Научная статья на тему 'Формирование толерантности у подростков средствами декоративноприкладного творчества'

Формирование толерантности у подростков средствами декоративноприкладного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / TEENAGER / DIALOGUE OF CULTURES / HANDICRAFT / INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Татьяна Михайловна

Рассматривается декоративно-прикладное творчество и диалог культур как основа для формирования толерантности в подростковом возрасте. Получены положительные результаты применения декоративно-прикладного творчества как одного из средств формирования такого типа личности подростка, который становится носителем развитой культуры толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of teenagers' tolerance by means of handicraft art

Handicraft art and the dialogue of cultures are considered as the base for formation of tolerance of teenagers. The good results of handicraft art application as one of the means of building such type of the teenager, who is the keeper of the developed tolerance culture were got.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у подростков средствами декоративноприкладного творчества»

тогда, когда педагогически рационально и целенаправленно используется весь воспитательный потенциал содержательной и процессуальной сторон учебной и разнообразных видов внеучеб-ной деятельности студентов-спортсменов, которые обеспечивают устойчивую потребность в самосовершенствовании.

По результатом определения уровней самосовершенствования личности студентов-спортсменов конечные показатели уровня физического самосовершенствования в экспериментальной группе повысились: высокий уровень показали 55,7% студентов, когда как на констатирующем этапе их количество было всего 11,5%. Количество студентов, показавших средний уровень, практически не изменился (от 25,4% до 31,2%). Количество студентов с низким уровнем снизился - от 63,1% до 13,1%. Эти показатели говорят о том, что опытноэкспериментальная работа положительно сказалась на уровне самосовершенствования личности студентов-спортсменов.

Таким образом, можно констатировать, что внедрение организационно-педагогической программы, включающей в себя аксиологическую направленность, творческую активность, физкультурно-спортивную воспитанность, общую культуру, направленность на профессиональное саморазвитие, явилось эффективным средством педагогического обеспечения самосовершенствования личности будущих специалистов физической культуры и спорта. Если учесть, что эта программа приводит к высокоэффективным результатам в воспитании профессиональнонаправленной личности и максимально способствует ее физическому самосовершенствованию, можно с полным правом считать ее наиболее оптимальным для будущих специалистов физической культуры и спорта.

Литература

1. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинение. - М.: Педагогика, 1988. - С.425-448.

2. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. - М.: Academia, 1998. - 184 с.

Колодезников Кирсан Степанович, доцент Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected],

Колодезникова Маргарита Герасимовна, кандидат педагогических наук, доцент Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

Kolodeznikov Kyrsan Stepanovich, assistant professor, M.K. Ammosov Yakutsk State University. E-mail: Kolodeznikovks @mail.ru,

Kolodeznikova Margarita Gerasimova, candidate of psychological science, assistant professor, M.K. Ammosov Yakutsk State University. E-mail: [email protected]

УДК 347.787.5:37.06:316.647.5

Т.М. Мищенко

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассматривается декоративно-прикладное творчество и диалог культур как основа для формирования толерантности в подростковом возрасте. Получены положительные результаты применения декоративно-прикладного творчества как одного из средств формирования такого типа личности подростка, который становится носителем развитой культуры толерантности.

Ключевые слова: толерантность, подростковый возраст, диалог культур, декоративно-прикладное творчество, интолерантность.

T.M. Mischenko

THE FORMATION OF TEENAGERS’ TOLERANCE BY MEANS OF HANDICRAFT ART

Handicraft art and the dialogue of cultures are considered as the base for formation of tolerance of teenagers. The good results of handicraft art application as one of the means of building such type of the teenager, who is

the keeper of the developed tolerance culture were got.

Key words: tolerance, teenager, dialogue of cultures, handicraft, intolerance.

Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, в нашей стране, по данным переписи 2002 г., в России проживают 176 народностей. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах, а это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Законы человеческого мира требуют корректного поведения на уровне семейных, межгрупповых, межконфессиональных, межнациональных, а также международных отношений.

В 20-е гг. XX в. немецкие и австрийские ученые (К. Каутский, Г. Кунов, О. Бауэр, К. Реннер) выдвинули идею о неизбежном слиянии наций в единое человечество. Возрастающий обмен культурными ценностями, - считал О. Бауэр, - приведет к стиранию своеобразия каждой нации, к нивелированию индивидуальных особенностей их культуры, психологии, традиций. Н.А. Бердяев в те же 1920-е гг. писал, что человеческое братство народов, если такое в отдаленном будущем свершится, будет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей [3].

Позднее М.М. Бахтин утверждал, «чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и разносторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются, каждая сохраняет свое единство и художественную целостность, но они взаимно обогащаются» [1, 126].

В связи с особой актуальностью проблемы в России по заказу министерства образования была разработана федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира. Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение нормы, установленной в международных актах в области прав Человека.

В исследовании рассмотрены различные понятия толерантности, разработанные (Г.Г. Абдулкаримовым, И.В. Абакумовым, Р.Г. Апресян, Х. Арендт, Ю.В. Арутюнян, А.Г. Ас-моловым, Э. Бардиным, М.С. Бережной, С.Л. Братченко, С.К. Бондаревой, Г.О. Брицким,

A. Вебер, Б.З. Вульфовым, А. Галкиным, Б.С. Гершунским, В.В. Глебкиным, М.В. Денисенко,

Ж. Деррир, И.Г. Дубовым, Л.М. Дробижевой, П.Н. Ермаков, С. Жижек, Н.В. Кленовой,

B.Е. Козловой, Л.Н. Коноваловой, И. Коротец, Я. Корчак, Н.М. Лебедевой, В.А. Лекторским,

Н.Я. Макаровой, Г. Маркузе, Д.С. Мидль, В.И. Новиковой, В. Новичковым, А.С. Панариным, Т. Парсонс, В.А. Петровским, А.А. Погодиным, Б.Э. Риэрдон, Розенцвейг, Т. Санаевой,

C.В. Смирновым, В.М. Соколовым, А.Ю. Соловьевым, И.К. Стрельцовой, Е.В. Сысоевым, Б.А. Тахоховым, Т.А. Титовой, В.А. Тишковым, Л. Трубиной, М. Уолцер, Н.Н. Федотовой, П.А. Флоренским, М.Б. Хомяковым, В.В. Шалиным и др.). Мы придерживаемся определения, данного Л.М. Дробижевой, которая рассматривает толерантность не как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними.

В результате проведенного теоретического анализа литературы по проблеме толерантности выявлено, что толерантность - это готовность признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, при этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Толерантность - всегда внутренняя свобода, а не подавление собственных негативных эмоций. Это отношение на равных, и не давление или подчинение, вольное или невольное, всегда диалогический уровень взаимодействий. Толерантность - это прижизненно приобретаемая личностная характеристика, в основе которой лежат эмоциональная устойчивость, общительность и эмпатия, проявляющиеся в социальных контактах и взаимодействиях.

Научные исследования С.Н.Игнатова, Е.В. Брянцевой, О.Я. Воробьевой и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере толерантного общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Калмыкия - спокойный регион в ЮФО. Основная масса населения представлена калмыками и русскими. По данным переписи 2002 г., половину жителей составляют калмыки - 45 %; русские - 40%, остальные - 15%. Тем не менее, по результатам нашего фронтального исследования, в котором были продиагностированы 257 подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Элиста, 5,2 % школьников враждебно настроены к людям других национальностей. Именно подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Кроме того, этот период характеризуется пиком расстройств личностных качеств и свойств, деформацией общепринятых норм поведения, что приводит к действию силы, опустошающие духовный мир подростка и разрушающие его психику.

Подростковый возраст — период, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня, происходит овладение понятийным мышлением, накапливается моральный опыт, осваиваются различные социальные роли, в рамках самоопределения формируется идентичность. Не менее важен факт того, что именно подростки, характеризующиеся становлением характера и личности в целом, более восприимчивы для интенсивного развития толерантных отношений. Многие причины социального характера делают задачу воспитания толерантности чрезвычайно актуальной и в практическом плане, требуют от педагога знания проблем, связанных с воспитанием толерантности, и способов их решения.

При выявлении признаков интолерантности мы используем методику Б.Э. Риэрдона, обращая внимание на следующее: Язык. Стереотипы. Насмешки. Предубеждения. Дискриминация. Остракизм. Преследование. Осквернение или порча. Запугивание. Изгнание. Отчуждение. Сегрегация. Подавление. Насилие [9]. Такое педагогическое диагностирование позволяет процесс воспитания толерантности сделать наглядным, то есть перенести его на язык направленной педагогической деятельности. Универсальным средством, которое всегда под рукой, является деятельность и ценностно - смысловой диалог учителя и ученика [5].

Решению данной проблемы посвящена деятельность экспериментальной школы-комплекса г. Элиста. Школа-комплекс расположена в микрорайоне сложного социума, преобладания неблагополучных и социально незащищенных семей, дети которых в большинстве лишены возможности получать дополнительное образование и художественное развитие. Исходя из гуманной цели - предоставить всем учащимся равные возможности для духовного развития, в экспериментальной школе-комплексе была разработана концепция всеобщего художественноэстетического образования и воспитания. В 2003 г. с присвоением школы нового статуса этнокультурной гимназии произошло системное изменение школьной среды таким образом, что каждый учитель интегрирует и транслирует интересы и потребности представителей разных культур и социумов, отражающих сущность общества и национальную структуру учебного класса. Мы рассматриваем учебно-воспитательный процесс гимназии как среду, в которой сопряжены социокультурный опыт, накопленный человечеством, профессионально-личностный опыт педагога и опыт учащихся. В результате взаимодействия образуется пространство, частью которого является толерантная среда. Толерантность как свойство социальной реальности диктует необходимость учета этого фактора при выстраивании целостного педагогического процесса.

Анализ деятельности школ города Элиста, изучение достоинств и недостатков в процессе обучения изобразительному искусству позволили нам сделать вывод о необходимости разработки экспериментальной методики реализации потенциала декоративно-прикладного искусства как показателя воспитания и развития толерантности у учащихся гимназии. В результате чего была разработана программа «Изготовление художественных изделий из дерева», рассчитанная на трехгодичное обучение учащихся среднего звена. Принцип построения учебновоспитательного процесса по данной программе - диалектическое единство трех начал - национального, межнационального и общемирового, которое позволит ребенку почувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Программа знакомит учащихся с богатством и разнообразием отношения различных народов к красоте природы, строений, одежды, внешнего облика людей. Столкновение в сознании различных художественных образов рождает у детей представление о великом многообразии эстетических, художественных проявлений народов мира. Формированию толерантности способствует осознание учащимися того, что в основе всего многообразия художественных представлений лежат единые для всех народов представления о коренных явлениях жизни. Народы земли очень по-разному видят красоту внешних форм жизни и быта, но в едином видят красоту человеческих отношений (духовную красоту) и выражают это в своем искусстве [6].

Искусство как отражение действительности изображает ее в художественном образе, который является для ДПИ методом и формой ее отражения. Воспринять художественный образ -это значит уметь «читать» обозначенное (увидеть язык и стоящий за ним смысл, видеть форму, в которую облечено то или иное содержание). В образе соединяется чувственное и рациональное, объективное и субъективное, сущностное и желаемое, реальное и ирреальное, национальное и общемировое, и в этом смысле образ не то, что есть, а больше - то, что я увидел, к чему стремлюсь, что хочу увидеть, о чем мечтаю, за что и против чего выступаю и т.д. Образность рассматривается как необходимый компонент высших форм познания. Образность мысли ребенка представляет собой диалектическое единство формы, содержания, субъективной значимости, то есть процесс отражения художественного объекта есть отражение не только его объективного состояния (констатация), но и его значение для субъекта (оценивание), и это происходит в чувственной форме. Выделяют три фазы восприятия: предкоммуникативная (потребность, мотив, установка) - коммуникативная (вкус, идеал, навык общения с искусством, художественным произведением и образом) - посткоммуникативная (оценка, суждения вкуса, закрепление или появление новых ценностей).

Опыт психологов показывает, что точно и аккуратно воспринимаются прежде всего те особенности предмета, которые вплетаются в структуру деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, У. Джеймс и др.) Следовательно, деятельность должна носить сквозной характер, так как деятельность как специфический человеческий опыт отношения к миру представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, в том числе и свою собственную. В теории обучения еще К.Д. Ушинский разрабатывал проблему организации учебного процесса на основе целесообразной и творческой деятельности учащихся. В своей педагогической деятельности пользуемся типологией индивидуальностей учащихся, предлагаемой профессором С. Д. Поляковым, которая строится на основании склонности учеников к развитию в той или иной личностной сфере. Разные группы составляют учащиеся, у которых прослеживается:

• доминирование интересов в интеллектуальной сфере;

• ориентация на художественную сферу;

• предпочтение сферы практических задач и действий;

• прреобладание интересов в сфере отношений людей.

Эта классификация служит установлению взаимосвязи между формами деятельности и общении учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности - с другой. Выделяются такие формы:

• склонность к индивидуальной деятельности;

• склонность к совместной (групповой, коллективной) деятельности;

• приоритетность межличностного общения;

• тяготение к групповому общению;

• склонность к ситуациям публичности - действиям, выступлениям перед аудиторией.

«Постепенно общность деятельности, интересов и установок порождает взаимопересечение

личностей, от частного, незначительного до весьма широкого, когда два Я до некоторой степени сливаются в неразделимое МЫ», утверждает американский психолог Дж. Левинджер [4].

В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее — необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях».

Наш опыт работы показал, что диалог культур в процессе занятий декоративно-прикладным

творчеством способствует взаимопониманию и взаимовлиянию между людьми разных национальностей. Особого внимания заслуживает выполнение групповых заданий и групповых творческих проектов на тему: «Изготовление кукол-сувениров» (здесь важно продуманно сформировать полиэтнические ученические группы), когда проект заканчивается реальной деятельностью и толерантным поведением по отношению к детям- сиротам, проживающим в детских домах, инвалидам, неполным семьям в нашей гимназии. В проведенной по окончании проекта акции «Игрушки - детям дома-интерната» приняли участие все классы гимназии, родные и близкие наших ребят, жители микрорайона. В результате собранные и изготовленные учащимися игрушки были подарены ребятам МДОУ №8 «Светлячок». Прилагаем алгоритм проведенного проекта.

Хороший эффект дает система организованных творческих заданий: игра «Ассоциации», составление пословиц по первой букве изображения, их иллюстрирование; коллекционирование, сочинительство, письменные доклады и устные сообщения учащихся с видеопрезентацией, самостоятельное составление вопросов и регулярные взаимопроверки по пройденному материалу, работа в парах, оформление выставок, школьных праздников, оформление собственного класса, подготовка и проведение занятия, проведение беседы с малышами, привлечение старших родственников и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера; использование национального решения при оформлении рефератов, составлении кроссвордов, стилизация национального орнамента для выполнения костюмов жителей Калмыкии, декорирование школьных рекреаций. Наиболее интересным способом являются экскурсии в Национальный музей им. Пальмова, где выполняются зарисовки орнаментов с утвари и предметов быта калмыцкого и других народов; экскурсии в Элистинское художественное училище искусств им. П. Чонкушова, где происходит встреча и живое общение с художниками и учащимися, занимающимися различными видами декоративно-прикладного искусства; это посещение национальных празднеств, что в совокупности оказывает положительное влияние на эмоциональное отношение подростков к культуре других народов.

В результате обучения по программе «Изготовление художественных изделий из дерева» средствами декоративно-прикладной деятельности получили развитие такие качества личности учащихся, как терпимость, уверенность в себе и в своих поступках, спокойное восприятие нового, искренность, доверие к себе и окружающему миру, активность, социальная смелость, независимость, жизнерадостность. Наблюдается увеличение творческого потенциала, отмечается тенденция к ориентации на свой внутренний мир, сочувствие, сопереживание и понимание позиций других людей. Согласно В.А. Лекторскому, «диалог между мною и другим предполагает целую систему внутренних диалогов, в том числе: моим образом самого себя и тем образом меня, который, с моей точки зрения, имеется у другого человека (диалектика: «Я для себя», «я для другого», «другой для себя», «другой для меня» и т.д.)» [5].

Подобное переосмысление «я» в процессе диалога, опирающегося не только на понимание и восприятие «другого», но и на критическое осмысление своего «я» (свою точку зрения, убеждения, мысли и т.д.), формирует толерантное отношение к другому и направлено на свободную самореализацию индивида. Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в обществе. Формирование межнациональной толерантности невозможно без приобщения к общечеловеческим ценностям. При таком подходе предупреждается расизм, шовинизм, этноцентризм, предвзятость на культурологической почве [7, 183].

«От родного порога - в мир общечеловеческих ценностей и знаний», - основная идея образования в России. В современном мире ребенок обучается в многонациональных коллективах. Поэтому для меня как учителя изобразительного искусства особенно важным становится обновление содержания своих уроков, где будут представлены способы сближения, гармонизации, совместимости разнородных культурных ценностей, отражаемых федеральным и национально-региональным компонентами содержания образования. С первой ступени школы по нарастающей должно осуществляться включение в содержание образования сведений гуманитарно-культурного и естественно- научного характера о собственном этносе, о других народах региона, страны, мира, их национально-культурном достоянии, о современной цивилизации как результате совокупных усилий сотен народов планеты. Занятия должны убедить учеников: культуры не оцениваются по принципу «лучше» или «хуже». Культуры равновелики, как и на-

роды. Ценности любых народов примерно одинаковы. При этом необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных эт-нокультурах: относиться к другому так же, как хочешь, чтобы относились к тебе. Средством, способствующим формированию толерантности становятся занятия декоративно-прикладным творчеством.

Таким образом, исходными основными условиями формирования толерантности у школь-ников-подростков является организация встреч школьников с иными культурами в специальноподготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка; пробле-матизация отношения подростка к представителям иных культур, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, культуроцентризм; организация проблемных дискуссий, позволяющая подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с мнениями товарищей; организация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур, формирующаяся в дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах; оказание помощи ребенку в овладении им коммуникативными умениями.

Н.В. Ненькина. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНО-КОННОТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ)

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.

2. Батурина Г.И. Этнопедагогика в системе наук о человеке и формирование его личности // Становление этно-педагогики как отрасли педагогической науки. - М.-Элиста, 2003. - C.42-47.

3. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990.

4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности. - Волгоград, 2006.

5. Кон И.С. Дружба. Личность, мораль, воспитание. Этико-психологический очерк. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1987. - C.165-168.

6. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница / под ред. В.Н. Поруса // Наука в культуре. М., 1998. С.92.

7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1984.

8. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: Большая медведица; Элиста: Изд-во КГУ, 2004. С.183.

9. Риэрдон Б.Э. Толерантность - путь к миру. - М., 2001. - С.94-95.

Мищенко Татьяна Михайловна, аспирант Калмыцкого государственного университета, учитель МОУ «Этнокультурная гимназия №8 имени Номто Очирова». E-mail: [email protected].

Mischenko Tatiyana Mihailovna, postgraduate student of Kalmykia State University, teacher of Nomto Ochirov ethnic-cultural gymnasium №8. E-mail: [email protected].

УДК 37.013

Н.В. Ненькина ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНО-КОННОТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ)

В основе подготовки учителя-исследователя лежат принципы этнокультурной коннотации. Этнокультурные проблемные ситуации вносят в деятельность учителя новый вид педагогического опыта: опыт педагога-исследователя этнокультуры, самоанализа своей педагогической деятельности через самоанализ урока или внеурочного занятия; опыт самопроектирования своего развития; опыт рефлексии и оценки соответствия своей деятельности в условиях этнокультурного образования.

Ключевые слова: учитель-исследователь, исследовательская деятельность, личность, инновационное поле, этнокультурная коннотация.

N V Nen ’Aina

RESEARCH ACTIVITY OF A TEACHER IN SYSTEM OF ETHNIC-CULTURAL CONNOTATIONAL EDUCATION (REPUBLIC OF KALMYKIA)

The basis of training of teacher-researcher are principles of ethnic-cultural connotation. Ethnic-cultural problem situations brings a new kind of pedagogical experience in activity of a teacher: experience of a teacher-researcher of ethnic-culture, introspection of pedagogical activity through introspection of a lesson or after-hour employment; experience of self-designing of the development; experience of reflection and estimation of conformity of activity in conditions of ethnic-cultural education.

Key words: teacher-researcher, research activity, personality, innovative field, ethnic-cultural connotation.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы-научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой—привить ему уважение к другим культурам (Париж, 1997).

Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие школьника в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устрем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.