Научная статья на тему 'Генезис научной школы Г. Н. Волкова в Якутии'

Генезис научной школы Г. Н. Волкова в Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ ВОЛКОВ / ГЕНЕЗИС ЭТНОПЕДАГОГИКИ ЯКУТИИ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / ETHNOPEDAGOGY / GENNADY NIKANDROVICH VOLKOV / GENESIS OF YAKUT ETHNOPEDAGOGY / ETHNIC PEDAGOGY / TRADITIONS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Афанасьева Лира Иппатьевна, Ларионова Александра Германовна

В статье характеризуются три периода становления и развития научной школы основоположника этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова в Республике Саха (Якутия). Рассматриваются особенности и ключевые направления этнопедагогических исследований ученых Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Genesis of the G. N. Volkovs Scientific School in Yakutia

The article reveals the three periods of formation and development of the scientific school of the founder of ethnopedagogy Gennady Nikandrovich Volkov in the Republic of Sakha (Yakutia). The peculiarities and key areas of etnopedagogical research of scientists of Yakutia.

Текст научной работы на тему «Генезис научной школы Г. Н. Волкова в Якутии»

УДК 37.022 ББК 74.03(2)

ГЕНЕЗИС НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Г. Н. ВОЛКОВА В ЯКУТИИ

THE GENESIS OF THE G. N. VOLKOVS SCIENTIFIC SCHOOL IN YAKUTIA

Корякина Татьяна Григорьевна

Доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: koryakinatg@mail.ru

Koryakina Tatyana G.

Assistant professor at the Department of Age and Educational Psychology, Teacher Training Institute of North-Eastern Federal University, PhD in Education, Associate professor E-mail: koryakinatg@mail.ru

Афанасьева Лира Иппатьевна

Доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: fafykbhf@mail.m

Afanasyeva Lira I.

Assistant professor at the Department of Social Pedagogy, Teacher Training Institute of NorthEastern Federal University, PhD in Education, Associate professor E-mail: fafykbhf@mail.ru

Ларионова Александра Германовна

Доцент кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидат педагогических наук E-mail: Lag-09@mail.ru

Larionova Alexandra G.

Assistant professor at the Department of Elementary Education, Teacher Training Institute of North-Eastern Federal University, PhD in Education E-mail: Lag-09@mail.ru

Аннотация. В статье характеризуются три периода становления и развития научной школы основоположника этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова в Республике Саха (Якутия). Рассматриваются особенности и ключевые направления этнопедагогических исследований ученых Якутии.

Abstract. The article reveals the three periods of formation and development of the scientific school of the founder of ethnopedagogy Gennady Nikandrovich Volkov in the Republic of Sakha (Yakutia). The peculiarities and key areas of etnopedagogical research of scientists of Yakutia.

Ключевые слова: этнопедагогика, Геннадий Никандрович Волков, генезис этнопедагогики Якутии, народная педагогика, традиции воспитания.

Keywords: ethnopedagogy, Gennady Nikandrovich Volkov, genesis of Yakut ethnopedagogy, ethnic pedagogy, traditions of education.

В условиях актуализации проблем межнациональных отношений, глобализации и этнической идентификации во всем мире вопросы развития этнокультурной компетентности, толерантности, воспитания на народных традициях - главных задач этнопедагогики - становятся первостепенными [1; 2].

Основоположник этнопедагогики - профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Геннадий Никандрович Волков считал, что народная педагогика - это путь к стабильности и гармонии в мире: «этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов» [3, с. 89].

Г. Н. Волков определил этнопедагогику как науку «об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [3, с 4]. Отличие ее от народной педагогики заключается в определении принципов, закономерностей, методологии ее функционирования как отдельной научной отрасли педагогики. Этнопедагогическая концепция Г. Н. Волкова нашла продолжение в изучении народных традиций воспитания и обучения разных народов России. Особое значение она приобрела в Республике Саха (Якутия).

В данной статье мы рассмотрим влияние личности и педагогического наследия Г. Н. Волкова на генезис этнопедагогики Якутии как научного направления педагогических исследований. Предлагаемая нами периодизация становления и развития этнопедагогики Якутии связана с личностью самого Геннадия Никандровича, с его непосредственным участием в развитии идей народной педагогики народов, населяющих Республику Саха (Якутия).

Первой работой по исследованию этнопедагогики народов Якутии по праву считается монография близкого друга Г. Н. Волкова, первого доктора педагогических наук Якутии, профессора, член-корреспондента АПН РСФСР, В. Ф. Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока», изданная в 1979 г. [4]. Эта монография стала началом изучения педагогики народов Якутии как предмета этнопедагогической науки. В данной книге впервые в истории образования Якутии были научно обоснованы педагогическая ценность и целесообразность применения социального опыта воспитания, народных традиций и морально-этических ценностей народов Сибири и Дальнего Востока.

В. Ф. Афанасьев выявил этническое своеобразие системы воспитания на основе обобщения и анализа практического материала о средствах, формах и методах семейного воспитания народов региона. В статье о своем учителе профессор, доктор педагогических наук А. В. Мордовская отмечала: «Он раскрыл самобытность народной педагогики якутов, своеобразие педагогической культуры народа, особенности использования народом двух взаимосвязанных принципов самовоспитания и природосообразности, учитывающих

индивидуальные возможности личности, внутренние психологические предпосылки развития детей» [5, с. 123]. Один из принципов этнопедагогики - принцип природосооб-разности, раскрытый в труде В. Ф. Афанасьева, - основывается на двух положениях мировоззрения якутов: люди как часть природы и воспитание согласно природе ребенка. Определение ученым принципов этнопедагогики позволило исследователям разработать в дальнейшем другие направления этнопедагогической науки не только в рамках региона, но и других народов мира.

Особое значение для становления этнопедагогики в Якутии имел также первый в мире музей народной педагогики, созданный учителем-энтузиазистом К. С. Чиряевым в 1980 г. при непосредственном участии Г. Н. Волкова, в с. Оросу Верхневилюйского района. «Однако дело не столько в его "единственности", сколько в уникальности многообразной, богатейшей информации, в неповторимости экспозиции и экспонатов», - писал Г. Н. Волков о музее, который стал научно-методическим центром семейного воспитания [6, с. 65].

Таким образом, период с 1979 до 1990 г. можно назвать этапом зарождения этнопедагоги-ки Якутии. В этот период были проведены первые исследования по научному осмыслению социального опыта воспитания и обучения разных народов, населяющих Якутию. Эти исследования проводились под руководством В. Ф. Афанасьева его учениками Д. А. Даниловым, А. Е. Захаровой, А. В. Мордовской, Н. Д. Неустроевым, И. С. Портнягиным, А. Д. Семеновой и др.

Второй период (1990-2000) в развитии этнопедагогики Якутии характеризуется интенсификацией исследований по практической реализации этнопедагогической концепции Г. Н. Волкова его учениками. Он начался с принятия Концепции обновления и развития национальной школы РС(Я) [7]. Автором его был ученик Г. Н. Волкова - доктор педагогических наук Е. П. Жирков. Данная концепция дала толчок к внедрению этнопедагогических принципов в систему образования региона, начиная с дошкольного до послевузовского.

Благодаря Концепции в учебный план школ РС(Я), были введены предметы по национальной культуре: «Национальная культура народов Якутии» И. Г. Баишева, «Ураан-хай саха огото» М. Д. Неустроевой, «Учение Айыы» О. Винокуровой и др. Геннадий Никан-дрович высоко оценил программу «Ураанхай саха огото» (Уроки нравственности - Дитя племени саха): «Подобной программы, построенной на этнопсихологической и этнопеда-гогической основе, до сих пор еще не было и нет. Положения программы концептуальны. Действительно, вековой духовно-нравственный опыт любой нации может быть спасительным в дальнейшей судьбе их народов» [8, с. 22].

В этот период Г. Н. Волков часто приезжал в Якутию в качестве научного оппонента, научного руководителя и консультанта, председателя государственной аттестационной комиссии. В 1993 г. Геннадий Никандрович написал: «Личные наблюдения о якутской народной педагогике у меня многообразны, многочисленны, круг моих знаний расширяется. Я размышляю о новаторских поисках якутских этнопедагогов» [9, с.350].

В 1999 г. в Педагогическом институте Якутского государственного университета впервые состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Диссертацию на тему: «Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы» защитил И. С. Портнягин [10]. Научным консультантом являлся член-корреспондент РАО, профессор Д. А. Данилов. Одним из официальных оппонентов

был профессор Г. Н. Волков. Он высоко оценил эту работу, считал ее масштабным событием и в научной, и в культурной жизни. Научная новизна диссертации И. С. Портнягина заключалась в целостном и системном раскрытии основных идей и направлений этнопедагогиче-ского учения «айыы» и школы воспитания «кут-сюр». В ней были проанализированы основные пути формирования традиционной педагогической культуры народа саха как объекта науки, показаны возможности применения идей и принципов традиционного народного учения для духовного развития личности, предложены научно-методические рекомендации по системе этнопедагогического воспитания в национальной школе.

За 10 лет под научным руководством и оппонировании Г. Н. Волкова учеными из Якутии были защищены 7 докторских диссертаций и 12 кандидатских диссертаций по этнопедагогике. Значимым событием в развитии этнопедагогики стала докторская диссертация А. А. Григорьевой «Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха» [11], которая положила начало исследованиям роли семейных ценностей, средств и методов в воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, второй период можно назвать этапом становления этнопедагогики Якутии.

Третий период (с начала 2000 годов - по настоящее время) характеризуется возникновением различных направлений исследования этнопедагогики народов Республики Саха (Якутия) под руководством ученых, прошедших школу Г. Н. Волкова.

Особое значение для формирования этнической идентичности, привития любви к родной культуре, краю имеет дошкольный возраст. Под научным руководством ученицы Геннадия Никандровича профессора А. А. Григорьевой защищены более 10 кандидатских диссертаций по этнопедагогическому воспитанию детей дошкольного возраста и семейному воспитанию (М. И. Дедюкина, А. Г. Данилова, О. Н. Степанова и др.). Также Антонина Афанасьевна являлась научным консультантом при подготовке докторской диссертации другой ученицы Г. Н. Волкова - А. Д. Семеновой на тему «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе».

Под руководством профессора Н. Д. Неустроева сформировалась научная школа по изучению проблем этнопедагогизации начальной школы (А. Г. Ларионова, С. Н. Шадрина и др.).

Изучением вопросов повышения качества профессионального обучения в условиях уровневого образования с учетом региональных особенностей занимается научная школа профессора Д. А. Данилова. Под его руководством защищены более 10 кандидатских и 7 докторских диссертаций по проблемам этнопедагогики.

Проблемы влияния этносоциума на развитие личности рассматриваются в научной школе профессора А. Г. Корниловой (Л. И. Омукова, К. Н. Сивцева и др.).

Кроме этих научных направлений постоянно ведутся междисциплинарные исследования влияния народных традиций воспитания на развитие личности, на формирование толерантной среды и т. д.

В этот период также были защищены кандидатские диссертации при непосредственном научном руководстве Геннадия Никандровича учителями из Якутии, обучавшимися по программе «100 аспирантов», Н. А. Корякиной и М. Н. Егоровым, ставшим обладателем международной медали Г. Н. Волкова. В период работы в лаборатории этнопедагогики

Государственного НИИ семьи и воспитания Российской Академии образования М. Н. Егоров проделал большую работу по составлению сборника работ Г. Н. Волкова «Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения» [9].

В 2003 г. аспиранты из Якутии: И. И. Готовцев и Т. Г. Васильева имели честь защищаться на родине Волкова - в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, что послужило укреплению научных связей между чувашскими и якутскими учеными.

Наглядным примером эффективности научной школы Г. Н. Волкова является усиление этнической идентичности народов Якутии за последние 20 лет, о чем свидетельствуют результаты исследований сотрудников Института социологии РАН и ученых Якутии [12]. Формирование этнической идентичности в свою очередь повлияло на рост национального самосознания и раскрытие потенциала не только якутов, но и всех народов, проживающих в республике.

Таким образом, профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Чувашской Республики и Республики Саха (Якутия), Заслуженный работник народного образования Республики Саха (Якутия) Геннадий Никандрович Волков внес неоценимый вклад в развитие этнопедагогики Якутии, при его непосредственном участии разработаны основные закономерности функционирования педагогики народов Якутии в современных условиях развития системы образования.

Список литературы

1. История педагогики и образования: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. акад. РАО Н. Д. Никандрова. - М.: Гарда-рики, 2007. - 413 с. - (Сер.: История и философия науки).

2. Романов А. А., Куликова С. В., Богуславский М. В. Формирование и деятельность учителя: исторический опыт передачи образованности и культуры // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3. - С. 15-27.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.

4. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.

- Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 182 с.

5. Мордовская А. В. Жизненный путь и педагогическое кредо В. Ф. Афанасьева // Вестник ЯГУ. - 2007. - Т. 4. - № 2. - С. 122-124.

6. Волков Г. Н. Главное дело его жизни // Народное образование. - 1997. - № 5. - С. 65-66.

7. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): моногр. - М.: Просвещение, 1992. - 238 с.

8. Волков Г. Н. Отзыв к программе М. Д. Неустроевой // Народное образование Якутии. 1992. - № 3-4. - С. 22.

9. Волков Г. Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т.

- М.: Изд. Дом Магистр-Пресс, 2002. - Т. 1. - 460 с.

10. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Якутск, 1999. - 363 с.

11. Григорьева А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.06. - М., 1999. - 365 с.

12. Винокурова У. А. Якутские ценности в начале XXI века // Новые исследования Тувы. - 2017. - № 3. - URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/727 (дата обращения: 20.06.2018.). DOI: 10.25178/nit.2017.3.6.

References

1. Nikandrov N. D. (Ed.) Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik dlya aspirantov i sois-kateley uchenoy stepeni kandidata nauk. Moscow: Gardariki, 2007. 413 p. (Ser.: Istoriya i filosofiya nauki).

2. Romanov A. A., Kulikova S. V., Boguslavskiy M. V. Formirovanie i deyatelnost uchite-lya: istoricheskiy opyt peredachi obrazovannosti i kultury. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2016, No. 3, pp. 15-27.

3. Volkov G. N. Etnopedagogika: uchebnik dlya studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 1999. 168 p.

4. Afanasiev V. F. Etnopedagogika nerusskikh narodov Sibiri i Dalnego Vostoka. Yаkutsk: Kn. izd-vo, 1979. 182 p.

5. Mordovskaya A. V. Zhiznennyy put i pedagogicheskoe kredo V. F. Afanasieva. Vest-nik YAGU. 2007, Vol. 4, No. 2, pp. 122-124.

6. Volkov G. N. Glavnoe delo ego zhizni. Narodnoe obrazovanie. 1997, No. 5, pp. 65-66.

7. Zhirkov E. P. Kak vozrodit natsionalnuyu shkolu. Shagi Respubliki Sakha (Yakutiya): monogr. Moscow: Prosveshchenie, 1992. 238 p.

8. Volkov G. N. Otzyv k programme M. D. Neustroevoy. Narodnoe obrazovanie Yakutii. 1992, No. 3-4, p. 22.

9. Volkov G. N. Pedagogika lyubvi: izbrannye etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moscow: Izd. Dom Magistr-Press, 2002. Vol. 1. 460 p.

10. Portnyagin I. S. Etnopedagogika "kut-syur" v vospitanii i razvitii lichnosti uchenika yakutskoy shkoly. ScD dissertation (Education). Yakutsk, 1999. 363 p.

11. Grigorieva A. A. Teoriya i praktika semeynoy etnopedagogiki naroda Sakha: ScD dissertation (Education). Moscow, 1999. 365 p.

12. Vinokurova U. A. Yakutskie tsennosti v nachale XXI veka. Novye issledovaniya Tuvy. 2017, No. 3. Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/727 (accessed: 20.06.2018.). DOI: 10.25178/nit.2017.3.6.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.