Научная статья на тему 'Психологическая структура этнической толерантности'

Психологическая структура этнической толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
831
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / THE STRUCTURE OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нижегородцева Надежда Викторовна, Солынин Никита Эдуардович

В статье говорится о том, что не существует однозначного понимания термина «этническая толерантность». Проблема толерантности является междисциплинарной. Этническая толерантность свойство целостной индивидуальности, которое имеет свою собственную структуру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура этнической толерантности»

Психологическая структура этнической толерантности

Н. В. Нижегородцева, Н. Э. Солынин

В статье говорится о том, что не существует однозначного понимания термина «этническая толерантность». Проблема толерантности является междисциплинарной. Этническая толерантность - свойство целостной индивидуальности, которое имеет свою собственную структуру.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, структура толерантности.

Psychological Structure of Ethnic Tolerance N. V. Nizhegorodtseva, N. E. Solynin

There is no simple understanding of the term "ethnic tolerance", the problem of the tolerance is interdisciplinary. The ethnic tolerance as a property of integral individuality has its own structure.

Key words: tolerance, ethnic tolerance, the structure of tolerance.

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности современного мира проблема этнической толерантности приобретает особую актуальность и вызывает интерес у представителей различных областей науки и практики.

Междисциплинарный статус проблемы, многообразие и противоречивость позиций исследователей, многоаспектность и разноуровне-вость проявлений осложняют систематизацию имеющихся в данной области представлений и определений этнической толерантности.

В литературе наряду с понятием «этническая толерантность» используют противоположное по содержанию понятие «этническая интолерант-ность».

В своем исследовании мы исходим из положения о том, что этническая толерантность является интегральным свойством индивидуальности человека, присущим всем людям, но при этом имеющим разную меру выраженности. С этой точки зрения можно говорить о разных уровнях этнической толерантности (высоком, среднем, низком), использование же понятия «этническая интолерантность» представляется нецелесообразным.

Отметим, что существует два термина: «терпимость» и «толерантность» (от лат. tolerantia -терпение). Исторически первым является понятие «терпимость», которое в толковом словаре русского языка определяется как «свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь» [19].

Как отмечает Н. В. Круглова, появление первых идей о толерантности связано с развитием самого человеческого общества, и прежде всего,

с возникновением скептических идей, которые являлись признаком эволюции культуры. Она считает, что широкому распространению скептицизма способствовал культурный, религиозный и философский плюрализм в обществе, а первыми скептиками называет софистов, которые, по ее мнению, заложили основы представлений о толерантности [10].

Большинство исследователей считают, что одним из первых философов, высказавших идеи терпимого отношения к окружающим, был Аристотель (IV в до н. э.). В сочинении «Никомахова этика» он описывал особый душевный склад, который позволяет человеку «...одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними.» [3, с. 138].

Среди исследователей нет единства мнений относительно введения в научный оборот термина «толерантность». М. А. Семашко отмечает, что впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. французский философ, экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси [14]. Н. Г. Капустина утверждает, что термин введен в 1953 г. английским иммунологом Питером Брайаном Медава-ром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям [9]. Затем термин стал активно использоваться в медицинских науках, где понимался более широко. В токсикологии и фармакологии он обозначает снижение чувствительности к токсичным и фармацевтическим препаратам (например, к наркотикам) [5]. В иммунологии - это полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом способности вырабатывать антитела [13].

Позже понятие «толерантность» было перенесено на область социальных и межличностных явлений и в настоящее время активно используется в психологии, социологии, политологии, этнологии, конфликтологии и т. д.

В современных исследованиях термин «толерантность» понимается как признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности [4]; как готовность к принятию иных логик и взглядов, права на отличие, непохожесть, инаковость [2]; как терпимость по отношению ко взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.).

С. Л. Братченко [6] выделяет пять психологических подходов к рассмотрению толерантности:

1) гуманистический (толерантность - проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции);

2) диверсификационный (толерантность рассматривается как сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен); 3) личностный (психологической основой толерантности являются ценности, смыслы и личностные установки); 4) диалогический (основа - межличностная толерантность: особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, межличностный диалог); 5) фасилитативный (толерантность не столько формируется, сколько развивается, поэтому необходимо создание условий для ее развития).

Анализ современных исследований толерантности позволяет выделить четыре основных подхода к определению понятия «этническая толерантность».

Первый подход - историко-эволюционный. Этническая толерантность здесь рассматривается как сложное установочное образование личности, которое выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Проявляется в разнообразных ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда известные способы решения проблем не срабатывают, а новые находятся в стадии становления [15].

В трактовке понятия «этническая толерантность» схожи позиции А. Г. Асмолова и Н. Л. Ивановой. Они считают, что на индивидуальном уровне толерантность является добродетелью, нормой поведения личности. Этот уровень существования толерантного сознания -необходимое условие стабильности общества. «Поэтому толерантность, критическое мышление, свобода, и ответственность личности в открытом обществе составляют фундамент демо-

кратии и создают условия для развития, движения общества вперед» [7; 11, с. 54-55].

Второй подход - культурологический. Он показывает «отграниченность этнотолерантности от природы как системы особых институтов, символов, норм и отношений, иллюстрирует явление как способ жизни людей, имеющий многофакторную детерминацию». Один из представителей этого подхода, В. И. Шпунтов, не соглашается с существующими определениями термина, отмечает их узость, считает, что неправомерно ограничивать действие этнической толерантности только рамками межэтнических отношений. По мнению автора, этническая толерантность - это «терпимое отношение этнической общности или отдельного ее представителя к любой инаковости: ценностям, нормам, образу жизни, поведению, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям» [18].

Третий подход - социально-психологический. Сущность его заключается в понимании этнической толерантности как социально-психологической установки.

Ю. П. Ивкова, например, понимает этническую толерантность как социально-психологическую характеристику, проявляющуюся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Рассматривая этническую толерантность как комплекс установок, автор выделяет в ее структуре следующие компоненты:

— когнитивный (представления о других этнических группах, их культуре, межэтнических отношениях; знания о феномене толерантности, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности);

— эмоциональный (отношение к другим этническим группам);

— поведенческий (конкретные акты толерант-ного/интолерантного реагирования, проявляющегося в стремлении общаться/дистанцироваться/ демонстрировать агрессию в отношении представителей других этнических групп) [8].

Четвертый подход - этнопсихологический. В рамках этого подхода (Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова) межэтнические отношения рассматриваются как наиболее сложная сфера общественных отношений. Этническая нетерпимость трактуется исследователями как «реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности» [15, с. 184]. Такой формой, по их мнению, является гиперболизированная этническая идентичность, или гиперидентичность. Считается необходимым сосуществование позитивного образа собственной этнической группы с позитивным отношени-

ем к другим группам, что представляет баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Таким образом, позитивная этническая идентичность рассматривается авторами как условие самостоятельного развития и существования этнической группы, с одной стороны, и как условие мирного межкультурного взаимодействия в поликультурном мире - с другой [15, с. 185].

Г. Т. Тавадов использует термин «национальная толерантность», под которым понимает «специфическую черту национального характера, духа народа, являющуюся неотъемлемым элементом структуры менталитета, ориентирующуюся на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межнациональных отношениях» [16, с. 401].

В нашем исследовании реализован индивидуально-психологический подход. Этническую толе-

В исследовании принимали участие студенты ГОУ СПО «Ярославский химико-механический техникум» в количестве 140 человек различных специальностей (1-4 курс обучения). Такой подход к определению выборки испытуемых позволил выявить общие закономерности структуры этнической толерантности.

Для обработки данных использовался пакет SPSS. Для проверки распределений изучаемых показателей применялся критерий Колмогорова -Смирнова с поправкой Лильефорса. Было установлено, что ряд распределений отклоняется от

рантность мы определяем как интегральное свойство целостной индивидуальности человека (в соответствии с концепцией индивидуальности Б. Г. Ананьева) в единстве личностных, субъектных и индивидных свойств. Считаем, что психологической основой толерантности человека является структура психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни индивидуальности: индивидный, субъектный, личностный.

На основе имеющихся подходов к определению толерантности и этнической толерантности и результатов пилотажного исследования были определены структурные компоненты этнической толерантности. С учетом представлений о структуре индивидуальности Б. Г. Ананьева [1] компонентный состав психологической структуры этнической толерантности может быть представлен следующим образом (таблица 1).

нормального на уровне значимости р < 0,05. В связи с этим в качестве показателя корреляционной взаимосвязи использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена. В результате статистической обработки установлены значимые взаимосвязи компонентов психологической структуры этнической толерантности (таблица 2). Выявленные взаимосвязи структурных компонентов этнической толерантности в наглядном виде представлены в виде структурограммы (рис. 1).

Таблица 1

Компонентный состав психологической структуры этнической толерантности_

Уровни индивидуальности человека Структурные компоненты этнической толерантности Условное обозначение

Личностный Коммуникативная толерантность КТ

Агрессивность АГР

Враждебность ВР

Эмпатия ЭМ

Этническая идентичность ГИ

Самооценка СО

Социальная дистанция СД

Авто- и гетеростереотипы АГС

Субъектный Эффективность поведения в конфликте ЭП

Интеллект ИНТ

Индивидный Нервно-психическая устойчивость НПУ

Таблица 2

Взаимосвязи компонентов психологической структуры этнической толерантности_

ЭМ АГ ВР СО АГС ГИ ЭП КТ СД НПУ

ЭМ

АГ *

ВР

СО

АГС *** *

ГИ **

ЭП *** *** **

КТ ** *** * ** *** ***

СД * * *

НПУ *** *** ** * ** ***

Корреляция значима на уровне 0,05*

Корреляция значима на уровне 0,01**

Корреляция значима на уровне 0,001 ***

Примечания: Условные обозначения компонентов психологической структуры даны в табл. 1

0,999

0,99

0,95

Рис. 1. Взаимосвязи структурных компонентов этнической толерантности. Условные обозначения

компонентов даны в табл. 1

Все выделенные в процессе теоретического анализа этнической толерантности индивидуальные качества вошли в структуру этнической толерантности. Выделенные качества образуют взаимосвязи разных уровней значимости, обеспечивая структурную целостность этнической толерантности. В структуре этнической толерантности представлены все уровни индивидуальности человека - личностный, субъектный, индивидный.

Использование методического приема расслоения структуры этнической толерантности в соответствии с уровнями индивидуальности показывает наличие межуровневых связей компонентов, что подтверждает предположение об интегральной природе этнической толерантности.

Определены базовые компоненты психологической структуры этнической толерантности,

имеющие наибольший вес в структуре: коммуникативная толерантность (КТ), нервно-психическая устойчивость (НПУ), эффективность поведения в конфликте (ЭП), агрессивность (АГР).

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что этническая толерантность является интегральным свойством индивидуальности человека. Психологическую структуру этнической толерантности составляют индивидуально-психологические качества личностного, субъектного и индивидного уровней индивидуальности человека, образующие устойчивые взаимосвязи.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. - 339 с.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / А. Я. Анцупов, С. В. Бакла-новский. - СПб. : Питер, 2005.

3. Аристотель Никомахова этика [Текст] // Сочинения : в 4-х томах. Т. 4 / Общ. ред. А. И. Доватура. -М. : Мысль, 1984. - 294 с.

4. Бетти, Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Риэрдон Э. Бетти. - М. : Бонфи, 2001. - 304 с

5. Большая советская энциклопедия [Текст] : в 30 т. Т. 26 / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1977. - 624 с.

6. Братченко, С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании [Текст] / С. Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск , 2003. - С. 104-117.

7. Иванова, Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов [Текст] / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 54-63.

8. Ивкова, Ю. П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. П. Ивкова. - Петрозаводск, 2006.

9. Капустина, Н. Г. Формирование толерантности в структуре этнического мировоззрения [Текст] / Н. Г. Капустина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 61-69.

10. Круглова, Н. В. Виртуальность и реальность толерантности [Текст] / Н. В. Круглова // Виртуальное

пространство культуры : материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 18-21.

и. На пути к толерантному сознанию [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Смысл, 2000.

12. Нижегородцева, Н. В. Системогенетический анализ готовности к обучению [Текст] : монография / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль : Аверс Пресс, 2004.

13. Популярная медицинская энциклопедия [Текст] / гл. ред. Б. В. Петровский. - М. : Советская энциклопедия, 1979. - 704 с.

14. Семашко, М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках [Текст] / М. А. Семашко // Электронный научно-педагогический журнал. -2007. - Октябрь.

15. Солдатова, Г. У Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г. У Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова // Тренинг «На пути к толерантному сознанию» / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Смысл, 2000. - С. 177-239.

16. Тавадов, Г. Т. Этнология [Текст] / Г. Т. Тава-дов. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 408 с.

17. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4-х т. Т. 4 / под ред. Д. Ушакова. - М. : ТЕРРА, 1996. -752 с.

18. Шпунтов, В. И. Этническая толерантность как феномен культуры [Текст] / В. И. Шпунтов // Мир на СК. Сер. № 4. Культурология, этнокультурология, культурная антропология, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.