Научная статья на тему 'Личностные качества учителя начальных классов, необходимые при работе с детьми мигрантов'

Личностные качества учителя начальных классов, необходимые при работе с детьми мигрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / HUMAN VALUES / CULTURAL DIALOGUE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PERSONALITY TRAITS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюева Е. В.

В статье описывается опыт проведения проекта «Когда мы вместе», который направлен на оказание помощи детям, страдающим от безразличия взрослых к их судьбе и внутреннему миру, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проекта исследовалось, какими характерологическими качествами должен обладать учитель начальных классов при инклюзивном образовании детей-мигрантов, то есть при их обучении в классах этнически смешанного состава. На основании работ А.С. Макаренко была разработана анкета, чтобы выяснить, какие качества учителя предпочитают дети и их родители. Анализ результатов опроса показал, что наиболее предпочитаемыми качествами учителя для школьников являются доброжелательность, справедливость, чувство юмора. Наименее важными качествами школьниками были указаны требовательность, вера в ученика, ответственность и целеустремленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS REQUIRED WHEN WORKING WITH MIGRANT CHILDREN

The article describes the experience of a project “When we''re together”, in which the author of the research investigates what characteristic qualities of a primary school teacher at inclusive education of migrant children should be, that is when they study in classes of mixed ethnic composition. The author uses works by A. S. Makarenko as a base for a questionnaire that is designed to find out what qualities of teachers children and their parents prefer. The analysis of the results of the questionnaire show that pupils define friendliness, justice, a sense of humor as more important qualities for a teacher, whereas believing that a pupil will prove to be better, persistence of a teacher in demanding knowledge from children, goal-pursuing, responsibility are one the least important features for pupils as the results of the research show. The answers of pupils'' parents revealed that justice, tactfulness, demanding, patience for children are more important in a teacher than a sense of humor and goal-pursuing.

Текст научной работы на тему «Личностные качества учителя начальных классов, необходимые при работе с детьми мигрантов»

ленно ориентировать систему образования на выполнение заказа государства, общества, и социума в целом, способствует видоизменению, но не замене традиционной системы образования; является дополнением и придает гибкости образовательному процессу. Цель современного образования при подготовке специалистов в образовательных стандартах - развитие компетенций. Это и объясняет выбор данного подхода стратегическим ориентиром в образовании, который рекомендован в таких документах как «Концепция модернизации образования в России на период до 2020 года».

Компетентностный подход, широко внедряемый в российское образование, обусловлен общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики. Компетентностный подход позволяет: соединить цели образования и профессиональную деятельность; перейти от воспроизведения знания к его применению и организации профессиональной деятельности; ориентировать курсанта на множество разнообразных профессиональных и жизненных ситуаций.

Анализ зарубежных источников по реформам образования за последние пять лет показал состояние исследования компе-тентностного подхода через рассмотрение различного рода компетенций [2].

- Коммуникативная компетенция - важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни - рассматривается как готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела) с другими людьми. Коммуникативная компетенция на современном этапе является базовой для многих видов профессий (менеджера, педагога, журналиста и т. п). Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетенции, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание различного рода текстов) формы коммуникации. Коммуникативная компетенция предполагает знание языка, в том числе иностранного, способов взаимодействия с окружающими, навыки работы с аудиторией.

- Информационная компетенция отражает способность и готовность к успешному пониманию, систематизированию, хранению информации, выдачи, преобразованию информации, полученной с помощью различных медийных средств. Компетенция включает формирование умения: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения педагогических задач с использованием средств и методов ИКТ., а именно: создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие,

Библиографический список

диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении; осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.

- Организационная компетенция - предполагает рациональное размещение средств обучения, создание благоприятных гигиенических условий, организацию самостоятельной работы, определение порядка.

В соответствии с целями российского образования А.В. Хуторской [3] выделяет такой перечень ключевых компетенций: общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.

- Общекультурная компетенция предполагает владение знаниями и опытом культурной деятельности (знание особенностей национальной и общей человеческой культуры, знание культурологических основ, социальных явлений и традиций, стремление к познанию научной картины мира).

- Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности.

- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, на непрерывное самопознание.

Каждая из рассматриваемых компетенций, включает комплекс знаний, умений, навыков и ценностей, умений определять цели.

Сегодня перед руководителями курсантских (слушательских) коллективов и педагогами образовательных организаций МВД России стоит задача организации продуктивной самостоятельной познавательной деятельности курсанта (слушателя), как необходимого условия повышения качества образования и развития компетенции целеполагания у офицера - выпускника вуза МВД России, как составного элемента профессиональной компетенции.

На современном этапе развития образования происходят изменения в деятельности педагога и обучающегося: позиция педагога как информатора меняется на позицию управленца образовательным процессом, происходит принятие позиции -«научиться можно только самому», происходит увеличение доли самостоятельной работы курсанта (слушателя). Устоявшиеся способы и формы организации самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений в новых условиях социокультурного пространства.

1. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2012. - № 53. - Ст. 7598.

2. Кочегарова, Л.В. Особенности ИКТ компетентности педагога в условиях информационно-образовательной среды // Новые информационные технологии в образовании // Материалы междунар. научно-практитч. конф. - Екатеринбург, 2008. - Ч. 2.

3. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов // Материалы проекта «Стандарт общего образования». - М., 2012.

Bibliography

1. Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ // Sobranie zakonodateljstva Rossiyjskoyj Federacii. - 2012. -№ 53. - St. 7598.

2. Kochegarova, L.V. Osobennosti IKT kompetentnosti pedagoga v usloviyakh informacionno-obrazovateljnoyj sredih // Novihe informacionnihe tekhnologii v obrazovanii // Materialih mezhdunar. nauchno-praktitch. konf. - Ekaterinburg, 2008. - Ch. 2.

3. Khutorskoyj, A.V. Obthepredmetnoe soderzhanie obrazovateljnihkh standartov // Materialih proekta «Standart obthego obrazovaniya». -M., 2012.

Статья поступила в редакцию 02.10.14

УДК 376.1

Klyueva Ye.V. PERSONAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS REQUIRED WHEN WORKING WITH MIGRANT CHILDREN. The article describes the experience of a project "When we're together", in which the author of the research investigates what characteristic qualities of a primary school teacher at inclusive education of migrant children should be, that is when they study in classes of mixed ethnic composition. The author uses works by A. S. Makarenko as a base for a questionnaire that is designed to find out what qualities of teachers children and their parents prefer. The analysis of the results of the questionnaire show that pupils define friendliness, justice, a sense of humor as more important qualities for a teacher, whereas believing that a pupil will prove to be better, persistence of a teacher in demanding knowledge from children, goal-pursuing, responsibility are one the least important features for

pupils as the results of the research show. The answers of pupils' parents revealed that justice, tactfulness, demanding, patience for children are more important in a teacher than a sense of humor and goal-pursuing.

Key words: human values, cultural dialogue, intercultural communication, personality traits teacher.

Е.В. Клюева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики дошкольного и начального образования Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: klyueva.lena@list.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ

В статье описывается опыт проведения проекта «Когда мы вместе», который направлен на оказание помощи детям, страдающим от безразличия взрослых к их судьбе и внутреннему миру, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проекта исследовалось, какими характерологическими качествами должен обладать учитель начальных классов при инклюзивном образовании детей-мигрантов, то есть при их обучении в классах этнически смешанного состава. На основании работ А.С. Макаренко была разработана анкета, чтобы выяснить, какие качества учителя предпочитают дети и их родители. Анализ результатов опроса показал, что наиболее предпочитаемыми качествами учителя для школьников являются доброжелательность, справедливость, чувство юмора. Наименее важными качествами школьниками были указаны требовательность, вера в ученика, ответственность и целеустремленность.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, диалог культур, межкультурная коммуникация, личностные качества учителя.

Начало 21 века характеризуется новыми условиями развития общества во всем мире, что нашло выражение в расширении взаимосвязей людей и государств благодаря информационному пространству, интернационализации капитала, рынка товаров и услуг, развитию международной миграции рабочей силы. Пришло осознание, что нет и не может быть полностью замкнутых в себе наций и культур. В этой связи актуализировалась проблема воспитания человека в духе понимания и принятия общечеловеческих ценностей, впитывающего в себя культуру своего народа и народов других стран, открытого и способного для общения с людьми разных национальностей. Вместе с тем, распад единого геополитического пространства стал одной из причин развития в России тенденции национальной нетерпимости и вражды, ярко проявившейся в последнее десятилетие.

Поиск путей и средств установления межэтнического мира и согласия представляется для многонациональной России важнейшей задачей. Одним из эффективных средств ее решения является система образования, осуществляя управление которой государство целенаправленно влияет на межнациональное взаимодействие в обществе. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подчеркивается, что принятие культуры и духовных традиций многонационального народа российской Федерации следует считать проявлением более высокой ступени духовно-нравственного развития гражданина России [3, с. 17]. Следовательно, формирование культуры межнационального общения младших школьников составляет одно из важнейших направлений работы по воспитанию гражданской идентичности.

Изучение литературы позволило выделить несколько подходов к воспитанию культуры межнационального общения обучающихся. По мнению Е.А. Кочетковой, когнитивный подход предполагает акцент на получении учащимися знаний и информации о культурах и межкультурных различиях разных народов.

Эмоциональный подход ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувствами людей по отношению к людям других национальностей. В соответствии с поведенческим подходом следует формировать умения и навыки, которые повысят эффективность общения [6].

Специалисты едины в том, что простой передачи знаний недостаточно. Младший школьник должен опытным путем познавать культурно-этническое разнообразие мира. В этом возрасте, когда ведущим видом деятельности выступает учебная деятельность, общение становится определяющим в познании окружающего мира. В младшем школьном возрасте существенно изменяется по сравнению с дошкольным, характер общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. Среди сверстников разворачиваются значимые для детей отношения. Воспитание у детей чувства дружелюбия, готовности к толерантному взаимодействию со сверстниками можно считать важнейшим фактором приобретения опыта общения, а также основой для форми-

рования культуры общения с детьми других национальностей. Важное направление деятельности учителя начальных классов должно составлять обеспечение гуманистического характера взаимодействию обучающихся.

В своем исследовании личностных качеств, которыми должен обладать учитель начальных классов при работе в классах смешанного этнического состава, чтобы воспитать в детях эти качества, мы опирались на работы и практическую деятельность великого педагога А.С. Макаренко.

Основу новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко составляют такие качества, как: уважение к личности ребенка, вера в его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему. Эти качества тесно переплетаются с такими профессиональными качествами как строгость и требовательность, целеустремленность, педагогическое чутье, оптимизм и чувство юмора. Еще одним редким качеством Антона Семеновича было умение организовать взаимодействие детей, создавая прочный коллектив без нарушения прав и свобод личности.

Значимость выше перечисленных качеств была подтверждена результатами опроса, целью которого являлось выяснение личностно-профессиональных качеств педагога, востребованных современным обществом. Опрос был проведен среди обучающихся двух общеобразовательных школ г. Арзамаса (всего 4 класса) и их родителей. Всего количество респондентов составило 174 человек: 87 школьников, 87 родителей школьников. Всем респондентам раздавался опросный лист с перечисленными качествами учителя (15 качеств), которые испытуемые должны были проранжировать: целеустремленность, понимание, справедливость, гуманность, эрудиция, доброжелательность, вера в ученика, требовательность, ответственность, чувство юмора, педагогический такт, обаяние, уравновешенность, честность, терпеливость в работе с детьми.

Была предложена инструкция: «Расположите качества учителя по степени их значимости, т.е. на первое место поставьте наиболее значимое качество, на второе менее значимое и т.д.». Затем полученные результаты были переведены в 15-бальную систему, т.е. качество, занявшее 1 место у большинства респондентов, получило 15 баллов, второе место -14 баллов и т.д.

Анализ результатов опроса показал, что наиболее предпочитаемыми качествами учителя для школьников являются доброжелательность, справедливость, чувство юмора. Менее значимыми качествами являются требовательность (последнее место), вера в ученика (предпоследнее место), ответственность, целеустремленность. Таким образом, по классификации Э.Б. Кайновой, школьники наиболее ценят в современном учителе периферийные качества, которые, как отмечалось выше, не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют её успеху.

Родители наиболее важными качествами учителя считают справедливость, педагогический такт, требовательность, терпеливое отношение к детям. В шкале ранжирования, составленной родителями, последние места занимают такие качества педагога, как чувство юмора, целеустремленность. Таким образом, значимыми качествами современного педагога, по мнению родителей, используя терминологию Э.Б. Кайновой, являются доминантные качества [4].

Сопоставление результатов опроса помогло нам определить причины выбора детей. Он объясняется тем, что в силу их возрастных особенностей, социальной незрелости и противоречий, свойственных процессу воспитания, они не осознают важности таких личностных качеств учителя, как требовательность, ответственность и вера в ученика.

Родители же опрошенных детей в силу своего жизненного опыта, образования и осознания необходимости разумного сочетания любви и требовательности к ребенку в воспитании ведущими качествами учителя считают те, которые дети поставили в ранжировании на последние места.

Опрос показал, что наиболее востребованными в современном обществе качествами педагога являются требовательность, доброжелательность, чувство юмора, педагогический такт, понимание.

В наших рекомендациях для учителей начальных классов на курсах повышения квалификации нашли свою реализацию идеи и принципы воспитания и перевоспитания детей, которые в своё время в собственной практической деятельности воплощал и А.С. Макаренко. Это вера в ребёнка, умение общаться с ним на равных, авансирование личности, воспитание патриотических чувств и гражданской позиции, вовлечение младших школьников в досуговую деятельность (кружки, спортивные секции, экскурсии, детские площадки, праздники, конкурсы), применение метода общественного мнения (который А.С. Макаренко называл методом «педагогического взрыва») и многие другие.

Практическое и творческое применение теории нашло свое продолжение в реализации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальных классов с активным включением детей-мигрантов.

Кроме этого, в рамках практико-ориентированного проекта «Когда мы вместе» студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского проводили беседы, помогали детям записаться в спортивные секции, различные кружки, организовывали работу с обучающимися начальных классов по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, личная свобода, доверие к людям);

Библиографический список

• воспитание нравственных чувств (ценности: нравственный выбор, жизнь, смысл жизни, справедливость, милосердие, достоинство, уважение достоинства человека и т.д.);

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению (ценности: уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность, бережливость, трудолюбие);

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ценности: здоровье физическое, нравственное и социально-психологическое).

Совместно с учителями начальных классов студенты подготовили и провели следующие мероприятия: медиа-игру «Я живу в России», коллективно-творческое дело «Моя Родина» (создание коллажа), концерты для людей пожилого возраста при КУМах «Тропой милосердия», «Бабушкин сундучок» (сбор материала о жизни и увлечениях бабушек и дедушек, выставка), «Святые, добрые слова» (беседа о значении слов и возможности их воздействия на окружающих) и тренинг общения.

Слова главного героя «Я стою... Я смотрю. Всем хорошо, все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!», которыми заканчивается повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» стали девизом мероприятий, приуроченных 110-летию со дня рождения писателя. Студенты провели с младшими школьниками беседу по этой повести, обратив их внимание на характер взаимодействия героев произведения и их дела на благо людей. Руководили малыми группами учащихся при составлении книжки-раскраски «Добрые дела живут в веках». Помогли учителям в организации экскурсии в музей А.П. Гайдара.

Совместно с военнослужащими воинской части г. Арзамаса организовывали для учащихся встречи с участниками боевых действий в Чечне, конкурсы военных песен, экскурсии в музей боевой славы воинской части, знакомство с жизнью военнослужащих.

В результате реализации проекта:

• организована работа в школах г. Арзамаса;

• осуществлена запись детей в спортивные секции и кружки.

Таким образом, весь комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы, проведенный в рамках проекта «Когда мы вместе», был направлен на оказание помощи детям, страдающим от безразличия взрослых к их судьбе и внутреннему миру, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1. Богуславский, М.В. Антон Семенович Макаренко // Подвижники и реформаторы российского образования. - М., 2005.

2. Белянкова, Н.М. Роль учителя начальных классов в поддержании национального согласия в России // Начальная школа. - 2013. -№ 5.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009.

4. Кайнова, Э.Б. Курс современной практической педагогики. - М., 2005.

5. Кваша, Б.Ф. Педагогическое наследие А.С. Макаренко: учеб. пособ. - СПб., 1998.

6. Кочетова, Е.А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2006.

Bibliography

1. Boguslavskiyj, M.V. Anton Semenovich Makarenko // Podvizhniki i reformatorih rossiyjskogo obrazovaniya. - M., 2005.

2. Belyankova, N.M. Rolj uchitelya nachaljnihkh klassov v podderzhanii nacionaljnogo soglasiya v Rossii // Nachaljnaya shkola. - 2013. - № 5.

3. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M., 2009.

4. Kayjnova, Eh.B. Kurs sovremennoyj prakticheskoyj pedagogiki. - M., 2005.

5. Kvasha, B.F. Pedagogicheskoe nasledie A.S. Makarenko: ucheb. posob. - SPb., 1998.

6. Kochetova, E.A. Vospitanie kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya u mladshikh shkoljnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 10.10.14

УДК 376.1

Krasnova Ye.D. TELEVISION SOCIAL ADVERTISING AS A MEANS OF HUMANISTIC ORIENTED TRAINING OF MIGRANT CHILDREN. The article is dedicated to a topical issue for the modern school as inclusive education of migrant children and, in particular, the study of these children of a foreign (English) language in primary school. In the article, this problem is solved on the basis of the humanization of education. For many children from refugee families,

who have received a Russian citizenship, English is a third language. The author offers an effective method of using public service advertisements for motivation of younger schoolchildren to learn a foreign language. The author of the work makes an emphasis on video-materials as a technological means that provides unlimited opportunities for an analytical work, comparison of materials, contrasting cultural facts and features of people's behavior in different situations of intercultural discourse. Children of migrants have an opportunity to enlarge their knowledge in Russian and English in the classroom, because they become involved into the events of video-materials, when they watch them.

Key words: migrant children, humanistic values, dialogue of cultures, patriotism, and intercultural communication.

Е.Д. Краснова, магистрант 2 курса факультета дошкольного и начального образования, Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: katjara301@mail.ru

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ

Статья посвящена такому актуальному для современной школы вопросу как инклюзивное образование детей-мигрантов и, в частности, изучение этими детьми иностранного (английского) языка в начальных классах. В статье данная проблема решается на основе гуманизации образования. Учитывая то, что для многих детей из семей переселенцев, получивших российское гражданство, английский язык является не вторым, а третьим языком, автор предлагает в качестве наиболее эффективного, заинтересовывающего младших школьников метода, использование роликов социальной рекламы. В статье автор показывает, что школьники, являющиеся детьми в семьях мигрантов, расширяют и углубляют свои знания как русского языка, так и английского языка, не покидая класса. Видеоматериал позволяет обучающимся стать участниками зрительно воспринимаемых событий. Видеофрагменты играют большую роль в ознакомлении школьников с культурными реалиями зарубежных странах.

Ключевые слова: дети-мигранты, гуманистические ценности, диалог культур, патриотизм, межкультурная коммуникация.

XXI век стал не только эпохой открытий и научно-технического прогресса, но также и временем межнациональных конфликтов. Мир стал более агрессивным и жестоким, что заставляет человечество искать пути к философии мирного сосуществования. И, наверное, не случайно в наше время активно развивается теория культуры мира, которая заключается в единстве человечества, всеобщей взаимосвязи людей и уважении прав другого.

Пришло осознание, что нет и не может быть полностью замкнутых в себе наций и культур. В этой связи актуализировалась проблема воспитания человека в духе понимания и принятия общечеловеческих ценностей, впитывающего в себя как культуру своего народа, так и культуру других народов. Вместе с тем, усиление миграционных процессов в России послужило основанием для поиска путей установления межэтнического мира и согласия. В Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)» подчеркивается, что необходимо обеспечить сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма [2, с. 11].

В связи с этим, главной целью современного образования является не только передача знаний и формирование умений и навыков у учащихся, но и воспитание человека, который будет способен к мирному сосуществованию, общению и сотрудничеству с представителями иной культуры, основанным на гуманистических, демократических ценностях.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» основным принципом, на котором базируется государственная политика в области образования, является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Таким образом, личностные результаты ученика должны отражать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества.

Особую трудность в данном процессе занимает изучение английского языка в начальных классах, который для детей мигрантов представляет практику межкультурной коммуникации. Каждое иноязычное слово для них является отражением культуры другого народа: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. Поэтому основная цель обучения иностранному языку младших школьников состоит в формировании у них способности, готовности и жела-

ния участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой ими коммуникативной деятельности. В основе межкультурного подхода лежит идея обучения учащихся достижению взаимопонимания, установлению сотрудничества с представителями других культур, так как в процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение этнического самосознания.

Межкультурная коммуникация сегодня должна исходить из признания гуманистических ценностей прав и свобод человека. Суть гуманизации современных процессов межкультурной коммуникации - способность к мирному сосуществованию, общению и сотрудничеству с представителями других национальностей и культур, основанному на гуманистических, демократических ценностях, не потеряв при этом своей культурной идентичности, собственного Я. Именно при встрече с другой культурой, традиции и особенности которой не всегда понятны, человек проявляет свои человеческие качества в высшей степени [5].

Кроме этого, в процессе диалога культур проявляется этнокультурная идентичность личности как результат осознания человеком принадлежности к определенной культуре. Самоидентификация личности предполагает духовную взаимосвязь со своим народом, чувство принадлежности к национальной культуре. Родная культура способствует созданию и выработке системы собственных ценностей и целей на основе патриотизма - любви к Отечеству, как к сообществу граждан одного государства, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Для активного патриота невозможно приобретение нескольких «родин». Истинный патриот всегда сочетает верность Отечеству с уважением к другим нациям, верность своей культуре с готовностью принять все лучшее из иных культур, обогащая и развивая свою собственную культуру [7].

В настоящее время особенно остро перед начальной школой стоит проблема инклюзивного образования детей из семей мигрантов, имеющих российское гражданство, то есть обучение их в общеобразовательных школах в классах со смешанным этническим составом.

Инклюзивность образования детей-мигрантов заключается в том, что они, как и дети коренной национальности, обучаются всем предметам, которые предусмотрены Базисным учебным планом. Поэтому дети-мигранты начинают, как и все, со 2 класса изучать английский язык. И если учесть, что многие переселенцы, боясь утратить свою национальную идентичность, дома говорят только на родном языке, то для их детей английский язык будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.