ISNN 1029-3338
Зимовина О.А.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Воспитание толерантности студентов в процессе их профессионального обучения является актуальным в силу ряда факторов. Очевидно, что неквалифицированный профессионал, игнорирующий общечеловеческие и не знающий национальные ценности, преследующий свои корыстные цели,— одно из опасных явлений жизни общества. Актуальность проблемы воспитания толерантности усиливается тем, что с позиций современности не уточнено содержание формирования толерантности как цели воспитания, не разработана теоретико-методологическая основа воспитания толерантности. Необходимым условием воспитания толерантности должен быть учет в педагогической деятельности по формированию толерантности индивидуальных особенностей молодежи, осуществление дифференцированного подхода к студентам, имеющим разный уровень толерантного сознания.
Толерантность трактуется нами как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Толерантность означает признание прав другого, восприятие другого, как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Толерантность соотносится нами с понятием терпимости как уважения или признания равенства других и отказ от доминирования или насилия.
В образовательном процессе вуза необходимо выделить смыслообразующий потенциал, в котором актуализируются и выражаются специфика понимания студентом мира и себя в этом мире; ориентация студента на ценность другого; самопринятие и самоуважение, как проявление толерантности к самому себе; развитие умений вести диалог как способ межличностного взаимодействия и общения с другими, в т. ч. с «иными» людьми.
Индивидуализация воспитания толерантности студентов основывается на теоретико-методологических основаниях гуманизации образования. В зависимости от концептуального подхода термин «толерантность» может приобретать различное смысловое наполнение. В сфере философской науки понятие «толерантность» используется для обозначения внешней и внутренней свободы; отрицания принуждения; терпимости к иным нравам, взглядам, культуре, образу жизни, привычкам; способности принятия точки зрения других как объективно существующей реальности. Индивидуализация воспитания толерантности заключается в разработке и использовании педагогических технологий формирования установок и навыков толерантного поведения.
На индивидуальном уровне толерантность является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды.
14
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012
Именно этот уровень существования толерантного сознания является необходимым условием стабильности общества; достижение этого уровня является предметом деятельности институтов образования и воспитания. В этом смысле толерантность относится к базовым ценностям открытого и демократического общества. Открытость общества своим собственным инновациям и изменениям означает одновременно и открытость его вовне, иным культурным нормам и принципам. Поэтому толерантность, критическое мышление, свобода и откровенность личности в открытом обществе составляют фундамент демократии и создают условия развития, движения общества вперед.
Содержательным полем разработки педагогических технологий воспитания толерантности в вузе является развитие толерантного поведения, толерантного общения в межличностном взаимодействии и в профессиональной деятельности.
Толерантность связана с отсутствием негативного отношения к иной культуре, а также с наличием позитивного восприятия собственной. При этом интолерантность рассматривается как неадекватность группового восприятия и представляет собой преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. Психологическая конструкция уважения к различным народам и культурам, в первую очередь, опирается на знание собственной культуры в присвоенных формах.
Недостаточное знание человеком собственной культуры, недостаточная самоидентификация порождают чувства ущемленности, неполноценности, неудовлетворенности. Этот комплекс культурной недостаточности может быть условием для проявления агрессивности. Отсюда можно заключить, что существенным направлением воспитания толерантности и, соответственно, разработки педагогических технологий стало воспитание культуры на основе национальных, семейных традиций. А.С. За-песоцкий [1] определяет феноменологическую сущность культуры как совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальных общностей (этноса, нации, общества), зафиксированных и закреплённых в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества. И.А. Зимняя [2, 3] добавляет, что эта совокупность ценностей, норм и идеалов, присваивается и используется человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми.
В воспитании культуры следует учитывать, что в содержание общей культуры включены такие направления, которые представляют три глобальных плана ее развития: культура личности, как культура отношения и культура саморегуляции; культура деятельности, отражающая культуру интеллектуальной и предметной деятельности; культура социального взаимодействия, проявляющаяся через культуру поведения и культуру общения. Следует отметить, что культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции образуют внутренний, интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой пласт общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешнее проявление культуры, в реализации которого выявляются особенности внутренней культуры. Представленная структура культуры личности определяет направления ее формирования, что будет способствовать воспитанию толерантности, в том ее представлении, которое отражено выше.
К общим педагогическим условиям, обеспечивающим индивидуализацию воспитания толерантности у студентов в высшей школе, мы относим следующие положения:
15
ISNN 1029-3338
1. Индивидуализацию воспитания толерантности у студентов целесообразно осуществлять в контексте овладения ими опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Данное педагогическое условие предполагает переход от информационной когнитивной педагогики к смысловой ценностной педагогике, в связи с чем индивидуализация воспитания толерантности студентов возможна лишь на основе развития у них ценностей сопереживания, кооперации, профессионализма. Индивидуализация воспитания толерантности будет проходить эффективно при условии, что ставящиеся перед студентами познавательные проблемы будут личностно значимы и эмоционально наполнены.
2. Индивидуализация воспитания толерантности студентов должна осуществляться на основе развития у них механизмов самовоспитания.
3. Для повышения уровня толерантности студентов необходимо опираться на педагогические технологии, продуцирующие собственную активность студентов, такие как, деловые игры, дискуссии, круглые столы, самостоятельная работы, проектные работы, экскурсии, коммуникативные игры.
4. Проявления толерантности студентов должны получать поддержку и одобрение со стороны преподавателя. Организация всего воспитательного процесса должна строиться на основе сотрудничества педагога и студента в совместной творческой и познавательной деятельности. Необходимо наличие толерантной воспитательной среды вуза, которая представлена всеми уровнями взаимодействия в системе «студент — преподаватель — студенческая группа — структуры управления — воспитательные структуры».
5. Педагогические технологии воспитания толерантности студентов должны отражать индивидуальный эмпирический и социокультурный опыт. В традиционной педагогике эмпирический опыт рассматривался как негативный, мешающий усвоению системы научных знаний. Гуманистический подход к разработке педагогических технологий воспитания толерантности предполагает обращение к индивидуальному — эмпирическому, бытовому, следовательно, личностно значимому опыту студента.
6. Педагог должен создать психологически комфортный климат на занятиях, принимая во внимание индивидуальные особенности студентов, который обеспечит внутреннюю готовность студентов к изучению учебной дисциплины и обладанию толерантным поведением. Необходимо давать студентам возможность свободно выражать свои взгляды и чувства при описании традиций своей семьи, своей национальности.
7. Процесс обучения с параллельной задачей индивидуализации воспитания толерантности должен осуществляться на основе аутентичных средств. Оригинальные тексты и материалы сохраняют подлинную ценность в условиях естественных коммуникативных ситуаций. Задача преподавателя состоит в том, чтобы придать целенаправленный характер этому обилию разнообразного оригинального материала и найти способ как его представить студентам для решения поставленных учебных и воспитательных задач и для повышения уровня толерантности. Индивидуализацию воспитания толерантности в процессе обучения необходимо строить с опорой на вариативность модальности информации.
В отношении каждого объекта окружающей среды толерантность проявляется по мере формирования субъективного представления о безопасности данного объекта, будь то отдельный индивид или социальная группа.
16
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012
В соответствии с этим мы выделяем следующие основные функции толерантности:
1) гуманитарная — направлена на формирование ценностных ориентаций и интересов субъекта;
2) идентификации — выступает как способ приобщения себя к какой-либо группе, соотнесение своей позиции с групповой, порождает способность к рефлексии, стремление расширить информационное поле взаимодействия;
3) социально-адаптивная — гармонизирует отношения субъекта с окружающей средой, позволяет реально оценивать свой субъективный потенциал, создавать базу для собственного саморазвития.
При разработке педагогических технологий воспитания толерантности необходимо учитывать следующие структурные компоненты: когнитивно-
ценностный — выполняет миссию содействия формированию личности — значимой системы, ценностных ориентаций, характеризует качество мировосприятия и мироотношения; интегративный — обеспечивает признание значимости и самоценности как группы, так и индивида; мотивационно-потребностный — состоит в формировании нравственного критерия «толерантность» с целью социальной адаптации.
Толерантность позволяет человеку в любых ситуациях не пойти против своей воли, не унизить собеседника и сохранить принцип свободы личности. Человек сознает толерантным себя тогда, когда он осознает свои действия.
Педагогические технологии воспитания толерантности становятся эффективными, если реализуются при соблюдении следующих условий: развитие гордости за свою культуру; включение во все аспекты обучения и воспитания полиэтнического материала; развитие способности принятия и уважения различий; признание равноправия; признание общечеловеческих ценностей и др.
Основными направлениями реализации педагогических технологий воспитания толерантности являются: определение общих целей и конкретных задач воспитания; расширение представлений о культуре разных народов, о межнациональных отношениях, об образцах толерантного поведения; формирование установок толерантного сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных национальностей; организация научно-исследовательской деятельности в целях изучения проблем возникновения и функционирования механизмов толерантного поведения; развитие позитивного опыта культуры общения и др.
Осознание культурных различий происходит не без влияния мнения, сложившегося в массовом сознании на основе реальных жизненных наблюдений, суть которых состоит в том, что представители разных народов отличаются друг от друга некоторыми своими характеристиками в отношении черт характера, особенностей поведения, образа жизни, привычек, традиций, обычаев, например: французы — немного легкомысленные, англичане — чопорные и холодные, немцы — педантичные и т. д. Кроме того, в массовом сознании обобщены и распространены представления о своей общности, так называемые автостереотипы, которые могут быть также позитивными и негативными. Давно бытующие или специально распространяемые в массовом сознании стереотипы могут стать регулятором взаимоотношений между людьми. В спокойной ситуации эти стереотипы могут восприниматься с юмором и не влиять на отношения между людьми. Однако в момент напряженности в обществе актуализированные и мобилизованные стереотипы, особенно негативные, могут усугубить конфликт.
17
ISNN 1029-3338
Стереотипы, как устоявшиеся в сознании индивида обобщения об одном человеке, о группе людей, могут быть верными (положительными) или неверными (отрицательными). Стереотип поведения также является универсальным критерием отличия людей друг от друга. Поведенческий стереотип — это особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условно-рефлекторный механизм наследственности, когда дети путем подражания перенимают от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.
Стереотип имеет структуру, в которой на основе дихотомии «Мы — Они» выделяются два основных компонента: автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип отражает совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о действительных или воображаемых чертах собственной этнической группы. Гетеростереотип — совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о других этнических группах.
Стереотипы отражают специфические для данной культуры нормы и схемы поведения, основные этнические категории, значимые для данной культуры в системе установок и ценностей. Воспитание толерантного сознания и поведения предполагает формирование позитивных стереотипов.
Педагогические технологии воспитания стереотипов толерантного сознания и поведения студентов основываются на формировании элементов поведения, отражающих положительные стереотипы, развенчивающих отрицательные стереотипы; образовании автостереотипов, как атрибутивных признаков, составляющих представление о действительных или воображаемых чертах собственной этнической группы, и гетеростереотипов, отображающих совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о других этнических группах.
Воспитание толерантности студентов в гуманистической образовательной среде возможно через использование педагогических технологий толерантного поведения студентов в межкультурном общении (гуманистиче ские технологии), в профе ссиональной деятельности (локальные, модульные технологии), в межличностном общении (гуманноличностные технологии). В настоящее время возрастает роль информационной среды, позволяющей студенту осознать сложность и многомерность мира человеческих отношений, неизбежность различий между людьми и недопустимость унижения человека, попавшего в критическую ситуацию, относящуюся к сфере профессиональной деятельности специалиста. Педагогические информационные технологии обеспечивают студенту возможность использовать потенциал Интернета.
Библиографический список
1. Запесоцкий, А.С. Образование : философия, культурология, политика [Текст] / А.С. Запесоцкий. М., 2002.
2. Зимняя, И.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения) [Текст] / И.А. Зимняя. М., 1999.
3. Она же. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И.А. Зимняя. М., 2003.
4. Зимовина, О.А. Воспитание толерантности студентов в вузе [Текст] / О.А. Зимовина // Инновационные технологии в образовании : субъектность, ресурсность, технологичность : материалы междунар. конф. М. : Изд-во ун-та РАО, 2011.
5. Она же. Педагогический аспект воспитания толерантности студентов в вузе [Текст] / О.А. Зимовина // Преподаватель высшей школы : традиции, проблемы, перспективы : материалы 3-й Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Тамбов : изд-во Тамбов. гос. ун-та, 11-13 нояб. 2011.
18