполнением следующих мероприятий: 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования и воспитания. 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга через СМИ. 4. Содействие национально-культурному
взаимодействию в Петербурге. 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге. 6. Совершенствование механизмов законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений. 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности;
8. организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации программы [10].
В Москве были разработаны специальные программы толерантности: «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира» (2002-2004 гг.); «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)» от 09.08.2005 №602 ПП; городская целевая программа «Столица многонациональной России» на 2008-2010 гг. от 04.12.2007 №1050-ПП. Частично вопросы миграционной политики рассматриваются в рамках Московской городской целевой миграционной программы 2008-2010 гг. от 21.08.2007 №711-ПП [11]. В Москве созданы и активно действуют в этом направлении Центр межнационального образования «Этносфера» и Издательский дом «Этносфера», с 1996 г. выходит информационно-аналитический и просветительский журнал «Этносфера», выпускаются тематические сборники, альманах «Этнодиалоги», информационноаналитический бюллетень, в 2003 г. начата серия книг «Практикум межнационального общения». В Самарской области действует аналогичная программа толерантности «Разные, но не чужие, мир через культуру», рассчитанная на 2004-2008 гг. Подобные программы реализуются во многих других регионах России. Они достаточно разнородны: наряду с хорошо продуманными программами, обеспеченными достаточным финансированием из регионального бюджета, имеются программы, принятые из коньюктурных соображений и носящие декларативный характер. Все это отнюдь не частные или общественные инициативы, а мероприятия, на которые расходуются значительные средства налогоплательщиков; в связи с этим программы должны занимать более-менее выверенные позиции и достигать определенного качественного уровня.
В комплексных программах национальной политики, как правило, выделяется блок мероприятий по формированию установок толерантности. В некоторых регионах России распространена практика включения блока мероприятий по формированию установок толерантности в специальные программы воспитания молодежи, образования. Одной из лучших программ является «Программа развития политической и правовой культуры населения (2002-2006 гг.)» Перми, ориентированная на формирование толерантности не только в сфере межнациональных отношений, но и в сфере политики. Практика включения мероприятий
по формированию установок толерантности в программы воспитания детей и молодежи распространена в Якутии [3].
Формирование толерантного сознания и поведения предполагает проведение следующих мероприятий: формирование культуры толерантности через систему образования и воспитания; использование средств массовой информации, новых информационных технологий для создания атмосферы терпимости в области межэтнических, межконфессиональных отношений; поддержка национальных СМИ; развитие и поддержка национального образования; создание правовой базы, регулирующей вопросы, касающиеся противостояния фашизму и экстремизму в российском обществе; создание центров межнационального общения; проведение национальных праздников, фестивалей, дней национальной культуры; создание условий для гармоничного взаимодействия и диалога между представителями различных народов, религиозных конфессий; создание экономических, социальных условий, способствующих более эффективной адаптации мигрантов к новым условиям и др.
Таким образом, проведение политики, направленной на формирование установок толерантности в обществе включает: 1. Разработку и реализацию нормативно-правовых документов, законодательную регламентацию программ толерантности, комплексных программ национальной политики либо специальных программ образования, воспитания молодежи, формирования правовой культуры населения, включающих в себя блоки мероприятий по формированию толерантного сознания и поведения. 2. Разработку, принятие и реализацию региональных целевых программ толерантности, комплексных программ национальной политики, в которых выделены блоки мероприятий по формированию установок толерантности, либо специальных программ образования, воспитания молодежи, формирования правовой культуры населения, в рамках которых разработана группа мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания и поведения. 3. Наличие соответствующих ведомств в органах исполнительной власти региона, осуществляющих мониторинг ситуации, разработку и реализацию региональной национальной политики, политики по формированию установок толерантности в области межконфессиональных отношений. 4. Обеспечение достаточного финансирования соответствующих программ либо мероприятий, направленных на формирование культуры толерантности в обществе.
5. Создание через средства массовой информации атмосферы терпимости в области межконфессиональных и межнациональных отношений в регионах РФ.
6. Информирование населения о проблемах в области национальных и межконфессиональных отношений, а также об основных мероприятиях по формированию культуры толерантности в обществе. 7. Прове-
дение различного рода конференций, симпозиумов по вопросам формирования культуры толерантности на региональном, общероссийском и международном уровнях, в ходе которых анализировались бы основные проблемы и вырабатывались конкретные практические рекомендации по их решению. 8. Знакомство с особенностями культуры, традиций различных этносов, религиозных конфессий с целью создания условий для достижения более глубокого понимания и диалога между представителями различных
национальностей, религиозных групп, обеспечения единства в многообразии. 9. Создание условий для ликвидации различных форм дискриминации для представителей определенных этносов, религиозных конфессий, гендерных групп, в том числе в экономической, социальной, политической сферах общества.
10. Создание условий для контроля за соблюдением законодательных актов, регулирующих вопросы противодействия экстремизму, фашизму, нетерпимости, дискриминации.
Библиографический список
1. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социологические исследования. - 2003.
- №8.
2. Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер; пер. с англ. И. Мюрнберг. - М., 2000.
3. Толерантность против ксенофобий. Международный и российский опыт противодействия этнической интолерант-ности / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. - М., 2005.
4. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (принят Государственной Думой 27 июня 2002 г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.); О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму : Федеральный закон от 24 июня 2007 г. №211-ФЗ (принят Государственной Думой 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации
11 июля 2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zac/114-fz.shtm
5. Кожевникова, Г. Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2007 г. / Г. Кожевникова // Ксено-
фобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2007 г.
- М., 2008.
6. Раскин, Д.И. Русский национализм и проблематика культурно-цивилизационной идентичности / Д.И. Раскин // Политические исследования. - 2007. - №6.
7. Мукомель, В.И. Грани интолерантности (мигранто-фобии, этнофобии) / В.И. Мукомель // Социологические исследования. - 2005. - №2.
8. Золотов, В.И. Основы социологии / В.И. Золотов.
- Барнаул, 2005.
9. Декларация принципов толерантности [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://tolerance.ru/p-news.shtml
10. Программа гармонизации межэтнических и меж-культурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_foreign/toler
11. Городская целевая программа «Столица многонациональной России» на 2008-2010 гг. от 04.12.2007 №1050
- ПП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vnv. mpress.ru/gorprog.aspx