Научная статья на тему 'Развитие духовно-нравственных качеств будущего учителя в рамках курса «Иностранный язык в профессиональной сфере»'

Развитие духовно-нравственных качеств будущего учителя в рамках курса «Иностранный язык в профессиональной сфере» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPIRITUALITY / MORALITY / SPIRITUAL AND MORAL PROPERTIES / FUTURE TEACHER / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Елена Михайловна

Статья посвящена развитию духовно-нравственных качеств будущего учителя в иноязычном вузовском образовании. Духовно-нравственные качества личности будущего учителя являются необходимым условием его профессиональной пригодности; развитие духовно-нравственных качеств личности осуществляется через изучение тематического блока «Профессия учителя. Качества учителя, ученика, студента» в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Рассмотрены дефиниции, даваемые толковыми и психологическими словарями понятиям «духовность» и «нравственность». Представлены краткие определения понятий «духовность», «нравственность». Предложено определение понятия «духовно-нравственные качества личности будущего учителя». Предлагается оригинальный рассказ на немецком языке современного автора короткой прозы, на основе которого обсуждаются действия главных персонажей с учетом духовно-нравственной позиции; представлен комплекс упражнений на развитие духовно-нравственных качеств. В качестве упражнений предлагается выполнить ряд заданий (записать ассоциации, вызываемые заглавием текста; записать опорные слова; найти предложения, в которых прямо или косвенно характеризуются главные герои; оценить действия персонажей с учетом духовно-нравственной позиции; придумать другое название истории).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF “FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL SPHERE”

The article is devoted to the development of spiritual and moral qualities of the future teacher of foreign languages in higher education. Spiritual and moral properties of the personality of the future teacher are the necessary condition of their professional aptitude; the development of spiritual and moral qualities of the person is based on the study of the topical block “Teaching profession. Characteristics of a teacher, a pupil, a student” in the discipline “Foreign language in professional life”. The article considers the definitions of “spirituality” and “morality” in explanatory and psychological dictionaries. The author gives brief definitions of “spirituality” and “morality” and offers a definition of “spiritual and moral qualities of the personality of the future teacher”. The article contains an original story of a German contemporary author of short prose on the basis of which the actions of the main characters taking into account their spiritual and moral positions; a set of exercises for the development of spiritual and moral properties is presented. The article also contains tasks which are to be done in the form of exercises (put down associations called forth by the title of the text; put down the key words; find sentences in which the main characters are described directly or indirectly; give assessment of the actions of the characters taking into account their spiritual and moral positions; think of an alternative title for the story).

Текст научной работы на тему «Развитие духовно-нравственных качеств будущего учителя в рамках курса «Иностранный язык в профессиональной сфере»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.016:811.1:37.034 ББК Ч448.900.51+Ш12/8-9-55

ГСНТИ 14.07.01; 16.21.41

Код ВАК 13.00.02

Алексеева Елена Михайловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовность; нравственность; духовно-нравственные качества; будущий учитель; иностранный язык, профессиональное образование.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена развитию духовно--нравственных качеств будущего учителя в иноязычном вузовском образовании. Духовно-нравственные качества личности будущего учителя являются необходимым условием его профессиональной пригодности; развитие духовно-нравственных качеств личности осуществляется через изучение тематического блока «Профессия учителя. Качества учителя, ученика, студента» в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Рассмотрены дефиниции, даваемые толковыми и психологическими словарями понятиям «духовность» и «нравственность». Представлены краткие определения понятий «духовность», «нравственность». Предложено определение понятия «духовно-нравственные качества личности будущего учителя». Предлагается оригинальный рассказ на немецком языке современного автора короткой прозы, на основе которого обсуждаются действия главных персонажей с учетом духовно-нравственной позиции; представлен комплекс упражнений на развитие духовно-нравственных качеств. В качестве упражнений предлагается выполнить ряд заданий (записать ассоциации, вызываемые заглавием текста; записать опорные слова; найти предложения, в которых прямо или косвенно характеризуются главные герои; оценить действия персонажей с учетом духовно-нравственной позиции; придумать другое название истории).

Аlekseeva Elena Mikhailovna,

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Professionally-oriented Linguistic Education, Institute of Foreign

Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER IN THE COURSE OF "FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSIONAL SPHERE"

KEY WORDS: spirituality, morality, spiritual and moral properties, future teacher, foreign language, professional education.

ABSTRACT. The article is devoted to the development of spiritual and moral qualities of the future teacher of foreign languages in higher education. Spiritual and moral properties of the personality of the future teacher are the necessary condition of their professional aptitude; the development of spiritual and moral qualities of the person is based on the study of the topical block "Teaching profession. Characteristics of a teacher, a pupil, a student" in the discipline "Foreign language in professional life". The article considers the definitions of "spirituality" and "morality" in explanatory and psychological dictionaries. The author gives brief definitions of "spirituality" and "morality" and offers a definition of "spiritual and moral qual i-ties of the personality of the future teacher". The article contains an original story of a German contemp o-rary author of short prose on the basis of which the actions of the main characters taking into account their spiritual and moral positions; a set of exercises for the development of spiritual and moral properties is presented. The article also contains tasks which are to be done in the form of exercises (put down associations called forth by the title of the text; put down the key words; find sentences in which the main characters are described directly or indirectly; give assessment of the actions of the characters taking into account their spiritual and moral positions; think of an alternative title for the story).

С

егодня становится очевидным тот факт, что российское общество переживает один из непростых периодов. Возросла опасность утраты духовных ориентиров, смысла жизни, высшего предназначения в мире. У молодежи искажены представления о таких незыблемых категориях, как милосердие, сострадание, любовь, доброта, поэтому становится актуальной проблема развития духовно-нравственных качеств личности [7; 8; 3].

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности будущего учителя в связи с дисциплиной «Иностранный язык в профессиональной сфере» (далее ИЯ) обусловлено прежде всего тем, что нравственный аспект составляет одну из важнейших сторон педагогической профессии. Духовно-нравственная основа педагогической деятельности является ее фундаментально-ценностным качеством. А иностранный язык - средство, с помощью ко-

© Алексеева Е. М., 2016

торого усваиваются не только прагматичные знания, навыки и умения, но и осуществляется личностное освоение духовных ценностей, т. е. формирование нравственных качеств человека духовного, человека культуры [5, с. 9]. Кроме того, необходимость обращения к данной проблеме обусловлена утвержденной Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. В данном документе говорится о том, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России (честь, совесть, вера в добро, человеколюбие, воля, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством) [11].

Категория «духовно-нравственный» связана с понятиями «дух», «душа», «внутреннее», «душевность», «мораль», «самосознание», «совесть» и др. (Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Соловьев и др.).

В словарях [см., напр.: 1; 2; 4; 12] духовность определяется следующим образом:

- отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа;

- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;

- поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения; деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека;

- духовный - прилагательное: бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

Нравственность получает в словарях следующие определения:

- совокупность норм, определяющих поведение человека; поведение человека; моральные свойства;

- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;

- нравственный - прилагательное: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой нравственности. Всякое само-отверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой

высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого ис-полненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога.

На основании анализа словарей в узком понимании под духовностью мы разумеем внутреннее саморазвитие, преобразование человека. Под нравственностью -внешние этические нормы и правила поведения, определяемые внутренними установками. Представим рабочее определение понятия «духовно-нравственные качества личности учителя»: высокие претативно-ценностные характеристики сознания, поведения, общения педагога в процессе жизнедеятельности, позволяющие ему реали-зовывать свой внутренний потенциал. Представим некоторые результаты проведенных в Уральском государственном педагогическом университете в ходе преподавания дисциплины «ИЯ в профессиональной сфере» исследований в области развития духовно-нравственных качеств будущего учителя неязыковых специальностей.

Основной целью курса «ИЯ в профессиональной сфере» является овладение языком специальности для применения иностранного языка в сфере профессионального образования [6]. В рамках освоения данной дисциплины рассматривается тематический блок «Профессия учителя. Качества учителя, ученика, студента». Предусмотренные учебной программой разговорные темы и тексты данного блока позволяют не просто использовать язык в практической деятельности, но и развивать духовно-нравственные качества личности будущего учителя [14; 15; 10; 9].

Представим фрагмент занятия, на котором студентам, изучающим немецкий язык, предлагается рассказ современного мастера короткой прозы Вольфдитриха Шнурре «Лучшая история моей жизни» (1978).

Beste Geschichte meines Lebens

Beste Geschichte meines Lebens. Anderthalb Maschinenseiten vielleicht. Autor vergessen; in der Zeitung gelesen. Zwei Schwerkranke im selben Zimmer. Einer an der Türe liegend, einer am Fenster. Nur der am Fenster kann hinaussehen. Der andere keinen größeren Wunsch, als das Fensterbett zu erhalten. Der am Fenster leidet darunter. Um den anderen zu entschädigen, erzählt er ihm täglich stundenlang, was draußen zu sehen ist, was draußen passiert. Eines Nachts bekommt er einen Erstickungsanfall. Der an der Tür könnte die Schwester rufen. Unterlässt es; denkt an das Bett. Am Morgen ist der andere tot; er stickt. Sein Fensterbett wird geräumt; der bisher an der Tür lag, erhält es. Sein Wunsch ist in Erfüllung gegangen. Gierig, erwartungsvoll wendet

34

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

великодушный - großzügig, больной -krank, гордый - arrogant, кроткий, смиренный - sanftmütig, беспомощный - hilflos, жестокий - grausam, алчный - gierig, боязливый - ängstlich, тщеславный - ehrgeizig, страстно желающий - sehnsüchtig, злой - böse, малодушный - kleinmütig, понимающий - verständnisvoll, эгоистичный, самолюбивый - egoistisch, самоотверженный - aufopfernd, сострадательный -

Person im Fensterbett Person im Türbett

er das Gesicht zum Fenster. Nichts; nur eine Mauer [13, с. 158].

В данном рассказе речь идет о двух тяжелобольных пациентах в больничной палате: один лежал у окна и мог наблюдать происходящее за окном; кровать другого располагалась у двери, и у него было огромное желание заполучить кровать у окна. Тот пациент, чья кровать находилась у окна, страдал от этого и, чтобы приободрить другого, часами рассказывал, что он видит и что происходит за окном. Однажды ночью у лежащего у окна произошел приступ удушья. Другой видел это и мог вызвать медсестру, но не сделал этого, думая о том, чтобы занять кровать у окна. Утром другой умер: он задохнулся. Его кровать была прибрана, пациент, лежащий у двери, занял эту кровать. Его желание исполнилось. Полный ожидания, он жадно повернулся лицом к окну: ничего, лишь стена.

Для прочтения и обсуждения текста студентам предлагаются следующие задания:

1) перед первым прочтением рассказа записать ассоциации, вызываемые заглавием текста;

2) прочитать текст первый раз, записать опорные слова;

3) прочитать текст повторно и зафиксировать те моменты, которые бросаются в глаза, отметить ключевые слова;

4) найти в тексте предложения, в которых прямо или косвенно характеризуются главные герои;

5) из списка прилагательных выбрать те, с помощью которых можно охарактеризовать действующих лиц рассказа, и внести их в таблицу (завистливый - neidisch, терпеливый - geduldig, мелочный - kleinlich, обладающий воображением - fantasievoll,

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / под ред. И. А. Бодуэна де Кур-тенэ. 3-е изд., испр. и доп. М. : О-во любителей словесности, 1903.

3. Мурзич А. Н., Сергеева Н. Н. Организационная модель подготовки студентов педагогического языкового вуза к осуществлению культурно-образовательной деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 99-103.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1999. 994 с.

5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д : Феникс ; М. : Глосса-пресс, 2010. 640 с. (Настольная книга преподавателя иностранного языка).

6. Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык в правовом обучении». URL: http://law.uspu.ru/i/Obrazovatelnaya_deatelnost/rabochie_programmy/050100.62/B.1.V.04_IIa_v_pravovom _obuchenii.pdf.

7. Сергеева Н. Н. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика / / Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 152-155.

8. Сергеева Н. Н., Митрофанова К. А. Проблема филологического образования в неязыковых вузах / / Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 111-115.

9. Сергеева Н. Н., Новикова В. В. Проектная деятельность как средство развития социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 214-220.

10. Сергеева Н. Н., Угрюмова С. В. Классификация мотивов к изучению иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С.114-118.

6) оценить действия главных персонажей с учетом духовно-нравственной позиции;

7) ответить на вопросы: в чем связь между содержанием текста и его названием -«Лучшая история моей жизни»? Какое послание несет история В. Шнурре? Насколько актуальна сегодня представленная в тексте тема? Что смущает или удивляет студента в данной истории? К каким вечным духовно-нравственным законам бытия отсылает данная история?;

8) придумать другое название данной истории.

В качестве альтернативного задания, минуя первые четыре пункта выше, можно предложить студентам закончить историю В. Шнурре после слов: <...> Sein Wunsch ist in Erfüllung gegangen (Его желание исполнилось).

В заключение отметим, что специфика тематических блоков, предусмотренных программой дисциплины «ИЯ в профессиональной сфере», и комплекс представленных упражнений для прочтения и обсуждения текста содействуют духовно -нравственному становлению личности будущего учителя.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 2015. 10 с. URL: http: / / council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf.

12. Толковый словарь русского языка. Т. 1 / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Астрель : АСТ, 2000. 848 с.

13. Schnurre W. Der Schattenfotograff. München : Paul List Verl., 1978. 524 S.

14. Sergeeva N. N. Foreign Language Communicative Competence in the Field of Professional Activity: Model and Method Development / / Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. P. 250.

15. Sergeeva N. N., Slepukhin A. V. The Diagnostics Methods of Students' Readiness for Professional Pedagogical Activity Within Information Educational Environment / / Smart Innovation. Systems and Technologies. 2015. Vol. 41. P. 333-342.

REFERENCES

1. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / sost. i obshch. red. B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. SPb. : Praym-Evroznak, 2003. 672 s.

2. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka : v 4 t. / pod red. I. A. Boduena de Kurtene. 3-e izd., ispr. i dop. M. : O-vo lyubiteley slovesnosti, 1903.

3. Murzich A. N., Sergeeva N. N. Organizatsionnaya model' podgotovki studentov pedagogicheskogo yazykovogo vuza k osushchestvleniyu kul'turno-obrazovatel'noy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 2. S. 99-103.

4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. 4-e izd., dop. M. : Azbukovnik, 1999. 994 s.

5. Passov E. I., Kuzovleva N. E. Urok inostrannogo yazyka. Rostov n/D : Feniks ; M. : Glossa-press, 2010. 640 s. (Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka).

6. Rabochaya uchebnaya programma po distsipline «Inostrannyy yazyk v pravovom obuchenii». URL: http://law.uspu.ru/i/Obrazovatelnaya_deatelnost/rabochie_programmy/050100.62/B.1.V.04_IIa_v_pravovom _obuchenii.pdf.

7. Sergeeva N. N. Inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentsiya v sfere professional'noy deyatel'nosti: model' i metodika / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 6. S. 152-155.

8. Sergeeva N. N., Mitrofanova K. A. Problema filologicheskogo obrazovaniya v neyazykovykh vuzakh // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 3. S. 111-115.

9. Sergeeva N. N., Novikova V. V. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya sotsiokul'turnoy kompetentsii budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 1. S. 214-220.

10. Sergeeva N. N., Ugryumova S. V. Klassifikatsiya motivov k izucheniyu inostrannogo yazyka // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 3. S.114-118.

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. 2015. 10 s. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf.

12. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. T. 1 / pod red. D. N. Ushakova. M. : Astrel' : AST, 2000. 848 s.

13. Schnurre W. Der Schattenfotograff. München : Paul List Verl., 1978. 524 S.

14. Sergeeva N. N. Foreign Language Communicative Competence in the Field of Professional Activity: Model and Method Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. P. 250.

15. Sergeeva N. N., Slepukhin A. V. The Diagnostics Methods of Students' Readiness for Professional Pedagogical Activity Within Information Educational Environment // Smart Innovation. Systems and Technologies. 2015. Vol. 41. P. 333-342.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. С. Серова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.