Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы'

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4081
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дамова Фатима Гидовна

Статья посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы, насущной проблеме современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Одна из важнейших целей литературного школьного образования развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Дамова Ф.Г.

Дамова Фатима Гидовна - учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, аул Кошехабль, Республика Адыгея

Аннотация: статья посвящена вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы, насущной проблеме современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Одна из важнейших целей литературного школьного образования - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.

Ключевые слова: нравственность, духовность, воспитание, литература, классические произведения.

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно -нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще в обществе наблюдаются проявления нетерпимости, агрессивности между людьми разных возрастов, в том числе и у школьников. Происходит обесценивание многих жизненных идеалов и образование идеологической пустоты, падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств.

Что же такое нравственность? Нравственная ценность? Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Нравственные ценности - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения. Благодаря этим установкам мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, своему народу. Главная ценность - это личность, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями [1]. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры.

Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания - научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [2]. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он

детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество, страну, государство. Именно поэтому главная цель образования в школе - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся.

Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки добра, нравственности и красоты. Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения -миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество.

Велика роль уроков и литературы в духовно-нравственном развитии школьников, ведь «Книга - это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. Русская литература - основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен нравственный потенциал. Пословицы - краткая мудрость народа. Они помогают оценить свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. И, конечно, при воспитании настоящего человека нельзя обойтись без русской классики. Она бесценна. Это литература на все времена. Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский,

27

нравственные проблемы, поднятые ими в произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Изучение творчества А.С. Пушкина занимает особое место в литературном, нравственном и идейно - эстетическом развитии учащихся. Поэзия Пушкина - это школа эстетических чувств и богатства идей, школа высокой нравственности. Еще в раннем детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. Они чувствуют красоту художественного слова, понимают мораль сказки, их сочувствие на стороне доброго героя. Они понимают, слушая «Сказку о рыбаке и рыбке», что старуха «была злая и наказана за свою жадность и грубость». «Так ей и надо», - говорят дети, рассматривая иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке». Детям жаль старика. Мораль сказок А.С. Пушкина доходчива. Они воспитывают у детей стремление к добру, гуманность. Взрослея, школьники приближаются к Пушкину, учатся воспринимать его как личность. В старших классах осуществляется дальнейшее нравственно-эстетическое развитие личности школьника, перед ними раскрывается во всей многогранности образ поэта мыслителя, труженика, художника и борца.

Встреча с поэзией Пушкина на уроках - это встреча с прекрасным, она должна волновать душу, рождать высокие порывы, приобщать школьников к вдохновенному искусству поэзии. Сильное нравственное воздействие на учащихся оказывает лирика Пушкина. Изучение каждого стихотворения поэта предполагает решение определенных нравственных задач. «Красота мыслей, красота жизни, красота чувств -вот основной смысл и содержание лирики Пушкина, ее непреходящее значение для всех новых и новых поколений. Пушкин отрыл в своей лирике тот мощный источник, который облагораживал и возвышал человеческие чувства, который сохранил своё значение для последующих поколений читателей.... До сих пор высокие чувства пушкинской лирики влияют на духовный облик человека, помогают любить верить, надеяться». Трудно назвать то, чего не коснулось перо Пушкина. Поэтически нежная дружба - «Мой первый друг, мой друг бесценный!», благоуханная огромная и страстная, робкая и вдохновенная любовь и светлая печаль. Юношеский порыв посвятить Отчизне «души прекрасные порывы» и мудрость земная - зрелые размышления над жизнью, неограниченное чувство свободы, гнева и страсть гражданина и, наконец, поэт - грозный судья - все это в лирике поэта. Человеческие страсти и исторические судьбы, современный человек, мечущийся в поисках смысла жизни, и великая и горькая любовь русской женщины - все это слилось в одном сердце поэта, столько болей, тоски и радостей земных. «Поэзия Пушкина -неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца она дарит нам «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувство доброты», учит любить и понимать «гений чистой красоты».

Творчество М.Ю. Лермонтова продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы. Иное звучание получает в его лирике тема любви к родине. И эта особая новизна выраженных поэтом чувств волнует. Школьники пытаются осмыслить свое личное, разобраться в чувствах, возникших под влиянием прочитанного, изученного. Детям близка волевая, сильная личность Печорина, привлекает их его мужество, колоссальная энергия, самообладание, но не могут они простить герою бесцельность и пустоту жизни, эгоизм, хотя и понимают трагическую сущность его существования. Поэзия Лермонтова и его герои заставляют задуматься учащихся над самым сокровенным. Они мыслят, спорят, здесь - то и осуществляется связь между произведениями прошлого и нашим временем.

Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». При изучении повести Гоголя на вопрос: «Прав ли Тарас, убивая своего сына?» - ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему, что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады. «Так продать? Продать веру? Продать своих?» - говорит он с горечью и вершит над ним самый строгий суд. Волнение, негодование, боль звучат в вопросах, которые задает он изменившему родине сыну, в решении убить его, в том, как долго глядел он на бездыханный труп Андрия («Чем бы не козак был? - сказал Тарас. - И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»). Поступки Тараса, его речь - все создает образ отважного, волевого человека, для которого самым важным в жизни является воинский подвиг, любовь к родине. Речь его немногословна, воля непоколебима.

Уроки по изучению творчества И.С. Тургенева обогащают представления детей о прекрасном, открывая им красоту русской природы, удивительную силу любви писателя к родине. Учащиеся чувствуют эту красоту, находят отклик у старшеклассников повести Тургенева о любви. Урок на тему «Песнь торжествующей любви» начинаю словами: «Сегодня мы поговорим с вами о самом сокровенном человеческом чувстве - о любви. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей способных нее только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке.

Любовь, любовь - загадочное слово, -

Кто мог бы до конца тебя понять?

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно - художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей. А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей - длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Словесник в школе - главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, русский язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.

29

Список литературы

1. Агибалова С.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый, 2015. № 2. С. 468-471.

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии, 1975. С. 254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.