Научная статья на тему 'Уроки декоративно-прикладного искусства народов Севера как фактор формирования личности современного подростка'

Уроки декоративно-прикладного искусства народов Севера как фактор формирования личности современного подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭТНОФОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / THE POLYETHNIC ENVIRONMENT / TEENAGE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокотей Лианна Лаврантовна

Описана созданная автором программа уроков по декоративно-прикладному искусству "Многоликий Ямал". Выделены педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтнической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lessons of Arts and Crafts of North Peoples as the Factor of Person Formation of Modern Teenagers

The program of lessons in arts and crafts called "Many-sided Yamal" is described. Pedagogical conditions of spiritual and moral education of teenagers in the polyethnic environment are allocated.

Текст научной работы на тему «Уроки декоративно-прикладного искусства народов Севера как фактор формирования личности современного подростка»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3

ГОЛОСА МОЛОДЫХ

УРОКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

НАРОДОВ СЕВЕРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Л.Л. Бокотей

(ГОУ СОШ № 3 г. Ноябрьск, ЯНАО; e-mail: [email protected])

Описана созданная автором программа уроков по декоративно-прикладному искусству "Многоликий Ямал". Выделены педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтнической среде.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, полиэтническая среда, подростковый возраст, этнофор, педагогические условия.

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития. На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т.д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.

В связи с этим этнокультура обладает значительным педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством как фактор духовно-нравственного воспитания. В данном случае фактор — движущая сила всех педагогических процессов. Педагогический процесс — это способ организации воспитательных отношений, который заключается в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития подростков.

Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые несмотря на имеющиеся отличия имеют единую нравственную основу.

В результате развития нефтегазового комплекса сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции — это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Именно среда обитания (климатические и географические условия, окружающая природа) формирует определенный образ жизни. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта коренных народов Севера, существующие и поныне. В современных городах округа нередко можно увидеть поделки из меха, бисера, дерева, кожи, кости, которые являются не только произведениями искусства, но и необходимой утварью в домах и чумах ненцев и ханты.

Истинный характер целого народа и человека в отдельности помогают раскрыть не только слова и поступки, но и предметы, изготовленные его руками с помощью пера, топора, ножа, иголки, молотка, мощной машины, а также мысли, вложенной во все то, что он создал.

Ямал известен как бурно развивающийся регион России, как бесценная кладовая природных богатств. Но это и территория с давними культурными традициями и уникальной природой. Люди, живущие в суровых условиях Арктики, веками вырабатывали способы адаптации, и опыт "полярной цивилизации" может быть полезен нашим потомкам не меньше, чем сокровища недр. А девственная природа — основа существования малых народов Ямала, как отметил Н.В. Цымбалистенко [1].

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приоб-

щения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Как считают Е.П. Белинская и Т.Г. Стефаненко, этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса [2].

Игнорирование культуры народов Севера в обучении, развитии и воспитании лишает учащихся ценной информации о культурно-историческом, художественно-эстетическом своеобразии местности, региона, где они живут, где проходят их детские и юношеские годы. Это время, когда формируется мировоззрение, происходит становление человеческих ценностей, находит свое применение, свою реализацию в преподавании искусства народов Севера. Ученик, познавая то, что окружает его, усваивая необходимую информацию о ближайшей действительности, обнаруживает другие связи с сопредельными явлениями, делает выводы, обобщения, абстрагируясь от, казалось бы, незначительного, выделяет существенное, всеобщее [3, 4, 5].

Мы полагаем, что развитие и воспитание детей без познания ими истории, хозяйства, культуры края их малой родины, где они живут, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Эту идею развивают не только педагоги Ямало-Ненецкого автономного округа, но и деятели искусства, в частности, в нашей работе мы тесно и плодотворно взаимодействуем со смежными специалистами: художниками, литераторами, актерами и искусствоведами, которые объединены в общественный Союз "ХЛАМиК" в г. Ноябрьске ЯНАО. Особый интерес у учащихся вызывают встречи и практические занятия с руководителем художественного салона "Камелия" З.К. Ракитской. Такое практико-прикладное сотрудничество дает хороший результат в познании основ декоративно-прикладного искусства народов Севера и в процессе формирования духовно-нравственной позиции подрастающего поколения.

Давно назрела необходимость теоретической и практической работы по подготовке и изданию пособия для учащихся. Это особенно актуально в современных условиях, когда осуществляется переход от единых, не учитывающих особенностей жизни учащихся, их развития и — главное — желаний детей, родителей и учителей, стандартов к гибкой системе образования и воспитания.

В настоящее время возрождаются и появляются новые типы школ (гимназии, прогимназии, лицеи, реальные училища, колледжи, религиозные учебные заведения и центры, национально-

культурные комплексы), законодательно разрешена работа школы по альтернативным учебным планам, учителя и родители получили право выбирать форму обучения (вплоть до домашнего), а родители и ученики — учителя, классного руководителя. В этих условиях возросли творческие возможности учителя: предоставлено реальное право выбора альтернативных программ, учебников, методов и средств обучения, право в отборе фактов и их толковании.

Но есть еще ряд проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе учебно-воспитательной работы, в частности проблема ЕГЭ. Многие задают вопрос, почему ЕГЭ из хорошей, здравой идеи превратился по сути в ругательство? Как правильно заметил доктор экономических наук А.Б. Вифлеемский, "натаскивание на тесты ЕГЭ становится целью школьного образования вместо развития личности учащихся" [6].

Поэтому мы предлагаем особые способы конструирования содержания образования ("значение, вплетенное в культуру"), особые формы и методы, обеспечивающие подготовку учащихся к жизни в многонациональном обществе. В системе образования при подготовке учащихся к другому этносу особую, доминантную роль играет развитие способности к пониманию другого человека, принятию общечеловеческих ценностей, готовности к диалогу, взаимодействию разных культур, считают А.М. Цирульник и Т.Г. Стефаненко [7, 8].

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому региону как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, — тогда важно знать историю, географию, экономику и, конечно же, самобытную эт-нокультуру.

Нами была разработана программа уроков по декоративно-прикладному искусству "Многоликий Ямал", одна из форм углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одаренности, обогащения их знаний по истории искусства и изучения памятников искусства Ямало-Ненецкого автономного округа. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы и идеалы, более зримые очертания приобретает весь склад личности и мировоззрения школьников.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение декоративно-прикладного искусства (ДПИ) народов Севера как наследия своей малой родины — Ямала как части России.

В своей программе мы учитываем, что декоративно-прикладное творчество своими корнями связано с народным искусством,

7 ВМУ, педагогическое образование, № 3

которое соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную. Произведения ДПИ народов Севера определенным образом отражают жизнь населения, его вкусы, традиционные формы мастерства. Художественно-выразительный язык ДПИ народов Севера отличается условностью, соотнесенностью формы изделия и его украшения с утилитарно-практической значимостью предметов. Специфика творческой деятельности в области ДПИ народов Севера предполагает приобщение школьников к активному труду, привитие любви к предметному миру, развитие способности понимать истинную ценность предметов.

Уроки декоративно-прикладного искусства функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтнической среде, если создать следующие педагогические условия:

— признание важности воздействия духовно-нравственного воспитания на уроках ДПИ народов Севера на структуру представлений личности, что является атрибутом этнокультурного образовательного процесса и отражает характер отношений между разными этнофорами (носителями этнического сознания) в полинациональной среде;

— духовно-нравственное воспитание осуществляется согласно модели, целе-функциональные и логико-содержательные характеристики которой отражают классификацию и функции художественной культуры, а инструментальные характеристики — их сущностные признаки и структуру;

— комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию осуществляется на каждом этапе с учетом особенности интеграции художественной культуры в содержание учебных предметов, взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной работы с опорой на резервы семейной педагогики;

— уважительное отношение подростка к инонациональным духовным ценностям как качество, необходимое для полноценного развития складывающегося образа "Я — этнофор";

— направленность социальной активности личности на расширение диапазона знаний и умений, необходимых для самореализации в полиэтнической среде.

Мы заметили, что сделанные своими руками работы школьники бережно показывают друзьям, родителям и учителям, мы понимаем, что эти работы, выполненные в стиле древних мастеров Севера, несут особую миссию — они приобщают их к таинствам северного стиля, наполняют их духом храбрых северных охотников и рыболовов.

Наши ученики не только самостоятельно изучают особенности декоративно-прикладного искусства народов Севера с помощью

специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Список литературы

1. Цымбалистенко Н.В. Север есть Север...: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. СПб., 2003.

2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.

3. Соколова З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера // СЭ. 1991. № 4. С. 3-17.

4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

5. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004.

6. Вифлиемский А.Б. От народного образования к платному обучению. М., 2008.

7. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. СПб., 2007.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2008.

LESSONS OF ARTS AND CRAFTS OF NORTH PEOPLES

AS THE FACTOR OF PERSON FORMATION

OF MODERN TEENAGERS

L.L. Bokotey

(Secondary school № 3 Noyabrsk, YNAO; e-mail: [email protected])

The program of lessons in arts and crafts called "Many-sided Yamal" is described. Pedagogical conditions of spiritual and moral education of teenagers in the polyethnic environment are allocated.

Key words: spiritual and moral education, the polyethnic environment, teenage, pedagogical conditions.

Сведения об авторе

Бокотей Лианна Лаврантовна — преподаватель истории искусств ГОУ СОШ № 3 г. Ноябрьска, ЯНАО, соискатель Московского психолого-социального института. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.