А.Д. Николаева, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, Россия, С.А. Филин, доктор экон. наук, профессор, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
г. Москва, Россия, Д. ДаваасYрэнгийн, канд. филол. наук, Департамент науки и инновации, Монгольский государственный университет культуры и искусств, г. Улан-Батор, Монголия, [email protected], [email protected], К[email protected]
ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА В РОССИИ (на примере национального региона Республика Саха (Якутия))*
Отмечая, что одной из причин глобальных кризисов в мире является мировоззренческий кризис, авторы на основе анализа эволюционных явлений общего образования определяют истоки мировоззренческой этики педагога, формирующего личность будущего успешного члена общества как потенциал, существенно влияющий на развитие человеческого капитала. Эволюция системы обучения в любом регионе нашей страны как ведущей деятельности социума характеризуется, прежде всего, как процесс развития этнокультурного образования и его влияния на личность. Данное явление рассмотрено на примере одного из многонациональных регионов Российской Федерации Республика Саха (Якутия). Определяются ценностные основания, лежащие в основе этнопедагогического опыта поколений как истока мировоззрения и этики педагога. Авторы утверждают, что учителя, сами воспитанные на идеях и ценностях этнопедагогики, переносили эти качества в организацию обучения детей. Изначально деятельность учителей, обеспечивающая передачу от поколения к поколению накопленного духовно-практического опыта (этнопедагогика), способствовала развитию мировоззренческой этики педагога.
Ключевые слова: мировоззренческий кризис, мировоззрение и этика педагога, истоки, эволюция образования, этнопедагогика, духовный потенциал народа, формальное образование, неформальное образование, архетипическая предметность.
В современных условиях усиливается потребность общества в специалисте как человеке не только интеллектуально, но и нравственно развитом, духовно богатом, который может самостоятельно принимать управленческие инновационные решения в ситуации выбора в условиях риска и неопределенности, прогнозировать их возможные последствия, способен к сотрудни-
честву, обладает развитым чувством ответственности за судьбу России.
По мнению академика В. И. Жукова и других ученых, глобальный кризис, охвативший все страны мира, имеет не столько финансово-экономический, сколько мировоззренческий характер, так как ни одна из доктрин (либеральных, социал-демократических, коммунистических), являющихся осно-
* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 17-26-03003.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
вой развития обществ и цивилизаций, себя ставление о природе, обществе, человеке, не оправдала.1 В этих условиях любое, в том находящее выражение в системе ценностей числе и российское, государство испытыва- и идеалов личности, социальной группы, обет затруднения в выборе эффективной моде- щества», осуществляющее функцию общей
ли и стратегии развития, политики и идеологии. Мировоззренческий кризис, по мнению авторов, проявляется также и в искажении восприятия социальной реальности. Люди по-разному трактуют одни и те же процессы социального мира. В данном случае это касается не только исторических событий, искажаемых в угоду той или иной политике, по политическому или династическому заказу. К сожалению, люди не могут договориться между собой по многим важным понятиям: общество, государство, нация, этнос, культура, базовые ценности нравственного поведения, политика, религия и др. Поэтому в общественном сознании преобладают двойные, тройные и т. д. стандарты и различные взгляды на одни и те же проблемы, что сильно влияет на их, прежде всего согласованное, решение. В результате часто социальных проблем становится больше, они усугубляются, некоторые из них приобретают глобальный характер (экономические, демографические, экологические, социокультурные, этические, педагогические и др.), развиваются связанные с ними антропогенные проблемы, угрожающие всему человечеству. Вместе с тем, в современном мире одновременно с глобальным системным финансово- экономическим кризисом наблюдается стремительное развитие социальных наук.
С данной точки зре-
Мировоззренческая культура и этика педагога, оказывающие большое влияние на формирование личности, образ жизни и инновационного мышления обучающихся как будущего человеческого капитала страны, включают религию, нравственность, философские взгляды, духовные потребности.
«...этнопедагогика выступала архетипом образования, глубоко
связанная не просто с образом жизни, но и с анатомией и психологией северного человека. Его выживание в экстремальных условиях требовало развития особого типа способностей и вело
к специфическим изменениям в биохимической, физиологической, антропологической структурах человека».
жизненной ориентации человека в мире2. Мировоззренческая культура и этика педагога, оказывающие большое влияние на формирование личности, образ жизни и инновационного мышления обучающихся как будущего человеческого капитала страны, включают религию, нравственность, философские взгляды, духовные потребности. Мировоззренческая этика имеет в широком смысле культурно-исторический характер и зависит не только от особенностей личности, но и от уровня развития культуры, от национальных особенностей, от прошлой истории рода и др. В данном ракурсе необходимо обратиться к истокам формирования мировоззренческой культуры и этики педагога.
Формирование мировоззренческой этики педагога имеет глубокие корни. Чтобы выявить ее истоки, необходимо рассмотреть эволюцию системы образования.
При определении особенностей эволюции якутской школы важно учитывать имеющиеся диспропорции и неравномерное развитие образования в разных регионах России в дореволюционный период. В.Ф. Афанасьев писал, что сеть школ в центральной части России была намного более развита, чем на национальных окраинах. Так, данные дореволюционной статистики показывают, что в начале XX века более 80% всех
ния рассмотрим проблему эволюции миро- начальных школ страны (почти 90% уча-
воззренческой этики педагога. А.С. Барано- щихся) приходилось на европейскую часть
ва пишет, что мировоззрение специалиста России. На всю Сибирь приходилось около
можно определить «как целостное пред- 5% школ (около 4% учеников).3 Соответ-
ственно, 90,9% детей в Якутии в тот период не обучались вследствие отсутствия школ. Исследователь делает вывод, что в XIX веке определяющую роль в образовании в Якутии имели другие факторы: народная педагогика, а также неформальные школы политических ссыльных, которые, по некоторым оценкам, составляли 2/3 всего русского населения края.
Рассмотрим влияние этих факторов подробней.
Суровые климатические условия Севера, кочевой и полукочевой образ жизни народов арктической зоны, населяющих край, бытовая и хозяйственная обособленность наложили своеобразный отпечаток на характер народного воспитания, место и роль этнопедагогического типа образования в период до появления государственной школы. Основываясь на классическом определении этнопедагогики, данном в трудах Г.Н. Волкова, под этнопедагогическим типом общего образования можно понимать особый тип, включающий процесс взаимодействия образования и социума и общественного воздействия, в результате чего формируется личность, которая принимает и усваивает социально-общественные опыт, нормы и ценности; вбирает в себя народные знания, житейскую мудрость поколений о воспитании детей, всю мудрость народа, отраженную в религиях, сказаниях, былинах, сказках, притчах, песнях, играх, загадках, поговорках, игрушках и прочем, в сложившихся традициях, семейном укладе жизни, быте.4 А также философско-этические, педагогические воззрения, то есть весь педагогический потенциал, влияющий на процесс социокультурного формирования личности.
У А. Винокурова отмечает, что «этнопедаго-гика выступала архетипом образования, глубоко связанная не просто с образом жизни, но и с анатомией и психологией северного человека. Его выживание в экстремальных условиях требовало развития особого типа способностей и вело к специфическим изменениям в биохимической, физиологической, антро-
На протяжении многих веков наблюдалось сосуществование
человека Севера с социумом и природой, при этом формировались навыки и настойчивость в выживании в условиях сурового климата.
пологической структурах человека».5 Существенное значение имели высокоразвитая пространственная ориентация, физическая выносливость, наблюдательность, низкий порог сенсорной чувствительности слуха, кинестизических ощущений. Иными словами, жизнь требовала совершенствования физического типа человека и его мозга как органа приспособления к экстремальным условиям Севера. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев также отмечают отдельные специфические психофизиологические и социокультурные феномены, свойственные человеку и сообществу в условиях Арктики: «феномен сонастроенности на пространство», «феномен своеобразного ритма связи северного человека с природой» и др.6 На протяжении многих веков наблюдалось сосуществование человека Севера с социумом и природой, при этом формировались навыки и настойчивость в выживании в условиях сурового климата. Для представителя циркумполярной цивилизации, каким является житель Севера, были свойственны некое обобщенное осознание жизни, особые самоограничения в хозяйственной деятельности присваивающего характера и отношение к среде обитания.
Что примечательно, в экстремальных условиях формировалась мораль северянина, смысл которой заключался в необходимости взаимной поддержки жизни человека как основной ценности. Поэтому такой своеобразной «школе выживания» должен был соответствовать особый тип образования. Им является неформальное (нешкольное) образование, или этнопедагогическое, основанное на опыте. Такое образование ничуть не хуже формального и может быть даже более содержательное.7 Например, охотник-якут, не имеющий никакого образования, отправляясь на охоту, должен был подготовить снаряжение, одежду и др. Выслеживая добычу, он должен был по следу животного определить время его прохождения, состояние здоровья (подранок или нет), примерный его возраст, пол
и т. д. В этом случае охотник очень образован, так как для всех его действий, для овладения разносторонней информацией требуется овладение знаниями во многих естественных, технических и других областях. То же самое можно сказать и с позиции комплексности самого знания. Как и у всех народов, издревле у якутских племен появились зачатки педагогической мысли, которые составляли совокупность правил, норм, «неписаных законов», вытекавших из опыта семьи и народной педагогики. Эти педагогические идеи переходили и развивались из поколения в поколение через устное творчество народных мыслителей, мастеров-кухнесов, певцов-импровизаторов (олонхосутов), шаманов-знахарей, которые по сути являлись первыми учителями, а их мировоззренческая этика и складывалась из всего вышесказанного.
Многообразие средств и возможностей этнопедагогики складывалось и из пренаталь-ного воспитания, народных игр и спортивных состязаний, включения в систему традиционных профессий, сказок и олонхо (отдельные сказания и эпическая традиция якутов в целом), игры на музыкальных инструментах и др., в которых проявлялся особый, свойственный этносу, способ мышления. Соответственно, учителя, сами воспитанные на идеях и ценностях этнопедагогики, переносили эти качества в организацию обучения детей. Н.И. Бугаев отмечает: «... школа от школы может отличаться не по набору предметов, а по типу деятельности»8. Автор выделяет системы образования, в основе которых лежит традиционный тип деятельности (передача готовых знаний, умений, навыков), развивающее образование, «диалог культур» и др.9 Если школьное образование в XIX веке имело знаниево-предметную основу, то архетипиче-ская предметность этнопедагогического образования (опыта) является деятельностной. Подтвердить эту мысль можно следующим. Жизнь в природе, освоение традиционных ремесел и искусств, игры-самоуправление,
разгадывание загадок или заучивание скороговорок - это своеобразные формы вхождения в культуру, активное освоение действительности, образование, осуществляемое на деятельностной основе. И это является естественной предпосылкой развития, может соединяться и гармонизировать только с соответствующим типом образования. Следовательно, так же, как школьное образование становится деятель-ностно-развивающим, неформальное образование как этнопедагогиче-ский опыт становится не атавизмом, а живым историко-культурным компонентом образования. Соответственно, мировоззренческая этика педагога основывается, можно сказать, генетически на живом мироощущении личности, обусловленном жизненными обстоятельствами и духовными традициями народа.
На протяжении длительного исторического периода в Якутии наряду с сохранением и воспроизводством духовной традиции, национальных основ образования, этнопеда-гогических начал, народной педагогики эволюционировала и мировоззренческая этика учителя, в основе которой - весь процесс эволюции этнопедагогического образования: от становления формальной школы в XIX веке, унифицированной системы образования в XX веке до возрождения и развития на рубеже XX-XXI веков. Таким образом, становление мировоззрения и этики педагога в Якутии имеет глубокие корни и изначально деятельность учителей, обеспечивающая передачу от поколения к поколению накопленного духовно-практического опыта (этнопедагогики), способствовала развитию мировоззренческой этики педагога.
Сделанные нами на примере одного из национальных регионов выводы подтверждают результаты исследований А. А. Касьяна, выделившего феномен частичного мировоззрения через рассмотрение понятий «мир человека», «жизненный мир». «Человек не просто пребывает в мире, в универсуме (мире в целом), а принадле-
Многообразие средств и возможностей этнопедагогики складывалось и из пренатального воспитания, народных игр и спортивных состязаний, включения в систему традиционных профессий, сказок и олонхо, игры на музыкальных инструментах и др., в которых проявлялся особый, свойственный этносу, способ мышления.
жит "миру человека", имеет свой собственный "жизненный мир"»10. Этот мир является фрагментом универсума, выражает его всеобщие свойства, но в то же время имеет свое собственное содержание, которое не охватывается всеобщими свойствами универсума. Это и есть мир человека, жизненный мир, а не просто среда обитания человека. Это природно-социально-духовная реальность, в которой реализуется деятельность человека. 1
Литература:
1. Жуков В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов. М., 2009. С. 44-54.
2. Баранова А. С. Ценностно-мировоззренческая культура педагога: сущность и условия формирования // Гаудеамус. 2016. Т. 15, № 4. С. 20.
3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Якут. книж. изд-во, 1966. 187 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогические сочинения: в 2 т. Якутск: Бичик, 2007. Т. 1: Педагогика любви. 257 с.
5. Винокурова У А. Воспитание и образование народов Севера. Якутск, 1997. 176 с.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2010. 243 с.
7. Николаева А.Д. Эволюция управления образованием: социокультурный контекст (на материале Якутии). Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. 172 c.
8. Бугаев Н.И. Шаманизм как образовательная культура. СПб., 2004. 212 с.
9. Там же.
10. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород: Изд-во НГПУ 1996. 293 с.
THE ROOTS OF A PEDAGOGUE'S WORLD OUTLOOK ETH-ICS' FORMATION IN RUSSIA (on the example of national region of the Republic of Sakha (Yakutia))*
A.D. Nikolayeva, Doctor of Pedgogy, Professor. Ammosov North-Eastern Federal University,
Yakutsk, Russia, S.A. Filin, Doctor of Economics, Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, D.Davaasurengiyn, Candidate of Philological Sciences, Mongol State University of Culture and Arts, Ulaanbaatar, Mongolia, [email protected], [email protected], [email protected]
Taking into account the fact that one of the reasons of global crises in the world is a world outlook crisis, the authors, on the base of the evolution phe-nomena's analysis of basic education, define the roots of world outlook ethics of pedagogue, forming personalities of future successful society's member as a po-tential which influences on development of human capital. The evolution of educational system in every region of our country as a leading activity of soci-ety, first of all, is characterized by the process of ethnic and cultural education and its influence on a personality. This phenomenon is considered on the exam-ple of one of multinational regions of the Russian Federation as the Republic of Sakha (Yakutia). The paper defines value grounds in the base of ethnic and pedagogical experience of generations as a root of world outlook and ethics of a pedagogue. The authors assert that the pedagogues, being brought up with ideas and values of ethnic pedagogy, transited these qualities in organization of their own students. In the beginning the activity ofpedagogues, providing a transition of accumulated spiritual and practical experience from generation to generation (ethnic pedagogy), promoted the development of world outlook ethics of a pedagogue.
Key words: world outlook crisis, world outlook and ethics of a peda-gogue, roots, evolution of education, ethnic pedagogy, spiritual potential of na-tion, formal education, informal education, archetypical thingness.
* This article was prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 1726-03003.
References
1. ZHukov V. I. Mirovoj krizis: ehkonomika i soci-ologiya global'nyh processov [World crisis: Economics and sociology of global processes] // V I. ZHukov. M., 2009. S.44-54
2. Baranova A.S. Cennostno-mirovozzrencheska-ya kul'tura pedagoga: sushch-nost' i usloviya formirovaniya [Value-ideological culture of the teacher: the nature and conditions of formation] // A.S. Baranova // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus», T. 15, №4, 2016. S.20.
3. Afanas'ev V.F. SHkola i razvitie pedagogiches-koj mysli v YAkutii [School and development of pedagogical thought in Yakutia] // VF. Afanas'ev. YAkutsk: YAkut.knizh.izd-vo, 1966. 187 s.
4. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. EHtnopedagogi-cheskie sochineniya [Ethnopedagogical works]. T.1. // G.N. Volkov. YAkutsk: Izd-vo «Bichik», 2007. 257 s.
5. Vinokurova U.A. Vospitanie i obrazovanie narodov Severa [The upbringing and education of the peoples of the North] // U.A.Vinokurova. YAkutsk, 1997. 176 s.
6. Slobodchikov VI. Isaev. E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka [The psychology of human development] // V.I. Slobodchikov, E.I.Isaev. M., 2010. 243 s.
7. Nikolaeva A.D. EHvolyuciya upravleniya obra-zovaniem: sociokul'tur-nyj kontekst (na materiale YAkutii) [The evolution of management education: a sociocultural context (mA-terial Yakutia)] // A.D.Nikolaeva. Saarbrucken. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 172 c.
8. Bugaev N.I. SHamanizm kak obrazovatel'naya kul'tura [Shamanism as an educational culture] // N.I.Bugaev // S-Peterburg, 2004. 212 s.
9. Bugaev N.I. SHamanizm kak obrazovatel'naya kul'tura [Shamanism as an educational culture] // N.I.Bugaev // S-Peterburg, 2004. 212 s.
10. Kas'yan A.A. Kontekst obrazovaniya: nauka i mirovozzrenie [The context of education: science and ideology] // A.A. Ka-s'yan. N.Novgorod: Izd-vo NGPU, 1996. 293 s.