Научная статья на тему 'Изучение проблемы ответственности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и духовно-нравственное воспитание школьников'

Изучение проблемы ответственности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и духовно-нравственное воспитание школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3345
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ / "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" / АКСИОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГЕРОЙ / РАСКОЛЬНИКОВ / СОНЯ МАРМЕЛАДОВА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / F. M. DOSTOYEVSKY / "CRIME AND PUNISHMENT" / AXIOLOGY / PROBLEM / RESPONSIBILITY / HERO / RASKOLNIKOV / SONYA MARMELADOVA / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнов Ярослав Викторович, Кошечко Анастасия Николаевна

Анализируется методический потенциал использования в духовно-нравственном воспитании современных школьников аксиологической проблематики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Решение данной методической проблемы требует комплексного подхода и обращения к открытиям психологии, педагогики и философии. В качестве репрезентативного материала, иллюстрирующего теоретическое осмысление проблемы ответственности как значимого аспекта духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве, предлагается анализ образов героев-идеологов романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, демонстрирующих разные мировоззренческие и поведенческие стратегии реализации ответственности как аксиологического фундамента личности. Проблема ответственности представляется одной из наиболее актуальных для обсуждения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы, выполнения исследовательских и проектных работ во внеурочной деятельности, поскольку, с одной стороны, соответствует возрастным особенностям старшеклассников, с другой стороны, достаточно репрезентативна для данного романа писателя. Ценностно-ориентированный подход к изучению проблематики романа позволяет выработать собственную мировоззренческую позицию и реализовать ее в дальнейшем в выстраивании вектора собственной жизни с ориентацией на сверхмотивации. Воспитательный потенциал уроков по изучению творчества Достоевского может быть широко использован в образовательном процессе при изучении других гуманитарных дисциплин (русского языка, истории, обществознания) и способствовать реализации приоритетов национальной образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Смирнов Ярослав Викторович, Кошечко Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF THE PROBLEM OF RESPONSIBILITY IN THE NOVEL OF F. M. DOSTOEVSKY “CRIME AND PUNISHMENT” AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS

The article is devoted to the analysis of methodical potential of the use of an axiological perspective of F. M. Dostoyevsky’s novel “Crime and Punishment” in the spiritual and moral education of modern schoolchildren. The solution of this methodical problem requires integrated approach and the appeal to the findings of psychology, pedagogy and philosophy. As the representative material illustrating theoretical understanding of the problem of responsibility as a significant aspect of spiritual and moral education in modern educational space serves the analysis of images of the novel’s heroes-ideologists Rodion Raskolnikov and Sonya Marmeladova, showing different world outlook and behavioural strategy of implementation of responsibility as the axiological base of the personality. The problem of responsibility is one of the most urgent for discussion of the novel “Crime and Punishment” at the lessons of literature, accomplishment of research and project work in extracurricular activities as, on the one hand, it corresponds to the age features of seniors, and on the other hand, is rather representative for this novel of the writer. The value-oriented approach to studying of the perspective of the novel allows to develop one’s own world outlook and to realize it further in forming of a vector of life with orientation to supermotivations. Educational potential of studying creative work of Dostoyevsky can be widely used in the educational process when studying other humanitarian disciplines (Russian, history, social science) and to promote implementation of priorities of national educational policy.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы ответственности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и духовно-нравственное воспитание школьников»

УДК 821.161.1

00! 10.23951/1609-624Х-2017-2-119-123

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Я. В. Смирнов, А. Н. Кошечко

Томский государственный педагогический университет, Томск

Анализируется методический потенциал использования в духовно-нравственном воспитании современных школьников аксиологической проблематики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Решение данной методической проблемы требует комплексного подхода и обращения к открытиям психологии, педагогики и философии. В качестве репрезентативного материала, иллюстрирующего теоретическое осмысление проблемы ответственности как значимого аспекта духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве, предлагается анализ образов героев-идеологов романа «Преступление и наказание» - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, демонстрирующих разные мировоззренческие и поведенческие стратегии реализации ответственности как аксиологического фундамента личности. Проблема ответственности представляется одной из наиболее актуальных для обсуждения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы, выполнения исследовательских и проектных работ во внеурочной деятельности, поскольку, с одной стороны, соответствует возрастным особенностям старшеклассников, с другой стороны, достаточно репрезентативна для данного романа писателя. Ценностно-ориентированный подход к изучению проблематики романа позволяет выработать собственную мировоззренческую позицию и реализовать ее в дальнейшем в выстраивании вектора собственной жизни с ориентацией на сверхмотивации. Воспитательный потенциал уроков по изучению творчества Достоевского может быть широко использован в образовательном процессе при изучении других гуманитарных дисциплин (русского языка, истории, обществознания) и способствовать реализации приоритетов национальной образовательной политики.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», аксиология, проблема, ответственность, герой, Раскольников, Соня Мармеладова, духовно-нравственное воспитание.

Наиболее продуктивным способом осознания явлений ответственности/безответственности является анализ школьниками собственных поступков. Вместе с тем это достаточно сложный вариант, а для старшеклассников открытая саморефлексия становится еще проблематичнее. Поэтому исследование и воспитание ответственности у школьников среднего и старшего звена, с одной стороны, усложняется, а с другой - обретает новые возможности в процессе изучения русской классической литературы, дающей богатейший материал для анализа аксиологический проблематики художественных произведений. Самостоятельная работа с художественным текстом, подготовка сообщений, дискуссии и круглые столы - все эти варианты дают школьникам возможность включиться в активную работу, выработать собственную мировоззренческую позицию и реализовать ее в дальнейшем в выстраивании вектора собственной жизни с ориентацией на сверхмотивации. Интересным и показательным материалом могут стать многие произведения русской классики, в частности изучаемый в 10-м классе роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В аспекте ценностно-ориентированного подхода это произведение, изученное достаточно основательно в достоевско-ведении и школьном литературоведении, позволяет взглянуть на себя с качественно новой точки

зрения и открыть новое содержание в знакомом, казалось бы, тексте.

Решение данной методической проблемы требует обращения к открытиям смежных научных отраслей, в первую очередь психологии, педагогики и философии.

Воспитание ответственности у школьников сегодня является одной из реальных проблем, с которой сталкивается каждый педагог в ходе работы. Этот вопрос активно изучался в педагогике и в психологии 1960-80-х гг. Вследствие изменения подходов к воспитательной работе в последующем внимание к духовно-нравственным ценностям ослабло, но сегодня этот вопрос снова поднимается, в том числе на уровне законодательства Российской Федерации в сфере образования.

В предметной сфере педагогики и методологии образования занимались проблемой выработки ответственности в ходе уроков математики, физики, иностранных языков, спортивных, при овладении художественной деятельностью и т. д. Но, как отмечает психолог О. В. Мухлынина, современное образование акцентирует внимание на исполнительности, а не ответственности. Школа осуществляет контроль за выполнением заданий, приучая не брать на себя ответственность за учебу [1].

Философия выделяет такие категории, как личностная, социальная и политическая ответствен-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 2 (179)

ность, при этом подчеркивается, что высшие ценности по традиционной иерархии - духовные и без личной ответственности не может быть ответственности более высокого уровня.

Философ А. И. Ореховский говорит о том, что «высший смысл всех права и государства - законно обеспечить людям возможность утверждать и развивать духовные ценности. Но утверждать и развивать духовные ценности может человек, который стоит на собственных ногах. А для этого требуется соответствующее воспитание и преподавание: «Всякий <...> не доросший до внутренней свободы, должен быть воспитан к ней. И это формирование свободной личности достигается на пути «восстановления святынь», ибо акт духовного опыта, духовной любви слагается и вынашивается народами на протяжении столетий в процессе складывания определенного архетипа мышления и поведения» [2, с. 3].

А. И. Ореховский выделяет в структуре ответственного отношения личности следующие содержательные элементы:

1) субъект ответственности (на кого возлагается ответственность);

2) инстанция и мера ответственности (перед кем несется ответственность, какие определены степень и мера ответственности);

3) объективные основания ответственности (за кого / за что и ради чего устанавливается ответственность) [2, с. 7-8].

Подчеркивая взаимосвязь элементов ответственного отношения, исследователь обращает внимание на то, что решение проблемы ответственности обычно сводится к детальному анализу взаимосвязи двух первых категорий (кто отвечает, перед кем, как), а третий элемент ответственности не принимается в расчет. Но объективные основания ответственности - главное в ее понимании.

Конкретизацию абстрактного понятия «ответственность» мы видим в реализации этой ценности в таких чертах характера человека, как честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за свои действия и т. д. По мнению К. А. Климовой, исследовавшей ответственность младших школьников, успешная реализация названных компонентов возможна лишь в том случае, когда развиты не только интеллектуальные, но и эмоциональные качества личности: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим, поскольку чувства являются факторами, побуждающими к определенным действиям, их ответственному выполнению. Исполнение обязанности осуществляется при участии таких качеств, как настойчивость, усердие, стойкость, выдержка. Это позволяет сделать вывод, что ответственность свойственна не только характеру человека, а также

и его чувствам, восприятию, осознанию, мировоззрению, поведению [3, с. 23].

Думается, что наиболее эффективно в разговоре о проблеме ответственности как значимого аспекта духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве обратиться к анализу образов героев-идеологов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В рамках настоящей статьи будут изложены представленные выше теоретические положения на материале анализа двух центральных образов - Родиона Расколь-никова и Сони Мармеладовой.

Раскольников идею своей политической ответственности обозначает предельно четко в своей теории, которую он опубликовывает в виде статьи и тем самым делает доступной широкому кругу лиц, в который входят и те, кого он обозначает понятием «твари дрожащие», и те, чье мнение для него ценностно значимо (мать и сестра). При этом степень и мера этой ответственности героем не озвучиваются, и автор эту ситуацию нам тоже никак не проясняет. Это позволяет предположить, что мера и степень ответственности героем не определены и для себя самого. Но тогда непонятно, каким образом будет реализовываться политическая ответственность Раскольникова, несмотря на объективные основания ответственности - необходимость защиты всех «тварей дрожащих», неспособных отстоять собственные интересы перед теми, кто «право имеет» на «кровь по совести». Развитие сюжета показывает, что главное основание для Раскольни-кова иное - проверка на состоятельность собственной общественной теории ради самоутверждения, в том числе и перед матерью и сестрой, которые считают его великим человеком с большим будущим. Декларируя общественные интересы, Раскольников в своих политических притязаниях руководствуется принципами вседозволенности и эгоцентризма, отторгающими бескорыстные дела на благо общества. Переход границы внешней личной свободы приводит героя к безответственности перед обществом и юридическим законом, он становится преступником в нравственном и юридическом смыслах и, как следствие, отторгается политизированным обществом, в том числе и на каторге.

В сфере социальной Раскольников обозначает полную и безусловную ответственность перед матерью и сестрой, которые страдают от неустроенности, отсутствия защиты, необходимых для существования средств. Но при этом он совершает совершенно противоположные для реализации этого спектра ответственности поступки: бросает учебу, которую оплачивают мать и работающая сестра, препятствует замужеству сестры по расчету, раздает взятые в долг матерью деньги, помогает случай-

ным знакомым (семейство Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре) за счет семьи, убивает случайного свидетеля преступления - Лизавету, мучает Соню, на сочувствие и помощь которой рассчитывает и т. д. Можно видеть несоответствие декларируемых и реальных оснований социальной ответственности Раскольникова. Герой хочет оправдать надежды верящей в его будущее семьи, но ничего для этого не делает, его помощь страдающим осуществляется за счет чужих средств. Основания социальной ответственности для Раскольникова почти совпадают с политическими, различаясь лишь смысловыми оттенками. В итоге мы видим безответственность в отношении как к тем людям, которых он любит и которые о нем заботятся, так и к тем, кому он пытается помочь (оставляет на ответственность жандарма пьяную девочку, отдает последние деньги матери Катерине Ивановне, которая устраивает на них поминки с кофеем, оставляя на следующий день детей голодными). Высокая цель не реализуется в задуманном героем варианте, и фактически Раскольников показывает нарушение выбранного им самим приоритета ответственности.

На личностном уровне ответственности Раскольников отдает приоритет разумному началу в человеке и пытается сознательно игнорировать духовную ответственность («кровь по совести»), проявляющуюся через сны, полярную раздвоенность героя между Истиной, идеалом и идеей, страдание и болезнь. Стремясь избегать осознанной ответственности тем не менее он не может -хотя и пытается! - окончательно устраниться от нравственной ответственности за свои поступки и за собственную душу.

Сопоставительный анализ ценностных установок Раскольникова и Сони Мармеладовой показывает, что Достоевский предлагает альтернативный вариант решения проблемы ответственности. Являясь носительницей православного сознания и не принимая на себя право властвовать над другими людьми, Соня свободна от каких бы то ни было политических притязаний и, соответственно, этого аспекта ответственности.

Социальная ответственность Сони Мармеладо-вой - это в первую очередь полная материальная ответственность перед мачехой и отцом, сводными сестрами и братом. Главная цель героини на этом уровне - обеспечить витальные потребности семьи: без Сониных денег дети будут голодать и нищенствовать. Социальная ответственность Сони сталкивается с полной безответственностью Семена Мармеладова, пропивающего ее деньги, Катерины Ивановны, отправившей девушку на панель, не работающей и живущей за счет падчерицы. Позиция непротивления и сочувствия не позволяет

Соне помочь взрослым людям выйти из состояния саморефлексии и саможаления, ведущих к саморазрушению, но не препятствует спасению детей от нищеты и голода. Цель реализуется, и героиня показывает ответственное поведение.

Личная ответственность Сони - это полная ответственность во всем перед Богом, ответственность за человеческую душу - свою и ближних. Бог для нее «все делает». На личностном уровне в образе Сони мы можем видеть образец ответственности даже тогда, когда она совершает преступление перед собой и Богом - «идет по желтому билету». Грехопадение и самопожертвование Сони позволили не голодать семье и отсрочить (а потом и вовсе избежать) Полиньке такой же страшной участи. Согласно нравственным убеждениям героини, каждый человек имеет право на жизнь и распоряжаться его жизнью, как и жизнью другого, может только Бог. Отвечая на вопрос Раскольникова, кому лучше бы умереть - Лужину или Катерине Ивановне, Соня отвечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И к чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»1 (т. 6, с. 313). Социальная ответственность перед семьей для Сони Мармеладо-вой тесно сплелась с ее личной ответственностью перед Богом, искупающей личную безответственность перед самой собой.

Итак, у каждого из центральных героев романа Достоевского «Преступление и наказание» доминируют разные типы ответственности. Так, Родион Раскольников выбирает в качестве приоритета самореализацию и политическую ответственность, с которой он не справляется в силу личной и социальной безответственности, а Соня Марме-ладова, ориентированная на личностную ответственность, выбирает путь самоотречения и самопожертвования ради Другого. Фактически этот выбор определяет ценностно-мировоззренческий фундамент личностей обоих героев, причем выбор Сони ориентирован на высшие, духовные ценности и, соответственно, является проявлением высокого уровня нравственного развития и осознанной укорененности в традициях православия: «У русских людей архетип (ответственности) базируется на ценностях христианской культуры. Идея православного христианства органично связана с внутренней свободой личности. <...> Свобода в обществе проявляется там, где наука, искусство, государство и хозяйство суть, как бы те духовные руки, которыми человечество берет мир» [5]. Диалектика свободы и ответственности, реализованная в образах героев, позволяет утверждать, что

1 Ссылки на источник [4] даются в круглых скобках с указанием тома и страницы.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 2 (179)

внешняя свобода духа и воли делает человека безответственным и несвободным, ведет к глубинному разладу с самим собой, в то время как внутренняя свобода обеспечивает цельность личности, проявляется к способности человека поступать, ориентируясь на неутилитарные, непрагматические интересы.

Предложенный подход позволяет качественно по-новому выстроить работу со структурой и содержанием ценности на уроках литературы, сделать максимально актуальными для старшеклассников аксиологические проблемы романа Досто-

евского «Преступление и наказание», сформировать устойчивые предпосылки для нравственного самоанализа и обращения к русской классической литературе как значимому ресурсу духовно-нравственного воспитания: «Важно, чтобы результатом реализации этих инструментов ценностно-смысловой и образовательной мотивации в школьном преподавании стало представление о личности и творчестве Достоевского как актуальном для самого ученика и его личностного, интеллектуального и нравственного развития, ценностном и творческом опыте» [6, с. 230].

Список литературы

1. Мухлынина О. В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2007. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1721/1/urgu0512s.pdf (дата обращения: 09.09.2016).

2. Ореховский А. И. Ответственность: аксиологическое основание // Вестник СибГУТИ. 2012. № 1. С. 2-12.

3. Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. М.: Просвещение, 1968. 224 с.

4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1986.

5. Ильин И. А. Основы христианской культуры. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin01.htm (дата обращения: 09.09.2016).

6. Кошечко А. Н. Духовные императивы творчества Ф. М. Достоевского в системе ценностно-ориентированного обучения в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 226-231.

Смирнов Ярослав Викторович, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, Россия, 634061). E-mail: v-tomsk@yandex.ru

Кошечко Анастасия Николаевна, доктор филологических наук, доцент, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, Россия, 634061). E-mail: Nastyk78@mail.ru

Материал поступил в редакцию 02.11.2016

DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-119-123

STUDYING OF THE PROBLEM OF RESPONSIBILITY IN THE NOVEL OF F. M. DOSTOEVSKY "CRIME AND PUNISHMENT" AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS

Ya. V. Smirnov, A N. Koshechko

Tomsk State Pedagogical University, Russian Federation

The article is devoted to the analysis of methodical potential of the use of an axiological perspective of F. M. Dostoyevsky's novel "Crime and Punishment" in the spiritual and moral education of modern schoolchildren. The solution of this methodical problem requires integrated approach and the appeal to the findings of psychology, pedagogy and philosophy. As the representative material illustrating theoretical understanding of the problem of responsibility as a significant aspect of spiritual and moral education in modern educational space serves the analysis of images of the novel's heroes-ideologists - Rodion Raskolnikov and Sonya Marmeladova, showing different world outlook and behavioural strategy of implementation of responsibility as the axiological base of the personality. The problem of responsibility is one of the most urgent for discussion of the novel "Crime and Punishment" at the lessons of literature, accomplishment of research and project work in extracurricular activities as, on the one hand, it corresponds to the age features of seniors, and on the other hand, is rather representative for this novel of the writer. The value-oriented approach to studying of the perspective of the novel allows to develop one's own world outlook and to realize it further in forming of a vector of life with orientation to supermotivations. Educational potential of studying creative work of Dostoyevsky can be widely used in the educational process when studying other humanitarian disciplines (Russian, history, social science) and to promote implementation of priorities of national educational policy.

Key words: F. M. Dostoyevsky, "Crime and Punishment", axiology, problem, responsibility, hero, Raskolnikov, Sonya Marmeladova, spiritual and moral education.

References

1. Mukhlynina O. V. Vospitaniye otvetstvennostiuchashchikhsyapodrostkovogo vozrasta. Avtoref. dis. kand. psikh. nauk [Formation of responsibility of pupils of teenage age. Abstract of thesis. cand. psy. sci.]. Ekaterinburg, 2007 (in Russian). URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1721/1/ urgu0512s.pdf (accessed 09.09.2016).

2. Orekhovskiy A. I. Otvetstvennost': aksiologicheskoye osnovaniye [Responsibility: axiological basis]. Vestnik SibGUTI - SibGUTI Bulletin, 2012, № 1, pp. 2-12 (in Russian).

3. Klimova K. A. O formirovanii otvetstvennosti u detey 6-7 let [About formation of responsibility of children of 6-7 years]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1968. 224 p. (in Russian).

4. Dostoevskiy F. M. Polnoye sobraniye sochineniy: v301. [Complete works: in 30 volumes]. Leningrad, Nauka Publ., 1972-1986 (in Russian).

5. Il'in I. A. Osnovy khristianskoy kul'tury [Bases of Christian culture]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin01.htm (accessed 09.09.2016). (in Russian).

6. Koshechko A. N. Dukhovnye imperativy tvorchestva F. M. Dostoevskogo v sisteme tsennostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennoy shkole [Spiritual imperatives of creativity of F. M. Dostoyevsky in the system of value-oriented training at modern school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2015, vol. 6 (159), pp. 226-231 (in Russian).

Smirnov Ya. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: v-tomsk@yandex.ru

Koshechko A. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: Nastyk78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.