ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ЧАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Марина Геннадьевна Чельцова
Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26, кандидат педагогических наук, доцент кафедры трудового и земельного права, тел. (383)346-58-52, e-mail: marn99@mail.ru
Определяется понятие «толерантность» как составная часть социального законодательства, раскрываются правовые принципы и механизмы, создающие основу социального утверждения толерантности в поле законодательства России.
Ключевые слова: право, социальное право, социальное законодательство,
толерантность, социальная философия.
LEGAL ASPECTS OF TOLERANCE AS A PART OF SOCIAL LEGISLATION IN CURRENT RUSSIA
Marina G. Cheltsova
Siberian University of Consumer Cooperatives, 630087, Russia, Novosibirsk, Karl Marx Prospect, 26, a candidate in Pedagogics, an associate professor of the department of labor and land rights, tel. (383)346-58-52, e-mail: marn99@mail.ru
The concept of “tolerance” as a component of social legislation is presented. Legal principles and mechanisms providing the basis for the social statement of tolerance in Russian legislation are determined.
Key words: law, social law, social legislation, tolerance, social philosophy.
Социальная обстановка в современном российском обществе, а особенно в молодежной среде, характеризуется напряженностью в социально-экономической, политической, этнической и
межконфессиональных сферах.
Данное положение обусловлено усложнившейся социальной ситуацией, продолжающимся расслоением по экономическим признакам, практически бесконтрольному наплыву мигрантов, клерикализацией общества и отсутствием внятной политики в области обеспечения прав различных категорий граждан. Это касается в том числе и толерантности, как неотъемлемой части образования (социальная сфера) и, как следствие, социального законодательства. [7].
Становление и эффективное функционирование сферы социального законодательства, а контексте её и гражданских институтов видится прежде всего в условиях усовершенствования правовой базы, а также развития и поддержки гражданской инициативы в рамках функционирования органов местного самоуправления, вузов и негосударственных институтов. По нашему мнению, только непосредственное участие вышеназванных структур в распространении толерантных установок и образцов "миролюбивого"
сознания и поведения позволит улучшить положение с толерантностью в современном обществе. [8; 4].
Фактическое наличие интолерантности сегодня способствует возникновению очагов социальной напряженности, проявлений экстремизма (в том числе религиозно окрашенного), велико-державного шовинизма, вспышек русофобии и т. д. Наличие подобных признаков интолерантности говорит о серьезных проблемах, а противодействие им возможно только при осуществлении системы мер, направленных на формирование толерантности. Так же одновременно необходимо проводить правовую поддержку толерантности в современном российском обществе. [2; 7].
Толерантность, в её непосредственном проявлении чаще всего воспринимается как соблюдение прав человека. Права человека, потенциально принадлежащие ему по праву рождения (права на жизнь и свободу) в данном качестве, соотносятся с наличием естественного состояния открытости бытию - естественной актуальной толерантностью. Дальнейшее индивидуальное развитие происходит в условиях реального стремления максимально реализовывать права человека и относительного замыкания, т.е. отхода от естественной толерантности, нуждающейся отныне в сознательном возврате к ней. Права личности, порождающиеся становлением самой личности в ее стремлении самореализовываться, актуализируют необходимость толерантного бытия как основания здорового самоутверждения в мире и освоения его. Требование социального признания прав личности приводит к "завоеванию", приобретению прав гражданина, к возникновению взаимонеобходимости, взаимообусловленности создания правового пространства и формирования культуры толерантности. [3; 8].
В целом, понятие «толерантность» для науки и социальной системы в целом, является довольно новым понятием. Оно формируется в середине ХХ века, как развернутое понимание сущности понятий милосердии, терпимость и подобных для социальной сферы. Развитие понятия и его широкое применение связывают с развитием глобальных отношений и все большей прозрачностью границ во всем мире. Одновременно в мире формируется понимание необходимости принятия другого человека, культуры как данности, поскольку другого пути мирного сосуществания в современном мире просто нет. В России и в системе языковых символов, и в научной сфере чёткого и однозначного толкования это понятие не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Безусловно, что сегодня толерантность становится необходимым условием оформления гражданского общества, конструктивного разрешения противоречий, а правовое признание свобод и равенства - равноценности человека и гражданина порождает социальную возможность воспитания изначальных основ толерантного поведения и формирования установок и ценностей толерантного сознания. [1, с. 12-16; 6; 10].
Мы можем сказать, что толерантные основы бытия человека в обществе становятся обязательным условием и его успешного развития, и общества в целом.
Правовые принципы, создающие основу социального утверждения толерантности (в том числе и для России), содержатся в различных правовых источниках, таких как:
- декларации, имеющие межгосударственное, общемировое значение (Всеобщая декларация прав человека, Декларация принципов толерантности, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма; Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках) и т.п.;
- конвенции и пакты, являющиеся основополагающими документами в создании законодательных основ на уровне государства и международном контроле над их исполнением (Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания) и т.п.;
- законодательные акты, утверждающие принципы правового государства и толерантности (Конституция РФ);
- разработка конкретных программ, содержащих способы и механизмы создания гражданского общества и актуализации толерантного бытия (Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", Концепция структуры и содержания правового образования в конкретном образовательном учреждении или общественной организации). [2; 3; 5].
Указанные документов говорят о том, что, у нас имеется достаточно богатая правовая база, особенно в международных документах, для освоения правовых границ толерантности. Современное российское общество и государство находятся на пути разработки эффективных механизмов реализации правовых основ толерантного бытия. Формирование понимания того, что есть толерантное сознание, и осознания ее необходимости, предполагает обязательное присутствие переживания толерантности как ценности. Наличие признания прав и свобод, правового уважения человеческого достоинства каждого, ведет к переживанию реальной ценности самоидентификации. Здесь толерантность есть признание ценности другого, а так же понимание своей значимости для другого в его индивидуальном бытии. Все это, в свою очередь, будет играть на
осуществление осознанного толерантного поведения и развитие основ гражданского общества. [6].
Становление и эффективное функционирование гражданских институтов видится, прежде всего на пути усовершенствования правовой базы, а также развития и поддержки гражданской инициативы в рамках функционирования органов местного самоуправления, вузов и негосударственных институтов, в непосредственном участии вышеназванных структур в распространении толерантных установок и образцов "миролюбивого" сознания и поведения.
Мы можем выделить несколько ступеней в процессе разработки и правоприменения имеющихся стандартов по толерантности в области права. Их условно возможно разделить на три основные группы:
- рассмотрение докладов государств о выполнении ими обязательств, а также претензий по поводу нарушения обязательств в данной области;
- рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или организаций на нарушения их прав со стороны государств;
- расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека. [4; 9].
Постепенное разработка правовой базы именно по толерантности будет формировать условия для воспитания толерантного сознания. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах. [5].
Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданственности и общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям. [2].
У толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются:
- Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
- Расизм - отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.
- Ксенофобия - боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.
- Этноцентризм - отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.
- Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). [4; 5].
Наиболее тяжёлым, по последствиям, является именно экстремизм. Экстремистской деятельностью, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» признаются:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём
предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. [11].
Для преодоления проблем и недостатков толерантности, связанных с недостаточностью её развитости в российском обществе (в воспитательнообразовательном плане) и обеспечения (в законодательном, правовом плане) дальнейшего успешного развития необходимо, по нашему мнению, предпринять ряд мер. Они должны быть направлены на улучшение положения в образовательной сфере, сфере миграционной политики, на снижение уровня агрессивности в обществе, на регуляцию деятельности средств массовой информации, на поддержку и объективизацию правовой базы. К данным мерам могут быть отнесены:
1. разработка обоснованной концепции дальнейшего развития федеративных отношений, направленной на:
- создание реальных условий для активного участия субъектов в законотворческой деятельности на федеральном уровне, а также законодательное регулирование договорного процесса разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ;
- создание необходимой правовой базы для эффективного функционирования органов местного самоуправления как базового элемента гражданского общества;
- снижение разрыва в правовом и социально-экономическом положении регионов России.
2. Законотворческое совершенствование понятийного аппарата на уровне уголовно-правовых норм с целью повышения эффективности раскрытия и дальнейшего судебного расследования по фактам, предусмотренным уголовно наказуемым составом ст.ст. 136, 148, 282 УК РФ.
3. Разработка концепции механизма превентивного разрешения конфликтов на национальной или религиозной почве и создание правовой базы для функционирования гражданских институтов (органов местного самоуправления, негосударственных организаций, СМИ и т.п.) в процессе общенационального примирения, в том числе при переговорном процессе в условиях происходящего конфликта.
4. Введение комплекса правовых норм, закрепляющих принципы и повседневную практику толерантности не только на уровне базовых государственных нормативных актов, но и на уровне специализированных законов в области социальной политики: образование, институт семьи и защита прав детей, защита прав беженцев и вынужденных переселенцев. [4; 7; 9].
Указанные нормы необходимо закреплять как на уровне федерального законодательства, так и на уровне субъектов федераций. Мы считаем, что именно на уровне подзаконных актов субъектов федераций возможно детальное усовершенствование как механизмов правоприменения, так и детальное раскрытие их сущности. Это позволит в полной мере обосновать и ввести в практику правоприменения аппарат толерантности.
Сегодня «правовое поле толерантности» хоть и не достаточно развито, но уже включает в себя как регулятивную и охранительную функции по отношению к обществу, так и выполняет определенную задачу по распространению идей толерантного поведения. А подобные тенденции, которые являются условием выживания в современном сложном и противоречивом мире, нужно поддерживать и развивать. Другой путь представляется нам как путь взаимоуничтожения и разрушения мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства// Внешкольник. -2002. №6. С.12-16
2. Заруднева Н.И. Политико-правовое обеспечение этнической толерантности российских средств массовой информации. Автореф. дисс.насоиск.уч.ст. канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2007. -23 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1275992
3. Ильинская С. Г. Толерантность как категория политической теории. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата политических наук (23.00.02). - М., 2006. - С. 15.
4. Кавтарадзе С.Д. Политика толерантности: правовые аспекты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-politika.php?PrPage=VT
5. Никифорова Л.В. Толерантность и компетентность. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec-deiavu.ru/t-2/Tolerance.html Дата обращения 29.01.2014
6. Освоение и реализация прав ребенка в гуманистическом образовании.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-
section=19.htm
7. Смирнов Л.В. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность
содержания и логики построения понятия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec-deiavu.ru/t-2/Tol єш^ on.html
8. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.
9. Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху
глобализации [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.magister.msk.ru/library/philos/shalalb 1.htm Дата обращения: 28.01.2014
10. Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции современной молодежи в вузе: Монография/ М.В. Чельцов. Новосибирск: НГПУ, 2012. - 182с.
11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О
противодействии экстремистской деятельности". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-
dok.html
© М. Г. Чельцова, 2014