Зимовина О.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Проблема воспитания толерантности студентов в процессе их профессионального обучения является актуальной в силу ряда факторов. Очевидно, что неквалифицированный профессионал, игнорирующий общечеловеческие и незнающий национальные ценности, преследующий свои корыстные цели - одно из опасных явлений жизни общества. Характеристикой такого специалиста является отсутствие межличностной толерантности -важнейшего интегративного качества личности, которое сегодня может и должно определять стиль его профессиональной деятельности. В теории и практике сформировался вполне достаточный материал для выводов относительно того, как проявление толерантности в современном обществе влияет на жизнедеятельность ее конкретных представителей. Известно, что идея толерантности, которая выглядит очень простой, в действительности не столь проста, ибо тесно связана с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимодействия. Актуальность проблемы воспитания толерантности усиливается тем, что с позиций современности не уточнено содержание формирования толерантности как цели воспитания, не разработана теоретико-методологическая основа воспитания толерантности. Необходимым условием воспитания толерантности должен быть учет в педагогической деятельности по формированию толерантности индивидуальных особенностей молодежи, осуществление дифференцированного подхода к студентам, имеющим разный уровень толерантного сознания. В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для решения данной проблемы. Сегодня исследуются различные ее аспекты. Теоретико-методологические аспекты этнической педагогики исследуются в научных трудах Г.Н. Волкова, Г.В Палаткиной, С.К. Бондыревой, О.Д. Мукаевой. Вопросы формирования толерантной личности через формирование толерантного сознания и толерантных отношений представлнены в работах С.К. Бондыревой, А.П. Садохина. И.Б. Гриншпун. В работах Е.Н. Дворниковой исследуются проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности. Этническое самосознание разных этносов разработано в трудах А.А. Ивановой, Ф.С. Эфендиева, Е.М. Аджиевой, этнопсихологические особенности различных этносов представлены в работах
А.С. Обуховой, Ф.С. Эфендиева.
В педагогических исследованиях (Л.А.Николаева, В.С.Олейников, А.М.Печенюк, В.Н.Устюжанин, А.Б.Кудряшов и др.) рассматриваются проблемы развития толерантности у студентов вузов. Однако следует признать, что современная педагогика еще недостаточно ориентирована на развитие у студентов толерантного мышления и толерантность не является целевой установкой в воспитании студентов вуза. Главной задачей российской школы на современном этапе является разумное сочетание в воспитании этнического, религиозного и общечеловеческого начал. Без этого невозможно социально-философское осмысление национального и общечеловеческого начал в формировании духовно-нравственного облика личности, что требует усилий семьи, школы и общественных организаций в нравственном воспитании молодежи, повышения культуры межнационального общения в современном социуме.
Определение и понимание самого феномена «толерантность» приобретает особый смысл как необходимый исходный момент в планировании и развертывании деятельности гражданского общества по укоренению его принципов. Происхождение толерантности обусловлено еще и тем, что во все времена в жизни народов присутствовали две противоположные тенденции: с одной стороны - стремление к единообразию, нивелированию индивидуальности и, с другой - стремление к разнообразию, индивидуальности, неповторимости. Разумное сочетание этих тенденций есть проявление толерантности. Толерантность трактуется нами как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения; означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения, соотносится нами с понятием терпимости как уважения или признания равенства других и отказ от доминирования или насилия. Указывая на актуальность формирования межличностной толерантности студентов, мы определяем межличностную толерантность студента вуза как интегративное качество личности, проявляющееся в осознании сложности и многогранности человеческих отношений, стремлении к ценностно-осмысленному выбору на основе уважения права другого воспринимать и мыслить иначе, признании диалога как необходимого условия конструктивного разрешения конфликта, в том числе и в будущей профессиональной деятельности, через проявление терпимости к высказываниям, действиям и поступкам других людей, понимании неизбежности различий между людьми на этническом, национальном, религиозном, социальном уровнях, что определяет готовность студента к эмпатии в межличностном общении, поведении и деятельности.
В образовательном процессе вуза необходимо выделить смыслообразующий потенциал, в котором актуализируются и выражаются:
специфика понимания студентом мира и себя в этом мире; ориентация студента на ценность другого, самопринятие и самоуважение, как проявление толерантности к самому себе; развитие умений вести диалог как способ межличностного взаимодействия и общения с другими, в том числе, «иными» людьми. В связи с этим в нашем исследовании выявлены сущность феномена «межличностная толерантность студента» и охарактеризованы ее структурные компоненты (когнитивный; эмоциональный, коммуникативный; деятельностный); разработана педагогическая концепция развития межличностной толерантности у студентов в образовательном процессе вуза (факторы, условия, предпосылки, закономерности, принципы и критерии); определены педагогические условия эффективности процесса развития межличностной толерантности у студентов в образовательном процессе вуза.
В современной отечественной педагогике выделяется новое направление
- «педагогика толерантности» (Г.В. Палаткина, Л.В. Янкина, Р.Х. Кузнецова, В.В. Глебкин, Е.Ю. Клепцова, Г.У Солдатова и др.). Основной целью данного направления является воспитание человека на ненасильственной основе, в духе сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, ненасильственного разрешения конфликтов и др. «Педагогика толерантности» обусловливает необходимость решения таких задач, как: воспитание у студентов толерантного и терпимого отношения; гуманизация образовательного пространства через внедрение идеи толерантности в учебно-воспитательный процесс; организация толерантного взаимодействия в образовательных системах вуза: «преподаватель
- студент», «студент - группа», «преподаватель - группа»; подготовка к толерантному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности и др.
Разработка педагогических технологий индивидуализации воспитания толерантности студентов в гуманистической системе образования и выявление особенностей разработанных педагогических технологий на воспитание толерантности студентов возможна при условии понимания процесса формирования толерантности, исходя из имеющихся теоретико-методологических оснований. В зависимости от концептуального подхода термин толерантность может приобретать различное смысловое наполнение. В сфере философской науки понятие толерантность используется для обозначения внешней и внутренней свободы; отрицания принуждения; терпимости к иным нравам, взглядам, культуре, образу жизни, привычкам; способности принятия точки зрения других как объективно существующей реальности (В. М. Золотухин, Б. С. Гермунский, В. Т. Лекторский, В. В. Шалин, А. Ю. Шадже, Г. С. Батищев, В. И. Гараджа и др.).
Исследование толерантности актуально в контексте стратегической задачи воспитания будущего специалиста в высшей школе. В изучении и формировании толерантности нами сформулированы следующие положения:
- толерантность как педагогический феномен обладает сложной структурой;
- толерантность может быть обозначена в качестве цели воспитания, как в общекультурной, так и в профессиональной сферах;
- толерантность личности проявляется в формах поведения (открытость, невраждебность, солидарность, внимание к окружающим, готовность выслушать точку зрения другого, терпимость, принятие «инакости», осознание множественности истины);
- ведущим средством воспитания толерантности является педагогическая ситуация взаимодействия, как педагогическая технология, включающая многообразие взглядов участников и требующая от них способности к поддержке друг друга, субъект-субъектным отношением и др.
Педагогический подход к изучению толерантности заключается в в разработке и использовании педагогических технологий воспитания толерантности через установки и навыки толерантного поведения.
На индивидуальном уровне толерантность является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания является необходимым условием стабильности общества; достижения этого уровня является предметом деятельности институтов образования и воспитания. В этом смысле толерантность относится к базовым ценностям открытого и демократического общества. Открытость общества своим собственным инновациям и изменениям означает одновременно и открытость его вовне, иным культурным нормам и принципам. Поэтому толерантность, критическое мышление, свобода и откровенность личности в открытом обществе составляют фундамент демократии и создают условия развития, движения общества вперед. Выявлены показатели толерантности и проявление этого качества в поведении человека в общении и в деятельности.
Следующим содержательным полем разработки педагогических технологий воспитания толерантности в вузе стало развитие толерантного поведения, толерантного общения, в том числе и в профессиональной деятельности.
Толерантность связана с отсутствием негативного отношения к иной культуре, а также с наличием позитивного восприятия собственной. При этом интолерантность рассматривается как неадекватность группового восприятия и представляет собой преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. Психологическая конструкция уважения к различным народам и культурам, в первую очередь опирается на знание собственной культуры в присвоенных формах. Недостаточное знание человеком собственной культуры, недостаточная самоидентификация порождают чувства ущемленности, неполноценности, неудовлетворенности. Этот комплекс культурной недостаточности может быть условием для проявления агрессивности. Отсюда можно заключить, что существенным направлением воспитания толерантности и соответственно разработки педагогических технологий стало воспитание культуры на основе национальных, семейных традиций. Запесоцкий А.С. определяет
феноменологическую сущность культуры как совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальных общностей (этноса, нации, общества), зафиксированных и закреплённых в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества. Зимняя И.А. добавляет, что это совокупность ценностей, норм и идеалов, присваивается и используется человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми. В воспитании культуры следует учитывать, что в содержание общей культуры включены такие направления, которые представляют три глобальных плана ее развития: культура личности, как культура отношения и культура саморегуляции; культура деятельности, отражающая культуру интеллектуальной и предметной деятельности; культура социального взаимодействия, проявляющаяся через культуру поведения и культуру общения. Следует отметить, что культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции образуют внутренний, интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой пласт общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешнее проявление культуры, в реализации которого выявляются особенности внутренней культуры. Представленная структура культуры личности определяет направления ее формирования, что будет способствовать воспитанию толерантности, в том ее представлении, которое отражено выше.
В качестве показателей сформированности культуры определены характеристики взрослого культурного человека:
- уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;
- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;
- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;
- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;
- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;
- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература,
архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;
- социальная ответственность за себя, свое поведение в рамках личностно-деятельностного подхода.
Представленный перечень характеристик культурного человека составил программу воспитания в системе образования и определил направления воспитания толерантного отношения человека в направленности его на другого человека.
Индивидуализация воспитания толерантности в процессе обучения в вузе будет более эффективной, если будут учитываться индивидуальные познавательные процессы.
Нами определены общие педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию воспитания толерантности у студентов в высшей школе:
1. Индивидуализацию воспитания толерантности у студентов целесообразно осуществлять в контексте овладения ими опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Данное педагогическое условие предполагает переход от информационной когнитивной педагогики к смысловой ценностной педагогике, в связи с чем индивидуализация воспитания толерантности студентов возможна лишь на основе развития у них ценностей сопереживания, кооперации, профессионализма. Индивидуализация воспитания толерантности будет проходить эффективно при условии, что ставящиеся перед студентами познавательные проблемы будут личностно значимы и эмоционально наполнены.
2. Индивидуализация воспитания толерантности студентов должна осуществляться на основе развития у них механизмов самовоспитания.
3. Для повышения уровня толерантности студентов на занятиях в высшей школе необходимо опираться на педагогические технологии, продуцирующие собственную активность студентов, такие как, деловые игры, дискуссии, круглые столы, самостоятельная работы, проектные работы, экскурсии, коммуникативные игры.
4. Проявления толерантности студентов должны получать поддержку и одобрение со стороны преподавателя. Организация всего воспитательного процесса должна строиться на основе сотрудничества педагога и студента в совместной творческой и познавательной деятельности.
5. Необходимо наличие толерантной воспитательной среды вуза, которая представлена всеми уровнями взаимодействия в системе: студент - преподаватель - студенческая группа - структуры управления - воспитательные структуры.
6. Педагогические технологии воспитания толерантности студентов разработаны с опорой на их эмпирический и социокультурный опыт. В традиционной педагогике эмпирический опыт рассматривался как негативный, мешающий усвоению системы научных знаний. Гуманистический подход к разработке педагогических технологий воспитания толерантности предполагает обращение к индивидуальному - эмпирическому, бытовому, следовательно, личностно значимому опыту студента. Педагогические технологии воспитания
толерантности студентов целесообразно с опорой на их личностный опыт, направлены на формирование эмоций и чувств личности.
7.Педагог должен создать психологически комфортный климат на занятиях, принимая во внимание индивидуальные особенности студентов, который обеспечит внутреннюю готовность студентов к изучению учебной дисциплины и обладанию толерантным поведением. Необходимо давать студентам возможность свободно выражать свои взгляды и чувства при описании традиций своей семьи, своей национальности.
8. Процесс обучения с параллельной задачей индивидуализации воспитания толерантности должен осуществляться на основе аутентичных средств.
Оригинальные тексты и материалы сохраняют подлинную ценность в условиях естественных коммуникативных ситуаций. Задача преподавателя состоит в том, чтобы придать целенаправленный характер этому обилию разнообразного оригинального материала и найти способ как его представить студентам для решения поставленных учебных и воспитательных задач и для повышения уровня толерантности.
9. Индивидуализацию воспитания толерантности в процессе обучения необходимо строить с опорой на вариативность модальности информации.
В отношении каждою объекта окружающей среды толерантность проявляется по мере формирования субъективного представления о безопасности данного объекта, будь то отдельный индивид или социальная группа. В соответствии с этим мы выделяем основные функции толерантности:
гуманитарная - направлена на формирование ценностных ориентации и интересов субъекта;
идентификации - выступает как способ приобщения себя к какой - либо группе, соотнесение своей позиции с групповыми, порождает способность к рефлексии, стремление расширить информационное поле взаимодействия;
социально-адаптивная - гармонизирует отношения субъекта с окружающей средой, позволяет реально оценивать свой субъективный потенциал, создавать базу для собственного саморазвития.
Кроме того, мы выделили следующие структурные компоненты, которые необходимо учитывать при разработке педагогических технологий воспитаниия толерантности:
когнитивно-ценностный - выполняет миссию содействия формированию личности - значимой системы, ценностных ориентаций, характеризует качество мировосприятия и мироотношения;
интегративный - обеспечивает признание значимости и самоценности как группы, гак и индивида;
мотивационно-потребностный - состоит в формировании нравственного критерия «толерантность» с целью социальной адаптации.
Толерантность позволяет человеку в любых ситуациях не пойти против своей воли, не унизить собеседника и сохранить принцип свободы личности. Человек сознает толерантным себя тогда, когда он осознает свои действия.
Педагогические технологии формирования толерантности становятся эффективными, если реализуются при соблюдении следующих условий: развитие гордости за свою культуру; включение во все аспекты обучения и воспитания полиэтнического материала; развитие способности принятия и уважения различий; признание равноправия; признание общечеловеческих ценностей и др.
Основными направлениями реализации педагогических технологий воспитания толерантности являются:
- определение общих целей и конкретных задач воспитания;
- расширение представлений о культуре разных народов, о межнациональных отношениях, об образцах толерантного поведения; формирование установок толерантного сознания;
- развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных национальностей;
- организация научно-исследовательской деятельности в целях изучения проблем возникновения и функционирования механизмов толерантного поведения;
- развитие позитивного опыта культуры общения и др.
Осознание культурных различий происходит не без влияния мнения, сложившегося в массовом сознании на основе реальных жизненных наблюдений, суть которых в том, что представители разных народов отличаются друг от друга некоторыми своими характеристиками в отношении черт характера, особенностей поведения, образа жизни, привычек, традиций, обычаев, например: французы - немного легкомысленные, англичане - чопорные и холодные, немцы - педантичные и т. д. Кроме того, в массовом сознании обобщены и распространены представления о своей общности, так называемые автостереотипы, которые могут быть также позитивными и негативными. Давно бытующие или специально распространяемые в массовом сознании стереотипы могут стать регулятором взаимоотношений между людьми. В спокойной ситуации эти стереотипы могут восприниматься с юмором и не влиять на отношения между людьми. Однако в момент напряженности в обществе актуализированные и мобилизованные стереотипы, особенно негативные, могут усугубить конфликт.
Стереотипы, как устоявшиеся в сознании индивида обобщения об одном человеке, о группе людей, могут быть верными (положительными) или неверными (отрицательными). Стереотип поведения также является универсальным критерием отличия людей друг от друга. Поведенческий стереотип - это особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условно-рефлекторный механизм наследственности, когда дети путем подражания перенимают от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.
Стереотип имеет структуру, в которой на основе дихотомии «Мы- Они» выделяются два основных компонента: автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип отражает совокупность атрибутивных признаков, составляющих
представление о действительных или воображаемых чертах собственной этнической группы. Гетеростереотип - совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о других этнических группах .
Стереотипы отражают специфические для данной культуры нормы и схемы поведения, основные этнические категории, значимые для данной культуры в системе установок и ценностей. Воспитание толерантного сознания и поведения предполагает формирование позитивных стереотипов.
Педагогические технологии воспитания стереотипов толерантностного сознания и поведения студентов основываются на формировании элементов поведения, отражающих положительные стереотипы и развенчивающих отрицательные и автостереотипов, как атрибутивных признаков, составляющих представление о действительных или воображаемых чертах собственной этнической группы, и гетеростереотипов, отображающих совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о других этнических группах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Развитие отечественного образования: выбор основного вектора движения / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава // Философия образования. 2006. № 1. С. 13-16.
2. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К., Кадырова Л.Р. //Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 83-89.
3. Берулава, М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. 2015. №2. С. 8-12.
4. Берулава, Г.А. Роль методологических оснований в разработке образовательных технологий / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №6. - С. 4-18
5. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.
2002.
6. Зимовина О.А.. «Педагогические технологии воспитания толерантности в условиях гуманизации образования», монография, Сочи, 2012. 127с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. М. 2003. 384 с.
8. Извеков И.Н. «Методологические требования к построению технологий духовно-нравственного воспитания личности с позиций ценностно-генеалогического подхода», монография, Сочи, 2012. 114 с.
9. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб. 2001.С. 152.
10. Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженности. - М. 1998.
С. 70.