ISNN 1029-3388
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Беляева Е.В.
НОВЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ТЕХНОСРЕДЫ
Воспитание толерантности у молодежи в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба. В ситуации сегодняшнего состояния качества и уровня жизни населения России, когда актуализируются межличностные и межгрупповые проблемы, это направление деятельности педагогов имеет особое значение.
Достаточно представительный блок научных исследований последних десятилетий посвящен тем или иным аспектам толерантности, но научнопедагогическое осмысление воспитания толерантности продолжает быть актуальным до сих пор.
В частности, актуализации требует вопрос формирования и развития толерантности молодой личности в контексте влияния на неё масс-медиа и Интернет. Академик РАО Берулава Г. А. подчеркивает, что принципиальные изменения, которые произошли в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной молодёжи под влиянием масс-медиа и глобальной электронной сети Интернет, требуют разработки принципиально нового методологического подхода к содержанию, формам и методам обучения и воспитания в высшей школе.
Роль электронных информационно-коммуникационных технологий сегодня становится для развития молодежи приоритетной. Однако целенаправленного системного перехода к современным технологиям обучения, которые бы учитывали данные изменения, сегодня не происходит. При этом, виртуальное образовательное пространство обладает такими преимуществами, как: инициативность получения информации субъектом и, соответственно, её высокая мотивированность к усвоению; психологический комфорт в получении информации, не связанный с отрицательными моментами коммуникационного взаимодействия в реальном образовательном пространстве; получение информации в соответствии с доминирующими у субъекта когнитивными, коммуникационными и аффективными стилями и стратегиями.
Сознание определяется как высшая форма психического отражения, свойственный исключительно человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованной формами общественно-исторической деятельности людей. Бессознательная психика включает совокупность
18
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
психических процессов, механизмов и образований, в функционировании и влиянии которых субъект не отдаёт себе отчета.
Академиком РАО Берулава Г.А. также выявлено, что традиционные образовательные технологии делают ставку лишь на сферу рацио, однако психика человека активна и за счет сферы бессознательного. Именно эта сфера продуцирует всевозможные стереотипы общения, мышления, эмоционального реагирования, двигательной активности. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводит человека к необходимости использования оперативных, унифицированных, упрощенных схем мышления, которые, в значительной степени, базируются на сфере бессознательного. Тенденции развития современной цивилизации говорят о том, что в ближайшем будущем будет иметь место переход к интегративным, динамическим и эволюционирующим моделям знания, соответственно, это знаменуется переходом к сетевой образовательной стратегии, обеспечивающей формирование человека, живущего в условиях высокой социокультурной динамики.
Очевидно, что в процессе воспитания толерантности современной молодежи необходимо учитывать глобальные изменения в культурном контексте современного общества, определяемом новой информационной революцией, обусловленной массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети.
Таким образом, актуальность разработки принципиально нового подхода к воспитанию толерантности обусловлена существенными изменениями, произошедшими в личностном, поведенческом и когнитивном развитии современной молодежи под влиянием электронных средств информации. И особое значение имеет разработка методологии и методик, обеспечивающих формирование и развитие толерантности молодого человека в условиях новой техносреды и виртуальных миров.
Развитие личности будет тем успешнее, чем в большей степени оно будет упираться на зоны актуального и ближайшего развития личности. «Зона актуального развития отражает систему умений и навыков, которыми ребенок уже овладел и на основе которых он в состоянии самостоятельно решать познавательные и другие задачи. Уровень актуального развития обуславливает зону ближайшего, то есть круг умений и навыков, которыми ребенок сможет овладеть сам (спонтанно) или при содействии старших в процессе обучения. Зона ближайшего развития - это завтрашний день ребенка. При стечении благоприятных обстоятельств он раньше или позже самостоятельно войдет в свой завтрашний день. В условиях специально организованного, целенаправленного педагогического процесса это произойдет только в том случае, если обучение опережает актуальный уровень и приводит в движение силы, находящиеся в зоне ближайшего развития» (Ш. А. Амонашвили). Следовательно, системе образования
19
ISNN 1029-3388
сегодня необходимо широко и активно использовать преимущества Интернета в учебном и воспитательном процессах и опираться на тот опыт, который получают молодые люди в процессе общения посредством него.
Не только в теоретической психологии и педагогике, но и в отечественной образовательной практике на задний план отошла поведенческая психология, не соответствующая идеологии марксизма с его доминантой деятельностного подхода. И, по нашему мнению, совершенно незаслуженно. Психологи подчеркивают, что очень многое в психической активности человека занимают не рациональные и продуманные виды деятельности, а бессознательные автоматизированные паттерны поведения, называемые стереотипами. Это могут быть поведенческие стереотипы, когда человек совершает стереотипные действия и поступки совершенно бессознательно, на автомате, не задумываясь о том, что он делает. Не меньшее значение в нашей жизни имеют коммуникативные стереотипы, когда человек общается в стандартных ситуациях с помощью устоявшихся и привычных шаблонов, не задумываясь - что надо сказать и как ответить, а делает это с помощью привычных фраз и словесных клише. Каждый человек использует в межличностном общении эмоциональные стереотипы, выражая свои эмоции, симпатии и антипатии привычным способом. Индивидуальные когнитивные стереотипы содержат представления о действиях в конкретных ситуациях, о сопровождающей их коммуникации и их эмоциональной окраске. Такие стереотипы формируются до сформированности реального опыта поведения.
Толерантный человек не должен задумываться, как общаться с человеком, отличающимся от тебя состоянием здоровья, возрастом, национальностью, расой, религией или культурой. Человек, у которого сформированы эффективные стереотипы толерантного поведения, не должен задумываться: вставать ему или нет, чтобы уступить место старшему - мигранту из Средней Азии или беременной представительнице субкультуры Эмо. Он должен делать это автоматически на основе сформированных соответствующих стереотипов поведения. Он не должен думать, что надо помочь перейти инвалиду по зрению через дорогу. Он должен делать это автоматически. Он не должен стоять в стороне, если видит, что обижают или унижают женщину, ребенка, пожилого человека, вообще более слабого, но представителя другой национальности, этноса, расы. Он должен прийти на помощь, не раздумывая. Для этого у него должен быть сформирован соответствующий эффективный шаблон поведения.
Не менее важны позитивные стереотипы в сфере эмоциональной активности человека. Надо уметь долго, не рефлексируя, улыбнуться, приветствуя человека другой культуры, расы, возраста. Надо уметь правильно эмоционально реагировать на стандартные и типичные ситуации в социальной и межличностной сфере взаимоотношений.
20
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
Хорошо говорить у нас принято только о мертвых. В российской социальной среде не сформированы такие проявления толерантности, как умение радоваться чужим талантам, чужим достижениям, чужой радости.
Уже нельзя сегодня скрывать тот факт, что многие туристы из России не пользуются уважением во многих странах, не вызывают симпатии, с ними часто не хотят жить в гостиницах. И отталкивает, прежде всего, их неадекватное поведение, которое можно назвать некультурным, неинтеллигентным, характеризующимся отсутствием необходимых стереотипов поведения в типичных ситуациях жизнедеятельности.
Совершенно понятно, что школа и вузы не ставили перед собой эту задачу профессионально. Несомненно, учащимся говорили, что надо вести себя хорошо. Но как хорошо, как и в каких ситуациях (очень часто и учитель не является образцом этого поведения). Задачу профессионально создавать соответствующие ситуации и формировать стереотипные формы поведения, которые презентовались бы уже на уровне бессознательного, система школьного и вузовского обучения сегодня перед собой не ставит и не включает в новые образовательные стандарты. А ведь это не менее важная задача, чем задача развития рационального сознания, развития мышления, формирования знаний.
Эту задачу во многом могла бы решить система обучения, прежде всего, через работу психологов, создающих данные типичные ситуации общения и отрабатывая у школьников и студентов необходимые коммуникационные паттерны. Однако поведенческое направление в деятельности психологов сегодня отошло на задний план. Тренинговая работа сегодня по сути дела базируется на создании совершенно нетипичных и искусственных ситуаций, апеллируя к ним, как к форме эмоционального самовыражения, к поиску ассоциаций и другим искусственным построения схем жизнедеятельности молодых людей. Во многих случаях общение психологов с обучаемыми превращается в адаптированное изложения курса психологии с опорой на вербально-монологический стиль изложения материала. При этом практические психологи не занимаются целенаправленно и систематически формированием эффективных, социально одобряемых паттернов поведения молодых людей.
Таким образом, система образования игнорирует и не использует сегодня очень важный пласт человеческой активности, которая может проявляться не только в сфере целенаправленной деятельности, но и в сфере бессознательного поведения, часто носящего стереотипный характер. Однако опора лишь на апелляцию к сфере теоретического сознания, с опорой на соответствующие этому методы обучения, носящие вербально-монологический характер, привели к сегодняшней ситуации, когда результатом школьного обучения является миру малокультурная, неадаптивная, агрессивная, нетолерантная личность с неадекватными формами поведения.
21
ISNN 1029-3388
Таким образом, новый подход к воспитанию толерантности базируется на инновационной сетевой методологической платформе развития личности,
отличительными чертами которой является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации, в равной степени как сферы рационального сознания, так и сферы бессознательного (Берулава Г. А., 2012).
Данная методологическая платформа основана на том, что виртуальная реальность, как образ искусственно сконструированного иллюзорного мира, есть отражение психикой процессов, происходящих в самой же психике; базируется на эмансипации функций знака, утверждении его способности представлять самого себя, а не реальность, что фактически порождает эру тотальной симуляции как в экзистенциональной, так и социальной среде. Данное обстоятельство не может не учитываться при разработке системы компетенций, которыми должен владеть выпускник вуза. В связи с этим необходимо изучение поведенческих стереотипов современных молодых людей в области межкультурного, межнационального и межрасового взаимодействия для определения методов и технологий их коррекции и развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А. Методология современной психологии: монография / Г. А. Берулава. - М: Издательство Московского психолого-социального института, 2009.
2. Берулава, Г. А. Роль поведенческих стереотипов в развитии личности: монография / Г. А. Берулава. - Сочи: ИОТ РАО, 2010.
3. Берулава, Г. А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г. А. Берулава // Вестник практической психологии. 2010. № 4. С. 6-14.
4. Берулава, Г. А. Инновационные технологии развития личности с позиций теории сетевого образования / Г. А. Берулава, Э. М. Сагилян // Гуманизация образования. 2011. № 3. С. 5-10.
5. Леонтьев А.Н. Образ мира: Избр. психол. произв.: В 2-х т. Т. II / А. Н. Леонтьев.
- М: Педагогика, 1983.
6. Малявина, С.С. Конфессиональные стереотипы современной молодежи: монография / С.С. Малявина. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2008.
7. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности: монография / Е.Е. Таратута
- СПб., 2007.
22