Библиографический список
1. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
2. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества [Текст]: автореф. дисс.. канд пед наук. Санкт-Петербург. - 2008. - 23 с.
3. Покровский, Е. А. Детские игры. Преимущественно русские. [Текст]/
О. Е. Люблинская. - М., 1887. - 368 с.
4. Ченкураева, Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Текст]: автореф. дисс.. канд пед наук. /Е. ІТ. Ченкураева, Волгоград, 2007. - 24 с.
УДК 378
Семенов Юрий Геннадьевич
Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 594, Москва, [email protected], Москва
НОВАЯ ШКОЛА - ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ДОСТОИНСТВА: ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Semenov Yury Gennadevich
The teacher of Russian and the literature of GOU СОШ № 594, Moscow, Jurijja@yandex. ru, Moscow
NEW SCHOOL - SCHOOL OF EDUCATION OF ADVANTAGE: STUDYING OF THE RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (документ подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 г.) провозглашает, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,
167
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [7].
Все это еще раз доказывает необходимость изменения стратегических задач школы, построения новой траектории развития современного образовательного процесса.
Современная ситуация в России объективно требует осуществления крупных и долгосрочных преобразований, в том числе направленных на облагораживание, возвышение Человека как наивысшей ценности и цели развития всего бытия. Без такого изменения отношения к человеку невозможны ни успешная модернизация, ни инновационное развитие.
Воспитание и обучение, являясь важнейшими составляющими образовательного процесса, служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Школа XXI в. должна стать школой «любви, правды, достоинства и чести» [6, с. 95].
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, направленного на развитие такого важнейшего качества личности, как его достоинство и сопряженного с ним уважения достоинства другого человека, всегда рассматривалась и педагогической наукой как одна из самых важных и приоритетных. Учебный процесс заключает в себе немалые, но вместе с тем недостаточно используемые возможности для формирования достоинство личности. Причем эти резервы не связаны с изменением его содержания обучения, а кроются в усилении воспитательного аспекта. Суть данной проблемы очень точно определена в книге А. Г. Асмолова «Психология личности»: человек во многом был «буквально отлучен, отчужден от себя, изломан, исковеркан, принижен, примитизирован. Ныне и в перспективе ему следует решительно вернуться к самому себе, к полноте своего развития, к своей гуманной сущности, жизненной истинности, простоте и человечности» [2, с. 26].
Главным принципом образования сегодня становится его гуманистическая ориентация, направленность образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, на приобщение к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. При этом важной характеристикой образовательного процесса должны быть доброжелательное отношение друг к другу его участников, уважение к достоинству личности. Другой, не менее важный принцип образования - его гуманитаризация - предполагает наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Особое внимание должно быть уделено преподаванию гуманитарных учебных дисциплин (литературы, истории, языков, искусства), признании их приоритетной роли в образовании. В этой связи освоение школьниками отечественной литературы рассматривается как источник воспитания нравственной чистоты, гуманности, патриотизма, всех лучших качеств, определяющих нравственность человека-гражданина.
Оценивая сложившуюся ситуацию, мы не можем не сказать о негативных тенденциях, связанных со снижением художественного вкуса значительной части нашего общества и особенно молодежи, с отсутствием интереса к отечественной и мировой культуре. Незнание лучших образцов литературной классики, ограниченность эстетического опыта порождает нравственный нигилизм, размытость, а порой и полное отсутствие представления о границах добра и зла, останавливая развитие нравственного самосознания растущего человека. Поэтому реализация воспитательного потенциала литературного образования в нашей новой школе должно осуществляться с учетом таких задач, как привитие молодежи эстетического вкуса, формирование у школьников ценностных установок, позволяющих им оценивать свои действия с учетом нравственных идеалов и принципов, выработанных в многовековой культуре нашего народа, в отечественном и мировом искусстве, а также, что самое главное - формирование умения делать четкий нравственный выбор.
Развитие достоинства личности как нравственного качества, предполагающего высокую значимость и ценность человеческой личности и признаваемое как самой личностью, так и ее социальным окружением, связанное с такими ее свойствами, как честь, совесть, ответственность, важнейшая цель развития нравственного самосознания. Человек, обладающий достоинством, не преступает черту, за которой теряется самоуважение, он не допускает отступлений от данного слова и сохраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Достоинство личности требует уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей реализовать свою личность при высокой требовательности к нему. Во многом от самого человека зависит, как высоко он будет оценивать свое достоинство, уважая при этом достоинство других людей.
Все эти сложные аспекты достоинства личности как категории нравственного самосознания рассматриваются на конкретном материале при изучении отечественной литературы XIX в. в старших классах.
Любое художественное произведение, воздействуя на эмоциональную сферу, формирует эмоциональный мир школьника. Литература помогает всесторонне воспринимать реальность, так как отражаемая в книгах действительность (картина жизни), позволяет читателю соотносить их сюжеты и образы с собой и своей жизнью, что способствует самовоспитанию; развивать способность познания мира посредством литературно-художест-венного текста. Человек читающий вступает в непосредственные (без посредников) отношения с художественным миром произведений, накапливая свой личностный опыт, развивая себя как индивидуальность и личность. Задача учителя литературы - способствовать формированию этого личного опыта ученика, содействие развитию у него самостоятельных суждений, выработки нравственной позиции. Поэтому в процессе познания школьником литературного произведения роль учителя не должна сводиться к изучению формальной стороны художественных произведений, самое главное
на уроке литературы - развить у учащихся интерес к чтению, способствовать формированию художественного вкуса, помочь понять идейную глубину, воспринять мировоззрение того или иного писателя или поэта, сделать так, чтобы литературное произведение стало личностно значимым.
Русские писатели XIX в. открыли новую страницу в европейском искусстве: идейные поиски писателей, их нравственная позиция, художественное мастерство, масштаб этико-эстетического воздействия, исследования психологии человека позволили русской литературе занять недостижимую высоту в мировом литературном процессе. Вопросы, связанные с ценностным миром человека, его мировоззрением, нравственным выбором, ставились русскими писателями в первую очередь и определяли смысл произведений. Все это необходимо донести до учащихся в доступной для них форме, с учетом возрастных и психологических особенностей, читательского опыта.
Воспитание нравственных качеств личности зиждется на усвоении и принятии ею в процессе интериоризации нравственных ценностей: совести, чести, свободы, милосердия, добродетели, уважения собственного достоинства и других людей и т. п. «Формирование ценностных ориентаций
- это не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества: «Ценности цивилизации не ломаются как палка о колено и не создаются по заказу. Книги исторических религий человечества, так или иначе, аккумулировали житейскую мудрость народов, являясь в этом смысле «энциклопедиями общечеловеческих ценностей» [8, с. 19].
Русская классическая литература XIX в. и отечественная литература XX, которые сегодня определяют основное содержание литературного образования в школе, являются реальным источником духовных, национальных ценностей - гуманности, патриотизма, благородства, нравственной чистоты, веры, и - достоинства личности. На наш взгляд, именно достоинство как личностное качество составляет основу, базис, на котором строится нравственное воспитание. Гражданин без чувства собственного достоинства - по сути, холоп, человек с рабской психологией, а молодой человек, обладающий достоинством, но без надлежащего гражданского воспитания вполне может пополнить ряды экстремистов, либо асоциальных элементов, не включенных в жизнь государства и общества. Для построения гражданского общества необходимо тесное взаимопроникновение этих двух процессов: воспитания достоинства и воспитания гражданственности.
Психолого-педагогические аспекты воспитания достоинства личности у школьников юношеского возраста связаны прежде всего с их психологическими особенностями; оно становится актуальным именно в силу сензи-тивности данного возраста. Необходимо учитывать то обстоятельство, что ранняя юность - это начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих сферах, включая переход к материальной и финансовой самостоятельности, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Это и своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осозна-
нием многих, ранее недоступных его пониманию противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни. Молодой человек начинает осознавать ответственность за свою судьбу и судьбу близких для него людей, адаптироваться к жизни, принимая социальные нормы, роли и формы поведения, не всегда соответствующие его актуальным внутренним установкам в данный момент времени и в данной ситуации. В этот период перестраиваются все прежние отношения юноши к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к формированию той жизненной позиции, с которой он начинает свою самостоятельную взрослую жизнь. Таким образом, в психологическом плане рассматриваемый возраст исключительно сложен и противоречив, его характеризуют как переломный, переходный, критический.
Воспитание достоинства личности старшеклассников в процессе изучения ими литературы определяется и особенностями обучения в старших классах. С одной стороны, оно включает в себе все признаки, характерные для типичной модели организации современного образования (классно-урочную систему, отношения учитель-ученик, домашние задания, фронтальные формы классной работы и многое другое). С другой - обучение в старших классах сопряжено с такими новые формами деятельности, которые на предыдущих возрастных ступенях вообще не применялись или использовались крайне редко: занятия на подготовительных курсах в вузы, трудовая деятельность (в ряде случаев некоторые старшеклассники начинают свою трудовую деятельность, еще обучаясь в школе), индивидуальные занятия с репетиторами и др.
У старших школьников появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Однако, как показьюает наши исследования поведения и деятельности учащихся старших классов, их личностные интересы и запросы или вообще не учитываются в школьном обучении, или реализуются в области, не имеющей никакого отношения к школе.
Актуальной проблемой нашего времени стало отсутствие процесса «последовательного вхождения растущего человека в общество. Его членом он становится сразу, одномоментно (обычно по окончании средней школы), не пройдя весь путь поэтапного социального принятия, не подготовленный психологически к освоению серьезных отношений в обществе» (Д. И. Фельдпггейн) [10, с. 4]. С учетом закономерностей и общей логики психического и личностного развития в онтогенезе есть основания полагать, что основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, в том числе в связи с воспитанием у них достоинства.
Именно поэтому в этот период личностного самоопределения старшеклассников так возрастает роль уроков литературы как предмета, дающего
ответы на многие вопросы, помогающего в формировании нравственной личности, способствующего ее духовно-нравственному развитию, так как литература содержит совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах; она способна решающим образом влиять на мировоззрение и поведение человека в тот период, когда он формируется и складывается как личность.
Важнейшим условием достижения поставленной перед нами цели - воспитание достоинства старшеклассников, стало совершенствование урока как основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе, поскольку его воспитательные возможности не всегда используются достаточно эффективно. Определяющую роль в реализации воспитательной функции уроков литературы играет выбор технологий, форм и методов обучения, виды познавательной деятельности учащихся и т. д. Для развития внимания, стимулирования познавательной активности, стремления школьников к духовному росту следует применять активные методы обучения: поисковые, исследовательские, проблемные, игровые, практические и т. п.
Компетентностный подход как метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества) в воспитании и обучении предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, что предполагает усиление воспитательной направленности обучения. В связи с этим нужен иной подход к отбору методов обучения и конструирования соответствующей системы. В ее основе - структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании [9].
Одной из форм воспитания нравственного человека, уважающего свое достоинство и достоинство другой личности, являются философские уроки, поднимающие важные вопросы бытия: добра и зла, чести и бесчестия и т. п. Постановка философских вопросов и поиск ответов на них способствует достижению данной цели занятия. При этом учитель сам должен уяснить в процессе подготовки к уроку философские категории и, проведя в некотором смысле исследование содержания произведения (рассматриваются категории: добро - зло, народ - личность, любовь - ненависть), показать путь от явления к обобщению, от определения философских позиций автора к выработке учащимися собственного мнения.
Благоприятная атмосфера, стимулирующая у школьников желание высказывать свою точку зрения, достигается разнообразием методических приемов (диалог, полилог, дискуссия и т. п.), предусматривающих со стороны учителя проявление уважительного отношения к высказываемым ими оценкам, позициям, точкам зрения.
Например, на уроках, посвященных изучению романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», мы среди прочих ставим перед учащимися вопросы, вызывающие дискуссию:
- Почему герой Тургенева вызывает у нас противоречивые чувства?
- Как в поступках и речах Базарова проявляется чувство собственного достоинства?
- Почему писатель называл Базарова любимым «детищем»?
- В чем современность тургеневского героя?
- Как в поведении Павла Петровича Кирсанова (отношение героя к крестьянам, Фенечке, Базарову) проявляется его принцип, выражающийся в том, что право на уважение, признание достоинства имеют только люди высшего общества, к которому он причисляет и себя?
Стимулируя интерес учащихся к изучаемому произведению («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), ставим перед ними вопросы, направленные на выявление понимания идей писателя:
- Чем вызван интерес писателя к проблемам героев романа?
- Можем ли мы констатировать наличие преемственности в изображении «маленького человека»?
- Какие качества личности героев (Макара Девушкина, Вареньки Добро-селовой, Горшкова) вызывают наше уважение?
- Как в поступках героев проявляется их достоинство?
- Прокомментируйте письмо Макара Девушкина от 18-го сентября, ту его часть, где рассказывается о Горшкове («Честь моя, честь, доброе имя, дети мои», - и как говорил-то! даже заплакал. Мы тоже большею частью прослезились».). Как в этом эпизоде проявилась позиция писателя, его призыв уважать человеческое достоинство?
- Почему Варенька Доброселова выходит замуж за презираемого ею Быкова, человека низменных страстей, исподволь обрекая себя на раннюю смерть? Как в этом поступке проявляется ее человеческое достоинство? И т. п.
Применяя различные методические приемы и формы (дискуссию, дебаты, диспут и т. п.), приводим школьников к пониманию, что «маленький человек» в нравственном отношении оказывается «большим»: у него есть главное - чувство собственного достоинства, он добр, милосерден, духовно велик.
В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что воспитательный потенциал литературы воспринимается старшеклассниками только при условии, если на уроке создаются условия для свободного общения, когда учитель осуществляет личностно-ориентированный подход к каждому ученику, позволяя ему высказывать свою точку зрения, самому искать ответы на вопросы, поставленные в произведении, если осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
Ставя перед собой задачу воспитания достоинства старшеклассников на уроках литературы и учитывая, что взращивание человека начинается с души, с интериоризации (присвоения) духовных ценностей (совесть, честь, достоинство, благородство, скромность, милосердие и т. п.), с неприятия человеческих пороков (стяжательство, ложь, бесстыдство, лицемерие, ПОТ-
ребительство и т. п.), мы постоянно акцентируем внимание учащихся на том, что в русской культуре никогда не приветствовались витальные потребности, например, страсть к приобретательству, личному обогащению, выгоде, отмечалось их разрушительное воздействие на личность.
Например, при изучении творчества Ф. М. Достоевского мы говорим о разоблачении Достоевским «теории о кафтане» Лужина, строящейся на постулате «возлюби прежде всех одного себя», и нравственном превосходстве Раскольникова, который презирает Лужина и ему подобных за их расчетливость и помогает нуждающимся, хотя сам находится в страшной нищете («Преступление и наказание»); об осуждении писателем (а вместе с ним и мы испытываем такие же чувства) эгоизма князя Банковского («Униженные и оскорбленные»); о возмущении цинизмом господина Быкова («Бедные люди») и т. п.
В пьесах А. Н. Островского постоянно разоблачаются новые буржуа, считающие, что деньги дают им право распоряжаться чужими жизнями («Бесприданница», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники» и др.).
Произведения отечественной литературы убедительно показывают, как те или иные ценностные представления, в том числе и относительно достоинства личности, определяют поведение человека. Наблюдение за поведением героев позволяет развивать у учащихся представления о тех или иных поведенческих установках. Эффективно развивать оценочную сферу личности учащегося педагог может, только опираясь на такие эмоции, как сопереживание, жалость, стыд и пр. Именно эмоционально-ценностная оценка способствует постижению школьниками духовно-нравственных понятий умом и сердцем.
Как один из результативных педагогических приемов на уроке литературы с целью воспитания у старшеклассников достоинства личности нами используется технология «дебаты» (например, на уроке «Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»), строящаяся на противопоставлении тезиса и антитезиса. Учащимся предлагаются два высказывания: «...если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет... не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить!» (Раскольников) [5, с. 414] и «...Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Вот эту неустанную дисциплину над собой отвергают иные наши современные мыслители <...> Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б идеал этот и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществить никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе над самим собой и мог бы проявляться наш гражданин» (Ф. М. Достоевский) [4, с. 282].
Перед школьниками ставятся вопросы для обсуждения: почему вы соглашаетесь (не соглашаетесь) с высказыванием; какие доводы можно привес-
ти в поддержку (отрицание) позиции говорящего; чья точка зрения, на ваш взгляд, достойна уважения; так ли уж неправ один из цитируемых и т. п.
Данная технология позволяет старшеклассникам, используя аргументы, отстаивать свою точку зрения; при этом учащимся прививается культура спора, формируется умение внимательно относиться к высказываниям оппонентов, воспитывается уважение к достоинству личности как своих товарищей, так и учителя, который, не навязывая своего мнения, тем не менее умело руководит дискуссией, не позволяя ей перейти в обычный спор, где говорящие подчас не слышат друг друга.
Все это, безусловно, связано с саморазвитием, самоактуализацией человека, а значит, и с формированием чувства собственного достоинства и признанием необходимости уважения его в других людях.
Школьные сочинения, предусматривающие продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме, требующие от школьников выражения и отстаивания собственной позиции по предложенной теме, являются не только показателем усвоения знаний, но и свидетельством нравственных изменений в личности учащегося, так как в результате отстаивания, аргументации своей точки зрения школьник присваивает в той или иной мере те положительные качества, которые он считает привлекательными в характере героя, а негативные, которые вызывают его осуждение, наоборот, отвергает как неприемлемые.
Рассмотрим два фрагмента из сочинений десятиклассников.
«Писатель показывает в своем романе, что самое страшное - это муки совести. Совершив плохой поступок, сделав гадость, человек, если у него есть совесть, будет раскаиваться и мучиться. Поэтому не надо делать так, как ты не хочешь, чтобы сделали тебе. Обидеть человека легко, а заслужить прощение трудно. Чем чаще человек унижает достоинство других, тем больше он разрушает свою личность. Возникает вопрос: если я стану хорошим, а остальные останутся такими, как были, что из этого выйдет? Достоевский отвечает на это примером из жизни Сони Мармеладовой. Почему ее так полюбили каторжники? Потому что она никого не осуждает и в каждом видит человека, а не только арестанта. Наверное, если люди научатся уважать других людей, их достоинство, будут внимательны и заботливы, мир переменится и станет добрее». (Тема «Чему научил меня Ф. М. Достоевский в плане взаимоотношений с людьми?»).
«Уважать достоинство других людей, относиться к ним с пониманием - к этому герой [Болконский] приходит в конце романа. Меня потрясла сцена ранения князя Андрея на Бородинском поле. Он считал ниже своего достоинства упасть на землю на глазах у солдат, когда рядом упал снаряд, так как был убежден, что это покажет его трусом! А в наше время? Как же часто мы совершаем постыдные поступки, унижаем других и не думаем ни о себе, ни о своем, а еще в меньшей мере чужом достоинстве?!» (Тема «Что нового сказал мне Л. Н. Толстой о жизни и обо мне самом?»).
В течение последнего десятилетия в связи с переходом «от культуры полезности, рассматривающей образование как непроизводственную сферу
услуг, к культуре достоинства, определяющей образование как источник социальной компетентности личности» [1], заметное развитие получает личностно-ориентированный подход и в образовании, и в воспитании.
В русле данной образовательной парадигмы необходимо, как говорил А.С. Макаренко, к человеку подходить с оптимистической гипотезой. На современном этапе школьного образования данный тезис предполагает уважение личности ученика как члена общества, свободно и ответственно определяющего свою позицию в нем.
В системе воспитания, направленного на становление школьника как активного субъекта собственной жизни, достоинство личности, рассматриваемое как интегральный социально-психологический феномен, включающий в себя круг значимых социальных отношений и отношение человека к себе как к Человеку, становится ключевым новообразованием, определяющим общий процесс ее [личности] развития.
Таким образом, задача учителя на уроках литературы состоит в создании совокупности условий для воспитания нравственной личности.
Все вышесказанное требует совершенствования вузовской подготовки учителей русского языка и литературы в плане изменения подхода к преподаванию. Будущим учителям необходимо овладеть методикой воспитания достоинства школьников в процессе изучения произведений отечественной литературы.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. От культуры полезности - к культуре достоинства [Текст]/
А. Г. Асмолов. - Учительская газета № 41, 2 октября 2001.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]/ Асмолов А. Г. - М., 1990. -367 с.
3. Галицкая, И. А., Метлик И. В., Ситников А. В., Филонов Г. Н. Духовная культура и воспитание в современном Российском обществе.[Текст]: Монография. / И . А. Галицкая, И. В. Метлик, А. В. Ситников, Г. Н. Филонов. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010.
4. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. [Текст]/ Ф. М. Достоевский. -Л., Наука, 1972 - 1990. - т. 13. - 456 с.
5. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом [Текст]/ Ф. М. Достоевский. - М.: Правда, 1976. - 544 с.
6. Лизинский, В. М. Манифест нашей новой школы [Текст]/В. М. Лизинский.// Управление современной школой. Завуч. - №1. - 2011. - С. 93 - 122.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. - М.: Министерство образования и науки РФ. - март, 2010.-Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
8. Никандров, Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века [Текст]/ Н. Д. Никандров. - М.: МИРОСД997. - 144 с.
9. Селевко, Г. К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса [Текст]/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2000.
- 128 с.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ подход...
10. Фельдштейн, Д. И. Феномен детства и его место в развитии современного общества» [Текст]/Д. И. Фельдштейн, // Воспитание школьников. - 2005. - № 5.
УДК 37.013:78
Михайлова Татьяна Александровна
Преподаватель музыкальных дисциплин Оршанского педагогического колледжа им. И. К. Глушкова, [email protected], республика Марий Эл
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Mihajlova Tatyana Aleksandrovna
Teacher musical disciplines Orsha pedagogical college of them. I. K. Glushkova, mihtal212@ rambler.ru, republic of Mariy El
PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE OF THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE
В последние годы особую популярность в педагогике приобретает личностно-ориентированный подход в обучении, который понимается как тип организации педагогического процесса, при котором учебная деятельность строится на субъект-субъектных отношениях, где учащийся является полноценным участником образовательного процесса. Главной целью личностно-ориентированного процесса обучения является развитие личности, индивидуальности ребенка. Процесс обучения строится на основе изученных педагогом природных особенностей, склонностей, способностей ученика, а также принципах сотрудничества, выбора и поддержки. Важным моментом является создание условий для дальнейшей самореализации, саморазвития личности.
Теоретическими разработками данного вопроса занимаются ведущие педагоги И. С. Якиманская, А. Н. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова, О. Б. Широких, О. В. Груздева, М. В. Коптева,
В. И. Новиков и др.
Изменение престижа некоторых предметов в структуре образования, снижение уровня не только музыкальной, но и общей культуры общества, падение интереса к предметам музыкально-эстетического цикла, как на уровне общеобразовательной школы, так и в педагогических колледжах, недооценка роли музыкальных знаний, умений, навыков в общем развитии, воспитании, приобщении учащихся к мировой культуре требует иного под-
177