СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
А.Е. Смирнов,
заместитель начальника кафедры философии и психологии ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат философских наук, доцент
А.А.Кузнецов,
доцент кафедры философии и психологии
ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат исторических наук, доцент
В статье анализируется понятие толерантности и выявляются социокультурные особенности России, диктующие необходимость решения проблемы толерантности в современном обществе.
In this article is analyzed the concept of tolerance and also the social-cultural features of Russia, which dictate the necessity of solving the problem of tolerance in modern society*.
Необходимое условие построения свободного гражданского правового общества в России - это преодоление социальной и межэтнической дезинтеграции. Расколотое на множество социальных и этнических идентичностей, массовое сознание постсоветской России представляет серьезное препятствие на этом пути. Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие представляют собой реальную угрозу для мирной жизни граждан и социальной стабильности в целом. Распространенными проявлениями этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологий. Подобные проявления особенно опасны для России, страны объединившей множество народов различных культур и вероисповеданий. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению прав человека.
*
Smirnov A.E., Kuznetsov A.A. A problem of the toleranse in russian cociety.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
128
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
Много веков и массу усилий человечество потратило на утверждение цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами. Итогом этих усилий стала выработка норм и принципов, которые носят гуманистический характер. Они получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях.
Одним из таких принципов является толерантность (терпимость), которая заключает в себе признание различий и отказ от насилия по отношению к иному.
В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных ор-
ганах власти и в других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере.
В тоже время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Неприемлемым для страны, которая внесла решающий вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
129
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
Вопросы толерантности и терпимого отношения к разным нациям, конфессиям и культурам неоднократно поднимались и рассматривались на самых разных уровнях в том числе и в Государственной думе и Президентом России.
Внимание к подобным вопросам говорит о том, что проблема ксенофобии, национального, расового и религиозного экстремизма в России достаточно существенна и ощутима.
Ксенофобия, национальный, расовый и религиозный экстремизм, выражающиеся в насильственных методах достижения целей, агрессивном поведении, представляет серьёзную опасность для личности, общества и государства в целом. В такой ситуации первоочередная цель органов внутренних дел - эффективная борьба с проявлениями ксенофобии, национального, расового и религиозного экстремизма.
Любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим эко-
номическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин.
Теория и практика толерантности представляет собой актуальную проблематику, круг которой (в самом первом приближении) можно было бы очертить так: Действительно ли нетерпимость присуща природе человека? Можно ли ее преодолеть? Можно ли научиться быть толерантным? Каким образом сотрудники органов внутренних дел
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
130
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
могут бороться с нетерпимостью, не нарушая при этом права человека? Каким образом прививать индивидуальные правила поведения, не прибегая к помощи законодательства и не осуществляя надзор за поведением граждан? Каким образом достичь мирного сосуществования различных наций, культур, взглядов?
В Современном словаре иностранных слов «толерантность» определяется как терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо. (Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2000).
16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов толерантности», в которой особо подчеркивалось «чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющим угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и меж-
дународном уровне и являющимися препятствиями на пути развития».
В содержании этого документа дается определение понятия терпимости, которое раскрывается через четыре компонента:
1. Толератность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, а также свобода мысли, совести и убеждений.
2. Толерантность - не уступка, не снисхождение и не потворство. Толерантность предполагает прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
3. Толерантность есть обязанность способствовать утверждению прав человека, культурного плюрализма, демократии и правопорядка.
4. Толерантность есть проявление терпимости, созвучное уважению прав человека которое, однако, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, нарушению прав другого человека, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий и культур. Она является признаком уверенности в себе и сознания
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
131
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
надежности своих собственных позиций, признаком открытости для всех идейных течений, которые не боятся сравнения с другими точками зрения и не избегает мировоззренческой конкуренции [1].
С проблемой толерантности многие страны, особенно с демократическим общественным
устройством столкнулись достаточно давно. На протяжении длительного времени ведется борьба против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демократического общественного устройства, основанного на равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание фундаментального принципа равенства всех людей, национальная нетерпимость.
Для России необходимость решения проблемы толерантности продиктована рядом следующих обстоятельств:
Первое из этих обстоятельств заключается в том, что ситуация строительства гражданского общества обусловила рост осознания людьми, своего места в мире, прежде всего в системе, этнических,
1(52) 2010
культурных и межконфессиональных отношений. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии (Ксенофобия - от греческого «ксенос» - чужой и фобия, навязчивый страх перед незнакомыми лицами) как реакции на встречу с чужим человеком и культурой, этнофобии, мигрантофобии, кавказофобии, антисемитизма, -приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и связанной с ними нетерпимости. Тем самым в условиях роста, социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости. Указанные формы нетерпимости нередко становятся средством экстремистских движений, разжигающих ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается достаточным, что человек - иной, непохожий, думающий по-другому, смотрящий по-другому, верящий по-другому, любящий иное. В этих условиях формирование социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
132
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
Второе обстоятельство состоит в том, что на государственном уровне социально-экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Так, например, в процессе переговоров любые проявления нетолерантности или даже неготовности к толерантности ведут к провалу. Тем самым анализ влияния роли культуры переговоров как проявлений социальных норм толерантности на экономику в развитых странах позволяет утверждать, что воспитание толерантности в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу, но и как формирование социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.
Третъе обстоятельство касается необходимости вхождения
России в международное правовое пространство противодействия дискриминации, расизму, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости, экстремизма и терроризма, что невозможно без соблюдения Декларации принципов толерантности
ЮНЕСКО и других документов
ООН, направленных на обеспечение прав человека.
В России нетерпимость проявляется в форме радикального национализма, в узурпации власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках изменить состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», в сужении жизненных возможностей для так называемого «нетитульного» населения в ряде российских республик. Регионом с наиболее выраженной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием и убийствами.
Толерантность и либеральнорыночные реформы оказались трудно совместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам. Освобожденная от политического контроля культура и информация не смогли быстро сформировать этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения. Напротив, в масс-медиа распространяются стереотипы насилия и другие формы коммерческого примитива. Средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса зачастую играют деструктивную роль, когда усилиями журналистов распространяются
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
133
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия.
Хотя сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где имеет место притеснение свободы слова и интеллектуальной деятельности. Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивность и межличностную вражду в сфере политики. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни, но это и результат недостатка просвещенности, низких морально-этических стандартов, непонимания того, что демократия имеет свою цену и издержки.
Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его проявления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его экстремистских формах используется в целях политической мобилизации и террористической деятельности. Остается проблема возвращения достойного статуса церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. Более того, все мировые религии и верования, а для России это прежде всего православие и ислам, заключают в себе большой потен-
циал терпимости. В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.
Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним из основных препятствий на пути достижения гражданского согласия, утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в российском обществе [2].
С начала XXI века и по настоящее время проблема толерантности стала ведущей в выполнении Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», в разработках общих вопросов современной философии, находит отражение в законотворческой деятельности
[3].
Толерантность, таким образом, предполагает установление строго регламентированных законом демократических прав и обязанностей человека, его коммуникативную компетентность, свободу взаимодействия, свободу поиска согласия при сохранении различий.
Логика исторического развития привела современное общество к пониманию толерантности как одного из важнейших принципов существования. Государство пришло к пониманию необходимости формирования у граждан толерант-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
134
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
1(52) 2010
ного мышления как условия сохранения не только своей гражданственности, цивилизованности и др., но - в условиях нарастания глобальных проблем - сохранения общества как такового.
Литература
1. Нежметдинова Ф.Т. Толерантность как этическая основа диалога в условиях культурного многообразия общества. / Ф.Т. Нежметдинова //Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгр., Ка-
зань, 17-18 апр. 2007 г. - М.: 2007. С. 131.
2. Материалы Общественной пала-
ты РФ «О толерантности и противодействии нетерпимости и экстремизму в российском обществе»
/http://www.oprf.ru/publications/documents/r esolutions/1572.
3. Культура и коммуникация: Глобальные и локальные изменения / под общ. ред. д-ра филос. наук Ю.В. Петрова. - Томск: изд-во НТЛ, 2004. - С. 33.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БЕГУНОВ
С.М. Струганов,
доцент кафедры физической и пожарно-строевой подготовки ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат педагогических наук
Важнейшей задачей тренировочного процесса является объективизация управления состоянием спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Современная система подготовки спортсменов построена на постоянном росте объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Современный контроль адаптационных реакций и оценка его резервных возможностей позволяет оперативно отслеживать динамику процессов приспособления организма к нагрузке и управлять тренировочным процессом, упреждая состояние перенапряжения и срыва адаптации.
The major task of training process is to object the managements of a condition of the sportsman during training and competitive activity. The modern system of preparation of sportsmen is constructed on constant growth of volume and intensity of training loadings. The modern control of adaptable reactions and an estimation of its reserve opportunities operatively allows to trace dynamics of processes of the adaptation of an organism to loading and to operate training process, anticipate a condition of an overstrain and failure of adaptation*.
Struganov S.M. Modern approaches to planning training process of long distance runners.
*
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
135