Научная статья на тему 'Критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя'

Критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович

В статье обосновываются критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя»

УДК 37.034

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

СRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS

В. И. Павлов V. I. Pavlov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье обосновываются критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущих учителей.

Abstract. The article substantiates the criteria, indicators and levels of formed spiritual and moral culture of future teachers.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, критерии, показатели, уровни.

Keywords: spiritual and moral culture, criteria, indicators, levels.

Актуальность исследуемой проблемы. Духовно-нравственная культура представляет собой интегральное качество личности, репрезентирующее ее целостность, устремленность к саморазвитию, духовно-нравственному росту. Анализ философской и психо-лого-педагогической литературы показал, что проблема формирования духовнонравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза все еще остается малоизученной. В частности, педагоги испытывают определенные трудности в диагностике уровня сформированности духовно-нравственной культуры у студентов.

Материал и методика исследований. Нами была проанализирована философская и педагогическая литература, посвященная проблемам духовно-нравственного воспитания будущего учителя.

Результаты исследований и их обсуждение. В научной литературе критерий понимается как признак, на основании которого производится оценка, определение уровня развития или классификация чего-либо [8, 254]; мерило оценки чего-либо [5, 374]. Показателями выступают качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний объектов и процессов, совокупность которых отражает их сущностные особенности в статике [4, 234]. Определение критериев предполагает теоретическое осмысление сущности изучаемого явления, а создание системы показателей опирается на выявление объективных закономерностей общественного развития и четкое представление о структуре соответствующих социальных объектов [4, 23].

Нами проанализированы работы В. А. Казанского, Ю. И. Кисилева, В. И. Андреева, Е. И. Артамоновой, М. С. Бобровой, В. В. Бойко, Л. П. Илларионовой, И. М. Ильичевой, В. М. Пустовалова, М. Рокича, Дж. Роттера, Л. В. Сибилевой, посвященные вопросам формирования духовности у учащихся и студентов. Так, Л. П. Илларионова в своем исследовании выделила следующие критерии духовно-нравственной культуры учителя: аксиологический, мотивационный, когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, психологический [3, 8]. В. М. Пустовалов рассмотрел такие критерии духовно-нравственного становления будущего учителя, как экзистенциально-эмоциональный, когнитивный, поведенческий [6, 6]. М. С. Боброва определила следующие критерии духовно-

нравственного мира студента: знание, понимание, оценивание, деятельность [2, 5].

Е. И. Артамонова выделила личностные структуры, характеризующие духовную культуру учителя: 1) высокий уровень самосознания, способность к обретению идеала, ориентация на будущее, в создании которого непосредственно участвует будущий учитель; выстраивание ценностной иерархии в соответствии с концепцией профессиональной жизни, способность к самоанализу и самооценке; 2) интеллектуальная способность учителя к созданию объективной картины мира, сформированность естественно-научного и социально-философского мировоззрения; 3) осознание учителем ценностного наполнения своего «Я» с позиции альтруистических устремлений, сформированность духовных педагогических потребностей с доминантой «на всех других»; 4) сформированность общей культуры, осознание своей причастности к миру культуры (народа, Отечества, профессиональной группы, учебного коллектива) и понимание многомерности субъектов; 5) проявление нравственной чистоты в реализации ответственности за мир, готовность и способность к многостороннему со-творчеству; 6) сформированность потребностей и умений творческой деятельности, проявление на всех уровнях смысла совершенствования через сознательную включенность в общественную жизнь; познавательная активность как ведущий вид творческой активности, готовность к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию [1, 28].

При всем многообразии и различии подходов можно выделить основные, традиционно сложившиеся в педагогической науке критерии духовно-нравственной культуры учителя: интеллектуальный, эмоциональный, мотивационный и деятельностный.

Интеллектуальный критерий формируется в процессе направленной познавательной деятельности личности, охватывающей такие аспекты, как: а) комплексное овладение философскими, этическими, психологическими, педагогическими знаниями в их синкретическом единстве; б) приобщение к произведениям мирового искусства в единстве их содержания и формы, понимание их специфических выразительных средств, интерпретация их применительно к педагогической деятельности. Эмоциональный критерий отражает внутренний духовный мир личности, ее нравственные и духовные ценности, взгляды, представления, вкусы, ориентации. Мотивационный критерий связан с мотивами профессиональной деятельности с позиции общечеловеческих ценностей, нравственных устоев общества и т. д. Деятельностный критерий характеризует поведенческий результат, уровень креативности и профессиональной компетенции учителя. Такой подход к критериям духовно-нравственной культуры будущего учителя является для нас предпочтительным, так как охватывает основные взаимосвязанные потенциалы личности.

Проведенный анализ научной литературы позволил нам разработать следующие критерии духовно-нравственной культуры учителя: когнитивный, мотивационно-

потребностный, эмоционально-оценочный, деятельностный - и их показатели. Вышеперечисленные критерии и показатели в своей совокупности позволяют выделить уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя. В научной литературе понятие «уровень» определяется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития» [7, 617]. С учетом этого мы выделили четыре уровня сформированности духовно-нравственной культуры будущих учителей: высокий, выше среднего, средний, низкий (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя

Уровни Критерии и их показатели " _ Высокий Выше среднего Средний Низкий

Когнитивный Показатели: • знания о сущности и содержании духовнонравственной культуры личности, различных подходах к ее пониманию в светской и религиозной литературе, о структуре и функциях духовнонравственной культуры учителя; знание государственных документов, программ и концепций духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащейся молодежи, теории и методики организации процесса формирования духовнонравственной культуры личности; • полнота, глубина, прочность знаний и представлений таких взаимосвязанных категорий, как «дух», «духовность», «нравственность», «мораль», «любовь», «совесть», «добро», «истина», «красота», «ответственность», «Родина», «Отечество», «идеал», «патриот» и др. глубокие глубокие полные полные неполные неполные поверхностные, неясные поверхно- стные

Мотивационно-потребностный Показатели: • осознанность, аргументированность выбора профессии; • интерес и желание заниматься духовнонравственным воспитанием школьников; • стремление к профессиональному самосовершенствованию, творческому саморазвитию; понимание самоценности человеческой жизни, своего места в мире, предназначения; желание руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях; наличие духовно-нравственного идеала и нравственных ориентиров в собственной жизни и профессиональной деятельности. осознан и аргументирован присутст- вуют имеются сформиро- ванные установки осознан присутст- вуют имеются достаточные установки недоста- точно осознан неустойчивые, ситуативные поверхностны, не осознаны не осознан отсутствуют отсутствуют

Окончание таблицы

Эмоционально-оценочный Показатели: • эмоционально-оценочное отношение к себе, детям, другим людям и миру, педагогической деятельности; положи- тельное положи- тельное неопреде- ленное равнодуш- ное

• устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью коллектива, страны, живой интерес к ее истории, культуре, традициям. устойчивые, глубокие переживания достаточно устойчивые пережива- ния поверхностные переживания переживания отсутствуют

Деятельностный Показатели: • умения: диагностировать уровень духовнонравственной культуры личности; планировать, организовывать познавательную добротворческую, социально ценную деятельность; анализировать процесс формирования духовно-нравственной культуры; осуществлять его в контексте антропологической образовательной парадигмы с учетом специфики содержания, форм, методов, средств воспитания, педагогических технологий; умение использовать духовно-нравственные знания в различных ситуациях; умеет умеет на репродуктивном уровне затрудня- ется не умеет

• стремление к творческому удовлетворению духовных запросов и потребностей; уважительному отношению к национальным традициям, культурам, духовно-нравственным ценностям; всегда стремится стремится не всегда стремится отсутствует стремление

• способность реализовать принятый выбор в практической деятельности. способен способен не всегда способен не способен

Резюме. Разработанные нами критерии, показатели дают возможность диагностировать уровень сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя и на этой основе планировать, осуществлять, а в необходимых случаях корректировать целостный педагогический процесс по ее формированию, объективно оценивать результаты учебно-воспитательной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. И. Артамонова. - М., 2000. - 39 с.

2. Боброва, М. С. Духовно-нравственное становление студента в образовательном процессе вуза : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. С. Боброва. - СПб., 2005. - 19 с.

3. Илларионова, Л. П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. П. Илларионова. - М., 2002. - 35 с.

4. Краткий словарь по социологии / сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. - М. : Политиздат, 1989. - 479 с.

5. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В. И. Бородулина, А. П. Горкина, А. А. Гусева и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 912 с.

6. Пустовалов, В. М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. М. Пустовалов. - Оренбург, 2002. - 39 с.

7. Словарь русского языка / под ред. П. Евгеньева. - М. : Русский язык, 1981. - 794 с.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.