Научная статья на тему 'Искусство в педагогике «Свободного воспитания» России конца XIX - начала XX века'

Искусство в педагогике «Свободного воспитания» России конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА / ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ПЕНИЕ / LIBERAL EDUCATION / HARMONIOUS DEVELOPMENT / CREATIVITY / SELF-DETERMINATION / INDIVIDUALITY OF THE CHILD / ART / MUSIC / SINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер Нина Павловна

В данной статье, в рамках поиска путей развития современного российского образования, ориентированного на общечеловеческие ценности и свободное развитие индивидуальности каждого ребенка, рассматриваются взгляды представителей педагогики «свободного воспитания» рубежа XIX-XX веков на поиск путей развития и радикального обновления существующей школы. В исследовании сделана попытка анализа новых подходов к педагогической теории и практике, основанных на отказе от единообразия в обучении и воспитании, поисках возможности создания условий для естественного и свободного развития личности. Важное место в работе занимает осмысление идей педагогов о признании ребенка центром всей воспитательной системы, невозможности любого насилия и вмешательства в естественный процесс развития со стороны взрослых. В статье анализируются идеи педагогов о воспитании свободной, творческой, самоопределяющейся личности, значении самовыражения индивидуальности ребенка, гармоничном развитии всех сторон человеческой природы, затрагивается вопрос о необходимости приобщения ребенка к современной культуре, а также о ведущей роли искусства в этом процессе. В работе приводятся убеждения педагогов о важности искусства, в том числе музыкального, в развитии каждого ребенка. Существенное внимание в статье уделено описанию предложений мыслителей о значимости организации накопления детьми личного опыта общения с искусством, деятельности детей по восприятию музыкальных произведений, пения и игры на музыкальных инструментах в целях содействия свободному гармоничному развитию, раскрытию творческих способностей, проявлению самодеятельности, удовлетворению свободных запросов детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART IN THE PEDAGOGY OF "LIBERAL EDUCATION" OF RUSSIA AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

In this article, in the search of ways of development of modern Russian education, based on universal values and free development of the individuality of each child, considers the views of representatives of pedagogy "liberal education" of the turn of XIX early XX centuries in search of ways of development and a radical renovation of the existing school. The study aims to analyze new approaches to educational theory and practice, based on the rejection of uniformity in training and education, search of opportunities of creating conditions for natural and free development of the personality. An important place in the work understands the ideas of teachers about the child the center of the entire educational system, the impossibility of any kind of violence and intervention in the natural process of development from the adults. The article analyzes the ideas of teachers about the education of free, creative, selfdetermining personality, the significance of the expression of the child's personality, harmonious development of all aspects of human nature, touches on the necessity of encouraging your child to modern culture, and also about the leading role of art in the process. The work presents the beliefs of teachers about the importance of art, including music, in the development of each child. Considerable attention is paid to the description of the proposals of thinkers about the importance of the organization of accumulation of children's personal experiences with the art activities of children on the perception of music, singing and playing musical instruments to facilitate the free and harmonious development and disclosure of creative abilities and demonstrate initiative, meet free needs of children.

Текст научной работы на тему «Искусство в педагогике «Свободного воспитания» России конца XIX - начала XX века»

УДК 37:01/02

РИХТЕР Нина Павловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Красногорск, Россия nrikh@yandex.ru

ИСКУССТВО В ПЕДАГОГИКЕ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-175-184

Nina P. RIKHTER Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School No. 14 Krasnogorsk, Russia nrikh@yandex.ru

ART IN THE PEDAGOGY OF "LIBERAL EDUCATION" OF RUSSIA AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

В данной статье, в рамках поиска путей развития современного российского образования, ориентированного на общечеловеческие ценности и свободное развитие индивидуальности каждого ребенка, рассматриваются взгляды представителей педагогики «свободного воспитания» рубежа \IX-XX веков на поиск путей развития и радикального обновления существующей школы. В исследовании сделана попытка анализа новых подходов к педагогической теории и практике, основанных на отказе от единообразия в обучении и воспитании, поисках возможности создания условий для естественного и свободного развития личности. Важное место в работе занимает осмысление идей педагогов о признании ребенка центром всей воспитательной системы, невозможности любого насилия и вмешательства в естественный процесс развития со стороны взрослых.

В статье анализируются идеи педагогов о воспитании свободной, творческой, самоопределяющейся личности, значении самовыражения индивидуальности ребенка, гармоничном развитии всех сторон человеческой природы, затрагивается вопрос о необходимости приобщения ребенка к современной культуре, а также о ведущей роли искусства в этом процессе. В работе приводятся убеждения педагогов о важности искусства, в том числе музыкального, в развитии каждого ребенка. Существенное внимание в статье уделено описанию предложений мыслителей о значимости организации накопления детьми личного опыта общения с искусством, деятельности детей по восприятию музыкальных произведений, пения и игры на музыкальных инструментах в целях содействия свободному гармоничному развитию, раскрытию творческих способностей, проявлению самодеятельности, удовлетворению свободных запросов детей.

Ключевые слова: свободное воспитание, гармоничное развитие, творческие способности, самоопределение, индивидуальность ребенка, искусство, музыка, пение

In this article, in the search of ways of development of modern Russian education, based on universal values and free development of the individuality of each child, considers the views of representatives of pedagogy "liberal education" of the turn of XIX - early XX centuries in search of ways of development and a radical renovation of the existing school. The study aims to analyze new approaches to educational theory and practice, based on the rejection of uniformity in training and education, search of opportunities of creating conditions for natural and free development of the personality. An important place in the work understands the ideas of teachers about the child the center of the entire educational system, the impossibility of any kind of violence and intervention in the natural process of development from the adults. The article analyzes the ideas of teachers about the education of free, creative, self-determining personality, the significance of the expression of the child's personality, harmonious development of all aspects of human nature, touches on the necessity of encouraging your child to modern culture, and also about the leading role of art in the process. The work presents the beliefs of teachers about the importance of art, including music, in the development of each child. Considerable attention is paid to the description of the proposals of thinkers about the importance of the organization of accumulation of children's personal experiences with the art activities of children on the perception of music, singing and playing musical instruments to facilitate the free and harmonious development and disclosure of creative abilities and demonstrate initiative, meet free needs of children.

Keywords: liberal education, harmonious development, creativity, self-determination, individuality of the child, art, music, singing

Период рубежа Х1Х-ХХ вв. в России - время усиленного внимания общественности к проблемам образования, интенсивного поиска педагогами новых путей развития школы, полифонизма мнений. Одно из интересных направлений в истории педагогической науки связано с развитием идеи «свободного воспитания». Восходя к концепциям естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо и других представителей запада, свое наиболее яркое воплощение она получила в педагогике Л.Н. Толстого (1828-1910) и деятельности группы «свободного воспитания» начала ХХ в. (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Н. Дуры-

лин и другие). Практическое применение идей свободного воспитания - опыт Яснополянской школы Льва Николаевича Толстого, открытой в Тульской губернии в 1859 г., знаменитого «Дома свободного ребенка», созданного Константином Николаевичем Вентцелем (1857-1947) в 1906 г., «Школы шалунов» А. Радченко в Баку, московской семейной школы О.А. Кайдановской-Берви, близких к этому направлению учебно-воспитательных комплексов «Сетлемент» и «Детский труд и отдых» А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого [1, с. 208].

Либерально-демократические взгляды русского общества, стремление противостоять господствующей «школе учебы», отказ от единообразия и авторитарности, жесткой внешней дисциплины, необходимость соответствия содержания, форм и методов обучения потребностям времени и достижениям педагогики, мысли о необходимости развития личности ребенка восходили еще к середине XIX в., ко времени К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой был уверен, что «учение должно возбуждать интерес ребенка» [2, с. 105]. Граница свободы, допускаемой в школе, определяется учителем, его знаниями и способностью руководить школой. «Та школа, - писал мыслитель, - в которой меньше принуждения, лучше той, в которой больше принуждения...только свобода выбора со стороны учащихся того, чему и как учить, может быть основой всякого обучения» [2, с. 110].

Печатным органом, выражавшим идеи свободного воспитания, разрабатывающим вопросы свободного воспитания и образования, был журнал «Свободное воспитание» (1907-1918). Под «свободным» понималось воспитание, основанное на самодеятельности, удовлетворении свободных запросов детей. Журнал разрабатывал вопросы о реформе личной, семейной и общественной жизни в смысле изменения условий воспитания, стремился к содействию защите детей от жестокости и эксплуатации [3, форзац].

И.И. Горбунов-Посадов в 1907 г. отмечал, что «мертвое море» учебного дела «всколыхнулось», «появились новые течения, серьезные, искренние попытки реформы воспитания и образования в направлении жизни, свободы, удовлетворения детских запросов, детского производительного труда, детского творчества» [4, стлб. 7].

Педагогика «свободного воспитания» - это деятельное участие педагогов в «Библиотеке свободного воспитания и образования», открытие «Детского сада М.А. Гуцевич» как продолжение «Дома свободного ребенка», образование еще в апреле 1903 г. при Отделении семейного воспитания Московского педагогического общества особой комиссии по вопросу организации семейных школ [5, стлб. 107-108], издание журнала, деятельность «Кружка совместного воспитания и образования детей» с 1907 г., который, согласно Уставу, устраивал учебно-воспитательные учреждения. Типичная форма таких учреждений - «Дом свободного ребенка», заключающий в себе детский сад и школу, библиотеку, детский клуб, площадку для игр, свободную педагогическую колонию на лето [5, стлб. 104].

Рассмотрение взглядов педагогов «свободного воспитания» на искусство и его роль в жизни ребенка предполагает понимание сущностных основ данного подхода, причин, побудивших мыслителей высказывать свои мнения публично. В конце XIX - начале ХХ в. в России появилось много переводных изданий, призывающих к переменам в образовании. Радикальное обновление общественной жизни и школы, изменение системы воспитания согласно идеалам свободного народа ХХ века провозглашал П. Эфрусси в статье «Свобода и воспитание» [6, стлб. 67]. Немецкий педагог Л. Гурлитт в статье «О творческом воспитании» провозгласил задачу развития всех сторон духовной деятельности детей, предоставления возможности свободно развиваться способностям, воспитания поколения «свободных людей, способных создать свою собственную культуру» [7, стлб. 14]. Немецкий педагог Ветекамп в книге «Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании» предложил заменить цель школ, состоящую «в умножении познаний», гой - «развитием самодеятельности в учениках» [8, с. 3], обосновал методы воспитания и преподавания, основанные на активной творческой работе учеников, приносящей наслаждение, - срисовывание предметов, лепка [9, с. 2].

Своеобразным манифестом педагогики «свободного воспитания» стала книга Эллен Кей «Век ребенка» (русский перевод - 1905 г.), где педагог призывала строить обуче-

ние и воспитание исходя из индивидуальности каждого, способствуя развитию у детей присущих им дарований. Эллен Кей считала, что самое важное преступление против ребенка в современном обществе - то, что ребенка не оставляют в покое. Цель го - «создать прекрасный во внутреннем и внешнем отношении мир, в котором может жить ребенок, и оставить его в нем свободно двигаться до тех пор, пока он не наткнется на нерушимую границу прав другого» [10, стлб. 86]. Только при таких условиях взрослые смогут глубоко заглянуть в детскую душу, в мир, закрытый для них почти всегда. Одна из основных задач - «способствовать своеобразному развитию способностей каждого отдельного ребенка» [10, стлб. 89].

Русские педагоги (И. Китаев, Алина Гиби, Н.К. Крупкая, И.И. Горбунов-Посадов и другие) также категорически выступали против уклада современной им школы, отмечали скуку и растущее с возрастом нежелание учеников посещать это мучительное заведение, пытались найти выход из этой ситуации. И. Китаев, например, свидетельствовал, что большинство детей учится, то есть ходит по утрам в школу и зубрит по вечерам уроки лишь потому, что их заставляют и принуждают к этому родители [11, с. 65]. Алина Гиби в статье «У порога школы» подчеркивала, что на первых порах дети бегут в школу «на крыльях надежды». Однако очень быстро улыбки с их лиц исчезают, детей «дисциплинируют, приучают стоять безукоризненно правильными рядами, вытягиваться во весь рост по заказу, сидеть неподвижно, молчать, если даже нестерпимо хочется говорить», в головы детей «впихивают» то, что нужно по программе, делают из них «хорошо выдрессированное, молчащее стадо» [12, с. 83-86]. Н.К. Крупская в статье «Воспитывающая школьная община», критикуя современную ей школу, писала, что, лучшие годы, когда душа особенно ярко способна впитывать все жизненные впечатления, дети проводят «вне жизни», в школьных стенах, разучиваясь понимать окружающую жизнь и глубоко ее чувствовать; что школьные занятия не вызывают у детей интереса. Между тем, только «глубокий интерес к делу может вызвать напряжение душевных сил и связанный с этим напряжением рост индивидуальности» [13, стлб. 4].

И.И. Горбунов-Посадов отмечал, что современная система преподавания не сообразуется с природой самих детей, вместо развития получается притупление, вместо укрепления - переутомление умственных сил, что приводит к нервным и мозговым расстройствам. Попытка создания «свободной школы» назрела, и начала для основания ее таковы: «Не дети для школы, а школа для детей. Не программы существующие важны, а важны духовные запросы самих детей, а потому интерес их к учению должен играть такую же роль, какую играет аппетит в еде. Не теория должна предшествовать практике (как теперь во всех учебных заведениях), а практика теории. Не накопление наибольшего количества знаний нужно, а развитие и укрепление умственных сил» [5, стлб. 109-111].

Педагоги пытались найти решение данной проблемы. К.Н. Вентцель (1857-1947) - русский мыслитель и педагог, виднейший представитель теории свободного воспитания - полагал, что воспитание - это деятельное содействие самопроизвольному органическому росту и развитию индивидуальной человеческой личности, пробуждающее дремлющие в ребенке творческие силы. Цель воспитания - формирование творческой индивидуальной личности, живущей в гармонии с окружающим миром и культурой [14, с. 7-17]. «Ребенок настоящего момента есть самодовлеющая цель ния, - утверждал педагог. - Воспитание должно добиваться того, чтобы каждый настоящий момент жизни ребенка был полон и имел значение сам по себе, а не как переходная ступень к более зрелому возрасту ... Ребенок настоящего момента есть то солнце, вокруг которого должна вращаться вся система воспитания» [14, с. 18].

Отдавая приоритет воспитанию в человеке нравственного стремления, К.Н. Вент-цель замечал, что общественные отношения построены на началах антагонизма и борьбы, гармоническое же общество должно быть построено на началах любви и солидарности [15, с. 389-391]. Размышляя в русле религиозной философии с ее идеей космизма, К.Н. Вентцель выдвинул свой идеал: «Свободная творческая личность, осознавшая свое кровное родство с Космосом и Человечеством и стремящаяся тесно и неразрывно слиться с

ними в одной общей творческой работе над установлением царства Гармонии в Космосе и свободного братства среди человечества - вот идеал» [14, с. 162].

К.Н. Вентцель верил в творческое, созидательное начало человеческой жизнедеятельности, утверждал, что на каждый день своей жизни человек должен смотреть как на продукт творчества, художественное произведение, быть художником, «творцом своей собственной жизни» [15, с. 402].

К.Н. Вентцель тесно связывал вопросы о воспитании и образовании с вопросами о культуре. Задачей воспитания для него было «приобщить ребенка к современной культуре, ввести его в обладание тем громадным наследством, которое оставило человечество, и сделать так, чтобы он еще более мог увеличить это наследство и в этом увеличенном и расширенном виде передать его потомкам» [16, стлб. 61].

Педагог ставил живую человеческую личность выше культуры; предлагал, чтобы при введении в культуру живая человеческая личность оставалась свободной, а не становилась рабом. По его мнению, существующая система воспитания заботится только о передаче культуры, а о ребенке забывает совершенно, воспитывая «привратника культуры». Между тем она должна видеть в ребенке сначала будущего человека, а потом уже наследника культуры [16, столб. 62]. Не погоня за внешними результатами, а воспитание, развитие «внутреннего человека», внутренней культуры должны быть на первом плане. Не «путь внешней дрессировки», не воспитание рабов, а «путь свободного внутреннего развития» могут и должны иметь место [16, стлб. 63, 61]. Освобождение ребенка - единственное средство, которое может спасти культуру человечества от гибели. Должен быть провозглашен и твердо установлен «культ» ребенка - «великое преклонение перед развивающейся жизнью» [16, стлб. 65-67].

По мнению К.Н. Вентцеля, искусство «должно быть тесно связано с жизнью ребенка, с его душевными состояниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются» [14, с. 76]. В идеальной школе будущего - «Доме свободного ребенка» - К.Н. Вентцель отводил искусству значительную роль: «В целях гармонического развития всех сторон человеческой природы должно также занять свое видное место в семейной школе и искусство. Семейная школа должна научить своих воспитанников читать и понимать язык искусства ...научить наслаждаться искусством и пользоваться им в целях духовного возвышения и нравственного облагорожения своей личности» [14, с. 36]. Осмысливая значение искусства в жизни «Дома свободного ребенка», К.Н. Вентцель не мог обойти вопрос «о том положении, которое должно занять в этом учреждении одно из великих искусств - музыка, включая сюда не только игру на тех или других инструментах, но и пение» [14, с. 79].

Музыку К.Н. Вентцель считал одним из основных источников развития творческих сил и способностей детей. «Музыка, - призывал он, - должна идти навстречу естественным потребностям ребенка, содействовать его свободному гармоничному развитию и вести к наибольшему развитию его творческих сил» [14, с. 79]. Изменения в процессе свободного, естественного развития ребенка повторяют в сокращенном виде музыкальную эволюцию человеческого рода. Задача взрослого - понять этот процесс, наметить его этапы, организовать планомерное содействие музыкальному развитию ребенка. Описывая «Идеальный детский сад», К.Н. Вентцель говорил о ребенке как о маленьком художнике, «которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты» [14, с. 76].

К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок может воспринимать музыкальные образы или творить новые. На начальном этапе преобладает восприятие - слушание пения или игры на инструменте. Выбор музыкального инструмента необходим в соответствии с природой ребенка, переменами, происходящими в ней, определяется эволюцией человеческого рода. Представляя ребенку музыку для восприятия, по мысли К.Н. Вентцеля, сначала нужно знакомить его с «наиболее элементарными и старинными произведениями, постепенно переходя к сложным, новейшим» [14, с. 79].

На вопрос «что мы должны давать ребенку?», согласно К.Н. Вентцелю, возможен только один ответ: «то, что ему сейчас нужно, чтобы быть обладателем наиболее полной,

гармоничной, счастливой жизни, чтобы быть в состоянии в наиболее полных размерах проявить свою индивидуальность» [14, с. 19]. Согласно К.Н. Вентцелю, свободное воспитание предполагает не единообразие воспитания, а многообразие, при котором каждый ребенок предлагает свою особую систему воспитания, а перед родителем и воспитателем открывается «путь великого искания и интенсивной творческой деятельности» [14, с. 8-9].

В отношении музыкального искусства преимущество имеют произведения бодрого и жизнерадостного характера, возбуждающие желание активного действия. Музыка при таких встречах может развернуть перед ребенком картину неустрашимой борьбы с судьбой, преодолевающей все беды, все страдания, все горе и торжествующей в заключение свою победу. Благотворными примерами являются сонаты и симфонии Л.В. Бетховена, для более маленьких - музыка И. Гайдна, В. Моцарта и других «лучших мировых композиторов». Важно при этом, чтобы музыка, которую слушают дети, не только содействовала их музыкальному развитию, но и развитию всей личности, развитию характера, укреплению и поддержанию в ребенке тех или иных чувств и настроений [14, с. 80].

К.Н. Вентцель был против подхода, когда воспитательница сама выбирала и пела с детьми песенки. Педагог считал, что подобное пение гипнотизирует и порабощает волю, не способствует творческому развитию, настаивал на возможности петь песни только при свободном желании самих ребят, ратовал за создание условий для развития собственного голоса, творчества в отношении содержания песен, придумывание детьми напевов.

Кроме пения, К.Н. Вентцель считал необходимыми для детей упражнения в творческом изобретении мелодий и гармоний, свободное экспериментирование с доступными музыкальными инструментами, сочетание музыкального творчества с исполнением бодрых и жизнерадостных произведений, содействующих музыкальному развитию, развитию характера, укреплению и поддержанию чувств [14, с. 80-89].

Таким образом, проблема воспитания свободной творческой личности путем общения с искусством нашла свое отражение в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля. Педагог предложил свое понимание проблемы, интересные способы ее разрешения.

Идеи К.Н. Вентцеля поддерживали и другие авторы статей в журнале «Свободное воспитание». Всеволод Мурзаев, например, размышляя над проблемами обучения искусству рисования, писал: «Искусство свободно, как воздух, как свет, как сам человек. Искусство - область тончайших эмоций, интимнейших переживаний; это мимоза, стыдливо закрывающаяся при малейшем прикосновении грубой руки. Насилие, в каком бы виде оно ни представлялось - могила искусства» [17, с. 39-74]. Искусство зародилось самопроизвольно, как подражание окружающей природе, единственный стимул первого художника - желание запечатлеть красоту в образах, звуках, движениях, поэтому истинному искусству необходимы полная свобода и самостоятельность. Учитель рисования должен быть чуток ко всему прекрасному, свободен в выборе программ и методов преподавания, стараться следовать влечениям детей, но в то же время создавать серьезную атмосферу труда в рисовальном классе, погружать детей в особую атмосферу искусства приятного и серьезного вместе. «Учитель рисования должен всеми мерами стремиться к тому, чтобы учащиеся научились любить и уважать искусство» [17, с. 41-45].

Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864-1940) - русский писатель, просветитель, педагог, редактор и издатель книг и журналов для детей, один из ближайших сподвижников Л.Н. Толстого, настаивал, чтобы в новой школе стремились сломать стену, отделяющую школу от жизни; чтобы сделать ее для ребенка не подготовительной ступенькой к жизни, а радостной, полной интереса и значения, частью его настоящей жизни, местом, где созданы условия для наиболее полного и всестороннего проявления самодеятельности ребенка, его индивидуальных способностей, свободного и широкого развития в душе ребенка ростка любви [18, стлб. 7-8].

Наряду с удовлетворением умственных потребностей трудового народа, по мнению педагога, необходимо удовлетворение его художественных потребностей. Важно, чтобы в стенах школы дети полюбили русскую народную песню и песни других народов. В таком

слиянии детских душ с лучшею музыкальностью души народной - «одна из прекрасных задач народной школы» [19, с. 67-68]. Между тем в области музыки и, в частности, народного пения преобладают «дурацкие», «пошлые», «безмелодийные» частушки. Заваленные предписаниями программ учителя «отбывают занятия пением лишь по службе, по приказу, по необходимости». Русская молодежь, собравшись вместе, начинает «с грехом пополам» затягивать разные песни и бросать их, не зная слов и напева. В то же время «какое удивительное наслаждение дает детское пение и детям, и слушателям там, где дорожат им, где помогают его развитию» (в пример педагог приводил прекрасное пение финской детворы и молодежи в школах, на праздниках трезвости, майских союзах, на праздниках весны, которое он наблюдал во время весенней поездки по Финляндии) [19, с. 68].

«Надо пожелать всею душою самого широкого развития у нас хорового пения (с лучшим репертуаром) среди всех русских детей, всей русской молодежи, самого широкого распространения по лицу земли русской всевозможных певческих обществ и кружков, среди детей и молодежи деревенской, фабричной, среди учащихся начальной, средней и высшей школы, - писал И. И. Горбунов-Посадов. - Крайне желательно, - продолжал он, - чтобы в этом движении приняли самое энергичное участие наши консерватории, музыкальные школы, студенчество, чтобы молодая консерваторская молодежь явилась пионерами по городам и деревням в этом деле, содействуя в нем одушевленно народным учителям, чтобы университетская молодежь действовала бы в этом отношении одушевленно и солидарно с учительством, внося инициативу создания таких певческих кружков среди школьной и внешкольной молодежи и взрослых» [19, с. 69].

Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) - филолог, философ-богослов, литературовед и поэт, педагог, частный учитель, среди учеников которого были Игорь Ильинский и Борис Пастернак, мыслитель, который общался с Л.Н. Толстым, В. Розановым и другими выдающимися людьми своего времени, секретарь Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева [20], в 1906 г. размышлял над вопросом об отношении детей к искусству и искусства к детям, выдвинутым новой педагогикой - движением, что «выросло и питается все возрастающей любовью к ребенку и несомненным сознанием, основанном на наблюдении, что эстетическое чувство, тяготение к прекрасному в окружающем нас мире есть одно из самых ранних чувств, которым бьется сердце человека» (цитирует С.Н. Дурылин Л. Оршанского) [21, с. 115-118].

Педагог был убежден: «Искусство и ребенок связаны, сплетены вместе не нами, но судьбой; связь эта не порывается никогда; но прочной, но тесной, растущей она может стать лишь тогда, когда дорого нам то, во имя чего она существует: рвется наша связь с религией, если она нам не дорога, рвется связь с искусством, если оно нам не нужно, с красотой, если мы слепо живем без нее ... забыв об искусстве и красоте, мы бессильны выстроить здание будущего» [21, с. 120].

По мнению С.Н. Дурылина, любовь к искусству, подлинное приобщение к красоте возможны лишь при «общей нашей культурности», при чувстве свободы и духовной независимости, наличии преемственной связи одного поколения с другим. Цель нового движения культурных стран «Искусство в жизни ребенка» - «привести то, что окрепло в сознании, в жизнь и действительность» [21, с. 120-122]. Между тем, по мнению С.Н. Дуры-лина, «в области эстетического воспитания и образования у нас не только ничего не сделано, но почти ничего и не начато, и нет сознания необходимости начать. О низших школах нечего и говорить: там было не до эстетики, равно как и до науки, - там все сводилось к простой, голой грамотности» [21, с. 122-123].

Эта ситуация нуждается в пересмотре. «И если в детях не будет расти, развиваясь, эстетическое чувство, если оно не будет воспитываться, если дети будут вдали от искусства, мы никогда не будем близки к красоте, творящей жизнь, - утверждал педагог. - Нужно, чтобы ребенок с малых лет чуял веянья красоты, нуждался в искусстве, дышал в атмосфере прекрасного; нужно, чтобы самая личность ребенка складывалась под глубокими, чистыми влияниями искусства, нужно, чтобы у колыбели, в детской, в школе искусством давало ребенку самые сильные, эстетически воспитывающие, одухотворяющие его природу впечатления» [21, с. 120].

В качестве подтверждения своих идей С.Н. Дурылин приводил мысли об основах художественного воспитания в свободной школе, представленные педагогом Дауге, представителем движения «Искусство в жизни ребенка», широко распространенного на Западе и в Северной Америке: «1) Преподавание художественных предметов должно вестись в целях чисто художественных; 2) Это возможно лишь тогда, когда преподаватель не только прекрасно знает свой предмет, но и сам художник в душе; 3) Со стороны школьного начальства ему, в пределах общепризнанных норм, должна быть предоставлена полная свобода при выборе методов и приемов преподавания» [22, с. 69].

Высшая задача учителей и воспитателей, по мнению С.Н. Дурылина, «пробуждать и развивать в подрастающем поколении творческие силы». Творчество - это «любовь к жизни и сама жизнь», оно невозможно без воображения и фантазии. В современной школе нет любви и жизни - нет и творчества. Формула будущей школы: «школа - обитель творчества, веселой науки, дом радости и искусства» [23, стлб. 71-79].

Е. Попов полагал, что обучение «есть сознательная передача подрастающим поколениям ... духовных сокровищ». Музыка и, главное, пение являются частью этих сокровищ, значит, пение «может представлять собою предмет обучения» [24, стлб. 73]. Ребенок слышит вокруг себя музыкальные звуки и, наряду со способностью говорить, в нем пробуждается потребность петь. Песня сопровождает человека всю жизнь, особенно если человек принадлежит к народу (колыбельные, игры, отдых, работа, праздники, богослужения). Ребенок может быть предоставлен самому себе и по слуху выучиться некоторым напевам, оставаясь музыкально неграмотным, или взрослые могут научить его, передать ему «запас музыкальных произведений» [24, стлб. 74-75].

По Е. Попову, пение, как и речь, является исключительной способностью человека. Для птицы пение - только физиологическая потребность, песня человека - «звуковое выражение его чувств и настроений», которое соответствует «сложности и разнообразию духовной жизни». Песня удовлетворяет потребность человека в общении «с душевным миром других людей», ставит пение на «ступень искусства». «Итак, пение есть искусство, дающее возможность посредством звуков, производимых одним человеком, вызывать определенное душевное настроение в другом», - определял педагог [24, стлб. 76].

Для того чтобы человек «поддался» воздействию, прислушался, необходима красота и мелодичность пения. «Мелодичность - это оболочка, внешность, форма пения, в которую оно облекается», при этом только «соединение искреннего внутреннего душевного содержания с привлекательной формой делает пение человеческой песней». Таким образом, «песня тогда только есть полное произведение искусства, когда это есть звуковое выражение душевного состояния, облеченное в привлекательную форму» [24, стлб. 77].

Таким образом, педагоги свободной школы признавали ребенка центром всей воспитательной системы, настаивали на важности создания условий для естественного, свободного внутреннего развития личности, самовыражения детской индивидуальности, гармоничном развитии всех сторон человеческой природы, важное место отводили искусству, в том числе музыке и пению.

Соглашаясь с необходимостью воспитания и обучения, педагоги выступали против любого насилия и вмешательства. Полагая, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, ведущую роль в воспитании и обучении педагоги отдавали накоплению детьми личного опыта общения с искусством, воспитанию эстетических чувств, опоре на индивидуальные чувства и переживания, призывали к воспитанию интереса к музыке, любви и уважения к искусству.

Педагоги высказывали пожелание о важности широкого развития хорового пения среди всех детей и юношества, распространения певческих обществ и кружков, в том числе и в начальных школах. Большое значение они придавали предоставлению ребенку возможности творческого самовыражения, самодеятельности при занятиях искусством, в том числе при пении и игре на простейших музыкальных инструментах.

Несмотря на ограниченное практическое распространение, идеи «свободного воспитания» будоражили отечественную педагогику, стимулировали ее обращение к про-

блемам личности и индивидуальности, способствовали распространению гуманистических идеалов [1, с. 209].

Взгляды педагогов группы «свободного воспитания» представляют несомненный интерес и для современного исследователя в плане определения стратегии развития российского образования, ориентации на общечеловеческие идеалы и свободное развитие индивидуальности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Корнетов Г.Б. - М.: ИТП РАО, 1994. - 289 с.

2. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. / Под общ. ред. В.Г. Черткова. Т.17. - М.: Художественная литература, 1936. - М.: Терра-TERRA, 1992. - 811с.

3. Свободное воспитание. - 1911-1912. - № 1. - Форзац.

4. Горбунов-Посадов И. Искание новых путей для детского воспитания и образования // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 7. - Стлб. 7-60.

5. Горбунов-Посадов И. Заметка о Московском «Кружке совместного воспитания и образования детей» и «Детском саде М.А. Гуцевич» // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 6. - Стлб. 101-112.

6. Эфрусси П. Свобода и воспитание / / Воспитание и обучение. - 1917. - № 3-4. - Стлб. 67.

7. Гурлитт Л. С нем. Е. Дунаева. О творческом воспитании (Моя жизнь с детьми) // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 6. - Стлб. 1-14.

8. Ветекамп. Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании (особенно в первом году) / Пер. с нем. В. Кошевич. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. ХХХ. - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1910. - 31 с.

9. Горбунов-Посадов И. Предисловие // Ветекамп. Самодеятельность и творчество в воспитании и преподавании (особенно в первом году) / Пер. с нем. В. Кошевич. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / Под ред. И. Горбунова-Посадова. Вып. ХХХ. - М.,1910. - С. 2.

10. Мысли Эллен Кей о воспитании // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 6. - С. 85-90.

11. Китаев И. Мысли народного учителя о школе // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 4. - С. 65-78.

12. Гиби А. У порога школы // Свободное воспитание. - 1916-1917. - № 7-8. - Стлб. 83-92.

13. Крупская Н.К. Воспитывающая школьная община // Свободное воспитание. - 1916-1917. - № 1. - Стлб. 3-22.

14. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов К.Н. Вентцеля / Сост. Л.Д. Филонен-ко. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 172 с.

15. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.II. Педагогика творческой личности. - М., 1912. - 666 с.

16. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. - 1907-1908. - № 7. - Стлб. 6168.

17. Мурзаев Всеволод. Как я обучаю рисованию // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 8. - С. 39-74.

18. Горбунов-Посадов И. Несколько вступительных слов // Свободное ние. - 1907-1908. - № 1. - Стлб. 1-14.

19. Горбунов-Посадов И. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством. - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1912. - 80 с.

20. Сергей Николаевич Дурылин / [Электронный ресурс] // Проза. URL: http://www.proza.ru/2014/10/04/368 (дата обращения: 06.06.2017).

21. Дурылин С. Из книги и жизни. Искусство и ребенок // Свободное ние. - 1907-1908. - № 10. - Стлб. 15-128.

22. Дурылин С. Из книги и жизни. Современная школа и художественное образование // Свободная школа. - 1908-1909. - С. 63-70.

23. Дурылин Из книги и жизни. О детском творчестве // Свободное воспитание. - 1908-1909. - № 7. - С. 71-86.

24. Попов Е. Мысли об обучении пению // Свободное воспитание. - 1910-11. - № 5. - Стлб. 73-77.

REFERENCES

1. Kornetov G.B. Civilizacionnyj podhod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo processa. [The civilizational approach to the study of world historical and pedagogical process]. Kornetov G.B. M.: ITP RAO,1994. 289p. (in Russian)

2. Tolstoy L.N. Poln.sobr. soch. [Full. Coll. Op.]. Pod obshch. red. V.G. Chertkova.T.17. M.: Gosudar-stvennoe literaturnoe izd-vo «Khudozhestvennaya literatura»,1936. M..: "Terra-TERRA",1992.811p. (in Russian)

3. Svobodnoe vospitanie. [Liberal education]. 1911-1912. N 1. Forzats. (in Russian)

4. Gorbunov-Posadov I. Iskanie novykh putey dlya detskogo vospitaniya i obrazovaniya. [The search for new ways for children's upbringing and education]. Svobodnoe vospitanie. 1907-1908. N 7. Stlb.7-60. (in Russian)

5. Gorbunov-Posadov I. Zametka o Moskovskom «Kruzhke sovmestnogo vospitaniya i obrazovaniya detey» i «Detskom sade M.A. Gutsevich». [The search for new ways for children's education, liberal education note on Moscow «Circle of joint care and education of children» and «kindergarten M. A. Gutsevich»]. Svobodnoe vospitanie. 1907-1908. N 6. Stlb.101-112. (in Russian)

6. Efrussi P. Svoboda i vospitanie. [Freedom and education]. Vospitanie i obuchenie. 1917. N 3-4. Stlb.67. (in Russian)

7. Gurlitt L. S nem. E. Dunaeva. O tvorcheskom vospitanii (Moya zhizn' s det'mi). [About creative education (My life with children)]. Svobodnoe vospitanie.1908-1909. No. 6. Stlb.1-14. (in Russian)

8. Vetekamp. Samodeyatel'nost' i tvorchestvo v vospitanii i prepodavanii (osobenno v pervom godu). [Initiative and creativity in education and teaching (especially in first year)]. Per. s nem. V. Ko-shevich. Biblioteka svobodnogo vospitaniya i obrazovaniya i zashchity detey. Pod red. I. Gorbunova-Posadova. Vyp.KhKhKh. M., Tipo-litografiya T-va I.N. Kushnerev i K.,1910. 31p. (in Russian)

9. Gorbunov-Posadov I. Predislovie. Vetekamp. Samodeyatel'nost' i tvorchestvo v vospitanii i prepodavanii (osobenno v pervom godu). [Preface. Vaticamp. Initiative and creativity in education and teaching (especially in first year)]. Per. s nem. V. Koshevich. Biblioteka svobodnogo vospitaniya i obrazovaniya i zashchity detey. Pod red. I. Gorbunova-Posadova. Vyp.KhKhKh. M.,1910. P.2. (in Russian)

10. Mysli Ellen Key o vospitanii. [Thoughts Ellen Kay on education]. Svobodnoe vospitanie. 1908-1909. No. 6. P.85-90. (in Russian)

11. Kitaev I. Mysli narodnogo uchitelya o shkole. [Thoughts people's teacher about the school]. Svobodnoe vospitanie. 1907-1908. No. 4. P.65-78. (in Russian)

12. Gibi A. U poroga shkoly. [At the threshold of the school]. Svobodnoe vospitanie.1916-1917. No. 7-8. Stlb.83-92. (in Russian)

13. Krupskaya N.K. Vospityvayushchaya shkol'naya obshchina. [Educating the school community]. Svobodnoe vospitanie. 1916-1917. N 1. Stlb.3-22. (in Russian)

14. Venttsel K.N. Svobodnoe vospitanie: Sb. izbr. trudov K.N. Venttselya. [Liberal education: a Collection of selected works of K. N. Wentzel]. Sost. L.D. Filonenko. M.: Professional'noe obrazovanie,1993. 172p. (in Russian)

15. Venttsel K.N. Etika i pedagogika tvorcheskoy lichnosti. T.II. Pedagogika tvorcheskoy lichnosti. [Ethics and pedagogy of creative personality. T. II. Pedagogy of the creative personality]. M.,1912.-666p. (in Russian)

16. Venttsel K.N. Kul'tura i vospitanie [Culture and education] // Svobodnoe vospitanie. 1907-1908. N 7. Stlb.61-68. (in Russian)

17. Murzaev Vsevolod. Kak ya obuchayu risovaniyu. [How I teach drawing]. Svobodnoe vospitanie. 1908-1909. No. 8. Stlb.39-74. (in Russian)

18. Gorbunov-Posadov I. Neskol'ko vstupitel'nykh slov. [A few introductory words]. Svobodnoe vospitanie. No. 1. 1907-1908. Stlb.1-14. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Gorbunov-Posadov I. K russkim uchitelyam nachal'noy, sredney i vysshey shkoly. Uchitel' i shkola v bor'be s narodnym p'yanstvom. [To the Russian teachers of elementary, middle and high school. The teacher and the school in the fight against national drinking]. M.: Tipo-litografiya t-va I.Nyu Kushnerev i K,1912.-80p. (in Russian)

20. Sergey Nikolaevich Durylin [Elektronnyy resurs]. Proza. URL: http://www.proza.ru/2014/10/04/368 (data obrashcheniya:06.06.2017) (in Russian)

21. Durylin S. Iz knigi i zhizni. Iskusstvo i rebenok. [From books and life. Art and the child]. Svobodnoe vospitanie. 1907-1908gg. . No. 10 Stlb.15 -128p. (in Russian)

22. Durylin S. Iz knigi i zhizni. Sovremennaya shkola i khudozhestvennoe obrazovanie. [From books and life. Modern school art education]. Svobodnaya shkola. 1908-1909. P.63-70. (in Russian)

23. Durylin S. Iz knigi i zhizni. O detskom tvorchestve. [From books and life. About children's creativity]. Svobodnoe vospitanie. 1908-1909. No.7. P.71-86. (in Russian)

24. Popov E. Mysli ob obuchenii peniyu. [Thoughts about teaching singing]. Svobodnoe vospitanie. 1910-11. No. 5. Stlb.73-77. (in Russian)

Информация об авторе:

Рихтер Нина Павловна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14, г. Красногорск, Россия nrikh@yandex.ru

Information about the author:

Nina P. Rikhter, Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School No. 14, Krasnogorsk, Russia nrikh@yandex.ru

Получена: 12.06.2017

Для цитирования: Рихтер Н. П. Искусство в педагогике «свободного воспитания» России конца XIX - начала ХХ века. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.175-184. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-175-184.

Received: 12.06.2017

For citation: Rikhter N.P. Art in the pedagogy of "liberal education" of Russia at the end of the XIX - the beginning of the XX century. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 175-184. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-175-184. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.