Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие молодого поколения'

Духовно-нравственное развитие молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2460
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / YOUNG GENERATION / ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Х. Э., Абдулазимова Т. Х.

В статье изучено духовно-нравственное воспитание, как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодёжи в обществе. Молодые люди должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Сделан вывод о том, что система образования должна уделять больше внимания формированию у молодёжи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, так как от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодёжная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE YOUNG GENERATION

The article studies spiritual and moral education as one of the aspects of education aimed at assimilation by younger generations and implementation of higher moral values into practical action and behavior. Modern spiritual and moral education of an individual should form social values and skills for the further successful life of young people in society. Young people should be prepared to take personal responsibility for their own well-being and that of the society. Moral attitudes of young people should be formed under constant supervision, but at the same time giving the right to choose. It is concluded that the education system should pay more attention to the formation of youth spirituality, values, citizenship, as it affects the moral health of the state, the future of the country, so it is necessary to develop such direction as the state youth policy.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие молодого поколения»

4. Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. Психология труда. Под редакцией проф. А.В. Карпова. Москва: Владос-Пресс, 2005.

5. Новейший психолого-педагогический словарь. Сост. Е.С. Рапацевич. Под общей редакцией А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2009.

6. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. Москва, 1984.

7. Шадрин А.С. Современные требования к профессионально-деловым качествам офицера внутренних войск МВД России. Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: сборник статей по материалам IV Международно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией д-ра пед. наук, проф. Э.Г Скибицкого. Новосибирск: САФБД, 2013.

8. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. Москва: ВПА им. Ленина, 1990.

9. Лушников А.М. Военные учебные заведения России в 1861 - 1941 гг.: Социально-политические аспекты развития. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ярославль, 2006.

10. Сидорина Т.В. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие. Новосибирск, 2015. РАНХ и ГС, Сиб. ун-упр. Новосибирск: СИУ, 2015.

11. Шабанов А.Г. Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций бедующих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. А.Г Шабанов, А.А. Борщ, А.Е. Мазурин. Международный научный журнал. № 6 (61). Барнаул: Редакция Мир науки, культуры, образования, 2016: 129 - 132.

12. Померлян А.Н., Чумаров Г.В. Актуальные проблемы противодействию терроризму и экстремизму на современном этапе. Актуальные проблемы противодействию терроризму и экстремизму: История современное состояние, перспективы. Сборник научных статей Всеросийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под общей редакцией С.А. Куценко. 2017.

13. Сорина Гв. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003; 6: 97 - 110.

14. Ведерников А.А. Теоретические аспекты готовности к выполнению служебно-боевых задач офицера войск национальной гвардии Российской Федерации. Новая наука: Проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции: Стерлитамак: 2017; 4-3-2.

15. Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Москва: Воениздат, 2006.

References

1. Golovko E.A. Tehnologiya formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti molodyh specialistov vuza na 'etape adaptacii k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

2. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya: uchebnoe posobie dlya vuzov. 3-e izd., ispr. Moskva: Akademiya, 2006.

3. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

4. Karpov A.V., Koneva E.V., Markova E.V. Psihologiya truda. Pod redakciej prof. A.V. Karpova. Moskva: Vlados-Press, 2005.

5. Novejshij psihologo-pedagogicheskijslovar'. Sost. E.S. Rapacevich. Pod obschej redakciej A.P. Astahova. Minsk: Sovremennaya shkola, 2009.

6. Batyshev S.Ya. Podgotovka rabochih kadrov. Moskva, 1984.

7. Shadrin A.S. Sovremennye trebovaniya k professional'no-delovym kachestvam oficera vnutrennih vojsk MVD Rossii. Sovremennoe srednee professional'noe obrazovanie: ot teorii k prakiike: sbornik statej po materialam IV Mezhdunarodno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i prepodavatelej. Pod obschej redakciej d-ra ped. nauk, prof. 'E.G. Skibickogo. Novosibirsk: SAFBD, 2013.

8. Kamenev A.I. Istoriya podgotovkioficerskih kadrov v Rossii. Moskva: VPA im. Lenina, 1990.

9. Lushnikov A.M. Voennye uchebnye zavedeniya Rossii v 1861 - 1941 gg.: Social'no-politicheskie aspekty razvitiya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2006.

10. Sidorina T.V. Tehnologiya prinyatiya upravlencheskih reshenij: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2015. RANH i GS, Sib. un-upr. Novosibirsk: SIU, 2015.

11. Shabanov A.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij beduyuschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. A.G. Shabanov, A.A. Borsch, A.E. Mazurin. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. № 6 (61). Barnaul: Redakciya Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016: 129 - 132.

12. Pomerlyan A.N., Chumarov G.V. Aktual'nye problemy protivodejstviyu terrorizmu i 'ekstremizmu na sovremennom 'etape. Aktual'nye problemy protivodejstviyu terrorizmu i 'ekstremizmu: Istoriya sovremennoe sostoyanie, perspektivy. Sbornik nauchnyh statej Vserosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h chastyah. Pod obschej redakciej S.A. Kucenko. 2017.

13. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyj status. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2003; 6: 97 - 110.

14. Vedernikov A.A. Teoreticheskie aspekty gotovnosti k vypolneniyu sluzhebno-boevyh zadach oficera vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Novaya nauka: Problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Sterlitamak: 2017; 4-3-2.

15. Barhaev B.P. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti oficera. Moskva: Voenizdat, 2006.

Статья поступила в редакцию 06.02.19

УДК 371

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Abdulazimova T.Kh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE YOUNG GENERATION. The article studies spiritual and moral education as one of the aspects of education aimed at assimilation by younger generations and implementation of higher moral values into practical action and behavior. Modern spiritual and moral education of an individual should form social values and skills for the further successful life of young people in society. Young people should be prepared to take personal responsibility for their own well-being and that of the society. Moral attitudes of young people should be formed under constant supervision, but at the same time giving the right to choose. It is concluded that the education system should pay more attention to the formation of youth spirituality, values, citizenship, as it affects the moral health of the state, the future of the country, so it is necessary to develop such direction as the state youth policy.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral development of personality, young generation.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

Т.Х. Абдулазимова, канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье изучено духовно-нравственное воспитание, как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодёжи в обществе. Молодые люди должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Сделан вывод о том, что система образования должна уделять больше внимания формированию у молодёжи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, так как от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодёжная политика.

Ключевые слова: духовно нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие личности, молодое поколение.

В настоящее время Россия переживает один из сложных исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется не в развале экономики или смене политической системы, а в разрушении личности, нравственных ее оснований. Материальные ценности доминируют

над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В данное время проблема нравственного развития подрастающего поколения является достаточно значимой, так как в данный период времени молодое по-

коление больше чем другие слои населения подвержено негативному влиянию. Следовательно, современное общество должно предпринять все возможные способы устранения нравственного кризиса с целью возрождения духовных основ нашей культуры и будущего нашей страны.

Молодёжь, являясь неизолированным социальным объектом, имеет необходимость в воздействии социума на неё. Так как современное молодое поколение способно абсорбировать энергию и силу влияния на него, воздействие позволит приспособить его к типичному образу жизни. В связи с этим возникает маниакальная идея, что едва ли не все проблемы современной молодёжи можно решить с помощью воспитания. В связи с этим, с целью гармоничного формирования современной личности необходимо помочь найти молодому поколению смысл в жизни, приобщенный непосредственно к ценностям духовной культуры народонаселения.

Молодое поколение вправе распоряжаться своей судьбой. Но ему нельзя позволить несознательно подходить к этому процессу. Безусловно, молодёжь должна идти по пути духовно-нравственного развития. Задача же общества, в свою очередь, направить молодое поколение в нужное русло, способное сформировать доминирующие, нравственные приоритеты развития в социуме. Способствовать развитию элементов духовно-нравственного мира стоит начинать с детства. Нравственные установки молодых людей нужно формировать под постоянным контролем, но и при этом предоставляя права выбора. Оказывать влияние можно примерным поступком, поведением, беседой с разъяснением, используя воздействие культуры и окружающей природы, как волшебной палочки, и, самое важное, силой воздействия собственного примера родителей.

Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Через постепенное изменения нрава, характера, мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний. Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела -делая человека завтра лучше, чем сегодня. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды), которые постоянно оказывают огромное влияние на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Теперь, для выхода из этого кризиса следует заняться, прежде всего, вопросами воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования.

Семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления личности. Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо возвратить воспитание в семью, признать родителей главными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей. Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания. Семейные традиции - это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и к миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений. Однако нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность [1].

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности. Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. О необходимости изучения в школе и вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления

современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодёжной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию [2].

Процесс духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью процесса воспитания. Воспитание духовной личности может осуществиться только при совместном взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями и, конечно же, государством. Одна из насущных проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Молодое поколение в связи с этим лишается возможности брать пример со старшего поколения, обладающего жизненным опытом. У молодёжи так же наблюдается отсутствие знаний о том, какими истинами пользовались предыдущие поколения для разрешения возникающих когда-либо проблем.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

По оценкам специалистов в современных условиях воспитательная ситуация остается противоречивой. Сохраняется влияние негативных тенденций в развитии воспитания, возникших в конце прошлого столетия в ситуации социально-экономических кризисов развития российского общества. Остаются высокими показатели негативных явлений в молодёжной среде: алкоголизма, наркомании, преступности, других социальных девиаций, возникают новые формы асоциального поведения, молодёжный экстремизм. Общий социальный фон личностного становления подрастающих поколений остается негативным за счет высокого уровня социальных рисков, угрожающих их позитивной социализации. Воспитательный потенциал российского социума, социальных институтов, включая семью и образовательные учреждения недостаточен для стабилизации воспитательной ситуации. Новые позитивные тенденции только наметились, требуют реализации системных мер как на уровне государственной власти, так и на уровне каждого учреждения, направленных на создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления молодёжи. При этом высокая динамика социокультурного развития общества, глобальные проблемы современного мира обусловливают новые вызовы времени, которые обостряют и без того тревожные противоречия в развитии процессов воспитания и социализации подрастающих поколений.

Современное понимание духовно-нравственного воспитания сводится к таким характеристикам: как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностно-ориентированных технологий.

Понятие «нравственное воспитание» включает и гражданское воспитание, и патриотическое воспитание, таким образом, духовно-нравственное воспитание - это воспитание отношений человека к себе и к миру. Признание в современной педагогической науке ценности и уникальности каждого из названных направлений воспитания, оригинальности их целевых установок, необходимости поиска методического инструментария их эффективного осуществления.

Современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодёжи в обществе. Молодые люди должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Для этого им необходимо усвоить социальные нормы, навыки и практические умения, которые обеспечивают, во-первых, его адаптацию в условиях меняющегося окружающего мира, во-вторых, - социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных, политических и экономических ролей, что невозможно без сформированной системы ценностных ориентаций, установленных в обществе, и без высокой личной ответственности за свое поведение в обществе. Мы выделяем несколько путей решения проблемы духовно-нравственного развития молодёжи. Необходимо проводить мероприятия с целью воспитания: гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; нравственных чувств и этического сознания; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Рассмотрев данную проблему на примере современной молодёжи, мы пришли к выводу, что система образования должна уделять больше внимания формированию у молодёжи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, т.к. от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодёжная политика.

Библиографический список

1. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодёжи как основа формирования и развития личности. Современные научные исследования и инновации. 2016; 12 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Религиозно-философская библиотека. Москва: Изд-во Библиополис, 2008.

3. Абраменко Н.Ю. К вопросу о вере как духовно-нравственной основе для профессионального становления педагога. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6: (73): 26 - 28.

4. Королева Н.Ю., Рыжова Н.И., Трубина И.И. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2018. 6 (73): 109 - 112.

5. Чжу Ф. Развитие социальных компетенций студентов в коллективных мероприятиях вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 112 - 115.

References

1. Scheulova E.A., Nikolaeva A.E. Duhovno-nravstvennoe vospitanie sovremennoj molodezhi kak osnova formirovaniya i razvitiya lichnosti. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2016; 12 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749

2. Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovleniya. Religiozno-filosofskaya biblioteka. Moskva: Izd-vo Bibliopolis, 2008.

3. Abramenko N.Yu. K voprosu o vere kak duhovno-nravstvennoj osnove dlya professional'nogo stanovleniya pedagoga. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6: (73): 26 - 28.

4. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Trubina I.I. Formirovanie virtual'noj social'no-obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya kak uslovie povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018. 6 (73): 109 - 112.

5. Chzhu F. Razvitie social'nyh kompetencij studentov v kollektivnyh meropriyatiyah vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 112 - 115.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 378

Moskvin V.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Moskvina N.V., Cand. of Sciences (Psychology), Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

ARBITRARY REGULATION OF MAN AND ITS CONNECTION WITH DEPENDENCE ON THE INTERNET. The views of leading Russian psychophysiologic and sports psychologists (A.R. Luria, A.T. Puni, P.A. Rudik) on a problem of arbitrary regulation are considered in the presented research. Modern studies of human volitional processes are analyzed, taking into account achievements of modern psychology and psychophysiology, as well interhemispheric relationships. The work reveals features of regulatory functions in Internet addicts (university students aged 17-18 years, n = 120) with different signs of partial asymmetries according to A.R. Luria. These data show the significance of the dominance of the left hemisphere structures in the implementation of human willpower and their feedback with Internet addiction.

Key words: will, arbitrary regulation, Internet addiction, differential psychophysiology, individual characteristics.

В.А. Москвин, д-р. психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),

г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.В. Москвина, канд. психол. наук, доц., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

(ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ СВЯЗЬ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ИНТЕРНЕТА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00856 А: «Индивидуальные особенности психического здоровья человека и его психофизиологические предпосылки (на примере исследования особенностей интернет-аддикции)».

Рассмотрены взгляды ведущих отечественных психофизиологов и спортивных психологов (А.Р Лурия, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик) на проблему произвольной регуляции, проанализированы современные исследования волевых процессов человека с учетом достижений современной психологии и психофизиологии, а также с позиций межполушарных отношений. Исследованы особенности регулятивных функций у интернет-зависимых (студенты вуза 17 - 18 лет, n = 120) с разными признаками парциальных асимметрий по А.Р. Лурия. Приведенные данные показывают значимость доминирования структур левого полушария в реализации волевых возможностей человека и их обратную связь с интернет-зависмостью.

Ключевые слова: воля, произвольная регуляция, интернет-зависимость, дифференциальная психофизиология, индивидуальные особенности.

Введение. Воля в психологии рассматривается как самостоятельное психическое явление наряду с разумом и эмоциями, из чего следует выделение трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Е.П. Ильин отмечает важность волевой регуляции в психологии спорта [1]. На это же указывал и А.Р Лурия [2]. Проблема индивидуальных особенностей волевой регуляции имеет большое значение в отечественной психологии [3 - 5]. Также она важна и в спортивной психологии при отборе и подготовки спортсменов высокой квалификации и уже давно находится в центре внимания спортивных психологов [6 - 9]. Рассмотрим взгляды ведущих представителей отечественной дифференциальной и спортивной психофизиологии на проблему волевой регуляции человека.

А.Р. Лурия. Концепция А.Р. Лурия [2] о парциальном доминировании зон мозга позволяет говорить о том, что основы индивидуальных различий здоровых людей связаны с вариабельностью сочетаний парциального доминирования сенсорных и моторных признаков (что определяет разный их вклад в процессы реализации высших психических функций). Для изучения особенностей функциональных асимметрий человека в настоящее время широко используются методики А.Р. Лурия, направленные на оценку «парциального левшества» (или парциального доминирования определенных зон мозга), а также пробы других авторов, включенных в «Карту латеральных признаков» [3]. А.Р Лурия, который

также является одним из основателей отечественной психофизиологии, касаясь проблемы способностей и одаренности в целом, говорил о наличии «плюс-симптомов» и «минус-симптомов» в функционировании психики. «Плюс-симптомы», например, в виде парциального доминирования зрительных зон правого полушария обеспечивают более быструю переработку зрительно-пространственной информации (с учетом специализации правого полушария для реализации данной функции). «Плюс-симптомы» в виде парциального доминирования височных (слуховых) зон правого полушария обеспечивают более быструю переработку музыкальной информации (мелодия, звуки), а при парциальном доминировании височных зон левого полушария происходит более качественная переработка слухо-речевой информации. Т.о., парциальное доминирование определенных зон мозга усиливает соответствующие функции (в том числе, и в сфере двигательной активности), что имеет прямое отношение и к проблеме двигательной одаренности в спорте [3].

Учет особенностей функциональных асимметрий мозга (ФАМ) в спортивной деятельности имеет большое значение в плане выявления одаренности в определенных сферах психики (например, в двигательной сфере), что связано с парциальным доминированием лобных (двигательных) отделов мозга, в особенности его левой лобной доли. Воспитание спортсменов высокого класса часто ведется на уровне предельных физических и психических напряжений, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.