Основные подходы к определению понятия «толерантность»
Н. Э. Солынин
В современных условиях экономической и политической нестабильности проблема толерантности приобретает особую актуальность и вызывает интерес у представителей различных областей науки и практики.
Ключевые слова: толерантность, структура толерантности, интолерантность, терпимость, признаки интолерантности, подходы к рассмотрению толерантности, этническая толерантность.
The Main Approaches for Definition of the Term "Tolerance"
N. E. Solynin
Here are the basic ideas: there is no simple understanding of the term "tolerance", the problem of the tolerance is interdisciplinary. The tolerance as a property of integral individuality has its own structure.
Key words: tolerance, tolerance structure, intolerance, tolerance, signs of intolerance, approaches to tolerance consideration, ethnic tolerance.
Междисциплинарный статус проблемы, многообразие и противоречивость позиций исследователей, многоаспектность и разноуровневость проявлений во многом осложняют систематизацию имеющихся в данной области представлений и определений толерантности.
В литературе наряду с понятием «толерантность» используют противоположное по содержанию понятие «интолерантность».
Б. Риэрдон, например, выделяет следующие признаки интолерантности: уничижительный, очернительный или отчуждающий язык; определение всех членов какой-либо социальной группы посредством обобщённых негативных характеристик; высмеивание и оскорбление конкретных качеств и характеристик людей; высказывания по поводу отдельных людей и групп на основании негативных обобщений и стереотипов, а не реальных фактов; преднамеренные действия, направленные на унижение и устрашение других, на ограничение и лишение человека прав; физические и моральные издевательства, вооруженные нападения, и т. д. Отсутствие данных симптомов говорит о толерантности [4, с. 18-20].
Указанные признаки проявляются во внешнем поведении людей, обнаруживаются в результате наблюдения за человеком. Известно, что результаты наблюдения субъективны, поэтому, если симптомы интолерантности отсутствуют, нет оснований говорить о толерантности личности, необходимо использовать иные, более объективные методы.
В своем исследовании мы исходим из положения о том, что толерантность является интегральным свойством индивидуальности челове-
ка, присущим всем людям, но при этом имеет разную меру выраженности. С этой точки зрения имеет смысл говорить о разных уровнях толерантности (высоком, среднем, низком), использование понятия «интолерантность» представляется нецелесообразным.
Отметим, что существует два термина: «терпимость» и «толерантность» (от лат. tolerantia -'терпение'). Исторически первым является понятие «терпимость». В толковом словаре русского языка «терпимость» определяется как «свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь» [25].
Как отмечает Н. В. Круглова, появление первых идей о толерантности связано с развитием самого человеческого общества, и прежде всего с возникновением скептических идей, которые являлись признаком эволюции культуры. Она считает, что широкому распространению скептицизма способствовал культурный, религиозный и философский плюрализм в обществе, а первыми скептиками называет софистов и именно с них начинает рассмотрение становления идей о толерантности [12].
Большинство исследователей считает, что одним из первых философов, высказавших идеи терпимого отношения к окружающим, был Аристотель (IV в до н. э.). В своём сочинении «Ни-комахова этика» он описывал особый душевный склад, который позволяет человеку «... одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними.» [3, с. 138].
Идеи о природе терпимости рассматриваются в трудах Тертуллиана (II-III века), А. Аврелия (IV-V века), Г. В. Лейбница (XVII век) и других
178
Н. Э. Солынин
философов. В наиболее полном виде идеи о сущности терпимости представлены в работах Дж. Локка [8; 10]. По мнению авторов, именно они составили теоретический фундамент современных научных представлений о толерантности. При описании этого понятия он использовал, например, следующие фразы: предел произвола и покорности, нравственное единство и т. п. [15].
И. Кант, не рассматривая специально понятия «толерантность» и «терпимость», в своей «Метафизике нравов» говорит о правах человека как гарантии терпимости [9].
Дж. С. Милль одним из первых заявил о человеке как об автономном носителе прав, обосновал терпимость как свойство, способствующее прогрессу общества [16].
Среди исследователей нет единства мнений относительно введения в научный оборот термина «толерантность». М. А. Семашко отмечает, что впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. французский философ, экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси [24]. Н. Г. Капустина утверждает, что термин «толерантность» введен в 1953 г. английским иммунологом Питером Брайаном Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Автор отмечает, что толерантность может быть полной или касается одной из форм иммунного ответа [11]. Затем термин стал активно использоваться в медицинских науках, где понимался более широко. В токсикологии и фармакологии термин обозначает снижение чувствительности к токсичным и фармацевтическим препаратам (например, к наркотикам) [5]; в иммунологии - полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потерю или снижение организмом способности вырабатывать антитела [23].
Позже понятие «толерантность» было перенесено на область социальных и межличностных явлений, и в настоящее время активно используется в психологии, социологии, политологии, этнологии, конфликтологии и т. д.
В современных исследованиях термин «толерантность» понимается как признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности [4]; это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, «инаковость» [2]; терпимость по отношению к взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.).
В настоящее время сложились разные подхо-
ды к трактовке понятия «толерантность» в разных областях науки.
Философский подход. В философии толерантность определяется как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [26].
В современной философии толерантность рассматривается с различных точек зрения (М. Уолцер, В. М. Золотухин, М. Б. Хомяков и др.). В. А. Лекторский выделил четыре возможных понимания данного феномена:
— как «безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество»;
— как невозможность взаимопонимания;
— как снисхождение;
— как расширение собственного опыта и критический диалог [13].
Социологический подход. Социология рассматривает толерантность как социальный феномен, который связывается с методологическими основаниями теории социального действия [22; 26 и др.].
Как отмечает В. Н. Петров, социологическое исследование толерантности обнаруживает взаимосвязь этого феномена с условиями ситуации (объективная реальность) и субъективными факторами (субъективная реальность), а также его принадлежность всем компонентам системы социального действия, включающего такие подсистемы, как личность, ситуация действия, сами акты социального действия и взаимодействия. Понимание толерантности в контексте теории социального действия опирается на представление о том, что это свойство принадлежит всем элементам его структуры: потребностям, интересам, находит свое воплощение в идеях (как проекте движения к удовлетворению потребностей), мотивах и целях [22].
А. В. Логинов предлагает рассматривать толерантность в связи с понятием идеологии. Толерантность определяется как форма сосуществования идеологий [14]. Он отмечает принципиально иной способ постановки проблемы толерантности - не как понятия или ценности, кото-
рые «даны», а как формы взаимодействия, которые по-разному воспроизводится в разных типах социальности.
Д. В. Зиновьев выделяет понятие «социокультурная толерантность». Это, по его мнению, моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям [7].
Политологический подход. Толерантность в политологии определяется как принятие, признание и уважение конкурентов, их взглядов, программ, мероприятий при взаимном стремлении субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций и т. д.) реализовать свои интересы и цели, связанные с проблемами сохранения или ослабления (свержения) существующей власти, её укрепления или подрыва, а также с изменением их политического статуса в обществе, если это не противоречит идеям безопасности и демократии (С. М. Емельянов, Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин и др.).
М. Н. Мчедлов отмечает, что терпимость не означает уступку или потворство любой идеологической системе, это не безразличие и не смирение перед общественным или бытовым злом [18]. Такая точка зрения преобладает в большинстве современных исследований (М. С. Мирима-нова, М. Уолцер).
Педагогический подход. Под педагогической толерантностью понимают владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерантности личности педагога, личности учащихся и их родителей. Это качество личности; норма поведения, одна из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.
Педагогическая толерантность несет в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессионально важным качеством учителя.
Считается, что в педагогической деятельности взаимодействие непосредственно связано с толерантностью (О. Б. Нурлигянова, О. Б. Скрябина и др.).
Психологический подход. В психологии толерантность определяется с позиций индивидуально-психологических особенностей личности -как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей [21].
У М. С. Миримановой терпимость рассматривается как способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Такое содержание понятия, по сути, означает пассивное принятие окружающей реальности, непротивление злу. Толерантность же представляется как активная жизненная позиция, предполагающая формирование самосознания, ответственности, защиту прав любого человека и своих прав: «Уважай другого, умея уважать себя» [17, с. 26].
С. Л. Братченко [6] выделяет пять психологических подходов к рассмотрению толерантности:
1. Гуманистический. Толерантность - проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции.
2. Диверсификационный. Содержание толерантности не сводится к одному свойству. Это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен.
3. Личностный. Психологической основой толерантности являются ценности, смыслы и личностные установки.
4. Диалогический. Основа - межличностная толерантность: особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия с Другим, межличностный диалог.
5. Фасилитативный. Толерантность не столько формируется, сколько развивается, поэтому необходимо создание условий для её развития.
Всё чаще ставится вопрос о границах толерантности: в какой степени должно быть выражено данное качество, чтобы не принести вред человеку, обладающему им, и обществу в целом?
В нашем исследовании реализовано психологическое понимание сущности толерантности как интегральноего свойства целостной индивидуаль-
но
Н. Э. Солынин
ности человека (В. Штерн, А. В. Карпов, Н. В. Ни-жегородцева и др.). Полагаем, что толерантный человек обладает системой психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни индивидуальности (в соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева): индивидный, субъектный, личностный [1]. Исходя из классификации С. Л. Братченко, наше исследование базируется на диверсификационном подходе, в соответствии с которым в структуре толерантности (на примере одного из ее видов - этнической толерантности) выделены следующие компоненты: нервно-психическая устойчивость, коммуникативная толерантность, агрессивность, авто- и гетеростереотип, самооценка, этническая идентичность, интеллект, стратегии поведения в конфликте.
Результаты эмпирического исследования психологической структуры этнической толерантности позволяют сделать вывод о системной природе толерантности как интегрального свойства индивидуальности человека.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. - 339 с.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / А. Я. Анцупов, С. В. Бакла-новский. - СПб.: Питер, 2005.
3. Аристотель. Никомахова этика [Текст] // Сочинения в 4-х томах. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. -М.: Мысль, 1984. - 294 с.
4. Бетти, Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Э. Бетти. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
5. Большая советская энциклопедия [Текст]: в 30 т. - Т. 26 / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - 624 с.
6. Братченко, С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании [Текст] / С. Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104.
7. Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерантность - её сущностные характеристики [Текст] / Д. В. Зиновьев // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 50-61.
8. Ильинская, С. Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика [Текст] / С. Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2007. - 288 с.
9. Кант, И. Трактаты и письма [Текст] / И. Кант. -М.: Наука, 1980. - 709 с.
10. Капустин, Б. Г. К понятию политического насилия / Б. Г. Капустин // Полис. - № 6. - 2003. - С. 6.
11. Капустина, Н. Г. Формирование толерантности в структуре этического мировоззрения [Текст] /
Н. Г. Капустина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 61-69.
12. Круглова Н. В. Виртуальность и реальность толерантности [Текст] / Н. В. Круглова // Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 1821.
13. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 45-54.
14. Логинов, А. В. Толерантность: от понятия к проблеме [Текст] / А. В. Логинов // Толерантность: Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. - Екатеринбург: УрГУ, 2001. - С. 120
15. Локк, Дж. Послание о веротерпимости [Текст] / Дж. Локк // Локк Дж. Сочинения в 3-х т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 91-134.
16. Милль, Дж. О свободе [Текст] / Дж. Милль. -СПб., 1906.
17. Мириманова, М. С. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие / М. С. Мириманова. - М.: Академия,
2003. - 318 с.
18. Мчедлов, М. Н. Толерантность [Текст] / М. Н. Мчедлов. - М., 2004.
19. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст]: монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль: Аверс Пресс,
2004.
20. Нурлигаянова, О. Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / О. Б. Нурлигаянова. - Ярославль, 2003. - 320 с.
21. Общая психология. Словарь [Текст] / под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон: энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,
2005. - 251 с.
22. Петров, В. Н. Этнические мигранты и полиэтническая принимающая среда: проблемы толерантности [Текст] / В. Н. Петров // Социологические исследования. - 2003. - № 7.
23. Популярная медицинская энциклопедия [Текст] / гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 704 с.
24. Семашко, М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках [Текст] // Электронный научно-педагогический журнал. - 2007. - Октябрь.
25. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4-х т. Т. 4 / под ред. Д. Ушакова - М.: ТЕРРА, 1996. - 752 с.
26. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.