Научная статья на тему 'Формирование метапредметных результатов дистанционных форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе'

Формирование метапредметных результатов дистанционных форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозчикова Людмила Владимировна

В работе рассматривается опыт дистанционных форм организации внеурочной деятельности по литературе и русскому языку, направленной на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов обучения; приводится пример реализации проекта «Дистанционная неделя русского языка и литературы» в Беляевской СОШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перевозчикова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных результатов дистанционных форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе»

УДК 371. 33 Перевозчикова Л.В.

Формирование метапредметных результатов дистанционных форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

В работе рассматривается опыт дистанционных форм организации внеурочной деятельности по литературе и русскому языку, направленной на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов обучения; приводится пример реализации проекта «Дистанционная неделя русского языка и литературы» в Беляевской СОШ.

Ключевые слова: ФГОС, предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты, внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, проектная деятельность, дистанционные формы обучения.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Сегодня понятие «метапредметные результаты» приобретает особое значение, поскольку они являются одним из целевых ориентиров ФГОС [б]. В примерных программах по литературе и русскому языку цели и образовательные результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии,действия.Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года [1]. Элементы метапредметного обучения уже ранее присутствовали в ряде подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина-Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика, эвристическое обучение, логико-смысловое моделирование.

Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. «Мета» - «за», «через», «над», то есть выход за рамки собственно предмета [1, 2]. Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностная интеграция учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Ю.В. Громыко были выделены: «знание», «знак», «проблема», «задача», «слово» и др. [1]. В рамках метапредмета «знание» у обучающихся формируется способность работать с понятиями. Изучая строение ключевых понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. Метапредмет «проблема» задаёт образец решения проблемы, формирует способы выхода из сложившейся ситуации [1]. Метапредмет-ный подход не означает замену предметного обучения метапредметным. Метапредметная связь на уроке - это не просто интеграция, дополнение одного предмета другим, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека внем.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают

Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)

необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредмет-ности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения знаний.

Достижению метапредметных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - можно эффективно развивать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности [4, 5].

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для школьников - это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это - освоение способности ориентироваться в реальном мире, осуществлять пробу, поиск себя.Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в процессе обучения на уроке.

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам, поскольку она дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной

деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели. Причём эффективная организация внеурочной работы по предмету немыслима без применения разнообразных современных форм и методов. Ведь для того, чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. Необходимость различных форм внеклассной работы диктуется разнообразием её задач:

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- развитие познавательной и творческой активности учащихся;

- усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;

- всестороннее развитие личности ученика.

Для решения этих задач мною был разработан проект, названный «Дистанционная неделя русского языка и литературы». Он осуществлялся в соответствии с дистанционной краевой неделей русского языка и литературы, которая проводилась с целью:

- стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе инновационных технологий, используемых для решения различных творческих заданий по русскому языку и литературе и подготовки обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня;

- создания комфортной среды для развития коммуникативных умений и навыков, личностной самореализации, мотивации к достижению успеха;

- формирования системы партнерства между школами края в целях популяризации среди обучающихся дистанционных конкурсов, игр, соревнований.

Наш проект состоял из 4 этапов. Одним из условий его реализации было командное

участие.Отправка и получение заданий и материалов осуществлялись через электронную почту и сайт научного общества учащихся и учителей МБОУ «Беляевской СОШ» http://belnopiligrim.ucoz.ru.

Первый день назывался «Разминка». Командам предстояло выполнить задания по русскому языку и литературе. Каждый вопрос оценивался определенным количеством баллов и требовал от учащихся развернутой формулировки правильного ответа. Эти задания имели предметный характер, позволявший проверять знания по русскому языку и литературе. Последнее задание было творческим. Учащимся 5-7-х классов нужно было придумать небольшое стихотворение, чтобы в каждой строчке были сонорные звуки, а учащимся 8-10-х классов предстояло сочинить свое произведение по мотивам стихотворения З. Гиппиус «Страшное, грубое, липкое, грязное», но стихотворения детей должны были создать позитивный настрой. Данное задание нацеливало на умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; требовало проявления способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Во второй день командам было предложено провести мини-исследование по предложенным темам. Темы были сформулированы в обобщенном виде, поэтому команды могли сами выбрать более узкую тему для своего исследования. Цель заданий - приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы, работать с дополнительным материалом. Учащимся важно было понять, что

в творческой деятельности не существует готовых ответов, их нужно искать самому, только тогда можно увидетьрезультат своей работы.

Для учеников 5-7-х классов были предложены следующие темы: «Стилистическая сниженная лексика в речи героев современных мультфильмов»; «Интересная фразеология»; «Что таят в себе фантики?»; для учеников 8-10-х классов: «Русская история в названиях и именах»; «Средства выразительности в СМИ»; «Синтаксис и пунктуация. Всегда вместе?».

Команды к выполнению такого задания подошли творчески. Большинство работ имели правильную структуру, фактическую корректность, грамотность изложения, оригинальное оформление.

В организации проектной деятельности мы исходили из того, что совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом - презентация (защита) проекта - способствуют формированию коммуникативных умений, учат организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учатся подтверждать аргументы фактами [3].

На третий день команды получили технические задания для создания своего гуманитарного проекта. День был посвящен главной теме 2015 года - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Техническое задание для учеников 57-х классов:

- обсудить в классе пословицу «За правое дело стой смело!»;

Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)

- выяснить, о каких главных жизненных ценностях в ней говорится;

- создать свой текст в любом жанре (сказка, стихотворение, рассказ, ода, письмо и т.д.), отражающий смысл пословицы. Объем работы не должен был превышать 125 слов.

Техническое задание для учеников 8-10-х классов:

- узнать о судьбе поэта Николая Майорова (краткие сведения, интересные факты);

- обсудить в классе строки «...И пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят..» из стихотворения Николая Майорова «Нам не дано спокойно спать в могиле»;

- создать свой текст в любом жанре (сказка, эссе, стихотворение, рассказ, ода, письмо и т.д.), в котором бы отражался смысл этих строк.

Объем работы не должен был превышать 250 слов.

В формировании метапредметных результатов обучения особое место занимает этап рефлексии, поскольку обучающиеся не просто включаются в выполнение задания: они принимают деятельность в целом с соответствующим ей мотивом, критически оценивают собственные действия, проводят ревизию прежних смыслов и активно ищут новые, формулируют собственное мнение и вывод, принимают решение на свой страх и риск. Поэтому четвертый день для команд

был финальным: нужно было подвести итоги работы за неделю. Работая над заданиями филологической недели, команды преодолевали трудности, узнавали новое. Организаторы предложили участникам написать об этом в виде итоговой рефлексии в любом жанре. Результаты рефлексии участники самостоятельно размещали на форуме сайта научного общества «Пилигрим» по ссылке: http://belnopiligrim.ucoz.ru, тема форума «Филологическая неделя. Как это было».

Мы считаем, что в процессе использования дистанционного диалога ученики достигают важнейших метапредметных результатов, таких как повышение компьютерной и технологической грамотности, овладение поисковыми системами сети Интернет; приобретают навыки работы с базами данных и информационными ресурсами; развивают способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми.

С помощью дистанционных форм внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». М., 2001.

2. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teacher-of-russia.ru

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008.

4. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия, или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М., 2010.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сборник. М.: Народное образование, 2001.

6. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа : 1лйр://минобрнауки.рф/документы/336

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.