Педагогические науки
УДК 37
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ12
Ю.В. Любезнова, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Нижний Новгород, Россия), e-mail [email protected].
Аннотация. Статья посвящена изменениям в образовательной сфере общества, роли духовно-нравственного воспитания и развития в современной подростковой среде.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, старшеклассники, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В 21 веке происходят значительные изменения как в социальной, так и в образовательной сферах общества. Наша страна переходит к инновационному социально ориентированному типу развития. В условиях модернизации российского образования духовно-нравственное развитие личности старшеклассников является первостепенной задачей государства.
Российская школа всегда обладала богатым опытом и традициями воспитания. В настоящее время национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» даёт основные направления развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.
В соответствии с ФГОС школьному образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В 2009 году издана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Согласно данной концепции, «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [3, с.14].
В государственной политике в сфере общего и дополнительного образования до 2020 года должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию
12 Рецензент: Повшедная Ф.В. - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного университета им. Козьмы Минина (Нижний Новгород, Россия).
такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Новые требования рыночной экономики и формирующегося быстрыми темпами информационного общества поставили систему образования перед необходимостью кардинально переосмыслить сущность всех образовательных целей и задач, форм и содержания обучения подрастающего поколения. Одним из главных направлений повышения качества российского образования является формирование личностной готовности учащихся к активной жизни в обществе. Развитие общества убеждает, что нравственное содержание духовной жизни не прочно.
В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Актуальность развития духовности личности подчеркивается также тем фактом, что в документах ООН и ЮНЕСКО последних лет серьезное внимание обращается на необходимость распространения в обществе идеалов мира и согласия, уважения прав и свободы человека, достоинства и приверженности целям полноценного развития человека.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Современное российское общество переживает кризис в духовно-нравственной сфере. Ценности, которые ранее были востребованы, устаревают; понятие чести, долга, достоинства в настоящее время не являются первостепенными.
В материалах Первого Общероссийсккого съезда общественной организации «Военно-спортивный Союз М.Т. Калашникова», проходившем 12 февраля 2011 года в Москве, ключевой проблемой образования стала проблема духовно-нравственного воспитания подростковой молодёжи.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является не только преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, но и укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. В Послании Президента Федеральному Собранию РФ было подчёркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» (Д.А. Медведев, 2009).
Как отечественные, так и зарубежные исследователи и философы (Н.А.Бердяев, В.Г.Белинский, Е.В.Бондаревская,И.А.Ильин, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.), в своих работах определяли духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения первостепенной задачей современного общества.
Термин духовно-нравственное воспитание используется в педагогике сравнительно недавно. В исследованиях ученых чаще используется понятие нравственное воспитание (Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов. В.А. Яковлев и др.). По мнению Л.И. Рувинского, нравственное воспитание представляет собой процесс слияния мыслей, чувств и целеустремлений.
Проблема духовности и нравственности привлекала к себе внимание еще с античных времен (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, А. Августин и другие). Позднее к ней обращались И. Кант, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.И. Слободчиков, Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Гиллиган и др.
В научной литературе советского периода освещались психологический, социально-психологический аспекты формирования духовно-нравственных установок личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев и др.).
Так А.Г.Асмолов считает, что воспитание направлено в первую очередь на личностно смысловые компоненты психики, в особенности на мотивы и смысловые установки личности. Его цель - формирование у детей культуры достоинства.
п v v w
В отечественной педагогической теории наших дней духовно- нравственное воспитание рассматривается в работах К.А. Абульхановой, Ю.В. Александровой, В.А.Сластенина, В.И.Слободчикова, В.В.Столина В.Д.Шадрикова и др.
Педагоги обращают внимание на сущность духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, на значение его в жизни человека. Так, К.А.Абульханова определяет духовность через способ личностной психической организации, который отвечает принципам человечности, гармонии и возвышенности. По мнению В.А.Сластенина ценностные ориентации затрагивают всю личность человека, структуру самосознания,
личностные потребности. Педагог считает, что без ценностей не может быть подлинной самореализации личности. В.И.Слободчиков определяет духовность, как нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими человеческими ценностями социальной общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.
В трудах таких современных учёных, как К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Белозерцев, В. А. Беляева, З. В. Видякова, И. Ф. Гончаров, С. Ф. Иванов, В. М. Меныциков, В. А. Сластении, В. Д. Шадриков и др. уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
Анализ работ по проблеме показал, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности подростка представляет собой сложный и многоплановый процесс.
Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Исследования и педагогический опыт современных ученых Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, Н.Е.Щурковой и др. показывают, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников формируются любовь к своей стране, патриотизм, чувство ответственности за судьбу родины, развивается гражданское самосознание.
В достижении этих целей немалая роль принадлежит урокам литературы: слову, художественной речи, книге. Общаясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляет компьютер, телевидение, желтая пресса, как результат негативных влияний современного времени.
В связи с этим сегодня возникает необходимость поиска путей процесса обучения литературе как основному учебному предмету в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся и развитию у них гуманитарного мышления.
Как показал наш опыт работы в школе для решения этой проблемы необходимо использовать технологию личностно-ориентированного обучения, педагогику сотрудничества. Целевые ориентации личностно-ориентированной технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, читателя и писателя, цель которого подтолкнуть к размышлению, к формированию активной жизненной позиции, к формированию ценностных ориентаций.
Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяют не только решать проблемы образования в школе, но и повышать мотивацию к учению, к самостоятельной творческой деятельности.
Опора на текст при изучении художественных произведений - главный прием на уроках литературы. Судьба школьника сопряжена с судьбой литературного персонажа. Добиваемся, чтобы после уроков у учащихся осталось доброе впечатление, которое способно пробудить желание к самосовершенствованию, саморазвитию.
Таким образом, уроки литературы в школе должны способствовать реализации важнейшего принципа государства в области образования.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2013. - 256с.
2. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе.- Ростов -на - Дону.: // - № 1. 2011. С. 21-30
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос. Акад. Образования - М.: Просвещение, 2011. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина - М: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
5.Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании / А.П.Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. - Спб.: Образование, 1997. - №3. - С. 3-27.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Норматика, 2013. - 128с.
7.Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.-113с.
¿л Ljubeznova Ju.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashhejsja molodezhi v kontekste trebovanij Federal'nyh
Щг gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov II Nauka. Mysl'. - № 4. - 2016.
© Ю.В. Любезнова, 2016. © «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article is devoted to the changes in the educational sphere of society, the role of the spiritual and moral education and development in today's teenage environment .
Keywords: spiritual and moral education, high schoolers, concept of spiritual and moral
development and education of the individual citizen of Russia.
— • —
Сведения об авторе
Юлия Викторовна Любезнова, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Нижний Новгород, Россия).
— • —
Подписано в печать 24.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.