ISNN 1029-3388
19. Маслоу А. Г. Мотивация и личность./ Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия. - 1999. - 478 с.
20. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - №3. - 104-114 с.
21. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - №4. - 91-96 с.
22. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект. - 2000. - 880 с.
23. Проект Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года.// Внедрение новых форм социального обслуживания пожилых людей и инвалидов: Сборник информационных материалов (Межрегиональный семинар). С.-П.: ЦНТИ «Прогресс». - 2005.
24. Пучков П. В. Сущность и понятие «геронтологический эбьюзинг».// Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: сб. науч. тр.; под ред. Г. В. Дыльнова. - Саратов: Надежда. - 2003. - Выпуск 10. - 196-200 с.
25. Россет Э. Процесс старения населения. М. - 1968.
26. Соболева С. В. Демографические процессы в региональном социально-экономическом развитии./ отв. ред. д. э. н. Ф. М. Бородкин. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. - 1988. - 208 с.
27. Татимов М. Б. Социальная обусловленность демографических процессов. -Алма-Ата: Наука. - 1989.
28. Черносвитов Е. В. Проблема активизации жизни пожилых людей // Психология зрелости и старения. - 2000. - Зима (№1). - 19-39 с.
29. Шахматова Н. В. Поколенческая организация современного российского общества / под ред. Г. В. Дыльнова. - Саратов: Издательство Саратовского университета. - 2003. - 324 с.
Проблемы высшего образования
Зимовина О.А.
Технологические аспекты воспитания толерантности студентов
Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальности, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе. В условиях поликультурного общества эта норма выдвигает повышенные требования к общению и взаимодействию его членов на основе толерантности. В Декларации ООН (1995г.) толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание многообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
В педагогической интерпретации толерантность можно рассматривать как педагогическую категорию, сущность которой - не столько терпимость или либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей других, сколько изучение, поиск положительного педагогического опыта в другой культуре.
Воспитание толерантности тесно связано с проблемой нравственного становления личности студента, формированием духовных и моральных качеств. В современном образовательном пространстве доминирует гуманизация как научное направление и как образовательная парадигма. Гуманизация образования предполагает направленность учебного процесса на развитие личности, на формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей. Соответственно, в качестве одного из важнейших способов воспитания толерантности в высшей школе будет выступать его индивидуализация, предполагающая психологически комфортные межличностные отношения, реализацию творческого потенциала студентов в соответствии с их индивидуальными познавательными стратегиями и когнитивными стилями.
Психологическая конструкция уважения к различным народам и культурам, в первую очередь, опирается на знание собственной культуры в присвоенных формах. Недостаточное знание человеком собственной культуры, недостаточная самоидентификация порождают чувства ущемленности, неполноценности, неудовлетворенности. Этот комплекс культурной недостаточности может быть условием для проявления агрессивности. Отсюда можно заключить, что значимым направлением воспитания толерантности должно стать воспитание культуры на основе национальных, семейных традиций.
Педагогический подход к изучению толерантности заключается в рассмотрении и описании толерантности через установки и навыки толерантного поведения. На индивидуальном уровне толерантность является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания является необходимым условием стабильности общества; достижения этого уровня является предметом деятельности институтов образования и воспитания. В этом смысле толерантность относится к базовым ценностям открытого и демократического общества. Открытость общества своим собственным инновациям и изменениям означает одновременно и открытость его вовне, иным культурным нормам и принципам. Поэтому толерантность, критическое мышление, свобода и откровенность личности в открытом обществе составляют фундамент демократии и создают условия развития, движения общества вперед. Очень важны показатели толерантности, проявление этого
¡З^ 1029-3388
качества в поведении человека в общении и в деятельности. Толерантность связана с отсутствием негативного отношения к иной культуре, а также с наличием позитивного восприятия собственной. При этом интолерантность рассматривается как неадекватность группового восприятия и представляет собой преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной.
В отношении каждою объекта окружающей среды толерантность проявляется по мере формирования субъективного представления о безо-пасности данного объекта, будь то отдельный индивид или социальная группа. В соответствии с этим выделяем основные функции толерантности: гуманитарная - направлена на формирование ценностных ориентации и интересов субъекта; идентификации - выступает как способ приобщения себя к какой-либо группе, соотнесение своей позиции с групповыми, порождает способность к рефлексии, стремление расширить информационное поле взаимодействия; социально-адаптивная - гармонизирует отношения субъекта с окружающей средой, позволяет реально оценивать свой субъективный потенциал, создавать базу для собственного саморазвития.
Кроме того, обнаруживаются следующие структурные компоненты толерантности: когнитивно-ценностный - выполняет миссию содействия формированию личности - значимой системы, ценностных ориентаций, характеризует качество мировосприятия и мироотношения; интегративный -обеспечивает признание значимости и само-ценности как группы, гак и индивида; мотивационно-потребностный - состоит в формировании нравственного критерия «толерантность» с целью социальной адаптации.
Толерантность позволяет человеку в любых ситуациях не пойти против своей воли, не унизить собеседника и сохранить принцип свободы личности. Человек сознает толерантным себя тогда, когда он осознает свои действия.
Технологические аспекты формирования толерантности могут быть реализованы через создание условий и учет направлений эффективности формирования толерантности. К таким условиям относятся: развитие гордости за свою культуру; включение во все аспекты обучения и воспитания полиэтнического материала. Развитие способности принятия и уважения различий; признание равноправия; признание общечеловеческих ценностей и др. Основными направлениями воспитания толерантности являются: определение общих целей и конкретных задач воспитания; расширение представлений о культуре разных народов, о межнациональных отношениях, об образцах толерантного поведения; формирование установок толерантного сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных национальностей; организация научно-исследовательской деятельности в целях изучения проблем возникновения и функционирования механизмов толерантного поведения; развитие позитивного опыта культуры общения и др.
Осознание культурных различий происходит не без влияния мнения, сложившегося в массовом сознании на основе реальных жизненных наблюдений,
суть которых в том, что представители разных народов отличаются друг от друга некоторыми своими характеристиками в отношении черт характера, особенностей поведения, образа жизни, привычек, традиций, обычаев, например: французы -немного легкомысленные, англичане - чопорные и холодные, немцы -педантичные и т. д. Кроме того, в массовом сознании обобщены и распространены представления о своей общности, так называемые, автостереотипы, которые могут быть также позитивными и негативными. Давно бытующие или специально распространяемые в массовом сознании стереотипы могут стать регулятором взаимоотношений между людьми. В спокойной ситуации эти стереотипы могут восприниматься с юмором и не влиять на отношения между людьми. Однако в момент напряженности в обществе актуализированные и мобилизованные стереотипы, особенно негативные, могут усугубить конфликт.
Стереотипы, как устоявшиеся в сознании индивида обобщения об одном человеке, о группе людей, могут быть верными (положительными) или неверными (отрицательными). Стереотип поведения также является универсальным критерием отличия людей друг от друга. Поведенческий стереотип - это особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условно-рефлекторный механизм наследственности, когда дети путем подражания перенимают от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками (1).
Стереотип имеет структуру, в которой на основе дихотомии «Мы- Они» выделяются два основных компонента: автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип отражает совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о действительных или воображаемых чертах собственной этнической группы. Гетеростереотип - совокупность атрибутивных признаков, составляющих представление о других этнических группах (2).
Стереотипы отражают специфические для данной культуры нормы и схемы поведения, основные этнические категории, значимые для данной культуры в системе установок и ценностей. Воспитание толерантного сознания и поведения предполагает формирование позитивных стереотипов.
Литература
1. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб. - 2001. - 152 с.
2. Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженности. - М. - 1998. - 70 с.
Петухова Т.П.
Содержательные аспекты асинхронной самостоятельной работы студентов
В условиях информационного общества продуктом профессиональной деятельности становятся знания, все большую роль играют творчество,