_ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_
DOI 10.24411/1813-145X-2018-10154
УДК 34.444
Е. С. Протанская
https://orcid.org/0000-0001-6587-8234
Профессиональная этика педагога в контексте национальной культуры
Профессиональная этика рассматривается в контексте исторической роли педагогов в общественном развитии и диалоге с обществом. Античная пайдейя, опыт Аристотеля в воспитании Александра Македонского, связь образования и преодоления исторических вызовов в разных странах подтверждают значение миссии педагога в общественном развитии. Преследования выдающихся педагогов во все времена в разных странах свидетельствуют об их опережающих время идеях. Подчеркивается недостаточность понимания этических принципов и категорий только как средств вне связи с миссией и целями деятельности педагогов на основе уважения личности ребенка и перспектив его развития. Глобализационные процессы повысили значение национальной идентичности и роль гражданского воспитания. Показано, что в современном мире цели и этика воспитания обусловлены традициями и национальной историей, системой ценностей, которые и определяют средства их реализации. Важны уважение достоинства учителя, его авторитет, внимание к мнению педагогов в обществе. Показано, что в СССР вопросы воспитания успешно освещались в кинематографе, обеспечивая престиж учителя. Вопреки перегибам идеологии, опыт страны не был однозначно негативным. В современной России трудности воспитания гражданина связываются с отсутствием согласия в оценках прошлого и перспектив развития страны, поисками целей, утратой ценностей трудолюбия, коллективистских черт личности. Обращается внимание на важность общенационального обсуждения целей воспитания. Приводится пример опыта петербургских ученых в создании проекта «Этнокалендарь России».
Ключевые слова: профессиональная этика, миссия педагога, достоинство учителя, цели воспитания, ценности нации, диалог, согласие, «Этнокалендарь России».
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
E. S. Protanskaya
Professional Ethics and Teacher's Mission in the Context of National Culture
Professional ethics is considered in the context of the historical role of educators in social development and dialogue with society. Ancient paideia, the experience of Aristotle in the education of Alexander the Great, the connection of education and the overcoming of historical challenges in different countries confirm the importance of the teacher's mission in social development. The persecution of outstanding teachers at all times in different countries testifies to their ideas, advanced for their time. The lack of understanding of ethical principles and categories is emphasized only as a means beyond the connection with the mission and the goals of the activity of teachers on the basis of respect for the personality of the child and the prospects for its development. Globalization processes have increased the importance of national identity and the role of civic education. It is shown that in the modern world the goals and ethics of upbringing are conditioned by traditions and national history, a system of values that determine the means for their realization. Respect for the dignity of the teacher, his authority, attention to the opinion of teachers in society are important. It is noted that in the USSR the issues of upbringing were successfully covered in cinematography and ensured the prestige of the teacher unlike the excesses of ideology, the country's pedagogical experience was not only negative. In modern Russia, the difficulties of educating a citizen are associated with the lack of agreement in assessing the past and prospects for the development of the country, seeking goals, the loss of values of hard work, the personality's collectivist traits. Attention is drawn to the importance of nationwide discussion of the goals of education. The example of St. Petersburg scientists' experience in the creation of the project Ethnocalendar of Russia is given.
Keywords: professional ethics, teacher's mission, teacher's dignity, goals of education, the values of the nation, dialogue, accord, Ethnocalendar of Russia.
© Протанская Е. С., 2018
С момента возникновения профессия педагога рассматривалась обществом как одна из важнейших. Понимание долга педагогов, их особой ответственности признавалось, но и различалось в разные времена и в разных культурах. История сохранила свидетельства признания роли педагогов в достижениях нации. Аристотель воспитал Александра Македонского, сказавшего, что он чтит своего учителя наравне с отцом, ведь первый дал ему жизнь, а второй научил тому, что дает ей цену. Сыну царя и будущему полководцу учитель выразил понимание своей миссии, задав цель саморазвития и подарив собственноручный список Илиады («Илиада из шкатулки»), с которым Александр никогда не расставался в своих военных походах, заложивших основание для европейской цивилизации. В благодарность за воспитание сына царь Македонии Филипп II заново отстроил им же разрушенный родной город Аристотеля Стагиру и вернул из рабства его жителей. Пайдейя, идеал воспитанности в Древней Греции, создавший предпосылки основных достижений греческой культуры, понимался как внутренняя гармония: гражданское воспитание с целью обретения единства доброго и прекрасного. Как отмечает Вернер Иегер, «без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры вообще» [12]. Пайдейя изначально высоко оценивает миссию воспитания подрастающего поколения, ее судьбоносную сущность.
В последующие времена с принятием монотеизма миссия профессионала содержательно конкретизируется как призвание (свыше) и служение (Всевышнему), все более, в частности в протестантизме, приобретая мирское содержание. И применительно к профессии педагога становится популярным такое понимание его долга и призвания. Так, существует часто цитируемое мнение о том, что Австрии победу над Францией принес прусский учитель. «Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается его воспитанием» [2]. Несмотря на спорность авторства высказывания, мнение о роли учителя довольно популярно и автор этих строк его разделяет. В своей статье, посвященной 70-летию Победы в ВОВ, я пыталась показать, что успехи образования - всеобщая грамотность населения и знание русского
языка всеми народами СССР, ставшие достижениями отечественной педагогики, одни из факторов Победы [15]. Именно осознание своей миссии предопределяет целостность понимания педагогом долга перед обществом, воспитанниками. Актуальность идеи подтверждает автор современного исследования, характеризующий миссию «как методологическую проблему философии образования, ... как ценностное основание практической деятельности педагога» (см. дис.
A. В. Уткина «Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования ХУШ - начала XX века»).
Возможно, понимание этой роли властями предержащими определяло особые требования к моральным качествам педагогов и жесткие меры к их «нарушителям», стоило многим тяжких испытаний, а порой и жизни. Это и суд над Сократом, и приговор П. Абеляру, и донос на К. Д. Ушинского, и процесс школы Саммерхилл с министерством образования страны, и снятие с работы А. С. Макаренко, и критика
B. А. Сухомлинского... Как правило, выдающиеся педагоги, терпевшие порицания и гонения, опережали свое время, определяли характер нации, ее достижения и успехи, но их оценка, признание часто приходили с опозданием. Вместе с тем именно они задавали новый импульс идеологии и ценностям культуры, ее идеалам, целям общественного развития, признавались эталоном педагогической этики. Так, Сократ становится провозвестником диалога и ценности самостоятельной позиции учащихся в образовании; Абеляр символизирует свободу творчества, значимость убежденности; Ушинский не только расширяет диапазон женского образования, но и создает национальную педагогическую теорию, консультирует императрицу Марию в вопросах воспитания наследников российского престола.
В СССР учитель был проводником общегражданской идеологии, в духе которой строилась воспитательная работа и проходило формирование культуры поведения учащихся, их организация в массовые отряды - октябрят, пионеров, комсомольцев. Воспитывая умение подчиняться коллективу, ценить признание товарищей, учитель якобы «воспитывал для коллектива - по Макаренко», хотя великий отечественный педагог никогда не высказывал такой идеи. Вместе с тем в организации самоуправляемого детского коллектива, основанного на общем созидательном труде, увлекательных творческих затеях, взаимной заботе старших и младших,
уважительном отношении к мнению каждого, выдающийся педагог увидел свою задачу и миссию. Несмотря на тотальный контроль со стороны КПСС, КГБ поведения педагогов (как, впрочем, и других трудящихся), в СССР уважительное отношение к учителю было нормой, а интеллигентность, образованность стали синонимом лучших человеческих качеств. Об отношениях в детских коллективах, детской дружбе, первой любви велись дебаты, писались книги, снимались фильмы, оценки которых подчас расходятся с их популярностью у зрителей. Среди них оглушительный успех имели фильмы о педагогическом опыте - «перековке» юных правонарушителей талантливыми педагогами: «Путевка в жизнь», «Педагогическая поэма», «Республика Шкид», «Флаги на башнях». Эти фильмы, как впоследствии и «А если это любовь?», «Доживем до понедельника», раскрывали сложности педагогической практики, но вместе с тем показывали и учителя-интеллигента, подчеркивая его кругозор, совестливость, тактичность и другие вызывающие уважение качества. Соглашаясь с некоторой упрощенностью подачи материала в этих лентах, все же отметим, что этим грешил не только советский кинематограф, но и американский и европейский и продолжает грешить и сегодня - индийский, латиноамериканский. Но советский кинематограф, как отмечается, приходит к осознанию своей воспитательной роли: «Советский человек должен был воспринимать себя как данность, которой... нужно лишний раз напомнить о нескольких значимых вещах.: и прежде всего о ценности индивидуальной инициативы и личного, осознанного выбора, если, конечно, таковые не противоречат генеральной линии партии» [13].
Идеалы советского времени, при всех его противоречиях и жестокости, были связаны с построением будущего, и именно педагоги видели себя «на переднем крае», поскольку воспитывали новые поколения. Эта возможность для учителя видеть в детях проблески перспективы их развития, способствовать раскрытию их возможностей заставляет прислушиваться к их мнению о целях и средствах воспитания, и нет большего вреда для нации, чем нежелание учитывать мнения лучших из них. Ведь все достижения культур, само общественное устройство с его преемственностью традиций не были бы возможны без участия педагогов, создавших условия для сохранения и передачи знаний, технологий, сформировавших цели развития, пути обучения и воспитания детей и
молодежи - общины, школы, институты (общины Гиппократа и Пифагора, Академия Платона, Ли-кей Аристотеля, Великая дидактика Я. А. Коменского, Институт для образования характера Р. Оуэна, система М. Монтессори, метод проектов Д. Дьюи, колонии С. Шацкого, А. С. Макаренко, Саммерхилл А. Нилла, хоры А. Свешникова, хореография И. Моисеева, опорные сигналы В. Шаталова, безоценочное обучение Ш. Амонашвили, педагогика сотрудничества.). Подхваченные рядовыми педагогами, их идеи и опыт создают нации, определяя их благополучие, успех и популярность в мире. Воспитанием и обучением является, по существу, и руководство предприятием, конструкторским бюро, творческим или рабочим коллективом, а работа в нем -самовоспитанием, в зависимости от качества продукции и моральной атмосферы, со знаком плюс или наоборот. Не случайно педагогика А. С. Макаренко воспринята, например, в Японии в качестве фактора экономического роста [8]. Качество образования, цели и практика воспитания определяют самосознание нации, ее успех и популярность в мире. И наоборот, чем иным, если не недостатками образования, воспитания производителей, можно объяснить низкое качество товаров и услуг, высокую аварийность, ненадежность коммуникаций?
В современной России в связи с переходным периодом, когда была разрушена старая система воспитания с ее идеологически обоснованными целями, на «волне Перестройки» происходило подчас несправедливое отрицание всего и вся: «были "разоблачены" и "осуждены" буквально все видные деятели советской эпохи, ...; дискредитировали героев Великой Отечественной ... оболганы ... индустриализация, Великая Победа, ... достижения в области космоса, осмеяны Целина и БАМ» [20]. С другой стороны - защита лучшего в прошлом граничит подчас с замалчиванием преступлений сталинизма, который героизируется новыми поколениями. И до сих пор не сложилась новая система воспитания, поскольку в обществе нет согласия о перспективах развития страны. Педагогическая растерянность общества сформировала поколение с явно выраженными симптомами педагогической запущенности. Так, опросы студентов в начале 2000-х гг. показали, что многие из них не видят криминала в коррупции, «87 % респондентов признались, что готовы к даче взятки для достижения собственных целей; 93 % считают такое поведение вполне приемлемым для себя; 82 % студентов уже имеют
такой опыт; 79 % признались, что не испытывают чувства вины за дачу взятки, равно как и не испытывают брезгливости к тем, кто дает или берет взятки...» [17, с. 38].
Болезненно, в противоречивых дискуссиях разных партий складывается система воспитательной заботы общества о детях, концепция ценностей россиянина, само название гражданина страны является предметом обсуждения и не всеми разделяется. Много разговоров, планов патриотического воспитания, только в 2016 впервые с 90-х снова заговорили о трудовом воспитании. В связи с этим приходится согласиться с известным публицистом Г. Бовтом, что «вне контекста образа будущего, представленного на основе определенной системы ценностей, все это будет выливаться либо в пустопорожний словесный поток на тему "патриотического воспитания", либо в спорадически придумываемые запреты и ограничения» [7].
СМИ невнятно утверждают ценности предпринимательства, в детском кинематографе, литературе - застой, учителя в кино - растерянные или затюканные детьми, родителями, тотальным контролем полуневротики, предмет для авторской иронии («Школа», «Училка», «Ученик»), насмешек, вызывают в лучшем случае сочувствие... Только в последние годы организовано движение школьников, с 2018 в стране объявлено Десятилетие детства. Детские учреждения, школа часто не имеют целостных воспитательных программ.
Сегодня, как представляется, вопросы миссии педагога, его осознанной моральной позиции и системы ценностей не менее значимы и судьбоносны. Они обсуждаются на самом высоком уровне, задают вектор развития современного мира и не сводятся к простым инструкциям.
Так, в июле 2001 г. в Йомтиене (Таиланд) Третий конгресс Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International) принял «Декларацию профессиональной этики...» организации, обозначившую нравственные обязательства учителей и преподавателей. Кроме традиционных общепрофессиональных принципов (соблюдения безопасности (непричинения вреда), недискриминации, уважения прав собственности, соблюдения конфиденциальности), а также тех, которые прописаны в Конвенции о правах ребенка (обеспечения образования, уважения прав на сексуальную, физическую неприкосновенность ребенка, на раскрытие его личностного потенциала), Деклара-
ция определила основные задачи в этом вопросе. В частности, оправдывать доверие общества, заботиться о повышении престижа профессии, непрерывно обновлять и развивать профессиональные знания и навыки; участвовать в педагогическом просвещении населения, поддерживать демократические начала и права человека через образование, уважать права детей, признавать их личностную уникальность, учитывать потребности и защищать интересы каждого учащегося; с коллегами поддерживать благожелательную атмосферу, взаимопомощь, уважение...; уважать родителей, признавать их право на консультации, получение информации об успехах и проблемах своих детей, поощрять их участие в образовании ребенка. Декларация также признает права педагогов на обеспечение обществом приватности, самоуважения и достойную жизнь [5].
Создаваемые в разных странах этические кодексы педагогов конкретизируют систему требований к ним, выраженную в Декларации. Достоинством российских подобных кодексов, как правило, является акцент на значении личной ответственности, морали педагога. Недостатком - перечисление очевидных обязательств, прописанных в Конвенции о правах ребенка, Законодательстве РФ, других нормативных актах. Многие кодексы лучше было бы назвать инструкциями, соглашениями, положениями Устава учебного заведения. Так, и обозначение принципов: «толерантность, законность; светскость; профессионализм; компетентность; ответственность; справедливость.», и, например, обозначение правила «2.6. Педагог соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз» [9] относится не только и не столько к педагогам, сколько к каждому работающему гражданину.
С нашей точки зрения, этический кодекс как своеобразный «свод законов» конкретного профессионального сообщества должен, в первую очередь, отражать специфику этой организации, ее миссию, ее этические проблемы, имевшие место (прецеденты), и содействовать избеганию их в дальнейшем. Но в кодексах сегодня вы не встретите упоминания о позиции учителя в работе с новыми вызовами педагогической этике: наркотической и компьютерной зависимостях детей, моббинге в детских группах. В определенном смысле западные кодексы более конкретны. Так, в небольшом по объему кодексе штата
Нью-Йорк обозначено 6 принципов работы педагогов, обязывающих учителей развивать потенциал учащихся, создавать для них многообразные возможности, заниматься самообразованием, быть примером поведения, сотрудничать с коллегами, родителями, поддерживать доверие и авторитет профессии [10].
Актуальным остается главный принцип педагогической этики, предполагающий «уважение и требовательность к личности» учащихся и воспитанников, который А. С. Макаренко сформулирован несколько парадоксально: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему». Думается, именно этот принцип обеспечивал успешность реализации цели - воспитания деятельного, любящего Родину члена коллектива, уважающего товарищей, но именно он и является самым трудным для осуществления. Ведь и воспитатель детского сада должен уважать личность воспитанников, помнить об их достоинстве и воспитывать его. Основным тезисом педагогической этики именно это опережающее уважение к развивающейся личности ребенка отмечали и ранее выдающиеся отечественные педагоги. Так, П. Ф. Лесгафт писал: «С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию» [11] (курсив мой. - Е. П.).
При воспитании гражданина демократического общества в скандинавских странах, например, в Швеции, учителю запрещено жаловаться родителям на детей в их отсутствие, сообщать какие-либо сведения или суждения. Разговаривая с матерью ученика в его присутствии, учитель сообщает ей сведения о нем, получая при этом его согласие (например: «Часто отвлекается на уроке, - ты согласен, Джон?»). Как представляется, именно установка на уважение личности воспитанника является проблемой современного воспитания. Вопрос требовательности также вызывает этические трудности. На практике она подчас заменяется сдерживанием воспитанников, то есть подчинением - «дисциплиной». Еще
А. С. Макаренко обратил внимание, что «дисциплина, выражаемая только в запретительных нормах, - худший вид нравственного воспитания» [12], и надо отметить в связи с этим, что в сознании многих учителей размыты этические критерии их деятельности. Это в том числе и вопрос такта, недопущения посягательства на достоинство ребенка.
Ведь и родители, и учителя не особенно оценили в детстве Сашу Пушкина, в гимназии педагоги морщились и одергивали Мишу Лермонтова, Билл Гейтс вообще не закончил школы, а Лев Толстой, Стив Джобс - институтов, но учителя, время не сломали их, и они отплатили сторицей. Требование к ребенку «быть как все» нарушает сами основы педагогической этики, ее не следует путать с требованиями уважать права других, придерживаться правил поведения в обществе, соблюдать элементарные нормы. Но педагог обязан уметь справляться с раздражением, не рассматривать свою ответственность как право проявлять власть, психологическое насилие. Требовательность в том смысле, какой придавал ей Макаренко, означала умение бросить вызов возможностям подростка - как предложение превзойти самого себя, в чем-то измениться, заслужить уважение других, прийти к самоуважению .
Заметим, что человек, привыкший к уважительному к себе отношению - в семье, в детском саду, в школе, как правило, не склонен к агрессии, слышит других людей, открыт для познания и творчества.
Авторы работ по педагогической этике признают основные категории: педагогический долг, совесть педагога, педагогическую справедливость, педагогическую честь и совесть, педагогический авторитет, самодисциплину [16, с. 27]. Вместе с тем трудно предположить, что, скажем, совесть педагога принципиально отличается (или должна отличаться) от совести библиотекаря и трактовка каждой из категорий этики будет иметь столько же вариантов, сколько существует сегодня профессий, то есть примерно 40 тыс. Ведь категории - наиболее общие понятия. Представляя систему общественно значимых ценностей в каждый исторический период, эти понятия индивидуально понимаются применительно к каждой конкретной ситуации, осознается их ответственность. То есть, как и любое другое понятие этики, справедливость, например, можно определить условно и приблизительно. Не случайно чаще говорят о чувстве справедливости. Вместе с тем
нравственное воспитание невозможно без справедливости, прежде всего в оценке труда ребенка. В. А. Сухомлинский, как известно, именно труд считал «великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает великую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [21, с. 202]. Справедливость в оценках личности, труда юного человека, с еще не сложившейся психикой, полностью зависимого от взрослых, становится ориентиром его саморазвития, она складывается в совместной деятельности, общении с учениками. Однако в современных требованиях к ответственности учителя чаще преобладают формальные - планы, отчеты, электронные дневники, почти не оставляющие времени на личностное общение с учениками, хотя в последнее время повысился интерес к формированию коммуникативной культуры [3, 19].
Педагогическая этика чаще всего трактуется как стиль отношений, выполнение долга, то есть как достойные средства в работе с детьми - и с этим нельзя не согласиться. Но известно, что в педагогике, как и в других областях, средства определяет поставленная цель. Педагогическая этика может и должна определяться целями воспитания, образования, и именно они определяют средства, их этический смысл.
В современном мире цели воспитания повсеместно начинают пониматься в связи с изменяющейся ситуацией: глобализационными универсалиями в конкурентной борьбе и озабоченностью самосохранением нации как культуры. «В XX веке считалось, что воспитание должно способствовать изменениям в сознании и поведении личности, а в XXI веке - переменам в личности, которые происходят в процессе участия в конкретной деятельности» [18]. В разных странах постановка целей конкретизирована не только средствами, но и позицией педагога, призванного развить конкретные навыки, создающие условия социальных достижений. Они, как правило, определяются традиционными ценностями нации. Так, «в Великобритании и США вместо "воспитание" используют термины "моральное образование" (шога1е^сайоп), "религиозное образование" (ге%юше^сайоп), "гражданское образование" (эос1а^иса1юп)...» [18]. В США,
например, в качестве цели на государственном уровне обозначено «воспитание ответственного гражданина» [22], одна из попыток конкретизации - это программа 6С: «6С - это набор ключевых навыков, помогающих становиться мыслящими и предприимчивыми людьми, успешными и достойными членами общества» Это навыки «общения (communication), сотрудничества (collaboration), критического мышления (critical thinking), содержания (content), творчества (creativity), уверенности (confidence)» [4]. В Западной Европе ставятся цели развития детского самоуправления, уделяется внимание участию детей в работе школьных советов, голосованию по поводу их решений, которые обязательны для педагогов и являются инструментами гражданского воспитания, хотя уровень достижения этих целей пока невысок. Большое значение придается сохранению и освоению национальной культуры, ее истории, наряду с уважением представителей других культур и их традиций.
Во Франции ставится цель «воспитывать личность цивилизованного и демократического общества, устремленную к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур, любви к Франции, неразрывной с любовью к Свободе, Равенству, Братству» [5, с. 72]. Большое внимание уделяется гражданскому воспитанию, ставшему школьной дисциплиной, которое включает изучение норм законодательства, преодоление грубости и невежества в школьной среде.
Огромное значение гражданскому воспитанию придается и в Японии, где «на школу возложена миссия формирования нации, следующей идеалам мира и человечности. ... основные цели школьного воспитания: полноценно развивать личность; воспитывать строителей миролюбивого государства и общества» [6, с. 74), людей, дорожащих истиной и справедливостью, личной свободой, любящих труд, обладающих ответственностью и духом независимости, «воспитывать школьников в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости; развивать понимание традиционного и современного, готовность к международному сотрудничеству; формировать навыки повседневной жизни; укреплять дух и тело как основы счастливой, гармоничной личной жизни» [6, с. 75)].
Проведенные опросы, исследования с участием 300 учителей и студентов показывают, что современный учитель «не является субъектом трактовки своей миссии», а миссия учителя «не определяется как смысловой ориентир, интегрирующий различные профессионально-педагогические позиции в социокультурном пространстве педагогической деятельности» ни на индивидуально-личностном уровне, большей частью педагогов не воспринимается как духовный компонент педагогической деятельности, определяющий освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей; ни на профессионально-педагогическом уровне» (см. дис. А. В. Уткина «Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII - начала XX века»). Опросы учителей Якутии показали в том числе размытость целей воспитания, отсутствие в них конкретики: «Воспитательная работа должна ориентироваться на вечные ценности: гуманизм, нравственность и патриотизм, всегда, независимо от нововведений ... на привитие у учащихся духовно -нравственных, гражданско-патриотических качеств...» (Социологическое исследование (анкетирование) учителей Республики Саха (Якутия). -URL: psihdocs.ru>monografiya-posvyashena-
issledovaniyu... (дата обращения: 05.08.2018)
Педагогическая этика является результатом этически ясных ориентиров развития общества, уважающего труд учителя, поощряющего искания педагогов, их достижения, с пониманием относящегося к трудностям воспитания и образования новых поколений. Необходимым условием развития нации, формирования солидарных целей воспитания, конкретизации средств их достижения является диалог педагогов и всех, кто занимается воспитанием детей, - детских писателей, кинематографистов, создателей игрушек и игр, родителей с обществом. При этом важно видеть резонансные достижения прошлого, воспринятые в других культурах: обращение к опыту А. Макаренко, Ш. Амонашвили, В. Шаталова и др. В современном российском обществе крайне необходимо развитие централизованной социальной рекламы и пропаганды педагогической этики, норм воспитания детей, единства требований к их поведению, разъяснения ответственности родителей.
Одним из вариантов поиска целей и средств воспитания является опыт петербургских ученых, разрабатывающих «Этнокалендарь России» для образовательных организаций - ДОО, школ,
колледжей. Этот многоцелевой проект, посвященный этнокультурному просвещению детей и молодежи, дополняет учебные дисциплины актуальной информацией, помогает детям быть участниками социальных процессов, ориентирует в выборе профессий. Он включает ежегодник, плакаты, методические рекомендации по работе с плакатами для учителей (воспитателей ДОО). Проект показал свою эффективность и опробован в 4-х регионах: Санкт-Петербурге, Ямале, ЮГРЕ и Владимирской области [1]. Этнокалендарь в форме занимательных и познавательных текстов для детей, учитывающих их возрастные особенности, знакомит с датами исторических событий, биографиями выдающихся соотечественников разных профессий - представителей многих народов России, в том числе раскрывая культурные смыслы религиозных событий разных конфессий. Методические рекомендации для педагогов, входящие в проект, предоставляют им свободный выбор как событий для отмечания (беседы) с детьми, так и соответствующей методики. Так, например, из 60 дат, адресованных школьникам 1 ступени, учитель может выбрать 25-30 для отмечания - бесед, занятий в игровой форме, экскурсий, утренников и т. п., об остальных дети прочтут из текстов плакатов, вывешиваемых в коридорах, классных помещениях. Стали традицией конкурсы на распознавание птичьего пения к Дню птиц, участие ребят в праздновании Дня космонавтики, Дня города и др. Ряд школ Санкт-Петербурга планирует всю воспитательную работу на основе Этнокалендаря, то же наблюдалось и на Ямале.
Профессиональная этика учителя базируется на осмыслении им своей миссии, ответственности и профессионализма в образовании, просвещении и воспитании своих учеников, воспитанников. Сознание долга, составляющее этическую основу моральной позиции учителя, и поддерживаемый в обществе авторитет его профессии определяют его влияние на будущее и место нации в мире.
Библиографический список
1. Во Владимире сегодня презентовали... [Электронный ресурс]. - URL: Шр://вариант-в.рф>enews/29614/(дата обращения: 05.08.2018)
2. Война, которую выиграл прусский учитель. [Электронный ресурс]. - URL: http://www Военное... topwar.ru>37776-voyna-kotoruyu-vyigral-prusskiy. (дата обращения: 05.08.2018)
3. Волкодав, Н. М. Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности /
Н. М. Волкодав // Образование и воспитание. - 2016. -№ 5. - С. 124-126 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1679/ (дата обращения: 07.08.2018).
4. Голинкофф, Кэти Хирш-Пасек. Знать или уметь? 6 ключевых навыков современного ребенка / Кэти Хирш-Пасек Голинкофф [Электронный ресурс]. -URL: http://www..apa.org (дата обращения: 05.08.2018)
5. Декларация профессиональной этики Всемирной... [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/new /en/education/worldwide (дата обращения: 05.08.2018)
6. Джуринский, А. Н. Практики гражданского воспитания в общеобразовательной школе за рубежом [Текст] / А. Н. Джуринский // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 71-76.
7. За флажки не заходить. 20.11.2017, 08:23 Георгий Бовт о том, можно ли воспитать «нового...». [Электронный ресурс]. - URL: http://www gazeta.ru>comments/column/bovt/10993646.shtml(дата обращения: 05.08.2018)
8. Как японцы Макаренко полюбили? [Электронный ресурс]. - URL: http://www TopAu-thor.ru>kak_yapontsi_makarenko_polyubili .(дата обращения: 05.08.2018)
9. Кодекс профессиональной этики педагога ura-ledu.ru>node/42664 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uraledu.ru/node/42664 Культурология. (дата обращения: 05.08.2018)
10. Кодекс этики штата Нью-Йорк для учителей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.potsdam.edu/StudTeach/ FormsChecklists/StudTeachHandbook/StudTeachCodeOf Ethics.html
11. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Электронный ресурс] / П. Ф. Лесгафт. - URL: http://www litresp.ru
12. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М., 1988. - С. 30
13. Михайлин, В, Беляева, Г. «По приютам я с детства скитался» Перековка беспризорников в советском кино / В. Михайлин, Г. Беляева // Отечественные записки. - 2014. - № 2(59) [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.. magazines.russ.ru>Отечественные залиски>2014/2/22Ь-ргЫш1(дата обращения: 05.08.2018)
14. Пайдейя. Словарь-справочник [Электронный ресурс]. - URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/people-and-society/articles/28/pajdejya.htm (дата обращения: 05.08.2018)
15. Протанская, Е. С. В Великой Отечественной войне победили образованные патриоты [Текст] / Е. С. Протанская // «Наше дело правое»: страны и лидеры в социокультурном и философско-историческом измерениях : сборник статей к 70-летию Победы / отв. ред. Д. В. Шмонин. - СПб. : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2015. -522 с. - С. 30-49.
16. Профессиональная этика педагога [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. И. В. Тимонина. - Кемерово, 2014. - 258 с.
17. Репринцев, А. В. Социальное воспитание молодежи как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности [Текст] / А. В. Репринцев // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Том 16. - С. 36-41.
18. Симушкина, Н. Ю. Категория «воспитание» в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] / Н. Ю. Симушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5.- URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25446 (дата обращения: 16.07.2018).
19. Сихимбаева, С. М., Асылбаева, Ж. У, Мейрбекова, Р. Т., Мурзабекова, М. Р. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / С. М. Сихимбаева, Ж. У. Асылбаева, Р. Т. Мейрбекова, М. Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-2. - С. 30-33. - URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4831 (дата обращения: 07.08.2018).
20. Сухинов С. С. Воспитание подрастающего поколения как главный стратегический приоритет России в XXI веке [Электронный ресурс]. - URL: Ы1р://Воспитание подрастающего поколения как главный.. . sec.chgik.ru>vospitanie .. .pokoleniya-kak-glavnyiy.v. (дата обращения: 05.08.2018)
21. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа, 1969. - 246 c.
22. Goals 2000: Educate America Act [Электронный ресурс]. - URL: http://www2.ed.gov/ legisla-tion/GOALS2000/TheAct/index.html (дата обращения:
12.02.2017).
Reference List
1. Vo Vladimire segodnya prezentovali... = It was presented in Vladimir today... [Jelektronnyj resurs]. - URL: http ://variant-v. rf>enews/29614/(data obrashcheniya:
05.08.2018)
2. Vojna, kotoruyu vyigral prusskij uchitel'. = The war which was won by the Prussian teacher . [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www Voennoe... top-war.ru>37776-voyna-kotoruyu-vyigral-prusskiy. (data obrashcheniya: 05.08.2018)
3. Volkodav, N. M. Sovershenstvovanie kommu-nikativnyh navykov vo vneurochnoj deyatel'nosti = Improvement of communicative skills in extracurricular activities [Jelektronnyj resurs] / N. M. Volkodav // Obra-zovanie i vospitanie. - 2016. - № 5. - S. 124-126. -URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1679/ (data obrashcheniya: 07.08.2018).
4. Golinkoff, Kehti Hirsh-Pasek. Znat' ili umet'? 6 klyuchevyh navykov sovremennogo rebenka = To know or to be able to do? 6 key skills of the modern child / Kehti Hirsh-Pasek Golinkoff [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www..apa.org (data obrashcheniya: 05.08.2018)
5. Deklaraciya professional'noj ehtiki Vsemirnoj... = Declaration of professional ethics World. marschool6.ucoz.ru>.. .deklaracija.. .ehtiki-vsemirnoj. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.unesco.org/new /en/education/worldwide (data obrashcheniya: 05.08.2018)
6. Dzhurinskij, A. N. Praktiki grazhdanskogo vospi-taniya v obshcheobrazovatel'noj shkole za rubezhom = Practice of civil education at comprehensive school abroad [Tekst] / A. N. Dzhurinskij // Sibirskij pedagog-icheskij zhurnal = Siberian pedagogical magazine -2017. - № 2. - S. 71-76.
7. Za flazhki ne zahodit'. 20.11.2017, 08:23 Georgij Bovt o tom, mozhno li vospitat' «novogo...». = Do not cross flags. 20.11.2017, 08:23 Georgy Bovt about whether it is possible to bring up «new...». [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www gazeta.ru>comments/column/bovt/10993646.shtml(data obrashcheniya: 05.08.2018)
8. Kak yaponcy Makarenko polyubili? = How have the Japanese fallen in love with Makarenko? [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www TopAu-thor.ru>kak_yapontsi_makarenko_polyubili.(data obrashcheniya: 05.08.2018)
9. Kodeks professional'noj ehtiki pedagoga = Code of the teacher's professional ethics [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://www.uraledu.ru/node/42664 Kul'turologiya. (data obrashcheniya: 05.08.2018)
10. Kodeks ehtiki shtata N'yu-Jork dlya uchitelej = The code of ethics for teachers of the State of New York [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.potsdam.edu/StudTeach/FormsChecklists/Stud TeachHandbook/StudTeachCodeOfEthics.html
11. Lesgaft, P. F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie = Family education of the child and its value [Jelektronnyj resurs] / P. F. Lesgaft. - URL: http://www litresp.ru
12. Makarenko, A. S. O vospitanii = On education [Tekst] / A. S. Makarenko. - M., 1988. - S. 30
13. Mihajlin, V, Belyaeva, G. «Po priyutam ya s detstva skitalsya» Perekovka besprizornikov v sovetskom kino = «Since childhood I wandered from one orphanage to others» Changing of homeless children in the Soviet cinema [Jelektronnyj resurs] / V. Mihajlin, G. Belyaeva // Otechestvennye zapiski. - 2014. - № 2(59). - URL: http://www..magazines.russ.ru>Otechestvennye zapiski>2014/2/22b-pr.html(data obrashcheniya: 05.08.2018)
14. Pajdejya. Slovar'-spravochnik = Dictionary reference [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/people-and-
society/articles/28/pajdejya.htm (data obrashcheniya: 05.08.2018)
15. Protanskaya, E. S. V Velikoj Otechestvennoj vojne pobedili obrazovannye patrioty = The Great Patriotic War was won by educated patriots [Tekst] / E. S. Protanskaya // «Nashe delo pravoe»: strany i lidery v soci-okul'turnom i filosofsko-istoricheskom izmereniyah : sbornik statej k 70-letiyu Pobedy = «Our affair is right»: countries and leaders in sociocultural and philosophical-historical measurements: the collection of articles to the 70 anniversary of the Victory / otv. red. D. V SHmonin. -SPb. : Izd-vo Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akade-mii, 2015. - 522 s. - S. 30-49.
16. Professional'naya ehtika pedagoga = Professional ethics of the teacher [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / sost. I. V. Timonina. - Kemerovo, 2014. - 258 s.
17. Reprincev, A. V. Social'noe vospitanie molodezhi kak faktor formirovaniya antikorrupcionnogo standarta povedeniya lichnosti = Social education of the youth as a factor of formation of the anti-corruption standard of the personality's behavior [Tekst] / A. V Reprincev // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova = Bulletin of KSU named after N. A. Nekrasov. - 2010. - Tom 16. - S. 36-41.
18. Simushkina, N. YU. Kategoriya «vospitanie» v sovremennyh zarubezhnyh issledovaniyah = Category «education» in modern foreign researches [Jelektronnyj resurs] / N. YU. Simushkina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25446 (data obrashcheniya: 16.07.2018).
19. Sihimbaeva, S. M., Asylbaeva, ZH. U., Mejrbekova, R. T., Murzabekova, M. R. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov = Formation of younger school students' communicative competence [Jelektronnyj resurs] / S. M. Sihimbaeva, ZH. U. Asylbaeva, R. T. Mejrbekova, M. R. Murzabekova // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperi-mental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 3-2. - S. 3033. - URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4831 (data obrashcheniya: 07.08.2018).
20. Suhinov, S. S. Vospitanie podrastayushchego pokoleniya kak glavnyj strategicheskij prioritet Rossii v XXI veke = Education of younger generation as the main strategic priorities of Russia in the 21st century [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://Vospitanie podrastayush-chego pokoleniya kak glavnyj...sec.chgik.ru>vospitanie.. .pokoleniya-kak-glavnyiy.v. (data obrashcheniya: 05.08.2018)
21. Suhomlinskij, V A. Serdce otdayu detyam = I give heart to children [Tekst] / V A. Suhomlinskij. - Kiev : Radyans'ka shkola, 1969. - 246 s.
22. Goals 2000: Educate America Act [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www2.ed.gov/ legisla-tion/G0ALS2000/TheAct/index.html (data obrashcheni-ya: 12.02.2017).
16
Е. С. npomancKan