Научная статья на тему 'Возможности учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании студентов - будущих учителей'

Возможности учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании студентов - будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО / STUDENT FUTURE TEACHER / TEACHER / MORAL EDUCATION / ACADEMIC COURSE "INTRODUCTION TO PEDAGOGICAL ACTIVITY" / MORAL VALUE / MORAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна

В статье проблема нравственного воспитания студентов будущих учителей обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется роль психолого-педагогических дисциплин в развитии у будущего учителя нравственных качеств. Представляется потенциал учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании студентов. На уровне учебного материала данной учебной дисциплины вычленяется знание о нравственных ценностях и адекватных им нравственных качествах, овладение которым позволяет будущим учителям видеть взаимосвязь нравственного знания и нравственной практики. Приводятся конкретные примеры реализации потенциала учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании будущих учителей. Представляются материалы лекционных и семинарских занятий по темам «Общая и профессиональная культура педагога», «Профессионально обусловленные требования к личности педагога», «Педагогическое общение. Индивидуальный стиль педагогической деятельности». Приводятся примеры использования на занятиях таких методов, как объяснение, проблемное изложение, эвристическая беседа. Показываются возможности использования на занятиях произведений художественной литературы. Обосновывается, что литературные иллюстрации конкретизируют представления студентов о нравственных качествах учителя, о том, каким образом он воздействует на учащегося силой своей нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the course «Introduction to Pedagogical Activity» in the moral education of students - future teachers

The article dwells upon the problem of the moral education of students future teachers and presents it as the current social and pedagogical issue. It argues the role of psychological and pedagogical disciplines in developing future teachers’ moral qualities. The potential of the course «Introduction to pedagogical activity» in the moral education of students is proved. With referrence to the teaching materials used in the course the author focuses on awareness of the moral values and the relevant moral qualities, mastering which enables future teachers to go into the relationship of moral knowledge and moral practice. Particular examples of realizing the potential of the course «Introduction to pedagogical activity» in the moral education of future teachers are given. The paper provides the extracts from the lectures and seminars that highlight the subjects as the following: «General and professional culture of the teacher», «Professional requirements the teacher must meet», «Pedagogical interaction. The individual style of pedagogical activity». The author provides the examples of such methods as explanation, problem narration, heuristic conversation in the context of the moral education. Use of fiction is presented as an effective method, too. The paper proves that the examples of literary texts give students more specific ideas about what the moral qualities of a teacher are and how they affect those who are being taught.

Текст научной работы на тему «Возможности учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании студентов - будущих учителей»

УДК 378:37.034

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THE POTENTIAL OF THE COURSE «INTRODUCTION TO PEDAGOGICAL ACTIVITY» IN THE MORAL EDUCATION

OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

© 2016

О.К. Позднякова

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

O.K. Pozdnyakova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье проблема нравственного воспитания студентов - будущих учителей обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется роль психолого-педагогических дисциплин в развитии у будущего учителя нравственных качеств. Представляется потенциал учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании студентов. На уровне учебного материала данной учебной дисциплины вычленяется знание о нравственных ценностях и адекватных им нравственных качествах, овладение которым позволяет будущим учителям видеть взаимосвязь нравственного знания и нравственной практики. Приводятся конкретные примеры реализации потенциала учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» в нравственном воспитании будущих учителей. Представляются материалы лекционных и семинарских занятий по темам «Общая и профессиональная культура педагога», «Профессионально обусловленные требования к личности педагога», «Педагогическое общение. Индивидуальный стиль педагогической деятельности». Приводятся примеры использования на занятиях таких методов, как объяснение, проблемное изложение, эвристическая беседа. Показываются возможности использования на занятиях произведений художественной литературы. Обосновывается, что литературные иллюстрации конкретизируют представления студентов о нравственных качествах учителя, о том, каким образом он воздействует на учащегося силой своей нравственности.

The article dwells upon the problem of the moral education of students - future teachers and presents it as the current social and pedagogical issue. It argues the role of psychological and pedagogical disciplines in developing future teachers' moral qualities. The potential of the course «Introduction to pedagogical activity» in the moral education of students is proved. With referrence to the teaching materials used in the course the author focuses on awareness of the moral values and the relevant moral qualities, mastering which enables future teachers to go into the relationship of moral knowledge and moral practice. Particular examples of realizing the potential of the course «Introduction to pedagogical activity» in the moral education of future teachers are given. The paper provides the extracts from the lectures and seminars that highlight the subjects as the following: «General and professional culture of the teacher», «Professional requirements the teacher must meet», «Pedagogical interaction. The individual style of pedagogical activity». The author provides the examples of such methods as explanation, problem narration, heuristic conversation in the context of the moral education. Use of fiction is presented as an effective method, too. The paper proves that the examples of literary texts give students more specific ideas about what the moral qualities of a teacher are and how they affect those who are being taught.

Ключевые слова: студент - будущий учитель; учитель; нравственное воспитание; учебная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность», нравственная ценность; нравственное качество.

Key words: student - future teacher; teacher; moral education; academic course «Introduction to pedagogical activity»; moral value; moral quality.

Проблема нравственного воспитания студентов педагогического вуза представляется не только важной педагогической, но и социальной проблемой. Положение о том, что личность учителя, уровень его нравственности непосредственным образом влияют на нравственность учащихся, с одной стороны, является ши-

роко известным и не подлежит сомнению, но с другой стороны, оно зачастую остается в плоскости декларативного утверждения, не всегда воплощается в практику школьной жизни. Данное утверждение основывается как на опыте наблюдения за школьными учителями, прежде всего в процессе сопровождения педагогической

практики студентов, так и на материалах к современной педагогической периодики. Важность роли учителя в нравственном воспитании школьников подчеркивается, например, в статьях Л.А. Борисовой [1], К.Е. Гагариной [2], И.А. Федосеевой [3].

Проблеме нравственного, духовно-нравственного воспитания будущего учителя уделяют внимание многие современные исследователи. Так, Т.Ф. Товарищева рассматривает нравственное воспитание будущих учителей как социально-педагогический процесс [4]; О.А. Бахчиева обращается к проблеме духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки [5], предлагает теоретико-методологические подходы решения проблемы духовно нравственного воспитания учителя [6], выявляет потенциал образовательного процесса вуза в духовно-нравственном воспитании будущего учителя [7]; Н.И. Джегутанова рассматривает потенциал личности как основу духовно-нравственного воспитания будущего учителя [8]. В данном контексте ведут исследования Т.В. Богуцкая [9], В.И. Павлов [10], У. Утанов [11] и многие другие ученые.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование среди профессиональных компетенций, которыми должен овладеть выпускник, освоивший программу бакалавриата, названа «способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)» [12, с. 5]. Овладение данной компетенций подразумевает становление и развитие у будущего учителя таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, справедливость, великодушие, отзывчивость, честность, надежность и т.д. В развитии этих и подобных качеств большую роль играет как образовательная среда вуза в целом, так и воспитательный потенциал учебных дисциплин в частности. Особое место при этом занимают психолого-педагогические дисциплины, в процессе изучения которых будущий учитель овладевает основами педагогической деятельности как деятельности по воспитанию и обучению ребенка. Правильно

выстроенный процесс освоения данных дисциплин позволяет студентам подготовиться к встрече с учащимся не как с объектом воспитательного и образовательного воздействия, но как с полноценной личностью, имеющей свои представления о жизни, взгляды, интересы, обладающей сложившейся на данный момент системой личностных качеств. В идеале будущий учитель в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин должен прийти к пониманию того, что воспитать своего ученика как нравственного человека он сможет во многом силой своих нравственных качеств. Тем самым актуальной представляется проблема выявления возможностей учебных дисциплин, преподаваемых в педагогическом вузе, в нравственном воспитании студентов - будущих учителей.

В рамках статьи мы покажем, каким образом возможно нравственное воспитание студентов педагогического вуза в процессе изучения учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».

«Введение в педагогическую деятельность» как учебную дисциплину студенты изучают на первом курсе. Именно с этой учебной дисциплины начинается знакомство будущих учителей с сущностью и спецификой профессии учителя, с особенностями профессиональной педагогической деятельности.

Опираясь на теоретическое представление о нравственном воспитании, мы на уровне учебного материала вычленяем знание о нравственных ценностях и адекватных им нравственных качествах. Занятия выстраиваются таким образом, что студенты, овладевая обозначенным знанием, учатся видеть неотъемлемую взаимосвязь нравственного знания и нравственной практики.

Приведем конкретные примеры.

На лекции на тему «Общая и профессиональная культура педагога» мы акцентируем внимание первокурсников на том, что педагогическая культура представляет собой «часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогиче-

ской деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности» [13, с. 101].

При построении данного лекционного занятия используются такие методы изложения материала, как объяснение, проблемное изложение, эвристическая беседа. Понятие «педагогическая культура» вводится с помощью объяснения, а затем, применяя метод проблемного изложения материала, мы подводим студентов к понятию «нравственная культура учителя». Мы предлагаем первокурсникам осмыслить определение понятия «нравственная культура учителя», данное В.А. Мижериковым и М.Н. Ермоленко: «Нравственная культура учителя, являясь предметом профессионально-педагогической этики, включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств» [14, с. 119].

Предлагая для осмысления студентам данное определение, мы, во-первых, поясняем им, что предметом педагогической этики является моральный выбор учителя, а не нравственная культура учителя как одно из понятий педагогической этики, объектом которой является педагогическая мораль. Во-вторых, акцентируем внимание студентов на необходимости различения теоретического и нормативно-оценочного смысла понятий.

Анализ предлагаемого определения осуществляется студентами в процессе эвристической беседы, организуемой нами. Студентам должны ответить на следующие вопросы: «Что Вы понимаете под этическими знаниями?», «Связаны ли знания с эмоциями?» и др. В процессе совместных размышлений, коллективного «думания» первокурсники под нашим руководством приходят к выводу о единстве рационального и эмоционального в нравственной сфере личности человека, личности учителя.

На данном занятии мы информируем первокурсников о нравственных ценностях, например, таких как: добро, долг, добродетель, достоинство, ответственность, свобода, совесть, справедливость, честь и т.д.

Затем мы предлагаем студентам различные определения понятия «педагогический такт»: «Одним из ведущих компонентов нравственной культуры выступает педагогический такт, понимаемый нами как поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них» [14, с. 119]; «Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его, и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим» [15, с. 37].

Студенты анализируют данные определения и приходят к выводу, что, во-первых, проявление педагогического такта напрямую связано с нравственными качествами учителя. Во-вторых, развитие педагогического такта с позиции данного соотношения предполагает наличие у учителя таких умений, как умения проявлять справедливость в типичных ситуациях детских жалоб, осознавать меру своей ответственности, когда ситуация требует быть особенно деликатным (детская дружба и любовь, общение с детьми-доносчиками, детская месть и т.д.), относиться к детским ошибкам (шутки, проказы, насмешки, подвохи и т.д.) с позиции добра, сочувствовать, и других умений.

На лекционном занятии по теме «Профессионально обусловленные требования к личности педагога» мы обращаем внимание первокурсников на нравственный аспект требований к личности учителя. Данный аспект заключается в том, что учитель должен обладать этическим, моральным знанием, так как отношение учителя к социальной и педагогической действительности, к учащимся есть осознанное отношение, которое выражается на основе знания; должен быть способным осуществлять нравственно-педагогическую рефлексию («Я» среди своих целей, мотивов, установок), морально-педагогическую рефлексию («Я» среди учащихся и людей), этико-педагогическую рефлексию («Я» среди ценностей и норм

морали); должен уметь строить свою профессиональную педагогическую деятельность в соответствии с золотым правилом нравственности, которое требует от учителя в отношениях с другими людьми руководствоваться «такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими руководствовались другие люди в их отношении к нему» [16, с. 25]; должен быть способным распознавать добро и зло как в действиях окружающих (учащихся, коллег, родителей), так и в своих собственных действиях; должен ориентироваться в педагогической деятельности на нравственные ценности. Давая развернутые пояснения по каждому из данных пунктов, мы подводим первокурсников к пониманию того, что есть нравственная деятельность и нравственная практика.

К семинарскому занятию по теме «Профессионально обусловленные требования к личности педагога» студенты получают задание написать мини-сочинение на тему «Мой идеал учителя». На занятии данные сочинения анализируются студентами совместно с нами. На основании анализа составляется список нравственных качеств личности, которыми должен обладать учитель: порядочность, честность, правдивость, доброта, искренность, вежливость, справедливость, любовь к детям, верность слову, требовательность, ответственность и другие. Мы предлагаем студентам соотнести данные качества с нравственными ценностями. В процессе беседы с первокурсниками выясняется, что они путают нравственные качества личности и нравственные ценности. Доброта и добро, честность и честь, совестливость и совесть понимаются студентами как синонимы. Показывая первокурсникам различия между ними, мы обучаем студентов выражать моральные суждения. Такое обучение должно привести к осознанию студентами сущности долженствовательно-оценочного и всеобщего характера представлений и понятий учителя о добре и зле, о чести и достоинстве, о справедливости и ответственности, о долге и т.д., то есть к осознанию особенностей нравственной сферы сознания учителя.

Объясняя первокурсникам суть описательного или дескриптивного элемента морального суждения, мы предлагаем им осмыслить суждение учителя «Этот ученик совестливый». В этом суждении выявляется отношение педагога к школьнику, которое составляет объект суждений учителя об ученике. В данном суждении содержится информация об ученике, о его отношениях к своим обязанностям, к людям и т.д. Мы поясняем студентам, что совестливость есть качество школьника. Определение «совестливый», содержащееся в суждении учителя об ученике, применимо к нему в педагогической ситуации или в ситуации его взаимодействия с одноклассниками. С помощью данного определения учитель выражает такое отношение к учащемуся, содержание которого (отношение) базируется на знании ученика, полученном в результате его изучения.

Поясняя сущность прескриптивного элемента морального суждения, которая заключается в предписании, выражаемом в виде рекомендации, пожелания и оценки, мы обращаем внимание студентов на то, что с помощью предписательности выражается особое значение ученика для учителя, отношение последнего к школьнику, которое является «предметом нравственного сознания» [17, с. 30]. В суждении об ученике «Ученик должен жить в согласии с собой» (аспект совести) нормативный элемент выступает в виде логической связки между предписатель-ностью и предикатом. Данное суждение учителя имеет нормативный характер и устанавливает ценность, исходя из представлений о совести, категоризация которой осуществляется этической наукой. В суждении фиксируется требование к ученику. Такое суждение нельзя заменить суждением типа «Все ученики совестливые». Критерием оценки первого морального суждения об ученике является категория «совесть», которая становится ценностной категорией. Категории и понятия, обладая значением ценностей, становятся критерием оценивания. Они выражают и нормативные требования, и оценки. Оценивание осуществляется на основе знания, которое, как отмечалось выше, входит в структуру ценности.

Опираясь на данные положения, будущие учителя учатся осуществлять оценивание ученика, себя, других людей на основе представлений (знаний) о нравственных ценностях и нравственных качествах. Знания служат основой для производства оценок, для выражения нравственного отношения к учащимся, к людям, к себе и т.д. Так обучение студентов выражению моральных суждений сопрягается с их обучением производству оценок, оцениванию, выбору критериев оценивания. При этом уяснение нормативно-оценочного смысла нравственных ценностей - важнейшее событие процесса оценивания.

При подготовке к семинарскому занятию «Педагогическое общение. Индивидуальный стиль педагогической деятельности» первокурсники знакомятся с определениями понятий «общение», «педагогическое общение», «педагогический такт», «стиль педагогической деятельности» и т.д., подбирают примеры из художественной литературы, иллюстрирующие стили общения учителя и учащихся. В ходе семинара обсуждение литературных примеров идет по следующим вопросам: «Какой стиль педагогического общения характерен для описанного в книге учителя?»; «Какими качествами обладает учитель с данным стилем общения?»; «Как дети воспринимают такого учителя?»; «Как строятся взаимоотношения между таким учителем и учащимися?» и др.

Для иллюстрации стилей педагогического общения студенты обращаются к таким произведениям, как «Безумная Евдокия» А.Г. Алексина, «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Доживем до понедельника» Г.И. Полонского, «Кондуит и Швамбрания» Л.А. Кассиля, «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман и др.

Литературные иллюстрации конкретизируют представления студентов о стилях педагогического общения и деятельности, уровнях и функциях педагогического общения, условиях его успешности,

о том, каким образом в процессе такого общения проявляются нравственные качества учителя, каким образом он воздействует на учащегося силой своей нравственности.

Технология управления общением, факторы, которые в конкретных ситуациях помогают или препятствуют созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе, отслеживаются первокурсниками в ходе анализа художественного текста как с точки зрения положений педагогической теории, так и с точки зрения нравственности. При отборе литературных примеров студенты обращают особое внимание на отражение в них техники педагогического общения, на соотношение вербальных и невербальных контактов, пытаются «примерить на себя» различные стили, оценить свои возможности, достоинства и недостатки выбранных позиций.

Размышляя над литературными образами, первокурсники делают вывод и о том, каким не должен быть учитель. Выступая на семинаре, студенты отмечают, что ни в коем случае он не должен быть таким, как директор гимназии («Кондуит и Швамбрания») - «несгибаемый и тщательно выутюженный», с «круглыми, тяжелыми оловянными глазами», «с пустым и бесцветным голосом», который никогда не кричал, но при чьем появлении «стихали разговоры, и становилось душно». Учитель не должен походить и на Г. Пас-торфилд, которая «домогается любви детей» любой ценой и убеждена, что знания должны быть подслащенными, а учитель - своим в доску («Вверх по лестнице, ведущей вниз»).

Через уяснение того, каким должен и не должен быть учитель, студенты приходят к пониманию, того, что ведущим стилем педагогического общения учителя должен быть демократический стиль, а также к пониманию того, что такой стиль общения возможен только в том случае, если учителю присущи определенные нравственные качества.

Произведя сравнительный анализ описания разных стилей, студенты не только познакомятся с их типологией, рассмотрят этапы их формирования, выделят основные характерологические и

профессиональные черты, но и, проанализировав и оценив различные подходы к классификации стилей, попытаются обосновать свой вариант типологизации стилей.

Работа с художественными текстами вызывает глубокие переживания, заставляет студентов задуматься над адекватностью собственного профессионального поведения, над своими личностными качествами в целом и нравственными качествами в особенности, оценить стиль не только как внешнюю характеристику, но и как отражение внутренней педагогической позиции.

Изучение темы «Педагогическое общение. Индивидуальный стиль педагогической деятельности» предполагает использование элементов ролевой игры. Так, стимулом для самопрезентации, увлеченного участия студентов в ролевой игре «Я ваш новый учитель...» стало обращение к тексту первого знакомства девочки-учительницы Люси со своими подопечными (Э. Успенский «Меховой интернат»).

Остроумные, тонкие произведения Саши Черного, Л. Чарской, Э. Успенского, Г. Остера дают возможность первокурсникам почувствовать мудрость, до-

верчивость, трогательное обаяние детства. Юмор не только снимает напряженность, служит эмоциональной разрядкой, но и является индикатором, показывающим степень открытости будущего учителя миру ребенка, его готовности принять ребенка таким, какой он есть.

«Был ли в вашей жизни учитель, похожий на того литературного персонажа, о котором вы рассказываете?»; «Как строились взаимоотношения этого учителя с вашим классом, вашими одноклассниками, вами лично?». Такие вопросы создают личностно значимую ситуацию: первокурсники, вспоминая собственное детство, осмысливают свои детские чувства, впечатления, переживания, входя тем самым в систему нравственных отношений.

Наш опыт работы показывает, что учебная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» обладает существенными потенциалом в организации нравственного воспитания студентов -будущих учителей, которое осуществляется в процессе приобщения к нравственным ценностям, в том числе и через овладение нравственным знанием, включенным в содержании дисциплины, способствуя развитию у будущих учителей нравственных качеств.

к к к

1. Борисова Л.А. Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. М. : ООО «АР-Консалт», 2013. С. 61-62.

2. Гагарина К.Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. 2011. №3-2. С. 110-115.

3. Федосеева И.А. Размышление об учителе в контексте духовно-нравственного воспитания личности // Развитие человека в современном мире. 2014. №У-1(У). С. 162-168.

4. Товарищева Ф.Д. Нравственное воспитание будущих учителей как социально-педагогический процесс // Современные наукоемкие технологии. 2010. №7. С. 285-289.

5. Бахчиева О.А. Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Наука и бизнес: пути развития. 2013. №4(22). С. 122-124.

6. Бахчиева О.А. Теоретико-методологические подходы на пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания учителя // Перспективы науки. 2013. №6(45). С. 9-11.

7. Пушкарева Т.В., Бахчиева О.А. Потенциал образовательного процесса вуза в духовно-нравственном воспитании будущего учителя // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. 2013. №3(25). С. 61-66.

8. Джегутанова Н.И. Потенциал личности как основа духовно-нравственного воспитания будущего учителя // Преподаватель. XXI век. 2007. №2. С. 170-175.

9. Богуцкая Т.В. Потенциал дисциплины «Педагогика» в духовно-нравственном воспитании будущего учителя // Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне: социально-гуманитарные и психолого-педагогические аспекты исследования и формирования : мат-лы всерос. науч. конф. с междунар. участием / ред. колл.: Н.А. Матвеева, В.А. Бармин, Т.П. Су-хотерина, О.А. Бокова. Барнаул : АГПУ, 2015. С. 233-236.

10. Павлов В.И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2011. №2. С. 139-146.

11. Утанов У. Эффективность проектной технологии в организации и обеспечении духовно-нравственного воспитания будущего учителя // Наука и Мир. 2016. Т. 3, №2. С. 106-107.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91. 10 с.

13. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

14. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М. : Педагогическое общество России, 2002. 268 с.

15. Педагогика : учеб. пос. для студ. педвузов / В.А. Сластенин [и др.]. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с.

16. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика : учеб. М. : Гардарики, 1998. 472 с.

17. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М. : Наука, 1977. 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.