Научная статья на тему 'Участие детей-мигрантов в проектах патриотической напрвленности как условие их социализации в обществе'

Участие детей-мигрантов в проектах патриотической напрвленности как условие их социализации в обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / ПРОЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / MIGRANT CHILDREN / DRAFT CIVIL ORIENTATION / INTEGRATION AND SOCIALIZATION / INTER-ETHNIC HARMONY / RUSSIAN PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тютенко Н. В.

В современных образовательных учреждениях около высокий процент учеников представлен некоренных национальностями. Статья посвящена такому эффективному пути решения проблемы интеграции детей-ми-грантов, имеющих российское гражданство, в окружающий социум, как их участие в проектах гражданской направленности. В статье обобщается опыт средней школы деревни Берёзовка Арзамасского района Нижегородской области. Описана реализация следующих проектов «Чтобы помнили», «Славься, моё Отечество», «Мы дети России». В рамках четвертого проекта «Путешествуем по родному краю» были проведены выставки, экскурсии, посещение музеев, связанных с историей, культурой России. Частью исследовательских проектов было участие детей мастер-классов: обучение традиционным для арзамасского края ремеслам и промыслам мочальная кукла-луковка, глиняная игрушка, тряпичная народная кукла, а также знакомство с традициями русского чаепития и историей русского костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF MIGRANT CHILDREN IN PATRIOTIC PROJECTS AS A CONDITION OF THEIR SOCIALIZATION IN THE SOSIETY

The article is devoted to an effective way of solving a problem of integration of migrant children, who have a Russian citizenship, into the surrounding society. The researcher points out that their participation in projects of civil orientation has a very important impact on their integration and adaptation. The article summarizes the experience of a high school in Beryozovka village (Arzamas District, Nizhny Novgorod Region, Russia). In this school projects named “To make us remember”, “Hail, my fatherland” and “We are the children of Russia” have been realized. Within the work on the forth project, “We travel in our native land”, exhibitions, tours across the region and museums were organized. Children visited a center of handicraft in Arzamas District. Children participated in the work of a master-class and learned to make traditional Arzams craft: a sponge doll, clay toys, national doll made of fabric. In the summer period children visited more master-classes called “An Arzamas Goose”, “Russian Tea Drinking Tradition” and “History of the Russian Costume”.

Текст научной работы на тему «Участие детей-мигрантов в проектах патриотической напрвленности как условие их социализации в обществе»

sia" have been realized. Within the work on the forth project, "We travel in our native land", exhibitions, tours across the region and museums were organized. Children visited a center of handicraft in Arzamas District. Children participated in the work of a master-class and learned to make traditional Arzams craft: a sponge doll, clay toys, national doll made of fabric. In the summer period children visited more master-classes called "An Arzamas Goose", "Russian Tea Drinking Tradition" and "History of the Russian Costume".

Key words: migrant children, draft civil orientation, integration and socialization, inter-ethnic harmony, Russian patriotism.

Н.В. Тютенко, магистрант 2 курса Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: natalya.morozova@mail.ru

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПРОЕКТАХ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В современных образовательных учреждениях около высокий процент учеников представлен некоренных национальностями. Статья посвящена такому эффективному пути решения проблемы интеграции детей-мигрантов, имеющих российское гражданство, в окружающий социум, как их участие в проектах гражданской направленности. В статье обобщается опыт средней школы деревни Берёзовка Арзамасского района Нижегородской области. Описана реализация следующих проектов «Чтобы помнили», «Славься, моё Отечество», «Мы - дети России». В рамках четвертого проекта «Путешествуем по родному краю» были проведены выставки, экскурсии, посещение музеев, связанных с историей, культурой России. Частью исследовательских проектов было участие детей мастер-классов: обучение традиционным для арзамасского края ремеслам и промыслам - мочальная кукла-луковка, глиняная игрушка, тряпичная народная кукла, а также знакомство с традициями русского чаепития и историей русского костюма.

Ключевые слова: дети-мигранты, проекты гражданской направленности, интеграция и социализация, межэтническое согласие, российский патриотизм.

В нашем образовательном учреждении около двадцати процентов учеников являются представителями некоренных национальностей. Особенно остро педагогический коллектив столкнулся с проблемой адаптации детей-мигрантов около 15 лет назад, когда на территории нашего поселения образовали свой анклав езиды. В тот период администрации школы пришлось искать эффективные методы и приемы для успешной социализации таких детей в школьном сообществе.

В своей работе мы решили сделать акцент на том, что всех нас объединяет, несмотря на различия в религиозном мировоззрении, культуре. А объединяет, делает нас едиными место, в котором все мы проживаем - Россия, Российская Федерация. Несмотря на то, что в нашей стране проживают представители многих национальностей, все мы - единый народ. Поэтому наиболее эффективный путь к решению проблемы социализации детей-мигрантов педагогическое сообщество увидело во включении их в проекты патриотической направленности [2].

В школе реализуются следующие проекты «Чтобы помнили», «Славься, мое Отечество», «Мы - дети России», «Путешествуем по родному краю».

Первый проект «Чтобы помнили» - проект, объединяющий ряд воспитательных мероприятий, приуроченных к определенным памятным датам. Среди них можно выделить традиционные: День Победы, день Памяти и скорби, День защитника Отечества, День поселка и разовые, например, 20-летие Конституции РФ, 25 лет вывода войск из Афганистана, 70-летие Курской битвы и т.д.

Самым масштабным мероприятием, требующим большой подготовки, является митинг, посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне. Дети-мигранты традиционно входят в состав инициативной группы, которая принимает активное участие в подготовке литературно-музыкальных композиций к праздничному митингу. Ребята являются не просто исполнителями определенных ролей, но и вносят коррективы, предлагают интересные сценарные решения. В этом году праздник украсила хореографическая композиция первых классов на мотив хорошо известной военной песни «А закаты алые».

А закаты алые, алые, алые... Перед боем выстрелы не слышны Не об этом вместе с тобою мечтали мы За четыре дня до войны.

Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин вы настоящий Большой отдачи ждет от вас страна.

Все первоклассники, независимо от национальности, прочувствовали в танце всю серьезность, важность, торжественность момента, на миг стали участниками череды тяжелейших событий, которые обрушились на нашу Родину.

В преддверии празднования Дня Победы в школе проходит операция по охране и благоустройству памятников «Подвиг в камне и бронзе». Ребята старших классов приводят в порядок территорию, прилегающую к памятникам в деревне Березовка, селах Кожино, Заречное и Успенское.

Ежегодно ученики нашего общеобразовательного учреждения становятся участниками митинга памяти и скорби, приуроченного к 22 июня. В течение лета в школе стартовала истори-ко-краеведческая экспедиция «Подвиг и мужество тружеников тыла Арзамасского района в годы Великой Отечественной войны». Ее цель - сбор материала о ветеранах и тружениках тыла для районной книги Памяти. Ребята использовали собранный материал для организации в день Памяти и скорби акции «Бессмертный полк». Несмотря на летние каникулы, многие ребята приняли участие в акции, среди них большое количество детей-мигрантов.

В год празднования семидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в общешкольный план включены следующие мероприятия:

• Библиотечный урок мужества «Они сражались за Родину»

• Конкурс плакатов «Ради жизни на земле»

• Конкурс рисунков «Россия - наш дом»

• Тематические классные часы «Такая вам судьба дана», «Детство, опаленное войной»

• Заочная экскурсия по городам героям

• Акция «Семейная хроника Великой Отечественной войны»

• День школьного театра «Вечная слава победителям»

• Оформление стенда «70 лет Победы»

• Урок мужества «Парень из нашего села» (о воинах-интернационалистах)

• Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»

• Конкурс творческих работ «Война в истории моей страны»

• Конкурс литературно-музыкальных композиций «Нам дороги эти нельзя позабыть»

• Урок-презентация «Узники войны».

Ко дню героев Отечества (8 декабря) была приурочена общешкольная акция «В любом возрасте есть место подвигу». В течение недели ребята с педагогами ежедневно делились друг с другом историями, которые, на их взгляд, можно считать подвигом. За период акции были озвучены подвиги времен чеченской, афганской, Великой Отечественной войн, а так же истории из повседневной жизни. В классах прошли интересные дискуссии, в ходе которых ребята убедились, что место подвигу есть и в наши дни не зависимо от возраста.

На мероприятии, посвященном 25-летию вывода войск из Афганистана «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан», ведущими были ребята некоренной национальности. Школьники познакомились с трагическими событиями в истории нашей страны, мальчики задумались о существующей вероятности несения военной службы в горячих точках.

Тридцать два года лучшие ребята нашей школы несут почетную Вахту на Посту № 1 орденоносного города Арзамаса. В последние годы и дети-езиды стали участниками общей команды, объединенной идеей служения Отечеству. Ежегодно, несмотря на любые погодные условия, возле Вечного огня стоят те, кто хочет, чтобы никто не был забыт, и ничто не было забыто. Наши школьники на неделю становятся солдатами. Здесь все по-настоящему: солдатская форма, оружие, смена караула каждые 15 минут. Один день юнармейцы несут службу на своей малой Родине, в родном поселке возле памятника погибшим в Великой Отечественной войне. Несение почетной караульной службы -лучшая школа получения знаний и навыков об истории и службе в Вооруженных силах Российской Федерации, воспитания уважения подрастающего поколения к ратным подвигам солдат России [1].

В летний период школьники становятся активными участниками Дня поселка. К этому дню оформляются фотовыставки, проводится конкурс поделок семейного творчества. Дети-езиды -непосредственные участники концертных программ для жителей поселка.

В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках. Поэтому в годовой план воспитательной работы школы обязательно включены мероприятия, решающие задачи толерантного отношения между представителями различных культур, проживающих на территории РФ. Начинать такое воспитание необходимо в начальной школе, так как именно там закладываются основы духовно-нравственного воспитания. В методической копилке школы имеются разработки таких мероприятий для каждой возрастной ступени. В начальной школе это семейный праздник «У ворот хоровод», цель которого - воспитание интереса и любви к культуре и жизни других народов, проживающих на территории РФ, знакомство с их традициями и обычаями. В среднем звене школьники отправляются в путешествие в мир разных культур, девиз которого «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила». В старших классах проходит круглый стол «Семья - ключ к счастью», где ребята знакомятся с семейным укладом разных народов.

Второй проект «Славься, мое Отечество» объединяет систему районных и общешкольных конкурсов патриотической направленности. В октябре ребята из творческого объединения «Веселые нотки» становятся участниками районного конкурса молодежной песни. В этом году школьный ансамбль занял третье место с песней «Едем мы друзья». В процессе подготовки дети познакомились с историей комсомольского движения, самостоятельно изготовили комсомольские значки.

На районном смотре художественной самодеятельности «Во славу России» сестры Анна и Кристина Авдаловы с песней «Росиночка-Россия» стали лауреатами 1 степени: Росиночка-Россия, / Похожие слова. / Росиночка-Россия / Высокая трава. / Росиночка-Россия / Широкие края. /Росиночка-Россия / Родная ты моя.

Слова этой песни рисуют в воображении детей и взрослых необъятные просторы нашей любимой Родины, поэтому песня

Библиографический список

в исполнении девочек-езидов не раз украшала общешкольные линейки.

На протяжении четырех лет школьники становятся призерами в районном и зональном конкурсе «Мальчишник». За этот период ребятами начальной школы подготовлено несколько литературно-музыкальных композиций о временах Великой Отечественной войны, старшеклассниками показательные выступления по строевой подготовке. Мальчики соревнуются в умении выноса знамени, четкой отдаче приказов, выполнении команд командира.

В системе общешкольных конкурсов традиционным на протяжении тридцати двух лет остается смотр строя и песни «Хорош в строю - силен в бою», в котором принимают участие все школьники с 5 по 10 класс, 11-классники выступают в роли экспертов. Участники конкурса стараются подобрать единый праздничный стиль одежды, продумывают название своей команды, изготавливают эмблемы.

В сентябре в школе проходил семейный фотоконкурс «Березовка - частица России». В нем принимали участие не только дети, но и их родители. Были выполнены замечательные снимки реки Теша, лесного массива деревни Березовка, ромашковых полей, памятника ветеранам Великой Отечественной войны. Лучшие работы украшают фойе школы и экспонируются на Дне поселка.

Любимым для школьников стал общешкольный конкурс «Звездный дождь талантов», где ребята имеют возможность проявить себя в любом жанре творчества. Ежегодно ребята исполняют на конкурсе русский и езидский танцы, а в этом году с помощью родителей первоклассники подготовили танцы народов мира.

Третий проект «Мы - дети России». Среди детей некоренных национальностей есть одаренные школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью. В работе «Милую Березовку я родиной зову» азербайджанец Орхан Халилов знакомит нас с историей нашего края и повествует нам о том, почему именно Березовку он считает своей Родиной. Езидка Инесса Шавоян в работе «В поисках Родины» рассказывает о езидском народе, его истории и повествует нам о причинах, побудивших езидский народ переехать на территорию России.

Четвертый проект «Путешествуем по родному краю» объединяет деятельность по организации выставок, экскурсий, посещению музеев, связанных с историей, культурой нашей родины.

Во время экскурсии в центр ремесел Арзамасского района ребята окунулись в историческую атмосферу своего края, где посетили зал ремесел и промыслов, зал истории Арзамасского лука и зал боевой славы. Работники центра провели для нас мастер-классы по традиционным для арзамасского края ремеслам и промыслам: мочальная кукла-луковка, глиняная игрушка, тряпичная народная кукла.

В летний период ребята отправляются в историко-краевед-ческий музей г. Арзамаса. За последние годы для нас были организованы обзорная экскурсия по городу, мастер-класс «Арзамасский гусь», «Русское чаепитие», «История русского костюма».

В соседнем селе расположен замечательный музейно-вы-ставочный центр «Афанасий», в котором ребятам рассказали о промыслах Нижегородчины. Музей А.П. Гайдара знакомит школьников с биографией нашего знаменитого земляка, автора многих детских произведений, участника боевых сражений. Рядом с литературным музеем расположен домик писателя, в котором сохранилась атмосфера его жизни [3]. Старшеклассники посетили Нижегородский Кремль, где познакомились с его историей и полюбовались красотами Нижнего Новгорода с высоты кремлевских стен.

Подобная работа позволяет нам распространять идеи духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма среди всех школьников общеобразовательного учреждения независимо от их национальности, что впоследствии будет способствовать их успешной социализации в обществе.

1. Белянкова, Н.М. О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4.

2. Белянкова, Н.М. Роль педагога в реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2010 годы» // Воспитание школьников. - 2014. - № 8.

3. Белянкова, Н.М. Роль учителя начальных классов в поддержании национального согласия в России // Начальная школа. - 2013. - № 5.

Bibliography

1. Белянкова, Н.М. О работе в группах смешанного этнического состава по поддержанию межнационального согласия // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4.

2. Белянкова, Н.М. Роль педагога в реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2010 годы» // Воспитание школьников. - 2014. - № 8.

3. Белянкова, Н.М. Роль учителя начальных классов в поддержании национального согласия в России // Начальная школа. - 2013. -№ 5.

Статья поступила в редакцию 04.10.14

УДК 376

Abramenko N.Yu. PROFESSIONALLY CORRECT POSITION OF A TEACHER AS A SYSTEM ORGANIZING FACTOR OF EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK OF A SCHOOL. In the article a problem of socio-educational potential of schools in innovative forms of collaboration of teachers with students is discussed. The article deals with the concept of "a professionally correct position". The purpose of the article is to prove the importance of the position that is correct from the standpoint of his profession and that is treated as a determining factor of the inclusion of a child in the process of psychological and pedagogical support. The author concludes that the psychological and pedagogical support as a special kind of pedagogical activity requires a special position of a teacher. The author focuses her attention on the necessity of studying the readiness of teachers to take professionally correct position as a factor in the implementation of psycho-educational support. The research analysis a questionnaire among teachers which showed that teachers prefer improving their knowledge and acquiring more learning in the sphere of their disciplines, whereas the extra learning of pedagogy and psychology interests them less.

Key words: psychological and pedagogical support, social and educational work, professionally correct position, relationship between subjects.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики Приамурского гос. университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: vampismo@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРРЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА КАК СИСТЕМНО-ОРГАНИЗУЮЩИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема социально - воспитательного потенциала школы в инновационных формах во взаимодействии педагогов с учащимися, раскрывается содержание понятия «профессионально-корректная позиция». Обосновывается важность профессионально-корректной позиции как определяющего фактора включения ребенка в процесс психолого-педагогической поддержки. Автор приходит к выводу, что психолого-педагогическая поддержка как особый вид педагогической деятельности требует от педагога особой позиции. Основное внимание акцентируется на необходимости изучения готовности педагогов занять профессионально-корректную позицию позволяющую реализовать психолого-педагогическую поддержку. На основе изучения готовности педагогов установлено, что источником для перспективных исследований аспектов взаимодействия педагога и ученика остаётся гуманистическая концепция личности

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, социально-воспитательная работа, профессионально-корректная позиция, взаимоотношения между субъектами.

Сегодня школа, как и другие социальные институты, вынуждена работать в условиях неопределённости и противоречивости. У подрастающего поколения требуется сформировать социальные компетенции, перечень которых и условия применения весьма неоднозначны. Современные реалии российского общества (социальное расслоение, безработица, инфантилизм молодёжи, возрастающие требования к качеству образования и др.) обусловили переход системы образования от парадигмы формирования к гуманистической парадигме. Средством такого перехода может выступать психолого-педагогическая поддержка, условием системной организации которой является социально-воспитательная работа. Эффективность осуществления такой поддержки в социально-воспитательной работе с детьми группы риска определяется профессионально-корректной позицией педагога.

Деятельность педагога, по сути, создаёт среду взаимодействия. Можно сказать, что деятельность педагога есть взаимодействие его и учащегося. Как отмечает В. Хохлова, что один педагог, сам по себе, не имеет социокультурного значения: как профессионал, «структурный элемент» в системе «человек - человек», он «живёт» только в контексте взаимодействия [1]. Для реализации социально-воспитательной функции педагог должен создать пространство взаимодействия, максимально приближенные к процессу социализации в реальной действительности.

В этой связи особое значение следует уделить таким личностным параметрам субъектов взаимодействия, как способности управлять развитием конкретной социокультурной ситуации. Эта роль естественным образом принадлежит педагогу. Отсюда, необходим всесторонний анализ такого параметра, как профессионально-корректная позиция педагога - именно он определяет качество создаваемого пространства взаимодействия, определяет его «подлинность», ведь только в рамках такого взаимодействия формируется социальная матрица человеческого поведения.

Профессионально-корректная позиция педагога - это интегральное личностное образование, представляющее собой систему позитивных отношений педагога к себе, к другим людям, к профессиональной деятельности, выражающуюся в проявлении педагогом в педагогическом взаимодействии вежливости, тактичности, внутренней культуры. Педагог содействует развитию личности ребёнка, учитывая индивидуальные особенности его социальной компетенции. В педагогическом процессе учащийся является центральной фигурой, тогда как педагоги и другие, привлекательные к образовательной деятельности люди, только помогают развитию личности ребёнка и с учетом природных особенностей, склонностей и способностей целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие.

Каждое действие педагога проявляет у ребёнка особые качества личности, часто недоступные для очевидного видения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.