Научная статья на тему 'Сущностные характеристики этнической толерантности'

Сущностные характеристики этнической толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / INTOLERANCE / INTERNATIONALISM / ETHNOCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эм Е. А.

Представлена трактовка понятия «этническая толерантность» как одного из видов толерантностей в ряду других и комплекса установок личности; проведен сопоставительный анализ терминов «интернационализм» и «толерантность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intrinsic characteristics of ethnic tolerance

In given article the treatment of concept «ethnic tolerance» through its prism as one of a kind of tolerances among others and a complex of installations of the person is presented; the comparative analysis of terms «internationalism» and «tolerance» is carried out.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики этнической толерантности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ....................................................И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Е.А. ЭМ,

кандидат педагогических паук, доцент Ставропольского государственного университета

Аннотация. Представлена трактовка понятия «этническая толерантность» как одного из видов толе-рантностей в ряду других и комплекса установок личности; проведен сопоставительный анализ терминов «интернационализм» и «толерантность».

Kлючевые слова: толерантность, этническая толерантность, интолерантность, интернационализм, этнокультурная компетентность.

INTRINSIC CHARACTERISTICS OF ETHNIC TOLERANCE

Е.А. EM,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

The summary. In given article the treatment of concept «ethnic tolerance» through its prism as one of a kind of tolerances among others and a complex of installations of the person is presented; the comparative analysis of terms «internationalism» and «tolerance» is carried out.

Key words: tolerance, ethnic tolerance, intolerance, internationalism, ethnocultural competence.

В последние годы в нашу жизнь прочно вошел термин «толерантность». Этот термин появился и активно обсуждается одновременно в культурологии, социологии, политологии, экономике, психологии, истории, педагогике. Повышенный интерес к толерантности обусловлен не только ее научной междисциплинар-ностыо, по и потребностями социальной практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой, — порождающей новые социальные процессы и события, которые как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцируют различные по своему характеру проявления интолерантности.

Термин толерантность, как правило, применяется в ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожида-емо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение.

Толерантность как социальный феномен влияет на развитие общественного сознания, на развитие личности, на межличностные отношения и социальный климат в мире (Л.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, М.С. Мириманова). Одной из стратегических линий современной социальной политики нашего государства выступает разработка идеологии либерального открытого общества, составляющим компонентом которой является формирование установок толерантного сознания.

Понятис толерантности многозначно и разнообразно. Данное понятие, образованное от латинского «tolerantia», активно использовалось в период

Возрождения, когда оно рассматривалось, главным образом, как веротерпимость, а позже стало обозначать уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям, и со временем вошло во все европейские языки. В каждой культуре существуют свои определения толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из определений толерантности на ведущих языках мира: tolerance (англ.) — готовность быть терпимым, снисходительным; to tolerance (англ.) — быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; tolerance (фр.) — убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; tolerencia (исп.) — способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; kuan rong (кит.) — принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; tasamul' (араб.) — снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; толерантность, терпимость (рус.) — умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо.

Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская — снисходительность, китайское — великодушие, русское — умение терпеть.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ -

Итак, толерантность — это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.

Выделяют различные формы толерантности: вербальная, поведенческая, бытовая, тендерная, физиологическая, маргинальная, возрастная, религиозная, имущественная, политическая, этническая, образовательная, расовая, географическая, сексуально-ориентационная и др. В связи с этим, этническую толерантность можно рассматривать как один из ее видов в ряду других. Этническая толерантность предполагает акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности; она служит необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию.

Однако, в нашей стране долгое время существовал термин «интернационализм». В связи с этим возникает вопрос о различиях, формах соотношения толерантности и интернационализма, так как ранее воспитывалось чувство интернационализма (в значительной степени идеологизированное), то теперь слышны призывы к достижению толерантности и солидарности в многонациональном обществе.

Сам термин «интернационализм» был предложен в 1780 г. английским философом И. Бентамом. Принято различать три формы существования интернационализма: буржуазный, демократический и пролетарский, хотя последний сейчас находится в кризисе. Вне идеологизированных социально-классовых рамок под интернационализмом понимается международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий.

В настоящий момент в интернационализме нередко видят только лишь проявление денационализации, воспринимая его как средство нивелирования этнических различий. Таким образом, хотя и интернационализм, и толерантность направлены на достижение общечеловеческих целей, различия между данными категориями, вероятно, все же присутствуют. Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, па сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряженности и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов. Кроме того, в процессе поиска путей примирения и согласия толерантность предполагает готовность сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в сферах, где

* и^СИХОЛОГИЧЕСКИЕ.НАУКИ

затрагиваются интересы разных групп и сторон. В то же время интернационализм, по сути, представляет собой аналог понятия «солидарность», определяемого как готовность к совместному или автономному решению задач во имя достижения общей цели. Иначе говоря, интернационализм подразумевает наличие высокой степени толерантности и доверительности, позиции более активного взаимодействия, межнациональной интеграции, где нет места проявлению самоограничения в какой бы то ни было форме. Второе отличие видится в том, что роль этнического фактора в данной парадигме отнюдь не основная, а скорее второстепенная. Так, если этническая толерантность имеет целыо сохранение этнического разнообразия на принципах терпимости, то интернационализм, прежде всего, провозглашает достижение в различных формах международной солидарности, приоритет единства над разнообразием. Разумеется, взгляды на соотношение «интернационализма», «толерантности» и «солидарности» зависят от того, в каком ключе представлять данные категории. Рассматривая этническую толерантность как комплекс установок, в ее структуре можно выделить следующие компоненты:

1) когнитивный (представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);

2) эмоциональный (отношение к другим этническим группам);

3) поведенческий (конкретные акты толерантно-го/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп).

Анализ понятий «толерантность» и «этническая толерантность» позволяет сделать вывод о том, что данные термины имеют ряд общих и различных характеристик. Специфика понятия «этническая толерантность» заключается в том, что, во-первых, она понимается как вид толерантности, в основе которого принятие «иного», обусловленного принадлежностью к другой этнической группе. Во-вторых, толерантность может рассматриваться как черта личности, характеризующая спектр личностных проявлений, тогда как этническая толерантность понимается как комплекс установок по отношению к другой (другим) этническим группам. Исходя из этого, толерантность как личностная черта является более стабильной характеристикой, а этническая толерант-ность/интолерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению. Формированию этнической толерантности способствует развитие личности, становление этнокультурной компетентности и опыт позитивных межэтнических контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.