35,9%, Р<0,05), достоверно меньше - с высоким уровнем самооценки здоровья (12,5% и 22,8%, Р<0,05);
3) среди спортсменов достоверно больше респондентов с высокими уровнями креативности (55% и 37,2%, Р<0,05) и уверенности в себе (75% и 47,4%, Р<0,05), со средним уровнем гуманизма и эмпатии (42,5% и 24,4% Р<0,05; заметим, что студентов с низким уровнем развития данных качеств в ГС, в отличие от ГНС, не обнаружено);
4) в ГС, по сравнению с ГНС, достоверно больше испытуемых, характеризующихся высокими уровнями психологического здоровья (67,5% и 23,1%, Р<0,05).
Результаты исследования показывают, что занятия спортом позитивно влияют на устойчивость настроения, развитие креативности и гуманности, на психологическое здоровье в целом, однако, возможно, являются фактором неоправданно завышенного самоуважения, неудовлетворенности отношениями с близкими и ухудшения физического здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что занятия спортом благотворно влияют на психологическое здоровье личности, хотя и не оказывают однозначно позитивного воздействия на здоровье физическое.
Библиографический список
Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальный двигательный режим (ежедневные занятия физической культурой и спортом продолжительностью от 30 минут до одного часа) характерен только для седьмой части студентов. Следовательно, работа по популяризации здорового образа жизни и вовлечению студентов в занятия оздоровительной физической культурой является актуальной и требует специальной организации. Кроме того, важнейшим направлением работы видится просвещение учащихся в области параметров оптимального двигательного режима (периодичность, длительность, интенсивность занятий), способов эффективного использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьесбе-режения, а также основ самостоятельных занятий физической культурой и спортом и рациональной организации свободного времени. Поскольку занятия спортом благотворно влияют на ряд показателей физического и социально-психологического здоровья личности, то важнейшим направлением оптимизации процесса физического воспитания студентов видится привлечение их к систематическим непрерывным занятиям в спортивных кружках и секциях.
1. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. Москва, 1998.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодёжь и современность. Теория и практика физической культуры. 1995; 4: 2 - 7.
3. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. Москва: Флинта: Retorika, 1999.
4. Курысь В.Н. Система взглядов на образование человека в области физической культуры в онтогенезе. Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Междунар. науч. конф. Ч. 1. Под ред. Я.К. Коблева, Е.Г. Вернжбицкой. Майкоп, 2011: 72 - 81.
5. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Теория и практика физической культуры. 2001; 4: 11 - 13.
6. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства. Available at: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002n1/P2-8.HTM
7. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры. Вопросы философии. 1988; 4.
8. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учебное пособие. Под ред. проф. В. Ю. Лебединского. Иркутск, 2012.
9. Хазова С.А. Личностные качества конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. Теория и практика физической культуры. 2008; 12: 64 - 68.
10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, 2000.
References
1. Bal'sevich V.K. Zdorov'e vdvizhenii. Moskva, 1998.
2. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost'. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1995; 4: 2 - 7.
3. Dubrovskij V.I. Valeologiya zdorovogo obraza zhizni. Moskva: Flinta: Retorika, 1999.
4. Kurys' V.N. Sistema vzglyadov na obrazovanie cheloveka v oblasti fizicheskoj kul'tury v ontogeneze. Fizicheskaya kul'tura i obrazovanie, sport, biomehanika, bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: materialy Mezhdunar. nauch. konf. Ch. 1. Pod red. Ya.K. Kobleva, E.G. Vernzhbickoj. Majkop, 2011: 72 - 81.
5. Lubysheva L.I. Social'naya rol' sporta v razvitii obschestva i socializacii lichnosti. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2001; 4: 11 - 13.
6. Rozhkov P.A. Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta - prioritetnoe napravlenie social'noj poltiki gosudarstva. Available at: http://lib.sportedu.ru/ Press/TPFK/2002n1/P2-8.HTM
7. Stolyarov V.I. Filosofsko-kul'turologicheskij analiz fizicheskoj kul'tury. Voprosy filosofii. 1988; 4.
8. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskoe vospitanie studentov v tehnicheskom vuze: uchebnoe posobie. Pod red. prof. V. Yu. Lebedinskogo. Irkutsk, 2012.
9. Hazova S.A. Lichnostnye kachestva konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008; 12: 64 - 68.
10. Holodov Zh.K. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 21.11.17
УДК 37. 068
Lyashenko M.I., teaching assistant, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk, E-mail: [email protected]
Lebedeva G.A., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Headed of Department of Social and Humanitarian disciplines, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) (Solikamsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL VOLUNTARE AS A TYPE OF VOLUNTARY ACTIVITY OF STUDENTS. The article studies a phenomenon of pedagogical volunteering. The main work of the research includes an analysis of pedagogical, philosophical, sociological, economic and psychological research, revealing the basics, structure, purposes of volunteering. The aim of the article is to substantiate pedagogical volunteerism as an independent kind of volunteer activity of students. The authors focus on the pedagogical activity of volunteers as a means of solving strategic and tactical problems of spiritual and moral upbringing of minors in the place of residence. The materials of the article will also be of interest to those who study the ways and mechanisms of the spiritual and moral education of children.
Key words: volunteerism, professional pedagogical activity and pedagogical activity of volunteers, spiritual and moral education of minors, pedagogical volunteering.
М.И. Ляшенко, ассистент каф. педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, E-mail: [email protected]
Г.А. Лебедева, канд. пед. наук, доц. зав. каф. социальных и гуманитарных дисциплин, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
КАК ВИД ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена феномену педагогического волонтёрства. Основное содержание исследования составляет анализ педагогических, философских, социологических, экономических и психологических исследований, раскрывающих сущность, структуру, назначение добровольчества. Целью статьи является обоснование педагогического волонтёрства как самостоятельного вида добровольческой деятельности студенческой молодёжи. Авторы акцентируют внимание на педагогической деятельности волонтёров как средстве решения стратегических и тактических задач духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних по месту жительства. Материалы статьи будут интересны не только исследователям добровольчества как активно развивающейся социальной практики молодёжи, но и тем, кто изучает способы и механизмы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в современных условиях.
Ключевые слова: волонтёрство, профессиональная педагогическая деятельность и педагогическая деятельность волонтёров, духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, педагогическое волонтёрство.
В последние годы наблюдается устойчивый интерес молодёжи к добровольчеству. Предпочтительными направлениями волонтёрской деятельности являются: экологическое волонтёрство - озеленение муниципальных объектов, уход за животными; событийное и культурное добровольчество, социальное волонтёрство - помощь нуждающимся категориям людей: инвалидам, сиротам, больным детям; благотворительность.
Однако среди всех видов социальной инициативы студенческой молодёжи не было отмечено целенаправленной работы с объединениями несовершеннолетних различных групп («группы риска», группы «норма», детей с ограниченными возможностями здоровья), организации духовно-нравственного воспитания детей и подростков по месту жительства.
Актуальность данного исследования определяется нормативными документами в области молодёжной политики на международном и федеральном уровне: Европейской хартией об участии молодёжи в общественной жизни на местном и региональном уровне; Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Стратегией развития молодёжи Российской Федерации на период до 2025 года. В перечисленных нормативных актах добровольческая деятельность обозначена как приоритетное направление молодёжной политики, способствующее развитию активной гражданской позиции молодого поколения, его профессиональному самоопределению и становлению нравственной, духовно развитой личности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют основной вектор волонтёрской деятельности в детско-юношеской среде - духовно-нравственное воспитание на основе гражданских ценностей с учетом традиционной религиозной культуры. Мы считаем, что перспективным ресурсом, эффективным средством в решении такой социально значимой проблемы, как духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, может стать студенческая молодёжь, вовлеченная в педагогическую волонтёрскую деятельность. В данной статье мы попытаемся определить содержание и специфику педагогического волонтёрства как вида добровольческой деятельности молодёжи.
Волонтёрство как средство, ресурс профессиональной подготовки, формирования профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы (социальных работников, педагогов и психологов) в своих исследованиях анализируют Е.В. Болотова, О.Р Данилова, С.Г. Екимова, В.Р. Каримов, Л.Ф. Козодаева, Н.В. Маковей, В.В. Митрофаненко, И.А. Степанова. З.А. Андержанова, О.В. Митрохина, А.В. Моров, А.В. Пу-тинцев в своих исследованиях в качестве субъектов добровольческой деятельности рассматривают безнадзорных подростков, воспитанников детских домов. По мнению авторов, участие таких детей в профилактике негативных явлений среди сверстников, позволят самим волонтёрам выработать приемлемые модели преодоления своих трудностей, восполнить недостатки собственной социализации. Д.Н. Денисова в своем исследовании анализирует деятельность волонтёров по приобщение детей-сирот к духовно-нравственной культуре. И.Н. Григорьев рассматривает волонтёрскую деятельность как средство формирования гражданской ответственности. С.В. Гальман, Ю.В. Паршина в своих исследованиях показывают, что участие в добровольческой деятельности детей и молодёжи способствует их нравственному воспитанию. С.В. Тетерский добровольческую деятельность
детей и молодёжи связывает с воспитанием социальной инициативности - интегративного качества конкурентоспособной личности, обеспечивающего жизнеспособность, динамичность и мобильность личностного развития в интересах общества и государства. В исследованиях Е.В. Акимовой, Л.Е. Никитиной волонтёрская деятельность рассматривается как направление работы детских и молодёжных общественных организаций.
Необходимо определиться с тем, что такое волонтёрство, какое место занимает педагогическое волонтёрство среди других видов добровольческой практики в России.
Этимологически слово «волонтёр» восходит к латинскому <«о!и^аг^», что означает «добровольный», «действующий по собственной воле», позже это слово появилось во Франции, Англии и Германии[1, с. 28]. В этих странах изначально «волонтёрами» назывались солдаты, поступившие на военную службу исключительно по собственному желанию. В России слова «во-лентир», «волунтер» начали использовать в период правления Петра I, однако не получили широкого распространения. К концу XIX века благодаря организациям «Общество милосердия», «Армия спасения», «Красный крест» слово «волонтёрство» перестало связываться с военной службой и окончательно закрепило значение благотворительной, общественно полезной, бескорыстной деятельности.
Е.В. Акимова, С.В. Гальман, Е.А. Луговая, рассматривая вопрос генезиса добровольчества в России, отметили, что труд на благо ближних, доброделание, милосердие по отношению к нуждающимся всегда были неотъемлемой частью жизни российского общества на протяжении всей его истории. По мнению специалиста в области культурологии Е.А. Луговой, каждый период истории государства связан с появлением определенных форм добровольчества. В Древней Руси добровольчество было представлено как взаимопомощь внутри родовой общины. В период становления государственности, после крещения Руси добровольческая деятельность связывалась с проявлением христианской добродетели. В эпоху Просвещения - как деятельность государственных благотворительных учреждений, подчиненных Приказу общественного призрения (богадельни, сиротские дома, больницы). Добровольчество XIX века - гражданская активность интеллигенции, частная благотворительность. В советский период добровольный труд стал неотъемлемой частью социалистического образа жизни. Люди самоотверженно трудились в военные и послевоенные годы, традицией стали субботники, деятельность скаутских и коммунарских объединений, пионерской и комсомольской организаций [2]. В Российской Федерации 1991 год знаменовал начало новой формы добровольчества, связанной с переходом самоорганизующихся и самоуправляемых добровольческих объединений на новый уровень, уровень институци-онализации, что выражается в создании специальных организационных структур с определенной иерархией, в регламентации волонтёрской деятельности и её юридической легитимизацией [3]. Сегодня этот процесс набирает силу, о чем свидетельствует внимание со стороны государства, признание волонтёрской деятельности одним из приоритетных направлений молодёжной политики и социально-экономического развития Российской Федерации. Данные положения подтверждаются содержанием Основ государственной молодёжной политики на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития.
В связи с легитимацией данного вида деятельности возникла необходимость четкого разграничения способов, форм, направлений добровольчества. Г.П. Бодренкова, Ю.В. Паршина, А.В. Трохина в своих исследованиях предлагают основания для классификации видов волонтёрской инициативы, исходя их
факта временных затрат (регулярное, периодическое, сезонное, эпизодическое), места работы (локальное, национальное и международное добровольчество), возрастной группы, правового статуса (формальное и неформальное волонтёрство), сферы занятости. На сегодняшний день к приоритетным направлениям волонтёрской практики согласно Резолюции Всероссийского форума добровольцев 2016 года относят: «волонтёров победы», социальное, событийное, инклюзивное, медицинское, культурно-просветительское волонтёрство, волонтёрство в чрезвычайных ситуациях, волонтёрство в образовательных организациях, серебряное, корпоративное, экологическое и профессиональное волонтёрство [4].
Мы видим, что среди обозначенных направлений добровольческой деятельности нет педагогического волонтёрства. Данная ситуация связана с тем, что педагогическую деятельность добровольцев рассматривают как составляющую социального волонтёрства. При этом есть основания, которые дают возможность разграничить социальное и педагогическое волонтёрство: круг благополучателей, характер оказываемой помощи.
Социальное волонтёрство имеет достаточно широкую целевую аудиторию: инвалиды, одинокие пожилые люди, воспитанники детских домов, терминальные больные, бездомные, заключенные и др. Характер деятельности добровольцев сводится к поддерживающей практике. Ярким примером социального волонтёрства является деятельность общественной организации «Даниловцы» (г. Москва) [5], осуществляющей с 2008 года регулярную работу добровольческих групп в больницах, детских домах, домах престарелых; оказывающей помощь в ремонте жилья инвалидам и малообеспеченным семьям. Волонтёры также принимают участие в проведении акций, благотворительных ужинов, праздников и балов; переписываются с одинокими людьми, заключенными, кормят бездомных
Педагогическое волонтёрство как отдельное направление добровольческой деятельности имеет свой, но более узкий круг благополучателей - это дети и молодёжь, которым необходима социально-педагогическая помощь. Иными словами, все категории детей и молодёжи, которые нуждаются в участии, заботе, внимании и помощи добровольцев данного направления.
Мы не ставим перед собой задачу сравнивать все направления добровольческой деятельности с педагогическим волонтёр-ством, хотя данное сравнение может еще раз показать самобытность педагогического волонтёрства и законное право на существование как отдельного вида добровольческой деятельности. Считаем важным отметить следующее: каждое направление добровольчества выполняет в большей или меньшей степени воспитательную функцию, способствует решению отдельных воспитательных задач по отношению к самим участникам. В то время как педагогическое волонтёрство преследует цель охвата целенаправленным педагогическим влиянием, прежде всего, благополучателей. Педагогическое волонтёрство является неким объединяющим началом, где вещи и явления, окружающая среда и общество выступают как инструменты воспитания.
Феномен добровольчества стал предметом исследований не только в педагогике, но и в философии, социологии, экономике и юриспруденции, психологии. Каждое научное направление описывает и интерпретирует волонтёрство применительно к своему предмету исследования, концентрируя внимание на отдельных его аспектах. Попробуем, используя методологический ресурс этих наук, дать характеристику педагогического волонтёр-ства как вида добровольческой деятельности.
В философской литературе с античных времен добровольчество рассматривается через соотношение понятий: свобода воли и благо.
В античной мифологии, в трудах Платона, Аристотеля мы видим образ гражданина, проявляющего свободную волю к совершению подвига, героического поступка ради служения народу, государству, справедливости, истине. В работах средневековых мыслителей А. Августина, Ф. Аквинского благо понимается как самоотречение, самопожертвование человека, посвящение себя Богу, а идея свободы воли исчезает. В эпоху Возрождения у Р. Декарта, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо и др. свобода воли и разума человека обретает особую ценность, благо отождествляется с пользой и прогрессом. В немецкой классической философии (Г. Гегель, Л. Фейербах) усиливается дух активной деятельности человека и его альтруизма на благо общества. В марксистской литературе добровольное служение и добровольный труд без эксплуатации во имя свободы, равенства, братства были приоритетами в обосновании целесообраз-
ности социалистических и революционных движений. В зарубежной философии 20 века намечается тенденция к абсолютизации идеи свободы воли, что приводит к пропаганде добровольного жизнеотрицания (А. Шопенгауэр) и реакционного самоутверждения. (Ф. Ницше) Антропоцентрическая доминанта добровольчества, выражающаяся в преобразовательной активности человека, освобожденной от духовно-нравственных критериев, привела к глобальным войнам, катастрофам, разрушению экосферы [6].
Современная философия добровольчества в России опирается на наследие русской религиозной философии Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, где решена проблема свободы воли и блага. Добрая воля человека направлена на благодеяние. Смысл блага заключается в том, чтобы жить и содействовать жизни окружающих людей и природного мира. Этика добровольчества - это созидание, жизнеутверждение, практика подвижничества. Педагогическое волонтёрство, с точки зрения философ-ско-этической мысли, это помощь ребенку в обретении свободы выбора между добром и злом, в понимании смысла и ценности созидательной для себя и других людей жизни, в принятии духовной свободы, которая означает власть над своим эгоизмом и страстями.
Социологи М.И. Баланян, Г.П. Бодренкова, Л.А. Кудринская, М.В. Певная, О.И. Холина на основе анализа отечественного и зарубежного опыта раскрывают специфику феномена добровольчества как социального явления через категории: структурный компонент «гражданского общества», «социальная общность», «социальный институт», «инструмент инновационного и модернизационного развития общества».
Г.П. Бодренкова говорит о волонтёрстве, как о позитивной социальной практике, которая является основополагающим элементом гражданского общества, представляющего собой граждан способных сознательно, без вмешательства государства, самостоятельно решать важные социальные задачи. При этом уровень развития гражданского общества, преодоление бедности и решение многочисленных социальных проблем зависит от вовлеченности граждан в добровольческую деятельность [7].
Научные и методические разработки социологов за последние 15 лет по вопросам конвертации личностных ресурсов добровольцев в коллективные практики, развития общественно-государственного партнерства в создании региональных и муниципальных добровольческих центров, совершенствования системы профессиональной подготовки кадров и популяризации ценностей молодёжного волонтёрства в обществе создали необходимые предпосылки для развития новых направлений в добровольческом движении молодёжи России. Одним из таких направлений, на наш взгляд, является педагогическое волонтёр-ство.
Изучение волонтёрства с экономической точки зрения традиционно осуществляется зарубежными исследователями. Экономические эффекты добровольчества стали объектом исследования А.В. Трохиной. Она солидарна с социологами в оценке этого социального явления как индикатора степени развитости гражданского общества. Исследователь анализирует волонтёрский труд как часть экономики общественного сектора, как особую форму занятости населения. Специфику проявления волонтёрской деятельности автор характеризует через экономические понятия: спрос, субъекты спроса, предложение добровольческого труда, качество рабочей силы, трудовая мотивация, компенсация труда, регулирование социально-трудовых отношений и занятости волонтёров [8]. Опираясь на эти категории, проанализируем педагогическое волонтёрство.
Спрос на педагогический добровольный труд определяется потребностью общества решать проблемы, связанные с негативными явлениями в детско-молодёжной среде и отсутствием достаточного количества кадровых и материальных ресурсов для их решения. А.В. Трохина отмечает, что спрос на добровольный труд может быть регулярным, сезонным и периодическим. Необходимость в педагогической волонтёрской работе в большей степени возникает в летний период, когда значительная часть несовершеннолетних находится за пределами образовательных учреждений и лишена достаточного контроля со стороны родителей. М.Н. Стриханова, Ф.Э. Шереги провели исследование летнего досуга детей в России и отметили, что четверть детей школьного возраста летом лишена организованного отдыха и оздоровления, к этой группе в большей мере относятся дети, находящиеся в социально опасном положении [9, с. 15].
Субъектом спроса на педагогическую деятельность волонтёров является государство, что подтверждается в Страте-
гии развития молодёжи до 2025 года положениями о содействии общественным инициативам в решении задач профилактики негативных явлений в детской и молодёжной среде, о повышении уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения [10]. В число субъектов спроса также входят благотворительные фонды, некоммерческие организации, готовые оказывать помощь в реализации социально-педагогических проектов, акций, мероприятий; религиозные организации, образовательные учреждения, родители детей учетных категорий и сами подопечные.
Предложение волонтёрского педагогического труда - это количество труда и времени, которое доброволец готов отдать работе с детьми различных категорий в летний период, не рассчитывая на материальное (денежное) поощрение. Педагогическое добровольчество реализуется в форме разовых акций, мероприятий или средне- и долгосрочных проектов. Л.Е. Сикор-ская отмечает, что студенты-волонтёры отдают предпочтение разовым акциям и мероприятиям. Притом, что решение задач духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних предполагает длительную, системную работу с детьми. Кроме того, в летний период студенческая молодёжь стоит перед выбором: предложить свой труд детским оздоровительным лагерям, центрам, лагерям дневного пребывания и получить за это деньги или посвятить свое свободное время безвозмездной работе с детьми учетных категорий. Выбор в пользу педагогического во-лонтёрства будет приниматься на основе большого количества факторов: личные потребности и мотивация, оценка собственных сил и возможностей в педагогической работе с детьми, условия труда.
Педагогическое волонтёрство относится к таким видам добровольческой деятельности, где к качеству рабочей силы предъявляются особые требования. Это, прежде всего, связано с особенностями педагогической деятельности как таковой. Педагогическая деятельность подразумевает целенаправленное воздействие на личность и прогнозирование результатов этого воздействия, ответственность за жизнь и здоровье подопечных во время совместной работы. Однако нормативные требования к качеству рабочей силы волонтёра-педагога не закреплены, поэтому их, как правило, определяет та организация, которая привлекает добровольцев к данному виду деятельности.
А.В. Трохина, рассматривая специфику трудовой мотивации добровольцев, отмечает, что, прежде всего, «данный вид занятости способствует удовлетворению потребностей в признании, самоуважении и самоактуализации» [8]. Участие в педагогическом волонтёрстве требует устойчивой мотивации. Поэтому мотивы должны быть связаны с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей (социальных, альтруистических, духовных). Мы считаем, что для осуществления добровольной педагогической деятельности, определяющими мотивами волонтёра должны стать: искреннее желание помочь детям и подросткам «группы риска» в преодолении коммуникативной, деятельностной и (или) интеллектуальной несостоятельности; стремление получить профессиональный, личностный опыт в данном виде деятельности.
Труд добровольца является безвозмездным, т.е. волонтёры не получают за него денежное вознаграждение. Однако, добровольцу могут возместить затраты на питание, транспорт, проживание. Для укрепления трудовой мотивации педагогов-волонтёров применяются методы нематериального поощрения: обучение, предоставление возможности бесплатно посетить культурно-развлекательные мероприятия, (театр, кинотеатр, концерты, музей), также это может быть поездка на молодёжный форум, конференцию, слет и др. Грамоты и благодарственные письма стали особенно актуальными (как вид поощрения) для добровольцев с введением в практику книжек волонтёра, т.к. для их получения сегодня необходимо предоставить портфолио. Получение книжки волонтёра также может стать способом поощрения, символом признания ценности труда добровольца.
На текущий момент добровольческая деятельность, в частности и педагогическая, регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В нем закреплен статус добровольца как «физического лица, осуществляющего благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг» [11]. В законе также указано, что благотворительная деятельность осуществляется в целях «участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи».
Вопрос формализации социально-трудовых отношений с волонтёрами, осуществляющими педагогическую деятельность, возникает в случае их участия в долгосрочных социально-педагогических проектах. В таком случае необходимо определить границы ответственности добровольца за жизнь и здоровье подопечных во время совместной деятельности, добросовестность в выполнении своих обязанностей, доведение оговоренной работы до конца, его обязанности и права: в случае, если доброволец пострадает от действий подопечных, их родителей, в случае возмещения затрат на расходы, которые возникли в процессе деятельности: на транспорт, питание, проживание.
Психолог Е.С. Азарова, исследует волонтёрство с опорой на стуруктурно-морфологичекую парадигму психологического анализа деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Исследователь в своей работе представляет психологическую (внутреннюю) структуру добровольческой деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: потребности, мотивы, цель, личностный смысл, действия, продукт (благо), результат для личности и результат для общества [12]. При этом вызывает возражение наличия компонента «результат для общества»: какое отношение этот компонент имеет к психологической (внутренней) структуре деятельности.
Попробуем раскрыть психологическое содержание педагогической деятельности добровольцев в решении проблем духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, используя компоненты, представленные в исследовании Е.С. Азаровой.
Наряду с основными принципами волонтёрства - безвозмездность, добровольность и нацеленность на общественное благо, педагогическая волонтёрская деятельность предполагает осознанный (осмысленный) подход к выполнению данной деятельности, направленность на получение положительных результатов воздействия на личность благополучателя (детей и подростков), системность и последовательность в решении задач духовно-нравственного воспитания.
Исходными компонентами деятельности, в том числе волонтёрской, являются потребности и мотивы. Педагогическая добровольческая деятельность связана с потребностями высшего порядка: альтруистическими, социальными и духовными. Альтруистические потребности педагогов-волонтёров состоят в искреннем желании бескорыстно помочь детям и подросткам в преодолении возникающих жизненных трудностей, связанных с их интеллектуальной, деятельностной и (или) коммуникативной несостоятельностью в школе и семье: помочь подопечному выявить ту сферу интеллектуальной деятельности, где он сможет быть успешным, найти такие виды деятельности (культурно-творческая, спортивная, игровая, исследовательская и др.), где воспитанник может получить признание сверстников, волонтёров-вожатых, родителей, общества; наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками, членами семьи, волонтёрами-вожатыми и с другими людьми.
Социальные потребности связаны с желанием осуществлять добровольную педагогическую деятельность в группе единомышленников, стремлением получить признание и уважение со стороны своих воспитанников, общества, повысить уровень своей профессиональной компетенции. Для организации процесса духовно-нравственного воспитания у добровольца также должны быть духовные потребности, выражающиеся в желании духовного и нравственного самосовершенствования, более глубокого осмысления традиционных для российского общества духовных ценностей (ценностного отношения к себе, своей семье, обществу, Отечеству, труду, знаниям, природе и миру в целом), стремление к духовно-насыщенному общению с подопечными.
Участие в педагогической волонтёрской деятельности, в частности, решение задач духовно-нравственного воспитания, требует устойчивой мотивации. Длительное и качественное выполнение студентами-добровольцами воспитательной работы может обеспечить наличие совокупности идеалистических (альтруистическое желание способствовать положительным изменениям в духовно-нравственном воспитании детей и подростков, исполнить таким образом свой религиозный, общественный долг) и прагматических мотивов (мотивов выгоды и личностного роста), которые связаны с профессиональным самосовершенствованием, получением опыта работы с детьми учетных категорий, освоение технологий духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, а также с возможностью получения полезных связей.
У студентов могут присутствовать и компенсаторные мотивы: стремление преодолеть чувство одиночества, побороть свои комплексы, обрести чувство уверенности в себе и своих силах в процессе совместной деятельности с детьми, получить признание и уважение своих подопечных. Значимы для студенческой молодёжи мотивы расширения социальных контактов: желание проводить время со своими друзьями, выполняя полезное дело или организуя свой досуг.
На основе потребностей и мотивов формируется идеальный образ результата деятельности, ее цель. Целью добровольной педагогической деятельности является профилактика негативных зависимостей у детей и подростков, нравственной и мировоззренческой дезориентации, духовной беспризорности через предъявление духовно-нравственных ценностей, традиций определенной религиозной культуры, приобщение к историко-крае-ведческому наследию своей территории.
Цель определяет последующие действия и их содержание. Прежде чем действие перейдет во внешнюю деятельность доброволец соотносит свои потребности, желания, интересы, способности с поставленной целью и теми условиями, в которых должна осуществляться работа. Не каждый студент-доброволец готов работать с детьми разных категорий. Кто-то может отказаться от деятельности из-за недостаточной технической оснащенности досуговой площадки или места ее расположения. В процессе принятия решения волонтёр отвечает на вопрос: «Буду ли я в свое свободное время безвозмездно работать с детьми?» После того, как волонтёр определился в выборе, он переходит к планированию, определяет алгоритм действий, которые необходимо совершить для достижения цели. Доброволец определяет время для прохождения специальной психолого-педагогической подготовки, для самостоятельной работы над методической копилкой, программой совместной деятельности с подопечными, над техникой речи, для приобретения недостающих знаний по истории и культуре и др. На протяжении всей работы доброволец проводит оценку самого себя в этой деятельности, отношение детей к нему как старшему товарищу, наставнику, воспитателю, к проведенным мероприятиям и при необходимости корректирует то, что мешает достичь результата.
Результатом или «продуктом» педагогической деятельности волонтёра являются положительные изменения в поведении и деятельности подопечных, которые выражаются в ценностном отношении воспитанников к своей жизни, себе и другим людям; в повышении уровня их социальной компетенции и потребности в общении и достижениях. Возвращаясь к специфике педагогической деятельности, отметим, что в процессе воспитания, нравственного общения изменения происходят не только у воспитанников, но и воспитателей. В итоге у добровольца происходят личностные изменения, связанные с саморазвитием (получение знаний по организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков, повышение уровня историко-культурной, краеведческой образованности (знание значимых исторических фактов о России, крае и территории, знания о православных праздниках и традициях, о традиционных ценностях российского общества (человек, семья, общество, Отечество, знания, труд, природа, мир); самореализацией (возможность применить свои таланты, знания, умения и навыки в работе с детьми, почувствовать собственную значимость, получить признание общества).
Важным компонентом психологической структуры добровольческой педагогической деятельности также являются индивидуально-психологические характеристики волонтёра.
В педагогических исследованиях, посвященных вопросам добровольчества, большинство авторов отмечает его педагогический потенциал - наличие некоторой совокупности воспитательных возможностей, условий для личностного и профессионального становления участников волонтёрской деятельности.
Е.В. Акимова впервые вводит понятие педагогическое во-лонтёрство и рассматривает его как «единство практической и теоретической готовности всех субъектов (подростков и молодёжи, волонтёров, родителей и педагогов) в осуществлении взаимодействия в решении воспитательных задач» [13, с. 136].
На наш взгляд, в этом определении отсутствует главная составляющая - непосредственная практическая деятельность волонтёров. Готовность к деятельности и сама деятельность - это не тождественные понятия, их соотношение можно рассматривать как причину и следствие.
Педагогическое волонтёрство - это педагогическая деятельность, осуществляемая субъектом добровольно и безвозмездно,
направленная на решение социально-педагогических задач в детско-юношеской среде.
Педагогическое волонтёрство может осуществляться как профессионалами, людьми, имеющими соответствующую квалификацию (педагогическое или психологическое образование), так и непрофессионалами, чаще всего студентами педагогических и непедагогических вузов, колледжей, старшими школьниками. Участие непрофессионала в педагогическом волонтёрстве допустимо при условии прохождения им соответствующей психолого-педагогической и методической подготовки.
Педагогическое волонтёрство может быть реализовано в виде индивидуальной работы добровольца с ребенком. Примером такого рода деятельности может считаться программа индивидуального наставничества, реализуемая волонтёрами общественной организации «Старшие братья, Старшие сестры». Добровольцы в процессе индивидуального общения со своими подопечными (детьми, оставшимся без попечения родителей; детьми из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) помогают им раскрыть личностный потенциал, адаптироваться и полноценно участвовать в жизни общества. Еще одним примером индивидуальной адресной помощи является деятельность волонтёров-репетиторов. В г. Москва студенты НИУ ВШЭ реализовали проект «Академия Матиуша»: студенты и выпускники учебного заведения объединились для оказания добровольной помощи воспитанникам детских домов в подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА.
Популярна среди студенческой молодёжи работа в составе волонтёрской группы с коллективом детей и подростков, для выполнения которой достаточно нескольких организационных собраний, инструктажей. К такому виду деятельности относятся разовые акции, игровые мероприятия, проведение творческих мастер-классов. Хотя с точки зрения эффективного воспитательного воздействия к данным формам работы необходимо подходить со всей серьезностью. Именно эти формы подходят для «мягкого воздействия» на воспитанников. Процесс грамотного творческого и игрового общения, наполненный ценностным содержанием, может стать поводом для самоанализа, переоценки своей системы ценностей, поведения, деятельности, побудить к работе над собой. Примером реализации программ групповой работы с детьми и подростками (сироты, воспитанники детских домов, «группа риска», одаренные дети) является деятельность фондов «Кто, если не я?» (действует на территории Ярославской, Тверской, Липецкой и Воронежской областей), «Источник надежды» (г. Пермь), общественной организации ДИМСИ, студенческого волонтёрского объединения «Ребята с нашего двора» (г. Соликамск).
Изучение нормативных документов, педагогических исследований, посвященных проблеме использования волонтёров в педагогической сфере, позволяет нам выявить отличия профессиональной и волонтёрской педагогической деятельности (см. таблицу 1). В контексте нашего исследования педагогическое волонтёрство - это деятельность студентов, будущих педагогов.
Для того чтобы раскрыть специфику педагогического во-лонтёрства в сфере духовно-нравственного мы проанализировали философские, социологические, экономические, психологические и педагогические исследования.
Философия раскрывает исходный смысл педагогического волонтёрства как свободного ценностного выбора человеком созидательной для себя и других людей деятельности. Социология определяет место педагогического волонтёрства в ряду других социальных практик молодёжи и её направленность на решение проблем духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Экономика позволяет оценить экономические эффекты педагогической добровольческой деятельности и условия занятости волонтёров, психология - рассмотреть внутреннюю структуру добровольческой деятельности, составить представление о потребностях и мотивах педагога-волонтёра, о механизмах принятия решения участвовать или не участвовать в данной деятельности и необходимых качествах личности, которые позволят достичь положительных результатов. Опыт педагогических исследований дает возможность определить воспитательный потенциал добровольчества и необходимые требования к педагогической компетенции волонтёров для организации процесса духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних.
Синтез научных взглядов на различные аспекты педагогической деятельности волонтёров помогает нам сделать следующее заключение.
Таблица 1
Сравнение профессиональной педагогической деятельности и педагогической деятельности волонтёров-студентов, будущих педагогов
Параметры сравнения Профессиональная педагогическая деятельность Педагогическая деятельность волонтёров -студентов, будущих педагогов
Целевая аудитория Все категории несовершеннолетних Несовершеннолетние, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке
Требования к качеству рабочей силы Сформированность общекультурных и профессиональных компетенций, что подтверждается документами о профессиональном образовании. Педагогическая деятельность соответствует требованиям Профессионального стандарта педагога. Педагогическое волонтёрство - этап подготовки к профессиональной педагогической деятельности. Специальная психолого-педагогическая подготовка добровольцев определяется содержанием и характером их работы. Требования к качеству подготовки добровольца предъявляются организаторами педагогической деятельности добровольцев.
Условия труда В специально организованных условиях, в образовательной организации в соответствие с нормативными требованиями Добровольная педагогическая деятельность может быть регулярной, сезонной, периодической. Условия работы могут быть разными (в хорошо оборудованном помещении, на улице, на специальной площадке и др.)
Характер труда Педагогическая целесообразность, планомерность, наличие постоянной обратной связи, результативность.
Нормативно-правовое регулирование деятельности Федеральный закон «Об образовании в РФ», с педагогом заключается трудовой договор; Конкретный официальный нормативный документ, регулирующий добровольную педагогическую деятельность, отсутствует. В некоторых организациях издаются локальные акты, определяющие порядок и условия привлечения волонтёров к организации досуга детей.
Требования к результатам труда Требования к образовательным результатам регламентируются ФГОС Требования к результатам педагогической деятельности волонтёров предъявляются организаторами их работы.
Поощрение труда Заработная плата, стимулирующие выплаты, различные формы морального поощрения. Отсутствие материального поощрения; возможна компенсация затрат волонтёров. Используются различные формы морального поощрения
Возрастные ограничения С 18 лет
Педагогическое волонтёрство - это педагогическая деятельность, осуществляемая субъектом добровольно и безвозмездно, направленная на решение социально-педагогических задач в детско-юношеской среде.
Педагогическое волонтёрство как форма занятости студенческой молодёжи имеет свою специфику, определяется особенностью педагогической деятельности, качество и результат которой проявляются в позитивных изменениях личности бла-гополучателя - воспитанника. Для участия волонтёров в среднесрочных и долгосрочных социально-педагогических проектах необходимо обеспечить дополнительное нормативное регулирование этой деятельности, определить специальные требования к подготовке волонтёров и их допуску к реализации проектов, где «высока цена ошибки». Эти требования предполагают наличие
Библиографический список
у каждого добровольца синтеза идеалистических, альтруистических, социальных и прагматических мотивов к осуществлению волонтёрской деятельности; сформированность педагогических компетенций для работы с детьми учетных категорий; наличие модельного и реального опыта проектирования процесса духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних; принятие требований к качеству и условиям труда добровольца на досу-говых площадках.
Для того чтобы педагогическое волонтёрство стало средством духовно-нравственного воспитания, добровольцы должны пройти специальное обучение, разработать собственные проекты совместной деятельности детей и взрослых на досуговой площадке, осознать личностный смысл своего участия в воспитательной работе.
1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Том 1 (А - Д). Москва: Прогресс, 1986.
2. Новая философская энциклопедия. Под редакцией В.А. Степина. Москва: Мысль, 2001.
3. Резолюция Всероссийского форума добровольцев, 22 - 27 октября 2016 г., Санкт-Петербург. Available at: http://xn--80akivbcegdedodc1d.pdf
4. Даниловцы. «О Нас». Available at: www.danilovcy.ru/structure
5. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодёжи: концептуальные основы. Москва: Издательство МосГУ, 2010.
6. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. Москва: АНО «СПО СОТИС», 2013.
7. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: https://rg.ru/2014/12/08/ molodej-site-dok.html
8. Трохина А.В. Занятость волонтёров в России: формирование и регулирование. Диссертация ... кандидата экономических наук. Москва, 2012.
9. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (федеральный закон). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_7495/
10. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Диссертация.кандидата психологических наук. Хабаровск, 2008.
11. Акимова Е.В. Педагогическое волонтёрство в деятельности детско-молодёжных объединений. Диссертация .кандидата педагогических наук. Рязань, 2006.
References
1. Fasmer M. 'Etimologicheskij slovar'russkogo yazyka. Tom 1 (A - D). Moskva: Progress, 1986.
2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Pod redakciej V.A. Stepina. Moskva: Mysl', 2001.
3. Rezolyuciya Vserossijskogo foruma dobrovol'cev, 22 - 27 oktyabrya 2016 g., Sankt-Peterburg. Available at: http://xn--80akiv bcegdedodc1d.pdf
4. Danilovcy. «O Nas». Available at: www.danilovcy.ru/structure
5. Sikorskaya L.E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj deyatel'nosti v socializacii studencheskoj molodezhi: konceptual'nye osnovy. Moskva: Izdatel'stvo MosGU, 2010.
6. Bodrenkova G.P. Sistemnoe razvitie dobrovol'chestva v Rossii: ot teorii k praktike. Moskva: ANO «SPO SOTIS», 2013.
7. Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html
8. Trohina A.V. Zanyatost' volonterov v Rossii: formirovanie i regulirovanie. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Moskva, 2012.
9. O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizaciyah (federal'nyj zakon). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_7495/
10. Azarova E.S. Psihologicheskie determinanty i 'effekty dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya.kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2008.
11. Akimova E.V. Pedagogicheskoe volonterstvo v deyatel'nosti detsko-molodezhnyh ob'edinenij. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2006.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 372.881.161.1
Mandrikova G.M., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department, Novosibirsk State Technical University
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Krotova A.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
METHODICAL QUERY AS A TOOL FOR MODELING OF CONTINUING EDUCATION PROGRAMS (BASED ON THE RESULTS OF A SURVEY OF MONGOLIAN TEACHERS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE). The article raises a problem of modeling programs for improving qualifications of teachers of Russian as a foreign language on the basis of methods of methodological inquiries formed as a result of the questioning of future students of the faculty for advanced training. The authors of the article analyze the results of an experiment (questionnaire) of Mongolian teachers of RCTs with the aim of capturing them in obtaining certain methodological knowledge and practical skills in teaching the Mongols to the Russian language. The answers received are interpreted as methodological inquiries to the authors of the program of advanced training in RCTs.
Key words: methodology of teaching Russian as a foreign language, a methodical inquiry, an experimental questionnaire, a model for a program of advanced training in RCTs.
Г.М. Мандрикова, д-р филол. наук, доц., зав. каф. филологии, Новосибирский государственный технический
университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
А.Г. Кротова, канд. филол. наук, доц. каф. филологии, Новосибирский государственный технический университет,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАПРОС КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО)
Статья подготовлена в ходе реализации гранта в форме субсидии, полученного в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020 годы.
В статье ставится проблема моделирования программы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе системы методических запросов, сформированной в результате анкетирования будущих слушателей факультета повышения квалификации. Авторы статьи анализируют результаты эксперимента (анкетирования) монгольских преподавателей РКИ с целью выявления у них необходимости в получении тех или иных методических знаний и практических навыков в обучении монголов русскому языку. Полученные ответы интерпретируются как методические запросы к авторам программы повышения квалификации по РКИ. Методический запрос в этом случае понимается как указание на необходимый аспект рассмотрения той или иной методической категории и на целесообразную глубину его рассмотрения.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, методический запрос, экспериментальное анкетирование, модель программы повышения квалификации по РКИ.
Всё ужесточающиеся требования к преподавателю высшей школы в части постоянного (и читай - непрерывного) повышения его квалификации (к профессиональному теперь в обязательном порядке добавились информационно-коммуникационные технологии и - для тех, кто не имеет педагогического образования -педагогика) вынуждают руководителей факультетов повышения квалификации (ФПК) и преподавателей, ведущих курсы повышения квалификации (ПК), существенно пересматривать структуру и содержание своих дисциплин в сторону их оптимизации. Действительно, позволить себе полугодовой, месячный или даже двухнедельный курс обучения на ФПК может далеко не каждый преподаватель, желающий получить новые знания / компетенции. И дело даже не в оплате таких курсов, хотя их стоимость достаточно высока: в условиях тотального сокращения и слияния кафедр и вузов нагрузка доцента (а именно эти люди несут на себе основное бремя учебной, научно-исследовательской и
организационно-методической работы) не позволяет ему надолго отрываться от учебного процесса. Понятно, что под удобным словом «оптимизация» чаще всего понимается сокращение времени, затрачиваемого на освоение такого курса ПК: как правило, это переход на дистанционную модель и замена тренинга обзорными лекциями, проведение которых может «прикрепляться» к научным конференциям - съездил на конференцию и заодно повысил квалификацию. Если речь идет о сугубо научной составляющей определенной научной области, то такие формы ПК вполне разумны, однако в случае с повышением квалификации в областях, предполагающих практическое владение преподавателем новыми знаниями, фактически компетенциями (в нашем случае речь идет о лингводидактике, в частности повышении квалификации по методике преподавания русского языка как неродного \ иностранного), то такая оптимизация никакой пользы, кроме соответствующего документа, не приносит.