Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры'

Подготовка будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUALITY / MORALITY / VALUES / CULTURE-MORAL WEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Ольга Сергеевна

В статье автор раскрывает проблему подготовки будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры. Для того, чтобы быть готовым к реализации этих ценностей, педагог должен быть их носителем. Поэтому приобщение будущих учителей к ценностям духовно-нравственной культуры является одной из важных задач профессиональной подготовки. В решении проблемы автором большое значение уделяется духовно-нравственному самоопределению будущих учителей и становлению педагогической позиции в процессе изучения педагогических дисциплин и педагогической практики. Раскрытие ценностно-смысловых аспектов содержания педагогической деятельности, раскрытие содержания духовных и нравственных ценностей в процессе изучения педагогических дисциплин позволит будущим учителям понять актуальность и значимость проблемы реализации ценностей духовно-нравственной культуры, будет способствовать формированию потребности к личностному и профессиональному самосовершенствованию. В статье автор анализирует содержание различных разделов педагогики и условий, создаваемых при их изучении, с позиции возможности приобщения будущих учителей к ценностям духовно-нравственной культуры, а также показывает значение педагогической практики в подготовке студентов к реализации этих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Teachers’ Preparation in Realization of Culture-Moral Wealth

The author of the article opens the problem of future teachers’ preparation in the realization of culturemoral wealth. Teacher should be a bearer of these values. Therefore, one of the main tasks is the access to this culture-moral wealth. For its achievement the author gives much attention to culture-moral self-determination of future teachers and to the teachers’ formation in the progress of studying pedagogical disciplines and teaching practice. The opening of value-sense aspects of pedagogical activity content and the opening of the contents of cultural and moral wealth in the progress of learning of pedagogical discipline will allow understanding the actuality and prominence of the problem in realization of culture-moral wealth, help to form the necessity to personal and professional self-perfection. The author of the article gives analysis to different branches of pedagogy from the point of view in the process of involving future teachers to culture-moral wealth; also she shows the significance of teaching practice in students’ preparation towards the realization of these values.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры»

Humanities vector. 2015. Number 1 (41). Faces of professional Development

Удк 378 ББк H48

Ольга Сергеевна Наумова,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул.Александро-Заводская, 30) e-mail: [email protected]

Подготовка будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры

В статье автор раскрывает проблему подготовки будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры. Для того, чтобы быть готовым к реализации этих ценностей, педагог должен быть их носителем. Поэтому приобщение будущих учителей к ценностям духовно-нравственной культуры является одной из важных задач профессиональной подготовки. В решении проблемы автором большое значение уделяется духовно-нравственному самоопределению будущих учителей и становлению педагогической позиции в процессе изучения педагогических дисциплин и педагогической практики. Раскрытие ценностно-смысловых аспектов содержания педагогической деятельности, раскрытие содержания духовных и нравственных ценностей в процессе изучения педагогических дисциплин позволит будущим учителям понять актуальность и значимость проблемы реализации ценностей духовно-нравственной культуры, будет способствовать формированию потребности к личностному и профессиональному самосовершенствованию. В статье автор анализирует содержание различных разделов педагогики и условий, создаваемых при их изучении, с позиции возможности приобщения будущих учителей к ценностям духовно-нравственной культуры, а также показывает значение педагогической практики в подготовке студентов к реализации этих ценностей.

Ключевые слова: духовность, нравственность, ценности, духовно-нравственная культура.

Olga Sergeyevna Naumova,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039) e-mail: olga [email protected]

Future Teachers' preparation in Realization of Culture-Moral wealth

The author of the article opens the problem of future teachers' preparation in the realization of culture-moral wealth. Teacher should be a bearer of these values. Therefore, one of the main tasks is the access to this culture-moral wealth. For its achievement the author gives much attention to culture-moral self-determination of future teachers and to the teachers' formation in the progress of studying pedagogical disciplines and teaching practice. The opening of value-sense aspects of pedagogical activity content and the opening of the contents of cultural and moral wealth in the progress of learning of pedagogical discipline will allow understanding the actuality and prominence of the problem in realization of culture-moral wealth, help to form the necessity to personal and professional self-perfection. The author of the article gives analysis to different branches of pedagogy from the point of view in the process of involving future teachers to culture-moral wealth; also she shows the significance of teaching practice in students' preparation towards the realization of these values.

Keywords: spirituality, morality, values, culture-moral wealth.

ХХ век развития человеческой цивилизации ознаменован научно-техническим прогрессом и научно-технической революцией. Современное общество глубоко проникло в недра науки, стремительно развивается и совершенствуется техника. Новый XXI век - век информационных технологий, век новых научных достижений и открытий, но при этом общество оказалось в ситуации глубочайшего духовного кризиса, кризиса духовно-нравственной культуры. Развитие техногенной цивилизации, стремление к материальному благосостоянию повлекло за собой девальвацию духовных и нравственных ценностей. Социальная машина движется со стреми-

тельным ускорением к своей духовной и нравственной пропасти.

Проблема воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения была обозначена в ряде государственных документов. Она представлена в Комплексной церковно-государственной программе «Воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения на 2006-2010 гг.» (архиепископ Верейский Евгений, А. С. Соколов), раскрыта в концепции «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), в программе «Стратегия сохранения и развития духовно-

© наумова О. С., 2015

67

Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития

нравственной культуры народа России на период до 2020 года» и др. [6; 7; 9]. В реализации этих концепций должны принять участие все, кому не безразлично будущее детей: Церковь, научное сообщество, государственные структуры, общественность.

Под духовно-нравственной культурой необходимо понимать совокупность духовных и нравственных ценностей, по своему содержанию которые отличаются. Мы согласны с позицией Д. В. Чернилевского, согласно которой понятия «духовность» и «нравственность» на своем пересечении образуют крест, понятие «нравственность» определяет некую ценностную горизонталь и характеризует взаимоотношения между людьми, а понятие «духовность» от слова «дух» устремляет нас вертикально ввысь, и включает ценности, связанные с Богопознанием, с познанием Истины, Любви, Веры, характеризует наши отношения с Богом [3]. Таким образом, человек как носитель духовно-нравственной культуры должен быть духовно просвещенным и нравственно относиться к людям, к окружающему его миру, быть милосердным, совестливым, великодушным, ответственным и т. д.

В условиях педагогического процесса через содержание учебных дисциплин, преподавание основ православной культуры, организацию внеурочной работы, организацию детского досуга необходимо решать важную педагогическую задачу воспитания духовно-нравственной культуры личности. В этой связи подготовка будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры является очень актуальной проблемой. Учитель должен быть, прежде всего, сам носителем духовных и нравственных ценностей и для того, чтобы реализовать ценности духовно-нравственной культуры, необходимо самому обладать ими, являться достойным примером для подражания. Требования, которые предъявляются к современному педагогу, прописаны в нормативно-правовом документе, называемом профессиограммой [4, с. 124].

В различные исторические периоды жизни человеческого общества личности учителя уделялось очень большое внимание. Это человек, миссия которого состояла в передаче всего богатства своего опыта, ума и мудрости подрастающему поколению. Его главнейшая задача заключалась в направлении ребёнка на истинный путь, ведущий к совершенствованию и развитию [1, с. 202] .

Педагог приобщает ребёнка к своим мировоззренческим взглядам, убеждениям, по-

этому и велики требования к нему как личности. Понятно и то, почему в истории общества неоднозначно смотрели на эту проблему. Государственная идеология, различный уклад жизни, прежде всего, определяют подходы к воспитанию и требования, предъявляемые к личности педагога. В отечественной педагогике большое внимание личности учителя уделяли такие учёные, как Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, среди современных учёных, изучающих эту проблему Н. И. Болдырев, В. А. Крутецкий, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков, Е. А. Ямбург и др. По своей нравственной основе позиции этих учёных совпадают. Педагог должен быть гуманным, любить детей, любить свою профессию, быть личным примером для детей - это основные требования, предъявляемые к личностным качествам педагога. Идеологическая позиция у разных учёных различна, и поэтому на развитие духовных качеств личности педагога взгляды названных учёных не совпадают.

Русская Православная Церковь представляет свои замечательные примеры духовных учителей и духовных водителей общества, носителей ценностей духовно-нравственной культуры. Среди них - преподобные Антоний и Феодосий Киевские, игумен земли русской Сергий Радонежский, московские святители Пётр, Алексий и Иона, святители Филипп и Ермоген, преподобный Серафим Саровский, святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Феофан, Вышенский Затворник, святой праведный Иоанн Крон-штадский и многие др. В их педагогических воззрениях обобщены традиции христианского воспитания.

Воспитание человека мыслящего, совестливого, добродетельного, милосердного, способного к постижению прекрасного - цель православного воспитания. Воспитание направлено не только на развитие ума, но, прежде всего, на развитие добрых качеств сердца и правильного развития воли. При воспитании умственном наставник заботится об утверждении в уме ребёнка здравых понятий и взглядов на вещи, о развитии в нём наблюдательности, внимательности, сообразительности. Воспитание сердца происходит, когда наставник хочет сделать сердце воспитанника искренним, доверчивым, мягким, благожелательным. При воспитании воли преследуется цель сделать её твердой, последовательной и настойчивой.

Воспитание начинается в семье и никогда не оканчивается, продолжается всю жизнь.

Humanities vector. 2015. Number 1 (41). Faces of professional Development

По мнению архиепископа Фаддея (Успенского), сама жизнь с её различными переменами, радостями и горестями есть своего рода постоянная воспитательная школа, в которой Верховным Воспитателем является Сам Бог [5].

Учитель согласно христианской традиции, выполняя волю Господа, должен быть, прежде всего, образцом, примером для своих учеников. Архиепископ Фаддей (Успенский) выделил нравственные качества, которыми должен обладать педагог. Он указывает на то, что, прежде чем воспитывать ребёнка, надо самому иметь такие качества, которые ты хочешь воспитать в нем. Должно быть обязательно призвание к педагогической деятельности. Первое качество, которое отличает учителя по призванию, - это его добросовестность, постоянная работа над собой, самосовершенствование. Учительство для него - долг. Главное качество учителя по призванию есть любовь к детям. «Истинная любовь, - считал архиепископ, - не может основываться "на влечениях испорченной грехом природы человеческой", но может найти свою основу "в новой духовной природе, воссозданной благодатию Святого Духа в христианстве"» [5, с. 163]. Терпение, самоотвержение, справедливость, твердость и последовательность - необходимые качества для выполнения высокой миссии учителя. Учитель всегда должен искать утешения и поддержки для своего духа в вере и молитве, понимая свою деятельность как данную ему от Бога. Главная задача педагога в деле христианского воспитания - помочь ребёнку узнать Бога, а не только узнать о Боге.

В условиях профессиональной подготовки будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин проблеме формирования представлений об идеальном педагоге уделяется большое внимание. Так, например, в первом разделе педагогики «Введение в педагогическую деятельность» важными темами для изучения являются «Професси-ограмма педагога», «Профессиональная компетентность педагога», «Общая и профессиональная культура педагога». На протяжении изучения всего первого раздела педагогики студентам предлагается написать сочинения на темы ценностно-смыслового содержания «Человек в поисках смысла жизни», «Человек в поисках истины», «Проблемы современного общества и значение воспитания в решении этих проблем», «Каким я вижу идеального педагога», «Мой любимый учитель» и др. Студенты зачитывают свои сочинения

на семинарских занятиях, готовят слайдовые презентации, дискутируют. Свободная дискуссия на эти темы позволяет им определиться и выразить свою позицию по проблеме, что очень важно для ценностно-смыслового самоопределения будущего педагога. Здесь уместно рассказать о различных подходах к требованиям педагога, появляется возможность привести примеры замечательных учителей из отечественной истории.

Благоприятная психологическая атмосфера, дискуссионный характер занятий, содержательные темы для обсуждения позволяют заинтересовать студентов в будущей профессиональной педагогической деятельности, несмотря на то, что при первоначальном выборе педагогического вуза для своего обучения многие студенты отдавали приоритет получению знаний по специализированным непедагогическим дисциплинам. Посмотреть на себя как на образ будущего педагога позволяет им позиция выступающего на семинарском занятии. Внешний вид, манера держать себя, дикция, доступность, чёткость и содержательность излагаемого материала, умение организовать дискуссию, оценить ответы являются критериями для оценки подготовленности студента к семинарскому занятию.

В процессе изучения второго раздела педагогики «Теория и методика воспитания» будущие педагоги разрабатывают модель современного выпускника как цели и результата воспитательного процесса. Саморефлексия, оценка личностных качеств современных выпускников с опорой на свой собственный опыт при этом имеют большое значение. Среди важных личностных качеств студентами называются такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, честь и достоинство, ответственность. К сожалению, слабо развиты представления у современных студентов о духовной сфере личности. И поэтому возможно в этой связи пригласить священника для беседы со студентами. Ненавязчивый содержательный диалог с образованным священником обогатит представления студентов о современных проблемах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Очень важной особенностью при изучении «Теории и методики воспитания» является проектирование студентами воспитательного процесса. Будущие педагоги ещё раз оценят, насколько важно то, с какими идеями, замыслами, проблемами приходит к детям учитель, предлагая им принять участие в том или ином

Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). Грани профессионального развития

празднике или событии, не отступает ли он от важнейших педагогических принципов при-родосообразности и культуросообразности. Идентичны ли идеи, предлагаемые нашими современными учителями, культуре своего народа, нужны ли нам заимствованные из других национальных традиций праздники, такие как «День святого Валентина», «Хэл-луин» и другие? Внимание студентов необходимо обратить на идею народности в общественном воспитании, которую обосновал основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский [2]. Он был категорически против механических заимствований из других национальных систем воспитания, подчеркивал значение приобщения детей к своей национальной культуре.

Следующий раздел педагогики, предлагаемый для изучения студентам «Теория обучения или дидактика». Важно подчеркнуть воспитательное значение и возможности процесса обучения. Мировоззренческий характер преподаваемых в школе учебных дисциплин воспитывает определенное отношение ребёнка к миру, к самому себе, к другим людям. Через организацию процесса обучения воспитываются важные личностные качества, такие как ответственность, чувство долга, умение слышать и понимать других, учащиеся приобретают навыки культуры общения. Через содержание каждого предмета дети учатся рассуждать о проблемах нравственного характера, анализировать их, принимать решения. Поэтому для будущего учителя очень важно осознать значимость преподаваемой дисциплины для духовно-нравственного становления личности ребёнка, видеть воспитательный потенциал, ставить и решать соответствующие педагогические задачи на каждом уроке.

Для формирования собственной педагогической позиции, развития культуры педагогического мышления большое значение имеет следующий раздел педагогики «История образования и педагогической мысли», в процессе изучения которого будущие педагоги знакомятся с различными педагогическими концепциями, с особенностями развития всемирного педагогического процесса. Особенно значимыми для развития духовно-нравственной культуры студентов являются темы, связанные с отечественной историей педагогического образования. Такие учителя, как Н. X. Вессель, В. И. Водовозов, Н. Г. Де-больский, М. И. Демков, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, В. Я. Стоюнин, К. Д. Ушин-

ский и др., заложили фундаментальные основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Их труды актуальны и сегодня. Их учительский образ является примером для наших современных студентов.

Большое значение в подготовке будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры играет педагогическая практика, к которой студенты готовятся основательно. В процессе педагогической практики им предстоит познакомиться и изучить особенности образовательной среды школы, проанализировать ряд документов, которые характеризуют учебно-воспитательный процесс школы, посетить уроки и выявить особенности и дать оценку взаимодействию педагога и учащихся, изучить особенности классного коллектива и отдельных личностей детей, разработать и реализовать совместно с учащимися школы социально-значимые проекты, быть помощником классного руководителя, а в дальнейшем самому занять место учителя-предметника, разработать и дать показательные уроки, научиться их анализу, педагогической рефлексии, видеть и исправлять допущенные ошибки, совершенствуясь в процессе педагогической деятельности, приобретать профессиональное мастерство. Возделывая внутренний мир ребёнка, важно самому быть для него примером, носителем духовных и нравственных ценностей. В реальной современной школьной практике молодой педагог не обходится без проблем. Политическая, социально-экономическая, идеологическая нестабильность накладывает свой отпечаток на современную школу, на статус и положение современного учителя, отношение его к профессиональной деятельности. Духовный вакуум, который возник в современной школе, не позволяет решать профессиональные задачи должным образом. И с этой проблемой сталкиваются будущие учителя, когда приходят на практику. К сожалению, многие студенты отмечают, что не все педагоги являются носителями ценностей духовно-нравственной культуры. На наш взгляд, в целях повышения качества образования в процесс повышения квалификации работников образования также необходимо вводить курсы духовного просвещения. Знакомить с содержанием не только нравственных, но и духовных ценностей.

Продолжением педагогического процесса является и летний оздоровительный отдых детей, и поэтому его организации важно уделить должное внимание. В процессе про-

humanities vector. 2015. number 1 (41). Faces of professional development

фессиональной подготовки студенты знакомятся с основами его организации, а затем непосредственно включаются в обязательную летнюю педагогическую практику. Будущим учителям важно понять, что отдых - это не просто набор развлекательных мероприятий для детей, организация детского отдыха обязательно связана с решением педагогических задач, важной из которых является воспитание духовно-нравственной культуры школьников. Постановка задач духовно-нравственного направления воспитания: патриотического, экологического, трудового, эстетического, физического и др. - является обязательным в процессе организации детского отдыха. В условиях летнего лагеря у детей

появляются большие возможности творчески себя реализовать, и поэтому важно для этого создать необходимые условия. Летняя педагогическая практика является важным этапом в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. И он, как носитель духовно-нравственной культуры, должен быть готов к реализации её ценностей.

Таким образом, в процессе изучения педагогических дисциплин и в разработке содержания педагогической практики очень большое внимание уделяется подготовке будущего учителя к реализации ценностей духовно-нравственной культуры. Но актуальной и значимой остаётся проблема приобщения студентов к духовным ценностям.

Список литературы

1. Наумова О. С. Социокультурная миссия педагога: историко-педагогический анализ проблемы // Гуманитарные науки как ресурс развития человеческого потенциала в условиях динамично меняющегося мира: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (2-3 ноября 2011; Заб. гос. гум.-пед. ун-т). Чита: 2012. Ч. II. С. 202-210.

2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные пед.соч. M.: 1974. Т. 1. С. 51-123.

3. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. M.: РИО MГТА, 2003. 269 с.

4. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования: монография. M.: Логос, 2012. 200 с.

5. Шестун Е. В. Православная педагогика. M.: Про-Пресс, 2002. 575 с.

Источники

6. Архиепископ Верейский Евгений. Комплексная церковно-государственная программа «Воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения на 2006-2010 гг.». URL: uch-kom.info/index (дата обращения: 25.11.14).

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. M.: Просвещение, 2009. 29 с.

8. Коджаспирова Г M., А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. M.: Академия, 2005. 176 с.

9. Программа «Стратегия сохранения и развития духовно-нравственной культуры народа России на период до 2020 года». URL: dnkrus.ru/issue.shtml/oprog/636 (дата обращения: 25.11.14).

References

1. Naumova O. S. Sotsiokul'turnaya missiya pedagoga: istoriko-pedagogicheskii analiz problemy // Gu-manitarnye nauki kak resurs razvitiya chelovecheskogo potentsiala v usloviyakh dinamichno menyayush-chegosya mira: sb. st. po materialam мezhdunar. nauch.-prakt. konf. (2-3 noyabrya 2011; Zab. gos. gum.-ped. un-t). Chita: 2012. Ch. II. S. 202-210.

2. Ushinskii K. D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii // Izbrannye ped.soch. M.: 1974. T. 1. S. 51-123.

3. Chernilevskii D. V. Dukhovno-nravstvennye tsennosti obrazovatel'noi sistemy Rossii XXI veka. M.: RIO MGTA, 2003. 269 s.

4. Shadrikov V. D. Kachestvo pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. M.: Logos, 2012. 200 s.

5. Shestun E. V. Pravoslavnaya pedagogika. M.: Pro-Press, 2002. 575 s.

Istochniki

6. Arkhiepiskop Vereiskii Evgenii. Kompleksnaya tserkovno-gosudarstvennaya programma «Vospitanie dukhovno-nravstvennoi kul'tury podrastayushchego pokoleniya na 2006-2010 gg.». URL: uchkom.info/index (data obrashcheniya: 25.11.14).

7. Danilyuk A.Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya rossiiskikh shkol'nikov. M.: Prosveshchenie, 2009. 29 s.

8. Kodzhaspirova G. M., A.Yu. Kodzhaspirov. Pedagogicheskii slovar'. M.: Akademiya, 2005. 176 s.

9. Programma «Strategiya sokhraneniya i razvitiya dukhovno-nravstvennoi kul'tury naroda Rossii na period do 2020 goda». URL: dnkrus.ru/issue.shtml/oprog/636 (data obrashcheniya: 25.11.14).

Статья поступила в редакцию 18.12.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.