Научная статья на тему 'Отражение нравственно-ценностного аспекта формирования толерантности в науке'

Отражение нравственно-ценностного аспекта формирования толерантности в науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАҳАММУЛПАЗИРӣ / МАЪЛУМОТ / ДЕКЛАРАТСИЯ / ТАҳАММУЛПАЗИРИИ ЭТНИКӣ / ГУНОГУНФАРҳАНГӣ / ТАШАККУЛИ ТАҳАММУЛПАЗИРӣ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE ISSUES / PATIENCE / EDUCATION / TOLERANCE CATEGORIES / TOLERANCE CONCEPTIONS / DECLARATION / TOLERANCE FEATURES / ETHNIC TOLERANCE / CULTURAL DIVERSITY / TOLERANCE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабуров Хайрулло Мирзоевич, Эгамбердиева Мукаддас Холиқовна

Мақола ба ҳолати омӯзиши этникӣ ва ба амал тадбиқ гардидани муаммоҳои мавцудаи тарбияи таҳаммулпазирӣ аз нигоҳи олимони соҳаҳои гуногун, аз цумла педагогика, психология, фалсафа, сотсиология бахшида шудааст. Аз тарафи муаллифон ӌанбаҳои илмӣ-назариявии тарбияи таҳаммулпазирӣ аз нигоҳи пажӯҳишии олимони шинохта омӯхта гардида, ҳолати имрӯзаи масъалаи мазкур мавриди таҳлил қарор дода шудааст. Дар маркази омӯзиш ва таҳлили муаллифони мақола, масъалаи дар шароити гуногунфарҳангии цомеа қабули гояи таҳаммулпазирӣ ва таргиби муҳити ҳамдигарфаҳмӣ байни халқиятҳои гуногуни сайёра мақоми хосаро ишғол менамояд. Дар мақола ҳамчунин маънои мафҳуми таҳаммулпазирӣ бо забонҳои гуногуни олам нишон дода шуда, категорияҳои асосии таҳаммулпазирӣ аз нуқтаи назари илмӣ асоснок карда шудааст.Статья посвящена изучению и реализации текущих проблем развития толерантности с точки зрения ученых разных наук, таких как педагогика, психология, философия, социология и т. д. Авторы рассматривают взгляды ученых на научные и теоретические аспекты развития толерантности и дают анализ текущей ситуации упомянутого вопроса. В центре внимания авторов статьи находятся вопросы принятия идей толерантности различными народами мира. Кроме того, в статье приведены значения понятия толерантности на разные языки мира, а также научно обоснованы категории толерантности.The article dwells on the study and implementation of current tolerance development issues from the point of view of scholars of different sciences like pedagogics, psychology, philosophy, sociology, etc. The authors review the scholars ’ views on scientific and theoretical aspects of tolerance development and analyze the current status of the mentioned issue. The issues of acceptance of tolerance ideas by different cultures and dissemination of mutual understanding between different peoples of the world are in the focus of the authors ' scientific interest. Into the bargain, the authors adduce the meanings of “tolerance” notion in different languages of the world and the primary categories of tolerance are supported by scientific point of view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение нравственно-ценностного аспекта формирования толерантности в науке»

УДК 371.01 Х.М.САБУРОВ

ББК 74.200.6 М.Х.ЭГАМБЕРДИЕВА

ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ

Понятие «толерантность» исследуется в различных отраслях наук, вследствие чего существуют специфические трактовки ее содержания и сущности в каждой из них. В толковом словаре русского языка толерантность объясняется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть (13). Сущность толерантности и ее характеристики определяются посредством анализа точек зрения в различных науках: философии, психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины. Это привело к появлению к многообразию подходов к определению сущности категории толерантности в научной литературе.

Категория толерантности формировалась длительный период времени, а ее развитие продолжается до сих пор. Процесс развития и становления толерантного человека непосредственно связан с процессом формирования человеческого общества. Появление социальной общности «мы» в древности происходило в ходе совместной духовной и материальной деятельности людей, их общения и было результатом противостояния в борьбе за свое существование.

В первую очередь толерантность предполагает отказ от абсолютизации истины и означает утверждение нормы. Во вторых толерантность предусматривает принятие, понимание и уважение огромного многообразия сущего мира, культур, а также форм и способов самовыражения человеческой личности и индивидуальности. Этому способствуют многообразный социальный опыт человечества, духовная культура, общение и свобода совести, мышления и убеждений.

Описание толерантности усложняется тем, что в разных языках это понятие определяется по-своему и имеет разные значения. Многообразие трактовок слова «толерантность» на разных языках представлено в таблице 1.

Таблица 1. Понятие «толерантность» на разных языках мира

Язык Толкование

Английский Готовность быть терпимым, снисходительным.

Английский (Американский) Допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их,... признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации.

Арабский Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение..., расположенность к другим.

Испанский Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Китайский Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Персидский Терпение, выносливость, готовность к примирению.

Русский Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Французский Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Источник: толковые словари

Каждое из представленных определений делает разные акценты, которые продиктованы различием культур и общественно-исторического опыта, что очередной раз подтверждает наличие многообразия и плюрализма, имеющего существенное значение в условиях современного общества.

При этом каждое из приведенных определений точно отражает глубинную суть толерантности: уважение прав других («иных»), принятие их такими, какие они есть, недопущение причинения вреда другому, так как это приведет причинение к причинению вреда всем, в том числе и себе.

Объединяющим понятие толерантности у разных народов является отношение к человеку и человеческому роду как к единому целому и взаимосвязанному, что подтверждается единством подходов к пониманию таких проблем современности как глобализация, экология и т.п.

Научное определение категории толерантности сталкивается с определенными трудностями, так как это понятие распространено в различных отраслях знания: философии, психологии, педагогике, политике, медицине и др. В разных энциклопедических словарях «толерантность» толкуется по-разному. Например, в Советском энциклопедическом словаре, медицинское значение «толерантность» трактуется как иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела к определенному антигену (15).

Толерантность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека и является одним из важнейших «экзистенциалов» человеческой жизни, то есть толерантность - это сложный феномен, имеющий множество аспектов и компонентов. Она имеет несколько направлений проявления и развития через многообразие форм и видов.

Декларация принципов толерантности была принята Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В ней понятие толерантности определяется следующим образом:

- уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека (6).

В науке категория «толерантность» рассматривается как признание равенства между людьми, уважение и признание многообразия человеческой культуры, норм морали, верований, отказ от насилия и доминирования какой-то одной точки зрения. Толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, к ущемлению своих собственных интересов в угоду кому-либо или чему-либо, она предусматривает активность и взаимоуважение всех сторон. Основными чертами толерантности являются:

- активность по отношению к происходящему;

- отсутствие равнодушия, безразличия и нерешительности;

- наличие определенной позиции, принципов и идеалов;

- разумный компромисс, уступчивость, постоянная готовность к диалогу;

- отрицание фундаментализма, при необходимости гибкость в переосмыслении своей позиции;

- отсутствие навязывания своих принципов и взглядов;

- равенство и паритет взаимодействующих сторон, что исключает патернализм, то есть доминирование или покровителем одной из сторон над другой. Патернализм часто приводит к интолерантным отношениям;

- терпимость, доверие и диалогизм в отношениях;

- отсутствие монополизма и стремления сделать свою позицию господствующей, не считаясь с позицией другого;

- признание другого мнения, уникальности и ценности человеческой личности.

Так, например, по определению Д.В. Зиновьева социокультурная толерантность это нравственное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их вероисповедования, этнической, национальной либо культурной принадлежности. Она предполагает терпимость к другим взглядам, нравам, обычаям, привычкам и необходима при выстраивании взаимоотношений с представителями «иных» культурных групп. Толерантность характеризует уверенность человека в себе, осознание им надежности своих собственных взглядов, убеждений, позиций, точек зрения. Она не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантный человек разъясняет свою точку зрения «другому» и убеждает без применения давления, всегда стремится достичь взаимного уважения, понимания и согласования точек зрения и интересов разных людей (8).

Толерантность в социальном смысле представляет собой отношения взаимопонимания, открытости, солидарности и внимания друг к другу. Как отмечается в Декларации о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (6). Толерантность способствует свободному и равноправному диалогу людей и обсуждению любых проблем, она является общечеловеческой ценностью и выступает против распространения насилия, безразличия к нетерпимости.

В связи с вышеизложенным воспитание в духе толерантности необходимо рассматривать как важнейший компонент и неотъемлемый аспект национального воспитания. Оно должно формировать у подрастающего поколения навыки независимого, критического мышления и выработки суждений, основанных на нравственности и общечеловеческих ценностях.

При этом формирование толерантности предусматривает обязательное наличие в обществе, объективных предпосылок и оснований для единения социальных интересов, к важнейшим из которых

мы относим формирование толерантной среды в общеобразовательной школе. Таким образом, в школах необходимо укреплять дух толерантности, формировать толерантную образовательную среду, обеспечивающую открытость, солидарность, внимание друг к другу, что предполагает проведение серьезных исследований в рамках школьного образования.

В современных социальных науках одним из важнейших направлений исследований проблем толерантности и ее формирования стали исследования, посвященные этнической толерантности. При этом основным ориентиром и ценнейшим теоретическим материалом для этих исследований стала монография «Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа» (12). Она стала программой и задала тон всех последующих исследований этнической толерантности.

В качестве методологического основания для проведения исследований, посвященных этнической толерантности личности определена культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурия, а также историко-эволюционный подход к изучению личности, предложенный А. Асмоловым. В ракурсе этой концепции и подхода этническая толерантность рассматривается как сложная установка личности, выражающаяся в терпимости к чужому образу жизни, чужим нравам, традициям и обычаям, а также к чувствам, мнениям и идеям «иных». По мнению А.Г. Асмолова «толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, некий поведенческий ориентир, а также может функционировать как принцип, основное положение, внутреннее убеждение, определяющее деятельность человека. Толерантность как норма усиливает упорядоченность социальных взаимодействий, ориентирует личность на конкретные образцы поведения» (2).

В основном этническая толерантность личности ярко проявляется в разнообразных критических ситуациях выбора: межличностного и внутриличностного, то есть, тогда, когда выработанные личностью этнические стереотипы и нормы решения в привычном для нее образе жизни срабатывают, а новые нормы или стереотипы поведения находятся в процессе становления. Таким образом, этническая толерантность личности проявляется в основном тогда, когда возникают проблемные ситуаций и конфликты в результате взаимодействия с другими этническими группами. Следовательно, этническая толерантность личности должна изучаться в процессе этнической самоидентификации личности, так как все психологические феномены, связанные с этносом являются сторонами такого целостного явления, как этническое многообразие и вариативность личности.

При этом этническая толерантность неразрывно связана с -интолерантностью, то есть по сути это всегда проблема взаимоотношений разных этнических групп. Отсюда следует, что толерантность представляет собой «психологическую характеристику личности, которая особенно важна при исследовании межгруппового взаимодействия и трансформаций этнической идентичности» (9). Проблема толерантности и интолерантности в общении и их взаимодействия мало изучена в современной педагогике и психологии.

Процессы глобализации и интернационализации в современном мире оказывают значительное влияние на развитие каждой личности, что привело к актуализации проблем толерантности, которая является важнейшим регулятором отношений личности с миром. Так, по мнению В.В. Шалина, «эти изменения обусловливают тенденцию толерантности стать политической необходимостью, закрепиться в процедуре гражданско-правовой легитимации и стать культурной нормой» (21).

В толковании философских наук толерантность личности основана на его уверенности в своих взглядах и убеждениях, и проявляется в «терпимости к иным взглядам, нравам, привычкам, при этом не боясь сравнения и конкуренции различных точек зрения, а также как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды» (20). В философии толерантность означает особое отношение к окружающему миру, в основу которого положена «терпимость (от лат. 1ю1егапйа -терпение) к иного рода взглядам, нравам, привычкам» (10). При этом, с точки зрения философской науки, особенность данного отношения заключается в его внутренней интегративной противоречивости, то есть терпимость, как готовность принять «иное» предполагает одновременно уверенность и надежность в себе и своих собственных взглядах, убеждениях, поступках.

В рамках нашего исследования актуально следующее определение толерантности - «терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям..., а также выносливости по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам» (19, 111).

Кроме того, отметим, что толерантность связана с активной позицией личности, с ее поступками. Например, давая определение тактичности, А.Г. Зиммель, делает упор на то, что фактически тактичность это действующая установка толерантности, смысл которой заключается в «... ограниченности индивидуальных порывов там, где этого требуют права других» (7, 436.). Далее И.В. Крутова рассматривая терпимость как важнейший компонент толерантности, связывает ее с неприменением насилия в отношении другого (11, 25), а П.А. Сорокин пишет, что терпимость «... обычно путают с пассивным

воздержанием от действия», хотя зачастую толерантность требует более серьезных внутренних усилий, чем тех, которые необходимы открытых действий (18).

Феномену толерантности значительное внимание уделяется в психологии. При этом сущность толерантности и толерантной образовательной среды раскрываются посредством методологических положений культурно-исторической теории деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, которая является одной из важнейших парадигм современной психолого-педагогической науки.

Определение толерантности как психологической категории наиболее полно дано в англо-русском психологическом словаре: «приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям» (1).

Ведущие российские психологи (В.А. Петровский, А.Г. Асмолов и др.) под толерантностью понимают «отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» (14). Например, толерантность к тревоге понимается как выдержка и самообладание. Таким образом, психологическое понимание феномена толерантности приближено к психофизиологическому, то есть, результатом толерантности является повышению устойчивости личности, ее «терпимости» к неблагоприятным воздействиям и факторам.

В психолого-педагогической концепции А.А. Реан и Л.Я. Коломинского определены основные факторы, влияющие на формирование феномена терпимости (толерантности), к которым относятся:

- биогенетический, который зависит от особенностей пола, возраста и темперамента личности;

- психогенетический или микросредовой, который формируется под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности;

- социогенетический, который определяется влиянием субъективных и объективных условий становления терпимости в обществе и у конкретной личности (16, 270-271).

По мнению этих ученых, терпимость является более общей категорией, а толерантность при этом является ее составляющей частью и проявляется только в случае «низкой социально-психологической чувствительности личности». Социально-психологическая сущность толерантности это «непредубежденность в отношении оценки людей и событий» (16, 269), предполагает неравнозначность толерантности и терпимости. Таким образом, в исследованиях А.А.Реан и Я.Л. Коломинского выделены следующие важнейшие характеристики толерантности:

- терпимое отношение «к другому», к социокультурному многообразию;

- наличие у личности убеждений, взглядов и устойчивой позиции, обеспечивающей открытость и готовность к диалогу;

- устойчивость личности к воздействию стрессогенных факторов;

- готовность личности к сохранению и повышению своего адаптационного потенциала.

Большинство ученых, педагогов и психологов при трактовке в понимании термина «толерантность» придерживаются определения А.Г.Асмолова - известного российского психолога. Анализируя семантику слова, А.Г.Асмолов пишет: «данный термин выражает три пересекающихся значения: устойчивость (выносливость), терпимость и допуск (допустимое отклонение)», при этом наиболее полное понимание толерантности, по его мнению, «заключается в устойчивости к конфликтам»(3, 5-7).

С позиций историко-эволюционного процесса категория толерантности определяет норму устойчивости, определяющую «диапазон сохранения различий популяций, общностей в изменяющейся действительности» (3, 5). Также А.Г. Асмолов считает, что «толерантность на межличностном уровне означает понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия, а также признание прав и свобод каждого человека, способность к сосуществованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия (готовность и способность к диалогу)» (3, 5-12).

По утверждениям ученых (B.C. Агеев, А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев, А.А. Реан, Л. Росс, Д. Флейвелл), кроме межгрупповых механизмов взаимопонимания существуют так называемые межличностные механизмы: рефлексия, эмпатия, проецирование, точность, децентрация, и личностная идентификация. Эти механизмы, являясь средствами понимания партнера, его восприятия и оценки служат психической основой для формирования толерантного отношения к «другому».

Феномен толерантности теснейшим образом связан с волевыми проявлениями человека: самообладание, выдержка, саморегуляция, которые формируются в процессе воспитания личности. Поэтому психологи, давая определение феномена толерантности, учитывают эту связь и считают, что выдержка и самообладание являются внешним проявлением толерантности.

Такое понимание феномена толерантности приводит к выводу о том, что существует прямая зависимость толерантности от ближайшего окружения личности и от эмоционального фона ситуаций, в которых может оказаться человек.

В жизни поведение и поступки человека во многом определяются саморегуляцией, которая обеспечивает уверенность личности (5). Саморегуляция дает возможность толерантной личности определить цель своего отношения к «другому» как построение конструктивного диалога, который становится возможным и обеспечивается его волевыми качествами. При этом саморегуляция характеризуется, в первую очередь, свободным выбором целей и средств их достижения. Волевые качества личности позволяют управлять и владеть своими эмоциями, сдерживать негативные побуждения (волевая сфера человека), а толерантность обеспечивает возможность диалога. Кроме того, по заявлению психолога М. Розенберга, «из шести выделенных образов «Я», ближе всего, к толерантности личности находится образ «Динамическое Я», так как он говорит о том, каким индивид поставил себе целью стать» (17).

Анализ многочисленных исследований, посвященных проблемам толерантности, показывает, что необходимо делать принципиальное различие между толерантным отношением (уважение, невраждебность, принятие «другого») и пассивным, вынужденным примирением и принятием («терпимость слабого»), а также снисходительным временным допущением («терпимость сильного»). Таким образом, феномен толерантности заключается в способности личности к независимому и критическому мышлению, а также выработке собственных суждений, основанных на нравственности.

Подводя некоторые итоги, скажем, что толерантность - это терпимое отношение к многообразию культур и стереотипов поведения. Она является неотъемлемой частью системы общечеловеческих ценностей, и ее необходимо рассматривать в качестве важнейшего средства справедливого согласования многообразных интересов людей. Толерантность - это личностное качество, которое обеспечивает социальную адаптацию личности и нацелено на ее саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и актуализацию.

Всесторонний анализ научной литературы и исследований по проблемам толерантности позволил нам выявить принципиальные теоретико-методологические позиции исследователей (философов, культурологов, историков, социологов, психологов и педагогов) относительно настоящей проблематики. Категория толерантности рассматривается учеными с разных точек зрения:

- толерантность с позиции правового и социально-политического аспекта (М. Мчедлов);

- толерантность как философское понятие (В. Лекторский);

- толерантность как категория отношений (А. Клепцов, В. Маралов, В. Ситаров, А. Соколова, Г. Солдатова);

- толерантность как толерантное сознание (А. Асмолов, А. Газман, А. Грива, А. Кондаков, А. Насиновська);

- толерантность как познавательная стратегия (А. Коржуев, Н. Кудзиева, В. Попков, М. Поташник).

В начале третьего тысячелетия категория «толерантности» прочно вошло в проблематику культуры взаимодействия и коммуникации, оно стало международным ключевым словом, определяющим процессы формирования и развитие личности и общества. С точки зрения большинства исследователей, например, С.И. Бондырева, феномен толерантности «трактуется очень широко, отсутствуют жестко отобранные его общепризнанные характеристики, научно не обоснован, не дифференцирован, но в обществе существует общее понимание» (4).

Следовательно, возникла насущная необходимость в исследовании и разработке теоретических основ формирования толерантности, моделировании процесса формирования толерантных отношений и технологий формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, нацеленной на достижение идеи единства в обществе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Англо-русский психологический словарь. /Никошкова Е.В. 20 тысяч терминов. - М.: Аби Пресс, 2009. - 231 с.

2. Асмолов, А.Г. Мы обречены на толерантность/А.Г.Асмолов//Семья и школа. - 2001. - №11-12.-С.32-35.

3. Асмолов, А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства А.Г.Асмолов // Вопросы психологии./. -1990.- №°5.- С.5-12.

4. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К.Бондырева, Д.В.Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: -2003. - 240 с.

5. Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. /О.С.Гребенюк - Калининград. - 2000. - 572 с.

6. Декларация принципов толерантности //Генеральная конференция ЮНЕСКО, 16 ноября 1995. - ст.

1, 2, 4. - М: Наука. - 1999. -С. 83-85.

7. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры // Западно-европейская социология XIX-начало XX века. /В.И.Добреньков. - М., 1996.-С.436-454.

8. Зиновьев, Д.В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога. /Д.В. Зиновьев - Красноярск: СибГТУ, 2001. - 71 с.

9. Касьянова, К. Русский национальный характер./К. Касьянова - М., 1995-267с.

10. Краткая философская энциклопедия. - М.: Нива. - 1994. - 457 с.

11. Крутова, И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис... канд. пед. наук. /И.В. Крутова -Волгоград, 2002. - 231с.

12. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. - М., 1984. -331с.

13. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., доп. и перераб. /С.И. Ожегов - М., 1994. - 928 с.

14. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В. А. Петровский - М., 1993.-227с.

15. Прохоров, А.М. Толерантность // Советский энциклопедический словарь. /А.М. Прохоров - М., 1980-С.25.

16. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология./А.А. Реан - СПб., 1999. - 416 с.

17. Розенберг, М., Спок Б. Ребенок и уход за ним. /М.Розенберг - М.: Попурри, 1997-430с.

18. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /П.А.Сорокин - М., 1947-320с.

19. Социологический энциклопедический словарь. - М.: Мысль. - 1998. - 370 с.

20. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред. Е.Ф. Губский. - М.: Большая российская энциклопедия, 1997-275с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Сабуров, Х.М. Проблемы толерантности в современном обществе/Х.М.Сабуров// «Вестник ТГУПБП».- №2(54).- 2013. -С.274-280

22. Шалин, В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: Автореф.... д-ра филос. наук/В.В. Шалин. - Ростов-н. Д., 2000. - 69 с.

23. Эгамбердиева, Мукаддас Холиковна. Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Эгамбердиева Мукаддас Холиковна; (Место защиты: Таджикский национальный университет). - Душанбе, 2015.181 с. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-osobennosti-formirovanija-tolerantnoj-sredy-v-obweobrazovatelnoj.html

REFERENCES:

1. English-Russian Psychological Dictionary / Nikoshkova E.V. 20 thousand Terms. - M.: Abi Press, 2009. - 231 p.

2. Asmolov, A.G. We Are Doomed to Tolerance /A.G. Asmolov // Family and School. -M., 2001. -№11-12. - P. 32-35.

3. Asmolov, A.G. The Ungone Way: From a Culture of Utility to a Culture of Dignity/ A.G.Asmolov // Issues of Psychology. Asmolov. - M., 1990. -№ 5. -Р. 5-12.

4. Bondyreva, S.K. Tolerance (Introduction to the Problem) / S.K. Bondyreva, D.V. Wheels. - M.: State publishing-house of Moscow Psychological-Social Institute; Voronezh: Publishing house of the NGO "MODEC", 2003. - 240 p. (Series "Library of a Psychologist").

5. Grebenyuk, O.S., Grebenyuk T.B. Fundamentals of Pedagogy of Individuality: manual/O.S.Grebenyuk. - Kaliningrad. - 2000. - 572 p.

6. Declaration of the Principles of Tolerance // UNESCO General Conference, November 16, 1995. -Art. 1, 2, 4. - M: Science, - 1999. -Р. 83-85.

7. Simmel, G. Conflict of Modern Culture / G.Simmel // Western-European Sociology of the XIX-th Century. Texts. / V. Dobrenkov. - M., 1996.

8. Zinoviev, D.V. Formation of Sociocultural Tolerance as a Factor of Improving Pedagogical Skills of a Future Teacher. /D.V.Zinoviev - Krasnoyarsk: SibSTU, 2001. - 71 p.

9. Kasyanova, K. Russian National Character/K. Kasyanova - M., 1995.

10. Brief Philosophical Encyclopedia. - M.: Niva. - 1994. - 457 p.

11. Krutova, I.V. Formation of Senior Form Pupils" Attitudes to Tolerance as Significant Value in Teaching Humanities: synopsis of candidate dissertation in pedagogy/ I.V. Krutova - Volgograd, 2002. - 231 p.

12. National Character and Individuality: the Experience of Ethno-Psychological Research. Issue 2. -M., 1984.-331 p.

13. Ozhegov, S.I., Shvedova N. Yu. Interpretation Dictionary of the Russian language: 80000 Words and Phraseological Expressions / RAS; Russian foundation of culture. The 2-nd edition. revised and enlarged/ S.I. Ozhegov - M., 1994. - 928 p.

14. Petrovsky, V.A. et alia Building of Developing Environment in Pre-School Institution /V.A. Petrovsky. - M., 1993.-227p.

15. Prokhorov, A.M. Tolerance / A.M. Prokhorov // Soviet Encyclopedic Dictionary. - M., 1980.-P.25

16. Rean, A.A. Social Pedagogical Psychology/ A.A.Rean, Ya.L.Kolominsky. - SPb., 1999. - 416 p.

17. Rosenberg, M., Spock B. Child and Attendance after it. / M.Rosenberg - M.: Popurri, 1997.

18. Sorokin, P.A. Man. Civilization. Society / P.A. Sorokin - M., 1947.-320p.

19. Sociological Encyclopedic Dictionary. - M.: Thought. - 1998. - 370 p.

20. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Editor-in-Chief Ye.F. Gubsky. - M.: The Great Russian Encyclopedia, 1997.-275p.

21. Saburov, H.M. Problems of Tolerance in Modern Society/ H.M. Saburov // Bulletin of TSULBP Bulletin, No.2 (54), Khujand, 2013. -P. 274-280.

22. Shalin, V.V. Tolerance: Cultural Norm and Political Necessity: synopsis of candidate dissertation in philosophy / V.V. Shalin - Rostov-on-the Don, 2000. - 69 p.

23. Egamberdieva Mukaddas Kholikovna. Pedagogical Features of Tolerant Environment Formation at Comprehensive School: candidate dissertation in pedagogy: 13.00.01 / Egamberdieva Mukaddas Kholikovna, (The place of defence: Tajik National University) .- Dushanbe, 2015.- 181p. http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-osobennosti-formirovanija-tolerantnoj-sredy-v-obweobrazovatelnoj.html

Инъикоси ахлокц-арзишии ташаккули тауаммулпазири дар илм

Вожауои калиди: тауаммулпазири, маълумот, декларатсия, тауаммулпазирии этники,

гуногунфаруанги, ташаккули тауаммулпазири. Мацола ба уолати омузиши этники ва ба амал тадбщ гардидани муаммоуои мавцудаи тарбияи тауаммулпазири аз нигоуи олимони соуауои гуногун, аз цумла педагогика, психология, фалсафа, сотсиология бахшида шудааст.

Аз тарафи муаллифон цанбауои илми-назариявии тарбияи тауаммулпазири аз нигоуи пажууишии олимони шинохта омухта гардида, уолати имрузаи масъалаи мазкур мавриди таулил царор дода шудааст.

Дар маркази омузиш ва таулили муаллифони мацола, масъалаи дар шароити гуногунфаруангии цомеа цабули гояи тауаммулпазири ва таргиби мууити уамдигарфауми байни халциятуои гуногуни сайёра мацоми хосаро ишгол менамояд.

Дар мацола уамчунин маънои мафууми тауаммулпазири бо забонуои гуногуни олам нишон дода шуда, категорияуои асосии тауаммулпазири аз нуцтаи назари илми асоснок карда шудааст.

Отражение нравственно-ценностного аспекта формирования толерантности в науке

Ключевые слова: толерантность, образование, декларация, этническая толерантность,

культурное разнообразие, развитие толерантности. Статья посвящена изучению и реализации текущих проблем развития толерантности с точки зрения ученых разных наук, таких как педагогика, психология, философия, социология и т. д.

Авторы рассматривают взгляды ученых на научные и теоретические аспекты развития толерантности и дают анализ текущей ситуации упомянутого вопроса.

В центре внимания авторов статьи находятся вопросы принятия идей толерантности различными народами мира.

Кроме того, в статье приведены значения понятия толерантности на разные языки мира, а также научно абоснаваны категории толерантности.

Reflection of Moral- Valuable Aspect in Regard to Tolerance Formation in Science

Key words: tolerance issues, patience, education, tolerance categories, tolerance conceptions,

declaration, tolerance features, ethnic tolerance, cultural diversity, tolerance development. The article dwells on the study and implementation of current tolerance development issues from the point of view of scholars of different sciences like pedagogics, psychology, philosophy, sociology, etc. The authors review the scholars' views on scientific and theoretical aspects of tolerance development and analyze the current status of the mentioned issue.

The issues of acceptance of tolerance ideas by different cultures and dissemination of mutual understanding between different peoples of the world are in the focus of the authors' scientific interest.

Into the bargain, the authors adduce the meanings of "tolerance" notion in different languages of the world and the primary categories of tolerance are supported by scientific point of view.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Сабуров Хайрулло Мирзоевич, доктори илмуои педагоги, профессори кафедраи педагогикаи ицтимой ва касбии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, Хуцанд), E-mail:saburov.67@mail.ru

Эгамбердиева Мукаддас Холиковна, номзади илмуои педагоги, сармуаллимаи кафедраи назария ва методикаи таълими забони модарии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров ба номи академик Бобоцон Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, Хуцанд), E-mail: egamberdieva.1982@inbox. ru Сведения об авторах:

Сабуров Хайрулло Мирзоевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и профессиональной педагогики Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, Худжанд), E-mail:saburov. 67@mail.ru Эгамбердиева Мукаддас Холиковна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теория и методики обучения родного языка Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, Худжанд), E-mail: egamberdieva.1982@inbox. ru Information about the authors:

Saburov Khairullo Mirzoevich, Dr. of Pedagogy, Professor of the department of social and professional pedagogy under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: saburov.67@mail.ru

Egamberdieva Mukaddas Holikona, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of theory and methods of teaching Mother tongue under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: egamberdieva.1982@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.