Научная статья на тему 'Предметная неделя русского языка и литературы как эффективная форма развития жизненных стратегий обучающихся в современной школе'

Предметная неделя русского языка и литературы как эффективная форма развития жизненных стратегий обучающихся в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ / ФОРМЫ РАБОТЫ / НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова Елена Сергеевна, Полякова Юлия Александровна

Формирование жизненных стратегий учащихся играет большую роль в современном мире, поэтому данная работа актуальна на сегодняшний день. В статье дается определение жизненной стратегии, а также представлены основные цели и задачи проведения предметных недель в современной школе в качестве эффективной формы развития жизненных стратегий обучающихся. В данной работе предложены основные формы и методы работы на примере проведения предметной недели по русскому языку и литературе. Кроме этого, в статье предлагается тематика для проведения некоторых мероприятий. Рассматриваются основные результаты, ожидаемые при проведении таких предметных недель. Статья может быть полезна педагогам, работающим в общеобразовательных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметная неделя русского языка и литературы как эффективная форма развития жизненных стратегий обучающихся в современной школе»

References

1. Si Thang Kiet Ho. Addressing culture in EFL classroom: the challenge of shifting from traditional to an intercultural stance // e-FLT, 2009. С. 63-76.

2. LiddicoatA. J., Papadmetre L., Scarino A. & Kohler M. Report on intercultural language learning // Canaberra ACT: Commonwealth of Autrelia, 2003. С. 45.

3. Bennett J., Bennett M. & Allen W. Developing intercultural competence in the language classroom. In culture as the core: Perspectives in second language learning // USA: Information Age Publishing, 2003. С. 237.

4. Byram M. Language teaching for intercultural citizenship: the European situation // University of Auckland, 2006. С. 22-26.

5. Minasyan E. T., Developing oral proficiency via creativity in EFL classroom // Вестник образования и науки. № 11 (23), 2016. С. 91-94.

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1 2 Балашова Е. С. , Полякова Ю. А.

'Балашова Елена Сергеевна /Balashova Elena Sergeevna - учитель русского языка и литературы;

2Полякова Юлия Александровна /Polyakova Yulia Aleksandrovna - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Суздаль

Аннотация: формирование жизненных стратегий учащихся играет большую роль в современном мире, поэтому данная работа актуальна на сегодняшний день. В статье дается определение жизненной стратегии, а также представлены основные цели и задачи проведения предметных недель в современной школе в качестве эффективной формы развития жизненных стратегий обучающихся. В данной работе предложены основные формы и методы работы на примере проведения предметной недели по русскому языку и литературе. Кроме этого, в статье предлагается тематика для проведения некоторых мероприятий. Рассматриваются основные результаты, ожидаемые при проведении таких предметных недель. Статья может быть полезна педагогам, работающим в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: жизненные стратегии, предметная неделя, формы работы, неделя русского языка и литературы.

Формирование жизненных стратегий учащихся приобретает в современном мире особое значение, поскольку изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор подрастающим поколением способов конструирования собственной жизни. Под жизненной стратегией можно понимать форму целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации. (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов) [2, с. 57]. Мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, способ жизненного самоопределения и самореализации, базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления [1, с. 4].

Наиболее полно создать условия для развития личности учащихся, формирования у них инициативности, самостоятельности, раскрытия творческого потенциала позволяет предметная неделя русского языка и литературы в школе. В её основе -развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять своё «я» на том уровне, которого он достиг в жизни. Продуманная тематическая неделя даёт прекрасную возможность для развития личности ученика, отработке навыков поведения в разных жизненных ситуациях.

При проведении недели учитываются возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности. Программа недели отражает различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетаются коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся используются оригинальные наглядные пособия, игры, конкурсы, викторины, занимательные уроки с применением ИКТ. Предметная неделя позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал.

Основные цели недели:

- развитие жизненных стратегий обучающихся во внеурочной деятельности;

повышение интереса учеников к предмету, формирование познавательной активности;

- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов [5, с. 14]. Основные задачи недели:

• создать условия для удовлетворения потребностей и интересов учащихся;

• развитие коммуникативных умений и навыков учеников;

• формирование у учащихся социокультурной идентичности;

• Развитие личностных качеств учащихся;

• развитие творческих способностей учащихся.

Выбор форм, методов работы с учащимися при проведении предметной недели русского языка и литературы достаточно широк и разнообразен. Предлагаем вам наиболее интересные [5, с. 15].

Формы работы с учащимися:

Акция «Подари книгу». Если у вас есть дома прочитанные книги в хорошем состоянии, подарите им вторую жизнь. Приносите книги в школу на выставку, где забрать их сможет каждый желающий.

День экскурсий. Проведение тематических экскурсий включает в себя разработку положения об экскурсиях, договорённость с организациями, куда планируется совершить экскурсию. Например, одна из экскурсий - посещение выставки «Книжные сокровища шести столетий» в Спасо -Евфимиевом монастыре города Суздаля.

Игра-путешествие по станциям «Содружество наук». В конкурсе принимают участие команды учащихся 5-9-ых классов в количестве 3 человек. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором обозначен порядок прохождения станций конкурса-путешествия. Названия и тематика станций: 1) Связь времён 2) Стихотворная 3) Угадай-ка 4) По разделам языка 5) Творческая.

На каждой станции командам предложено несколько мини-заданий или вопросов, за правильное выполнение которых в итоге начисляется 5 баллов. Победителем конкурса считается команда, набравшая максимальное количество баллов.

Инсценировки художественных произведений. Театрализация эпизодов, фрагментов литературных произведений. Например, народный кукольный театр «Озорник Петрушка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», И. А. Крылов «Урок дочкам», Мольер «Мещанин во дворянстве» и многие другие.

Конкурс мультимедийных презентаций. Учащимся 9-11 классов можно предложить конкурс мультимедийных презентаций, посвящённый знаменитым

писателям и поэтам, но в своей презентации ребята должны отразить интересные факты биографии этого человека.

Конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет. 5-6 классы принимают участие в конкурсе рисунков, посвящённом книгам-юбилярам. Детям дается список книг-юбиляров, и по своему желанию ребята могут выбрать, к какому произведению они будут создавать иллюстрацию.

7-8 классы - конкурс стенгазет, посвященный письменности. Тематика «Чем и на чём писали?», «Первые памятники письменности», «Самый древний алфавит», «Основатели славянской письменности», «Первые печатные книги» и другие.

Конкурс чтецов «Живая классика». Соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из лирических и прозаических произведений русской классической литературы.

Конкурс «Эрудит». Для всех желающих проводится е-майл конкурс «Эрудит». Для этого в социальной сети создается группа, где будут выложены задания для каждой возрастной категории. Там же в группе прописаны условия участия. Указан адрес электронной почты, на которую участники в определённый срок должны прислать ответы на задания викторины.

Мастер-классы. Мастер-класс позволяет педагогу передавать свой опыт учащимся непосредственно в творческой, исследовательской или экспериментальной деятельности. Возможно проведение таких мастер-классов, как: «Загадки фразеологизмов», «Секреты этимологии», «Играем со словами», «Знакомые незнакомцы», «Искусство слова» и другие.

«Своя игра». Для 5-6 классов разработана «Своя игра» по русскому языку и литературе, при проведении игры класс делится на команды, выбирает определённую категорию вопросов и при правильном ответе получает баллы. Примерные разделы игры: «Русские народные сказки», «Литературные сказки», «Мифы Древней Греции», «Басни», «Литературные термины».

Ожидаемые результаты проведения предметной недели:

- результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о повседневной жизни человека; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

- результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности): развитие ценностных отношений школьника к родной природе, культуре, труду, собственному здоровью и внутреннему миру;

- результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт организации совместной деятельности с другими учениками.

В основе проведения тематических и предметных недель - развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.

Предметные недели - это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами. Все мероприятия направлены на формирование жизненных стратегий, частью которых является общая культура человека, его социальная активность.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

8

2. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2002.

3. Гризик Т. И. Занимательная грамматика. М.: Просвещение, 2008.

4. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Жизненные стратегии: монография. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2010.

5. Сборник нормативных документов. Примерные программы по русскому языку и литературе. М: Дрофа, 2008.

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Любезнова Ю. В.

Любезнова Юлия Викторовна /Lyubeznova Julia Viktorovna - аспирант, кафедра общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматриваются возможности изучения художественной литературы в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения. Современному обществу нужен человек с высокой нравственной культурой. Воспитанию такой личности, несомненно, способствуют уроки литературы. В процессе изучения и анализа художественных произведений прослеживаются становление и формирование личности растущего человека. Статья своевременна и актуальна в контексте социально-экономических преобразований в Российской Федерации.

Ключевые слова: нравственные нормы, ценности, духовность, духовно-нравственное воспитание, личность, художественные произведения.

В современном российском обществе XXI века наблюдается утрата нравственных норм, ориентиров, переориентация ценностей молодежи с духовных на материальные, постепенное разрушение традиций и идеалов нашего Отечества образцами западной культуры.

Важнейшей задачей современного образования является воспитание «нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» [2, с. 11].

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения достаточно серьезно исследуются и сегодня.

В работах В. А. Беляевой, З. В. Видяковой, Е. А. Ворониной, Л. П. Гладких, Л. В. Загрековой, А. П. Колпаковой, Е. З. Плотниковой, В. И. Слободчикова, Т. А. Флоренской, И. Ф. Харламова, Н. Н. Шиховцовой и др. духовно-нравственное воспитание рассматривается как средство формирования личности.

Так, Л. В. Загрекова отмечает, что фундаментом образования является духовно-нравственное воспитание личности. «Именно дух является тем стержнем, тем системообразующим компонентом, который формирует человека как единое целое» [4, с. 9].

Н. Н. Шиховцова отмечает, что «эффективность формирования нравственных ценностей у подростка во многом зависит от следующих обстоятельств: реализации социокультурных задач общеобразовательной школы, воспитательным потенциалом семьи и окружающего социума; обеспечении в учебно-воспитательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.