Научная статья на тему 'О некоторых подходах к исследованию родительской толерантности'

О некоторых подходах к исследованию родительской толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / SCIENTIFIC APPROACHES / PARENTAL TOLERANCE / TOLERANT COMMUNICATION / TOLERANT PERSONALITY / STRUCTURE OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

В статье рассмотрен ряд научных подходов к изучению родительской толерантности. Она исследуется как фактор конструктивного семейного общения, как ценность, качество, диспозиция личности. В деятельностном подходе она представлена как особая форма действий и поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO THE STUDY OF PARENTAL TOLERANCE

The article considers a number of scientific approaches to the study of parental tolerance. It is studied as a factor of constructive family communication, as the value, quality, disposition of the individual. In the activity approach it is presented as a special form of actions and deeds.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к исследованию родительской толерантности»

diagnostika. Klassicheskie stimulnie materiali. Moscow: Genesis. 2010. 123 p.

7 Baulina M. E. Materiali po diagnostike I korrektsii trudnostei obuchenia mladshih shkolnikov. Moscow: ARKTI. 2009. 80 p.

8 Kuchma B. P., Platonova A. G. Defitsit vnimania s giperaktivnostiu u detei Rossii: rasprostranennost, faktori riska I profilaktiki. Moscow. 1997. 63 p.

9 Leontiev D. A. Lichnost: Chelovek v mire I mir v cheloveke. Moscow: Press. 2011. 369 p.

10 Prihozan A. M. Pod gnetom shkolnih trebovanii. Shkolnii psiholog. 2009. No. 12, pp. 15-18.

11 Chumakov M. V. Razvitie emotsionalno-volevoi sphere lichnostit. Kurgan : Izd-vo KGU. 2012. 124 p.

УДК 316.6 Р.В. Овчарова

Курганский государственный университет, Курган

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрен ряд научных подходов к изучению родительской толерантности. Она исследуется как фактор конструктивного семейного общения, как ценность, качество, диспозиция личности. В де-ятельностном подходе она представлена как особая форма действий и поступков.

Ключевые слова: научные подходы, родительская толерантность, толерантное общение, толерантная личность, структура толерантности.

R.V. Ovcharova

Kurgan state University, Kurgan

SOME APPROACHES TO THE STUDY OF PARENTAL TOLERANCE

Abstract. The article considers a number of scientific approaches to the study of parental tolerance. It is studied as a factor of constructive family communication, as the value, quality, disposition of the individual. In the activity approach it is presented as a special form of actions and deeds.

Keywords: scientific approaches, parental tolerance, tolerant communication, tolerant personality, structure of tolerance.

Толерантность как фактор конструктивного общения. В отечественной психологии накоплен достаточно большой опыт исследования толерантности как ведущего фактора конструктивного общения [2]. Идея коммуникативной толерантности восходит к концепции В.Н. Мясищева, который само понятие «отношение» трактует как целостную систему связей личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельно взятыми сторонами [7]. Таким образом, отношение является своеобразной

предиспозицией к каким-то объектам, позволяющей раскрыть личность в реальных действиях. Отношение, с точки зрения В.Н. Мясищева, можно охарактеризовать посредством следующих свойств: осознанности индивидуума, опосредо-ванности социальным опытом, эмоциональной наполненностью, избирательностью и направленностью на конкретное поведение [7]. У родителей толерантность выражается в качестве активного отношения, проявляемого к ребенку. Она основана на его уважении, безусловном принятии и непосредственно связана со способностью осознанно подавлять в себе негативные родительские чувства и действия. Толерантные мотивы и установки обусловливают толерантное отношение к ребенку и фасилитирующую воспитательную практику.

Толерантность как личностная ценность и черта личности. Следующая продуктивная идея связана с трактовкой толерантности как личностной ценности [1; 6]. На ценностную составляющую указывают Г.У. Солдатова, А.Г. Фадина, С.Л. Братченко и др. [1].

Личность может рассматриваться как системное образование в нескольких плоскостях: 1) бытийная, характеризующаяся сменой видов деятельности и поведенческих актов; 2) социокультурная, рассматривающая человека в системе общепризнанных социальных норм, ценностей и программ поведения; 3) смысловая, напрямую связанная с личностными ценностями.

Исследуя смысловую сферу личности, Д.А. Леонтьев выделил в ней шесть основных компонентов, среди которых были названы: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт и личностная ценность. Каждый из названных компонентов преимущественно направлен на выполнение определенной смысловой функции [6].

В контексте темы исследования нами используется трактовка понятия «личность», предложенная Б.С. Братусем [4]. В этой трактовке личность рассматривается как динамическая система смыслов, которая может не совпадать с ее характером и темпераментом, представляющими способы реализации этих смыслов.

В этом случае в качестве единицы анализа личности выступают смыслы, включая неосознаваемые, которые образуют личностные ценности. Анализ ценностных ориентаций личности, происходящий на уровне операциональных показателей, происходит в тесной связи с характерологическими чертами, которые объединяются под единым названием «личностные черты», или «диспозиции». В этой связи возможны трактовки толерантности/интолерантности как черты личности родителя через ориентацию на определенные ценности.

В концепции Д.А. Леонтьева обозначены три базовые формы ценностей, а именно: 1) общественные идеалы, которые вырабатыва-

ются общественным сознанием и общие представления о совершенстве в разнообразных формах общественной жизни, присутствующие в нем; 2) непосредственное предметное воплощение данных идеалов в деятельности определенных людей; 3) мотивационные структуры личности, так называемые «модели должного», которые побуждают ее к предметному воплощению в деятельности личности социально признанных ценностных идеалов [6]. Указанные Д.А. Леонтьевым формы, тесным образом взаимосвязаны и способны переходить друг в друга. Таким образом, можно рассматривать толерантность как общественный идеал, как предметное воплощение данного идеала непосредственно в поведении людей, а также как модель должного поведения.

Ценности заключают в себе нечто, что является общим для всего человечества или отдельно взятой человеческой общности. Однако существует и другая сторона, позволяющая рассматривать ценность, выработанную конкретным человеком как результат принятия им культурно сформированных норм. Однако человек способен не только присваивать ценности, но и создавать новые, которые сначала существуют как личные, а несколько позднее приобретают способность закрепляться в общественном сознании. Следовательно, можно акценировать внимание на толерантности как личностной ценности родителя.

Деятельностный подход к толерантности. Деятельностное начало каждой личности, в которой ее внешние поведенческие проявления личности и ее внутренний мир тесным образом связаны друг с другом, составляют ее суть. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, личность определяется поступками, которые она совершает [9]. В этом контексте мы исследуем все разнообразие поведения как особую форму деятельности, которая непосредственно становится поведением только в том случае, когда мотивация действий осуществляет переход из предметного плана в план лич-ностно-общественных отношений.

Проблему изучения предиспозиций как предрасположенности личности к конкретному поведению затрагивают в своих работах многие отечественные исследователи [7], вскрывая взаимосвязь проявления личности через разнообразные действия и поступки с установками личности. Установка, согласно определению Д.Н. Узнадзе, выступает единым динамическим состоянием конкретного субъекта, состоянием его готовности к выполнению определенной активности, состоянием, обусловленном двумя факторами, а именно, непосредственной потребностью самого субъекта и соответствующей ей объективной ситуацией [10]. Следуя деятельностному подходу, под толерантным поведением родителей мы склонны понимать особую форму деятельности, характеризуемую активным отношением к ребенку, основу которого составляет уважение, принятие уникальности каждого. Характеристиками толерантного

поведения родителя являются: активность, способность к рефлексии, уважение, принятие значимого иного (ребенка) и самообладание.

Структура толерантности. Вследствие проведенного теоретического анализа было установлено, что толерантность выступает в качестве многокомпонентного феномена. Разные авторы исследований толерантности выделяют от трех до десяти ее компонентов. Так, Г.У. Солдатова выделяет: психологическую устойчивость; систему позитивных установок; комплекс индивидуальных качеств, включая эмпатию, альтруизм, миролюбие, терпимость, кооперацию, сотрудничество, активное стремление к диалогу; единую систему как личностных, так и групповых ценностей [1, 4; 11].

Согласно мнению А.Г. Фадиной, толерантность содержит в себе целый комплекс личност-нообразующих составляющих, а именно: мотива-ционно-ценностный, когнитивный, аффективный и поведенческий, которые способны проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности человека и реализовываться на личностном и на межличностном уровнях [11]. На наш взгляд, наиболее оптимальным представляется вариант, который был предложен С.Л. Братченко [4]. Он выделяет пять основных компонентов межличностной толерантности: 1) когнитивный; 2) эмоциональный; 3) поведенческий; 4) вербальный; 5) ключевой (системообразующий). Последним компонентом, который выступает в роли интегрирующего и направляющего все остальные, является личностный. Это утверждение обусловлено тем, что каждый человек в своем поведении в первую очередь ориентируется на личностные цели, ценности и приоритеты. Конечно, содержание и проявления каждого компонента, находясь в тесной взаимосвязи, способны оказать значимое влияние на формирование и проявление толерантности, однако интегрирующую и регуляционную функцию всех психологических компонентов толерантности берет на себя личностная составляющая, тем самым определяя систему ценностей и смыслов каждого человека. Именно личностный компонент определяет содержание каждого из включенных компонентов единой системы. В этой связи содержание каждого из компонентов может служить в качестве признака для выявления уровня сформированности как толерантных, так и интолерантных установок. Выявленная в ходе осуществления теоретического анализа структура толеhантности, представлена в таблице 1.

Коррекционная работа. Каждый из представленных компонентов выступает в качестве определенного коррекционного ресурса, требующего специальной работы с целью его активизации. Формирование поведенческого компонента происходит посредством техники информирования. За ним расположен более сложный когнитивный компонент, коррекция которого происходит благодаря развитию когнитивной сложности, осмыслению многомерности мира и пониманию неполно-

57

Признаки толерантности Признаки интолерантности

Когнитивный компонент

признание многообразия мира, признание невозможности сведения всего к «общей истине» признание множественности индивидуальных картин мира осознание неполноты и субъективности личностных представлений и индивидуальной картины мира уверенность в обязательности «нормы» вера в одну «правильную» истину отвержение множественности взглядов, сведение любых различий между идеями и оценками людей к заблуждениям или намеренному противодействию

Аффективный компонент

наличие эмпатии безоценочность восприятия окружающего способность самостоятельно устранять эмоциональное напряжение терпимое отношение к эмоциональным проявлениям других людей раздражение и гнев по отношению к наличию другой точки зрения повышенная тревожность неспособность к сопереживанию равнодушие непонимание собственных чувств

Поведенческий компонент

способность к высказыванию и отстаиванию собственной позиции восприятие мнений и оценок других людей умение согласовывать позиции и достигать компромисс унижение или оскорбление другого физическое воздействие избегание контактов авторитарные высказывания конформность

ты и субъективности личных представлений о нем. Наибольшей сложностью характеризуется работа с эмоциональным компонентом, что обусловлено низкой степенью осознанности и контролируемости аффективной сферы личности. Работа с этим ресурсом заключается в осознании собственных чувств и предубеждений. При формировании родительской толерантности в непосредственной работе с ресурсами личностного компонента осуществляется работа непосредственно с личностной и социальной идентичностью и личностными смыслами.

Вывод. Толерантность, рассматриваемая как фактор семейного общения, а также как ценность и качество личности, проявляющиеся в её поступках и поведении, играет одну из ведущих ролей в процессе построения гармоничных взаимоотношений, способных отразиться на стиле семейного воспитания и его результатах.

Библиографический список

1 Асмолов А. Г. Слово о толерантности /А. Г. Асмолов // Век толерантности : научно-публицистический вестник. Вып. 4. - Москва : МГУ, 2001. - С. 4-7.

2 Байбаков А. М. Модель развития толерантности старшего подростка как ориентир в педагогическом це-леполагании / А. М. Байбаков //Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. Вып. 2. / под ред. П. К. Сергеева, Н. М. Борытко. -Волгоград, 2001. - С. 23-28.

3 Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 32 с..

4 Братусь Б. С. Аномалии личности /Б. С. Братусь. -Москва, 1988. - 301 с.

5 Гулевич О. А.. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением : реф. обзор / О. А. Гулевич. - Москва : Российское психологическое общество, 1999. - С. 11-24.

6 Леонтьев Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 /

Д. А. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1987. - 219 с.

7 Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред.

А. А. Бодалева. - Москва : Воронеж, 1995. - 356 с.

8 Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение /

Р. В. Овчарова. - Москва : Изд-во института психотерапии, 2003. - 319 с.

9 Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии : в 2 т.

Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - 488 с.

10 Узнадзе Д. Н. Психология установки /Д. Н. Узнадзе. -Санкт-Петербург : Питер, 2001. - С. 54.

11 Фадина А. Г. Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста: на примере Астраханского региона: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 /А. Г. Фадина. - Астрахань, 2007. -192 с.

References

1 Asmolov A. G. Slovo o tolerantnosti. Vek tolerantnosti. Vyp.4. Moscow: MGU. 2001, pp. 4-7.

2 Bajbakov A. M. Model' razvitiya tolerantnosti starshego podrostka kak orientir v pedagogicheskom celepolaganii. Pedagogicheskie problemy stanovleniya sub"ektnosti shkol'nika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Vyp. 2. Volgograd. 2001, pp. 23-28.

3 Bardier G. L. Social'naya psihologiya tolerantnosti. Saint-Petersburg: Izd-vo Saint-Peterburgskogo universiteta. 2005, 32 p.

4 Bratus' B. S. Anomalii lichnosti. Moscow. 1988. 301p. Gulevich O. A. Attityudy i ih vzaimosvyaz's povedeniem:

ref. obzor. Moscow : Rossijskoe psihologicheskoe obshchestvo. 1999. Pp. 11-24.

5 Leont'ev D. A. Strukturnaya organizaciya smyslovoj sfery lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.01. Moscow: MGU. 1987. 219 p.

6 Myasishchev V. N. Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moscow; Voronezh, 1995. 356 p.

7 Ovcharova R. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie. Moscow: Izd-vo instituta psihoterapii. 2003. 319 p.

8 Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii: V 2 t. T.1. Moscow: Pedagogika. 1989. 488 p.

9 Uznadze D. N. Psihologiya ustanovki. Saint-Petersburg . 2001. 54p.

10 Fadina A. G. Psihologicheskie osobennosti razvitiya tolerantnosti migrantovpodrostkovogo i yunosheskogo vozrasta: na primere Astrahanskogo regiona: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.13 . Astrahan'. 2007. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.