Научная статья на тему 'Волонтёрство как социологическая категория: определение понятия'

Волонтёрство как социологическая категория: определение понятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7971
962
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЁР / ВОЛОНТЁРСКИЙ ТРУД / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM / VOLUNTEERING ACTIVITY / VOLUNTEER / VOLUNTEERING LABOR / SOCIAL COMMUNITY / SOCIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певная Мария Владимировна

В статье анализируются различные трактовки понятия «волонтёрство» в словарных статьях, в нормативно-правовых документах, в научной литературе, опубликованной за рубежом, и в публикациях российских исследователей. Теоретическое исследование позволило раскрыть сущность определения волонтёрства как социологической категории в процессе выявления и систематизации его ключевых принципов и признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A SOCIOLOGICAL NOTION: AN ATTEMPT OF CONCEPT DEFINITION

The article is devoted to the problems of the interpretation such a concept as a volunteering in dictionaries, in legal documents, in different scientific articles and monographs. It was found that conventional understudying of the volunteering captures only some particular aspects. The theoretical research has led to the essence of the volunteering as a sociological notion. We identified and classified by the principles and features of the volunteering as a social phenomenon.

Текст научной работы на тему «Волонтёрство как социологическая категория: определение понятия»

ББК 60.561.7 YAK 316:364-32

M.B. ПЕВНАЯ

M.V. PEVNAYA

ВОЛОНТЁРСТВО КАК СОиИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

VOLUNTEERING AS A SOCIOLOGICAL NOTION: AN ATTEMPT OF CONCEPT DEFINITION

В статье анализируются различные трактовки понятия «волонтёрство» в словарных статьях, в нормативно-правовых документах, в научной литературе, опубликованной за рубежом, и в публикациях российских исследователей. Теоретическое исследование позволило раскрыть сущность определения волонтёрства как социологической категории в процессе выявления и систематизации его ключевых принципов и признаков.

The article is devoted to the problems of the interpretation such a concept as a volunteering in dictionaries, in legal documents, in different scientific articles and monographs. It was found that conventional understudying of the volunteering captures only some particular aspects. The theoretical research has led to the essence of the volunteering as a sociological notion. We identified and classified by the principles and features of the volunteering as a social phenomenon.

Ключевые слова: волонтёрство, добровольчество, волонтёрская деятельность, волонтёр, волонтёрский труд, социальная общность, социальный институт.

Key words: volunteering, volunteerism, volunteering activity, volunteer, volunteering labor, social community, social institution.

В современном информационном пространстве все чаще звучат высказывания о развитии волонтёрства в мире, в стране, на конкретной территории. Все больше и больше говорят о тех масштабах, которые охватывает это явление, о пользе, которую оно несёт человеческому обществу. Становится понятным, что за каждым таким официальным и неофициальным признанием стоит понимание значимости волонтёрства.

С целью анализа заявленной в названии социологической проблемы обратимся к истокам самого понятия «волонтёрство». «Волонтёрство» — слово, восходящее к французскому «volonte», означающему волю либо желание человека [22, с. 169]. В американском словаре даётся определение волонтёра как человека, который работает в каких-либо службах по своей собственной воле [7, р. 1408].

Термины «волонтёр» и «волонтёрство» равнозначны таким славяноязычным понятиям, как «доброволец» и «добровольчество». Анализ справочной литературы, изданной в дореволюционной России, показывает, что обе трактовки воспринимались исключительно в военном контексте. Например, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона даётся следующее определение: «Волонтёръ - добровольно поступающей на военную службу охотником или вольноопредъляющимсяя» [15, с. 461]. В Большой советской энциклопедии «добровольчество» определяется как один из способов комплектования и пополнения вооружённых сил, основанный на привлечении в войска добровольцев [13, с. 599]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова выделены два значения слова «доброволец»: 1)человек, добровольно вступивший в действующую армию; 2) тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу [28, с. 125].

Таким образом, на этимологическом уровне значения анализируемых понятий «волонтёрство» и «добровольчество» синонимичны. Можно также говорить о том, что в содержательном толковании на уровне словарных опре-

делений имеет место структурное единство их интерпретации. По существу, они включают в себя обозначение общности добровольцев или волонтёров, реализующих определённый вид деятельности, направленный на достижение конкретных целей и задач.

Итак, термины «волонтёрство» и «добровольчество» имеют следующие характеристики: 1) в основе понятия лежит деятельность, которой акторы (деятели) занимаются по доброй воле, по своему желанию, по собственному выбору; 2) люди, реализующие такого рода деятельность (работу), не ожидают какого-либо материального вознаграждения за результаты своего труда; 3) данная деятельность обнаруживает признаки институционально закреплённой.

Анализ источников и научной литературы показывает, что до середины XIX века понимание добровольчества и, соответственно, его трактовки сопрягаются с основами христианского вероучения, идеей «служения государству». В середине XX века суть понятия связывается со значением «служение Родине», к концу века терминологическое значение добровольчества смещается в область социальной поддержки и защиты. Это проявляется в равнозначности употребления понятий «волонтёрство» и «добровольчество», что очень часто находит отражение в различных источниках, когда авторы используют понятия как синонимы. Однако на первый план по значимости мы будем ставить в своём исследовании «волонтёрство» в силу ряда следующих причин: широкой международной распространённости термина «волонтёрство» в сравнении с «добровольчеством»; глобальным уровнем использования этого термина; масштабом самого феномена.

Далее мы будем анализировать понятие «волонтёрство» с точки зрения его использования в нормативно-правовых документах, в научной литературе, опубликованной за рубежом, и в публикациях, появившихся в нашей стране.

На международном уровне ключевой смысл понятия отражён во «Всеобщей Декларации Добровольчества» 1990 года. В основных положениях данного документа относительно определения смысла волонтёрства необходимо отметить три ключевых признака: 1)на уровне субъекта (индивидуально-личностный уровень) - осмысленный и осознанный выбор деятельности; 2) на уровне общности (социальный уровень) - позитивная ориентация на солидарность, объединение с другими людьми, на совместную деятельность с целью улучшения качества жизни; 3) на уровне общества (социетальный уровень) - значимость сбалансированного экономического и социального развития.

Новая редакция Декларации, утверждённая в 2001 году, определяет «волонтёрство как фундамент гражданского общества» [16]. В документе более чётко выделена сущность волонтёрства как индивидуального или группового действия; определена значимость волонтёрства для общества, которая заключается в продвижении и поддержании общечеловеческих ценностей, укреплении социальных связей внутри сообществ и за их пределами. Именно эта характеристика позволяет оценивать действия (поведение) волонтёров во всем мире относительно целостно благодаря единству их целей и задач. Документ обозначает также ценность волонтёрства для индивида, которая выражается в возможности реализовать свои права, развить свой личный потенциал. Декларация принята и определяет национальные стратегии развития волонтёрства более чем в 80 странах мира, включая Россию.

В очередном докладе международной организации «Волонтёры ООН» отмечается следующее: «Термины, которые определяют волонтёрство в разных языках и культурах, отличаются друг от друга, но ценности, которые лежат в их основе: желание внести свой вклад в общее благо, свободная воля, дух солидарности, отсутствие ожидания материального вознаграждения, -являются общими и универсальными. Добровольцы мотивированы такими ценностями, как справедливость, равенство и свобода» [8, р. 5]. Благодаря

анализу трактовок волонтёрства в международных нормативно-правовых документах уточняется и дополняется ряд значимых характеристик субъекта волонтёрской деятельности. Волонтёра как актора характеризуют: свободный и осознанный выбор деятельности; ориентация на солидарность, совместную деятельность, единение с другими людьми; желание принести практическую пользу; отсутствие ожидания материального вознаграждения за свой труд; ответственное отношение к деятельности.

В российском законодательстве первоначально волонтёрство не было чётко определено. Если в 1995 году в федеральном законодательстве использовался термин «добровольная деятельность» как составляющая благотворительности, а под её участниками понимались добровольцы [6], то к 2009 году в нормативно-правовом дискурсе появляется термин «волонтёрство» как тождественный «добровольчеству». Согласно утверждённой в 2009 году Правительством РФ «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ», благотворительность и добровольчество (волонтёрство) начинают официально рассматриваться отдельно друг от друга. При этом добровольчество определяется «как ресурс развития общества, способствующий формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющий дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев» [21, с. 1]. В этом документе рассмотрение волонтёрства в рамках российского нормативно-правового дискурса принципиально отличается от общемирового представления. В тексте чётко прослеживается подмена международной трактовки во-лонтёрства как формы гражданского участия его рассмотрением как ресурса государства, как помощи, которую должны оказывать российские граждане не обществу, а своему государству. Некоторые специфические особенности в понимании добровольчества закладываются и в «Кодексе добровольцев России», где чётко ограничены рамки добровольчества территорией отдельного государства. В этом документе декларируется, что «добровольцев объединяет активная жизненная позиция, желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление приносить пользу людям и своей стране» [19, с. 183].

В методических рекомендациях по развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи в субъектах РФ, а также в ряде региональных правовых актов даётся определение добровольческой деятельности как «формы социального служения, осуществляемой по свободному волеизъявлению граждан, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг...» [27]. Добровольчество (волонтёрство) определяется также как «форма обеспечения занятости населения.» [20]. Здесь легко обнаруживается, что добровольчество (волонтёрство) является составляющей государственной социальной политики.

Далее остановимся подробнее на анализе авторских концепций, оценке исследовательских определений для того, чтобы охарактеризовать, что представляет собой волонтёрство как социологическая категория. Нами было проанализировано более 80 дефиниций, в которых нашли своё отражение взгляды различных специалистов, идеи российских и зарубежных ученых. Исследование показало, что в наибольшем числе определений волонтёрство характеризуется как деятельность. Однако ключевые акценты авторы ставят либо на характеристиках субъекта-объекта этой деятельности, её содержании, формах и методах, либо целях и результатах.

Х. Анхер и Л. Саломон провели анализ дефиниций волонтёрства в различных странах и доказали, что английский и американский концепт «volunteering», французский «voluntariat», итальянский «voluntariato», шведский «frivillig verksamhet» и немецкий «ehrenamt», несмотря на однотипный перевод, имеют разную историю возникновения и разное культурное и политическое значение. Проанализировав ряд исследовательских работ, они пришли к выводу, что в Австралии и Великобритании волонтёрство определяется как

институт гражданского общества, как общественный сектор, который отделен от государства и бизнеса. В других странах исследователи волонтёрства, несмотря на существующие отличия, особое внимание уделяют в его определениях сфере общественных услуг и общественной пользе от них [1, p. 5]. М.С. Шераден трактует волонтёрство как «услуги, которые оказываются в организованной форме существенного участия и вклада в местном, национальном или мировом сообществе, которые признаются и ценятся обществом, с минимальной денежной компенсацией для участников»[4, p. 147].

Признание в обществе ценности волонтёрства - одна из важнейших сущностных характеристик феномена. Оно находит своё отражение в сознании людей. В частности, Т.А. Лисовская, исследуя концепт «volunteering» в языковом сознании американцев, выявила, что ценность волонтёрской работы для них заключается в совместных усилиях на благо общества, проявляется в субъективной оценке этой работы как почётной (honorable), требующей определённой самоотдачи и навыков (hardworking, qualified) [24].

Британские исследователи обозначают волонтёрство как «обязательство тратить своё время и энергию на благо общества, сообщества, на благо окружающих людей, не являющихся их родственниками. Волонтёрство осуществляется свободно и по собственному выбору, без ожидания какого-либо материального вознаграждения за труд» [10, p. 229]. В зарубежных концепциях большую значимость имеет признание ценности волонтёрства для самих волонтёров. В этой связи К. Бидерман отмечает: «В последнее время в сфере волонтёрской работы в Великобритании обнаружились значительные изменения, в частности, альтруистическая помощь другим перешла в добровольную, убеждённую активность, в которой собственные интересы совмещаются с помощью другим» [11, с. 39]. Таким образом, аксиологический смысл в определении волонтёрства британская исследовательница вкладывает в значимость ценности волонтёрской деятельности для самого волонтёра, который соотносит свои идеи, убеждения, возможности и потребности с потребностями других людей.

Выделенная особенность находит отражение в концептуальном подходе канадского социолога Р.А. Стеббинса, который определяет волонтёрство как серьёзный досуг, «как устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist) или участника общественной (само)деятельности — волонтёра (volunteer), которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью» [32, с. 65]. Безусловно, речь идёт лишь об одной из форм волонтёрской деятельности, которая носит регулярный характер. Однако аксиологический смысл для субъекта волонтёрского труда здесь все равно остаётся определяющим.

Исследователи американского университета имени Д. Хопкинса, которые более 20 лет изучают волонтёрский труд по всему миру, определяют волонтёрство «как комплекс мероприятий, как реализованный в свободное время вид работы без всякой денежной компенсации...» [9, р.224]. С точки зрения европейских исследователей, «волонтёрство - это сумма действий, которые граждане осуществляют друг для друга безвозмездно по своей доброй воле» [5, p. 7]. Определяющим здесь является система взаимосвязанных действий и гражданское взаимодействие.

Крайне важен в определениях акцент на социальный и экономический эффект волонтёрской деятельности, который английский исследователь Ю. Бигбедер определяет как «.пробуждение потенциала членов общества для улучшения качества их жизни» [3, p. 104]. Экономический эффект оценивается через труд как экономическую категорию. Руководством МОТ даются следующие характеристики по измерению волонтёрского труда: экономический эффект или экономическое значение; отсутствие оплаты; наличие выгоды для людей, не являющихся волонтёру близкими родственниками; наличие выбора работы волонтёром без принуждения и внешних обязательств; равнозначность формального и неформального характера тру-

да волонтёров [30, с. 4]. Австрийские исследователи дополняют данный перечень следующими признаками: продолжительностью или регулярностью деятельности; её организованным характером; личной незаинтересованностью и отсутствием пользы для ближайших родственников [2, p. 6].

Российские исследователи рассматривают волонтёрство как форму общественной благотворительной деятельности, которую характеризует отсутствие жёсткой регламентации и вовлечение широкого круга субъектов. Л.В. Болотова даёт следующую концептуальную трактовку: «Добровольчество — это деятельностная форма благотворительности, мотивированная гуманистическими ценностными ориентациями субъекта, не ставящего целью получение для себя материальной выгоды, и выражающаяся в виде непринудительного альтруистического труда, направленного на социальную поддержку людей, не состоящих с ним в родственных, соседских, дружеских и иных личных связях. Её аксиологический смысл — бескорыстное служение людям» [12, с. 8]. Как нам кажется, это одно из типичных определений российских ученых, где выделены четыре характеристики: 1) волонтёрство как деятельностная форма благотворительности; 2) альтруистическая направленность деятельности без материальной выгоды, без принуждения; 3) субъект волонтёрской деятельности мотивирован гуманистическими ценностями; 4) объект деятельности - социальные группы, которым требуется социальная поддержка.

И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон обозначают добровольчество (волон-тёрство) как «бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность на благо других людей или общества, как разновидность филантропических практик» [29, с. 10]. Подчеркнём, что речь идёт о деятельности как благотворительности, как о помощи неимущим, нуждающимся [14, с. 835]. В работах Е.Ю. Меньшиковой и Л.Е. Сикорской также продемонстрировано сужение поля волонтёрства до сферы социальной работы, характерное для многих российских авторов [25; 31]. Российские авторы часто сводят определения волонтёрства к альтруистическому характеру деятельности, к проявлению гуманности и милосердия, к бескорыстному служению людям, обращаются к «этосу служения, спасения» [17,с. 8].

По нашему мнению, «этос служения», моральный долг, выраженный в волонтёрстве, в сочетании с прагматическим целеполаганием может приносить человеку определённое удовлетворение. В связи с поставленной проблемой И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон отмечают, что добровольчество представляет собой труд, и в этом смысле не может являться досугом [26, с. 225]. Мы не можем согласиться с обозначенной выше авторской позицией, так как само понятие «досуг» имеет разные трактовки и не ограничивается в современном понимании только сферой развлечения и удовольствия. Главная идея состоит в том, что досуг обеспечивает устойчивое удовлетворение физических и духовных потребностей каждого человека, о чем и писал Р.А. Стеббинс.

Ещё один интересный подход к определению волонтёрства представлен А.А. Клепиковой, которая рассматривает этот феномен через категорию «профессия» как любую деятельность, обладающую специфическими навыками, знаниями и практиками. Анализируя работу волонтёров в одном из специализированных социальных учреждений, она пишет: «Добровольцы представляют свою деятельность не как моральное, альтруистическое призвание, но выстраивают свою идентичность, прежде всего как профессиональные работники» [18, с. 406]. Речь идёт содержательно об одном и том же виде деятельности, функционально реализуемом по-разному социальными работниками и волонтёрами.

В анализе подходов к определению волонтёрства через профессиональную деятельность и деятельность, осуществляемую в свободное время, объединяющим началом выступает реализация трудовой функции. Благодаря этому основанию проявляется ряд общих характеристик волонтёрства, суть

которых отражает категория свободы. Речь идёт о свободе выбора, свободе волеизъявления, свободе действий волонтёров. Л.А. Кудринская отмечает, что категория свободы является ключевой для понимания сущности добровольческого труда. Его формирование тесно связано с освобождением труда от всех видов принуждения: социального, экономического, административно-правового, идеологического. Эта свобода базируется на самодостаточности индивида в материальной и духовной сфере [23, с. 153]. Именно в волон-тёрстве свобода, являясь его сущностной характеристикой, проявляется не только применительно к целеполаганию, но и к возможности реализации его в объективно-предметной составляющей деятельности.

Переходя к рассмотрению нашей точки зрения на проблему определения волонтёрства как социологического понятия, мы хотели бы, в первую очередь, обратиться к характеристике методологических оснований в анализе этой проблемы.

Важнейшим среди них является признание того, что одним, пусть даже очень широким и объёмным, определением волонтёрства мы не сумеем раскрыть его основные сущностно-содержательные характеристики. Отсюда решающее значение приобретает применение основных методологических подходов к анализу волонтёрства. В качестве таковых мы называем системный, институциональный, общностный, деятельностный подходы. Это приводит к необходимости дать общую сущностно-содержательную характеристику волонтёрства как системы, института, социальной общности, вида деятельности.

Ещё одним важным методологическим основанием выступает типология социальных действий М. Вебера. В нашем случае выделенные М. Вебером «чистые типы» действия - целерациональное и ценностно-рациональное — находятся в определённом сопряжении. Волонтёрская деятельность может по сути своей иметь осознанную направленность, определённую гуманистическими ценностями и идеалами, и в то же время рационально поставленную цель, ориентирующую поведение индивида. На стыке целерационально-го и ценностно-рационального типов действий актуализируется суть самой волонтерской деятельности в её социальном и аксиологическом смыслах, выраженных в прагматической пользе для общества, в значимости для людей, на которых направлена эта деятельность, в ценности для самих волонтёров.

Наше понимание сущности волонтёрства основано на выявлении его принципов и признаков, которые необходимо разделять, но ни в коем случае не отождествлять, как это можно сегодня встретить в отдельных работах. Говоря о принципах, мы имеем в виду: сочетание объективного и субъективного; целостность; сочетание целерационального и ценностно-рационального типов действий; органическая солидарность; свободная деятельность; деятельность за пределами семейных и дружественных отношений; альтруистическая направленность; наличие цели как достижения определённых результатов.

Рассмотрение волонтёрства как системы, социального института, социальной общности, деятельности возможно только лишь на основе сочетания указанных выше принципов и основных признаков характеризуемого феномена. К числу этих признаков, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие:

1) включённость волонтёрства в более широкий контекст социальных, экономических, политических отношений;

2) наличие нормативных характеристик на основе общечеловеческих и гуманистических ценностей;

3) реализация волонтёрства как формы социального взаимодействия на основе сочетания его национальны и интернациональных проявлений;

4) наличие процессуального характера деятельности;

5) реализация волонтёрства в свободное от основной работы время, достижение практической пользы, наличие организованного характера труда;

6) наличие у субъекта волонтёрской деятельности таких характеристик, как отсутствие ожиданий какого-либо материального вознаграждения за результаты своего труда, осмысленный и осознанный выбор, ответственное отношение, удовлетворение процессом и результатами волонтёрской деятельности;

7) наличие социальных, экономических, политических, культурных ресурсов;

8) наличие общих ценностей, интересов, установок как основы формирования социальной идентичности волонтёрства.

Выделенные принципы и признаки демонстрируют всю сложность как самого феномена волонтёрства, так и его теоретического определения. Представленная систематизация позволит нам дать ряд взаимодополняющих друг друга сущностно-содержательных трактовок волонтёрства с позиции системного, институционального, общностного и деятельностного подходов. Каждая из этих трактовок включает в себя в качестве обязательных компонентов структуру, принципы, признаки и цели волонтёрства в его четырёх основных ипостасях.

С позиций системного подхода волонтёрство - это функционирующая в широком контексте социальных, экономических, политических отношений общественная система взаимодействующих добровольческих структур (субъектов волонтёрской деятельности), базирующаяся на принципах целостности, солидарности, сочетания объективного и субъективного и характеризующаяся следующими признаками: реализацией волонтёрства в качестве формы социального взаимодействия его национальных и интернациональных проявлений; использованием социальных, экономических, политических, культурных ресурсов; наличием общих ценностей, интересов, установок, формирующих добровольческую социальную идентичность. Говоря о целях волонтёрства как социальной системы, мы можем рассматривать их с позиций внутренней и внешней направленности. Внутренние цели означают воспроизводство и развитие волонтёрства как такового и предполагают укрепление его единства и сплочённости, социализацию, трансляцию культурных ценностей и духовных традиций, мобилизацию социальных, экономических, политических, культурных ресурсов, активизацию личностного потенциала добровольцев. Внешние цели связаны с получением реальных результатов и практической пользы объектами волонтёрской деятельности.

Применяя институциональный подход к волонтёрству, мы рассматриваем его как институт гражданского общества, базирующийся на принципах целостности, органической солидарности, сочетании объективного и субъективного и включающий в свою структуру: общности волонтёров различных организационных форм; волонтёрские практики как социальное взаимодействие их национальных и интернациональных проявлений; социальные, экономические, политические и культурные ресурсы; легитимные нормы и правила волонтёрской деятельности на основе общечеловеческих и гуманистических ценностей; традиции и образцы поведения добровольцев. Целью института волонтёрства является содействие эффективной реализации социальной политики, направленной на самые разные социальные группы общества, его сбалансированное социальное и экономическое развитие, а также укрепление солидарности внутри добровольческого движения.

С позиций общностного подхода мы рассматриваем волонтёрство как реально существующую, относительно единую и самостоятельную взаимосвязь (социальную общность) людей как субъектов добровольческой деятельности, базирующуюся на принципах целостности, органической солидарности, сочетания объективного и субъективного, альтруизма и характеризующуюся рядом следующих признаков: включённость общности волонтёров в более широкий контекст социальных, экономических, политических отношений; наличие у неё социальных, экономических, политических, культурных ресурсов; наличие общих ценностей, интересов, установок как основы формирования социальной идентичности рассматриваемой общности; отсутствие ожи-

даний у членов общности материального вознаграждения за результаты своего труда, осмысленный и осознанный выбор, ответственное отношение, удовлетворение процессом и результатами волонтёрской деятельности. Целью общности волонтёров является формирование собственной идентичности, общественное признание их труда, приносящего конкретную практическую пользу объектам добровольческой деятельности.

Применительно к трактовке волонтёрства с позиции деятельностного подхода мы рассматриваем его как вид деятельности, основанный на принципах сочетания целерационального и ценностно-рационального типов деятельности, свободы от внешнего принуждения, возможности выбора варианта действия, альтруизма, деятельности за пределами семейных и дружественных отношений. Признаками волонтёрства как деятельности являются: её процессуальный характер и позитивная направленность; реализация добровольной деятельности в свободное от основной работы время; отсутствие у волонтёров ожиданий материального вознаграждения за результаты своего труда, его осмысленный и осознанный выбор, ответственное отношение, удовлетворение процессом и результатами волонтёрской деятельности. Целью волонтёрской деятельности является достижение социального и экономического эффекта и практической пользы для её объекта.

Литература

1. Anheier, H.K. Volunteering in cross-national perspective: Initial comparisons [Тех^ / H.K. Anheier, L.M. Salamon // Civil Society Working. - Manchester. -Paper 10. - 2001. - 20 р.

2. Badelt, C. Das Volumen ehrenamtlicher Arbeit in Österreich [Тех^ / C. Badelt, E. Hollerweger // Working Paper. - No. 6. - Wien : Wirtschaftsuniversität Wien, Abteilung für Sozialpolitik. - Р. 7 - 21.

3. Beigbeder, Y. The Role and Status of International Humanitarian Volunteers and Organisations: The Right and Duty to Humanitarian Assistance [Тех^ / Y. Beigbeder. - Boston, London : Martinus Nijhoff, 1991. - 212 р.

4. Devereux, Р. International Volunteers: Cheap help or transformational solidarity toward sustainable development [Тех^ / Р. Devereux. - Murdoch University, 2010. - 407 р.

5. Involving of third country nationals in volunteering: final project report [Тех^. — EC, 2006. - 116 р.

6. № 135 - ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». - М., 1995. - 9 с.

7. Standart dictionary of the English language [Тех^. - N. Y. : Funk & wagnalls company, 1963. - 2500 р.

8. State of the World's volunteerism Report [Тех^ // Universal Values for Global Well-being. - Denmark : United Nations Volunteers (UNV), 2011. - 148 р.

9. Sаlomon, M. Measuring the economic value of volunteer work globally: concepts, Estimates and a roadmap to the future [Тех^ / M. Sаlomon, S. Sokolows-ki, М. Haddock // Annals of Public and Cooperative Economics 82:3 : Johns Hopkins University, - USA. - 2011. Wardell, F. Who is volunteer? [Текст] / F. Wardell, J. Lishman, L.G. Whalley // British journal of social work. - (2000). 30. - Р. 217 -252.

10. Бидерман, К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтёрских программ в Великобритании [Текст] / К. Бидерман / пер. с нем. М. Сан-никовой, И. Мюллер. - М. : British association of settlements and social action centres, 1999. - 64 с.

11. Болотова, Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л.В. Болотова. - Тамбов : ТГУ, 2007. - 23 с.

12. Большая советская энциклопедия : в 59 т. [Текст] / под общ. ред. Б.А. Введенского. - М. : ГНИ БСЭ, 1952. - Т. 14. - 656 с.

13. Большой словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Е.А. Гришиной. - М. : АСТ, 2003. - 957 с.

14. Брокгаузъ, Ф.А. Новый энциклопедический словарь : в 29 т. [Текст] / Ф.А. Брокгаузъ, И.А. Ефронъ. - СПб. : Брокгаузъ-Ефрон, 1911. - Т. 11. - 911 с.

15. Всеобщая декларация волонтёров [Электронный ресурс]. - Амстердам, 2001. - Режим доступа : http://www.volunteer.rU/5/1/5_1_dekl_e.ht.

16. Елютина, М.Э. Рецензия на книгу: Добровольчество: ценности, организация технологии : сборник научных статей [Текст] / М. Э. Елютина // Вестник ПАГС. - 2009. - С. 224 - 226.

17. Клепикова, А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжёлой инвалидностью: конструкты волонтёрства и профессионализма [Текст] / А.А. Клепикова // Журнал исследований социальной политики. - 2011. - Т. 9. - № 3. - С. 406 - 418.

18. Кодекс добровольцев России [Текст] // Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики. - М. : Созидание, 2010. - 256 с.

19. Концепция развития добровольчества как формы социальной организации в Пермском крае на 2009 - 2011 гг. [Электронный ресурс]. - Пермь, 2009. -Режим доступа : vsesvoi.ru>data/addons/Volunteering.doc.

20. Концепция содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» [Электронный ресурс]. - М., 2009. - Режим доступа : http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety.

21. Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов [Текст] / Л.П. Крысин. -М. : Эксмо, 2010. - 944 с.

22. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции [Текст] : дис. ... д-ра социолог. наук / Л.А. Кудринская. - М., 2006. - 298 с.

23. Лисовская, Т.А. Концепт volunteering в сознании американцев [Текст] / Т.А. Лисовская // Вестник ВГГУ. - 2010. - Т. 4. - № 2. - С. 73 - 75.

24. Менщикова, Е.Ю. Социальная работа и волонтёрство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Текст] / Е.Ю. Меньшикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42 - 53.

25. Мерсиянова, И.В. Практики филантропии в России: вовлечённость и отношение к ним населения [Текст] / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон. - М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2009. - 201 с.

26. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности по развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи в субъектах РФ [Электронный ресурс] : документы департамента молодёжной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ. - М., 2009. - Режим доступа : http://youth. minstm.gov.ru.

27. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

28. Потенциал и пути развития филантропии в России [Текст] / под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона. - М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. - 430 с.

29. Руководство МОТ по измерению волонтёрского труда по официальным данным обследований рабочей силы [Текст ] // Johns Hopkins International Labour Organization Volunteer Measurement Project Technical Experts Group on the Measurement of Volunteer Work. - Geneva, Switzerland, 2007. - 129 р.

30. Сикорская, Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтёров социальной работы [Текст] / Л.Е. Сикорская // Социс. -2007. - № 9. - С. 53 - 57.

31. Стеббинс, Р.А. Свободное время к оптимальному стилю досуга [Текст] / Р.А. Стеббинс ; пер. с англ. Д.А. Кувардина // Социс. - 2006. - № 7. -С. 64 - 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.