Научная статья на тему 'Воспитание толерантности студентов в вузе: теоретико-методологический аспект'

Воспитание толерантности студентов в вузе: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF ACTIVITY / КУЛЬТУРА САМОРЕГУЛЯЦИИ / TOLERANCE EDUCATION / CULTURE OF THE RELATION / CULTURE OF SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимовина О. А.

В статье излагаются теоретико-методологические основы воспитания толерантности. Представлен авторский подход к воспитанию толерантности через развитие общей культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of tolerance of students in high school: theoretical and methodological aspect

Theoretico-methodological aspects of tolerance education are stated in article. The author's approach to tolerance education through development of the general culture of the person is presented.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности студентов в вузе: теоретико-методологический аспект»

ISNN 1029-3388

Зимовина О.А.

Воспитание толерантности студентов в вузе: теоретико-методологический аспект

Актуальность проблемы воспитания толерантности усиливается тем, что с позиций современности не уточнено содержание формирования толерантности как цели воспитания, не разработана теоретико - методологическая основа воспитания толерантности. Необходимым условием воспитания толерантности должен быть учет в педагогической деятельности по формированию толерантности индивидуальных особенностей молодежи, осуществление дифференцированного подхода к студентам, имеющим разный уровень толерантного сознания. Исследования понимания толерантности, проведенное нами среди студентов первых курсов гуманитарных специальностей, показывает неоднозначность понимания термина «толерантность», оценки толерантного поведения, восприятия культурных традиций разных народов.

Выявление теоретико - методологических аспектов толерантности предполагает определение сущностного содержания современного значения понятия «толерантность», функций и компонентов толерантности, критериев определения толерантного сознания, толерантного поведения, культуры толерантности, ее особенностей.

Толерантность определяет ценностные ориентации и социальные нормы гражданского общества, право индивидов быть различными по внешности, языку, обычаям, верованиям, культуре, убеждениям. Кроме того толерантность понимается как гарантия сохранения устойчивой гармонии между конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, проявления сотрудничества и конструктивного взаимодействия между представителями этих групп и социальными группами.

В педагогической литературе излагаются теоретические предпосылки для решения проблемы воспитания толерантности и исследуются различные ее аспекты. Теоретико-методологические аспекты этнической педагогики исследуются в научных трудах Г.Н. Волкова, Г.В Палаткиной, С.К. Бондыревой, ОД. Мукаевой. Вопросы формирования толерантной личности через формирование толерантного сознания и толерантных отношений представлнены в работах С.К. Бондыревой, А.П. Садохина. И.Б. Гриншпун. В работах Е.Н. Дворниковой исследуются проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности. Этническое самосознание разных этносов разработано в трудах А. А. Ивановой, Ф.С. Эфендиева, Е.М. Аджиевой, этнопсихологические особенности различных этносов представлены в работах А. С. Обуховой, Ф.С. Эфендиева.

Первостепенной задачей воспитания толерантности на современном этапе является разумное сочетание в воспитании этнического, религиозного и общечеловеческого начал. Без этого невозможно социально-философское

осмысление национального и общечеловеческого начал в формировании духовно-нравственного облика личности, что требует усилий семьи, школы и общественных организаций в нравственном воспитании молодежи, повышения культуры межнационального общения в современном социуме.

Установление и осмысление самого феномена «толерантность» приобретает особое значение как необходимый исходный момент в планировании и развертывании деятельности гражданского общества по укоренению его принципов. Происхождение толерантности обусловлено тем, что во все времена в жизни народов присутствовали две противоположные тенденции: с одной стороны - стремление к единообразию, нивелированию индивидуальности и, с другой - стремление к разнообразию, индивидуальности, неповторимости. Разумное сочетание этих тенденций есть проявление толерантности.

Происхождение термина «толерантность» связывают с латинским глаголом 1;о/его, что означает «нести», «держать», «терпеть». Первоначально это относилось к прямому значению этого слова, и было связано действительно с необходимостью что-либо держать, удерживать, нести в руках, при этом предполагалось, что человек должен был это терпеть, тратить на это усилия. В английской интерпретации это слово наряду с терпимостью означает также понятие «допускать». Анализ толкования термина толерантность в иностранных значениях позволяет предположить, что с его помощью выражается чувство меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, если даже это вызывает непонимание, непринятие, сопротивление. Взаимодействие на основе взаимной непохожести, уникальности является источником взаимной выгоды. Исходя из этого, необходимость уважения прав и особенностей других людей является условием реализации собственных. Понятие толерантности следует соотносить с понятием терпимости как уважения или признания равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость проявляется как открытость и свободное мышление. В основе такого понимания терпимости осознание того, что окружающий мир и социальная среда являются многомерными, то есть взгляды на мир различны и не могут сводиться к единообразию в чью-то пользу. Мы рассматриваем толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Такое понимание толерантности означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Следует говорить об индивидуализации в воспитании толерантности. Любая общность, даже объединенная идейными связями или реальными взаимоотношениями, состоит из конкретных людей, обладающих разным социальным статусом, различными убеждениями.

^^ 1029-3388

Рассмотрение психологической конструкции уважения к различным народам и культурам, в первую очередь, опирается на знание собственной культуры в присвоенных формах. Недостаточное знание человеком собственной культуры, недостаточная самоидентификация порождают чувства ущемленности, неполноценности, неудовлетворенности. Этот комплекс культурной недостаточности может быть условием для проявления агрессивности. Отсюда можно заключить, что одним из направлений воспитания толерантности должно стать воспитание культуры на основе национальных, семейных традиций. Запесоцкий А.С. определяет феноменологическую сущность культуры как совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальных общностей (этноса, нации, общества), зафиксированных и закреплённых в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества.(1). Зимняя И.А. добавляет, что это совокупность ценностей, норм и идеалов, присваевается и используется человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми (2). В воспитании культуры следует учитывать, что в содержание общей культуры включены такие направления, которые представляют три глобальных плана ее развития: культура личности, как культура отношения и культура саморегуляции; культура деятельности, отражающая культуру интеллектуальной и предметной деятельности; культура социального взаимодействия, проявляющаяся через культуру поведения и культуру общения. Следует отметить, что культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции образуют внутренний, интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой пласт общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешнее проявление культуры, в реализации которого выявляются особенности внутренней культуры. Представленная структура культуры личности определяет направления ее формирования, что будет способствовать воспитанию толерантности, в том ее представлении, которое отражено выше.

В качестве показателей сформированности культуры могут быть представлены характеристики взрослого культурного человека (3):

- уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного), т.е. культура личности, саморегуляции;

- адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

- соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

- актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических,

политических, правовых и т.д.), т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

- ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т. д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

- ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т. д.), т.е. общецивилизационная культура;

- социальная ответственность за себя, свое поведение в рамках личностно-деятельностного подхода.

Толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры и входит в состав смысловых единиц жизни человека.

Представленный перечень характеристик культурного человека может составить программу воспитания в системе образования, отражает объективные жизненные практики толерантной культуры и направления воспитания толерантных отношений участников воспитательного процесса.

Литература

1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М. -2002.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - М. - 2003. - 384 с.

3. Зимняя И. А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М. - 1999. - 82 с.

4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / Сост. С.К. Бондырева. - М. - 2002.

Пиралова О. Ф.

Информационно-технологические условия оптимизации подготовки

компетентных инженеров

Оптимизация обучения в условиях компетентностного подхода представляет собой деятельность субъектов, участвующих в формировании требуемых компетенций инженерного работника. Применение существующих средств, методов и форм обучения для достижения необходимых результатов является возможным при создании определенных условий для изучения дисциплин профессиональных/общепрофессиональных и специальных блоков, которые отмечены соответствующими государственными стандартами и нормативными документами [1, 2]. В указанных документах определена роль вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.