Научная статья на тему 'Правовые аспекты толерантности как части социального законодательства в условиях современной России'

Правовые аспекты толерантности как части социального законодательства в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2020
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО / СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / LAW / SOCIAL LAW / SOCIAL LEGISLATION / TOLERANCE / SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чельцова Марина Геннадьевна

Определяется понятие «толерантность» как составная часть социального законодательства, раскрываются правовые принципы и механизмы, создающие основу социального утверждения толерантности в поле законодательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF TOLERANCE AS A PART OF SOCIAL LEGISLATION IN CURRENT RUSSIA

The concept of “tolerance” as a component of social legislation is presented. Legal principles and mechanisms providing the basis for the social statement of tolerance in Russian legislation are determined.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты толерантности как части социального законодательства в условиях современной России»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ЧАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Марина Геннадьевна Чельцова

Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26, кандидат педагогических наук, доцент кафедры трудового и земельного права, тел. (383)346-58-52, e-mail: marn99@mail.ru

Определяется понятие «толерантность» как составная часть социального законодательства, раскрываются правовые принципы и механизмы, создающие основу социального утверждения толерантности в поле законодательства России.

Ключевые слова: право, социальное право, социальное законодательство,

толерантность, социальная философия.

LEGAL ASPECTS OF TOLERANCE AS A PART OF SOCIAL LEGISLATION IN CURRENT RUSSIA

Marina G. Cheltsova

Siberian University of Consumer Cooperatives, 630087, Russia, Novosibirsk, Karl Marx Prospect, 26, a candidate in Pedagogics, an associate professor of the department of labor and land rights, tel. (383)346-58-52, e-mail: marn99@mail.ru

The concept of “tolerance” as a component of social legislation is presented. Legal principles and mechanisms providing the basis for the social statement of tolerance in Russian legislation are determined.

Key words: law, social law, social legislation, tolerance, social philosophy.

Социальная обстановка в современном российском обществе, а особенно в молодежной среде, характеризуется напряженностью в социально-экономической, политической, этнической и

межконфессиональных сферах.

Данное положение обусловлено усложнившейся социальной ситуацией, продолжающимся расслоением по экономическим признакам, практически бесконтрольному наплыву мигрантов, клерикализацией общества и отсутствием внятной политики в области обеспечения прав различных категорий граждан. Это касается в том числе и толерантности, как неотъемлемой части образования (социальная сфера) и, как следствие, социального законодательства. [7].

Становление и эффективное функционирование сферы социального законодательства, а контексте её и гражданских институтов видится прежде всего в условиях усовершенствования правовой базы, а также развития и поддержки гражданской инициативы в рамках функционирования органов местного самоуправления, вузов и негосударственных институтов. По нашему мнению, только непосредственное участие вышеназванных структур в распространении толерантных установок и образцов "миролюбивого"

сознания и поведения позволит улучшить положение с толерантностью в современном обществе. [8; 4].

Фактическое наличие интолерантности сегодня способствует возникновению очагов социальной напряженности, проявлений экстремизма (в том числе религиозно окрашенного), велико-державного шовинизма, вспышек русофобии и т. д. Наличие подобных признаков интолерантности говорит о серьезных проблемах, а противодействие им возможно только при осуществлении системы мер, направленных на формирование толерантности. Так же одновременно необходимо проводить правовую поддержку толерантности в современном российском обществе. [2; 7].

Толерантность, в её непосредственном проявлении чаще всего воспринимается как соблюдение прав человека. Права человека, потенциально принадлежащие ему по праву рождения (права на жизнь и свободу) в данном качестве, соотносятся с наличием естественного состояния открытости бытию - естественной актуальной толерантностью. Дальнейшее индивидуальное развитие происходит в условиях реального стремления максимально реализовывать права человека и относительного замыкания, т.е. отхода от естественной толерантности, нуждающейся отныне в сознательном возврате к ней. Права личности, порождающиеся становлением самой личности в ее стремлении самореализовываться, актуализируют необходимость толерантного бытия как основания здорового самоутверждения в мире и освоения его. Требование социального признания прав личности приводит к "завоеванию", приобретению прав гражданина, к возникновению взаимонеобходимости, взаимообусловленности создания правового пространства и формирования культуры толерантности. [3; 8].

В целом, понятие «толерантность» для науки и социальной системы в целом, является довольно новым понятием. Оно формируется в середине ХХ века, как развернутое понимание сущности понятий милосердии, терпимость и подобных для социальной сферы. Развитие понятия и его широкое применение связывают с развитием глобальных отношений и все большей прозрачностью границ во всем мире. Одновременно в мире формируется понимание необходимости принятия другого человека, культуры как данности, поскольку другого пути мирного сосуществания в современном мире просто нет. В России и в системе языковых символов, и в научной сфере чёткого и однозначного толкования это понятие не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Безусловно, что сегодня толерантность становится необходимым условием оформления гражданского общества, конструктивного разрешения противоречий, а правовое признание свобод и равенства - равноценности человека и гражданина порождает социальную возможность воспитания изначальных основ толерантного поведения и формирования установок и ценностей толерантного сознания. [1, с. 12-16; 6; 10].

Мы можем сказать, что толерантные основы бытия человека в обществе становятся обязательным условием и его успешного развития, и общества в целом.

Правовые принципы, создающие основу социального утверждения толерантности (в том числе и для России), содержатся в различных правовых источниках, таких как:

- декларации, имеющие межгосударственное, общемировое значение (Всеобщая декларация прав человека, Декларация принципов толерантности, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма; Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках) и т.п.;

- конвенции и пакты, являющиеся основополагающими документами в создании законодательных основ на уровне государства и международном контроле над их исполнением (Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания) и т.п.;

- законодательные акты, утверждающие принципы правового государства и толерантности (Конституция РФ);

- разработка конкретных программ, содержащих способы и механизмы создания гражданского общества и актуализации толерантного бытия (Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", Концепция структуры и содержания правового образования в конкретном образовательном учреждении или общественной организации). [2; 3; 5].

Указанные документов говорят о том, что, у нас имеется достаточно богатая правовая база, особенно в международных документах, для освоения правовых границ толерантности. Современное российское общество и государство находятся на пути разработки эффективных механизмов реализации правовых основ толерантного бытия. Формирование понимания того, что есть толерантное сознание, и осознания ее необходимости, предполагает обязательное присутствие переживания толерантности как ценности. Наличие признания прав и свобод, правового уважения человеческого достоинства каждого, ведет к переживанию реальной ценности самоидентификации. Здесь толерантность есть признание ценности другого, а так же понимание своей значимости для другого в его индивидуальном бытии. Все это, в свою очередь, будет играть на

осуществление осознанного толерантного поведения и развитие основ гражданского общества. [6].

Становление и эффективное функционирование гражданских институтов видится, прежде всего на пути усовершенствования правовой базы, а также развития и поддержки гражданской инициативы в рамках функционирования органов местного самоуправления, вузов и негосударственных институтов, в непосредственном участии вышеназванных структур в распространении толерантных установок и образцов "миролюбивого" сознания и поведения.

Мы можем выделить несколько ступеней в процессе разработки и правоприменения имеющихся стандартов по толерантности в области права. Их условно возможно разделить на три основные группы:

- рассмотрение докладов государств о выполнении ими обязательств, а также претензий по поводу нарушения обязательств в данной области;

- рассмотрение жалоб отдельных лиц, групп или организаций на нарушения их прав со стороны государств;

- расследование ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека. [4; 9].

Постепенное разработка правовой базы именно по толерантности будет формировать условия для воспитания толерантного сознания. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах. [5].

Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданственности и общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям. [2].

У толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются:

- Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

- Расизм - отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.

- Ксенофобия - боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.

- Этноцентризм - отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.

- Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). [4; 5].

Наиболее тяжёлым, по последствиям, является именно экстремизм. Экстремистской деятельностью, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» признаются:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём

предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. [11].

Для преодоления проблем и недостатков толерантности, связанных с недостаточностью её развитости в российском обществе (в воспитательнообразовательном плане) и обеспечения (в законодательном, правовом плане) дальнейшего успешного развития необходимо, по нашему мнению, предпринять ряд мер. Они должны быть направлены на улучшение положения в образовательной сфере, сфере миграционной политики, на снижение уровня агрессивности в обществе, на регуляцию деятельности средств массовой информации, на поддержку и объективизацию правовой базы. К данным мерам могут быть отнесены:

1. разработка обоснованной концепции дальнейшего развития федеративных отношений, направленной на:

- создание реальных условий для активного участия субъектов в законотворческой деятельности на федеральном уровне, а также законодательное регулирование договорного процесса разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ;

- создание необходимой правовой базы для эффективного функционирования органов местного самоуправления как базового элемента гражданского общества;

- снижение разрыва в правовом и социально-экономическом положении регионов России.

2. Законотворческое совершенствование понятийного аппарата на уровне уголовно-правовых норм с целью повышения эффективности раскрытия и дальнейшего судебного расследования по фактам, предусмотренным уголовно наказуемым составом ст.ст. 136, 148, 282 УК РФ.

3. Разработка концепции механизма превентивного разрешения конфликтов на национальной или религиозной почве и создание правовой базы для функционирования гражданских институтов (органов местного самоуправления, негосударственных организаций, СМИ и т.п.) в процессе общенационального примирения, в том числе при переговорном процессе в условиях происходящего конфликта.

4. Введение комплекса правовых норм, закрепляющих принципы и повседневную практику толерантности не только на уровне базовых государственных нормативных актов, но и на уровне специализированных законов в области социальной политики: образование, институт семьи и защита прав детей, защита прав беженцев и вынужденных переселенцев. [4; 7; 9].

Указанные нормы необходимо закреплять как на уровне федерального законодательства, так и на уровне субъектов федераций. Мы считаем, что именно на уровне подзаконных актов субъектов федераций возможно детальное усовершенствование как механизмов правоприменения, так и детальное раскрытие их сущности. Это позволит в полной мере обосновать и ввести в практику правоприменения аппарат толерантности.

Сегодня «правовое поле толерантности» хоть и не достаточно развито, но уже включает в себя как регулятивную и охранительную функции по отношению к обществу, так и выполняет определенную задачу по распространению идей толерантного поведения. А подобные тенденции, которые являются условием выживания в современном сложном и противоречивом мире, нужно поддерживать и развивать. Другой путь представляется нам как путь взаимоуничтожения и разрушения мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства// Внешкольник. -2002. №6. С.12-16

2. Заруднева Н.И. Политико-правовое обеспечение этнической толерантности российских средств массовой информации. Автореф. дисс.насоиск.уч.ст. канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2007. -23 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1275992

3. Ильинская С. Г. Толерантность как категория политической теории. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата политических наук (23.00.02). - М., 2006. - С. 15.

4. Кавтарадзе С.Д. Политика толерантности: правовые аспекты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-politika.php?PrPage=VT

5. Никифорова Л.В. Толерантность и компетентность. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec-deiavu.ru/t-2/Tolerance.html Дата обращения 29.01.2014

6. Освоение и реализация прав ребенка в гуманистическом образовании.

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-

section=19.htm

7. Смирнов Л.В. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность

содержания и логики построения понятия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec-deiavu.ru/t-2/Tol єш^ on.html

8. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.

9. Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху

глобализации [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.magister.msk.ru/library/philos/shalalb 1.htm Дата обращения: 28.01.2014

10. Чельцов М.В. Формирование гражданской позиции современной молодежи в вузе: Монография/ М.В. Чельцов. Новосибирск: НГПУ, 2012. - 182с.

11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О

противодействии экстремистской деятельности". [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-

dok.html

© М. Г. Чельцова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.