МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
УДК 821.161.1.0
00! 10.23951/1609-624Х-2017-2-114-118
ДУХОВНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
А. Н. Кошечко, А. А. Бобырева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Исследуется проблема изучения духовных императивов художественных и публицистических произведений Ф. М. Достоевского на уроках литературы, учитывающих приоритетные задачи национальной образовательной политики в области духовно-нравственного образования и воспитания, установка на создание для обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению через изучение классических произведений русской литературы XIX в. Исследование духовных императивов творчества Достоевского может стать фундаментом духовно-нравственного воспитания, формирования ценностной структуры личности обучающихся в ситуации нарастающих вызовов, утраты способности к культурной и мировоззренческой самоидентификации. Ознакомление обучающихся с творчеством писателя должно начинаться в старшем подростковом возрасте (5-е классы), когда запрос на разговор о ценностях и смыслах личностно актуализирован. Оптимальной формой организации эффективной работы по изучению духовных императивов художественных и публицистических произведений Достоевского является диалог, обсуждение, поиск педагогом и обучающимся совместных решений, устремленность к вектору самоопределения и самоанализа. В работе с личностными смыслами важна ориентация педагога на создание серьезного содержательного фундамента изучения произведений писателя, который включает в себя следующие аспекты: знание биографического контекста жизни Достоевского, представление об этапах формирования и ценностно-мировоззренческих особенностях личности, изучение концептуального содержания произведений писателя, знание специфики формирования русской литературы.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, духовные императивы, духовно-нравственное воспитание, автор, читатель, русская культура, православие, художественное произведение, аксиология, нравственность, романы Пятикнижия, «Дневник писателя», ценностно-ориентированное обучение, мотивация, диалог.
Современное состояние российского общества имеет ряд особенностей, носящих как положительный, так и отрицательный характер. Глобализация, коммерциализация жизни, замена традиционных ценностей ценностными суррогатами - все это приводит, к сожалению, к тому, что портрет современного общества все больше напоминает глянцевую картинку, не содержащую в себе глубокого смысла. При этом вектор аксиологических поисков все отчетливее устремляется к поиску способов преодоления кризиса через обращение к духовным ценностям русской литературы и культуры, мировоззренческой самоидентификации.
Система образования как социальный институт одной из первых откликается на ценностные запросы общества: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897, предполагает, что содержание занятий по различным предметам будет направлено на воспитание духовно развитой личности, гуманистического мировоззрения, граждан-
ского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Ориентация на результаты образования позволяет выстраивать процесс учения не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности» [1, с. 226]. Мы говорим уже о втором поколении ФГОС, который вносит существенные изменения в содержательно-методические подходы к преподаванию предметов, и в частности литературы. Одним из критериев обучения становится формирование у обучающихся базовых компетенций, которые впоследствии они смогут применить не только при изучении конкретного школьного предмета. Речь идет о формировании надпредметных результатов, таких как способность перерабатывать большой объем информации, умение анализировать информацию, полученную из различных источников, организовывать собственную деятельность, коммунициро-вать. Вместе с этим много говорится сегодня о
формировании ценностно-смысловой картины мира обучающихся, воспитании гражданской позиции. Поэтому обращение к духовным императивам русской литературы как важному инструменту ценностно-ориентированного обучения, формирования сознания высоконравственной личности является актуальным вопросом методики преподавания.
Очень важным аспектом является изучение творчества Ф. М. Достоевского в рамках школьной программы. К сожалению, количество учебных часов не позволяет произвести глубокий ценностно-смысловой анализ всех произведений писателя. Ситуацию осложняет и то, что аксиологические потребности современных школьников часто не оформляются в виде конкретных запросов. Практика показывает, что дети нового поколения воспитаны в иной ценностно-смысловой парадигме, во многих моментах не понимающей и не принимающей установки культурного кода русской литературы XIX в. Это объясняет, почему глубина смыслов романов Достоевского остается непонятной для современных старшеклассников. Чаще всего изучение произведений писателя носит достаточно поверхностный характер, а контроль остаточных знаний выявляет отсутствие глубоких системных знаний, набор клишированных фраз, смысла которых обучающиеся не могут воспроизвести. Так, например, в романе «Преступление и наказание» центральным моментом для них все же остается эпизод с убийством старухи-процентщицы, тогда как смысловой аспект обретения веры и духовного воскресения героя остается непонятым и не актуализируется в процессе анализа и интерпретации.
Помимо отсутствия осознанного аксиологического запроса, одним из препятствий к изучению творчества писателя для учащихся является недостаточное количество доступных научно-исследовательских и критических материалов. Под «доступностью» в данном случае понимается не способ получения, а возможность понимания смысла прочитанного литературоведческого источника, позиции автора и предложенной методологии анализа текста. Понятийный аппарат, которым располагают старшеклассники 2010-х гг., не в силах освоить подобного рода материалы даже на уровне прочтения. Поэтому одной из актуальных методических задач представляется поиск целостного фундамента, который позволит выстроить систему, включающую в себя анализ текстов Достоевского, их смыслового содержания, ценностных компонентов и самостоятельную деятельность учащихся на уроках.
Оптимальной для решения поставленной задачи представляется диалоговая форма обучения. В этом случае освоение материала не сводится толь-
ко к литературоведческому анализу, а анализ и интерпретация аксиологического содержания произведений писателя становятся отправной точкой для диалога, который позволяет максимально приблизиться к ценностным запросам личности, выстроить обсуждение актуальных смысложизненных вопросов и избежать отвлеченной дидактики.
Для организации диалогического общения как совместной деятельности учителя и ученика, сотрудничества, включенности в совместный поиск личностных смыслов необходимы взаимное доверие, откровенность, доброжелательность, взаимное видение и обсуждение ситуаций, в идеале -духовная общность субъектов, владение исходными кодами русской духовной культуры, поскольку вне этой системы ценностно-смысловые парадигмы произведений Достоевского будут восприниматься обучающимися как искусственно выстроенные педагогом, а не принадлежащими собственно эстетической реальности и мировоззренческой позиции автора. Здесь необходимо учитывать два важных методических нюанса. Во-первых, совместный поиск смыслов через анализ и интерпретацию художественного текста не предполагает полного совпадения взглядов и оценок, а совместную деятельность, направленную к разрешению поставленной проблемы. С другой стороны, работа с личностными смыслами должна ориентироваться на основы авторской эстетики и поэтики и не переходить в субъективизм, который в ценностном отношении является деформацией исходных аксиологических установок, заложенных в тексте.
В этом плане важна ориентация педагога не на технологизацию учебного процесса, а на создание серьезного содержательного фундамента, который включает в себя следующие значимые аспекты:
1. Знание биографического контекста жизни Достоевского (в особенности «пограничных моментов» - каторга, ссылка, болезнь, определивших экзистенциальную направленность творчества и максимальную остроту нравственно-философских проблем).
2. Представление об этапах формирования и ценностно-мировоззренческих особенностях личности писателя (приоритет духовного, сакрального над материально-бытовым, диалогизм мышления, полярность мировосприятия, принцип pro et contra, напряженная рефлексия и т. д.). Изучение феномена личности Достовеского, который является воплощением особого пути развития и становления личности, бесспорно, представляет интерес для изучения и позволяет мотивировать старшеклассников к погружению в тексты произведений уже не как наивных читателей, а как читателей, подготовленных и заинтересованных в поиске смыслов и способов их воплощения.
3. Изучение концептуального содержания произведений писателя. Здесь могут быть рассмотрены предпосылки создания романов Пятикнижия, контекст пореформенной эпохи (в сравнении с состоянием российского общества XXI в.). Обучающихся необходимо привести к пониманию, что Достоевский поднимает вопросы, которые находятся вне времени: проблема нравственной свободы человека, выбора и ответственности за этот выбор -это все вопросы сегодняшнего дня. Учителю важно акцентировать внимание старшеклассников на идеологических концепциях героев, предметом анализа должна оставаться нравственная проблематика, бытийный, а не бытовой смысл текста. И здесь самому педагогу следует приложить немало усилий для погружения в это бытийное пространство. Актуальность проблематики произведений Достоевского, порой пророческие предсказания, психология поведения человека в «пограничной ситуации» - все эти ключевые моменты могут стать основой для подготовки письменных работ различных жанров (сочинение, эссе, научная статья) и проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
4. Учащимся важно знать о специфике формирования русской литературы, истоки которой заложены в духовном начале древнерусской словесности, аксиологический фундамент которой строится на христоцентризме, пасхальном архетипе, противопоставлении Закона и Благодати1. В данном случае архетип - часть коллективного бессознательного, тип мышления, которое было сформировано в русской культуре именно под влиянием проповедей, а затем плотно укоренилось в культуре, перешло из духовной сферы в светскую. Основные события в жизни Христа - Рождество и Воскресение. В западной культурной традиции ядром становится Рождество, а в традиции восточной церкви главным праздником является Пасха - празднование Воскресения Господня. Особенность русского сознания в том, что для него Пасха значительнее Рождества. Поэтому целесообразно будет познакомить учеников с понятием пасхального кода как основной единицы смыслопорождения в русской литературе. Владение духовными кодами русской православной культуры, на которую ориентировано творчество Достоевского, подготавливает обучающихся к восприятию сложных философских и духовных произведений писателя и русской литературы в целом. К сожалению, для выполнения этой задачи у педагогов должен быть достаточно высокий уровень знаний в области православной антропологии, на которой во многом базируется представление Достоевского о человеке и пути его
1 Вспомним «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.
развития, понимания христианских образов и мотивов, чтобы в анализе и интерпретации художественного текста не исказить смыслов, заложенных автором.
Только при соблюдении вышеназванных аспектов возможно создание представления о системе духовных императивов творчества Достоевского, которая является целостной, иерархически выстроенной и репрезентирующей в тексте наличие четкой ценностной вертикали, относительно которой человек имеет возможность выбирать пусть своего развития.
Ведущими в системе духовных императивов писателя являются Бог, народ и семья.
Отношение к Богу для Достоевского - это отношение к вере, возможности духовного просветления, воскресения, прощения и милосердия. Самоопределение человека через ценности русского православия есть самый правильный и спасительный для души путь: самопознание, очищение сердца -богопознание (обращение к Христу как Истине, идеалу человека, высшему образцу), просвещение ума, постижение своего призвания и предназначения - обожение, любовь и самопожертвование.
Народ, христианская сущность его устоев, народная вера для Достоевского являются источниками сохранения и трансляции последующим поколениям национальных и культурных традиций, культурных и духовных матриц национальной жизни, опыта нравственной жизни: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего»2 (т. 21, с. 38). По мысли писателя, в сложные и переломные эпохи спасение человеческой души не в индивидуализации и соперничестве, а в единении, соборности. На этом, как нам кажется, в современной ситуации стоит сделать особенный акцент, поскольку сегодня русское сознание как никогда открыто для восприятия западной системы ценностей, которая на первый план ставит принцип индивидуализма. Противостоять утрате мировоззренческого фундамента может только обращение к традиционным духовным ценностям русской куль-
2 Ссылки на источник [2] даются в круглых скобках с указанием тома и страницы.
туры, которое в школьной практике изучения творчества Достоевского и других русских писателей должно быть важнейшей стратегической задачей для учителя.
Семья для Достоевского неотделима от идеи соборности русского народа и связана с идеей сохранения целостности человеческой личности, тайной настоящей любви, главный закон которой - в самоотречении и возвеличивании другого, во всепрено-шении себя. Духовный смысл семьи трактуется писателем в контексте православной традиции: «союз мужчины и женщины в Священном Писании всегда сравнивается с союзом Христа и Церкви. <...> Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит и в Церкви, где люди объединяются Духом Святым, Плотью и Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами и церковной жизнью» [3, с. 26].
Думается, что знакомство с духовными императивами творчества Достоевского может стать фундаментом духовно-нравственного воспитания, формирования ценностной структуры личности обучающихся. Поэтому важно знакомить учеников с произведениями писателя не в старшей школе, а начи-
ная с пятого класса, старшего подросткового возраста, когда запрос на самоопределение и разговор о ценностях становится осознанной потребностью. Диалог, обсуждение смысложизненных вопросов позволят преодолеть устойчивое заблуждение о том, что чтение текстов Достоевского - тяжелое и трудоемкое занятие, к которому могут быть привлечены лишь старшеклассники. Целесообразна разработка именно системы уроков, рассчитанных на формирование понятийного аппарата и подготовку к восприятию в дальнейшем романов, через знакомство с текстами, которые будут соответствовать возрастным и психологическим особенностям учеников среднего звена (например, стихотворение «Божий дар», сказка «Мальчик у Христа на елке», рассказ «Мужик Марей» и других).
Важно, чтобы ценностный опыт Достоевского и духовные императивы его творчества стали для школьников источниками размышления о том, что делает человека человеком, об основах культурной идентичности русского народа, необходимости нравственного поведения, ориентации на неутилитарные и непрагматические интересы, поскольку духовность для писателя неразрывно связана со степенью приближения человека к Богу, а для личного опыта учеников в перспективе становления должна стать связанной «путем воспитания в себе внутреннего человека» [4, с. 43].
Список литературы
1. Кошечко А. Н. Духовные императивы творчества Ф. М. Достоевского в системе ценностно-ориентированного обучения в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 226-231.
2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1986.
3. Шестун Г., игумен. Православная семья. Самара: Самарский дом печати, 2007. 272 с.
4. Зеньковский В., протоиерей. Педагогика. М., 1996. 154 с.
Кошечко Анастасия Николаевна, доктор филологических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: Nastyk78@mail.ru
Бобырева Анна Анатольевна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: anitamurz@mail.ru
Материал поступил в редакцию 28.11.2016
DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-114-118
SPIRITUAL IMPERATIVES OF CREATIVE WORK OF F.M. DOSTOEVSKY IN TEACHING LITERATURE: THEORETICAL
AND METHODICAL ASPECTS
A N. Koshechko, A. A. Bobyreva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article is devoted to the research of the problem of studying of spiritual imperatives of art and publicistic works of F. M. Dostoyevsky at the lessons of literature considering priority tasks of national educational policy in the field of spiritual and moral education and education, setting for creation of students' motivation for conscious moral behavior through acquaintance with classical works of the Russian literature of the 19th century. The study of the spiritual imperatives of creative work of Dostoyevsky can become the base of spiritual and moral education, forming
of valuable structure of the personality in the situation of the accrescent challenges, loss of capability of cultural and world outlook self-identification. Acquaintance of students with the work of the writer shall begin in the advanced teenage age when the request for a conversation on values and meanings is personally staticized. The optimum form of the organization of the effective work on studying of spiritual imperatives of the art and publicistic works of Dostoyevsky is a dialogue, a discussion, the search by the teacher and the student of joint decisions, the aspiration for self-determination and self-analysis. In the work with personal value orientation of the teacher on creation of the serious substantial base of studying of the writer's works the following aspects are important: knowledge of biographical context of Dostoyevsky's life, idea of formation stages of valuable and world outlook features of the person, studying of conceptual contents of the writer's works, knowledge of specifics of the Russian literature formation.
Key words: F. M. Dostoyevsky, spiritual imperatives, spiritual and moral education, author, reader, Russian culture, Orthodoxy, work of art, axiology, morality, novels of the Pentateuch, "A Writer's Dairy", value-oriented training, motivation, dialogue.
References
1. Koshechko A. N. Dukhovnye imperativy tvorchestva F. M. Dostoevskogo v sisteme tsennostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennoy shkole [Spiritual imperatives of creativity of F. M. Dostoyevsky in the system of value-oriented training at modern school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 6 (159), pp. 226-231 (in Russian).
2. Dostoevskiy F. M. Polnoye sobraniye sochineniy: v 301. [Complete works: in 3 volumes]. Leningrad, Nauka Publ., 1972-1986 (in Russian).
3. Shestun G., igumen [hegumen]. Pravoslavnayasem'ya [Orthodox family]. Samara, Samarskiy dom pechati Publ., 2007. 272 p. (in Russian).
4. Zen'kovskiy V., protoierey [archpriest]. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 1996. 154 p. (in Russian).
Koshechko A. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: Nastyk78@mail.ru
Bobyreva A. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: anitamurz@mail.ru