УДК 378.1 ББК 74.48
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
I О.А. Бахчиева
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию духовно-нравственных основ личности будущего учителя. Краеведческая деятельность предлагается как один из факторов духовно-нравственного воспитания будущего учителя в вузе.
Ключевые слова: глобализация, духовно-нравственные основы, нравственность, краеведение, учитель, педагогическое образование.
PROBLEM OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF FUTURE TEACHER'S PERSONALITY
I O.A. Bahchieva
38
Abstract. The article describes the approaches to the formation of spiritual and moral foundations of the future teacher's personality. Regional studies are offered as one of the factors of spiritual and moral education of the future teacher in high school.
Keywords: globalization, the spiritual and moral foundations, morality, local history, teacher, teacher education.
На переломе ХХ и ХХ1 века происходили серьезные социальные изменения. Культовым понятием стала «глобализация» как абсолютизация интеграционных процессов. Это привело к изменению приоритетов и наступлению мировоззренческого кризиса в обществе. Коренным образом стали меняться духовно-нравственные ориентиры. Традиционные ценности отошли на
второй план, а на первый выдвинулись глобальные ценности. В этих условиях особое значение приобретает направление образования, связанное с подготовкой педагогических кадров, которые, в свою очередь, определяют вектор мировоззрения молодого поколения.
Школа меняется внешне, при этом сохраняя консерватизм внутри. Модернизационные изменения вос-
принимаются как набор фиксируемых в отчетах позиций. Полагаем, что в систему подготовки будущих учителей должны быть внесены существенные изменения. Из того, что сегодня проверено практикой, наибольший интерес вызывает включение учителей в разработку и реализацию значимых для школы проектов. В этом контексте краеведение занимает одно из ведущих мест, решая комплекс современных педагогических задач.
В обществе наметились следующие противоречия между:
• направленностью государственной политики возрождения российской духовности и приобщения молодых людей к высоким нравственным ценностям в целях преодоления существующего духовного кризиса и недостаточно выраженной духовно-нравственной направленностью профессиональной подготовки специалистов в вузах;
• потребностями высшего профессионального образования в педагогическом обеспечении образовательного процесса, способствующего воспитанию личности, системы осознанных и личностно принятых духовно-нравственных ценностей и недостаточной разработанностью в педагогической науке концептуальных основ духовно-нравственного воспитания будущих специалистов в процессе обучения в вузе;
• необходимостью духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе и недостаточным использованием духовно-нравственного потенциала различных направлений, в т.ч. краеведения и технологии его реализации в образовательном процессе вуза.
Основатель признанной научной школы д.п.н., профессор Е.А. Леванова отмечает, что подготовка будущего учителя объединяет ценности и смыслы духовно-нравственного воспитания, основанные на соединении традиций духовности, нравственности, ценностей познания и педагогической миссии: сохранения и передачи культурного наследия. Проблема духовно-нравственного воспитания зарождается в сбалансированном соотношении прошлых нравов и обычаев, закрепившихся в сознании и в привычках, и вводимых новых нравственных ценностей. Многообразие аспектов проблемы нравственности и духовности личности выявило большое количество различных концептуальных идей, направленных на ее разрешение. Два самостоятельных понятия — «духовность» и «нравственность» — объединены в своей диалектике. Они не тождественны, но взаимообусловлены.
Общепринятые нравственные нормы поведения, разумные и целесообразные, поддерживаются с помощью различных форм общественного сознания — нравственных принципов, идеалов, табу, понятий добра и зла и т.п. Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни и чувство долга, который сознается индивидом как мотив своего поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности. Мотив собственный, внутренний побудитель к совершению поступка — это источник чувства ответственности, главного критерия степени нравственного развития.
Нравственность человека с детского возраста складывается из его поступков, которые затем закреп-
39
40
ляются в сознании и реализуются в нравственной культуре личности. Под воздействием воспитания и накопления жизненного опыта просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества. В результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания — интуицию, что способствует принятию в проблемных ситуациях решений, адекватных общепринятым нормам морали. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных, типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов.
Полагаем более продуктивный — комплексный подход сочленения понятий духовность и нравственность (В.С. Барулин, Н.Д. Никандрова, И.В. Силуяновой и др.), который рассматривает духовность как стержневое качество личности, строящую существование на принципах человеколюбия, что позволяет говорить о духовности как способе самоорганизации и управлении человека собственным поведением.
Нравственность является основой духовности, содержанием которой выступают этические ценности, регуляторы поведения, определяющие нравственное сознание и нравственную позицию личности. Задача воспитания — объединить традиционные ценности (духовность) и вновь вводимые требования нравственности (зафиксированы в нормативах), которые формируют духовно-нравственную основу сегодняшнего дня.
Целостность духовности и нравственности наглядно представлена в трудах Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова, и мы, опираясь на данные положения, определили ключевые позиции понятия «духовно-нравственное воспитание». Это целенаправленный и организованный процесс, направленный на принятие духовно-нравственных идеалов и ценностей, формирование духовных потребностей и нравственных мотивов поведения, развитие нравственных чувств, нравственного сознания, выработку умений и привычек нравственного поведения, способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию в педагогической деятельности, обеспечивающий воспроизводство духовно-нравственного потенциала личности будущего специалиста.
Аксиологический подход - это своеобразный ориентир, который характеризует оценку личностью тех или иных духовно-нравственных ценностей и является средством познания их значимости. Акцентирование данного подхода позволило рассмотреть духовно-нравственное воспитание будущего учителя в процессе подготовки в вузе как феномен, репрезентируемый посредством категорий: универсальность и фундаментальность духовно-нравственных ценностей.
В педагогической аксиологии ведущая роль принадлежит духовно-нравственным ценностям, отражающим межличностные отношения, отношения к обществу, к его педагогическим ценностям, к отдельным людям. Исходя из этих отношений, определяется нравственный облик будущего учителя как носителя ду-
ховно-нравственных норм и ценностей в современном обществе. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание учителя становится стратегией современной образовательной политики государства.
Духовно-нравственное воспитание относится к педагогическим процессам, представляя целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагога и студен -та, направленное на формирование духовно-нравственных ценностей и сознания. Но можно идентифицировать его и как педагогическую систему, если рассмотреть с точки зрения системных свойств. Учитывая его сложность и многоаспектность, структура носит линейно-возвратный характер, предполагающий возможности коррекции на различных этапах. Освоение педагогических ценностей выступает основ -ным компонентом решения тех или иных педагогических задач. Общая цель — духовно-нравственная воспитанность — является одновременно системообразующим фактором, определяющим содержательную и организационную стороны.
Духовно-нравственная основа и деятельностно-поведенческое проявление будущих учителей являются базой развития их личности, направленной на формирование самосознания, выявление способностей, содействие в саморазвитии, реализации потенциала воспитанников, где достижимым итогом становится активизация собственного духовно-нравственного потенциала.
Компетентностный подход предполагает утверждение общечеловеческих ценностей, «...организа-
цию обучения на гуманистической основе, развитие личностного потенциала будущего педагога и его оптимальное использование для эффективного решения профессионально значимых задач в самостоятельной деятельности специалиста».
Культурологический подход (мы опираемся на исследования Е.И. Артамоновой) воздействует на все компоненты профессиональной подготовки будущего учителя в целом, помогая созданию благоприятной среды обучения и воспитания.
Для воспитания будущего учителя такой средой становится образовательное пространство вуза, включающее совокупность взаимосвязанных составляющих:
• учебная деятельность — освоение теоретической базы профессиональной подготовки;
• исследовательская деятельность;
• профессиональная практическая деятельность;
• внеучебная воспитательная работа.
Профессиональная подготовка 41 учителя в условиях педагогического вуза проходит в направлении интеграции образовательной и специальной подготовки на основе государственного образовательного стандарта, регионального компонента, индивидуально-дифференцированного подхода. Важнейшим условием создания образовательного пространства вуза становится исследовательская деятельность будущего специалиста.
В процессе исследовательской деятельности будущий учитель освобождается от стереотипности мышлении, развивая творческую, конструктивно-деятельностную, эм-
42
пирическую позицию по отношению к научным знаниям, к будущей профессиональной деятельности.
Краеведческая деятельность, как один из факторов духовно-нравственного воспитания будущего учителя в вузе, опирается на общие принципы образования (системность, целостность, последовательность, научность, доступность и др.), реализация которых требует усилий педагогов различных дисциплин. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является интегративная система краеведческой подготовки, представляющая собой учебно-методический комплекс, включающий обозначение целей и задач краеведческого образования, разработку содержательных модулей, тематику научно-исследовательских работ студентов, комплекс контроль -ных материалов, обеспечивающих формирование краеведческой компетентности будущих специалистов.
Включение краеведческого материала в процесс профессиональной подготовки будущих учителей обогащает систему педагогических знаний студентов, знакомит их с историей родного края, предоставляет возможность использовать краеведческий материал в профессиональной деятельности; способствует развитию исследовательских навыков студентов, выполнению исследовательских заданий по краеведению; определяет необходимость применения краеведческого материала в преподавании всех предметов педагогического цикла, активного включения студентов в краеведческую практическую деятельность, выполнение ими творческих тематических заданий по краеведению; является средством совершенствования профессиональной
ориентации будущих учителей, освоения ими педагогических ценностей и перевода их в статус профессионально-личностного достояния, что способствует не только формированию краеведческой компетентности, краеведческой культуры, но и становится частью личностного и профессионального роста, выполняет воспитывающую функцию в процессе формирования духовно-нравственных ценностей и культуры будущего учителя.
Диагностика уровня сформи-рованности духовно-нравственного воспитания на различных этапах вузовского обучения подтвердила динамичность данного процесса, взаимозависимость всех его компонентов, интегративность духовно-нравственного потенциала краеведения, а также зависимость результата от исходного состояния и содержания учебной, самостоятельной, исследовательской, проектной и краеведческой деятельности будущего учителя на протяжении всего обучения в вузе.
Также определены перспективные направления дальнейших исследований:
• технологическое обеспечение духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессионального образования с использованием комплекса педагогических средств воздействия и факторов профессиональной и личностной социализации в вузе;
• изучение духовно-нравственного становления студентов различных специальностей и форм обучения в воспитательном пространстве вуза.
Научная разработка этих и ряда других проблем в педагогическом аспекте будет способствовать эффек-
тивному процессу духовно-нравственного воспитания будущих специалистов в процессе подготовки в вузе.
Данное направление нашло свое развитие в рамках научной школы Елены Александровны Левановой. Возможность для магистрантов и аспирантов, практикующих учителей подкрепить свои «догадки» взвешенным научным подходом, аргументацией, системой современных научных знаний — фирменный стиль Елены Александровны в работе с «подрастающим научным поколением». От всего сердца, уважаемая Елена Александровна, примите самые теплые поздравления и пожелания!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова, Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала [Текст] / Е.И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10. - С. 4-9.
2. Вульфов, Б.З. Учитель: профессиональная духовность [Текст] / Б.З. Вульфов // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 48-53.
3. Леванова, Е.А. Проблемы патриотического воспитания на современном этапе [Текст] / Е.А. Леванова, С.Б. Серякова, Т.В. Пушкарева // European Journal of Natural History. - 2008. - № 5. С. 73-74.
4. Никандров, Н.Д. Ценности как основа социализации и воспитания [Текст] / Н.Д.Никандров // Мир образования. -2003. - № 3. - С. 6-8.
5. Психолого-педагогическое обеспечение поствузовского профессионального образования: Учебно-методическое пособие / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пуш-карева, Л.М. Проценко, Т.Н. Сахарова, С.Б. Серякова. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2008. - 134 с.
REFERENCES
1. Artamonova E.I., Kompetentnostnyi podk-hod v formirovanii lichnosti pedagoga-pro-fessionala, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2008, No. 10, pp. 4-9. (in Russian)
2. Levanova E.A., Seryakova, S.B., Pushkare-va T.V., Problemy patrioticheskogo vospi-taniya na sovremennom etape, European Journal of Natural History, 2008, No. 5, pp. 73-74. (in Russian)
3. Nikandrov N.D., Tsennosti kak osnova sotsi-alizatsii i vospitaniya, Mir obrazovaniya, 2003, No. 3, pp. 6-8. (in Russian)
4. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie postvuzovskogo professionalnogo obrazovaniya: Uchebno-metodicheskoe posobie, ed, by E.A. Levanova, V.A. Pleshakov, T.V. Pushkareva, L.M. Protsenko, T.N. Sa-kharova, S.B. Seryakova, Moscow, 2008,
134 p. (in Russian) 43
5. Vulfov B.Z., Uchitel: professionalnaya duk-hovnost, Pedagogika, 1995, No. 2, pp. 4853. (in Russian)
Бахчиева Ольга Александровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра социальной коммуникации и организации работы с молодежью, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Bahchieva O.A., PhD in Pedagogy, Professor, Department of Social and Communication and Organizations Working with Young People, Moscow City Psychological and Pedagogical University, [email protected]