Научная статья на тему 'Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание обучающихся'

Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание обучающихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3611
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любезнова Юлия Викторовна

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК С ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ. ВОСПИТАНИЮ ТАКОЙ ЛИЧНОСТИ, НЕСОМНЕННО, СПОСОБСТВУЮТ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ. В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ СТАНОВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА. СТАТЬЯ СВОЕВРЕМЕННА И АКТУАЛЬНА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание обучающихся»

2. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2002.

3. Гризик Т. И. Занимательная грамматика. М.: Просвещение, 2008.

4. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненные стратегии: монография. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2010.

5. Сборник нормативных документов. Примерные программы по русскому языку и литературе. М: Дрофа, 2008.

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Любезнова Ю. В.

Любезнова Юлия Викторовна /Lyubeznova Julia Viktorovna - аспирант, кафедра общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматриваются возможности изучения художественной литературы в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения. Современному обществу нужен человек с высокой нравственной культурой. Воспитанию такой личности, несомненно, способствуют уроки литературы. В процессе изучения и анализа художественных произведений прослеживаются становление и формирование личности растущего человека. Статья своевременна и актуальна в контексте социально-экономических преобразований в Российской Федерации.

Ключевые слова: нравственные нормы, ценности, духовность, духовно-нравственное воспитание, личность, художественные произведения.

В современном российском обществе XXI века наблюдается утрата нравственных норм, ориентиров, переориентация ценностей молодежи с духовных на материальные, постепенное разрушение традиций и идеалов нашего Отечества образцами западной культуры.

Важнейшей задачей современного образования является воспитание «нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [2, с. 11].

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения достаточно серьезно исследуются и сегодня.

В работах В. А. Беляевой, З. В. Видяковой, Е. А. Ворониной, Л. П. Гладких, Л. В. Загрековой, А. П. Колпаковой, Е. З. Плотниковой, В. И. Слободчикова, Т. А. Флоренской, И. Ф. Харламова, Н. Н. Шиховцовой и др. духовно-нравственное воспитание рассматривается как средство формирования личности.

Так, Л. В. Загрекова отмечает, что фундаментом образования является духовно-нравственное воспитание личности. «Именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека как единое целое» [4, с. 9].

Н. Н. Шиховцова отмечает, что «эффективность формирования нравственных ценностей у подростка во многом зависит от следующих обстоятельств: реализации социокультурных задач общеобразовательной школы, воспитательным потенциалом семьи и окружающего социума; обеспечении в учебно-воспитательном процессе

возможности личностного выбора и самопринятие подростками нравственных ценностей и мировоззренческих идей» [8, с. 8].

Одной из важнейших задач современного литературного образования является духовно-нравственное воспитание и развитие личности обучающихся. Художественные произведения, изучаемые в школе, содержат большой воспитательный потенциал, сформулированный в стандарте среднего (полного) общего образования по литературе: «воспитание средствами литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания» [1, с. 23].

Произведения художественной литературы содержат духовно-нравственные ориентиры для многих поколений людей, воспитывают в нас лучшие человеческие качества: честность, глубину чувства, достоинство, духовность, гражданственность.

Не случайно в эпоху Просвещения с 1783 года в каждом учебном заведении изучалась книга «О должностях человека и гражданина», в которой были изложены нравственные и правовые нормы.

В произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого школьники могут наблюдать идеал русской женщины. Например, И. С. Тургенев вводит особый тип русского характера -«тургеневская девушка» - сильная духом, страстная, романтичная барышня, обладающая поэтической красотой, нравственной силой, высокими духовными устремлениями. Вместе с образом «тургеневской барышни» входит в произведения писателя образ тургеневской любви. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен.

Героини Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского отличаются и характерами, и положениями, в которые они поставлены жизнью, но вместе с этим их сближает сознание права на счастливую жизнь и любовь. «Я не виновата в том, что бог сделал меня такою, что мне нужно любить и жить», - эти слова Анны Карениной в своей интерпретации произносит и Лариса Огудалова, обращаясь к Карандышеву. Принимая смерть как благодеяние, она вырывается из мира паратовых и кнуровых, нравственно над ними возвышается, резко и навсегда отделяет себя от этого мира.

Диспут идей мы встречаем в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в образе Евгения Базарова. Герой высоко оценивает здравый смысл, достижения науки, просвещение и образованность; только умирая, он сознается перед собой в непомерной гордыне, называя себя полураздавленным червяком. Смерть Базарова не случайна: герой не имеет будущего, и автор показывает, что отрицание старого - не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» -духовность, благородство, патриотизм, честь и достоинство.

Писатели убеждают нас в том, что современный человек и его судьба связана с невидимыми нитями с прошлым своего народа, что для воспитания молодого поколения необходимо учитывать нравственные нормы, принципы и идеалы, выработанные в течение столетий человечеством.

Тема русского национального характера рассматривается Н. С. Лесковым. Для него русский национальный характер - характер многомерный, сочетающий в себе талант, природную одаренность, трудолюбие, патриотизм, склонность и готовность к самопожертвованию.

Не менее актуальным сейчас является и творчество А. Грина. Союз Грея и Ассоль - союз мужского доброго действия и женской сердечности, духовный союз, показывающий обучающимся возможность быть счастливым. Сказка А. Грина «Алые паруса» о преодолении бездуховности, о возможности гармонии в мире.

В 11 классах при изучении творчества М. Булгакова уделяем особое внимание роману «Мастер и Маргарита». В московских главах романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» анализируем пороки человеческого общества. Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков является

10

трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего произведения. Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. В основе человеческих отношений, по мнению автора, лежат любовь и милосердие. Примером преданной любви и веры в талант своего возлюбленного является героиня романа Маргарита, способная преодолеть свой страх и слабость.

Любовь к родине, гордость за свою страну мы видим в лирических произведениях С. Есенина. Анализируя стихи великого русского поэта, обучающиеся замечают, что автор слит со своей страной, не мыслит себя без отчизны. Эпитеты и метафоры, используемые Есениным в своих произведениях, подтверждают безграничное любование Россией.

Личный педагогический опыт работы в образовательном учреждении позволяет сделать вывод о том, что изучение и анализ художественных произведений на уроках литературы является источником духовно-нравственного воспитания.

Литература

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования // Учительская газета, 2002. № 36.

2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М., 2009. 35 с. (Стандарты второго поколения).

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) / Проект. М., 2015. 15 с.

4. Загрекова Л. В. Образование и духовно -нравственное воспитание детей и молодежи / «Духовно-нравственное развитие личности как основа современного образования». Н.Н., 2011. 109 с.

5. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика, 2012. № 7. С 11.

6. Любезнова Ю. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Проблемы педагогики. № 2 (13). М., 2016.

7. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

8. Шиховцова Н. Н. Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы: автореф. дисс....канд. пед. Наук / Н. Н. Шиховцова. Майкоп, 2007. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.