Научная статья на тему 'Социально-политические аспекты ненависти и нетерпимости на почве национальной и религиозной принадлежности или вражды в Российской Федерации'

Социально-политические аспекты ненависти и нетерпимости на почве национальной и религиозной принадлежности или вражды в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАВИСТЬ / НЕТЕРПИМОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ВРАЖДА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ВРАЖДА / HATRED / INTOLERANCE / AND ETHNICITY / RELIGIOUS AFFILIATION AND HOSTILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбников А. В.

Рассматривается проблема ненависти и нетерпимости на почве национальной и религиозной принадлежности или вражды в Российской Федерации в социально-политическом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOPOLITICAL ASPECTS OF HATRED AND INTOLERANCE BECAUSE OF A NATIONAL AND RELIGIOUS ACCESSORY OR ENMITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of hatred and intolerance based on ethnic or religious affiliation or hostility in the Russian Federation in the socio-political aspect is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Социально-политические аспекты ненависти и нетерпимости на почве национальной и религиозной принадлежности или вражды в Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕНАВИСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ НА ПОЧВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ИЛИ ВРАЖДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. РЫБНИКОВ,

старший лейтенант полиции, адъюнкт кафедры Прав человека и международного права Московского университета МВД России, магистр в области международных отношений МГИМО МИД России Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Р.А. Каламкарян Рецензент: полковник полиции, начальник кафедры Прав человека и международного права Московского университета МВД России, доцент, кандидат юридических наук Д.Д. Шалягин

Аннотация. Рассматривается проблема ненависти и нетерпимости на почве национальной и религиозной принадлежности или вражды в Российской Федерации в социально-политическом аспекте.

Ключевые слова: ненависть, нетерпимость, национальная принадлежность и вражда, религиозная принадлежность и вражда.

SOCIOPOLITICAL ASPECTS OF HATRED AND INTOLERANCE BECAUSE OF A NATIONAL AND RELIGIOUS ACCESSORY OR ENMITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.V. RYBNIKOV,

senior lieutenant of police, adjunct of the Chair of the Human rights and international law of the Moscow university of the Russian Ministry of Interior, master in international relations

of the MGIMO of the Russian Ministry of Foreign Affairs

Annotation. The problem of hatred and intolerance based on ethnic or religious affiliation or hostility in the Russian Federation in the socio-political aspect is considered in this article.

Keywords: hatred, intolerance, hatred, and ethnicity, religious affiliation and hostility.

Национальная и религиозная ненависть и основанное на ней насилие представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями этого вызова выступают этносепаратистские конфликты, дискриминация, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологий. Ненависть выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития. Она подрывает фундаментальные принципы демократии и приводит к нарушению прав человека. Многовековые усилия по утверждению цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких принципов служит толерантность (терпимость), которая заключает в себе признание различий и отказ от

насилия по отношению к иному. Содержание и границы толерантности различаются в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Терпимость есть приобретаемая и культивируемая личностная установка и коллективная позиция как условие существования сложных обществ; показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов, государственных и политических образований.

Многие страны, особенно с демократическим общественным устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демократического общественного устройства, основанного на равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма и ксенофобии выступает, в первую очередь, борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицание фундаментального принципа равенства всех людей. Во многих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы

противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.

Россия — полиэтническая и мультиконфессиональная страна. Это обусловливает проблемы, которые необходимо решать на основе закона, взвешенно, в духе взаимного сплочения, отказа от воинственного навязывания собственной воли как со стороны большинства, так и со стороны различных меньшинств. В сохранении гражданского мира, процветании государства и населяющих его народов особую роль играет предотвращение расовой и религиозной нетерпимости. Президент РФ неоднократно, совершенно обоснованно выражал свою озабоченность в связи с опасностью подобных форм нетерпимости, подчеркивал, что любые проявления ксенофобии и бытового национализма абсолютно недопустимы1.

Российская Федерация унаследовала от СССР многие неразрешенные проблемы межнациональных отношений, некоторые из которых даже обострились. Взамен пропаганды интернационализма не был предложен продуманный и убедительный проект планомерного воспитания национальной и религиозной толерантности. Дальнейшее равнодушие, а иногда и попустительство со стороны некоторых органов власти (особенно судебной), может привести к очень серьезным последствиям и поставить под вопрос базовые права многих российских граждан, создать угрозу целостности страны2.

Налицо также обострение националистических, в том числе антирусских, проявлений со стороны активистов некоторых этносов, населяющих Россию, на Северном Кавказе и в ряде других регионов страны. Существующие в ряде национальных республик в составе России тенденции приводят к системной латентной дискриминации по отношению к гражданам «нетитульной» национальности. Наметилась тревожная, чреватая долговременными центробежными последствиями тенденция к оттоку русского населения из ряда республик РФ.

Проявление религиозной нетерпимости — продолжение нетерпимости национальной. В настоящее время в России наблюдаются разногласия между представителями различных конфессий и религиозных организаций. Имеются случаи необъективного, избирательного, не соответствующего Конституции РФ отношения властей (особенно на региональном уровне) к различным вероучениям и к практикующим их объединениям граждан.

Обеспечить единство страны можно только воспитанием смолоду у всех граждан уверенности в том, что принадлежность к российскому гражданству с вытекающими отсюда конституционными правами и обязанностями превалирует над любыми другими системами и институтами лояльности, в том числе расовыми и религиозными.

Существование объективных исторических, социально-экономических и политических предпосылок к распространению расистских настроений в российском обществе делает особенно важной роль государства в совершенствовании и строжайшем исполнении законов, препятствующих подобным явлениям.

В условиях продолжающихся политических, экономических и социальных перемен, Российская Федерация в течение нескольких последних лет осуществила ряд позитивных мер по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Эти меры включают разработку межведомственной программы по формированию толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе, конкретные мероприятия и предложения по противодействию экстремистским партиям и движениям, принятие законодательства по усилению защиты коренных малочисленных народов, возрастающую активность Уполномоченного по правам человека в России, а также ратификацию большого количества международных правовых актов по вопросам борьбы с расизмом и нетерпимостью3.

В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством; их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В РФ обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных органах власти и в других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства РФ. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере.

В тоже время, в РФ, прежде всего в крупных городах, имеют место проявления нетерпимости, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этниче-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Официальный Сайг Президента РФ. URL://http://www.krem-lin.ru/.

2 Кожевникова Г.В. Радикальный национализм в России и противодействие ему. М., 2008 г.

3 Ежегодный Доклад Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРИ), 2008 г.

№ 3 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

87

скому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к многочисленным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков людей. Неприемлемо для страны, которая внесла решающий вклад в разгром нацизма во Второй мировой войне, появление неонацистской идеологии и деятельность прона-цистских групп, распространение нацистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют, главным образом, среди молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том числе политики и интеллигенция.

Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались трудносовместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам, личную алчность и нескромность. Освобожденная от политического контроля культура и информация не смогли быстро сформировать этику самоограничения, терпимости и взаимного уважения, уступая штампам насилия и другим формам коммерческого примитива. Деструктивную роль играют СМИ, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие населения РФ и установки на толерантное восприятие различных традиций и ценностей. Государственные информационно-образовательные системы в ряде республик предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей и культуры.

Общество и государство в РФ пока не смогли предложить адекватные ответы на вызовы радикального национализма и экстремизма. Принятый в 2002 г. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» пока действует слабо. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 гг.)» закончилась методическими разработками и не переросла в практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые мероприятия в рамках политики много-культурности и по обеспечению этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки. Но самое главное — это провал правоприменительной практики по части быстрого реагирования и адекватной,

в том числе и судебной, оценки индивидуальных и групповых форм проявлений нетерпимости и насилия.

Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где имеют место притеснения свободы слова и интеллектуальной деятельности. Однако, политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную риторику и межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление демократических процедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль политиков, включая коррупцию и правовые нарушения, отчасти обусловлены наследием прошлого и недостаточным социальным уровнем жизни. Но это и результат недостатка просвещенности, низких морально-этических стандартов, непонимания того, что демократия имеет свою цену и издержки.

Что касается проблемы религиозной нетерпимости, то ее проявления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в некоторых регионах нашей страны религиозный фактор в его крайних формах используется в целях политической мобилизации и террористической деятельности. Вместе с тем, остается проблема возвращения достойного статуса церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия. Более того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего, православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие; возрождению нравственных норм в обществе.

Таким образом, национальная и религиозная ненависть — одно из основных препятствий на пути достижения гражданского согласия, утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по противодействию нетерпимости и утверждению принципов толерантности в российском обществе.

Литература

1. Бабиченко К.Н. Дискриминация и преступления на почве ненависти: квалификация и предупреждение: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

2. Гилинский Я.И. Толерантность в России: возможность и невозможность / Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном мире. СПб., 2004.

3. Науменко ЛИ. Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.