Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека'

Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3355
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА / ДУХОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акатов Л. И.

В статье анализируются особенности формирования духовно-нравственной сферы человека в современных условиях, рассматривается роль в этом процессе семьи и общеобразовательной школы как ведущих детерминант его духовного развития на начальном этапе онтогенеза, раскрываются противоречия, затрудняющие этот процесс, и возможные пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека»

УДК 316.6

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

© 2015 Л. И. Акатов

профессор кафедры психологии, канд. психол. наук e-mail: akat2014@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируются особенности формирования духовно-нравственной сферы человека в современных условиях, рассматривается роль в этом процессе семьи и общеобразовательной школы как ведущих детерминант его духовного развития на начальном этапе онтогенеза, раскрываются противоречия, затрудняющие этот процесс, и возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: духовно-нравственная сфера, духовность, формирование духовно-нравственной сферы, самоопределение личности.

Повышенное внимание к проблеме духовно-нравственного развития современного человека обусловлено, с одной стороны, кризисом духовности в российском обществе, разразившимся на рубеже ХХ и ХХ1 вв., с другой -настоятельной необходимостью научного осмысления проблемы человека как субъекта собственной жизни и его взаимоотношения и взаимодействия с внешним миром.

Деформация нравственных основ человеческой жизни, также как и войны, экологические и природные катастрофы, ведут к страданиям людей, к нарушениям разумного отношения к окружающему миру, к потере, говоря словами С. Л. Рубинштейна, смысла человеческого существования [Рубинштейн 2003].

Проблема духовности обострённо возникает каждый раз после того, как общество начинает оправляться от социальных катаклизмов. Когда идёт речь о насилии, понятие «духовность» не вписывается в стратегию разрушения. Но проходит время, и последствия такой политики для нравственного здоровья общества становятся очевидными. Государство начинает активизировать свои возможности, чтобы остановить негативные тенденции: совершенствует законодательство, судебную практику, укрепляет силовые структуры, принимает меры экономического характера и многое другое. Однако эти меры в большинстве своём носят превентивный характер и не решают в полной мере тех задач, на которые они направлены. Изменить внутренний мир человека приказом, наказанием или же увеличением числа чиновников, «отвечающих» за нравственность людей, нереально.

Решать проблему духовно-нравственного оздоровления общества, как нам представляется, необходимо комплексно, посредством целенаправленного и последовательного изменения условий жизни людей. Условия жизни человека - не только условия его существования в социуме (наличие определённых материальных благ, благоустроенный быт, достойная оплата труда и т.д.), это и отношение человека к окружающему миру, и отношение человека к самому себе, и отношение окружающего мира к человеку.

Человеческая жизнь - основа, которая объединяет людей, делает зримыми их успехи и радости, огорчения и страдания. Изменить условия жизни, подчинив их во благо не только себе, но и людям, может не каждый человек, а лишь духовно богатая личность. Если человек способен формировать свою жизненную позицию, придавать

ей жизнеутверждающее начало, позитивно преобразовывать себя и окружающий мир, он становится субъектом собственной жизни. Отсюда важнейшим направлением духовного оздоровления общества может стать только духовное оздоровление каждого конкретного человека.

Основой такого подхода должно стать повышение внимания к «созиданию» Человека как Гражданина, как высшей ценности общественного развития, способного быть самостоятельным и ответственным, готовым творить добро и противостоять злу, жить среди людей в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Высшие цели жизни, подчёркивал Н.А. Бердяев, не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой [Бердяев 1990].

Духовность - прижизненное образование, возникшее под влиянием социальной среды и воспитания. Формирование духовно-нравственной сферы имеет свою логику, осуществляется на всех возрастных этапах жизни человека, однако наиболее благоприятными периодами выступает дошкольное детство и периоды, приходящиеся на время его обучения в школе. Именно в этот период сначала на подсознательном уровне, а затем и на уровне сознания закладывается нравственная основа личности, служащая одновременно и основой духовности. Поэтому, как нам представляется, чрезвычайно важным направлением социальной политики в рамках общего изменения условий жизни должна стать повышенная забота о подрастающем поколении, о подготовке таких людей, которые бы стремились не только к обеспечению своего благополучия, а трудились и действовали во благо России и её граждан.

К проблеме совершенствования человека и человеческих отношений на разных этапах истории обращались многие учёные: Н.А. Бердяев, Л.И. Божович,

A.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.А. Ильин. А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

B. Франкл, Э. Фромм, З. Фрейд. Широкое отражение понятие «духовность» нашло в исследованиях современных отечественных психологов: К. А. Абульхановой-Славской, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, Д.А. Леонтьева, В.П. Зинченко, А.С. Чернышёва, В.Д. Шадрикова, В.А. Пономаренко и многих других. Рассматривая проблему человека с точки зрения различных подходов: социально-философских, социологических, психологических и других, они объективно приходили к необходимости обращения к его духовной сущности как целостному смысловому образованию, определяющему прежде всего ценностное отношение субъекта к окружающему миру.

Но чтобы изменить внутренний мир человека, содействовать формированию у него высоких духовных качеств: потребности жить достойно, творить добро, необходимо ответить на вопрос: а какие качества мы должны развивать у подрастающего поколения, на что обращать внимание, чтобы приблизиться к реализации поставленной цели? Не имея чёткого представления о том, что составляет основу духовно-нравственного развития современного человека, решить обозначенную проблему проблематично.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что единого представления о структуре духовности нет. Каждый из авторов, обращавшихся к данной проблеме, рассматривает её с точки зрения своих мировоззренческих подходов и жизненного опыта.

Так, в числе ведущих составляющих духовности В. Франкл называет любовь, свободу и ответственность. Любовь, в его представлении, это единственный способ постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности. Человек поступает так или иначе не для того, чтобы удовлетворить моральное влечение и иметь спокойную совесть, он поступает так ради дела, которому он себя посвятил, или ради

человека, которого он любит, или ради своего Бога. Свобода - это свобода выбора свей установки в любых данных условиях, свобода выбора своего собственного пути. Ответственность - это прежде всего способность человека актуализировать смысл своей жизни в окружающем его мире [Франкл 1993].

Согласно Э. Фромму, человек - и объект, и субъект исторического процесса. Он субъект своей жизни, которая представляется им как процесс создания человеком самого себя. Исходя из положения о трагичности человеческого существования, отделенного непроходимой пропастью от остальной природы в результате уникальной способности к осознанию и разуму, Фромм выделяет следующие основные потребности, делающие человека человеком, это: потребность в единении с другими, в заботе о них; в трансценденции, в выходе за пределы себя путем актов творения, созидания; в уверенности; в идентичности, предполагающей переживание субъектом своих действий; в разумной ориентации в мире. Основу всех этих глубоко человеческих способностей образует, по Фромму, потребность в любви. Он пишет, что, говоря о любви, мы говорим о самой главной и истинной потребности человека [Фромм 2004].

Н.А. Рыбакова в статье «Духовные экзистенциалы личности», рассматривая духовность как интегративную характеристику личности, как форму личностного бытия, определяющую её мировоззрение, направленность и характер, полагает, что существование духовного мира личности проявляется в таких экзистенциалах, как добро, красота, истина, милосердие, любовь, творчество, активность, достоинство, вера и др. Личность, в её понимании, это своеобразный экзистенциональный центр, вбирающий в себя радости и страдания. Они имеют свои детерминанты, которые связаны как с общественным бытием личности, так и с её мировоззрением, развитостью самосознания, в целом с духовностью. Духовность же выражается при общении в человеколюбии, в недопустимости себялюбия, агрессивности, нетерпимости, всевозможных импульсов своеволия и др. [Рыбакова 1997].

И.В. Дубровина видит в духовности особое эмоционально-нравственное состояние личности, такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности — Истину, Красоту, Добро — и которое он пытается реализовать в предметно-целесообразной деятельности и общении.

Формирование и проявление духовности она связывает с психологическим здоровьем. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Оно предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.

Поэтому забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой [Дубровина 2004].

Итак, духовность — одно из сложнейших психических образований, ведущей детерминантой которого является поиск человеком смысла жизни и его

реализация. Духовность - такая категория, которая определяет нравственное совершенство личности, реализуемое в её деяниях по отношению к миру, к другим людям и к себе, смыслом жизни которой становится потребность созидать, творить добро, активно противостоять злу, насилию, утверждать истину и красоту человеческих отношений, преобразовывать жизнь и себя на основе моральных ценностей, культивируемых человечеством [Акатов 2012].

Чтобы содействовать формированию духовности у подрастающего поколения, мы попытались предложить в качестве рабочей модели структуру духовно-нравственной сферы личности, которая могла бы служить ориентиром в воспитательной работе. В неё были включены подструктуры, иерархически и координационно взаимосвязанные между собой.

1. Потребностно-мотивационная сфера (потребности в самосовершенствовании, в самореализации, в заботе о других, в служении людям, в созидании; мировоззренческие позиции; жизненные цели, мотивы, установки, ценностные ориентации).

2. Интеллектуально-креативная сфера (любознательность, увлечённость, осознание своей индивидуальности, интеллект, творчество).

3. Эмоционально-чувственная сфера (интерес к жизни, любовь, милосердие, достоинство, морально-этические и эстетические переживания и предпочтения в искусстве, труде, жизни).

4. Морально-нравственная сфера (совесть, истина, доброта, эмпатия, моральные ценности, вера в свои силы и силы добра).

5. Поведенческо-волевая сфера (активность, свобода, ответственность, целеустремлённость, организованность, самостоятельность, следование в жизни своим взглядам и убеждениям).

Включая названные блоки в структуру духовно-нравственной сферы личности, мы попытались представить духовность человека как целостное образование, определяющее его позитивные устремления быть субъектом собственной жизни, детерминированные изнутри, со стороны его отношений к миру, к себе, к делу, которому он посвящает себя, и реализуемые во вне - в процессах поведения.

Духовность неразрывно связана с активностью личности и выражает её зависимость от уровня развития названных сфер. Важнейшая составляющая духовности - мировоззренческие позиции. Но мировоззрение действенно лишь в том случае, если человек не только определил жизненные цели, но и обладает волевыми качествами, способностью их реализовать.

Духовность - не простое самоусовершенствование, а деятельное начало. Поэтому духовность и её проявления не могут рассматриваться вне интеллектуально-креативной сферы человека, определяющей качественную направленность её содержания. Его сознание должно быть ориентировано на реализацию абсолютных ценностей: Истины, Красоты, Добра.

Истина, как внутреннее состояние, отражающее стремление творить добрые деяния, ориентирует на поиск истинных знаний об окружающем мире и человеке, на оказание помощи людям в искоренении зла, в преодолении препятствий, затрудняющих им возможность нормально жить.

В идее добра и красоты отражаются стремления человека сделать жизнь более совершенной и более разумной.

Высшим интегрирующим качеством, делающим человека духовно богатой личностью, является любовь как гуманистическая настроенность одного человека на другого, как установка любящего человека не только к объекту любви, но прежде всего

на бережное отношение к миру вообще. Внутренним судьёй, контролёром для духовно богатого человека выступает совесть.

Мы полагаем, что включённые в структуру духовно-нравственной сферы человека психические образования могут рассматриваться как ведущие её компоненты, активизирующие внутренний потенциал личности на реализацию высших человеческих ценностей.

Сферой приобретения и реализации духовности выступает пространство психического мира человека. Психический мир в данном контексте понимается, с одной стороны, как способ существования человека, как средство, посредством которого он воспринимает окружающий материальный и социальный мир, познаёт его, взаимодействует и устанавливает взаимоотношения с людьми и миром в целом, с другой стороны, как субъективный внутренний мир человека, представленный информацией, накопленной в памяти человека, эмоциональными отношениями, осознаваемыми и неосознаваемыми переживаниями, интересами, влечениями и т.д.

В пространстве психического мира человека обитают любовь и неприязнь, радость и горе, целеустремлённость и неорганизованность и многое-многое другое. Психический мир каждого человека индивидуален и неповторим.

Основа духовности человека закладывается в семье. Только в семье ребёнок может получить от родителей уроки альтруистического служения одного человека другому: проявления любви, душевной теплоты, ласки и заботы, гуманного отношения. Такой опыт взаимодействия взрослых с ребёнком носит не столько конкретное ситуативное значение, сколько более продолжительное, относящееся к формированию способности экзистенциального осмысления смысла жизни. Закрепившись на подсознательным уровне, этот опыт может стать в дальнейшем основой различных вариантов развития духовно-нравственной сферы личности человека. Неслучайно на важность первых периодов жизни в развитии нравственных основ личности обращали внимание многие учёные: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л. Колберг, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.

Так, Д.Б. Эльконин считал, что на развитие всей морально волевой сферы ребёнка-дошкольника решающее влияние оказывает взрослый, который начинает выступать для него в качестве образца подражания, а те требования, которые взрослый предъявляет к людям и к самому ребёнку, а также те оценки, которые он при этом даёт, постепенно усваиваются ребёнком и становятся его собственными. При этом большое значение имеют положительные взаимоотношения с ним, которые составляют основу для переживания ребёнком эмоционального благополучия. Всякое неодобрение или наказание за неправильное поведение переживается им крайне тяжело. Поэтому ребёнок постоянно сознательно или неосознанно стремится действовать согласно требованиям старших и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые от них идут.

Большое значение для усвоения этических норм имеет игра. Однако и игра представляет собой опосредованное влияние взрослого на ребёнка. В игре дошкольники берут на себя роли взрослых людей, разыгрывают «взрослое содержание жизни» и, таким образом, в воображаемом плане, подчиняясь правилам роли, усваивают и типичные формы поведения взрослых людей, и их взаимоотношения, и те требования, которыми они руководствуются. В процессе игры у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, то такое добро и что такое зло, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми, как относиться к собственным поступкам [Эльконин 1960].

Продолжая мысли Д.Д. Эльконина, Л.И. Божович уточняет: «Следовательно, на

этом первом этапе овладения моральными нормами поведения мотивом, побуждающим ребёнка к этому поведению, является одобрение взрослых. ... Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выступать для ребёнка-дошкольника в форме некоторой обобщённой категории, которую можно было бы обозначить словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребёнок и которая выступает для него не только в соответствующем знании (надо поступать так-то), но в непосредственном переживании необходимости поступать именно так, а не иначе. В этом переживании, как мы думаем, представлено в своей первоначальной, зачаточной форме чувство долга, которое и является основным моральным мотивом, уже непосредственно побуждающим поведение ребёнка» [Божович 1968: 243, 244].

Следовательно, можно сказать, что качественные характеристики формирования морального сознания в этот период в основном обусловлены социальным самочувствием семьи и системой отношений родитель - ребёнок.

Несмотря на то что семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека и является непременным условием существования подлинно человеческого общества, в настоящее время её ценность подвергается переоценке и ревизии. Семья для многих становится обузой, а дети — обузой вдвойне. Результатом всего этого, как замечает И. Бестужев-Лада, является «массовая деморализация молодёжи, молодёжная контркультура, направленная против культуры, господствующей в обществе, разрыв поколений, постепенное, зафиксированное специалистами ухудшение качества населения от поколения к поколению, подрыв генофонда человечества, начинающееся самоубийство трети земли» [Бестужев-Лада 1989: 125].

Причин, вызывающих дисфункцию семьи, очень много: экономические, асоциальные (алкоголизм, наркомания, проституция), психологически-этические (жестокость, агрессивность, конфликтность, супружеская неверность, социальная близорукость, эгоизм) медицинские (различные заболевания) и др. В результате всего этого страдают не только взрослые, но прежде всего дети. У них разрушаются самые главные духовные качества — вера в человека, вера в себя, в гуманные отношения между людьми. Разрушение семьи — это ещё и противоестественное положение ребёнка, лишённого возможности привыкать с детства к заботе о младших и подражать старшим, окружающим его.

Остановить глобальный процесс деградации функций семьи как важнейшего социального института непросто, однако возможности для этого далеко не исчерпаны. Наряду с изменением условий жизни как одним из средств духовного оздоровления общества, предполагающих также и укрепление основ семьи, важно целенаправленно формировать, прежде всего у молодёжи, позитивный образ семьи, важнейшей функцией которой является воспроизводство и воспитание детей. В этих целях полезно усилить внимание просвещению молодых людей и школьников об основах будущей семейной жизни, активизировать эту работу с будущими родителями в женских консультациях, с родителями в дошкольных учреждениях и школах, организовывать для них специальные программы по телевидению, радио и пр.

Другим важнейшим социальным институтом, который закладывает основы духовно-нравственного развития, выступает общеобразовательная школа. Как неотъемлемая социальная структура общества, школа в своём развитии нацелена на будущее и не может не развиваться. Но её развитие и совершенствование должны быть научно обоснованными и опираться на проверенные наукой и практикой подходы.

В настоящее время стратегические ориентиры развития российского

образования становятся другими: происходит смена образовательных парадигм, меняются содержание образования, цели обучения и развития школьников; новым становится понимание субъекта в системе образования, субъекта обучения, развития и социализации, что требует осмысления и создания условий, для того чтобы новые подходы получили в жизни реальное воплощение. Но в конечном итоге эффективность всех этих преобразований можно будет оценить лишь тогда, если выпускники российских школ в большинстве своем окажутся способными плодотворно жить в современных условиях, смогут позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности — личностной, профессиональной, семейной, образовательной, общественно-политической, духовной.

Общеобразовательная школа, вступившая в начале века в новый этап своего развития, переживает нелучшие времена. Реализация социального требования к системе образования по подготовке современно образованных, нравственных, предприимчивых людей с развитым чувством ответственности за судьбу страны на практике столкнулось со сложнейшими социальными противоречиями.

Реалии современного российского общества вносят существенные коррективы прежде всего в мировоззрение и в систему ценностных ориентаций молодёжи: наблюдается смещение гуманистических ценностей на прагматические, а отсутствие чётко заданной системы этических норм и жизненных ценностей создаёт существенные трудности в формировании её духовно-нравственной сферы. Проведенный нами опрос показывает, что многие старшеклассники в числе ведущих ценностей называют стремление к материально обеспеченной жизни. Сама по себе такая ориентация -естественное состояние молодого человека жить достойно. Вызывает озабоченность другое - средства её достижения: около 40 % опрошенных старшеклассников заявили о том, что для того, чтобы быть обеспеченным человеком, хороши любые доходы, независимо от того, каким образом получены, и что они, отстаивая своё место в жизни, готовы переступить ради своего благополучия через моральные нормы.

Современная школа традиционно пытается прививать своим питомцам высокие духовные качества: воспитать у них честность, потребность служения общему благу, уважение к другому человеку и т.д. Но, сформированные на уровне понимания и не подкреплённые практикой, эти позитивные установки у значительной части молодых людей не становятся действующими мотивами. Испытывая определённую растерянность, а порой и беспомощность перед натиском негативных воздействий жизненных реалий, мощного информационного потока телевидения, преподносящего уроки жестокости, насилия, безнравственности, учителя, не найдя эффективных средств противодействия, нередко вынуждены отправлять своих воспитанников в большую жизнь с ущербной жизненной позицией.

Если в этот процесс не внести коррективы, то результаты реформирования школы могут привести к тому, что система образования будет готовить людей, которые, возможно, больше, чем их предшественники, будут знать, как осваивать и преобразовывать окружающий мир, создавать новые технологии в сфере производства, решать экономические проблемы, но мы можем потерять самое существенное -Человека как носителя высших человеческих ценностей.

Возникший пробел в формировании духовности у современной школьной молодёжи, вызванный социально-экономической ситуацией, усугубляется и многими другими причинами.

Существенное влияние на морально-психологическую атмосферу в школьных коллективах оказывает падение престижа учительской профессии. Высокая миссия учителей в воспитании подрастающего поколения не согласуется на практике с провозглашёнными целями образования, внося в их самосознание сумятицу и

внутреннюю противоречивость, что не может не сказываться на эффективности деятельности школы.

Нельзя не замечать и одностороннюю ориентацию учителей в учебно-воспитательном процессе, когда процесс обучения часто бывает оторванным от процесса воспитания. Причина тому — невысокий уровень психологической культуры значительной части учителей, традиционно отдающих предпочтение знаниям в ущерб формированию личности.

На процессе формирования духовных качеств подрастающего поколения, на наш взгляд, негативно сказывается недооценка органами образования основополагающих законов организации образовательного процесса и провозглашённых законодательно целей образования. Как известно, образование — это единый, неразрывный процесс целенаправленного, педагогически организованного духовного, интеллектуального и физического развития человека, посредством которого обеспечивается формирование личности. Три неотделимых друг от друга его элемента — обучение как процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков, воспитание как процесс социализации личности, просвещение как процесс широкого приобщения к культуре — выполняют интегративную функцию и не могут быть отделены от единого образовательного процесса. Достижение целей образования может быть успешным лишь тогда, когда обеспечивается определённая гармония в реализации обучения, воспитания и просвещения. Гипертрофированное же усиление одного из этих элементов в ущерб другим приводит к серьезным нарушениям в развитии личности человека.

Анализ принимаемых мер по модернизации российского образования свидетельствует о том, что в этом процессе гармония названных компонентов образования нарушена: акцент сделан в основном на одну из его составляющих — качество знаний школьников, причём на её формальную сторону, что повлекло за собой существенное изменение в направленности их активности. Например, введение только одной формы контроля — единого государственного экзамена — породило негативное для школы явление — репетиторство, снизив таким образом роль школы и учителей в обучении и воспитании учащихся, заменив творческое начало в изучении предметов «натаскиванием» на сдачу экзаменов. В результате у школьников страдает логическое мышление, лежащее в основе развития качеств творческой личности, у них не остаётся времени на овладение многими жизненно важными навыками и умениями, в которых нуждается современный человек.

Процесс обучения и воспитания учащихся и, соответственно, их влияние на позитивное самоопределение личности будет более эффективным, если опираться на научно обоснованные закономерности организации обучения и воспитания школьников, предполагающие комплексный подход воздействия на личность учащегося.

Важно прежде всего повысить внимание к обеспечению профессионального и духовного роста учителей. Судьбу школы, её авторитет и эффективность определяет личность педагога. Настоящий учитель — всегда учитель жизни. В силу своей профессии он призван нести учащимся знания, социальный и духовно-нравственный опыт предшествующих поколений. Но, для того чтобы его великая миссия была в полной мере реализована, необходимо поднять престиж учителя в обществе, создать для него достойные условия жизни и необходимые возможности для профессионального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального совершенствования.

Школа, как одна из важнейших социальных структур общества, должна развиваться динамично, осуществляя подготовку подрастающего поколения к

позитивному социальному самоопределению. Но её реформирование не должно вытекать из сиюминутных реалий современной жизни, а должно работать на перспективу, опираясь на научно обоснованные выводы учёных и практиков. В свое время великий педагог В. А. Сухомлинский предупреждал: «Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство. Нужно научно предвидеть - в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий» [Сухомлинский 1971: 50].

Положительную роль в понимании условий, средств и основных подходов в реализации проблемы подготовки школьников к условиям современной жизни может сыграть опора на позитивный опыт духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи, накопленный образовательной системой в разные периоды её функционирования. Как бы резко ни менялась жизнь, у школы есть вечные вопросы, которые нельзя не замечать. Центральной среди них была, есть и будет проблема создания условий (развивающей образовательной среды) для формирования разносторонней, духовно и нравственно устойчивой личности, способной к саморазвитию и созидательной деятельности в динамично развивающемся обществе.

Важно поднять в образовательных учреждениях на более высокий качественный уровень психологическую составляющую в обучении и воспитании учащейся молодёжи, проявлять постоянную заботу о повышении психологической культуры всех субъектов образовательного и воспитательного процессов. Как свидетельствует педагогическая практика, разумное использование закономерностей развития психики и личности человека, её духовной сферы позволяет без дополнительных экономических затрат более эффективно осуществлять подготовку подрастающей смены к интеграции в социальную жизнь.

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», используя имеющиеся у неё средства информации, регулярное проведение различных форумов, стремиться донести до сознания руководителей системы образования, директоров учебных заведений, педагогов, общественности идею о необходимости повышения внимания к формированию внутреннего мира человека, повышения качества знаний за счёт психологических факторов, однако их гуманные устремления и действия не всегда доходят до адресата. Одной из первоочередных мер решения данной задачи может стать, на наш взгляд, введение в школьную практику преподавания психологии, усиление внимания к просвещению учителей с целью формирования у них психологической культуры, а также к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся на протяжении всех лет их обучения в школе.

***

Итак, проблема духовно-нравственного становления подрастающего поколения, как свидетельствует современная жизнь, становится одной из самых актуальных всеобъемлющих задач, и решаться она должна не узковедомственными подходами, исходя из коньюктурных соображений, а глобально, путём целенаправленного изменения условий жизни и внутреннего мира человека. Смысл такого подхода, говорил С. Л. Рубинштейн, состоит в том, чтобы не закрывать глаза на все трудности, тяготы, беды и передряги жизни, а открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые еще не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь [Рубинштейн 2003].

Но для того чтобы человек совершал добрые деяния во благо других людей и

они плодотворно влияли на их жизнь, он должен быть духовно богатой и духовно зрелой линостью, обладать способностью бороться со всем тем, что унижает достоинство человека, делает его несчастным и приносит душевные муки и страдания.

Библиографический список

Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. Курск: Курск гос. ун-т, 2009. 264 с.

Акатов Л.И. Практико-ориентированный психолого-педагогический подход создания условий для самоопределения личности старшего школьника (ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 1 (9). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/009-16.pdf (дата обращения: 28.09.2014).

Акатов Л.И. Проблемы духовно-нравственного развития и самоопределения учащейся молодёжи. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012. 320 с.

Акатов Л.И., Бондарева А.Н., Россинская Н.М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/035-030.pdf (дата обращения: 12.12.2014).

Акатов Л.И. Субъектность школьника как ведущая детерминанта его социального самоопределения (ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы) // Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.387-396.

Бестужев-Лада И. Семья. 50/50 // Опыт словаря нового мышления. М.: 1989. С. 124-128.

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Воловикова М. И. Личность как субъект становления нравственного и правового сознания // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Пер Сэ, 2002.

Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. С. 385-417.

Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. С. 63-84.

Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. завед. / под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 33-43.

Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 198, 366.

Рыбакова Н.А. Духовные экзистенциалы личности // Российский журнал социальной работы. 1997. № 2. С. 29-36.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб, 2003.

СухомлинскийВ.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. С. 50.

Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. С. 153-241.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2004.

Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально-одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2 изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.