Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения'

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ЦЕННОСТЕЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ДИАЛОГ / CRISIS OF VALUES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUALITY / LITERATURE LESSONS / PEDAGOGY OF COOPERATION AND DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любезнова Юлия Викторовна

В статье анализируются современные проблемы воспитания подрастающего поколения. В условиях модернизации отечественной системы образования повышаются требования к личности растущего человека. Сегодня обществу, государству нужен человек высокой нравственной культуры, толерантный, способный ставить и решать самостоятельно различные проблемы. Воспитанию такой личности, несомненно, способствуют уроки литературы. Обращение автора к исследованию данной проблемы чрезвычайно важно, т.к. к сожалению, современные школьники мало читают, недостаточно обращаются к творчеству писателей прошлого и настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Любезнова Ю. В.

Любезнова Юлия Викторовна /Lyubeznova Julia Victorovna - аспирант, кафедра общей и социальной педагогики,

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются современные проблемы воспитания

подрастающего поколения. В условиях модернизации отечественной системы образования повышаются требования к личности растущего человека. Сегодня обществу, государству нужен человек высокой нравственной культуры, толерантный, способный ставить и решать самостоятельно различные проблемы. Воспитанию такой личности, несомненно, способствуют уроки литературы. Обращение автора к исследованию данной проблемы чрезвычайно важно, т.к. к сожалению, современные школьники мало читают, недостаточно обращаются к творчеству писателей прошлого и настоящего.

Abstract: the article analyzes the current problems of education of the younger generation. In the context of the modernization of the national education system are increased demands on the person of the growing person. Today, society, the state needs a man of high moral culture, tolerant, able to independently formulate and solve various problems. Parenting a personality, of course, contribute to the lessons of literature. Contacting the author to the study of this issue is extremely important, because Unfortunately, today's students do not read, not enough to seek creative writers of the past and present.

Ключевые слова: кризис ценностей, духовно-нравственное воспитание, духовность, уроки литературы, педагогика сотрудничества, диалог.

Keywords: crisis of values, spiritual and moral education, spirituality, literature lessons, pedagogy of cooperation and dialogue.

Современный период развития общества называют периодом духовного кризиса, который обусловлен кризисом ценностей как нравственных ориентиров общества и человека.

По мнению Д. А. Леонтьева, «духовно-нравственный кризис - кризис смысла, кризис ответственности» [6, с.6].

Духовность в настоящее время становится неотъемлемым качеством культурного образованного человека. Изменение общественных отношений в стране выявило сложные духовно-нравственные проблемы, которые требуют глубоко научного разрешения. Особую тревогу вызывают кризис в духовной сфере, утрата традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил. В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания школьников приобретает в современном обществе особую актуальность и значимость, что нашло отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах, «Национальной доктрине образования РФ».

В современном обществе увеличилось количество трудных и беспризорных детей и подростков, растет число необучающихся, наблюдается тенденция роста детской преступности; изменилось информационное поле, которое прямым образом влияет на воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через интернет, радио, прессу, телевидение и др., на подрастающее поколение обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, наркомании, преступность.

28

Исследования и педагогический опыт современных ученых Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, А. П. Тряпицыной, Н. Е. Щурковой и др. показывают, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников формируются любовь к своей стране, патриотизм, чувство ответственности за судьбу родины, развивается гражданское самосознание.

В достижении этих целей немалая роль принадлежит урокам литературы: слову, художественной речи, книге. Общаясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляет компьютер, телевидение, желтая пресса, как результат негативных влияний современного времени.

В связи с этим сегодня возникает необходимость поиска путей процесса обучения литературе как основному учебному предмету в формировании духовно -нравственных ценностей у учащихся и развитию у них гуманитарного мышления.

Как показал наш опыт работы в школе для решения этой проблемы необходимо использовать технологию личностно-ориентированного обучения, педагогику сотрудничества. Целевые ориентации личностно-ориентированной технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, читателя и писателя, цель которого подтолкнуть к размышлению, к формированию активной жизненной позиции, к формированию ценностных ориентаций.

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяют не только решать проблемы образования в школе, но и повышать мотивацию к учению, к самостоятельной творческой деятельности.

Опора на текст при изучении художественных произведений - главный прием на уроках литературы. Судьба школьника сопряжена с судьбой литературного персонажа. Добиваемся, чтобы после уроков у учащихся осталось доброе впечатление, которое способно пробудить желание к самосовершенствованию, саморазвитию.

Исходя из этого, основой каждого учебного занятия по литературе является диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся знания, но и научить их мыслить, оценивать поступки литературных героев, соотносить их с собственным поведением.

Таким образом, способность к диалогу со школьником, его духовным опытом, миром ценностей отражает эдулитивность деятельности учителя. Как отмечает Е.О.Галицких «в атмосфере диалога происходит становление человека, творение ценностей его душевной жизни» [5, с. 18].

В. С. Бибер, М. С. Каган, И. А. Колесникова рассматривают диалог как универсальный способ существования человека в культуре, как важнейшую характеристику гуманного личностного взаимодействия между людьми в системе субъект-субъектных отношений.

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать проблемы образования в школе, повышать мотивацию учащихся к самостоятельной творческой деятельности, дает возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, проявить творческие способности, откликаться на мысли и переживания автора, быть толерантным, т.е. имеющим свои ценности и интересы и одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей, что в целом способствует формированию духовно-нравственных ценностей

старшеклассников.

29

Как показал собственный педагогический опыт, продуктивное использование учебного диалога в процессе преподавания литературы способствует использованию таких методов обучения, как групповые дискуссии, эвристические вопросы, деловые игры.

Использование методов групповой дискуссии, эвристических вопросов, деловой игры способствует формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Главный приём при изучении художественных произведений, который мы используем на уроках литературы - это обращение к тексту произведения. Общечеловеческая идея - сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков - это доброе впечатление, которое способно пробудить у учащегося желание самосовершенствования, саморазвития.

Создание ситуации для осуществления нравственного выбора оказывает заметное влияние на формирование духовно-нравственной позиции обучающихся. В процессе дискуссии учащиеся давали личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливали авторское отношение, обсуждали нравственные проблемы, поднимаемые в изучаемых произведениях.

На этапе подведения итогов групповой дискуссии школьники высказывали мнения о том, что данный вид работы позволял им обратить внимание на актуальные проблемы в анализируемом произведении, сделать необходимые выводы по данной проблеме, понять причины конфликта главного героя с окружающим миром. Учащиеся в ходе обсуждения отмечали, что необходимо сознательно относиться к произведениям художественной литературы, задавать себе вопросы по поводу прочитанного произведения, формулировать выводы.

Практика проведения групповых дискуссий на уроках литературы оказалась достаточно эффективной: учащиеся объединялись в группы для обсуждения проблемных вопросов, учебные занятия происходили оживленно, продуктивно; появился интерес к изучаемым произведениям, межличностному взаимодействию. Особое внимание уделялось актуализации общечеловеческих базовых ценностей, что способствовало формированию духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

В процессе наблюдения за ходом учебных занятий в форме групповых дискуссий был сделан вывод о том, что уроки литературы обладают большим потенциалом для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Норматика, 2013.128с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования - М.: Просвещение, 2011. 32 с. (Стандарты второго поколения).

3. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2013. 256 с.

4. Бондаревская Е. В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе.- Ростов - на - Дону: // - № 1. 2011. С. 21-30

5. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. - М., 2004. с. 18.

6. Леонтьев Д. А. Вступительная статья // В. Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. с. 6.

30

7. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина - М: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.